Библия про Иисуса Христа

Иисус говорит о будущем(A)

24 Когда Иисус выходил из храма, к Нему подошли ученики, которые хотели показать Ему здания храма.

2 – Видите все это? – спросил их Иисус. – Говорю вам истину: здесь не останется и камня на камне, все будет разрушено.

Начало бедствий

3 Когда Иисус сидел на Оливковой горе, ученики подошли к Нему и спросили Его наедине:

– Скажи нам, когда это произойдет, и какое знамение укажет на Твое возвращение и на конец нынешнего мира?

4 Иисус ответил им:

– Смотрите, чтобы никто не обманул вас, 5 потому что многие будут приходить под Моим именем, говоря: «Я Христос», и многих обманут. 6 Вы услышите о войнах, настоящих и грядущих, но пусть вас это не пугает. Все это должно произойти, но это еще не конец. 7 Потому что народ поднимется на народ и царство на царство, в разных местах будет голод и землетрясения. 8 Но все это лишь начало родовых схваток.

9 Тогда вас будут выдавать, мучить и убивать, и все народы будут ненавидеть вас из-за Меня. 10 Многие тогда отвернутся от веры, будут предавать и ненавидеть друг друга. 11 Появится много лжепророков, которые многих обманут. 12 И от умножения зла во многих охладеет любовь, 13 но тот, кто выстоит до конца, будет спасен. 14 Радостная Весть о Царстве будет возвещена по всему миру как свидетельство для всех народов, и только тогда наступит конец.

15 Итак, когда вы увидите на святом месте «опустошающую мерзость», о которой говорил пророк Даниил, – пусть читающий поймет, – 16 тогда те, кто находится в Иудее, пусть бегут в горы. 17 Кто окажется на крыше, пусть не спускается в дом за вещами, 18 и кто окажется в поле, пусть не возвращается за своим плащом. 19 Горе же беременным и кормящим грудью в те дни. 20 Молитесь, чтобы ваше бегство не случилось зимой или в субботу, 21 потому что таких бедствий, как в то время, не было от начала мира и доныне, и никогда больше не будет. 22 И если бы те дни не были сокращены, то не уцелело бы ни одно живое существо, но ради избранных они будут сокращены.

Иисус говорит о Своем возвращении(B)

23 Если кто-нибудь вам тогда скажет: «Смотрите! Христос здесь!» или «Он здесь!» – не верьте, 24 потому что явятся лжехристы и лжепророки и покажут великие знамения и чудеса, чтобы обмануть, если удастся, даже избранных. 25 Смотрите, Я предсказал вам наперед. 26 Поэтому, если кто скажет вам: «Он там, в пустыне», не ходите, или «Он там, в потайной комнате», не верьте, 27 потому что, как молния, которая, сверкая с востока, бывает видна и на западе, так будет и возвращение Сына Человеческого. 28 Где будет труп, туда соберутся и стервятники.

29 Сразу же после бедствий, которые будут в те дни,

«солнце померкнет,
и луна не даст света,
звезды упадут с неба,
и небесные силы поколеблются».

30 Тогда на небе появится знамение Сына Человеческого, и все народы земли зарыдают в отчаянии. Они увидят Сына Человеческого, идущего на небесных облаках с силой и великой славой. 31 Он пошлет Своих ангелов, и те под громкий трубный зов соберут Его избранных с четырех сторон света, от края и до края небес.

32 Пусть для вас примером будет инжир: когда почки набухают и выпускают листья, вы знаете, что приближается лето. 33 Так и здесь, когда вы увидите, что все это сбывается, знайте, что Он уже близко, у самых дверей. 34 Говорю вам истину: еще не исчезнет это поколение, как все это произойдет. 35 Небо и земля пройдут, но Мои слова не пройдут.

Иисус призывает бодрствовать(C)

36 Но о том дне и часе не знает никто, кроме Отца – ни ангелы на небесах, ни Сын. 37 Но как было во дни Ноя, так будет и при возвращении Сына Человеческого. 38 Перед потопом люди ели и пили, женились и выходили замуж, и так продолжалось вплоть до того дня, когда Ной вошел в ковчег. 39 Они не понимали, что должно случиться, пока не пришел потоп и не истребил их всех. Так будет и когда придет Сын Человеческий. 40 Двое будут работать в поле: один будет взят, а другой оставлен. 41 Две женщины будут молоть на одной мельнице: одна будет взята, а другая оставлена.

42 Поэтому бодрствуйте, ведь вы не знаете, в какой день придет ваш Господь. 43 Знайте, что если бы хозяин дома знал, в котором часу ночи придет вор, то он сторожил бы свой дом и не позволил бы ему проникнуть в свой дом. 44 Поэтому вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет в час, когда вы Его не ждете.

Верный и неверный слуга

45 Кто тогда окажется верным и разумным слугой, которого хозяин поставил над другими слугами, чтобы вовремя раздавать им пищу? 46 Блажен тот слуга, которого хозяин, когда вернется, найдет поступающим так. 47 Говорю вам истину: он доверит ему все свое имение. 48 Но если это дурной слуга, который решит: «Мой хозяин придет еще не скоро» – 49 и станет избивать своих товарищей, есть и пить с пьяницами, 50 то придет его хозяин в тот день, когда он не ожидает, и в тот час, когда он не знает. 51 Он рассечет его надвое и определит ему одну участь с лицемерами, – там, где будет плач и скрежет зубов.

Притча о десяти девушках

25 Тогда Небесное Царство будет подобно десяти девушкам, которые, взяв свои лампы, вышли встречать жениха. 2 Пять из них были глупыми, а другие пять умными. 3 Глупые девушки взяли лампы, но не взяли для них масла. 4 А умные вместе с лампами взяли и масло в кувшинах. 5 Жених задержался, и они все стали дремать и заснули. 6 Около полуночи раздался крик: «Жених идет! Выходите встречать его!» 7 Девушки проснулись и стали поправлять свои лампы. 8 Глупые сказали умным: «Дайте нам немного масла, наши лампы гаснут». 9 «Нет, – ответили те, – если мы поделимся с вами маслом, то не хватит ни вам, ни нам. Пойдите лучше к торговцам и купите». 10 Только они ушли за маслом, пришел жених. Девушки с зажженными лампами вошли с ним на свадебный пир, и дверь за ними закрылась. 11 Позже вернулись и остальные девушки и стали просить: «Господин! Господин! Открой нам!» 12 Но жених ответил: «Говорю вам истину: я не знаю вас». 13 Поэтому бодрствуйте: ведь вы не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.

Притча о порученных деньгах(D)

14 Тогда будет, как у того человека, который, отправляясь в далекое путешествие, созвал своих слуг и поручил им свое имущество. 15 Одному он дал пять талантов, другому – два, третьему один, каждому по его способностям, а сам уехал. 16 Получивший пять талантов сразу пошел, вложил деньги в дело и приобрел еще пять. 17 Получивший два таланта тоже приобрел еще два. 18 А тот, который получил один талант, пошел, вырыл яму и закопал деньги, которые ему доверил хозяин.

19 Прошло много времени, и вот хозяин этих слуг вернулся и потребовал у них отчета. 20 Человек, которому было доверено пять талантов, принес и другие пять: «Смотри, – сказал он хозяину, – ты доверил мне пять талантов, и я выручил еще пять!» 21 Хозяин сказал: «Молодец! Ты хороший и верный слуга! Ты был верен в малом, и я поручу тебе более важное дело. Заходи и веселись со своим хозяином!»

22 Пришел и человек с двумя талантами. «Хозяин, – сказал он, – ты доверил мне два таланта, смотри, я выручил еще два!» 23 Хозяин сказал: «Молодец! Ты хороший и верный слуга! Ты был верен мне в малом, и я смогу поручить тебе более важное дело. Заходи и веселись со своим хозяином!»

24 Затем пришел и тот, кому был доверен один талант. «Господин, – говорит он, – я знал, что ты человек суровый, жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. 25 Я очень боялся и поэтому пошел и спрятал твой талант в землю. Вот то, что тебе принадлежит». 26 Хозяин же ответил: «Злой и ленивый слуга! Значит, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал? 27 В таком случае ты должен был пустить мои деньги в оборот, чтобы, когда я вернусь, ты мог отдать их мне с прибылью. 28 Заберите у него этот талант и отдайте тому, у кого десять талантов. 29 Потому что каждому, у кого есть, будет дано еще, и у него будет избыток. А у кого нет, будет отнято и то, что он имеет. 30 Выбросьте этого негодного слугу вон, во тьму, где будет плач и скрежет зубов».

Козлы и овцы

31 Когда Сын Человеческий придет в Своей славе и с Ним все ангелы, тогда Он сядет на престоле Своей славы. 32 Перед Ним будут собраны все народы, и Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов. 33 Овец Он соберет по правую сторону от Себя, а козлов – по левую.

34 Тогда Царь скажет тем, кто по правую сторону: «Придите ко Мне, благословенные Моим Отцом, получите ваше наследство – Царство, приготовленное вам еще от создания мира. 35 Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. 36 Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня». 37 Тогда праведные скажут: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться? 38 Когда мы видели Тебя странником и приютили Тебя, или видели нагим и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным или в темнице и навестили Тебя?» 40 Царь им ответит: «Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне».

41 Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов. 42 Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня; 43 Я был странником, и вы не приютили Меня; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в темнице, и вы не навестили Меня». 44 Они тоже спросят: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или был странником, или нуждался в одежде, или был болен, или в темнице, и мы не помогли Тебе?» 45 Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне».

46 И они пойдут в вечное наказание, а праведники – в вечную жизнь.

Религиозные вожди замышляют убить Иисуса(E)

26 Закончив говорить это, Иисус сказал ученикам:

2 – Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сына Человеческого отдадут на распятие.

3 А во дворце первосвященника Кайафы в это время собрались первосвященники и старейшины народа. 4 Они решили хитростью схватить Иисуса и убить.

5 – Только не во время праздника, – говорили они, – иначе народ может взбунтоваться.

Женщина помазывает Иисуса драгоценным благовонием(F)

6 Иисус находился в Вифании, в доме Симона прокаженного. 7 И когда Он возлежал за столом, к Нему подошла женщина с алебастровым кувшином, в котором было очень дорогое ароматическое масло, и возлила это масло Ему на голову. 8 Увидев это, ученики рассердились:

– Зачем такая трата? 9 Ведь это ароматическое масло можно было продать за большую сумму, а деньги раздать нищим.

10 Но Иисус, зная, что они говорят, сказал им:

– Что вы упрекаете женщину? Ведь она сделала для Меня доброе дело. 11 Потому что нищие всегда с вами, а Я не всегда буду с вами. 12 Вылив на Меня это масло, она тем самым приготовила Меня к погребению. 13 Говорю вам истину: во всем мире, везде, где будет возвещена эта Радостная Весть, там в память об этой женщине будет рассказано и о том, что она сделала.

Иуда Искариот решает предать Иисуса(G)

14 Затем Иуда Искариот, один из двенадцати, пошел к первосвященникам 15 с предложением.

– Что вы мне дадите, если я предам вам Иисуса? – спросил он их.

Те отсчитали ему тридцать серебряных монет. 16 И с того момента Иуда стал искать удобного случая, чтобы предать Его.

Ученики готовятся к пасхальному ужину(H)

17 В первый день праздника Пресных хлебов ученики спросили Иисуса:

– Где нам приготовить Тебе пасхальный ужин?

18 Иисус ответил:

– Идите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит, что Его время уже подошло, и Он хочет в твоем доме отпраздновать пасхальный ужин со Своими учениками».

19 Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили пасхальный ужин.

Последний ужин Иисуса с учениками(I)

20 Вечером Иисус и двенадцать учеников возлегли у стола. 21 Когда они ели, Иисус сказал:

– Говорю вам истину: один из вас предаст Меня.

22 Ученики сильно опечалились и один за другим стали спрашивать Его:

– Не я ли, Господи?

23 А Иисус ответил:

– Тот, кто опустил руку в блюдо вместе со Мной, тот предаст Меня. 24 Да, Сын Человеческий уходит так, как о Нем сказано в Писании, но горе тому человеку, который предает Сына Человеческого! Лучше бы ему вообще не родиться.

25 Тогда Иуда, предатель, тоже спросил:

– Не я ли, Рабби?

– Ты сам это сказал, – ответил Иисус.

26 Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил его, дал Своим ученикам со словами:

– Возьмите и ешьте, это Мое тело.

27 Затем Он взял чашу, поблагодарил за нее Бога и, подав им, сказал:

– Пейте из нее все. 28 Это Моя кровь завета, проливаемая за многих людей для прощения грехов. 29 Говорю вам, что Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда Я буду пить с вами новое вино в Царстве Моего Отца.

Иисус предсказывает отречение Петра(J)

30 Они спели и пошли на Оливковую гору.

31 Тогда Иисус сказал им:

– В эту ночь вы все отступитесь от Меня, ведь написано:

«Я поражу Пастуха,
и разбегутся овцы стада».

32 Но когда Я воскресну, то пойду в Галилею и буду ждать вас там.

33 Петр ответил:

– Даже если все Тебя оставят, я этого никогда не сделаю.

34 – Говорю тебе истину, – сказал ему Иисус, – в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня.

35 Но Петр уверял:

– Даже если мне придется умереть с Тобой, я никогда не откажусь от Тебя.

И все ученики говорили то же.

Молитва Иисуса в Гефсиманском саду(K)

36 Иисус пришел с ними на место, называемое Гефсимания, и сказал ученикам:

– Посидите здесь, а Я пойду и помолюсь.

37 Он взял с Собой Петра и двух сыновей Зеведея. Его охватили тоска и тревога. 38 Тогда Он сказал им:

– Душа Моя объята смертельной печалью. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной.

39 Отойдя немного, Он пал на лицо Свое и молился:

– Отец Мой, если возможно, то пусть минует Меня эта чаша, но пусть будет все не как Я хочу, а как Ты хочешь.

40 Затем Он возвратился к ученикам и нашел их спящими.

– Неужели вы даже часу не могли пободрствовать вместе со Мной? – спросил Он Петра. – 41 Бодрствуйте и молитесь, чтобы вам не поддаться искушению. Дух бодр, но тело слабо.

42 И во второй раз Он ушел и молился:

– Отец Мой, если невозможно, чтобы эта чаша миновала Меня и чтобы Мне не пить из нее, то пусть все будет по Твоей воле.

43 Когда Он вернулся, ученики опять спали, потому что их веки отяжелели. 44 И, оставив их, Иисус отошел и стал молиться в третий раз теми же словами. 45 Затем Он возвратился к ученикам и сказал им:

– Вы все спите и отдыхаете? Вот, время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников. 46 Вставайте, идем. Вот уже и Мой предатель приблизился.

Иисус предан и арестован(L)

47 Он еще говорил, как подошел Иуда, один из двенадцати учеников, и с ним большая толпа, вооруженная мечами и кольями. Их послали первосвященники и старейшины народа. 48 Предатель так условился с ними:

– Хватайте Того, Кого я поцелую.

49 Иуда сразу же подошел к Иисусу и сказал:

– Здравствуй, Рабби! – и поцеловал Его.

50 Иисус же сказал ему:

– Друг, делай то, для чего пришел.

Тут подошли люди и, схватив Иисуса, взяли Его под стражу. 51 Тогда один из тех, кто был с Иисусом, вытащил меч, ударил слугу первосвященника и отсек ему ухо.

52 – Верни свой меч на место, – сказал ему Иисус. – Все, кто берется за меч, от меча и погибнут. 53 Неужели ты думаешь, что Я не мог бы упросить Моего Отца немедленно прислать Мне более двенадцати легионов ангелов? 54 Но как же тогда исполнится Писание, что все это должно произойти?

55 Затем Иисус обратился к толпе:

– Что Я, разбойник, что вы пришли с мечами и кольями, чтобы арестовать Меня? Каждый день Я сидел и учил в храме, и вы не арестовали Меня. 56 Но все произошло именно так, чтобы исполнились писания пророков.

Тогда все ученики оставили Его и убежали.

Иисус на допросе у Кайафы(M)

57 Арестовавшие Иисуса привели Его к первосвященнику Кайафе, у которого уже собрались учители Закона и старейшины. 58 Петр, держась поодаль, следовал за Иисусом и прошел прямо во двор первосвященника. Войдя внутрь, он сел со стражниками, чтобы увидеть, чем все кончится. 59 Первосвященники и весь Высший Совет искали ложных показаний против Иисуса, чтобы приговорить Его к смерти, 60 но они ничего не могли найти, хотя и пришло много лжесвидетелей. Наконец вышли два человека 61 и заявили:

– Этот человек говорил: «Я могу разрушить Божий храм и восстановить его за три дня».

62 Потом первосвященник встал и спросил Иисуса:

– Тебе нечего ответить на эти свидетельства против Тебя?

63 Иисус молчал. Первосвященник сказал Ему:

– Я заклинаю Тебя живым Богом, скажи нам: Ты – Христос, Сын Божий?

64 – Ты сам так сказал, – ответил Иисус, – но говорю вам, что отныне вы увидите Сына Человеческого, сидящим по правую руку от Всемогущего и идущим на облаках небесных.

65 Тогда первосвященник разорвал на себе одежды и сказал:

– Он кощунствует! Какие нам еще нужны свидетели?! Вы теперь сами слышали кощунство! 66 Каково ваше решение?

Они ответили:

– Он виновен и заслуживает смерти.

67 Тогда Иисусу стали плевать в лицо и бить Его кулаками, некоторые же били Его по щекам и 68 спрашивали:

– Пророчествуй нам, Христос, кто Тебя ударил?

Отречение Петра(N)

69 Петр же сидел снаружи, во дворе, когда к нему подошла служанка.

– Ты тоже был с Иисусом Галилеянином, – сказала она.

70 Но Петр отрицал перед всеми:

– Я не знаю, о чем ты говоришь.

71 Когда он отошел к воротам, его увидела другая служанка. Она сказала стоявшим рядом:

– Этот человек был с Иисусом Назарянином.

72 Петр снова все отрицал, поклявшись, что он не знает Этого Человека. 73 Но спустя немного времени стоявшие там люди подошли и сказали ему:

– Точно, ты тоже один из них, тебя и говор твой выдает.

74 Тогда Петр начал клясться и божиться:

– Я не знаю Этого Человека!

И тотчас пропел петух. 75 И тогда Петр вспомнил слова Иисуса: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня».

И, выйдя наружу, он горько заплакал.

Footnotes

  1. 24:8 Религиозные учители иудеев говорили о периоде ужасных страданий перед пришествием Мессии, которые они сравнивали с родовыми муками.
  2. 24:15 См. Дан. 9:27; 11:31; 12:11. Пророчество Даниила исполнилось в 168 г. до н. э., когда Антиох Епифан осквернил храм в Иерусалиме, установив там статую Зевса и принеся ему в жертву свинью. Это событие было прообразом того, о чем говорил Иисус. Само же пророчество Иисуса частично исполнилось в 70 г., когда храм был разрушен римлянами, а в полноте оно свершится в конце времен (см. 2 Фес. 2:3-4; Отк. 11:2).
  3. 24:21 См. Дан. 12:1; Иоиль 2:2.
  4. 24:29 Ис. 13:10; 34:4; см. также Иез. 32:7; Иоиль 2:10, 31; 3:15; Агг. 2:6, 21; Отк. 6:12-13.
  5. 24:34 Это поколение – существует три основных толкования этих слов: 1) имеется в виду поколение, которое будет свидетелем всех вышеописанных космических катаклизмов и второго пришествия Иисуса Христа; 2) так как стоящее здесь слово можно перевести и как «поколение», и как «род», то, возможно, здесь говорится об иудейском народе; 3) имеется в виду поколение, жившее во времена Иисуса Христа и ставшее свидетелем разрушения Иерусалима в 70 г. В третьем случае слова «все это произойдет» относятся не к событиям последнего времени, но к пророчеству об Иерусалиме.
  6. 24:40 Взят … оставлен – существуют два основных толкования этих слов: 1) Господь Иисус заберет Своих последователей, а другие останутся для наказания; 2) грешники будут взяты на Суд, а Его последователи останутся. В любом случае, мы видим, что будет разделение, критерием которого станет вера и жизнь людей.
  7. 25:13 В древнейших рукописях отсутствуют слова: «в который придет Сын Человеческий».
  8. 26:3 Кайафа занимал пост верховного священника с 18 по 36 гг.
  9. 26:15 См. Зах. 11:12. Здесь, по всей вероятности, говорится о тетрадрахмах – древнегреческих монетах, каждая из которых равнялась заработку 4 дней наемного работника.
  10. 26:28 Кровь завета – ср. Исх. 24:8; Евр. 9:18-20.
  11. 26:30 Традиционно на этом празднике иудеи пели Псалмы с 112 по 117 и 135.
  12. 26:31 Зах. 13:7.
  13. 26:53 Легион – воинское соединение в римской армии, численностью до 6 000 солдат.
  14. 26:55 Или: «мятежник».
  15. 26:64 См. Пс. 109:1; Дан. 7:13.

Учения о Троице и боговоплощении стоят рядом. Догмат о Троице гласит, что Христос является истинным Богом, а догмат о боговоплощении — что Христос является истинным Человеком. Вместе они провозглашают абсолютную реальность Спасителя, о Котором сообщает Новый Завет, Сына, пришедшего от Отца и по воле Отца, чтобы стать заместителем грешников на кресте (Мф 20:28, Мф 26:36-46, Ин 1:29, Ин 3:13-17, Рим 5:8, Рим 8:32, 2 Кор 5:19-21, 2 Кор 8:9, Флп 2:5-8).

Учение о Троице было принято на Никейском соборе (Никейский символ веры 325 г. по Р.Х.), который осудил арианскую ересь, противопоставив ей утверждение, что Иисус и Отец обладают единой «субстанцией», или «сущностью». Различие между Отцом и Сыном существует только внутри Божественного единства, и Сын является Богом в таком же смысле, что и Отец. Заявляя, что Отец и Сын «единосущны» и что Сын «рожден», а не сотворен (что соответствует определению «единородный», Ин 1:14,18, Ин 3:16-18), Никейский символ веры однозначно выразил Божественность Иисуса Христа.

Решающим событием для выработки церковью догмата боговоплощения стал Халкидонский собор (451 г. по Р.Х), на котором церковь отвергла как несторианскую ересь о том, что в Иисусе одновременно пребывали не одна, а две личности — Сына Божия и человека, — так и евтихианскую, утверждавшую, что Божественность Иисуса поглотила Его человеческую сущность. Отвергнув оба заблуждения, церковь подтвердила, что Христос — единая богочеловеческая Личность, обладающая двумя природами, или естествами, т.е. двумя разными типами способностей к познанию, самовыражению и действию, что две природы соединены в единой Личности неслиянно и нераздельно и что каждая природа сохраняет свои качества. Иными словами, все, что есть в нас, и все, что есть в Боге, присутствовало, присутствует и всегда будет реально и различимо присутствовать в едином Христе. Таким образом, халкидонская формула решительно отстаивает полную человеческую сущность Господа.

Воплощение — таинственное чудо в сердце исторического христианства — является центральным событием свидетельства Нового Завета. Иисус изначально пришел к евреям, вера которых основана на учении о существовании одного Бога. Апостолы были израильтянами, однако они и новозаветные писатели учили, что следует поклоняться Иисусу Мессии и верить в Него. Тем самым они свидетельствовали, что Он является Богом не менее, чем человеком. Поразительно, что такое свидетельство смогло утвердиться на еврейской почве.

Евангелие от Иоанна предпосылает свидетельству очевидца (Ин 1:14, Ин 19:35, Ин 21:24) утверждение (Ин 1:1-18), что Иисус является вечным божественным Логосом (Словом), участником акта творения и источником жизни и света (Ин 1:1-5,9). Став «плотью», Логос открылся как Сын Божий — источник «благодати и истины» (Ин 1:14), «Единородный от Отца» («Единородный Бог» — именно так сказано в тексте лучших греческих рукописей Евангелия от Иоанна, Ин 1:18). Это Евангелие содержит множество изречений Иисуса, начинающихся словами «Я есмь» — утверждениями, имеющими особое значение, поскольку слова «Я есмь» (греч.: «эго эйми») использованы в греческом переводе Ветхого Завета (Исх 3:14) для передачи имени Божия. Поэтому во всех случаях, где, согласно Иоанну, Иисус произносит «Эго эйми», присутствуют косвенные утверждения Его Божественности. Примерами этому являются стихи Ин 8:28,58 и семь заявлений Иисуса, согласно которым Он:

1) хлеб жизни, податель духовной пищи (Ин 6:35,48-51),

2) свет миру, изгоняющий тьму (Ин 8:12, Ин 9:5);

3) дверь овцам, открывающая доступ к Богу (Ин 10:7-9);

4) Пастырь добрый, ограждающий от опасности (Ин 10:11-14);

5) воскресение и жизнь, побеждающие смерть (Ин 11:25);

6) путь, истина и жизнь, ведущие к общению с Отцом (Ин 14:6);

7) истинная виноградная лоза, залог плодородия (Ин 15:1,5).

И как кульминация всего — исповедание Фомы. «Господь мой и Бог мой» (Ин 20:28), после которого Иисус произнес благословение на всех, кто разделяет веру Фомы (Ин 20:29-31).

Павел говорит об Иисусе, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9 ср. Кол 1:19); прославляет Иисуса как Сына по образу Отца и как соработника Отца в сотворении и сохранении всего сущего (Кол 1:15-17); объявляет Его Господом, к Которому каждый должен обращать свои молитвы о спасении, как обращали их к Яхве (Иоиль 2:32, Рим 10:9-13); называет Его «сущим над всем Богом» (Рим 9:5), «Богом и Спасителем» (Титу 2:13) и молится Ему лично (2 Кор 12:8-9), взирая на Него как на источник божественной благодати (2 Кор 13:13). Вывод однозначен: вера в Божественность Иисуса — основа богословия и религии Павла.

Автор Послания к евреям, обосновывая совершенство верховного первосвященства Христа, начинает с утверждения полной Божественности и, следовательно, неповторимости Иисуса как Сына Божия (Евр 1:3-12). Затем он отмечает совершенную человечность Христа (гл. 2). Совершенство и верховное первосвященство Христа обусловлены, по его словам, соединением бесконечной и неисчерпаемой божественной жизни с полным человеческим опытом искушения и страдания (Евр 2:14-17, Евр 4:14-5:2, Евр 7:13-28, Евр 12:2-3).

Новый Завет запрещает поклонение ангелам, но повелевает поклоняться Иисусу, открыто и прямо указывая на богочеловеческого Спасителя и Господа как на объект веры, надежды и любви Религия, не исповедующая этого, не является христианской.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

13 ноября 2018 | aktsent.info

Сердце христианской веры

Когда мы поднимаем тему личности Иисуса Христа, то оказываемся в самом сердце христианского богословия. Иисус Христос – центр и средоточие, сердце христианской веры и христианского учения. О Себе Он Сам говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Библия. Откровение 1:8).

Кто Он – Иисус Христос? Великий учитель нравственности? Мудрец? Философ? Основатель собственной философской школы? Величайший Реформатор? Борец с социальным неравенством?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно обратиться к источнику – Священному Писанию – Библии.

Иисус Христос не просто Великий Учитель, не просто основатель какого-то этического направления, основатель какой-то философской школы или великий реформатор. Он превосходит все знаменитости этого мира Своей исключительностью, Своей уникальностью.

Вопрос Божественного статуса Иисуса Христа – ключевой вопрос христианского богословия. Христианство, по большому счету, это исповедание полноты Божественности Сына, это основа основ христианской веры. В основу христианства положено признание и исповедание всей своей жизнью Божественного статуса Сына Божия Иисуса Христа.

Этот вопрос в истории христианской церкви не всегда был легок. Он вызывал огромнейшее количество богословских споров. Как правило, это было связано с тем, что смертному человеку трудно вместить в своем сознании великую тайну Божества Сына. Ведь если Бог един, как в то же самое время Он может включать в Себя личности: Отца, Сына и еще Святого Духа. Но христианская вера в Бога зиждется не на логических построениях и рациональных заключениях. Она основывается на Божественном Откровении. На том, что Сам Бог говорит о Себе. В Священном Писании множество указаний на полноту Божественности Иисуса Христа. Уместно будет коснуться основных утверждений.

Свидетельство Иисуса о Себе

Христос Сам однозначно утверждает Свою Божественность, когда говорит об исключительных, уникальных Своих отношениях с Небесным Отцом: «Я и Отец – одно» (Библия. Иоанна 10:30). «Видевший Меня», – говорит Иисус Христос одному из Своих учеников, – «видел Отца» (Библия. Иоанна 14:9).

Никто из тварных существ подобного заявить о себе не может. Иисус Христос открыто говорит о Своем предсуществовании, что, опять же, не характерно, не свойственно никакому тварному существу. В Евангелии от Иоанна записаны следующие слова: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я ЕСМЬ» (Библия. Иоанна 8:58). Как известно, после этих слов оппоненты Христа взяли камни, чтобы ими побить Его за богохульство. Они-то поняли явный прямой намек, который содержался в словах Иисуса о Себе. Фактически, то же самое было сказано Всевышним Моисею еще в далекой древности. Тогда Моисей спросил Бога, явившемуся ему: «Как Имя Твое?» На что Господь ответил: «Я ЕСМЬ Сущий» (Библия. Исход 3:14).

Власть и статус Иисуса

Вся спасительная активность Христа носит Божественный характер и не может быть присуща тварному существу.

Иисус Христос обладает правом прощать грехи, что Он и делал. Согласно библейскому учению, это прерогатива лишь Самого Бога. Иудеи во дни Христа это прекрасно понимали. Никто не имеет права прощать грехи, кроме Самого Бога.

Иисус Христос также обладает властью Законодателя. Представьте себе, Он говорит о Себе как о Господине Субботы! А Суббота – это Божие установление. Это четвертая из десяти заповедей, данная Самим Богом.

Иисус Христос утверждает Свое право на обладание Ангелами небесными и Царством Божиим. Он говорит об Ангелах Небесных, как о Своих. Он говорит о Царстве Божием, как о Своем, тем самым утверждая Свою Божественность.

Иисус Христос утверждает Свою власть над смертью, – что, опять же, не дано никому из тварных существ потому что, все тварные существа в своей жизни зависимы от Бога как источника жизни. И когда Христос говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь», Он тем самым утверждает Свою Божественность (См. Библия. Иоанна 14:6).

Апостольское свидетельство

Божественность Христа утверждают и Его последователи – Его апостолы и ученики.

Например, так евангелист и апостол Иоанн начинает свое Евангелие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Библия. Иоанна 1:1). О каком Слове здесь идет речь? С греческого – «Logos». Читая дальше Евангелие, мы узнаем, что речь идет об Иисусе Христе. Он назван Словом, которое было у Бога и которое было Бог. И это Слово стало плотью и обитало с нами, полное Благодати и Истины. И дальше, евангелист Иоанн в этой же главе, в 18 стихе называет это Слово следующим образом: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын», (а в большинстве греческих манускриптов – «Тэос» – единородный Бог) «сущий в недре Отчем, Он явил» (Библия. Иоанна 1:18).

Очень много свидетельств в пользу Божественного статуса Иисуса Христа можно найти в Послании к Евреям. Уже в первой главе мы встречаемся с такими выражениями, как Бог «говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Библия. Евреям 1:2).

В этой же главе повествуется о Сыне Божьем как о Боге Творце: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих». Там же говорится об Иисусе Христе, что Он «будучи сияние Славы и образ ипостаси Его» (Бога. – Прим. авт.). Ипостась – это греческое слово, которое буквально означает сущность. Слово «Образ» в этом тексте переведено с греческого – карактэр. Всем знакомо слово характер. Характер – это выражение самой сути того или иного человека. Каков человек сам по себе, таков и его характер. Сын Божий Иисус Христос представлен в Священном Писании как Характер, как Образ самой Сути Божества – Сути невидимой и непостижимой.

Став человеком, Сын Божий эту Божественную Суть раскрывал в Себе на нашем уровне восприятия. Об этом также пишет и апостол Павел в Послании к Филлипийцам: «Он, будучи Образом Божиим не почитал хищением быть равным Богу» (Библия. Филлипийцам 2:6). В этом отрывке используется уже другое древнегреческое слово, переведенное как «Образ» – «Морфе» и буквально означает суть той или иной вещи, того или иного явления. То есть буквально это означает: Он, будучи по Сути Богом, не почитал хищением быть равным Богу. То есть, если для любого тварного существа заявление, претендующее на равенство с Богом, является кощунством, является хищением, является посягательством на Божественный статус, то для Него подобное не было хищением потому, что Он по Сути – Бог.

Умаленный и униженный

В Священном Писании можно легко обнаружить и другие свидетельства, в которых некоторые усматривают более низкий статус Спасителя – Сына Божия Иисуса Христа, чем Божественный.

Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что в Священном Писании Сын Божий – Христос представлен одновременно и как Бог, и как человек. В плане нашего спасения Он становится таковым. Он становится человеком, Он является во плоти. И, что интересно, большая часть евангельского материала и апостольских посланий посвящены Сыну Божьему в человеческом естестве – в воплощенном состоянии. А воплощение для Божественной личности означает умаление, уничижение.

Поэтому, когда в Евангелии сказано что Сам Христос говорит о Своих отношениях с Отцом: «Отец Мой более Меня» нас это не должно смущать (См. Библия. Иоанна 14:28). Этими словами Иисус Христос вовсе не свидетельствует о том, что Он не Истинный Бог. Этими словами Он подчеркивает лишь Свою миссию, в которой Он добровольно подчиняется воле Небесного Отца, чтобы явиться в этом грешном мире и смертью заплатить за наши грехи. И сам факт того, что Сын Божий – Иисус Христос пошел на такое умаление, на такое уничижение – еще одно доказательство величия любви Божией, величия Его Божественности. Если Он, будучи Богом, согласился добровольно Себя лишить Небесной Славы, умалить, уничижить, Каков тогда наш Бог?! Он действительно заслуживает поклонения.

Единородный

Чтобы быть более объективным, нельзя обойти тексты Священного Писания о Христе, которые еще со времен ранней церкви смущали некоторых искренних читателей, а других заставляли усомниться в полноте Божественности Сына.

Например, самый текст, который любят все христиане: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Библия. Иоанна 3:16). В этом тексте по отношению к Иисусу употребляется слово «Единородный». Некоторые, почему-то, полагают, что «Единородный» – означает однажды рожденного, или единственного рожденного от Отца. Этот смысл не присущ греческому слову «Моногенез», которое переведено, как «Единородный». В этом слове вообще нет никакой идеи рождения. Никто не может приписывать этому тексту смысл, который ему совершенно чужд.

Вот другой Библейский текст, в котором используется то же самое слово: «Когда же Он (Христос. – Прим. авт.) приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, ЕДИНСТВЕННОГО сына у матери» (От Луки 7:12). «Единственного» – это перевод того же греческого слова, которое переведено в другом месте по отношению к Иисусу как «Единородного». «Единородный» и «Единственный» – это единственный в своем роде, потому дорогой и любимый! Другого значения не может и быть!

Обладающий первенством

Есть еще один отрывок Священного Писания, который на первый взгляд, если не разобраться, говорит якобы о рождении Сына Божьего до того, как появилось всякое Божье творение: «Который (Христос. – Прим. авт.) есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Библия. Колосянам 1:15). Если исследовать данную цитату, то любой искренний исследователь придет к выводу, что в ней нет идеи рождения как неком появлении во времени. К сожалению, переводчики Синодальной Библии упустили из виду саму суть текста. Греческое слово «Прототокос», которое перевели фразой «Рожденный прежде» буквально означает – «Первородный» или «Первенец». Это очень знаковое понятие для иудейской культуры, во времена которой совершал Свою миссию Иисус. Первородным считался ребенок мужского пола, который рождается первым в своей семье. Он получает особый статус. На него возлагается особая тройственная ответственность. Во-первых, он – законный представитель своего отца. Во-вторых, он священник своей семьи, рода, племени, колена. В-третьих, он – вождь, защитник, избавитель, спаситель в случае военной угрозы для своего семейства.

Что интересно, понятие «Первородство» не всегда используется в Священном Писании буквально. Иногда, оно используется фигурально, образно и метафорично.

К примеру, израильский царь Давид был последним – восьмым по счету ребенком в семье. Но вот, что Господь говорит о нем: «И Я сделаю его первенцем» (Библия. Псалом 88:28). В каком смысле Давид стал первенцем? А в том смысле, что Господь возложил на него особую ответственность. Давиду необходимо было выполнить особую Божественную миссию. И в глазах Божьих он – первенец. Никакого отношения к земному рождению в первую очередь это не имело.

Это не единственный текст в Священном Писании, где об идее первородства говориться не буквально.

Что это значит по отношению к Иисусу Христу? А то, что речь идет не о том, что Иисус Христос в буквальном смысле родился первым в Небесной Семье. Речь идет о подобной тройственной ответственности, которую на себе обязан был нести первенец в иудейской культуре. А именно: Иисус Христос – единственный в Божьем плане нашего спасения представляет Небесного Отца. Он, также, является единственным нашим Первосвященником (См. Библия. Евреям 9:11). Он является нашим Избавителем, Искупителем и Спасителем (См. Библия. Откровение 5:9).

Нельзя мыслить категориями земного родильного отделения, перенося это на Божественную реальность. Мы не можем творить Бога в своих представлениях по своему образу и подобию.

Кто такой Сын?

В каком смысле, вообще, представляются нам понятия «Сын» и «Отец»?

Многие представляют Сына всегда вторым после Отца. Если он Сын, то значит когда-то появился во времени. Но у Бога не так, как у нас здесь, на земле. И в Священном Писании тоже не так. Сын и Отец это тоже образные выражения, которые передают всю глубину отношений в Троице. И не всегда понятие «Сын» в Священном Писании употребляется буквально. Понятие «Сын» применительно к Иисусу Христу не указывает на какие-то родственные отношения в земном понимании этого слова, и это не указание на рождение во времени. Это указание на принадлежность к тому же самому. Это значит, что Сын отражает в Себе Отца. Он точно такой же, как Отец.

Знаковая аллюзия

Еще один отрывок Библии, который, пожалуй, является, на первый взгляд, самым явным и прямым доказательством того, что Сын Божий якобы был рожден Богом Отцом: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Евреям 1:5). Это заявление – не что иное, как прямая цитата из второго библейского Псалма Давида. Слова: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» изначально были адресованы Соломону – сыну царя Давида в контексте посвящения его на царство – так называемая, инаугурация. Авторы Нового Завета неоднократно применяли слова «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» по отношению ко Христу, хотя как уже упоминалось, они были изначально адресованы Соломону. Этим самым авторы Нового Завета под водительством Святого Духа подчеркивали некий знаковый статус и знаковую веху в миссии Иисуса.

Например, евангелист Лука в книге Деяния Святых Апостолов относит это заявление к такому знаковому событию, как воскресение Иисуса из мертвых: «Но Бог воскресил Его из мертвых… И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Библия. Деяния 13:30–33).

Конечно, читающий в Библии об Иисусе Христе может придавать ее текстам сугубо свое чуждое философское или рациональное значение. Но это будет только отдалять от истины. Библейский текст самодостаточен и не нуждается в том, чтобы его трактовали в отрыве от контекста через призму своей культуры и своих современных представлений. Священное Писание имеет уникальное свойство пояснять само себя.

В заключение хотелось бы привести вполне яркий библейский текст, который выражает исповедание веры ранней церкви об Иисусе Христе: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1-е Иоанна 5:20).

Евгений Зайцев доктор богословия, директор Института библейских исследований

Из журнала: Акцент 08/2017