Бог создал

Вопрос читателя:

Добрый день, Батюшка. Хотела бы уточнить, почему Бог небо называет твердь?

Лариса

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Как молиться за крещенного в Армянской Церкви?

Добрый день, дорогая Лариса!

Чтобы разобраться в этом вопросе могу Вам порекомендовать для начала прочесть книгу Василия Великого «Беседы на шестоднев». А после неё — труды современных апологетов по дням творения.

Коротко говоря, читая первую главу книги Бытие, поражаешься, что Бог открыл её автору то, до чего лишь постепенно доходят в своих открытиях современные учёные. Например, первый же стих говорит нам о том, что у мира было начало («В начале сотворил Бог небо и землю»). И современная наука приходит к этому же выводу, говоря о точке сингулярности, из которой появился наш мир.

По поводу «тверди небесной» самое простое объяснение будет состоять в том, что древние, как раз и считали небо твёрдым, куполом, на котором Бог «прикрепил» звёзды. Однако такое объяснение, по моему мнению, годится лишь для тех, кто читает и понимает первую главу книги Бытие буквально, что не верно, как я показал Вам, дорогая Лариса, выше.

Поэтому, читая эту книгу, надо понимать, что она метафорична. Метафорами вдохновленный Святым Духом автор книги пытался передать людям Божественное Откровение о Творении мира «из ничего». Твердь, небо, о которой говорит Бог, — это то, что мы сегодня называем «космос». А твердью Бог называет космос потому, что, по сравнению с «ничем», которое было до начала творения, он (твердь, небо, космос) материален, то есть сотворён.

— Любой указатель, связывающий каждое словоупотребление с его контекстом, покажет нам,что слово «йом» имеет целый ряд значений: денькак противоположность ночи, день как сутки, конкретный момент времени, год. — Такое почтенное издание, как классический иврит-английский словарь-лексикон ВетхогоЗавета,8 в статье «йом» имеет семьрубрик и множество подзаголовков, но дни Творения из первой главы Бытияопределяет как обычные дни: «день, определяемый вечером и утром». — В рассказе о каждом из шести дней Творения используется порядковый номер и фраза»и был вечер, и было утро» (Быт. 1:5, 8, 13, 19, 23, 31). — Вне первой главы Бытия слово «йом» встречается вПисании 410 раз и всякий раз означает обычный день9 – так почему жепервая глава Библии должна быть исключением?10 — Вне первой главы Бытия слово «йом» 23 разавстречается в Библии со словами, означающими «вечер» или «утро».11Слова, означающие «вечер» и «утро», без упоминания слова «йом», но по отношению к нему, встречаются в Библии ещё 38 раз. Все эти словоупотребления – их 61 – относятся к обычному дню; такпочему же первая глава Библии должна быть исключением?12 — В Бытии, 1:5 слово «йом» употреблено в контекстесо словом, означающим «ночь». Вне первой главы Бытия слово, означающее «ночь»,встречается со словом «йом» 53 раза – ивсякий раз подразумевается обычный день. Почему же первая глава Библии должнабыть исключением? Использование в этом стихе слова, означающего «свет»,подтверждает, что слово «йом» означает обычныйдень.13

Древнееврейское слово «йом», означающее «день», по-разному употребляется в первой главе Бытия и ясно свидетельствует, что дни Творения – обычные дни.

— Множественное число слова «йом», не встречающееся в первойглаве Бытия, может употребляться для обозначения болеедлительного периода времени – например, «в те дни».14 В такихслучаях добавление порядкового числительного теряет смысл. В Книге Исхода 20:11слово «дней» употреблено в сочетании с числом «шесть», и это словосочетание вневсякого сомнения относится к шести обычным дням. — В библейском иврите есть слова, означающие длительные или неопределённо долгиепериоды времени; но ни одно из этих слов не встречается в первойглаве Бытия.15 Когда подразумеваются долгие периоды, то дни или годымогут быть сравнены с песчинками на берегу. — Доктор Джеймс Барр (James Barr), профессор кафедры языка иврит вОксфордском университете, не верит в истинность летописи Бытия, однако поотношению к языку первой главы признаёт:

«…насколько мне известно, ни в одном университете мира нет ни единого специалиста по ивриту или по Ветхому Завету,который не верит, что автор(ы) Быт. 1-11 намеревались донести до читателей следующие идеи: (а) Сотворение произошло за шесть дней, каждый из которых длился 24 часа, в точности как и наши дни; (б) цифры в генеалогиях Бытияполучены простым сложением в хронологическом порядке от начала мира к более поздним стадиям библейской летописи; (в) под Ноевым Потопом имеется в виду бедствие всемирного масштаба, уничтожившее всех людей иживотных, кроме тех, кто был в Ковчеге».16

В этом же духе высказывался и либеральный богослов XIX века Маркус Додс, преподаватель Нью-Колледжа в Эдинбурге:

«…если, к примеру, слово «день» в этих главах не означает периода из двадцати четырёх часов, толюбое толкование Священного Писания безнадёжно».17

ВЫВОД: Если мы готовы воспринимать слова в соответствии с их контекстом и нормальнымиопределениями, не поддаваясь влияниям извне, то мы поймём, что слово «день» впервой главе Бытия, определяемое числительным, словосочетанием «вечер иутро» (а в случае дня первого – ещё и словами «свет и тьма»), совсей очевидностью означает самый обычныйдень, состоящий из двадцати четырёх часов.

Во времена Мартина Лютера некоторые из Отцов церкви утверждали, что Бог создал мир всего за одиндень, или даже за один миг. Вот что писал об этом сам Мартин Лютер:

«Если Моисей пишет, что Бог сотворил Небо и Землю и всё, что в них, за шесть дней, то признайте, что это и были шесть дней, и не дерзайте измышлять, что шесть дней были одним днём. Если же вы не в силахпонять, как всё это произошло за шесть дней, то предоставьте Духу Святому правои честь быть умнее вас. Ибо вы должны всегда помнить, что Священное Писаниебыло писано так, как велел Сам Бог. И если Бог говорит с вами, не годитсясвоенравно направлять Его Слово туда, куда вам вздумается».18

А Жан Кальвин утверждал:

«…хотя миру, неуклонно движущемуся к концу, нет ещё и шести тысячлет… Бог совершил Свои дела не в единый миг, но за шесть дней».19

Лютер и Кальвин – столпы протестантской Реформации, призвавшей Церковь назад, к СвященномуПисанию – Sola Scripture (только Писание). И оба они были убеждены: первая Глава Бытия учит нас, что Бог сотворил мир за шесть обычных дней всего несколько тысяч лет назад.

Почему шесть?

Книга Исхода 31:12 учит, что Бог велел Моисею сказать народу Израиля так:

Шесть дней пусть делают дела; а в седьмый – суббота покоя, посвященная Господу:всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти. И пустьхранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу вроды свои, как завет вечный. Это – з н а м е н и е между мною и сынами Израилевыми на веки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился (Исх.31:15-17).

Затем Бог далМоисею две каменные скрижали, на которых перстом Божьим были написаны Егозаповеди (Исх. 31:18).

Сила имудрость Бога бесконечны, и потому нет сомнений, что Он мог создать Вселенную ивсё, что в ней есть, за один миг, за шесть секунд, шесть минут или шесть часов– в конце концов, «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук.1:37).

Но насинтересует другой вопрос: «Почему так долго? Почему целых шесть дней?». Ответна него дан в двадцатой главе Исхода и служит основой четвёртой заповеди:

Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них;

а в день седьмый почил. Посему благословил Господьдень субботний и освятил его (Исх. 20:11).

Основа семидневной недели – в Священном Писании, и только в нём. В этом стихе ВетхогоЗавета Бог заповедал Своему народу, Израилю, работать шесть дней и отдыхать наседьмой – вот почему Он творил этот мир именно в течение шести дней. Этим Своимдеянием Он подал пример человечеству; потому и наша неделя состоит из семидней. Хороша была бы наша трудовая неделя, если бы Бог создавал мир шесть тысячили шесть миллионов лет, а потом ещё тысячу или миллион лет отдыхал!

Есть мнение, что Исход 20:11 – не более чем аллегория, подразумевающая, что человек долженчередовать работу и отдых; речь в ней якобы не идёт о днях в буквальном смыслеслова. Однако исследователи Библии убедительно показали, что эта заповедь «непредполагает мышления по аналогии или архетипического мышления; её акцент»выражен в терминах следования примеру Бога или божественному прецеденту»».20Иными словами, мы должны трудиться шесть дней и отдыхать в седьмой, как и нашСоздатель; и эти дни – самые обычные, буквальные дни.

Кое-кто считает, что «небо и земля», созданные Богом, — это Земля и, вероятно,планеты Солнечной системы, но не вся Вселенная. Однако этот стих ясно говорит,что Бог сотворил всё за шесть обычных, непрерывно следовавших друг задругом дней; так же и заповедь в предыдущем стихе велит работать в течениешести обычных, последовательных дней.

Выражение из Священного Писания «небо и земля» — пример стилистического приёма, называемого меризм – две противоположности объединяются воедино, символизируя некую целостность, в данном случае – целостность творения.Лингвистический анализ фразы «небо и земля» в Священном Писании показывает, чтоона относится ко всему творению в целом (в древнееврейском языке не было слова»Вселенная»). Так, в Книге Бытия 14:19 Бог назван «Владыкой неба и земли». ВКниге Пророка Иеремии 23:24 Бог говорит о Себе: «Не наполняю ли Я небо иземлю?» См. тж. Быт. 14:22, 4 Цар. 19:15, 2 Пар.2:12, Пс. 113:23, 120:2, 123:8, 133:3, 145:6, Ис. 37:16.

Такимобразом, Священное Писание не даёт нам никаких оснований ограничивать «небо иземлю» из Исх. 20:11 Землей и её атмосферой, или Солнечной системой. Этот стихподтверждает, что вся Вселенная была создана за шесть обычных дней.

Следствие
Поскольку дни Творения – обычные дни продолжительностью по двадцать четыре часа каждый, то,исходя из летописи Священного Писания (при условии, что его генеалогиинепрерывны21), можно приблизительно установить возраст Вселенной:всего около шести тысяч лет.22

Возражения против буквального понимания дней Творения из первой главы Бытия

Возражениепервое: «Наука» доказала, что Земле и Вселенной – миллиарды лет;следовательно, «дни» Творения обязаны быть длительными (илинеопределёнными) периодами времени.

Ответ:
а) ВозрастЗемли, определённый людскими методами (а людям свойственно ошибаться!), основанна недоказанных предположениях; таким образом, никто не доказал, что Землемиллиарды лет.23-29

б) Исходяиз недоказанных предположений и ошибочных теорий, люди пытаются трактовать языкСвященного Писания. Это существенно принижает значение языка как средстваобщения.

в) Учёные-эволюционистыутверждают, что возраст горных пород насчитывает сотни миллионов лет. Отсюданеизбежно вытекает, что ещё до грехопадения Адама на Земле были болезни,страдания, кровопролитие и смерть.

Библия жеясно свидетельствует,30-35 что смерть, кровопролитие, недуги, терниии страдания – прямые последствия греха.36 В Бытии 1:29-30 Бог дал впищу Адаму и Еве растения (не забывайте, что мы должны воспринимать Библиюбуквально, как реальную историческую летопись; именно так воспринимал её Иисусв Мат. 19:3-6). Между растениями и животными сделано богословское различие.Люди и высшие животные описываются в первой главе Бытия как имеющие «нефеш» — жизненный принцип. (Это верно для наземныхпозвоночных, а также для птиц и рыб – см. Быт.1:20-24). Растения же не имеют «нефеш» и, следовательно, не являются живыми в томсмысле, в каком живыми являются люди и животные. Потому они и были даны в пищу.

Только послеВсемирного Потопа человек получил разрешение есть мясо (Быт. 9:3); этимподтверждается вывод из Бытия 1:29-30 о том, что изначально и люди, и животныебыли вегетарианцами. В Бытии 9:2 нам сказано, что Бог изменил отношениеживотных к человеку.

В Бытии 2:17Бог предостерегает Адама: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него;ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертиюумрешь». В древнееврейском тексте эти слова звучали именно так: «смертию умрешь». Иными словами, начнётся процессфизического умирания; в мир войдёт смерть. Отсюда ясно вытекает и смертьдуховная (отлучение от Бога).

После того,как Адам ослушался Бога, Господь сделал ему и Еве «одежды кожаные» (Быт.3:21).37 Для этого Он пролил кровь как минимум одного животного.Причина такого деяния объясняется в Послании к Евреям 9:22:

Да ивсё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

Бог пролилкровь ради прощения греха. То, что произошло в Едемскомсаду, было прообразом пришествия Иисуса Христа, Который пролил Свою кровь накресте – «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Иоан. 1:29).

Если жепредставить себе, что Едемский сад располагалсяповерх горных пород, содержащих останки миллионов мёртвых существ возрастом вмиллионы лет, то выходит, что пролитие крови было ещё до грехопадения! Этосводит на нет саму идею искупления. Библия ясно говорит: грех Адама навлёк намир смерть и страдания. Как гласит Послание к Римлянам 8:19-22, «вся тварь…стенает» из-за последствий грехопадения Адама и «освобождена будет отрабства тлению в свободу славы детей Божиих» (стих 21). Заметьте также, чтотернии появились в результате проклятия. Поскольку летопись окаменелостейсодержит тернии, значит, они образовались после того, как Адам и Ева согрешилиперед Богом.

Провозглашениенаказания смертью было одновременно и проклятием, и благословением. Проклятием– потому что смерть ужасна, потому что она непрерывно напоминает нам о том, какбезобразен грех; благословением – потому что последствия греха – жизнь вразлуке с Богом – не обязательно будут длиться вечно. Смерть навсегдаосвободила Адама от жизни во грехе, со всеми его последствиями, как освобождалаи многие поколения его потомков. Смерть была справедливым наказанием за грех;чтобы освободить потомков Адама от последствий греха, Иисус Христос умерфизически и пролил Свою кровь. Апостол Павел подробно говорит об этом в пятойглаве Послания к Римлянам и пятнадцатой главе Первого послания к Коринфянам.

Из двадцатьпервой и двадцать второй глав Книги Откровения становится ясно, что однаждылюди увидят «новое небо и новую землю», где «смерти не будет уже»и «ничего уже не будет проклятого». Как когда-то всё изменилось из-загреха, так теперь всё изменится вновь. Если на этой новой земле будут животные,то они не будут ни умирать, ни поедать друг друга или новых искуплённых людей!

Такимобразом, мы видим, что прибавление к Священному Писанию предполагаемыхмиллионов лет разрушает основание евангельского послания.

Возражениевторое: Согласно первой главе Бытия, Солнце было сотворено только в деньчетвертый. Как же в первые три дня мог быть вечер и утро?

Ответ:
а)Опять-таки, важно внимательно прислушаться к языку, каким говорит с нами СловоБожье. Если мы прочтём первую главу Бытия непредвзято, то увидим, что каждый изшести дней Творения — «йом» — сопровождается порядковым числительным и словами»вечер и утро». Три первых дня описаны точно так же, как итри последних. Открыв сердца вести Священного Писания, мы поймём, что все шестьдней Творения были обычными земными днями.

б) Длядня и ночи не обязательно требуется Солнце! Нужен лишь свет – и вращение Земли.Бог создал свет в день первый (Быт. 1:3). Слова «и был вечер, и было утро»с необходимостью предполагают вращение Земли. Если есть свет, а Земля вертится,то вполне может быть и день, и ночь.

Откуда же шёлэтот свет? Это нам не открыто;38 но Бытие 1:3 ясно говорит, чтопрежде чем создать Солнце для управления днём, Бог сотворил свет, который иопределял день и ночь. Откровение 21:23 учит, что настанет время, когда небудет нужды «ни в солнце, ни в луне», потому что небесный город будетосвещаться славой Божьей.

Возможно, Богтворил именно в таком порядке, чтобы показать нам: Солнце – вовсе не такаяважная часть Творения, как принято думать. Эволюционная теория выдвигаетпостулат о том, что Солнце породило Землю; на самом же деле Солнце – этосветило, сотворённое Богом для управления днём (Быт. 1:16).

В течениестолетий целые народы – например, египтяне – поклонялись Солнцу. ВоВторозаконии 4:19 Бог запретил народу Израиля поклоняться Солнцу, как делалиязычники, и велел поклоняться и служить Богу, создавшему Солнце, — а не Солнцу,сотворённому Богом.

Эволюционныетеории (такие, как гипотеза «Большого Взрыва») утверждают, что Солнце появилосьпрежде Земли, и его энергия постепенно привела к возникновению жизни на Земле.Снова, как и в языческих верованиях, Солнцу приписывается чудесная способностьтворить!

Любопытносравнить современные космологические представления с писаниями одного из Отцовцеркви, Теофила:

«В день четвертый появились светила. Бог в предведенииСвоём понимал, что глупые философы, не желая верить в Него, скажут, будто всёна Земле порождено звёздами. Вот почему, чтобы показать людям истину, Онсотворил растения и семена прежде звёзд. Ведь то, что создано позже, не можетпородить того, что было создано раньше».39

Возражение третье: Во втором посланииПетра 3:8 сказано: «у Господа один день, как тысяча лет»; следовательно,дни Творения – это долгие эпохи.

Ответ:
а) Этотстих не относятся к контексту Сотворения мира; апостол Пётр не говорит здесь нио Книге Бытия, ни о днях Творения.

б) Этотстих включает в себя художественное сравнение; в первой главе Бытия такихсравнений нет. Иными словами, здесь не сказано, что один день равен тысячелет; Пётр уподобляет настоящий, буквальный день настоящей, буквальнойтысяче лет. По контексту стих относится ко Второму Пришествию Христа. Здесьговорится о том, что для Бога день подобен тысяче лет, потому что Богвне времени. В отличие от людей, Он не ограничен временем и природными процессами.То, что может показаться нам бесконечно долгим сроком (в ожидании ВторогоПришествия), для Него – ничто.

в) Стихпродолжается так: «и тысяча лет, как один день». Это, в сущности, и естьвозражение тем, кто пытается приравнять день Творения к тысяче лет! Данныйотрывок из Библии вовсе не утверждает, что один день равен тысяче лет илинаоборот.

г) ВПсалме 89:5 сказано: «Ибо перед очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний,когда он прошел, и как стража в ночи». Здесь тысяча лет сравнивается со «стражейв ночи» (4 часа40). Поскольку фраза «стража в ночи» особымобразом связана здесь с понятием «день вчерашний», то имеется в виду,что тысяча лет сравниваются не с днём как таковым, а вообще с кратким периодомвремени.

д) Есликто-то пытается с помощью этого стиха доказать, что под словом «день» Библияподразумевает тысячу лет, то такому человеку пришлось бы быть последовательным:ведь из его рассуждений вытекает, к примеру, что Иона пробыл в чреве огромнойрыбы три тысячи лет, а Иисус до сих пор не воскрес из мёртвых!

Возражениечетвёртое: Уверенность в том, что Бог создал мир за шесть световых дней,предполагает для Него определённые рамки; если же предположить, что Он творилмиллиарды лет, тогда Его ничего не ограничивает.

Ответ:
Утверждение,что Бог создал мир за шесть обычных земных дней, никак не ограничивает Бога.Оно ограничивает нас, поскольку мы должны верить,что всё было именно так, как поведал нам Бог в Своём Слове. И если Бог, какговорит Библия, сотворил всё сущее за шесть дней, это лишь служит для насподтверждением Его силы и мудрости – ведь для того, чтобы сотворить Вселенную,Всемогущему Богу не требовались бесконечныеэпохи! А вот эволюционная модель, включающая в себя миллиарды лет,действительно умаляет могущество Бога, предполагая, что всё сущее могловозникнуть по воле слепого случая, или что Богу для Его творения потребовалосьчрезвычайно много времени.

Возражение пятое: Адам не мог сделать всё, что приписывает ему Библия, за один день(день шестой). К примеру, он не мог дать имена всем животным; ему бы просто нехватило времени.

Ответ:
Адаму и не нужно было нарекать имена всем животным – только лишь тем,которых Бог привёл к нему. Так, Адаму было велено наречь имена «всем зверямполевым» (Быт. 2:20), а не всем «зверям земным» (Быт. 1:25). Скореевсего, «звери полевые» — это подмножество «зверей земных». Адамне должен был давать имена ни «гадам земным» (Быт. 1:25), ни морскимживотным. Ведь сотворённых Богом «родов» было гораздо меньше, чем «видов» всовременной классификации (см. главу 13).

Когда скептики уверяют, что Адам не мог дать имена животным за один день, это следуетчитать так: раз мы не понимаем, как он это сделал, значит, он этого сделать немог. Однако со времени грехопадения прошло шесть тысяч лет, и все эти годы нашмозг страдал от воздействия проклятия. Мозг же первого человека был совершенен.

Создав Адама, Бог наделил его идеальными языковыми способностями. Сегодня мы «учим»компьютеры «говорить» и «запоминать». Но Бог-Создатель мог научить Адаманесравненно большему – ведь Адам был не ребёнком, которому требуется постигатьязык с нуля, а взрослым человеком, в память которого были заложены идеальныйязык и идеальное понимание каждого слова! (Вот почему Адам понял, что умрёт,если ослушается Бога, хотя он никогда не видел смерти). Скорее всего, памятьАдама тоже была идеальной (возможно, сродни так называемой «фотографической»памяти).

Для Адама –совершенного человека – не составило никакого труда наречь имена всем животным,которых привёл к нему Бог, и запомнить эти имена – и всё это менее чем за день.41

Возражение шестое: Во второй главе Бытия о Сотворении рассказывается по-другому, вином порядке; как же можно считать первую главу учением о шести реальных дняхТворения?

Ответ:
На самомделе, вторая глава Бытия – не другой рассказ о Творении. Это – более подробное повествование о шестом дне Творения. Первая главарассказывает о Сотворении мира в целом; во второй приведены подробностисотворения райского сада, первого человека и его деятельности на протяжении дняшестого.42, 43

Вторая главаБытия – не другой рассказ о Творении, а более подробное повествование о шестом дне Творения.

В привычном для нас тексте Библии сказано: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевыхи всех птиц небесных» (Быт. 2:19). Может показаться, что наземные животныеи птицы были сотворены после Адама и перед Евой. Но учёные – специалисты подревнееврейскому языку – не видят расхождения между этим стихом и первой главойКниги Бытия, где сказано, что и Адам, и Ева были сотворены позже, чем звери иптицы. Здесь действительно нет противоречия, поскольку в древнееврейском языкевремя глагола определялось контекстуально. Из первой главы очевидно, что Богсначала сотворил зверей и птиц, а потом – Адама. Поэтому исследователи пришли квыводу, что стих 19 второй главы Бытия следует воспринимать, исходя из этого. Вболее точном переводе он должен был бы выглядеть так: «Ранее Господь Бог образовал из земли всех животных полевых…».

Что касаетсякустарников и трав из Бытия 2:5 и деревьев из Бытия 2:9 (ср. с Быт. 1:12), тоследует отметить, что во второй главе говорится о «полевом кустарнике» и»полевой траве», возделывать которые должен был человек (2:5). Ясно, чторечь идёт не о растениях вообще (Быт. 1), а именно о культурных растениях. Деревья(2:9) – это тоже не деревья вообще, а именно деревья, произраставшие в саду.

В Евангелии отМатфея 19:3-6 Иисус Христос в учении о браке, говоря о мужчине иженщине, цитирует и Бытие 1:27, и Бытие2:24. Таким образом, ясно, что Он не видел противоречия между первой и второй главами Бытия и считал, чтоони дополняют друг друга.

Возражение седьмое: Когда речь идёт о дне седьмом (Быт. 2:2), не сказано «и был вечер, и было утро»; следовательно, мы всё ещё пребываем в дне седьмом, и, таким образом, дни Творения– не обычные дни.

Ответ:
Обратимся ещё раз к предыдущему разделу, озаглавленному «Почему шесть?». Из Книги Исхода 20:11ясно, что речь идёт о семи днях в буквальном смысле слова – шесть дней дляработы, один – для отдыха.

Бог сказал, что вдень седьмой Он «почил» (а не «почивает»!). Тот факт, что Бог отдохнул от Своих трудов,вовсе не означает, что Он продолжает отдыхать по сей день. Бог трудится исейчас, но теперь у Него другие дела – дело поддержания Его творения и – из-загрехов человеческих – дело примирения и искупления.

Слово «йом» («день») сопровождается числительным (Быт. 2:2,3); таким образом, контекст определяет, что речь идёт об обычном световом дне.Кроме того, Бог благословил этот день и освятил его. В Бытии 3:17-19 мы читаем,что из-за греха земля была проклята. Апостол Павел говорит об этом в Послании кРимлянам 8:22. Если день седьмой длится поныне, трудно представить, что Богблагословил и освятил тот самый «день», в который Он проклял землю. Мы с вамипребываем на проклятой грешной Земле, а не в благословенном и освящённом днеседьмом!

Заметьте: уверяя,что день седьмой – не день в буквальном смысле слова, поскольку не связан сословами «вечер и утро», сторонники этой позиции по умолчанию признают,что остальные шесть дней Творения – действительно обычные дни, разповествование о них сопровождаются фразой «и был вечер, и было утро»!

Иногда приходитсяслышать, будто Послание к Евреям 4:3-4 позволяет сделать вывод о том, что деньседьмой длится поныне. Однако стих 4 включает в себя цитату из Книги Бытия – «ипочил Бог в день седьмый от всех дел Своих».Далее: в Его покой войдут только те, кто верует в Иисуса; отсюда следует, чторечь идёт о духовном покое, который и сравнивается с отдохновением Бога послеСотворения мира. Ясно, что день седьмой не может длиться поныне, иначе в этотпокой могли бы войти все.44

Послание к Евреямне говорит, что день седьмой продолжается и по сей день; оно лишь говорит, чтоБог отдыхает. Если кто-то в понедельник скажет вам, что в пятницу он отдыхал исейчас тоже отдыхает, вы же не сделаете из этого вывод, что пятница растянуласьдо понедельника?

Возражение восьмое: Воригинальном тексте Бытия 2:4 сказано: «в тот день, когда Господь Бог создалземлю и небо». Это относится ко всем шести дням Творения; значит, слово»день» не означает «обычный день».

Ответ:
Здесь еврейскоеслово «йом» не сопровождается ни числительным,ни фразой «и был вечер, и было утро», ни упоминанием о свете и тьме. Втаком контексте стих следует понимать так: «в то время, когда Господь Бог создал…»(под «тем временем» подразумевается неделя Творения).

Другие проблемы теории «дни Творения – долгие эпохи» и тому подобных толкований

— Если бы растения,созданные в день третий, и необходимых для их опыления птиц (созданных в деньпятый) и насекомых (созданных в день шестой) разделяли миллионы лет, торастения попросту не выжили бы! В особенности это касается видов со сложнымисимбиотическими (взаимозависимыми) отношениями.45 — Адам был сотворёнв день шестой, прожил день седьмой, а умер в возрасте 930 лет (Быт. 5:5). Есликаждый день – это тысячи или миллионы лет, то упоминание о годах жизни Адамалишено всякого смысла! — Есть мнение, чтослово «создал» («аса») в Исходе 20:11 на самом деле означает «показал,открыл». Сторонники этой точки зрения полагают, что Бог в течение шести днейявил (открыл) Моисею знание о Сотворении мира; а само Творение могло длитьсямиллионы лет. Однако «показал» — неверный перевод слова «аса». Оноозначает «делать, создавать, производить» и т. п., но не «показывать» в смысле»являть, открывать».46 — Существует ещёодна точка зрения: в рассказе о сотворении в день четвёртый Солнца, Луны извёзд употреблено слово «аса», а не «бара», как в Бытии 1:1; аэто значит, что Бог сделал Солнце, Луну и звёзды явными только в деньчетвёртый. Сторонники этой гипотезы настаивают на том, что «аса» означает»открыл». Иными словами, они утверждают, что светила уже существовали, нооткрыл их Бог только в день четвёртый. Однако в Священном Писании слова «аса»и «бара» используются для описанияодного и того же события. Например, сотворение неба и земли в Исходе 20:11описано с помощью слова «аса», а в Бытии 1:1 – с помощью слова «бара».Слово «аса» употреблено и в рассказе о сотворении первых людей в Бытии1:26 – уж они-то наверняка не существовали раньше. Далее, в Бытии 1:27, то жесобытие описано с помощью слова «бара». В Писании есть множествоподобных примеров. Слово «аса» имеет широкий спектр значений, и внекоторых из них пересекается со словом «бара» (подробнее см. главу 3). — Кое-кто считает,что дни Творения – обычные дни в контексте Книги Бытия, но не в контекстеистории человечества. В основе этого мнения лежит теория, получившая названия»гипотеза точки отсчёта».47, 48 Это довольна сложная концепция,научная несостоятельность которой доказана подробнейшим образом.49-51

Подлинную цель»гипотезы точки отсчёта» можно уяснить из следующей цитаты, взятой из статьиодного из сторонников данной теории:

«Основная задача этой работы – дать опровержениебуквалистской интерпретации «недели» творения из Книги Бытия, выдвинутойтеоретиками «молодой Земли».48

— Некоторым людямочень хочется, чтобы дни Творения на самом деле были долгими эпохами. Такимобразом они пытаются примирить теорию эволюции с Книгой Бытия. Однако порядоксобытий с эволюционной точки зрения (миллиарды лет) не совпадает с порядкомсобытий Бытия. Рассмотрим таблицу:

Расхождения в порядке событий между Библией и теорией эволюции

Библейская летопись Сотворения

Земля появилась прежде Солнца и звёзд
Изначально Земля была покрыта водой
Сначала – океаны, затем – суша
Жизнь впервые появилась на суше
Растения были сотворены прежде Солнца
Наземные животные появились после птиц
Киты появились раньше, чем наземные животные

Эволюционные предположения

Солнце и звёзды появились прежде Земли
Изначально Земля была крошечным огненным шаром
Сначала – суша, затем – океаны
Жизнь зародилась в океанах
Растения появились после Солнца
Наземные животные существовали прежде птиц
Наземные животные возникли после китов

Очевидно, чтоте, кто не верит в буквальность шести дней Творения, читают Библию не соткрытым сердцем, а предвзято, «вычитывая между строк» собственные заблуждения.

Попытки компромисса

Кроме «теории разрыва», о которой речь пойдёт вследующей главе, есть и другие теории, пытающиеся примирить идею долгих эпохи/или эволюции с Книгой Бытия. Их можно условно разделить на две основныекатегории:

1.»Теистическая эволюция» — Бог в течение миллионов лет направлял процессэволюции, или даже создал его и руководил им. 2.»Прогрессивное сотворение» — Бог вмешивался в процессы смерти и борьбы засуществование и, таким образом, в течение миллионов лет в разное время создалмиллионы видов.

Все этикомпромиссные теории подразумевают, что Ноев Потоп был всего лишь событиемместного масштаба. Они предполагают, что слои окаменелостей – свидетельство впользу миллионов лет истории. Всемирный Потоп уничтожил бы летописьокаменелостей и создал бы новую! Следовательно, эти теории не допускаютвселенской катастрофы, в результате которой на всей Земле могли сформироватьсяслоистые породы, содержащие ископаемые останки. Разумеется, всё это идётвразрез с учением Священного Писания о Всемирном Потопе (Быт. 6-9).52

Так ли это важно?

Да. Очень важно, что думает христианин однях Творения, описанных в первой главе Бытия. В особенности это важно потому,что все модели, включающие в себя долгие эпохи до или после Сотворения мира,сводят на нет Благую Весть – поскольку, как было показано выше, такие моделипредполагают, будто смерть, кровопролитие, болезни, тернии и страдания были вмире ещё до грехопадения (см. Ответ на возражение 1). Но есть и ещё двепричины:

Очень важно, как человек вообще, в принципе,воспринимает Библию. Если мы не просто впускаем в своё сердце её слова, апытаемся «подогнать» их под какие-то идеи внебиблейскогопроисхождения, в конце концов это приводит к тому, что смысл всякого слованепогрешимой Библии мы поверяем переменчивыми людскими мнениями.

Еслипозволить «науке» (которую стали ошибочно считать синонимом материализма иэволюционизма) определять наше отношение к Библии, то рано или поздно этонеизбежно приведёт нас на скользкий путь безверия. Например, «наука» заявляет,что человек не может восстать из мёртвых. Означает ли это, что нам следуетизменить наше мнение о Воскресении Христа? К сожалению, порой приходитсяслышать и такую трактовку: дескать, Воскресение означает только то, что учениеХриста продолжает жить в Его последователях!

Но когда человек воспринимает учение Бытиябуквально и верит, что дни Творения – это обычные дни, то у него не будетпроблем и с тем, чтобы понять и принять всё Писание в целом.

Мартин Лютер однажды сказал:

«Я не раз говорил, что всякий, кто берётся изучать Священное Писание, долженследовать простому и прямому смыслу слов неотступно, если только символ веры непринуждает его понимать их иначе. Несомненно, что на Земле никто не слышал речиясней, чем Слово Божье».53

Всякое слово Бога чисто

Народ Божий должен понимать, что Слово Божье – не то, что людские слова. Как сказал апостолПавел в Первом послании к Фессалоникийцам 2:13, «принявшиот нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но какслово Божие, — каково оно есть по истине».

В КнигеПритчей 30:5-6 сказано: «Всякое слово Бога чисто… Не прибавляй к словам Его,чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом». Библию нельзя толковатьи оценивать только как великое литературное произведение. Мы должны «трепетатьперед словом Его» (Ис. 66:5) и не забывать, что «всёПисание богодухновенно и полезно для научения, дляобличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершенБожий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (Второе послание кТимофею, 3:16-17).

Каждое слово,каждая буква в изначальном тексте Библии продиктованы Самим Богом. Прислушаемсяже к Богу, говорящему с нами через Слово Его! Не будем самонадеянно полагать,будто мы можем объяснить Богу, что именно Он хотел нам сказать!

«Всякое словоБога чисто» (Притчи 30:5)

Подробнее см. Т. Мортенсон, Т. Юри. Вникая в Книгу Бытия.

1 Van Bebber, M. and Taylor, P. S., 1994. Creation and Time: A Report on the ProgressiveCreationist Book by Hugh Ross, Films for Christ, Mesa, Arisona.
2 Hasel, G. F., 1994. The «days” of creation in Genesis 1: literal «days” or figurative»periods/epochs” of time? Origins 21(1):5-38.
3 Luther, M. Цит. по: Plass, E. M., 1991. What Martin Luther Says, a Practical In-Home Anthology for the Active Christian, Concordia Publishing House, St. Louis, Missouri, p. 1523.
4 Archer, G. L., 1994. A Survey of Old Testament Introduction, Moody Press, Chicago, Illinois, pp. 196-197.
5 Boice, J. M., 1982. Genesis,An Expositional Commentary Vol. 1, Genesis 1:1-11, Zondervan PublishingHouse, Grand Rapids, Michigan, p. 68.
6 Spurgeon, C. H., 1877. The Sword and theTrowel, p. 197.
7 Berkhof, Louis, Introductory volume to Systematic Theology, pp. 60, 96.
8 Brown, Driver and Briggs, 1951. A Hebrewand English Lexicon of the Old Testament, Clarendon Press, Oxford, p. 398.
9 Некоторые считают исключением второй стих шестой главы Книги Пророка Осии – из-за образности языка. Однако древнееврейская идиома «через два дня… на третий», означающая «очень скоро», имеет смысл тольков том случае, если понимать слово «день» в его буквальном смысле. Подробнее см. ссылку 1, pp.74-5.
10 Stambaugh, James, 1996, The days of creation: A semantic approach. Proc. Evangelical Society’sFar West Region Meeting, The Master’s Seminary, Sun Valley, California,April 26, p. 12.
11 У евреев день начинается с вечера (с заката, за которым следует ночь); это, внесомнения, основано на Книге Бытия, где день тоже начинается с «вечера».
12 Stambaugh, ссылка 10, p. 15.
13 Stambaugh, ссылка 10, p. 72.
14 Stambaugh, ссылка 10, pp. 72-73.
15 Stambaugh, ссылка 10, pp. 73-74, Grigg, Russell, 1996. How long were the days of Genesis 1? Creation 19(1):23-25.
16 Barr, James, 1984, Letter to David C. C.Watson, April 23.
17 Dods, M., 1888. Expositor’s Bible, T & T Clark, Edinburgh, p. 4, цит. у Kelly, D. F., 1997. Creation and Change, Christian Focus Publications, Fearn, U. K., p. 112.
18 Plass, ссылка 3, p. 1523.
19 McNeil, J. T. (ed.), 1960. Calvin: Institutes of the Christian Religion 1, The Westminster Press, pp. 160-161, 182.
20 Hasel, ссылка 2, p. 29.
21 Whitcomb, J. C. and Morris, H. M., 1961. The Genesis Flood, Presbyterian and Reformed Publ. Co., Phillipsburg, New Jersey. Appendix II, p. 481-483. Они допускают разрывы (пробелы) в генеалогиях, поскольку слово «породил» может предполагать пропуски поколений; однако при этом подчёркивают, что даже с учётом пропусков возраст Вселенной не может превышать 10 000 лет.
22 Pierce, L., 1998. The forgotten archbishop. Creation 20(2):42-43. Ашерпроделал кропотливую научную работу – он сложил все даты Священного Писания и таким образом вычислил дату сотворения мира – 4004 г. до Р. Х. Ашер был поднят на смех, так как объявил, что это событиепроизошло 23 октября – но ведь он не взял эту дату с потолка, ей предшествовалскрупулёзный математический расчёт. Нельзя сказать, что дата Сотворения мирабыла установлена им верно, поскольку вычисление неизбежно включало в себядогадки, но суть в том, что этот был серьёзный труд, который ни в коей мере незаслуживает насмешек. Вопреки утверждениям некоторых атеистов, Ашер не определял час Сотворения. В «Аналитическом конкордансе» Янга (Young, Analytical Concordance)в статье «Сотворение» перечислен целый ряд выдающихся учёных, в том числе неимеющих отношения к исследованиям Библии, установивших, что Сотворениепроизошло менее 10 000 лет назад.

23 Morris, H. M. and Morris, J. D., 1989. Science,Scripture, and the Young Earth, Institute for Creation Research, El Cajon,California, pp. 39-44.
24 Morris, J. D., 1996. The Young Earth, MasterBooks, Green Forest, Arkansas, pp. 51-67.
25 Austin, S. A., 1994. Grand Canyon: Monumentto Catastrophe, Institute for Creation Research, Santee, California, pp.111-131.
26 Humphreys, D. R., 1996. Starlight and Time,Master Books, Green Forest, Arkansas. Appendix C. «Progress Towards aYoung-Earth Relativistic Cosmology” Proc. 3rd ICC, Pittsburg,PA., pp. 83-133.
27 Wieland, C., 1993. Creation in the physics lab(interview with Dr Russel Humphreys). Creation 15(3):20-23.
28 Taylor, I. T., 1984. In the Minds of Men, TFEPubl., Toronto, pp. 295-322.
30 Ham, K., 1987. The Lie: Evolution, MasterBooks, Green Forest, Arkansas, Introduction, pp. xiii-xiv.
31 Ham, K., 1996. The necessity for believing insix literal days. Creation 18(1):38-41.
32 Ham, K., 1996. The wrong way round! Creation18(3):38-41.
33 Ham, K., 1997. Fathers, Promises and Vegemite.Creation 19(1):14-17.
34 Ham, K., 1997. The narrow road. Creation 19(2):47-49.
35 Ham, K., 1997. Millions of years and the»doctrine of Balaam”. Creation 19(3):15-17.
36 Gill, John, 1760. A Body of Doctrinal andPractical Divinity, Republished by Primitive Baptist Library, 1980, p. 191.Это – не новая идея современных учёных. Ещё в 1760 году Джон Гилл утверждал, что до грехопадения не было смерти,кровопролития и болезней.
37 Все потомки Евы, кроме Богочеловека Иисуса Христа, при рождении наследуютпервородный грех (Рим. 5:12, 18-19); таким образом, что Ева зачала, ужесогрешив. Значит, грехопадение произошло очень быстро, раньше, чем Ева успелазачать (Бог заповедал Еве и Адаму «плодиться и размножаться»).
38 Иногда люди спрашивают, почему Бог не указал нам источник этого света. Но еслибы Бог открыл нам всё, у нас было бы столько священных книг, что нам бы нехватило жизни их прочесть. Бог дал нам достаточно информации для того, чтобы мымогли сделать верные выводы о самом главном.
39 Lavallee, L., 1986. The early church defended creation science. Impact, No. 160, p. ii.Quote from, Theophilus, «To Autolycus”, 2.8, Oxford Early Christian Texts.
40 У евреев было три ночных стражи (от заката до десяти часов вечера, с десяти додвух ночи и с двух – до рассвета); у римлян же было четыре стражи, первая изкоторых начиналась в шесть часов вечера.
41 Grigg, R., 1996. Naming the animals: all in a day’s work for Adam. Creation 18(4):46-49.
42 Batten, D., 1996. Genesis contradictions? Creation18(4):44-45.
43 Kruger, M. J., 1997. An understanding ofGenesis 2:5. CEN Technical Journal 11(1):106-110.
44 Anon., 1999. Is the seventh day an eternal day? Creation 21(3):44-45.
45 Meldau, F. J., 1972. Why We Believe in Creation Not in Evolution, Christian Victory Publ.Co., Denver, Colorado, pp. 114-116.
46 Gesenius’ Lexicon не подтверждает перевод слова «аса» как»показывать». См. Taylor, Charles V., 1997, Revelation or Creation? на веб-странице «Ответов Бытия»: http://www.answersingenesis.org/.
47 Kline, M. G., 1957-1958. Because it had notrained. Westminster Theological Journal 20:146-157.
48 Kline, M. G., 1996. Space and time in theGenesis cosmology. Perspectives on Science & Christian Faith 48(1).
49 Kruger, ссылка 43, pp. 106-110.
50 Pipa, J. A., 1996. From chaos to cosmos: a critique of the Framework Hypothesis. Presented at theFar-Western Regional Annual Meeting of The Evangelical Theological Society, USA, April 26, 1996.
51 «Систематическая теология» Уэйна Грудема (Wayne Grudem’s Systematic Theology, pp. 302-305) подробно рассматривает «гипотезу точки отсчёта», её проблемы и внутренние противоречия.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1–2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев. День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един… определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю.

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости».

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы. Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).

По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим, что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь… <…> и назвал… твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие, ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет… Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.

Сотворение мира

1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля была безлика и пуста, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами.

3 Бог сказал: «Да будет свет», и появился свет. 4 Бог увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. 5 Бог назвал свет днем, а тьму – ночью. Был вечер, и было утро – день первый.

6 И сказал Бог: «Да будет свод между водами, чтобы отделить воду от воды». 7 Бог создал свод и отделил воду под сводом от воды над ним, и стало так. 8 Бог назвал свод небом. Был вечер, и было утро – день второй.

9 И сказал Бог: «Да соберутся вместе воды под небом, и да появится суша», и стало так. 10 Бог назвал сушу землей, а собранные воды назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 «Да произведет земля растительность: растения с их семенами и различные виды деревьев на земле, которые приносят плод с семенем внутри», – сказал Бог, и стало так. 12 Земля произвела растительность: разные виды растений, приносящих семя, и все виды деревьев, приносящих плод с семенем внутри. И Бог увидел, что это хорошо. 13 Был вечер, и было утро – день третий.

14 И Бог сказал: «Да будут светила на небесном своде, чтобы отделять день от ночи, и пусть они служат знаками, чтобы различать времена, дни и годы, 15 и пусть они будут светильниками на небесном своде, чтобы светить на землю». И стало так. 16 Бог создал два великих светила – большое светило, чтобы управлять днем, и малое светило, чтобы управлять ночью, а также Он создал звезды. 17 Бог поместил их на небесном своде, чтобы они светили на землю, 18 управляли днем и ночью и отделяли свет от тьмы. Бог увидел, что это хорошо. 19 Был вечер, и было утро – день четвертый.

20 Бог сказал: «Да наполнится вода живностью, и да полетят над землей по небосводу птицы». 21 Бог создал огромных морских чудищ, разные виды движущейся живности, кишащей в воде, и разные виды крылатых птиц. И увидел Бог, что это хорошо. 22 Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте воды в морях, и пусть птицы множатся на земле». 23 Был вечер, и было утро – день пятый.

24 И сказал Бог: «Да произведет земля разные виды живности: скот, пресмыкающихся и диких зверей», и стало так. 25 Бог создал разные виды диких зверей и скота и все виды пресмыкающихся. И увидел Он, что это хорошо.

26 Потом Бог сказал: «Создадим человека – Наш образ и Наше подобие, – пусть он царствует над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом, над всей землей и над всеми пресмыкающимися».

27 Так Бог сотворил человека по образу Своему,
по образу Божьему Он сотворил его;
мужчиной и женщиной Он сотворил их.

28 Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь; наполняйте землю и владейте ею. Царствуйте над рыбами морскими, и птицами небесными, и над всеми пресмыкающимися».

29 Затем Бог сказал: «Я даю вам все растения с семенами по всей земле и все деревья, дающие плод с семенем внутри; они будут вам в пропитание. 30 И всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всем пресмыкающимся – всем, в ком дышит жизнь, – Я даю в пищу всякую зелень». И стало так.

31 Бог посмотрел на все, что Он создал, и все было очень хорошо. Был вечер, и было утро – день шестой.

Footnotes

  1. 1:1 Или: «Когда Бог начал творить небо и землю, земля была»; или: «В начале, когда Бог сотворил небо и землю».
  2. 1:2 Или: «и дыхание Божье проносилось над водами»; или: «и мощный ветер проносился над водами».
  3. 1:26 Или: «человеческий род»; евр.: «адам».
  4. 1:26 В одном из древних переводов: «над всеми дикими зверями».