Благословите батюшка

Священническое благословение в Евангелии начинается от Самого Господа Иисуса Христа, благословившего пять хлебов и тем самым утолившего голод нескольких тысяч людей; Спаситель благословил хлеб и вино во время Тайной Вечери и причастил учеников, им Он преподал Свое благословение в момент Своего Вознесения на небо (по преданию Господь тогда благословил их крестообразным движением рук). По примеру своего Учителя, апостолы, ставшие преемниками благодати, благословляли верующих именем Божиим. Затем это право благословения они оставили пресвитерам (священникам) и архиереям (епископам), которое сохранилось в нашей Православной церкви до сего дня.

Священник благословляет верующих именем Господа нашего Иисуса Христа, поэтому и персты (пальцы) правой руки своей слагает именословно, то есть так, что они изображают первые буквы сокращенных слов: Ис. Хс. (Иисус Христос).

Благословляя верующих, священник произносит имя Святой Троицы и, осеняя благословляемого крестным знамением, призывает на него благодать Божию и крестную силу. Святитель Иоанн Златоуст называет священническое благословение «духовным оружием, соделывающим христианина безопасным от козней диавола».

Право благословения есть священный дар, сообщаемый пастырям Церкви Христовой вместе с властью:

«Истинно говорю вам, — говорил ученикам Спаситель, — что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

По слову Апостола, «меньший благословляется большим» (Евр. 7:7). Подобно тому как Авраам, родоначальник ветхозаветных первосвященников и всего народа Божия, с честью встретил Мелхиседека и принял от него благословение, так и верующие христиане — новый народ Божий должны благоговейно принимать благословение Вечного Первосвященника — Иисуса Христа, сообщаемое через поставленных Им в Церкви первосвященников (архиереев) и священников (Евр. 7:1-6).

Благословение священника имеет очень важное духовное значение и силу. Кто принимает его с верой и благоговением, тому оно приносит большую пользу Благочестивые христиане при встрече со священником обычно говорят: «Благословите батюшка», и при этом крестообразно (в виде буквы X) складывают свои руки правую на левую и наклоняя голову подносят их священнику для благословения. Тогда священник, благословляя их, призывает имя Святой Троицы и осеняет прихожанина крестом, складывая для этого именословно (Ис. Хс.) пальцы своей правой руки, и обыкновенно говорит: «Бог благословит!», причем кладет на их сложенные руки свою благословляющую руку, которую прихожанин почтительно целует и отвечает ему затем своим поклоном.

Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, — целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «не человек благословляет, а Бог его рукою и языком». Это ясно и из слов священника — «Бог благословит!» Совершая благословение, священник низводит на тебя благодатную силу Божию. Благословение Божие необходимо не только в делах важных и разных начинаниях, но и во всех обыкновенных житейских занятиях и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны.

Также верующие просят благословения при встрече со священнослужителем. Кроме того, благословение в той или иной форме присутствует в церковном богослужении. Когда священника или епископа просят дать благословение кому-либо, это чаще всего понимают так: священнослужитель благословляет человека, и это значит, что его благословляет и Бог. На самом же деле Бог благословляет человека через то, что человек сам сначала благословляет Бога.

Таким образом, когда священника просят о благословении, он должен, осеняя крестным знамением просящего, благословить Бога, а Господь уже Сам даст благословение просящему его. Или не даст — Бог свободен в Своем решении. И Он вправе не дать благословения тому, кого благословляет священнослужитель. Св. Феофан Затворник говорит: «иногда бывает, что у человека есть нужда или боль, ему нужно что-то и никто ему не может помочь, потому что Бог знает, что он

не созрел для того, чтобы принять эту помощь».

В наших светских обыденных отношениях мы ежедневно приветствуем друг друга, желая встретившемуся нам человеку здравия, доброго дня, радости, благ. И эти словесные пожелания часто сопряжены с какими-то телесными действиями, которые мы привычно совершаем: пожимаем друг другу руки, при встрече можем обменяться поцелуем, заключить встретившегося человека в объятия.

В Церкви Христовой существуют также такие телесные действия, которые выражают наше внутреннее духовное состояние, наше благоговение, наше пожелание. К этому относится и древняя традиция принятия от лица, облеченного священным саном, благословения.

Когда мы встречаем в храме, на улице или в другой обстановке священника или епископа, мы принимаем от него благословение и этим действием мы не только хотим получить какой-то молитвенный покров, поддержку, благословение на какое-то свое дело, на дальнейший день, но тем самым и приветствуем встретившегося нам священнослужителя, то есть по сути здороваемся с ним. Если мы уже приняли такое благословение от одного священнослужителя, а вскоре встретили другого, то, конечно же, внутреннее ощущение подсказывает воцерковленному человеку, что и к этой встрече нужно должным образом отнестись, приняв и у этого священника благословение

Велико и значимо благословение в жизни верующего и посему с должным душевным трепетом и благодарностью необходимо его принимать.

Благословение Божие — промыслительное действие силы, или благодати Божией, которым реально восполняются, обновляются и направляются к благу и счастью жизнь, силы и действия человека как Божьего создания

Александр А.Соколовский

Что значит – взять благословение у батюшки на какое-то дело? Теоретически, задумав нечто хорошее, человек просит священника, чтобы тот призвал Божию благодать на совершение задуманного. Фактически Сам Господь при благословении снисходит к человеку в самое сердце, исправляя его к лучшему.

На практике этот обычай порой претерпевает различные мутации. Кто-то склонен воспринимать благословение как волшебство: получил – всё сбылось, не получил – прахом пошло. Как по щучьему веленью. Только вот за щукой нужно погоняться, а попа всяко проще поймать.

– Батюшка, благослови дачу продать!

– А? Что? Бог благословит! – пронесся пастырь, шурша рясой.

А большего и не нужно было. «Сработает» благословение, купят дачу, значит, этот батюшка сильный, можно к нему с нужными делами еще подходить. Ну, а ежели не «сработает», знать, не имеет ни силы, ни должного дерзновения перед Богом. Впрочем, это еще не значит, что батюшка бесполезен. Его же можно использовать для тех случаев, когда положительный исход не планируется.

«Как это?» – спросите вы. А вот как:

– Благословите, батюшка, со свекровью помириться!

А на самом деле свекровь та даром не сдалась ни злая, ни добрая. Мира не случилось за отсутствием человеческих усилий. Зато совесть не мучает. Не послушал Бог попа – вины моей нет. Молился бы тот лучше да бороду длиннее отпустил, тут и результат совсем другой был бы.

А священники все разные. Кто раздаёт благословения направо и налево, не дослушав, а кто может всю душу вынуть, пытая, что да почему. Да еще возьмет и не благословит. А что? Случается и не такое. Вот и приходится присматриваться да выяснять, к кому, как и когда лучше подходить.

Вот сестра попросила присмотреть за детьми сутки, пока ей нужно за мужем после операции поухаживать. Неохота, ох, как неохота. А откажешь – будешь плохая. Стало быть, подожди, сестра, я должна сначала взять благословение на это. А подойдет на этот случай вовсе не любой священник, а непременно монах. Лучше всего игумен или архимандрит. Со славой. Чтоб первые полдня не дозвониться до него, а другие полдня чтоб он молился и думал над ответом, ну а там уже сестра сама найдет своим отпрыскам другую сиделку.

А бывает так:

– Дорогой ты наш церковный благотворитель и владелец пароходов! У нас диакон такие песни духовные сочиняет – заслушаешься! Ему бы их записать, а гитары приличной нет. Помоги, а? Тебе же не трудно.

А благотворитель и отвечает:

– Надобно спросить духовного отца. Если благословит, так и быть, куплю твоему диакону гитару.

Но духовный отец не благословил. Прошло несколько лет, диакон накопил денег и сам купил себе шестиструнную лиру. Только вот голос подрастерял к тому времени, так и не записав своих сочинений.

– А вот скажите, батюшка, как мне быть: внучка просится прописаться и пожить на время обучения в институте. Девица неверующая, конечно. С характером. Благословите или нет?

– В смысле, вы хотите сказать, – изумляюсь я, – что если не благословлю, то вы с чистым сердцем откажете внучке?

Женщина мнется, уловив мое недовольство.

– Почему же вы считаете, что у меня есть моральное право решать, как вам поступить с внучкой?

Право решать, как поступить, кое-кто передает священнику – чтобы снять с себя ответственность

А моральное право человек дал священнику, чтобы снять с себя ответственность. Пятьдесят на пятьдесят – вероятность получить предпочтительный ответ. И не придется утруждать себя беготней к паспортистам. И рот лишний не кормить. А можно и сманипулировать попом, подведя под нужный ответ.

– Батюшка, а вот меня попросили за женщину одну молиться, а я сомневаюсь, молиться или нет. Как вы благословите?

«О, горе мне!» – думаю я, а вслух вопрошаю:

– А что на это говорит апостол Павел?

Благо, прихожанка читает Священное Писание и понимает, что я имею в виду.

– Он говорит: молитесь друг за друга, – отвечает она.

– А были ли там какие-нибудь поправки: дескать, но вот за такую-то женщину не молитесь?

– Нет, батюшка.

– А что ж вы тогда решили на мое мнение положиться? Вдруг я с ума сойду и запрещу вам молиться, пойдя наперекор апостолу? Кого послушаете из нас двоих?

И женщина удаляется, пока еще не научившись жить по Евангелию без человеческих подсказок или указаний старцев.

– Благословите, батюшка, я повез в детский дом ящик свежих яблок!

– Бог благословит!

– Благословите меня, я решил помириться с женой и сохранить семью!

– Благословен Господь!

– Благословите на предстоящий день!

– Бог в помощь!

И входит Бог в чье-то сердце, из сердца другого Он и не уходил никуда, а в иное сердце и рад войти, но там уже бывает занято давно, хоть и висит красивая табличка: «Милости просим!»

Что такое благословение?

Само слово «благословение» является калькой греческого слова εὐλογία, которое обозначает «восхваление, славословие» Господа («Благословен Бог наш…»). На сегодняшний день в церковном обиходе это понятие является многозначным. Одно из его значений — пребывание в благостном, благодатном состоянии, которое посылает человеку Бог. Так, Архангел говорит Марии: Благословенна Ты между женами… (Лк. 1: 28).

Но наиболее часто слово «благословение» мы употребляем в его практическом значении. Во-первых, как разрешение на совершение какого-то действия (например, благословение патриарха на строительство храма). И, во-вторых, как испрошение священником Божией благодати на людей. При этом священник осеняет человека или множество людей крестным знамением.

Благословлять друг друга могут и мирские люди. Так, например, огромное духовное значение даже в наши дни имеет родительское благословение, например, на перемену места жительства, на путешествие, на вступление в брак, на уход в монастырь. Однако только иереи и архиереи, получившие благодать Святого Духа в таинстве Священства, способны подавать благословение во время священнослужения.

Священники благословляют не только людей, но также и священные предметы, блюда, например коливо.

Когда можно брать благословение у батюшки?

В Церкви существуют различные ситуации, когда можно получить благословение. Каждая имеет свои смысловые особенности.

Во-первых, зачастую благословение выступает аналогом мирского приветствия или прощания. Поприветствовать иерея таким образом можно не только в церкви, но и встретившись в иной обстановке, если такое приветствие будет уместно.

Во-вторых, благословение может пониматься как дозволение, напутствие на совершение какого-то дела. В церковной среде существует традиция брать благословение духовника или любого священника на важную поездку, на брак, на строительство дома и вообще на совершение каждого важного для нас дела. Благословляясь на любое начинание, мы призываем помощь Самого Бога, Который действует через Своего служителя, говорит его устами.

В-третьих, благословение подается всем прихожанам храма во время службы. В определенные моменты богослужения священники благословляют народ правой рукой (при этом складывая пальцы в подобие начертания букв ICXC, что значит Иисус Христос). В ответ верующие преклоняют голову и кланяются в пояс. Если священнослужитель осеняет прихожан священными предметами (например, крестом или иконой) — молящиеся сначала крестятся, а затем совершают поклон. При этом подносить руки к груди или же целовать их не нужно.

Как брать благословение?

Строгих канонов или предписаний по этому поводу не предусмотрено. Однако есть некоторые правила церковного этикета, подсказанные обычным здравым смыслом.

Подходя под личное благословение, нужно сложить ладони крестом, при этом поместив правую руку поверх левой, и сказать: «Благословите, отче». Священник в ответ на эту просьбу говорит: «Бог благословит!», одновременно осеняя ладони благословляемого крестным знамением, а затем кладет на них свою руку для лобызания (целования).

Некоторые особенности этикета

Если вы хотите подойти под благословение, но при этом рядом стоит несколько иереев, благословиться нужно сначала у старшего по сану. Однако необходимо правильно оценивать ситуацию. Вместо того чтобы поочередно благословляться у каждого священника, можно просто поклониться и произнести: «Благословите, честные отцы!»

Если к одному священнику подходит группа людей, то здесь также следует соблюдать иерархию. Мужчины подходят впереди женщин, старшие впереди младших.

Также не стоит просить благословения в неподходящее время, а особенно в важные моменты богослужения: например, когда священник причащает или совершает каждение храма.