Бог происхождение слова

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобыдобавить в закладки

15.01.2020 15:11
1

Читать все комментарии

1797

Ещё соцсети

  • Богоявленский собор Енисейска

Новый год для меня — праздник семейный. Но в рождественские дни дома усидеть я уже не мог. Поэтому отправился в Енисейск — он «отец» сибирских городов.

По рассказам, очень уж красивым стал он к своему 400-летию. Понятно, что не удержался от паломничества по обновлённым православным храмам.

И вот вышел я праздничной ночью из Богоявленского собора и задумался: а откуда в русском языке появилось слово Бог? Ведь оно встречается только в славянских языках. Но его нет в многочисленных финно-угорских диалектах, на которых ранее говорила добрая половина России.

В русских пословицах «бог» — самое популярное слово. В Интернете оно цитируется 4 миллиона раз ежемесячно. Основа «бог» присутствует в слове БОГатый (в арийских языках bhaga означает «одаряющий, наделяющий», bhoga — «власть, польза, выгода»), уБОГий — нищий, увечный, ПОГаный — нечистый, язычник (чередование Б-П — глухих и звонких согласных — обычно), БОГатырь и даже в татарском БАЙ — богач, господин.

Почему для обозначения Всевышнего у нас закрепилось именно это слово, а не европейское God, еврейское Яхве или азиатское Аллах? Некоторые считают, что, мол, энергетика этих названий славянам не подходит. Но, на мой взгляд, причина тут другая, более глубокая.

Кто-нибудь обращал внимание на то, что слово БОГ созвучно со слогом БО? Я подметил это случайно и потому заглянул в толковый словарь В. И. Даля. Оказалось, что БО/БА обычно применяется для придания словам смысла превосходства и величия (глыБА). Чувствуете намёк? Кстати, в слове bhaga слог ‘bha переводится как «светить, появляться, быть» — это тоже вроде как про бога.

В общем, я предположил, что когда-то БО могло означать признак дерева, из которого изготавливался языческий идол. О чём свидетельствует присутствие БО/БА в словах: БОлван — обрубок дерева, истукан, БОровик — хозяин леса, леший, БАлбес — идол, БАдняк — бог уходящего года в виде полена с антропоморфными чертами, БАба — идол, предок (у тюрков), орБА — шаманская колотушка (у саяно-алтайцев).

«Деревянный» смысл БО/БА сохранился также в словах: БОр (сосновый лес на песчаной почве), БОлото (топкий лес), БОдня/БОдун (деревянная бочка), изБА, БАня, городьБА (деревянный забор), БАлка (потолочный брус), ПАлка (переход Б в П), арБА (деревянная телега), чурБАн (короткое бревно), БАлда (увесистая деревянная колотушка), БОдяк (сорное растение), БОдыль (кол, засохший стебель), БОбина (катушка в прялке), БОбышка (утолщение на конце плеча лука, на которое надевается петля тетивы), БАгор (деревянная палка с крючком), БОрона (деревянный плуг, соха), БОрозда (след от сохи) и другие.

Да и само слово «дерево», возможно, тоже содержит в себе «бо», если учесть, что в разговорном языке Б может переходить в В (бой-вой-воин). Вообще-то слово «дерево» является производным от архаичного taru/deru — «дуб». Но характерно, что именно этим термином (в изменённой форме ‘free) англичане стали называть крест, на котором был распят Сын Божий. А в православной традиции крест дал название одному из наиболее важных праздников — Крещению Господню. То есть деревянный столб (в виде изделия из него) и в христианстве тоже стал объектом религиозного поклонения.

Исторически слово «бог» могло быть привнесено сначала в Сибирь — ариями, выходцами из Ирана. Это было примерно 4,5 тысячи лет назад. Тогда, вследствие прогрессирующей сухости климата, древние персы (одно из арийских племён) мигрировали из южного (иранского) Прикаспия, прошли через Туркмению, затем северными предгорьями Средней Азии миновали Казахстан, вышли в долину Иртыша и Оби, дошли до лесной зоны южнее нынешнего Томска, откуда заселили межгорные долины Саян.

В Хакасско-Минусинской котловине они создали уникальную Окуневскую культуру, ныне широко известную по величественным изваяниям шаманских божеств, высеченными из камня.

А вот в славянские племена слово «бог» попало спустя две тысячи лет в ходе миграции в Европу потомков окуневцев — могущественных скифов. В мифологии местных причерноморских народов слово прижилось: у восточных славян это Дажьбог (Бог Солнца) и Стрибог (Бог стихии воздуха), у западных славян — Белобог (носитель Света и Истины) и Чернобог (Бог разрушения), у южных славян — Дабог (Бог дарующий), Бадняк (Старый год) и Божич (Новый год, сын Бога).

Обратно, в Сибирь, слово «бог» вновь вернулось только в XVII веке — в ходе колонизации территорий, присоединённых к России казаками Ермака и русскими землепроходцами.

Широко востребованным термин «бог» стал относительно недавно — с введением христианства, заменившего многобожие языческого пантеона. А язычество, в свою очередь, было наследником ещё более древнего идолопоклонства — культа бессмертной души и духов-покровителей (предков, природных стихий и тотемов), веры в таинственную силу амулетов, магии и колдовства.

К примеру, пятиметровому Шигирскому идолу, найденному в торфянике неподалёку от Екатеринбурга, 9,5 тысячи лет. А богиням плодородия из раскопок близ села Костёнки Воронежской области — более 40 тысяч лет.

Похоже, что стремление к духовности, пониманию смысла жизни у нас, людей, уже давно передаётся по наследству!

Владимир ЧЕРНИКОВ,

путешественник, член Русского географического общества.

Красноярск.

Бог. Слово этого корня имеется в ряде европейских языков, а восходит, вероятно, к древнеиндийскому bhagas — «господин» или «богатство». Религиозное значение этого слова появилось позднее.

Происхождение слова бог в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

Бог. Общеславянское — bogъ (наделяющий богатством, бог). Древнеиндийское — bhaga-h (счастье, благосостояние, богатство) или bhagavan(t) (наделяющий богатством, бог). Древнеиранское — baga, baga (участь, судьба, счастье, бог). Индоевропейское — bhag- (наделяющий богатством, бог). В современный русский слово «бог» пришло из древнерусского, где богъ заимствование из церковнославянского. Старославянское богъ восходит к общеславянскому bogъ и далее — к индоевропейскому корню bhag- — «наделять, раздавать». Старшее значение общеславянского bogъ — «наделяющий богатством» (возможно, изначально так называли славянского Даждь-бога или Перуна). Вероятно, общеславянское bogъ имеет древнеарабское происхождение, где baha, baga — «участь, судьба», «господин, бог», либо восходит к древнеиндийскому bhaga-h — «благосостояние, счастье», а также «наделяющий, дарующий», bhagavant — «блаженный», «великий, бог». Родственными являются: Украинское — бiг. Польское — bog (бог). Производные: божий, божеский, божиться, богиня, богослужитель, богородица.

Происхождение слова бог в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.

Бог. Тоже древнейшее слово. Уже в древнеиндийских языках «бха́гас» сначала значило «доля», «счастье», потом приобрело смысл «податель счастья», «владыка всех благ», т.е. «господин», «повелитель». Этот древнейший корень видят и в нашем «бог».

Происхождение слова бог в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

бог I. укр. бiг, род. п. бо́га, ст.-слав. богъ, болг. бог, сербохорв. бȏг, род. бȍга, словен. bȯ̑g, чеш. bůh, род. п. boha, польск. bóg, род. п. boga, в.-луж. bóh, н.-луж. bog. Наряду с ним: боги́ня, ст.-слав. богыни (Супр.), чеш. bohyně «богиня». || Родственно др.-инд. bhágas «одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья», др.-перс. baga-, авест. baɣa «господь», «бог» от др.-инд. bhájati, bhájatē «наделяет, делит», авест. baχšaiti «участвует», греч. φαγεῖν «есть, пожирать». Первонач. «наделяющий»; ср. др.- инд. bhágas «достояние, счастье», авест. baɣa-, baga- «доля, участь»; см. Бернекер 1, 67; Траутман, BSW 23; Розвадовский, RO 1, 102; Брюкнер и Ягич, AfslPh 37, 501; Младенов 36; RES 4, 192; Мейе, RS 2, 66; Dial. Ideur. 127; RES 6, 168. Наряду с этим постоянно предпринимались попытки доказать заимств. из ир., но фонетический аргумент (спирант ɣ в русск. бог) не представляется убедительным, вопреки Коршу (Сб. Сумцову 53), Микколе (РФВ 48, 278), поскольку это ɣ можно также объяснить укр. влиянием в московском церк. произношении. Совпадение знач. в слав. и ир. также не доказывает заимств. ввиду наличия еще и др. соответствий (ра́ди, свято́й), вопреки Сольмсену (KZ 34, 49), Хирту (Indogerm. 589), Фасмеру (RS 6, 173), Мсерианцу (РФВ 65, 171), Бернекеру (Kuhn-Festschr. 177 и сл.), Гуйеру (LF 46, 185 и сл.; 47, 52), Коржинку (LF 67, 289) и др. Ср., однако, достоверное ир. заимств. в морд. pavas, paz «бог»; см. Паасонен, FUF 8, 73; Фасмер, RS 4, 161. .

бог II. «черт», укр. богиня «привидение» — эвфемизмы, связанные с предыдущим словом; см. Зеленин, Табу 2, 98.

Происхождение слова бог в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Бог. Индоевроп. Родственно др.-инд. bhaga «господин», др.-перс. baga «господин, бог» и др. Суф. производное (суф. -g-) от той же основы, что и др.-инд. bhájati «дает», тохар. А pāk «часть». Исходное значение — «дающий, оделяющий господин; доля, счастье, богатство» (значение лица и действия или его результата сосуществуют, ср. диал. бой «кулачный боец, крепкий человек» и бой «битва» (рыбо)лов и лов рыбы, (скоро)ход и ход и т. д.). Религиозное значение является вторичным. См. день, богатый.

Происхождение слова бог в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

См. также: значение слова бог в толковых словарях.

В Викиданных есть лексема богатство (L92635).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. бога́тство бога́тства
Р. бога́тства бога́тств
Д. бога́тству бога́тствам
В. бога́тство бога́тства
Тв. бога́тством бога́тствами
Пр. бога́тстве бога́тствах

бо-га́т-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -богат-; суффикс: -ств; окончание: -о .

Произношение

  • МФА:
    (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. свойство по значению прилагательного богатый; большое количество денег или иных ценностей ◆ В его руках сосредоточились огромные богатства.
  2. обладание значительными ценностями, хорошее материальное положение, высокий уровень благосостояния ◆ Ваше богатство не должно бросаться в глаза.
  3. перен. обилие и разнообразие чего-либо ◆ Богатство красок. Богатство растительного мира.

Синонимы

  1. частичн.: состояние
  2. обилие, роскошь

Антонимы

  1. бедность, скудость, нищета

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: богатей, богач
  • прилагательные: богатый
  • глаголы: богатеть, обогащать
  • наречия: богато

Этимология

Происходит от богатый, от праслав. *bogatъ, *bogatъjь, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. богатъ «богатый, обильный», русск. богатый, укр. багатий (из *богатий), болг. бога́т, сербохорв. бо̀гат, словенск. bogàt, чешск. bohatý, польск. bogaty, в.-луж. bohaty, н.-луж. bogaty; производное с суфф. -at от *bogъ с преобладающим значением последнего «счастье, богатство, изобилие». Праславянская древность неоспорима. Лит. bagótas «богатый», лтш. bagȃts — то же — не исконно балтийские (вопреки Траутману), несмотря на «исконную» акутовую интонацию лит. слова. Вместе с тем *bogatъ — славянское новообразование, поэтому нельзя реконструировать и.-е. *bhagatos. Использованы данные Этимологического словаря славянских языков. см. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

большое количество ценностей

  • Английскийen: wealth
  • Немецкийde: Schatz
  • Палиpi: bhoga
  • Польскийpl: bogactwo
  • Словацкийsk: bohatstvo
  • Татарскийtt: байлык
  • Узбекскийuz: boylik
  • Украинскийuk: багатство
  • Финскийfi: rikkaus, vauraus
  • Чешскийcs: bohatství

обладание значительными ценностями

  • Английскийen: fortune
  • Узбекскийuz: boylik

обилие и разнообразие

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»