Биография Иоанна крестьянкина

О своей жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Промысл Божий определил мне этапы жизни — пятилетки. Пять лет войны, пять лет служения у престола с православной паствой, пять лет заключения среди отверженных людьми, и только время странствия в русской глубинке, среди русского простого народа, растянулось на десять лет».

Отец Иоанн родился 11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила и Елизаветы Крестьянкиных. Он был восьмым ребенком в семье. Мальчика назвали в честь преподобного Иоанна Пустынника. С детства Иван был «в послушниках» в храме у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского Серафима.

После окончания средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. В 1945 году он был рукоположен в диаконы. В сан священника его рукоположил Патриарх Алексий I в Измайловском Христорождественском храме, в котором отец Иоанн и служил до 1950 года, пока не был арестован и отправлен на семь лет в лагерь.

После досрочного освобождения из лагеря в 1955 году он был направлен служить в Псковскую, а затем в Рязанскую епархию. В 1966 году иерей Иоанн принял монашество, а с 1967 года стал монахом Свято-Успенской Псково-Печерской обители. В 1973 году он был возведен в сан архимандрита.

В 2005 году к 95-летию со дня рождения архимандрит Иоанн был награждён церковным орденом преподобного Серафима Саровского I степени. В последние годы жизни тяжело болел, практически не вставал с постели. Скончался в возрасте 95 лет. Похоронен старец, как и другие печерские монахи, в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.

К 110-летию со дня рождения старца Псковская Лента Новостей представляет подборку воспоминаний об отце Иоанне (Крестьянкине) (по материалам открытых источников Интернет, порталов Православие.ру и Правмир.ру).

Митрополит Псковский и Порховский Тихон

«Пересказать все, что случилось более чем за двадцать лет нашего общения, конечно, невозможно. Его духовные советы всякий может прочесть в трех недавно вышедших сборниках писем. С моей точки зрения, это — лучшее, что написано в области духовно-нравственной литературы в России за последние лет пятьдесят. Я же хочу рассказать о другом — о том, что мне известно не понаслышке.

Главным духовным качеством отца Иоанна для меня всегда был и остается не только его дар рассуждения, но и непоколебимая вера во всеблагой и совершенный Промысл Божий, ведущий христианина ко спасению. В одной из книг отца Иоанна эпиграфом были выбраны часто повторяемые им слова: «Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». Как-то в ответ на мои недоумения батюшка писал: «Вот сейчас со вниманием читаю паремии, какая глубина: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» — это премудрый Соломон на себе проверил (гл. 16, ст. 9). И Вы еще не раз убедитесь в своей жизни, что это именно так, а не иначе».

Никому не навязываю своего мнения, но сам я глубоко убежден, что отец Иоанн — один из очень немногих живущих в наше время людей, которым Господь открывает Свою Божественную волю и о конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и в мире. Наверное, это самое высшее проявление любви к Богу и преданности Его святой воле, в ответ на которые Господь открывает подвижнику-христианину судьбы людей, делает такого человека Своим сотаинником. Повторяюсь, никому не навязываю своего мнения, но к нему меня привели многие жизненные истории, связанные с отцом Иоанном. Да и не только меня одного. Самые мои близкие духовные друзья, покойные ныне отец Рафаил и игумен Никита, которые и познакомили меня с отцом Иоанном, в первую очередь благодарили Бога за то, что их духовником являлся человек, которому открыта воля Божия, и каждый из нас опытно испытал это на себе…

Обычно когда кто-то начинает вспоминать об отце Иоанне, пишет, какой он благостный, ласковый, добрый, любвеобильный. Да, несомненно, истинно, что человека более умеющего выказать отеческую, христианскую любовь, я не встречал во всей своей жизни. Но нельзя не сказать и о том, что отец Иоанн, когда это необходимо, бывает по-настоящему строг. Он порой умеет находить такие слова обличения, после которых его собеседнику по-человечески не позавидуешь. Помню, когда я был еще послушником в Печорах, то случайно услышал, как отец Иоанн сказал двум молодым иеромонахам: «Да какие вы монахи, вы просто хорошие ребята»…

Я был свидетелем того, как отец Иоанн переносил ненависть и напраслину, изливавшиеся на него за стояние в Правде Христовой. Видел его боль, но и благодушие, когда он терпел непонимание и предательство. Но никогда батюшка не терял бесконечной любви к обидчикам и христианского прощения. Для меня на всю жизнь остались в памяти слова его проповеди, сказанной в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря в 1985 году: «Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас, нам об этом нечего беспокоиться. Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить».

Протоиерей Михаил Правдолюбов

«…Однажды я служил с отцом Иоанном на приходе – в селе Юшково.

Это был Ильин день – храмовый праздник прихода. Храм с домиками около него был более похож на скит, чем на приходскую церковь. Здесь служил отец Паисий, монах. Жили при храме и несколько стареньких монахинь. Отец Паисий всегда приглашал отца Иоанна послужить у него в этот день, и много лет отец Иоанн принимал это приглашение. Юшково находится километрах в пятнадцати-двадцати от Печор, и поэтому, приехав утром на поезде из Москвы, я успел добраться до этого храма еще до начала службы. Когда отец Иоанн увидел меня в алтаре, то очень удивился и спросил: «Как ты здесь оказался?» – «Приехал специально, чтобы вместе с вами помолиться», – ответил я. – «Будешь служить?» – спросил отец Иоанн. – «Если вы благословите – буду». – «Обязательно служи!» – сказал отец Иоанн.

Это был замечательный день! Перед началом литургии отец Иоанн служил молебен с акафистом пророку Илии и водоосвящением, около него был народ, все пели. После литургии – крестный ход с окроплением народа и храма. Как будто отец Иоанн снова оказался на приходе. Он разговаривал с людьми – к нему подходили целыми группами и семьями. И все это на природе, среди зелени травы и деревьев. Светило солнце и было очень тепло – лето в самом разгаре! После того, как закончилась служба и крестный ход, отец Иоанн пошел окроплять прихрамовые постройки. «Пойдемте, окропим святой водой хижину Марии», – сказал он о маленьком домике одной из монахинь, к которому и направился. И правда, этот маленький домик похож был более на хижину, чем на дом. У всех на лицах были радостные улыбки, а монахиня Мария была просто счастлива от того, что отец Иоанн пришел к ней в дом и окропляет святой водой ее жилище.

Потом была трапеза в доме отца Паисия. И снова – общение с людьми и очень интересные разговоры. Один из священников спросил отца Иоанна, можно ли считать Чернобыльскую катастрофу апокалипсической и не является ли Чернобыль той самой «травой полынь», о которой говорится в Апокалипсисе? «Я бы не стал так прямо называть эту аварию на атомной станции прямым исполнением Апокалипсиса, – отвечал отец Иоанн. – Нужно очень осторожно относиться к толкованию Апокалипсиса, и не случайно Церковь не принимает очень многих его толкований. Есть толкование Апокалипсиса святого Андрея Кесарийского – вот это толкование Церковью принимается, его можно читать. Остальные – очень сомнительные!» Говорил также отец Иоанн о том, что очень нехорошо, когда церковные книги и иконы продаются в обычных магазинах рядом с самым разнообразным товаром. «Этого не должно быть!» – сказал он. Говорил также, что у каждого человека должна быть тесная связь со своим ангелом-хранителем. Одним словом, темы разговора были самые разнообразные, но, к сожалению, беседа оказалась непродолжительной – отец Иоанн должен был ехать в монастырь.

Под горкой, на которой стоял храм, отца Иоанна ждала машина – «Волга», которую отец Паисий заранее для него вызвал. Все мы спустились с горки к этой машине, а отец Иоанн, подойдя к молодому водителю, дал ему конфетку. «Нет, я не буду», – ответил тот. Отец Иоанн воскликнул: «Какое воздержание!» Рядом с «Волгой» оказалась еще одна машина – «Нива», и священник, который на ней приехал, потянул отца Иоанна к этой машине, упрашивая его поехать вместе с ним. «А где ваш спутник, высокий молодой мужчина?» – поинтересовался отец Иоанн, потому что все видели этого священника в храме во время службы, окруженного целой группой своих прихожан. «А вот он!» – ответил батюшка и открыл багажник своей «Нивы». В нем оказался скрюченный буквально в два раза мужчина лет тридцати ростом под два метра. Батюшка затолкал его туда для того, чтобы освободить место для отца Иоанна. «Как вам не совестно?! Что вы делаете? Как можно так издеваться над человеком?!» – сурово сказал отец Иоанн. – Не поеду я с вами!» А мне велел садиться на заднее сиденье «Волги», сам сел рядом со мной, и так мы ехали до самого монастыря, продолжая беседу.

На следующий день этот священник, увидев меня в монастыре, сказал: «Как я тебе завидую: ты ехал вместе с отцом Иоанном!»

Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский

«Это был настоящий старец, умудренный опытом и священнического служения, и жизненного пути. Он был и в лагерях, и в ссылках… Старцы обладают даром рассуждения. Все видят, читают одно и то же, молятся одинаково. Но старцы умеют рассуждать, что полезно данному человеку, а что вредно. Они знают это. Этот дар очень высоко ставится в духовной жизни. Отца Иоанна отличал удивительный дар любви, люди шли от него утешенными. Благодаря дару любви и рассуждению, он очень многих людей привел к истине, к Богу. Некоторые из тысяч приходивших к нему за советом не покидали его по многу лет… Я много раз бывал у него, и всегда он так утешал, как никто другой. Мудрость его была совершенно фантастической».

Иеромонах Никон (Горохов), насельник Псково-Печерского монастыря

«Батюшка Иоанн был небольшого роста и довольно плотного телосложения, но отнюдь не толстый, а в меру упитанный и, как я говорил, очень подвижный человек. При общении с ним было такое ощущение, что попадаешь в плотное облако его внимания и любви, которое окружало тебя со всех сторон и сразу отгоняло все невзгоды и неприятности, все недоумения и противоречия, трудные вопросы и скорби.

Бывало, идешь к отцу Иоанну, на душе кошки скребут и хочется куда-то бежать или скрыться от скорбей и неудач, душа в смятении от разных помыслов и непонятных решений, в которых сам «тангалашка» ногу сломает, и вообще их никто не распутает и не даст никакого решения, потому что решений и вариантов тьма, а какой из них верный, неизвестно, и приходишь побитый, опустошенный и озлобленный. Всё, приплыл, дальше уже плыть некуда, крышка…

Но… по мере приближения ко входу в келью отца Иоанна помыслы и страхования начинают рассеиваться, вопросы сами собой исчезают, проблемы, до сих пор неразрешимые, вдруг решаются и все приходит в покой и мир. А уж когда придешь к нему на прием, вообще всё пропадает и в душе водворяется умиротворение. Бывало, просто посмотришь на него, и все сомнения и прежде бывшие недоумения сами пропадают, улетучиваются куда-то, и ловишь себя на мысли: «Ну вот! Зачем приперся к старцу?! Опять какую-нибудь ерунду будешь спрашивать? Да и что тебе спрашивать-то? Вон, смотри, как он живет, и делай то же самое – и спасешься. Всё же ясно!»

Бывало, я рта не успевал открыть, как батюшка мне сам уже что-то рассказывал и пояснял, причем он говорил обстоятельно и долго, и я уже думал: зачем пришел старца отвлекать какими-то своими мелкими проблемами, зачем занимаешь его время? Но это было от лукавого, потому что одно общение с ним заряжало на долгие месяцы и годы. Я помню, сколько раз от отца Иоанна я летел словно на крыльях. Да мне казалось, что и все так же летели от него, исполненные благодарности и радости. Я думаю, что это и есть признак духоносности, когда старец берет на себя все наши тяготы, скорби и болезни, а взамен дает массу любви и духовной энергии, окрыляет и поднимает всё выше и выше ко Христу. Здорово это. Я думал, что так будет всегда. Я не знал, что просто в начале моего духовного пути Господь послал мне Моисея и Иисуса Навина, которые проводили меня через пустыню страстей и вели в Землю Обетованную. Но когда батюшка был отнят, я понял, что таких кормчих уже нет».

Протоиерей Геннадий Беловолов

После службы старца всегда встречала толпа людей приехавших благословиться. Запомнилась одна выразительная сцена. Старец медленно двигался вместе с окружившей его толпою, благословляя, наставляя, неожиданно целую кого-то в голову.

Но внезапно он остановился, посмотрел в сторону, и увидел у белой стены стоявшего одиноко молодого человека. Он смотрел со стороны на происходящее, и видимо не хотел смешивать с этой толпой, созерцая все на расстоянии. Старец Иоанн устремил на него свой взор, решительно раздвинул рукою толпу, и своим коротким шагом не пошел, а как бы побежал к этому молодому человеку. И подняв руки, поскольку молодой человек был значительно выше, приклонил его голову к себе на грудь. Как будто давно его знал и давно ждал. И потом стал покачивать, как мать баюкает свое чадо. И при этом приговаривать: «Ну что же ты такой угрюмый? Что же ты такой угрюмый?» Молодой человек явно не ожидал такого действия, и был полностью покорнее старцу. Вся толпа с изумлением смотрела на эту картину, напоминавшую возвращение блудного сына к отцу.

Потом старец вдруг изменил интонацию своего голоса, и решительно отрывисто произнес: «Нельзя так! Ты ведь один кирпич кладешь, а два убираешь. Так ничего не построишь. После этого он поцеловал в голову неизвестного и опять бросился в толпу народа. Молодой человек стоял совершенно ошеломленный происшедшим. Он так и не успел сказать старцу ни одного слова. Но судя по всему, получил ответы на свои вопросы. На его лице вместо угрюмости появилась какая-то новая благостная улыбка.

Я был также поражен, как старец незнакомца принял как родного. Тогда я, как мне кажется, понял секрет старчества. Для старцев нет чужих, а есть только ближние…

К старцу Иоанну я также потом приезжал на исповедь. А в 1992 г. когда решался вопрос о моем рукоположении, звонили из Питера в Печоры, и старец благословил меня на рукоположение.

Как-то у Феофана Затворника я нашел такую формулу старчества: «Старцы – то верстовые столбы на нашем духовном пути». Для меня уж точно старце Иоанн (Крестьянкин) стал тем столбом, который указал мне путь в священству.

Протодиакон Владимир Василик

«Всякая встреча с отцом Иоанном была праздником, даже когда времени у него не было, и он, проходя, приговаривал: «Общее благословение, общее благословение». Но от общения с отцом Иоанном всегда оставалось удивительно светлое впечатление. И не только это. Батюшка давал и конкретные, ясные и своевременные наставления. Он чутко чувствовал и дух человека, обращавшегося к нему, и дух времени. Вот лишь одно из его вразумлений: «”Мы все глядим в Наполеоны. / Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно…” Вот, Володенька, не будем наполеоновскими планами заниматься. Потихоньку, полегоньку. Никого не осуждать, никого не раздражать, и всем мое почтение». Трезвость и ясность пронизывали его пастырские советы…

Многим советы отца Иоанна спасли жизнь в самом прямом смысле этого слова. Во время Боснийской войны 1992–1995 годов двое моих знакомых обратились к нему с просьбой благословить их ехать в Боснию – воевать за православных. Они получили следующий ответ: «Помысел, вас искушающий, побуждает вас отказаться от борьбы, во-первых, за святую Русь, во-вторых, за собственные души. Оставайтесь здесь и готовьтесь к пастырству». Думаю, что совет его спас и меня от многого в 1995 году. В то время я пел в грузинском приходе Шестоковской иконы Божией Матери. Когда в августе я уехал в Печорский монастырь, на старосту церкви Аристо Амирановича Багратиони, благороднейшего человека, настоящего православного христианина, было совершено покушение. Узнав об этом, я порывался вернуться, чтобы ухаживать за Аристо, вести службу. Отец Иоанн благословил остаться в монастыре до Успения. Памятуя прежний опыт, я не осмелился ослушаться старца. Впоследствии оказалось, что отец Иоанн заставил меня остаться в монастыре на самое критическое время в судьбе прихода и избавил меня от ситуаций, которые могли мне стоить головы.

Общение с отцом Иоанном — приобщение к живому опыту святости.

Благодарю Господа, что Он даровал мне его. Верю, что рано или поздно батюшка Иоанн будет причислен к лику святых, и та работа, которую сейчас осуществляют некоторые православные сайты, ляжет в основу его будущего жития».

Напомним, еще больше информации о жизни и подвижничестве отца Иоанна (Крестьянкина) вы можете найти на обновленном сайте http://otetsioann.ru/, посвященный памяти старца.

На портале размещена история жизни знаменитого насельника Псково-Печерского монастыря, фотографии, видео- и аудиозаписи. Также на новом сайте вы найдете большое количество текстов в электронном формате — это книги, написанные самим старцем, его письма и проповеди, а также научные труды о нем.

В закладке «Документы» размещен обширный корпус справок, анкет и данных, связанных с жизненным путем отца Иоанна.

Кроме того, у любого посетителя есть возможность оставить на сайте свою историю, связанную с именем известного старца. Если у вас есть неопубликованные фотографии, аудио или видеозаписи, письма от батюшки, которыми вы можете поделиться со всеми, присылайте их на электронный адрес: augustinus@me.com игумену Августину.

ПсковСвято-Успенская Псково-Печерская обитель на протяжении веков славилась старческим служением. Слава Богу, и сегодня в обители проживает подвижник благочестия Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который трудится в деле духовно-нравственного возрождения Православной России, живым словом и печатным изданием, не оставляя при этом старческого окормления братии и паломников. Богомудрый старец свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин) родился 11 апреля (здесь и далее новый стиль) в 1910 году в городе Орле в благочестивой христианской семье в день празднования Псково-Печерских преподобных Марка и Ионы, что очень знаменательно. С ранних лет он прислуживал в храме во время Богослужений и с 13 лет избрал монашеский путь.

В 1929 году окончил среднюю школу в Орле и начал трудовую деятельность.

В 1930 году Иван Михайлович Крестьянкин переехал в Москву, где работал на гражданской службе до 1944 года.

В 1944 году обстоятельства позволили ему перейти на служение Церкви Божией.

14 января 1945 году Высокопреосвященнейшим Николаем митрополитом Крутицким и Коломенским Иоанн Крестьянкин рукоположен в сан Диакона. 14.01.1945 г. святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I диакон Иоанн назначен для служения в храме Рождества Христова в Измайловском районе города Москвы. Перед совершением иерейской хиротонии диакон Иоанн Крестьянкин сдал экстерном экзамены за семинарский курс.

Благодать священства батюшка принял от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в храме Рождества Христова Измайловского района Москвы 25 октября 1945 года и в этом храме прослужил до 1950 года. Одновременно иерей Иоанн учился в Московской Духовной Академии.

ПсковВ апреле 1946 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I он награжден камилавкой. В 1950 году окончил два курса Московской Духовной Академии.

В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года на основании ордера прокурора Москвы отец Иоанн был арестован сотрудниками НКВД в своей квартире, судим тройкой по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, после чего был репрессирован на 7 лет лишения свободы лагерного режима.

С 30 апреля по 1 июля 1950 года он находился в заключении в тюрьме на Лубянке, с 1 июля по 19 августа – в тюрьме в Лефортово (камера-одиночка), с 19 августа по 8 октября – в Бутырской тюрьме до дня отправления на этап.С 1950 года по 1953 год работал на лесоповале разъезда Черный в Архангельской области. С 1953 года по 1955 – переведен в инвалидный ОЛП через Сызранскую тюрьму в г. Молотовске, Куйбышевской области, где и находился до 15 февраля 1955 года. 15 февраля 1955 года был освобожден досрочно без права проживания в Москве и Московской области.

С 13 мая 1955 года по 22 мая 1956 года назначением Преосвященнейшего Иоанна Епископа Псковского и Порховского состоял в штате Свято-Троицкого Кафедрального собора Пскова вторым священником.

24 июня 1955 года Преосвященнейшим Иоанном Епископом Псковским и Порховским награжден наперсным крестом.

С июня 1956 года по 15 февраля 1967 года отец Иоанн ревностно служил на разных приходах Рязанской епархии.

В 1961 года к празднику Святой пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I награжден саном протоиерея. В 1965 году к празднику Святой пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I награжден Палицей.

10 июля 1966 года Глинским старцем схиархимандритом Серафимом (Романцовым) в Сухуми батюшка был пострижен в монашество с именем «Иоанн» в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, память которого совершается в Соборе 12-ти апостолов 13 июля.

1 марта 1967 г. по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I иеромонах Иоанн зачислен в число братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

13 апреля 1970 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I награжден саном Игумена с возложением креста с украшением.

7 апреля 1973 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден саном Архимандрита.

12 апреля 1978 года награжден орденом Святого князя Владимира III степени.

31 марта 1980 года награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.

24 апреля 1989 года высокопреосвященнейшим Владимиром Архиепископом Псковским и Порховским награжден вторым крестом с украшением.

11 октября 2000 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, награжден орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени.

11 апреля 2005 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, награжден орденом Серафима Саровского I степени.

Псков

За 60-летие своего пастырского служения Церкви Христовой архимандрит Иоанн всю силу благодатных Божиих дарований употребил на то, чтобы ревностно предстоять в молитве за народ Божий пред Престолом Господа Славы, «воздевая чистые руки без гнева и сомнений» (1 Тим. 2, 8). Как истинный пастырь добрый он всю силу своей души, всю любовь своего сердца целиком отдал святому делу пастырского душепопечения, по слову апостола «…во время и не во время, обличая, запрещая, увещая со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2), и своим служением явил подвиг исповедника Христова. Архимандрит Иоанн еще очень долго будет светить миру через свои многочисленные книги словом назидания, словом всепрощающей пастырской любви, благодатным опытом жизни в Церкви.

Велико значение духовных книг о. Иоанна для наших современников. Старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – живое предание Русской Православной Церкви. Насельника Псково-Печерского монастыря Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) можно назвать известным церковным писателем ХХ века. Книги, составленные Архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и изданные Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем: Опыт построения исповеди, Проповеди Архимандрита Иоанна. Размышления о бессмертной душе, Письма Архимандрита Иоанна, Настольная книга для монашествующих и мирян, Мир вам и благоволение Божие. Рождественские и Пасхальные поздравления Архимандрита Иоанна, Видевше Свет вечерний. Встреча со старцем.

Чтобы понять значимость письменных трудов батюшки, достаточно привести выдержку из письма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором Святейший дает оценку книги «Встреча со старцем»:

«Спасибо Вам за постоянную твердую позицию в поддержке Священноначалия Церкви перед лицом распускаемых эсхатологических страхов при выдаче новых российских паспортов, во время переписи, в связи с индивидуальным налоговым номером и тому подобными страхами и мнимыми опасностями. Мне очень понравилось Ваше высказывание в отношении Интернета – все зависит от человека, ибо сам человек может брать доброе, разумное и вечное, а может использовать то, что вредит душе – греховное и злое.

Да хранит Вас, дорогой батюшка, милость и помощь Божия в грядущие дни и годы Вашей жизни на радость всем любящим Вас».

Вместе с отцом Иоанном мы благодарим Бога за этот неоценимый дар долголетия, и за то, что все эти годы батюшке дано было прожить в усердном служении Богу и людям, в ревностном служении Православной Церкви. По сути, все эти годы старец архимандрит Иоанн жил в Церкви, почерпая из этого источника духовные и телесные силы и сберегая его чистоту и святость.

Будущий пастырь еще малым отроком прислуживал в храме за Богослужением и с 13 лет избрал для себя монашеский путь. Тернистым и тесным оказался этот многолетний путь до святой обители. С утра – в храме на молитве у Престола Божия или у Креста и Евангелия на исповеди, затем долгое, часами, шествие в келью в окружении толпы, чающей Христова утешения… Затем прием посетителей… И только поздно вечером затворялась дверь кельи, и старец оставался один на один с Богом, перебирая письма и изливая Ему в ночной молитве все скорби израненных миром душ.

Батюшка отец Иоанн никому никогда не отказывал в советах своих: ни братии, ни паломникам, ни многочисленным знакомым и вовсе безвестным старцу людям, посылающим свои письма. Со всеми батюшка был ласков, обходился по Божиему, радовался и печалился радостями и печалями ближних и дальних.

Всякий, кто приходил к отцу Иоанну и открывал свою душу, становился новым его духовным сыном.

Псков

25 октября исполняется 60 лет служения в сане пресвитера отца Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Сердечно и молитвенно от лица Высокопреосвященнейшего Архиепископа Евсевия Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, братии и духовных чад поздравляем старца отца Иоанна с юбилеем и желаем здравия и спасения. Спаси, Христе Боже!