Блаженно

Кто такой блаженный, значение слова

Блаженный — от греч. μακάριος, макариос — счастливый, благоденствующий, блаженный. В Русской Православной Церкви блаженным называют отдельных святых и юродивых. В католической Церкви статус «блаженного» получает человек, который был близок к Богу.

В толковом словаре Дмитриева Д.В. термин означает:
  • человека, ведущего себя странно, чудаковато;
  • время, состояние при котором человек испытывает чувство счастья и полного покоя;
  • глубоко верующего человека, по религиозным соображениям оставившего семью, имущество и скитающегося по свету с именем Христа;
  • человека, имеющего дар предвидения.

Церковное толкование

Крест юродства часто воспринимается людьми неоднозначно, но для православного человека «блаженный» значит — счастливый. Счастливый близостью к Богу, пониманием Его воли. Быть блаженным, значит — быть «благим», добрым и хорошим человеком. Те, кого мы считаем «умными» в земном понимании слова не всегда мудры в духовной жизни. Блаженные же познали высшую правду и почитаются Церковью. «Странными» и необычными они кажутся лишь потому что живут правдой Небесной на грешной земле.

Блаженные часто ведут жизнь скитальцев, по дороге они совершают чудеса, исцеляют людей, предсказывают грядущие испытания. В католической Церкви «блаженными» называли тех, кто брал на себя добровольно подвиг аскезы и отказывался от земных благ.

Кроме того в современной Православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей:

  • патриархов,
  • архиепископов (в греческой традиции, в отличие от русской, архиепископ по рангу выше митрополита)
  • митрополитов.

Например:

  • Феофил, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины;
  • Христодул, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады;
  • Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши.

Известные блаженные

В Православной Церкви широко известны:

  • Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2/15 августа;

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани.

  • Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в., память 24 января/6 февраля.

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей.

По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге.

Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на двадцать шестом году ее жизни. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и отзывалась, только если ее называли Андреем Феодоровичем. Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Оказалось, что это была раба Божия блаженная Ксения. За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы.

  • Ксения Петербуржская – святая из нашего города
  • Чудеса святой блаженной Ксении

, 1) наименование (блаженный Василий) или 1-я часть наименования (блаженный Василий, Христа ради юродивый) лика (чина) юродивых (см. Юродство);

2) именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника благочестия (независимо от его лика святости или вида подвига) в качестве прилагательного со значением «стяжавший евангельские блаженства», «живущий по заповедям евангельских блаженств» («От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев…» — тропарь прп. Серафиму Саровскому);

3) именование, прилагаемое ко всякому человеку, стремящемуся вести праведную жизнь, в качестве прилагательного со значением «счастливый, благополучный» («Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха»» — Рим 4. 6-8; «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» — Иак 1.12);

4) утвердившееся именование нек-рых святых (блаженный Никита, тайный угодник Божий — пам. 9 сент.; блаженная княгиня Ольга — пам. 11 июля; блаженный Иероним — пам. 15 июня; блаженный Августин — пам. 15 июня) и церковных писателей (блаженный Феодорит, епископ Киррский). Причины, по к-рым за теми святыми, чей подвиг не относится к юродству и чей лик может быть легко выявлен, утвердилось именование «Б.», могут быть названы лишь предположительно. Нек-рые жития и проложные памяти начинались этим прилагательным (в значении 2 и 3) и часто употребляли его, так что оно стало восприниматься как особое именование (напр.: «Сия блаженная Ольга…», «Ольга блаженная, аки денница…»; «Угодник Божий сокровенный блаженный Никита…»).

Предполагают, что именование святых Иеронима и Августина как Б. отражает зап. традицию беатификации, т. е. объявление человека Б. (beatus) и допущение почитания его в одном к.-л. месте или церковном об-ве (беатификация приблизительно соответствует местной канонизации в Вост. правосл. Церкви). Но этому противоречит то, что блж. Августин почитается как один из авторитетнейших отцов Зап. Церкви (doctores ecclesiae), а также то, что употребление прилагательного Б. в качестве именования известно и по отношению к святым Вост. Церкви, где беатификация не совершалась. В различных изданиях житий и месяцесловах составители иногда уточняют именование святого согласно его подвигу и лику. Так, св. Иероним именуется преподобным, св. Августин — святителем, еп. Иппонийским, св. Ольга — святой праведной великой княгиней (в надписании жития, хотя по тексту — «блаженная»). Из всех этих случаев принципиально для Русской Церкви было именование св. Ольги. В месяцесловах Служебников и в надписании службы в Минеях синодального издания она именовалась «святой блаженной княгиней». По инициативе архим. Иннокентия (Просвирнина; † 12.07.1994) ее именование на отпустах и на литии, а также в месяцесловах и в надписании службы было принято как «святая равноапостольная великая княгиня Российская».

Прилагательное «Б.», не несущее терминологической нагрузки, употребимо перед именем святого, если речь идет о том времени его жизни, когда он еще не был рукоположен в епископский сан (святитель), еще не вышел на подвиг служения (равноапостольный, исповедник), еще не претерпел мученической кончины (мученик) или еще не стяжал той святости лика, к-рую явил в конце жизни (преподобный и др.).

Игум . Андроник (Трубачёв)