Блаватская и рерих

Отличная, всегда актуальная и очень полезная книга, где замечательно анализируется и разбирается и буддизм, и теософия, и «Агни-Йога» Рерихов, и «Тайная Доктрина» Блаватской — и весьма аргументировано доказывается вредоносность всего этого оккультного маразма и его крайне деструктивное влияние на человеческую психику. Да и вообще, там дается великолепный анализ основных положений ВСЕХ индийских религий — и блестяще доказывается их полная НЕсовместимость с христианством! Кто еще не читал ее, тот многое потерял. Рекомендую немедленно скачать и прочесть — она на многое открывает глаза.
Ладно, я ничуть не возражаю против того, чтоб Будде, Шиве или Кришне поклонялись этнические индусы, на своей исторической родине; но, когда на этой почве сходят с ума наши доморощенные идиоты, моему глубочайшему возмущению воистину нет предела. Однако, до многих несознательных черноголовых до сих пор упорно не доходит, насколько вредны и деструктивны ВСЕ без исключения индийские культы, насколько они ПРОТИВОПОЛОЖНЫ истинной религии Древней Месопотамии (и, соответственно, органически вышедшим из нее авраамистическим религиям – иудаизму и христианству), до какой степени Индия НЕСОВМЕСТИМА с Шумером! Подобные дебилы и недоумки остро жаждут этой, как там ее …ДУХОВНОСТИ! (под которой они понимают самую натуральную ШИЗОТЕРИКУ) В Шумере вот никакой шизотерики не было… а это их категорически не устраивает!
То ли дело, к примеру, культ Шивы, откровенно проповедующий два изумительных извращения (которые столь порочной и бездуховной стерве, как я, совершенно НЕ близки) — с его открытой пропагандой НАРКОМАНИИ и НЕКРОФИЛИИ! Адепты Шивы широко применяют наркоту, считая ее допустимым, приемлемым средством для достижения измененного состояния сознания – это общеизвестный факт. В их религии галлюциногены и психоделика – важнейший, неотъемлемый элемент. Но для меня это категорически не приемлемо (как алкоголь, и курение), ибо я изрядно насмотрелась на бедных наркоманов, собственноручно лишивших себя и психического, и физического здоровья. И еще поклонники Шивы славятся своими ярко выраженными некрофильскими наклонностями – у них странное (едва ли не сексуальное) влечение к трупам – к примеру, одна лишь традиция обмазываться пеплом от сожженных тел покойников чего стоит! Фу, какая гадость!.. По-моему, это еще хуже, чем культ православных мощей… Но зато – до чего духовно! (не чета моей развращенно-гедонистической шумерской религии) А уж какая глубокая философия в шиваизме – просто закачаешься: «Не привязывайся к бренному и тленному материальному миру, ибо он – всего лишь какое-то досадное недоразумение на самой окраине и периферии высших духовных миров! Материальный мир – иллюзорен, да и сама твоя личность, твоя бессмертная душа – тоже иллюзия! Тебя на самом деле нет! Да и вообще – на самом деле никого нет…» Мои бедные шумерские Ануннаки никогда бы не додумались до таких обалденных философских высот и глубин!

Россия на рубеже 19−20 столетий была охвачена спиритической манией. Ей удалось стать не просто развлечением для завсегдатаев салонов крупнейших городов страны, но превратиться в один из кирпичиков в основании Серебряного века. Благодаря спиритической мании и родилось учение Живой этики (Агни-йоги). Вместе с ним возникло сообщество почитателей — рериховское движение.

«Живая этика»

Николай Константинович Рерих — художник, философ и археолог — с юности был поглощён мистическими идеями. Своё отражение в «Живой этике» найдут и другие его интересы, например, любовь к русской древности и восточным мотивам. Елена Ивановна Рерих — философ, автор дневников, ставших основой для учения. Глубокая заинтересованность супругов в теософии и традиционных восточных текстах, таких как Бхагават-гита и Ламрим Ченмо, была решающей для создания собственной концепции.

Валентин Серов. Портрет Е. И. Рерих. 1909.jpg

Портрет Е. И. Рерих, выполненный В. Серовым, 1909. (wikipedia.org)

В семье Рерихов воспитывались два сына: Юрий и Святослав. Оба связали свои жизни с культурой востока и продолжали дело родителей. Юрий Рерих пошёл по научному пути и стал известным во всём мире востоковедом, специалистом по культуре и языку Тибета. Святослав Рерих посвятил себя искусству, много работал в Индии и активно поддерживал концепцию защиты культурного наследия.

Агни-йога. Суть учения

Движение приобрело свои очертания после революции 1917 года. Семья Рерих встретила её в Финляндии, закрывшей свои границы от России. Семья была отрезана от родины. В дальнейшем Рерихи обосновались в Англии, а затем в США. Однако сидеть на месте им не приходилось. Период с 1920 по 1930 год оказывается вплотную связанным с формированием теоретической базы «Живой этики», с книгами Елены Рерих. Вместе со своим мужем она отправляется в Центрально-Азиатскую экспедицию. Их путь лежит через Индию, Тибет, Монголию, Китай и, наконец, через Алтай. Именно тогда Елена Рерих начинает «общаться» с Махатмой Мориа и создаёт свои основные труды.

Агни Иога. Диптих. Левая часть. 1928.jpg

Агни Йога. Диптих. Левая часть, 1928. (wikipedia.org)

Агни Иога. Диптих. Правая часть. 1928.jpg

Агни Йога. Диптих. Правая часть, 1928. (wikipedia.org)

В основе учения «Живой этики» лежит смешение различных культурных и религиозных направлений. Древнерусская культура сталкивается с восточными религиями, а после этого разбавляется элементами православия.
Главной целью Агни-йоги считается стремление к развитию человечества, достижение им некоего внутреннего обновления, постижение энергии Агни. Учение предлагает путь, правила жизни для всех желающих достигнуть этой цели. Согласно его теории, Вселенная не имеет ни конца, ни предела. Она, как и каждая человеческая жизнь, находится в цикле распада и возрождения. В Агни-йоге есть всё: карма и реинкарнация, почитание христианских святых и миф о спасении, философия и поэзия. Это и делает её привлекательной для последователей.
Несмотря на вкрапления религиозных элементов в Живую этику, большинство последователей не относят её к религиям. Исследователи отмечают, что для движения вообще не свойственны обрядность, догматизм или церковность.

Рериховское движение

В зарубежных странах рериховское движение начало развиваться ещё в 20-х годах XX века. Пионерами были США, Латвия, Франция и Маньчжурия. Далее последовало усиление движения в этих и многих других странах мира, включая постсоветское пространство. Общества, посвящённые Рерихам и их учению, продолжают существовать до сих пор.
В СССР рериховское движение не приветствовалось. Виной тому была антирелигиозная политика государства, под которую попали не только религии, но и разные околорелигиозные сообщества. Поэтому впервые «Живая этика» появилась в России только в 1957 году. Тогда в страну вернулся старший сын семьи Рерих, Юрий. Он обосновался в Новосибирске, активно выступал и там же в 1960 году организовал первую в Советском Союзе выставку, посвящённую Николаю Рериху. Конечно, не обошлось без осуждения движения в прессе, но крупных гонений не было.
По-настоящему популярной Агни-йога стала в период с конца 1980-х до начала 2000-х годов. Тогда, сначала благодаря деятельности Святослава Рериха, а после из-за заинтересованности в рериховских организациях представителей российской науки и культуры, течение распространилось и среди населения.

Грани агни-йоги. Последователи

Подсчитать количество человек, считающих себя последователями учения Агни-йоги, невозможно. Учение позволяет им не указывать собственную идентичность. Определённые выводы можно сделать по сообществам социальных сетей. Так, к примеру, в крупнейшей группе по теме Живой этике «ВКонтакте» состоит чуть более двадцати тысяч человек. О числе последователей также можно судить по распространённости организаций, связанных с учением и творчеством Рерихов, по всему миру. Крупные центры располагаются в Нью-Йорке, Риге, Минске, Москве и в других городах.

Музеи Николая Рериха в Нью Иорке.jpg

Музей Николая Рериха в Нью Йорке. (wikipedia.org)

Организации, придерживающиеся учения Рерихов, отличаются в интерпретации текстов. Поэтому существует множество групп, основой для которых послужило учение Агни-йоги, однако в целом они имеют не слишком много общего между собой.

Международныи центр Рерихов (зал Живои этики).JPG

Международный центр Рерихов. (wikipedia.org)

В настоящий момент рериховское движение можно условно разделить на два направления: культурно-просветительское и оккультное. Преобладающим можно назвать первое из них. В его рамках участники занимаются издательской деятельностью, проводят вечера, лекции, выставки и семинары, изучают наследие Николая Рериха. На оккультное направление обращается гораздо меньше внимания. Оно содержит в себе огромное множество ответвлений. В них осталось не столь многое от изначальной идеи, прописанной в книгах Елены Рерих.
Разнообразен и состав участников движения. Они принадлежат к разным религиозным конфессиям, имеют разный достаток и социальный статус. Живая этика не имеет единого штаба или сайта, регулярных конференций или лекций. Объединяющим звеном для всех членов движения является чтение книг Елены Рерих и почтительное отношение к тем, кто стоял у истоков учения.

В Курске есть свой собственный центр. Мы поговорили с его руководителем – Ириной Морозовой, квалифицированным психологом.

— Наша организация называется Автономная некоммерческая организация «Развитие Человека новой эпохи «Метагалактический Центр» Курск», — рассказывает Ирина, — Синтезом занимаемся с 2009 года. Тогда нас было всего 8 человек. С 2015 мы решили создать общественную организацию, поскольку это помогает участвовать в жизни города, выражать свою гражданскую позицию. Наша цель – сложить новую философию жизни третьего тысячелетия. Вокруг всё очень быстро меняется: климат на планете, скорость времени, меняется отношение людей к жизни, а главное — у нас другие дети. И порой родители не знают, как найти точку контакта со своими детьми.

Всего в организации 22 человека. Это участники, которые являются основой Метагалактического центра. Тех, кто пришел, поучился и ушел – около ста.

Что синтезировать?

— Философия жизни в Метагалактике строится вокруг человека. Вселенная может развиваться только благодаря Наблюдателю (человеку), который творит реальность. Мы сотворцы. То, что для Создателя, Отца, является идеей, для нас, людей, должно стать целью реализации.

На страничке ВКонтакте общественной организации «Метагалактический центр Курск» есть весьма пространные объяснения о цели проекта (а цель — это «программа обретения новых способностей и возможностей Человека, формирование Метагалактического мировоззрения, нового образа и нового стиля Жизни»). Некоторые термины будут непонятны без каких-либо знаний о философии русского космизма начала 20 века. Википедия характеризует термин «космизм», постоянно фигурирующий в Метагалактическом центре, как «религиозно-философское маргинальное течение», предлагающее осознать всеединство мира и найти место человека в космосе. И это лишь малая доля того, что включает в себя данное учение. Суть вращается вокруг человека и его неразрывной связи со Вселенной.

— Метагалактика – это границы Космоса, — уточняет психолог, — Наша страна, Россия – космическая держава. Ещё в 19 веке начал развиваться Русский космизм. Циолковский и Королёв вывели нашу страну за пределы планеты. Но этого сейчас недостаточно, чтобы люди понимали, зачем нам осваивать Космос и как он влияет на нас. Поэтому мы идём дальше в изучении и реализации этой идеи.

С Космизмом разобрались. Ну а как его синтезировать-то?

На страничке в ВКонтакте предлагается пройти программу Философских чтений Синтеза. Пройдя ее, участники обретают цельный иерархический взгляд на высшую природу и предназначение Человека. Чтобы «просветлиться» следует овладеть главным из методов познания – методом Синтеза. Здесь снова можно дать волю фантазии и трактовать как хочется. Для изучения, помимо метода Синтеза, предлагаются и прочие: диалектический и метод научного синтеза; а также принципы – эволюционный, антропный принцип построения Вселенной, первого среди равного; развитие позиции наблюдателя, процесс стяжания и другие. Работа курского Центра строится на законе Метагалактики «Первый среди равных» — это равенство в решении вопросов и первенство в том направлении, где Человек является специалистом:

— При решении задач проходит мозговой штурм, где позиция любого Служащего учитывается и генерируется общее направление, в котором есть мнение каждого. Каждый человек является ответственным за ту деятельность, в которой он специализируется. Кто-то развивает энергопотенциал, кто-то развивает Высшую Школу Синтеза – просветительский процесс, я, допустим, как глава Метагалактического центра, ответственна за работу и развитие этого центра. У каждого есть основания быть специалистом в своём направлении. Мы стремимся рассматривать вещи в планетарном и метагалактическом масштабах.

Ирина считает, что каждому человеку необходимо сформировать позицию наблюдателя:

— Познавая свой внутренний мир, мы познаём Метагалактику. Если человек живёт масштабами своих болячек – дальше больницы он не уйдёт. А если внутри Метагалактика, то и мыслить будет категориями как минимум планеты, а жизнь выстраивать в соответствующем масштабе.

Люди чаще приходят в Метагалактический центр после мероприятий, которые организует его команда.

— Например, мы создали совместно с СПбПУ выставку «Спортивный человек в 3D», — объясняет психолог. — У нас часто проходят психологические занятия родителей с детьми – наш центр помогает находить точку контакта между ними, развивая отношения в русле поддержки и взаимопонимания. Мы также занимаемся развитием физического тела — йогой. В масштабах Метагалактики оздоровительные занятия йогой проходят с учетом внутренних Частей Человека. Кроме того, два года участвовали в городском форуме проектных инициатив «От здорового образа жизни к здоровой семье» и разработали несколько программ пропаганды ЗОЖ. Проводили занятия в школах на тему космоса – объясняли в игровой форме развитие человека как космического. Освоения просторов не заканчиваются нашей планетой и потреблением. У человека должно быть стремление к познанию себя и своего потенциала.

Секта?

Если набрать в поисковике «Синтез Фа», то первыми результатами станут заметки о том, что Метагалактический центр – это секта. Ранее семинары Философских Чтений действительно имели такое название — «Синтез Фа».

— В интернете много информации о Философии Синтеза как о секте. Секта по определению – это закрытое сообщество, куда входят «избранные» и только их взгляд правильный. У нас всё открыто и свободно – каждый имеет право на свою позицию. Мы принимаем взгляды отличные от того, что знаем мы, готовы сотрудничать и обмениваться знаниями, опытом со всеми, кто идёт Путем Созидания и Творения.

Почему именно нотой «фа» звучит Вселенная – разобраться мы так и не смогли. Однако объяснение этому всё же есть:

— Нота фа – это звук Метагалактики, она так звучит… Была бы нота «соль» — значит, звучала бы как «соль», — рассуждает Ирина, — Название Фа исходит из звучания Метагалактики, синтезированное научной аппаратурой, но утверждено как звук Созидания Метагалактики. Во втором тысячелетии была известна мантрическая традиция: «Ом мани падме Хум», где Ом (звук сотворения) призывался и при сложной определённой подготовке являлся (падал) в Хум просветлённого Человека. Звуком сотворения на Планете отдельного Человека был Ом. Сейчас «Фа» — есть звук сотворения Метагалактики в каждом из нас, и каждого из нас в Метагалактике. Причём Сотворение, рассчитанное на многие годы и тысячелетия.

В паблике «Научный скептицизм – против псевдонауки» подробно описано устройство и концепция «Синтеза фа». Автор поста утверждает, что руководитель ячейки собирает немалые деньги с участников. Считается, что «жертвователь получает энергию в обмен на деньги». Можно стать и самому адептом философии. Необходимо прослушать курс семинаров-синтезов, пройти проверку знаний и затем получить право преподавать учение.

Тем не менее, денежных вливаний центр не лишен.

— По уставу общественной организации «Развитие Человека новой эпохи «Метагалактический Центр» Курск» добровольные взносы идут на оплату аренды и коммунальных услуг, — делится Ирина, — Обыденные потребности тоже стоят денег. В месяц – примерно 800 рублей. Сумма зависит от вида мероприятий. Занятия, которые проводят члены общественной организации для всех желающих — бесплатные. Когда мы приглашаем для проведения семинаров Философского Чтения Синтеза ведущих из разных городов, то участник Метагалактического центра делает взнос за оплату двухдневного семинара около 3000 рублей.

В общем и целом – можно воспринимать Метагалактические центры со скепсисом, а можно вникать в их цели. Однако, отбрасывая разную эзотерическую мишуру, в остатке получаем вполне обыденное стремление к самопознанию.

По материалам интернет-журнала Mediacity.

Ре́риховское движе́ние — новое религиозное движение, основой которого является религиозно-философское учение Николая и Елены Рерихов Живая этика (Агни Йога). Движение не имеет строго организованной структуры и включает несколько различных направлений, от культурологических и гуманистически-мировоззренческих до религиозно-мистических и мистико-оккультных.

Некоторые последователи идей Живой этики отвергают классификацию движения как религиозного.

История

Возникновение рериховское движения

В конце XIX и в начале XX веков значительным религиозно-философским и культурным явлением стала теософия — синкретическое религиозно-мистическое учение и оккультное движение, инициатором которого была Елена Блаватская и её единомышленники. Николай и Елена Рерихи, на мировоззрение которых большое влияние оказали традиционные восточные религиозно-философские концепции, прежде всего в изложении Рамакришны и Вивекананды, а также такие значимые на Востоке тексты, как Бхагавад-гита и Ламрим Ченмо, были увлечены идеями этого нового учения. Их привлекала не только его религиозная и философская сторона, но также поэтические и эстетические следствия теософской мысли. Впоследствии ими был создан собственный доктринальный вариант теософии — Агни Йога (Живая этика).

Рериховское движение, которое некоторыми англоязычными исследователями называется также Агни Йогой, было организовано Рерихами в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж), Болгария (София). В 20-е и 30-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги. По свидетельству А. П. Хейдока, одного из первых учеников Н. К. Рериха, к 1934 году во многих странах мира уже образовалось около ста обществ Агни Йоги. С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха в США со стороны бизнесмена Луиса Хорша и политика Генри Уоллеса, многие его культурные проекты в Америке были приостановлены.

Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Именно в Риге были впервые изданы многие книги Живой Этики. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. За короткий промежуток времени издательство Латвийского общества выпустило в свет около 50 книг, периодическое издание и др. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975), секретарь Н. К. Рериха. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённный в 1929 году для перевода трудов по философии.

Рериховские общества, кружки и группы существовали также в Германии, Швейцарии («Корона Мунди»), Эстонии, Маньчжурии (Харбин).

В послевоенные годы рериховское движение на Западе развивается в русле общих тенденций нью-эйджа. В Нью-Йорке в 1946 году было зарегистрировано Общество Агни Йоги (англ. Agni Yoga Society), а в 1949 году там же был возрождён музей Николая Рериха, основанный по инициативе американских сотрудниц Рерихов — Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе и Зинаиды Фосдик. Сегодня рериховские организации работают в некоторых странах Европы, Америки и Азии, а также в Австралии. Рериховские общества существуют в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Грузия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония.

В России

В советских республиках рериховское движение как таковое начало активно развиваться только в период «перестройки» в конце 80-х годов. Но фундамент движения в СССР заложил ещё Юрий Рерих (1902—1960), известный востоковед, старший сын Николая и Елены Рерихов. Начиная с 1960-х годов сформировались отдельные группы по изучению и разработке рериховского наследия. Новый импульс развитию рериховского движения придал проживавший в Индии известный художник и общественный деятель Святослав Рерих (1904—1993), младший сын Николая и Елены Рерихов, неоднократно приезжавший в СССР с выставками картин, своих и отца. По его инициативе в 1989 году в Москве был создан Советский Фонд Рерихов, в который Святослав Рерих передал культурное наследие своих родителей. После того, как в 1991 году Советский Фонд Рерихов фактически прекратил своё существование, по инициативе части его учредителей, прежде всего Л. В. Шапошниковой, была создана общественная организация Международный Центр Рерихов (МЦР), которая заявила свои права на наследие Рерихов в России. Впоследствии судебными органами МЦР не был признан правопреемником Советского Фонда Рерихов, однако продолжает добиваться прав на наследие Рерихов, считая, что таким образом он выполняет их волю.

В первые десятилетия своего существования (1920—1975) рериховское движение привлекало к себе внимание лишь узкого круга мистически настроенной интеллигенции, а также почитателей творчества Николая Рериха и сторонников его идей защиты и сохранения культурного наследия. С середины 1980-х годов произошла значительная демократизация и расширение движения в России: костяк из интеллигенции и служащих пополнился студенческой молодёжью и рабочими. Оно распространилось не только по крупным городам, но и в провинции, насчитывая к концу XX века в своих рядах более 5000 организаций, в основном культурно-просветительского направления.

В России рериховское движение, причисляемое рядом исследователей к нью-эйджу, оказало значительное влияние на развитие нью-эйджа в России. В 2002 году рериховское движение пережило раскол, во многом обусловленный спорами о рериховском наследии, и разделилось на несколько конкурирующих направлений. Одно из них, с культурологическим уклоном, возглавила Людмила Шапошникова, директор музея при общественной организации Международный центр Рерихов в Москве; другое, с центром в Новосибирске, — Юрий Ключников; духовным лидером и символом третьего направления стала некая Зиновия Душкова (Е. Бондаренко) из Приморья. Для рериховского движения в России, как и для всего современного нью-эйджа характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие. Рериховцы проводят регулярные культурологические мероприятия (организация выставок картин Рериха, конференции его памяти и его духовного наследия), организуют широкое издание книг, периодики о своём религиозно-философском движении.

Классификация

В современной России существует огромный спектр качественно разнородных объединений, течений, обществ, центров, музеев и отдельных представителей, обращающихся к культурному, духовному и мистическому наследию Рерихов, но существенно различающихся по своим доктринальным положениям, культовой и социальной практике: от разнообразных культурно-просветительских, до неомистических и откровенно оккультных.

Исследователи выделяют два качественно различных направления в современном рериховском движении:

  • организации и общества, одновременно с продвижением религиозно-философских идей Рерихов занимающиеся культурологической, культурно-просветительской и научно-педагогической деятельностью;
  • организации и общества, основанные на теософско-мистическом аспекте учения Рерихов, изучающие и применяющие различные оккультные практики.

Кандидат философских наук Т. К. Симанженкова прогнозирует дальнейшее развитие культурологического и гуманистическо-мировоззренческого направления в рериховском движении с постепенным ослаблением и дальнейшим распадом религиозно-мистических и мистико-оккультных группировок.

Культурно-просветительское направление

Рериховская концепция культуры основана на слиянии ранних историко-культурологических воззрений художника с религиозно-философскими идеями учения Живой этики (Агни Йога). Согласно Агни Йоге, создание, сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является одной из важнейших задач и одним из важнейших устоев эволюции человечества.

Признание Рерихами приоритетной роли культуры в развитии человечества получило своё практическое развитие в общественно-культурной деятельности Николая Рериха, который стал основателем нескольких культурных и научных центров и институтов, инициатором международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя мира». Знамя Мира — символ Международного Пакта охраны культурных ценностей, предложенного Николаем Рерихом в 1929 году и подписанного в 1935 году странами американского континента (в том числе США). В 1954 году на основе этого Пакта была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Тем самым идеи Пакта Рериха были введены в юридическую практику мирового сообщества, сыграв важную роль в пропаганде и защите ценностей культуры.

Деятельность Рерихов привела к образованию во многих странах мира обществ и организаций, основывающих свою деятельность на практической реализации рериховской концепции культуры. Основная установка этой части рериховских организаций делается на решение насущных проблем современности, улучшение окружающего мира, личного самосовершенствования и развитие гражданского самосознания. Особое развитие это направление рериховского движения получило в России и странах бывшего СССР, где оно ведёт культурно-просветительскую работу, издаёт газеты, журналы, книги, выпускает видеофильмы, проводит выставки картин, а также семинары и конференции, направленные на пропаганду и развитие религиозно-философских и эзотерических идей Агни Йоги и рериховского духовного наследия в целом.

Культурно-просветительская деятельность

Выставки

В основе эстетических взглядов Живой этики (Агни Йоги) лежит учение о преобразующей силе искусства. «Осознание Красоты спасет Мир» — эта мысль является центральной во взглядах членов семьи Рерихов. Проведение выставок картин известных художников, прежде всего Н. К. и С. Н. Рерихов, стало одним из основных направлений культурно-просветительской деятельности Рериховского движения. Идею организации передвижных выставок картин своего отца в городах России и за рубежом выдвинул С. Н. Рерих ещё при обсуждении планов создания Музея имени Н. К. Рериха в Москве. За прошедшее с 1991 года время Международный Центр Рерихов организовал более 450 передвижных выставок в более чем 300 городах России, СНГ и зарубежных стран. Инициаторами и со-организаторами проведения выставок обычно выступают музеи и рериховские общества. Рериховские общества, как правило, организуют и сопровождающие выставки культурные программы: концерты, лекции, интересные встречи, демонстрации видеофильмов. Министр культуры РФ А. А. Авдеев на праздновании 20-летия МЦР в декабре 2009 года особо отметил насыщенность выставочной деятельности Музея имени Н. К. Рериха, которой «мог бы позавидовать любой музей мира».

Некоторые исследователи считают Николая Рериха одним из представителей космизма как направления в искусстве . Новый расцвет космизма в художественном творчестве начался, по мнению последователей Рерихов, в конце 1980-х годов. Например, музей имени Н. К. Рериха в Москве с момента своего окончательного открытия в 1997 году регулярно предоставляет свои залы современным художникам-космистам. Некоторые региональные рериховские организации организуют у себя выставки картин этих художников.

Кроме выставок картин Рерихов и художников-космистов рериховские организации регулярно проводят выставки народного творчества, конкурсы детского рисунка, а также выставки репродукций известных художников.

Лекции и творческие вечера
Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Издательская деятельность
Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Педагогические конференции и семинары
Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Изучение рериховского наследия

Конференции и Рериховские чтения

Сибирским Рериховским обществом совместно с СО РАН регулярно проводятся учрежденные в 1976 году Рериховские чтения в Новосибирске. Рериховские чтения проводятся и Пензенским Рериховским обществом в сотрудничестве с Пензенским государственным педагогическим университетом и Историко-этнографическим центром Пензенской области. Проведение международных симпозиумов осуществляет и основанное монгольскими профессорами Рериховское общество Монголии, председателем которого является академик Ш. Бира. Международный благотворительный фонд «Рериховское наследие» организует конференции совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом и Государственным Эрмитажем. Одесский Дом-музей им. Н. К. Рериха осуществляет исследование творческого наследия семьи Рерихов, их культурного окружения.

Ярославское Рериховское общество специализируется на изучении наследия первого русского индолога Герасима Лебедева и выступает в качестве организатора и участника конференций и семинаров о нём.

Защита диссертаций
Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Публикации в научных журналах
Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Оккультно-мистическое направление

В российских исследованиях современного рериховского движения в России отмечается, что среди организаций и обществ, заявляющих о своей культурологической, культурно-просветительской и научно-педагогической направленности, были выявлены неорелигиозные течения, в названиях которых зачастую имена Рерихов не отражаются, но в содержании вероучений, культовой практике и социальной деятельности которых обнаруживается непосредственная апелляция к именам и теософскому компоненту учения Рерихов. Эти группы и организации исследователи делят на являющиеся типичными нью-эйджевскими эклектическими неорелигиозыми объединениями, и на являющиеся псевдорериховскими. При этом отмечается, что хотя рериховская доктрина стала своеобразной идейно-теоретической базой для такого рода неорелигиозного творчества, но большинство рассмотренных движений лишь формально используют её установки и понятия, произвольно их трактуя. И хотя онтологические и космологические построения во многих этих течениях связаны с доктриной Рерихов, но большей частью лишены оригинальности, являясь соединением элементов различных учений (язычества, христианства и буддийской метафизики) в единое целое.

Представители рериховского движения

Заготовка раздела
Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Крупные центры и организации

  • Agni Yoga Society (Нью Йорк) — зарегистрировано в 1946 году, до регистрации существовало с начала 1920-х годов.
  • Латвийское общество Рериха (Рига) — существовало в виде кружка почитателей Рериха с начала 1920-х годов, официально зарегистрировано в 1930 году. В 1940 году при советской власти ликвидировано, официально возрождено в 1988 году.
  • Белорусский фонд Рерихов (Минск) — республиканское общественное объединение, зарегистрированное в 1990 году при поддержке Совета министров Беларуси.
  • Сибирское рериховское общество (Новосибирск) — межрегиональная общественная организация, зарегистрированная в 1991 году.
  • Международная ассоциация «Мир через Культуру» — организована в 1989 году. Включает российский, европейский и индийский филиалы. Имеет отделения в США и Болгарии.

Международный совет рериховских организаций имени С. Н. Рериха

  • Международный совет рериховских организаций имени С. Н. Рериха — объединение в рамках рериховского движения, признающее своим лидером Международный центр Рерихов (МЦР). В 2002 году провозгласил декларацию (подписана 12.03.2003), свидетельствующую о расколе части движения на сторонников и противников МЦР.

Международный центр Рерихов и его отделения

  • Международный центр Рерихов (Москва) — зарегистрирован в 1991 году
  • Санкт-Петербургское отделение
  • Латвийское отделение
  • Белорусское отделение
  • Украинское отделение — коллективный член МЦР. Украинское рериховское общество организовано в 1989 году Украинским фондом культуры. Перерегистрировано в 1993 году как некоммерческая общественная организация. С 1998 года является международной общественной организацией, отделением МЦР.
  • Крымское отделение — коллективный член МЦР
  • Болгарское отделение — коллективный член МЦР

Другие крупные центры и организации

  • Координационный совет рериховских обществ Кузбасса
  • Ярославское рериховское общество «Орион» — некоммерческая общественная организация, зарегистрированная в Ярославле в 1994 году. Перерегистрирована в 1998 году.
  • Культурный центр им. Н. К. Рериха (Алматы, Казахстан)

Универсалистские, оккультно-мистические и псевдосциентистские группы и объединения

  • Exodus
  • Радастея
  • Калагия
  • Алетейя
  • Учение Сердца
  • Рикла
  • Звезда Востока

Учение Живой этики (Агни Йога)

Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Критика

Русская православная церковь относит «Живую этику» к новым религиозным движениям оккультного характера, продолжающим традиции теософии Елены Блаватской. РПЦ заявляет о проникновении учения в государственные, общественные организации, в систему образования.

Позиция Русской православной церкви в отношении учения Агни Йоги была сформулирована на Архиерейском соборе 2 декабря 1994 года:

5. … Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвящённых. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой.

13. освящённый Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

Архиерейский собор Русской православной церкви от 2 декабря 1994 года поставил последователей учения Живой этики (Агни Йоги) в ряд прочих анафематствованных церковью людей. Частные же мнения различных богословов в оценке данного Определения расходятся.

Известными оппонентами учения Живой этики со стороны Русской православной церкви являются профессор богословия, кандидат философских наук, представитель контркультового движения протодиакон Андрей Кураев, посвятивший полемике множество статей, выступлений и отдельную монографию, а также представитель антикультового движения Александр Дворкин.

В США известны случаи судебного преследования лидера одной из групп Агни Йоги.

Заготовка раздела
Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

См. также

Planned section.svg
Этот раздел статьи ещё не написан.

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
  1. Для описания рериховского движения используется также термин нетрадиционное религиозное сообщество (НРС). См., Яковлева Ю. А. Социологический анализ нетрадиционных религиозных сообществ: теоретико-методологический аспект // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2011, № 2
  2. Некоторые последователи Живой Этики отвергают отнесение учения к одной из современных разновидностей религии на основании того, что в учении не содержится культовой, обрядовой стороны (см. напр. автореферат докторской диссертации Н. Е. Самохиной). Однако многие новые религиозные движения, в частности, представители Нью-эйдж, также не содержат культовую, обрядовую сторону. Для таких движений характерно позиционировать свои учения как культурологические, образовательные, просвещенческие, оздоровительные, но не как религиозные. Это может затруднить их религиозную идентификацию. См. Новые религиозные движения (обзор) // Российская академия государственной службы при Президенте РФ, кафедра государственно-конфессиональных отношений
    • Тимощук А. С., Федотова И. Н., Шавкунов И. В. Введение в религиоведение. Учебное пособие.— Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011.— с. 22.
      «Итак, наличие вероучения, символической практики и сакрального текста есть первичные признаки религии. Вторичные признаки религии, такие как осуществление обрядов и ритуалов; наличие сакральных символов, присутствуют не во всякой религии»
    • См. также работу, в которой оспаривается отнесение рериховского движения к НРД — Фатхитдинова Я. Ю. Новейшая история рериховского движения в России (недоступная ссылка) // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук.— Уфа, 2009. Специальность 07.00.02.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Симанженкова Т. К. Движение последователей учения Рерихов в современной России: философские истоки и тенденции эволюции / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Омск.— Красноярск: ГОУ ВПО «Сибирский Государственный технологический университет», 2006. 150 с. Автореферат
  2. Williams C. The Fight for Religious Freedom and Pluralism in Post-communist Russia / McKay G., Williams C. Subcultures and new religious movements in Russia and East-Central Europe.— Peter Lang, 2009.— с. 227. (Cultural identity studies, Том 15). ISBN 978-3-03911-921-9. См. там же: Stasulane A., Priede J. The Reconfiguration of Values and Beliefs. C.365—392
  3. 1 2 3 4 Новые религиозные движения (обзор) // Российская академия государственной службы при Президенте РФ, кафедра государственно-конфессиональных отношений.
  4. Воропаев Д. Н. Методологические проблемы исследования нетрадиционных религиозных движений // Вестник ОГПУ. 2007. № 4 (50) — С.94
  5. Лункин Р. Н., Филатов С. Б. The Rerikh Movement: A Homegrown Russian ‘New Religious Movement’ (англ.) // Religion, State and Society.— Volume 28, Issue 1, 2000.— pp. 135—148. DOI:10.1080/713694743.
    • См. также: Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Рериховское движение в России: Восстановление связи времен // Вопросы философии. 1999. № 12. С.63-73.
    • Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Раздражение — не метод идейной полемики // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 179—182.
    • Лункин Р. Н. Рериховское движение // Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания / Отв. ред. М.Бурдо, С.Филатов.— М.: Университетская книга, Логос, 2006.— T. 4.— 366с.— с.5—57. ISBN 5-98704-057-4
    • Лункин Р. Н. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков / «Двадцать лет религиозной свободы в России».— М.: РОССПЭН; Московский Центр Карнеги, 2009
  6. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение (краткий курс). — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — С. 202. — 216 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-222-13761-1

    …некоторые российские новые религии возникли ещё в советские годы — например, «ивановцы» <…>, а также последователи учения Е. И. и Н. К. Рерихов

  7. § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  8. А.Ф. Родюков Религиоведение. Тема 14. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия. // СПб ГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Проверено 29 августа 2011.
  9. Агни Йога // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  10. Теософия // Религиозный словарь
  11. theosophy // Энциклопедия Британника
  12. 1 2 3 Stasulane A. Theosophy and culture: Nicholas Roerich.— Roma: Pontificia Università gregoriana, 2005. ISBN 9788878390355.
  13. Рерих Е. И. // Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М. А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007. — 736 с.
  14. Hammer O. Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. 573 pp. стр.103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
    «The Roerich’s new religious movement, Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa»
  15. 1 2 J McCannon By the shores of white waters: the Altai and its place in the spiritual geopolitics of Nicholas Roerich // Sibirica: Journal of Siberian Studies, 2002
    «In general, Agni Yoga was one of the many ‘new age’ movements appearing in Europe and the United States during the 1920s, based loosely on Hindu and Buddhist teachings and foretelling the imminent arrival of a new cosmic era of peace and justice».
  16. В Париже существовал «Европейский Центр музея академика Рериха», см. бюллетень Комитета осетинских исследований при этом Центре от 1.03.1933: Bulletin Mensuel du Comité des Études Ossétines près le Centre Européen du Roerich Museum
  17. 1 2 3 4 5 6 Фатхитдинова Я. Ю. Новейшая история рериховского движения в России. Автореферат (недоступная ссылка) диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Уфа, 2009. Специальность 07.00.02.
  18. Луис Леви Хорш (англ. Louis L. Horch) — президент Музея Рериха в США. В письмах Елены Рерих — «рука Фуямы», то есть правая рука Николая Рериха. В 1922—1935 финансировал все его проекты, в том числе строительство рериховского небоскрёба Мастер Билдинг.
    • См. также Mr. Louis L. Horch, Mystic’s Financial Manager Roerich Museum.
    • Address of Louis L. Horch, President of Roerich Museum, New York. At the White House, on April 15, on Occasional of Sighning of the Roerich Pact // The Newtown Bee. May 3, 1935
  19. Рудзитис Рихард Яковлевич / Richard(s) Rudzitis; www.koob.ru/rudzitis/ Рудзитис Рихард
  20. Издания латвийского общества Рериха с 1925 до 1940 года
  21. 1 2 Кемпбелл-Стиббе Катрин / Katherine S. Campbell (1898? — 10.8.1996). «Амрида»
  22. В 1937 году в Таллине был сформирован временный комитет, но официально рериховское общество так и не было оформлено. Председателем этого Эстонского инициативного комитета Пакта Рериха был Эдуард Таска, активным участником П. Ф. Беликов
  23. «Харбин избран центром в строительстве будущей культуры России» (Дневник Е. И. Рерих 1921 года). Харбинские рериховские группы
  24. About Agni Yoga. // Agni Yoga Society. Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 10 декабря 2011.
  25. 1 2 Попов Д. Н. «Н. К. Рерих (1874—1947)» / Рерихи. Восток — Запад. / Составители: Д. Н. Попов, В. А. Росов.— М.: Государственный музей Востока, 2006.— 64 с.— с.15.— ISBN 5-9900336-9-9. Копия в формате djvu
  26. «Russian-Indian festival in protected Himalayan estate of Roerichs» // Сайт посольства России в Индии.
  27. Stasulane A., Priede J. Dynamics of intra-group relations: symbols used by the theosophical groups in eastern Europe (недоступная ссылка) // Culture, Subculture, Counterculture. International Conference, Galaţi, 2—3 November, 2007.— Galaţi: Editura EUROPLUS.— p.201.— ISBN 978-973-7845-95-5
  28. Свидетельство № 494 от 17 декабря 1991 г. о регистрации Устава общественного объединения «Международный Центр Рерихов» // Минюст РСФСР, 17.12.1991
  29. Боннер А. Т. Правовые споры, связанные с произведениями искусства // Законодательство.— 2005.— В. 5.— С. 32-40
  30. Бондаренко Д. М., Андреева Л. А., Евгеньева Т. В., Кавыкин О. И. Судьбы христианства в современной России в контексте глобализационных процессов // Новые российские гуманитарные исследования, 2007, № 2
    «Учениями, относимыми к движению «Новый век» и при этом рассчитанными на высоких интеллектуалов-гуманитариев, являются, в частности, «Новый акрополь» Х. А. Ливрага, агни-йога Н. К. и Е. Н. Рерихов и теософия Е. П. Блаватской, организации последователей которых имеют широкое международное распространение, в том числе в современной России — с 1986, 1989 и 1991 гг. соответственно.»
  31. Лункин Р. Н. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков // сб. Двадцать лет религиозной свободы в России.— М.: РОССПЭН; Московский Центр Карнеги, 2009.
  32. Симанженкова Т. К. Доктрина Рерихов и учения «Новой эры»: реальность и перспективы развития // Актуальные проблемы философии. Сборник научных работ студентов и молодых учёных по итогам межвузовской научно-практической конференции. — Красноярск: СибГТУ, 2006. — С. 83-88.
  33. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (справочник).— Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник No 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн., Ростов-на-Дону, 1998
  34. См. «Скажем правду!», Специальный выпуск 24.11.2002 // Журнал «На Восходе». Сибирское Рериховское Общество
  35. В обзоре РАГС «Новые религиозные движения» Юрий Михайлович Ключников ошибочно назван Александром, см. Воронова Л. С. По поводу статьи «Новые религиозные движения» на сайте Российской академии государственной службы при Президенте РФ // Международный Совет Рериховских организаций имени С. Н. Рериха.
    См. также Бондаренко В. Простодушный сибирский мудрец Юрий Ключников // «Наш современник», 2010 (12)
  36. Волков В. В. Философия культуры Н. К. Рериха. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тверь, 1998. (Тверской государственный университет)
  37. 1 2 Рерих Н. К. // Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 3-е изд.— М.: Академический Проект, 1999. — 944 с.
  38. Шапошникова Л. В. Н. К. Рерих как мыслитель и историк культуры // Новая и новейшая история. 2006. № 4. Июль-август. — C. 128—165.
  39. 1 2 3 Рерихи, семья // Эзотеризм: Энциклопедия / Сост. и гл. редактор А. А. Грицанов.— Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.— 1040 с.— (Мир энциклопедий).
  40. Рерих Н. К. // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  41. Бабосов Е. М. Рериховская концепция совечности культуры и человечности / Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления. Сб. науч. трудов.— Мн.: Технопринт, 2005. С. 14-20.
  42. Передвижные выставки: Из истории // Сайт МЦР
  43. 1 2 3 Фрагмент выступления министра культуры РФ А. А. Авдеева // Сайт МЦР
  44. Парфенова Анна Игоревна. Влияние философии космизма на русскую культуру конца XIX — начала XX века. Специальность: 24.00.01. «теория и история культуры». Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Санкт-Петербург, 2001. Автореферат.
  45. 1 2 Космизм как направление в искусстве // Сайт МЦР
  46. Тютюгина Н. В. Оче-видное и неоче-видное в живописи Н. К. Рериха // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: Материалы международной научно-общественной конференции: В 3 т.— М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004. — Т.1. — 352с., Т.2. — 459с., Т.3. — 502с.
  47. Архив выставочных маршрутов // Сайт МЦР
  48. Выставки // Сайт Санкт-Петербургского отделения МЦР
  49. Кудряшова Ларина Владимировна. Социально-психологические особенности психокоррекционного воздействия культурно-просветительской работы на личность (на примере «Симферопольского городского общества Рерихов»). Диссертация на соискание учёной степени доктора философии в области психологии. Киев, 2002.
  50. Дико Н., Кривошей В. Рериховские чтения // Азия и Африка сегодня — № 4, 1983 — С. 60-61.
  51. Миленченко Н. Наследие Рерихов — путь в будущее // Наука в Сибири, N 47 (2333) 7.12.2001.
  52. Сегодня в Новосибирске открылись VIII международные Рериховские чтения «Культура победительница» // РИА «Сибирь», 2009-11-07.
  53. Исторический факультет приглашает на Четвёртые Рериховские чтения. Новости ПГПУ, 14.12.2011.
  54. Третьи Рериховские чтения «Проблема исторической правды в России» пройдут в Пензе 20 марта. ИА «Пенза-пресс», 19.03.2008.
  55. В Пензе проходят Вторые рериховские чтения. ГТРК «Пенза», 29.03.06.
  56. Batbayar S. Russian Scientist Roerich and Mongolia // Canada Tibet Committee News, 27.11.2008
  57. Opening of an exhibition «Roerich and Me» // Khan Bank News, 23.06.2009.
  58. В СПбГУ открывается конференция «Рериховское наследие» // Информационный портал медиасообщества Северо-Западного региона. 07.10.2004.
  59. ХI Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие» // Новости СПбГУ, 06.10.2011.
  60. Дом-музей Рериха // Официальный сайт города Одесса.
  61. Одесский Дом-музей им. Н. К. Рериха. Исследования.
  62. В Ярославле отметили память первого русского ученого-индолога Г. С. Лебедева // Музеи России, 14.02.2008.
  63. Международная научная конференция «Герасим Лебедев и его время» (1749—1817) // Ярновости, 7.12.2009
  64. Международный семинар памяти Герасима Лебедева в Калькутте // Россотрудничество, 23.02.2011
  65. Об Обществе Агни-Йоги
  66. 1 2 Stasulane A. New religious movements in Latvia // SOTER, 2009.32(60).— pp.107—124. ISSN 1392-7450
  67. Об Обществе. // Латвийское общество Рериха. Архивировано из первоисточника 30 августа 2012. Проверено 18 декабря 2011.
  68. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Stasulane A., Priede J. Dynamics of intra-group relations: symbols used by the theosophical groups in eastern Europe (недоступная ссылка) // Culture, Subculture, Counterculture. International Conference, Galaţi, 2—3 November, 2007.— Galaţi: Editura EUROPLUS.— pp.201—209.— ISBN 978-973-7845-95-5
  69. РОО «Белорусский фонд Рерихов»
  70. Сибирское рериховское общество
  71. О нас. // Международная ассоциация Мир через Культуру, Москва. Архивировано из первоисточника 30 августа 2012. Проверено 19 декабря 2011.
  72. Международный Совет Рериховских организаций имени С. Н. Рериха
  73. Декларация участников Международного Рериховского движения // Сайт Международного совета рериховских организаций имени С. Н. Рериха
  74. О Международном Совете Рериховских организаций имени С. Н. Рериха // Сайт Международного совета рериховских организаций имени С. Н. Рериха
  75. Санкт-Петербургское отделение МЦР
  76. Латвийское отделение МЦР
  77. Белорусское отделение МЦР
  78. Цель общества. // Украинское рериховское общество. Архивировано из первоисточника 30 августа 2012. Проверено 19 декабря 2011.
  79. Крымское отделение МЦР
  80. Болгарское отделение МЦР
  81. Координационный совет рериховских обществ Кузбасса
  82. Информационный лист // Ярославское рериховское общество «Орион»
  83. Культурный центр им. Н. К. Рериха, Алматы, Казахстан
  84. Живая этика // Православная энциклопедия. Том XIX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — С. 172-173. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9
  85. Прот. Владислав Цыпин, С. Л. Кравец Архирейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 г. // Православная энциклопедия. Том III. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 557-559. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-008-0
  86. 1 2 Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» / Итоговые документы Архиерейских Соборов 1990—2008 гг. // Освящённый Архиерейский Собор 29 ноября — 2 декабря 1994 года (Москва, Свято-Данилов монастырь), 29 ноября — 2 декабря 1994 года. Москва.— М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178]
  87. Максимович К. А. Анафема // Православная энциклопедия. Том II. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 274-279. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
  88. Интервью с митрополитом Иоанном (Снычевым)
  89. Позиция митрополита Кирилла (Патриарха Московского и всея Руси)
  90. Протодиакон Андрей Кураев. Об отлучении Рерихов от церкви
  91. Мартинович В. А. К вопросу о православном сектоведении в современном мире. Минские Епархиальные Ведомости № 3 (74), 2005. –С.55-59. Архивировано из первоисточника 30 августа 2012. Проверено 9 февраля 2010.
  92. Кураев А.В., протодиакон, к.ф.н. Уроки сектоведения. — Санкт-Петербург: Формика, 2002. — 448 с. — ISBN 5-7754-0039-9
  93. См. Dranov P. The frightening lure of the cult // Cosmopolitan. Dec. 1994
    • IN THE COURTS. Coercive Sex Allegations // International Cultic Studies Association (ICSA)
link=template:Николай Рерих Рерих
Семья Николай Рерих · Елена Рерих · Святослав Рерих · Юрий Рерих · Девика Рани Рерих N Roerich.jpg
Литературные произведения Сердце Азии · Цветы Мории · Шамбала сияющая
Путешествия Центрально-Азиатская экспедиция · Маньчжурская экспедиция
Картины Единоборство Мстислава с Редедей · Заморские гости · Серия картин «Майтрейя»
Музеи и выставки Мастер Билдинг · Международный мемориальный трест Рерихов · Международный центр Рерихов · Извар · Москва · Новосибирск · Нью-Йорк · Рига · Санкт-Петербург · Улан-Батор · Ангасольская
Учение Живая этика · Рериховское движение
См. также Пакт Рериха · Знамя Мира
На викискладе · В викитеке · В викицитатнике