Боги видят все

УРОК 3
Господи, благослови!
Здравствуйте, ребята!
Сегодняшний урок будет посвящён свойствам Божиим. Он довольно большой. И письменных заданий по этому уроку не будет. Но это очень важная тема, поэтому постарайтесь прочитать и запомнить то, о чём сказано в этом уроке.
Поскольку здесь очень много написано, я советую вам поступить с этим уроком так: читайте его по частям, не сразу всё в один день. Например, сегодня вы читаете кусочек «Бог – вечный дух и беспредельный», завтра – «Он – самобытный, неизменный». Так вы лучше усвоите и запомните.
Попросите родителей послушать, как вы запомнили кусочек урока и что обозначает одно из свойств Божиих. Подумайте вместе и порассуждайте о том, что прочитали.
Обратите внимание, что в скобочках после каждого свойства указано то место в Библии, где об этом можно прочитать.
Итак, вот как удобно запомнить свойства Божии:
Бог — вечный дух и беспредельный,
Он — самобытный, неизменный,
Всеведущий и вездесущий,
Он – всеблагий и всемогущий,
Всеправедный, всесовершенный.
Он – вседовольный, всеблаженный.
Священник А. Феодосьев
Бог — вечный дух и беспредельный,
Бог открыл нам о Себе, что Он — бестелесный и невидимый Дух (Иоан. 4, 24).
Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.
Чтобы лучше понять, как это может быть, приведём пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.
Бог вечный (Псал. 89, 3; Ис. 40, 28).
Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно — все имеет свое начало и свой конец.
Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А, не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог — вне времени. Бог всегда есть. Поэтому Он называется вечным.
Он — самобытный, неизменный,
Бог неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6).
Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется — растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим. Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки. Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым.
Всеведущий и вездесущий,
Бог всеведущий (1 Иоан. 3, 20; Евр. 4, 13).
Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть. Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем. Бог всегда все слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).
Бог вездесущий (Псал. 138, 7-12).
Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него. Бог — везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).
Притча:
Вездеприсутствие Божие
— Мама, как нужно жить, чтобы постоянно чувствовать вездеприсутствие Божие?.. — спросил один мальчик свою мать. — Я не совсем понял этот урок.
— Я объясню тебе это так, — ответила мать, — как слышала сама в детстве. Слушай!
Живи, дитя мое, всегда так, как будто ты видишь всегда перед собой Бога.
Не делай ничего такого, чему не желал бы ты иметь свидетелем Господа.
Не говори ничего, что не сказал бы ты вслух перед Богом.
Не пиши ничего такого, что ты стыдился бы показать Богу.
Не ходи никогда туда, где бы ты не надеялся увидеть Господа.
Не читай такой книги, про которую ты не желал бы, чтобы Господь спросил: «Покажи-ка Мне ее».
Никогда не проводи свое время так, чтобы ты мог бояться вопроса: «Что ты делаешь?» — или слов: «Как тебе не стыдно!»
Он – всеблагий и всемогущий,
Бог всеблагий (Матф. 19, 17).
Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.
Только Бог любит нас всех, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.
Вот, как об этом учит один Епископ: «Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить… Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их».
Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях. Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым). И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.
Бог всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37).
Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но сам никак не может устроить, например, землю, на которой мы живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое. Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом. Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому Он называется всемогущим.
Притча: Всемогущество Божие
Некогда в Дании царствовал король Канут, которого называли «великим владыкой морей».
Однажды Канут стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными. Они превозносили могущество короля, говорили, что он справедливо зовется повелителем морей и что для него нет ничего невозможного на земле, ибо он всемогущ.
Слушая такие речи, король сказал:
— Принесите мне мое кресло и поставьте здесь, на краю скалы.
Кресло принесли, царь сел и опять стал глядеть на море.
Между тем, поднялся ветер, и волны с шумом стали набегать на берег.
— Не смей подходить ко мне, море! — грозно крикнул Канут. — Ведь оно должно исполнить мою волю, не так ли? — спросил царь придворных.
Те молча поклонились царю в знак согласия.
— Так подойдите ко мне, друзья, ближе.
Придворные подошли.
А буря на море разыгрывалась все сильнее и сильнее. Волны, как бешеные, кидались на берег. Трусливых придворных разбирал страх, но отойти они боялись, а король сидел и будто ничего не замечал. Но вот одна волна так сильно ударилась о берег, что окатила всех водой. Придворные закричали от страха и отскочили назад.
— Как вы можете, стоя подле меня, бояться моря? — спросил царь. — Разве не сами же вы сказали, что я — повелитель морей и ветров?
Придворные молчали.
Тогда Канут встал и, указывая на себя, сказал:
— Смотрите — это ваш король. Затем, подняв руки к небу, добавил:
— А там ваш Бог… Если бы Канут был на самом деле всемогущим повелителем моря, тогда оно повиновалось бы ему. Есть только единый Истинный Бог, Который всемогущ и Которому повинуются и ветры, и моря, и люди, и все Им созданное.
А. Царевский
Всеправедный, всесовершенный.
Бог всеправедный (Псал. 7, 12; 10, 7).
Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми. Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами. Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.
Он – вседовольный, всеблаженный.
Бог вседовольный (Деян. 17, 25).
Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным. Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все. Поэтому Он называется вседовольным.
Бог всеблаженный (1 Тим. 6, 15).
Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, — полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье. Поэтому Бог называется всеблаженным. И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге. Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое.
Бога мы также называем Вседержителем, Владыкою и Царем, потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.
Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

Человек не может постигнуть Сущность Всесовершенного Бога. Однако Бог через Откровение и в духовном опыте Церкви открывает Свои свойства. Этого знания достаточно для почитания Бога и спасения.

 Ветхий Денми, Охрид Ветхий Денми, Охрид

Бог есть Дух (Ин 4, 24). Он — Дух чистейший, высочайший и совершеннейший. Он чужд какой-либо телесности. В Библии есть места, где символически к Богу применяются человеческие черты, но это — лишь образный поэтический язык, чтобы ярче и понятней передать основную мысль. Все другие существа имеют начало и получают свое бытие от Бога. Все они обладают большим или меньшим несовершенством.

Вечен. Бог был всегда и всегда будет. Бог вне времени. Человеку это трудно представить, потому что человек живет во времени. Как сказано в одной из книг Библии Псалтири: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс 89, 3).

Беспределен. Он существует вне пространства и свободен от всякого ограничения. Святой Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо — Его беспредельность и непостижимость».

Всеблагой. Бог есть любовь (1 Ин 4, 16). В этих словах апостола заключен главный смысл Евангелия как Благой вести о спасении. Постигнуть полноту Божественной любви человек не может. Неизреченная благость Божия сотворила мир. Господь поместил человека в раю. Даже после грехопадения Бог продолжал любить человеческий род. Величие Божественной любви проявилось в том, что воплотившийся Бог умер за нас мучительнейшей смертью. Для многих неверующих камнем преткновения является зло в мире. Однако Бог зла не сотворил. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям — Ангелам и человеку. Бог не отнимает свободу воли, и потому люди продолжают творить зло. Но придет время, когда все зло будет побеждено и уничтожено.

Всеведущий и Премудрый. Апостол говорит: нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4, 13). Это значит, что Бог знает не только все наши дела и слова, но и все наши мысли и чувства. Все уходит в бесконечную память Божию и откроется на Суде.

Бог не только знает все прошлое, ведает о всем существующем, но имеет совершенное знание будущего. Зеркалом высочайшей премудрости Божией является сотворенная Им Вселенная, изумляющая человека необычайной сложностью, красотой и гармонией. Бог являет неизреченную Премудрость также в домостроительстве нашего спасения. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11, 33).

Всемогущий. Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет. Священное Писание содержит многочисленные указания на Божественное всемогущество. Об этом говорит в Ветхом Завете праведный Иов, обращаясь к Господу: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов 42, 2). Сам Спаситель Иисус Христос накануне Своих страданий говорил Отцу: Авва Отче! всё возможно Тебе (Мк 14, 36).

Нам в духовной жизни важно постоянно помнить о всеблагости, всеведении и всемогуществе Божием. Это исполняет нас надеждой. Обращаясь в молитвах к Богу, мы знаем, что Он слышит все наши молитвы и моления. По Своей Любви все наши прошения, которые нам во благо, Он принимает. Значит — исполнит их, имея всемогущество.

Вездесущий. Поскольку Бог ничем не ограничен и беспределен, то Он наполняет Собой весь мир. Это вызывает благоговейное удивление Псалмопевца: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138, 8–10).

Мысль о всеприсутствии Божием побуждает верующего нигде и никогда не расслабляться духовно и постоянно хранить страх Божий.

Всеправедный. Это свойство Бога проявляется прежде всего в Его абсолютной святости. Ветхозаветный пророк Исаия видел Господа, сидящего на высоком Престоле, а вокруг стояли Серафимы и взывали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6, 3), Троекратное повторение слова «Свят» указывало на тайну Пресвятой Троицы. Свет Божественной святости—яркий источник для всех, живущих по Его заповедям и стремящихся угодить Ему. Людей, которые в подвигах трудились, чтобы жить по воле Божией, Церковь чтит как святых.

И еще. Всеправедность Божия означает правосудие Божие. Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте (Пс 9, 9).

Всеблаженный. Блаженным называет Бога апостол Павел (1 Тим 1, 11; 6, 15). Это значит, что Бог обладает полнотой бытия. Он не имеет ни в чем нужды. Бог и нам, если мы будем жить по заповедям евангельским, обещал блаженство (см.: Мф 5, 3–12).

Более подробно о свойствах Божиих рассказывается в главе «Символ веры».

Уникальные документы, с которых снят гриф «секретно», обнародовало министерство обороны РФ в честь 75-й годовщины сражения на Курской дуге, которое продлилось с 5 июля по 23 августа 1943 года. На официальном сайте ведомства размещены фотографии, наградные листы и приказы верховного главнокомандующего .

К каждому документу прилагается пояснение, так как иногда даже совершенно секретные бумаги содержали зашифрованную информацию, чтобы полностью исключить возможность утечки.

Так, в «особо важном» распоряжении ставки верховного главнокомандования об утверждении плана по освобождению Харькова фигурируют некто «товарищ Юрьев» и «товарищ Александров». Именно этим людям было поручено координировать действия четырех фронтов. В Минобороны поясняют: за фамилиями «товарищей» скрываются имена легендарных советских военачальников: маршалов Георгия Жукова и Александра Василевского.

Пожалуй, еще один из самых любопытных документов — составленный летом 1943 года отчет о боевых действиях бронетанковых и механизированных войск Центрального фронта в сражении на Орловско-Курской дуге.

В нем, помимо подробного описания ситуации на поле боя, в деталях рассказывается о погоде и рельефе местности. В частности, сообщается, что на дуге Курского выступа «сплошь балки и овраги», которые создают «много ненаблюдаемых пространств, что облегчает скрытые действия войск».

«Военная история России еще не написана»

Как отмечает военный историк Александр Широкорад, в Курской битве участвовали около двух миллионов человек. В историю она вошла как самое масштабное танковое сражение. В интервью Федеральному агентству новостей эксперт рассказывает: в битве за Курск действительно имел место массовый героизм советских солдат.

«Курская битва играет огромную роль в военной истории. Об этом сражении известно еще далеко не все, — говорит эксперт. — На мой взгляд, о некоторых нюансах, пусть даже неприятных, нужно говорить сразу. Ведь, как писал Твардовский, «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Информацию об ошибках командования и недостатках техники лучше бы не скрывали. Это может помочь сегодня, когда опыт минувших войн очень важен.

Известно, что на Курской дуге советских танков было уничтожено чуть ли ни вдвое больше, чем фашистских. И дело тут не в профессионализме немцев, а в том, что солдаты вермахта старались забрать с поля боя подбитые танки, а наши, наоборот, на всякий случай свои машины подрывали. Понятно, что сегодня военная промышленность ушла далеко вперед, и мы уже создаем танки нового поколения. Однако, я думаю, мы обязаны учесть опыт прошлого, чтобы сделать верные выводы».

По словам Широкорада, военная история России еще не написана — слишком много документов до сих пор засекречено. Но чтобы полностью располагать информацией, говорит историк, нужно не только иметь на руках весь массив указов, фотографий и директив, но и сверять данные с другими источниками.

«Хорошо, если то, что вы узнали из официальных документов, вы сравните с тем, что скажут участники тех событий, военные поисковики. Как говорил великий Гете: «Подробности — бог». Поэтому, на мой взгляд, хорошо, что Минобороны обнародовало эти документы. Чем больше их рассекретят, тем лучше», — заключил собеседник ФАН.

«Бить врага по-суворовски»

Благодаря архивным документам, опубликованным Минобороны, можно увидеть, какие распоряжения приходили в части РККА накануне сражений.

Так, в приказе бойцам Брянского фронта от 17 июля 1943 года содержатся призывы «не зазнаваться и не успокаиваться достигнутыми успехами». От командиров же требуют «проявлять сталинскую заботу о питании бойцов». Во время сражений бойцам приказано «равняться по передовым».

«Бить немцев по-сталинградски! Не давать им покоя ни днем, ни ночью!» — эти строки подчеркнуты от руки.

«Бить врага по-суворовски — не числом, а умением», — приказано солдатам.

В числе документов есть и наградные листы красноармейцев, отличившихся в сражении на Курской дуге, в результате которого советские войска освободили от фашистов Орел, Харьков и Белгород.

О сотворении мира

Читающий Священное Писание поверхностно (то есть понимающий написанное в нем буквально) «приходит в великое недоумение”, — говорит святитель Иоанн Златоуст. Недоумение вызывают уже первые страницы Библии, чрезвычайно простые по форме, но необычайно трудные для понимания. В первой главе Книги Бытия говорится о сотворении мира:

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так… И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так… И был вечер, и было утро: день четвертый.

И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо… И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так…

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой” (Быт. 1. 1–9, 11, 13–15, 19–21, 23–24, 26–28, 31).

На первый взгляд кажется, что это древнее повествование не соответствует современным научным представлениям о происхождении мира. Но Библия, как уже было сказано, и не является учебником по естественно-научным дисциплинам, в ней не содержится описания того, как совершалось сотворение мира с физической, научной точки зрения. Ибо Библия научает нас не естественно-научным, а религиозным истинам. И первая из таких истин та, что именно Бог сотворил мир из ничего. Представить подобное человеческому сознанию невероятно трудно, ибо творение из ничего лежит вне пределов нашего опыта.

Желая постичь тайну начала бытия физического мира, люди впадали (и до сих пор впадают) в одно из трех заблуждений.
Одно из них не разграничивает Творца и творение. Некоторые из древних философов считали, что Бог и Его творение суть одна субстанция, а мир является эманацией божества. Согласно этим представлениям Бог, подобно жидкости, переполнившей сосуд, излился вовне, образуя физический мир. А потому Творец буквально присутствует Своим естеством в каждой частице творения.

Таких философов называли пантеистами.

Другие же считали, что материя всегда существовала наравне с Богом, и Бог просто вылепил мир из этой вечносущей материи. Таких философов, признававших исходное существование двух начал — Божественного и материального, — называли дуалистами.

Третьи вообще отрицали существование Бога и утверждали извечное существование одной только материи. Таковые получили название атеистов.

Ошибки в постижении сущности Божественного творчества объясняются тем, что творчество это осуществлялось вне реальности человеческого опыта. У людей есть опыт творчества посредством науки, техники, искусства, хозяйственной и иной практической деятельности. Однако и наука, и техника, и искусство, и любой другой вид деятельности изначально располагают материалом для творчества, имея дело с объективным началом — окружающим миром. Отталкиваясь от опыта собственного творчества, люди и пытались осмыслить творение Вселенной.

Бог же сотворил мир, Вселенную из ничего — Словом Своим, Своею Всемогущей силой, Божественной волей. Божественное творение не есть однократный акт — оно происходит во времени. В Библии говорится о днях творения. Но речь идет, конечно, не о циклах в 24 часа, не о наших астрономических сутках, ибо, как повествует Библия, светила были созданы только в четвертый день. Речь идет об иных периодах времени. «У Господа, — возвещает нам Слово Божие, — один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день” (2 Пет. 3. 8). Бог — вне времени. И поэтому нельзя судить о том, как долго совершалось это Божественное творение.

Зато вполне очевидно другое. Господь Сам говорит в Божественном Откровении о том, что творческий Божественный акт еще длится: «Се, творю все новое” («Я творю все новое” — Откр. 21. 5). Это означает, что Бог неявным и непостижимым для нас образом продолжает дело творения, поддерживая своей Божественной энергией вселенское мироустройство в равновесном и жизнеспособном состоянии. Бог есть Творец мира, и Его промышление о мире и человеке, Его творческое созидание по отношению к миру и человеку не закончено.

Именно первые строки Книги Бытия стали камнем преткновения для многих, особенно в XVIII–XIX веках, в эпоху бурного развития естествознания. Но давайте задумаемся: мог ли почти три тысячи лет назад древний пророк Моисей, обращаясь к кочевому народу, повествовать о творении мира на языке современной науки? А вот то, что поведал Моисей на языке своего времени, человечеству внятно даже до сего дня. Минули тысячелетия, но нет на земле такого народа, который не сумел бы понять эти древние слова. Для современного человека это прекрасные символы, образы, метафоры — замечательный язык древности, образно доносящий до нас сокровенную тайну, религиозную истину о том, что Бог есть Творец мира.

Эти образы не рисуют нам фантастической картины мироздания. В них раскрывается процесс возникновения духовного и материального миров. «Сотворил Бог небо…” — традиционное церковное толкование этих слов усматривает в них свидетельство о создании сверхчувственного ангельского мира; «… и землю” — здесь указание на сотворение материи. Даже если оценивать повествование Библии о творении мира с точки зрения современных взглядов на происхождение космоса, то и здесь — конечно, с поправками на язык и образность изложения — можно найти нечто, представляющееся весьма логичным и понятным. Преобразование материи начинается с сотворения света: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…” Сегодня мы знаем, что свет — это электромагнитные колебания, это энергия. Итак, в основе творческого акта, преобразующего хаотическую материю, — создание энергии. Затем — творение мира неживого и живого. Вначале были растения, потом водоплавающие, пресмыкающиеся, летающие; затем млекопитающие. Как сказано в Библии, все это Бог не прямо сотворил, но произвели вода и земля. Это указывает на вовлеченность всей природы в тайну сотворения нового. И в завершение творения мира — создание человека.

Древние образы и метафоры не должны быть препятствием к восприятию истины о сотворении Богом мира и человека. При этом мы должны помнить, что цель библейского повествования — не дать научные ответы на вопрос о происхождении мира, но открыть человеку важные религиозные истины и воспитать его в этих истинах.

Бог создал мир во времени и в пространстве, вызвав его из небытия к жизни Своею всемогущей силой. Бог создал человека и предназначил его к особому общению с Собой, возвысив над всем творением и определив ему главную цель его бытия — жизнь в полной гармонии с Творцом, иначе говоря, жизнь религиозную. Об этом и свидетельствуют нам вечные глаголы Библии.

Слово Божье, Библия, — это Божественный путеводитель, данный людям, чтобы они уразумели смысл своего существования и познали Самого Творца жизни. Сегодня мы узнаем, что говорит Библия о сотворении.

В первой и второй главах книги Бытие говорится о сотворении нашей Земли, Солнца, Луны, планет и звёзд, о создании «тверди небесной» (атмосферы), морей, растительного и животного мира и, наконец, о сотворении первых людей — Адама и Евы.

Нам кажется непостижимым тот факт, что Бог сотворил солнечную систему за шесть дней. Но то, что нам кажется невозможным, доступно Всемогущему, Который не ограничен в Своей силе. Ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Луки 18:27), и то, что нами воспринимается как нечто грандиозное, является ничтожно малым для Бога, ведь наша Земля — всего лишь пылинка в бескрайних просторах Вселенной.

Итак, прежде чем сотворить первых людей, Господь приготовил им целый мир. Растения, птицы, животные — всё было прекрасным! И, конечно же, сам Адам, первый человек, был прекрасен и совершенен. Когда Бог вдохнул в него жизнь, Адам обрёл и способность мыслить, говорить, творчески действовать. Господь провёл перед ним всех животных, и человек дал им имена, «но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Бытие 2:20). Этим Господь изначально показал разницу между человеком и животным миром, над которым Адам был поставлен главою. Затем Господь навёл глубокий сон на Адама и, взяв ребро из его плоти, создал Еву, которая стала его женою.

Это повествование иной раз вызывает у людей сомнения: но разве Тот, Который сотворил миллионы существ из праха, не мог сотворить это чудо?

Когда Творец привёл к Адаму его спутницу, Адам сразу признал, что это соответствующее ему существо: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Бытие 2:23).

Бог благословил первую супружескую пару на земле и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:28).

Это был чудесный план Божий — населить землю людьми. Вся человеческая семья связана узами родства: «От одной крови Он произвёл весь род человеческий» (Деяния 17:26).

Не удивительно ли, что владычество человека над всем животным миром основано вовсе не на физическом превосходстве? Человеческое дитя беспомощнее детёныша животных. В животном мире полтора миллиона видов существ, многие из них намного сильнее и выносливее человека, однако во всех уголках земного шара безраздельно властвует человек.

Первоначальная пища человека состояла из растительных плодов. Животные также питались растительной пищей (Бытие 1:29, 30). Сегодня мы живём в вырождающемся и извращённом мире, мало похожем на тот, каким он был когда-то. Но ещё и сегодня тысячи видов растений дают не только питание животным и человеку, но и обладают различными целебными свойствами.

Мы можем себе представить то гармоничное взаимодействие всего существующего в природе, которое Бог предусмотрел при сотворении земли! Каждое растение, дерево или куст имели своё назначение и вырабатывали необходимые вещества для других существ. Чем больше человек изучает природу, тем больше поражается, насколько сложно, удивительно и разумно устроен наш мир. Обычный лист, зеленеющий на ветке, представляет собой необыкновенно тонкое и мудрое устройство, превращающее солнечную энергию в необходимые человеку и животным вещества. С другой стороны, только в последние десятилетия нашего века человечество осознало, что даже самая передовая наука не может искусственно создать элементарное зёрнышко и дать ему жизнь. Сейчас также признано, что в природе нет самозарождения: колосок может вырасти только из семени. И каждое семя производит растение «по роду своему». На этом простом библейском изречении или законе основывается современная наука — генетика. Жизнь существует, пока действует этот закон.

Ростислав Волкославский,
«О Библии и Евангелии»

Газета «Сокрытое Сокровище» № 7 (219) июль 2015 г.

Впоследствии появилась членораздельная речь, начали складываться родо-племенные отношения. Человек начал общаться и взаимодействовать с другим человеком. Из некогда животного стада появилось человеческое общество, как совокупность форм объединения людей и способов взаимодействия их друг с другом. Этот процесс развития человека и общества называется антропосоциогенезом.

Итак, постепенно человек все больше и больше обосабливался от природы, начиная ее покорять, скотоводством, охотой и земледелием. Но главное, он начал создавать свою «вторую природу» – культуру. Это очень важный факт, который, по моему мнению, доказывает, что человек – венец природы. Разве какое-нибудь животное может нарисовать картину, написать «Войну и мир», построить огромные каменные сооружения высотой в сотни метров, запустить ракету в космос? Ответ очевиден – нет!

Все, что создано человеком, материальное и нематериальное – все является культурой.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Культура – это наиважнейшее достижение человеческого общества. Также очень важно, что человек обладает сознанием, ощущает себя существующим в этом мире. Мыслит, чувствует, переживает. На все это не способно животное, Оно обладает только природными инстинктами.

У человека есть разум, он мыслит, творит. С помощью этого люди изобретают, конструируют. Строят ГЭС, подчиняя себе силу и мощь огромных рек, различные заводы и комбинаты. Но иногда прогрессивная деятельность человечества наносит непоправимый вред окружающей среде. Грязное производство отравляет воздух, реки, землю, делая боль природе. Она на это отвечает наводнениями, ураганами, землетрясениями.

Но я думаю, что все это останется в прошлом, так как появляются все более безопасные производства, не наносящие вред природе. И человек снова будет жить в любви и согласии с матерью-природой, которая и дала ему жизнь.

Вопрос о том, что человек – это венец природы, очень сложен. И пока живы люди споры вокруг него не исчезнут.

Я согласен с этим высказыванием, так как считаю, что человек достиг огромных результатов, как в духовной, так и в материальной деятельности. И он стоит на пороге все новых и новых открытий и достижений. Впрочем, человеку еще есть куда стремиться и самосовершенствоваться, постепенно изживая в себе все, что осталось у него от животного. Стать воистину созидателем и благодарным сыном Земли.

Попытаться разгадать самого себя, ведь человек – это главная загадка самой природы.
Мне хотелось бы закончить словами великого восточного поэта Омара Хайяма:

Человек, словно в зеркале мир, –
Многолик,
Он – ничтожен и он же – безмерно
Велик!

Эссе на тему «Человек – венец природы” обновлено: Июль 31, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Комментарии 65

Свежая миниатюра. Для ценителей…

Человек, конечно же, венец творенья, да вот только и бегает он не так быстро, как гепард и летать не умеет, да и в воде ведет себя гораздо менее свободно, чем, например, дельфин – близкий брат и тоже млекопитающее. Но так было не всегда и не всегда будет…
Когда-то люди выбрали путь выйти на сушу и стали такими как есть. Выжить им помогло удивительное свойство. Выживает не самый сильный, не самый быстрый, а как они сами себе говорили – наиболее приспособленный, а если быть достоверным, то наиболее лживый и хитрый.
Именно об этом и думал Яримир, невесомо зависнув на верхушке векового кедра, ничуть не сгибая его, словно весил он как пушинка. Много пришлось пройти людям для того, чтобы стать «легкими» не только телом, но и душой.
Сотни тысяч лет войн остались позади, ядерный потенциал давно был приведен в действие и к счастью уже израсходован, да и не нужен. Может когда-нибудь кому-то снова и понадобится оружие, но вряд ли это будут земляне. Морщины изборожденной взрывами Земли-матери до сих пор не затянулись, спустя столетия, а человек, или выжившие представители рода людского поняли и смогли сделать единственный важный вывод. Сначала надо научиться менять себя, а потом уже посягать на внешний мир, сначала надо в совершенстве научиться пользоваться своим телом, а потом дополнять его техническими приспособлениями.
Если в начале земного пути люди могли эволюционировать и выходить из воды, вставать до прямохождения, дорастать до орудий труда – тысячелетиями, то после ядерной вакханалии такого шанса у жителей Земли не было. Эволюционировать приходилось быстро, ибо вопрос стоял ребром. Может, если бы не было тех войн, то и не появился бы человек современный. Что было бы удивительно для древних предков – трудности лишь сплотили выживших, заставили их стать командой, научили работать на общее благо. Многомиллионных городов с развитой сферой услуг уже не было, а каждые рабочие руки в агрессивном постядерном мире были очень важны.
Прошли годы, века, люди больше не стремились называть себя разумными, умелыми или еще какими-то громкими названиями. Когда ты знаешь, что делаешь правое дело, то нет желаний и попыток подчеркивать это и вешать ярлыки с названиями.
Много теперь было просто не нужно.
Легко ли представить себе среду, в которой вопрос того, чтобы «нуждаться» в чем-то просто не стоит, мысли подобной не возникает. Именно в такое время посчастливилось родиться Яримиру – ребенку света и любви. Он знал, что окружающий мир любит его, иначе и быть не может.
Когда человек обратил взор внутрь себя, все стало иначе. Люди современные прекрасно помнили историю и с легким недоумением смотрели на интересы и мечты далеких предков.
Яримир усилил давление на ветви дерева, заставив его покачаться под увеличившимся весом. Он еще не до конца развил способности к свободному перемещению в воздухе, поэтому любил чувствовать опору под ногами. Хотя верхушки деревьев были сомнительной опорой, а свои способности к полетам Яримир приуменьшал. Но покачаться на деревьях, как на колыбели – славное дело.
Он часто задумывался о том, как предки могли жить в таких несовершенных телах и с такими странными системами ценностей. А может когда-нибудь к ним все же захотят вернуться именно от непонимания и желания понять. Даже при условии, что всех все устраивает, а в мире царит изобилие, позволяющее заниматься изучением своих внутренних ресурсов и радоваться жизни.
Переход произошел не сразу, многие не вынесли его. Но выжившие впитали в себя все лучшее. Человек современный с улыбкой на лице вспоминал о том, что когда-то людям нужны были средства связи, паутины проводов, протянувшихся по всему миру и внешние устройства для этого. Сегодня весь мир во все стороны света был пронизан мысленными каналами и сетями, каждый мог беспрепятственно войти в контакт с любым из живых, а некоторые могли обратиться и к ушедшим. Необходимость дополнять себя устройствами извне виделась, по меньшей мере, нелепой.
Когда-то предки производили предмет под названием «одежда». Он дополнял еще одно несовершенство тела – терморегуляцию. Когда-то для оправдания этого изъяна придумали целый свод норм и правил. Якобы ходить без одежды было неправильно по каким-то странным причинам, в то же время когда все живые существа, кроме человека разумного ходили без одежды. Так ли разумен был человек разумный, если дополнял себя тем, в чем не нуждались ни звери, ни птицы, ни рыбы. Гонка за призрачным технотронным счастьем делала его слабее и слабее, а одежда стала необходимой для того, чтобы прятаться от холода, а не из-за норм и правил. Человек современный смог адаптироваться и к этому. Яримиру, как и его братьям и сестрам не было нужды в том, чтобы прятать свои прекрасные совершенные тела.
Когда-то они поняли, что если напрягать мышцы особым образом, то можно менять свой вес, а, следовательно, и давление на поверхность, перемещаясь в пространстве по вертикали. Не зря древние говорили, что тела мертвых людей весят больше, чем живых – ведь их мышцы расслаблены и безвольны.
Современные люди научились наслаждаться пронзающим ветром, впитывать волны дождя и греться в лучах звезды по имени Солнце. Закаленные перед любыми проявлениями погоды люди даже отказались от слова и образа «непогода». При этом они не стали бесчувственными, но наоборот научились любить себя, ближних, мир.
Так плавно и незаметно люди в большинстве своем перестали есть плоть. Ведь, «как можно есть себе подобных», подумали они.
Некоторое время пищей собратьев Яримира были растения, но и они ведь были живыми, а уничтожать живое люди не очень хотели. Теперь им стало достаточно для полноценного существования пить или впитывать в себя воду и получать порцию солнечных лучей на свои тела. Чтобы не забывать своих предков и то, благодаря чему люди стали такими как есть, время от времени они все же ели и растения и плоть ослабевших животных, неспособных выжить. В любом случае это был вопрос свободного выбора. Дальние общины передавали свои мыслительные трансляции, рассказывая о том, что поедают плоть и растения достаточно часто, что не мешает им ходить по воде и зависать в воздухе. Ведь и тигры едят плоть антилоп, что не делает их хуже или лучше, а слон ничуть не гордится своей травоядностью.
Яримир расслабился и забыл, что снова уменьшил свой вес, а ветка перестала качаться и убаюкивать его.
Границы также давно пали. А зачем? Ведь каждый мог свободно переместиться в пространстве на любое расстояние, да и делить людям было нечего – места хватало на всех, пищи и солнечного света было в избытке. У некоторых огромный мир вызывал желание странствовать, а некоторые наоборот ограничивались тем местом, где жили. Иметь возможность быть где угодно и хотеть этого – вещи разные.
Современный человек научился многому и застыл в наслаждении жизнью, в какой-то мере отказавшись от стремлений меняться. А это стало для него началом конца.
Рай был бесконечным, пока не пришел человек с ружьем.

Кто создал Бога, или откуда взялся Бог?

Опубликовано 25.04.2014

  • Один из вопросов, который постоянно возникает в наших дискуссиях, — кто создал Бога? Или, если перефразировать этот вопрос — откуда взялся или появился Бог? С позиции космологии очень легко привести аргументы в пользу существования Бога. За последние годы накопилась масса научной информации, опровергающей атеистические взгляды и теории происхождения Вселенной. Как ученый и оратор по теме религии и науки я был очень впечатлён тем, какими быстрыми темпами растет внимание к этой теме со стороны многих теологов и ученых. К тому же последние открытия показывают, что религия и наука не только могут существовать вместе, но и прекрасно дополняют друг друга.

    Если Бог создал материю/энергию, создал все сущее, что тогда стало причиной появления Бога — кто Его создал? Почему разумнее верить, что Бог был всегда, чем верить, что материя всегда была? Как сказал однажды Карл Саган: «Если мы говорим, что Бог был всегда, почему тогда не сказать, что Вселенная всегда была?»

    С чисто научной точки зрения очень легко продемонстрировать, что материя по природе не может быть вечной. Вселенная расширяется, что ведет нас к выводу о том, что у нее было начало в пространстве/времени и что это начало было разовым событием в прошлом. Водород является основным топливом во Вселенной, снабжая энергией все звезды и другие источники энергии в космосе. Если это топливо будет использоваться вечно, то рано или поздно оно истощится, но факты показывают, что, хотя космический датчик топлива и двигается по направлению к «пусто», все же еще далеко от этой точки, что в свою очередь плохо сочетается с идеей вечности Вселенной.

    Второй закон термодинамики показывает, что космос двигается по направлению к беспорядку, что иногда называют «тепловой смертью». Даже в пульсирующей Вселенной рано или поздно заканчивается топливо и она «умирает». Все эти доказательства и некоторые другие, о которых мы не говорим здесь, указывают на тот факт, что материя не может быть вечной, как д-р Саган склонен утверждать. Тем не менее это не означает, что мы автоматически принимаем гипотезу о том, что Бог есть Творец. Почему идея о вечности Вселенной отличается от идеи вечности Бога?

    Проблема здесь в том, что многие люди имеют ошибочное представление о Боге. Если мы рассматриваем Бога, как физическое, антропометрическое (как человек) существо, тогда вопрос о происхождении Бога разумен. Тем не менее такое представление Бога чуждо Библии и здравому смыслу. Давайте рассмотрим несколько мест из Библии, описывающих природу Бога:

    Иоанна 4:24 — Бог есть Дух…

    Матфея 16:17 — потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах…

    Числа 23:19 — Бог не человек, чтобы Ему…

    Очевидно, как показывают все эти описания Бога, что Бог есть духовное существо. Он существует вне трехмерного мира, в котором мы с вами живем. Библия поддерживает эту концепцию дальше:

    Иеремия 23:23-24 — Разве Я — Бог вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь…

    2 Летопись 2:6 — И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве для курения пред лицем Его…

    Деяния 17:28 — Ибо в Нем живем, двигаемся и существуем…

    Бог описывается, как существующий не только вне пространства, но и как существующий вне времени:

    2 Петра 3:8 — Но не забывайте одного, дорогие друзья: с Богом день, словно тысяча лет, а тысяча лет, словно один день.

    Псалом 89:5 — Тысяча лет для Тебя- словно вчерашний день, словно пара часов ночных…

    Псалом 101:28 — Но Ты, Всевышний, неизменен. Ты будешь вечно…

    Деяния 1:7 — Он сказал им: «Не вам знать времена и сроки, которые властью Своей установил Отец…

    Если Бог существует вечно, и если для Бога любое время, будь-то прошлое или настоящее, как если бы для нас это было сейчас, тогда вопрос о том, кто создал Бога — неправильный вопрос. Это как если попросить студента нарисовать четырехугольный треугольник. Терминология противоречит сама себе.

    Откуда взялся Бог — кто же создал Бога?

    Когда спрашивают: «Кто создал Бога», мы делаем предположение, что Бог был создан. Если Бог существует вне времени и пространства, если Он Творец времени и пространства, то Он точно не был создан! Бог сам стал причиной начала всего! Вот почему Он говорит: «Я Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец».

    Бог создал время. Книга Бытие, говоря: «В начале Бог создал небо и землю», ссылается на время творения. Такие вещи, как тепловая смерть, расширение Вселенной и уменьшение водорода не применимы к Богу, так как Он существует вне времени. Бог был всегда. Он не только стал причиной появления времени, но Он же будет и его концом. Когда время выйдет, вся материя и все человечество войдет в вечность — во вневременное состояние.

    «Но день пришествия Господа подкрадётся неожиданно, словно вор. В этот день с грохотом исчезнут небеса, тела небесные будут уничтожены огнём, а земля вместе со всем, что на ней, будет сожжена. Так как всё будет разрушено таким образом, то подумайте, какими вам следует быть. Вы должны вести жизнь святую, посвящённую Богу, и совершать благочестивые деяния». (2 Петра 3:10,11)

    «Осушит Он слёзы с глаз их и не будет более смерти. Не будет более ни скорби, ни горя, ни боли, ибо всё старое исчезло». (Откровение 21:4)

    Джон Клэйтон, проект Существует ли Бог?

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

    Христианские видео и ролики
    » Назад 1 / 48 Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии Распятие Иисуса Христа — фильм «Крест» на реальных событиях » Назад 1 / 48

    Если Бог создал мир, то откуда Он Сам появился? Два ответа на вопрос – один простой, второй сложный (фото)

    Если Бог все создал – и мир, и нас, то откуда тогда Он Сам появился? И что Он делал раньше сотворения мира?

    Это детский вопрос или философский?

    Кажется, что этот вопрос примитивный и детский. Но на самом деле часто этот вопрос задают неверующие люди, а ответы на него пытались дать великие философы, такие как Платон, Аристотель, Кант.

    >Есть ли ответ?

    Как ни странно, ответ на этот вопрос есть. И не один. На этот вопрос существует два ответа – первый простой, а второй – сложный. Но сущность обоих ответов одинаковая.

    Первый ответ – простой

    Бог ниоткуда не появился. Он был всегда. И мы должны в это поверить, как дети. Об этом учил Иисус Христос, придя на землю:

    Бога и Царствие Божье мы принимаем верой, а не научными доказательствами. Всему, что Бог открыл о Себе, мы верим. Или не верим — если выбрали путь противления Богу

    Природу Бога можно познавать всю жизнь и не познать до конца, но само существование Творца мы воспринимаем на веру, как дети.

    Второй ответ – сложный

    Если такой простой ответ на этот вопрос кого-то не устраивает, то можно попытаться разобраться с научной и философской точек зрения. В науке есть такое понятие, как трансцендентность. Оно обозначает «выходящий за пределы”. Говоря научным языком, Бог трансцендентен этому миру.

    Трансцендентный — выходящий за пределы. За пределы мироздания, или понимания…

    Что это означает

    Говоря, что Бог трансцендентен этому миру, имеют в виду то, что Он находится вне этого мира. В этом мире действует закон причины и следствия. Суть его заключается в том, что у каждой вещи и явления в этом мире есть своя причина.

    Но нет никакой гарантии, что в некоем ином мире этот закон тоже существует. Так как Бог трансцендентен нашему миру, то Он не подчиняется законам этого мира. Бог пребывает в ином мире, в котором нет причинно-следственных связей.

    Как нам это воспринимать и понимать

    Бог вечный. Он ниоткуда не пришел и ниоткуда не появлялся. Он является Безначальным, Бесконечным, Вездесущим. Бог был всегда и не было такого времени, когда бы Его не существовало.

    Все три Личности Божества были всегда – Бог Отец, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой. А какое у Него было занятие до сотворения нашего мира, мы не знаем. Мы знаем только то, что Бог нам открыл людям о Себе.

    Прочитать Божьи откровения и узнать Божью волю для вас лично можно в Священном Писании.

    Чтение Священных Писаний полезно для души – через Слово Бог Сам будет говорить в ваше сердце.

    Глава первая

    Бог до сотворения мира

    «В начале сотворил бог небо и землю» (Бытие, I, 1). Так начинается книга Бытия, написанная никак не раньше 2500 лет тому назад. Когда же было это библейское «вначале»? Верующие в то, что написано в библии, исчисляют существование мира «от начала сотворения мира» до сегодняшнего дня в 7445 лет.

    На минуту поверим и мы в это. Но пытливый человеческий ум никак не может на этом успокоиться. Если 7445 лет тому назад бог начал творить небо и землю, то что же было до этого времени? На это синодальное издание библии отвечает: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух божий носился над водою» (Бытие, I, 2).

    Существует множество переводов библии, написанной сначала на древнееврейском языке. Эти переводы иногда очень разнятся один от другого. Эти переводы были пересмотрены целой дюжиной знаменитейших профессоров богословия во главе с профессором Каучем. И вот после этой проверки и сличения с еврейскими подлинниками оказалось, что это место библии надо читать так: «Земля же была пуста и пустынна (по-еврейски: тогу вабогу), и тьма лежала (висела) на океане (по-еврейски: тегом), и дух божий (по-еврейски: руах Элогим) носился над водой (гамаим)». Более же точный перевод слов «тогу вабогу» дает нам такую картину земли: «Земля же была первобытной водной гладью». Значит, была первобытная водная гладь, а над этой гладью носился «руах Элогим», т. е. носилось дыхание, дух бога Элогима (впоследствии мы увидим, что это был только один из множества богов, в которых верили древние евреи).

    Где же носился этот дух Элогима, или дух божий? Он носился в той самой тьме, что висела над Землей и над бездной. Значит, картина была такая, как говорят в шуточном рассказе о сотворении мира: и в середке была бездна, и по краям пусто. А над этой пустотой, над первобытным морем нашей планеты носился (и не надоедало же ему это пустое занятие!) дух божий.

    Если начало миротворения было 7445 лет тому назад, то что же делал этот самый дух бога Элогима до этого начала? Сколько лет, сколько тысяч лет носился он над бездной? Откуда взялся этот самый дух божий? Откуда взялся сам библейский бог?

    Попы очень любят задавать нам, безбожникам, вопросы: откуда взялся мир, откуда взялась материя, что породило движение? Это очень серьезные и нужные вопросы, на которые мы, безбожники, отвечаем и ответим. Но попы очень не любят, когда мы отвечаем, что материя существовала вечно. В то же время они считают возможным морочить верующих сказкой о каком-то «духе» божием, духе еврейского бога Элогима, духе одного из тысяч богов, созданных человеческой фантазией полудикаря, полупастуха, полукочевника, Духе Элогима, который миллиарды лет носится над «пустой бездной». Ну, не пустой ли этот самый руах Элогим после этого?! Не мыльный ли это пузырь, который лопается, как только притронешься к нему, как только поднесешь к нему свет науки?!

    Из дальнейшего рассказа о сотворении мира в книге Бытия мы увидим, что еврейский бог Элогим, который впоследствии сделался богом-отцом бога-сына Иисуса, предавался этому скучному занятию летания над бездной просто потому, что не знал, выйдет ли что хорошее, если он изменит этот порядок, или, вернее, беспорядок. Но все же, как рассказывает библия и как уверяют попы, около 7445 лет тому назад этот самый бог вдруг заговорил. Говорил ли он что-нибудь до этого? Ни из библии, ни из каких-либо других книг мы ничего не знаем. Откуда же стало известно, какой была земля до ее устройства? Кто видел, как дух божий носился над миром до сотворения самого мира? Кто слышал эти первые слова бога Элогима? Не ясно ли, что и первые слова бога и вся эта история сочинены, придуманы? На это церковники отвечают: библия (в данном случае мы имеем в виду так называемое («Моисеево пятикнижие») есть откровение божие, все, что в ней записано, есть запись, которую сделал Моисей на горе Синайской. Мы на этом еще остановимся не раз и на гору Синайскую пойдем, посмотрим, чем там занимался Моисей, сколько у него было стенографисток, чтобы записать рассказы бога Иеговы.

    А пока посмотрим, как приступает бог к сотворению мира.

    Книга Бытия рассказывает:

    «И сказал бог: да будет свет. И стал свет.

    И увидел бог свет, что он хорош, и отделил бог свет от тьмы.

    И назвал бог свет днем, а тьму ночью.

    И был вечер, и было утро: день один» (Бытие, I, 3–5).

    Не приходило ли вам в голову, верующие, что этот самый вечный бог ровно ничего не знал? Он даже не знал, что свет хорош. Откуда ему было знать, когда он никогда не видел света? Не приходило ли вам в голову: как же это так — носился миллиарды, триллионы, квадрильоны лет, вечно носился во тьме этот бог, которому стоило только сказать слово, чтобы стало светло, и не сказал его?!

    Не подумали ли верующие, каково было этому самому богу или духу божию, обреченному вечно носиться в пустоте и темноте, как ему было скучно, как ему не с кем было словом перемолвиться. Можно себе представить, какая это была несносная жизнь: терпеть вечно хаос и тьму, как пуста и бессодержательна была жизнь этого еврейского бога, который тыкался во все стороны в темноте, как слепой котенок, покуда он не пролепетал три только слова: да будет свет!

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

Предисловие
Сотворение мира (библия)

В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля была пуста и безлика, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами.

Бог сказал: «Да будет свет», — и появился свет. Бог увидел, что это хорошо, и отделил свет от тьмы.

Бог назвал свет днем, а тьму — ночью.

Был вечер, и было утро — день первый.

Затем Бог сказал: «Да будет свод между водами, чтобы отделить воду от воды». Бог создал свод и отделил воду под сводом от воды над ним, и стало так. Бог назвал свод небом.

Был вечер, и было утро — день второй.

«Да соберутся вместе воды под небом и появится суша» — произнес Бог, и стало так. Бог назвал сушу землей, а собранные воды назвал морями, и Бог увидел, что это хорошо.

«Да произведет земля растительность: растения с их семенами и различные виды деревьев на земле, которые приносят плод с семенем внутри», — сказал Бог, и стало так.

Земля произвела растительность: разные виды растений, приносящих семя, и все виды деревьев, приносящих плод с семенем внутри. И Бог увидел, что это хорошо.

Был вечер, и было утро — день третий.

И Бог сказал: «Да будут светила на небесном своде, чтобы отделять день от ночи, и пусть они служат знаками, чтобы различать времена, и дни, и годы, и пусть они будут светильниками на небесном своде, чтобы светить на землю». И стало так.

Бог создал два великих светила: большое светило, чтобы управлять днем, и малое светило, чтобы управлять ночью, и создал звезды. Бог поместил их на небесном своде, чтобы они освещали землю, управляли днем и ночью, и отделяли свет от тьмы. Бог увидел, что это хорошо. Был вечер, и было утро — день четвертый.

Бог сказал: «Да наполнится вода живностью, и полетят над землей по небосводу птицы». Бог создал огромных морских чудищ, разные виды движущейся живности, кишащей в воде, и разные виды крылатых птиц и увидел, что это хорошо. Бог благословил их со словами: «Будьте плодовиты, размножайтесь, наполняйте воду в морях, и пусть птицы множатся на земле».

Был вечер, и было утро — день пятый.

Да произведет земля разные виды живности: скот, пресмыкающихся и диких зверей», — сказал Бог, и стало так. Бог создал разные виды диких зверей, и скота, и все виды пресмыкающихся и увидел, что это хорошо. Потом Бог сказал: «Создадим человека по моему образу и подобию, и пусть он царствует над рыбами морскими и птицами небесными, над скотом, пресмыкающимися, над всеми и всей землей». Так Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божьему Он сотворил его; мужского пола и женского Он сотворил их. Бог благословил их, сказав: «Будьте плодовиты и размножайтесь; наполняйте землю и владейте ею. Царствуйте над рыбами морскими, и птицами небесными, и над всеми пресмыкающимися». Затем Бог сказал: «Я даю вам все растения с семенами по всей земле и все деревья, дающие плод с семенем внутри; они будут вам в пропитание. И всем зверям земным, всем птицам небесным, всем пресмыкающимися — всем, в ком дышит жизнь — Я даю в пищу всякую зелень». И стало так.

Бог посмотрел на все, что Он создал, и все было очень хорошо.

Был вечер, и было утро — день шестой.

Так было завершено сотворение неба и земли, и всего их многообразия.

На седьмой день Бог закончил труды и на седьмой же день пребыл в покое от всего труда Своего, который Он совершил. Бог благословил седьмой день и сделал его святым, потому что в этот день Он отдыхал от труда Своего.

Глава 1
Великое ничто

Для начала, чтобы понять, откуда и зачем мы на этой планете, достаточно в хороший безоблачный день посмотреть на наше Солнце, а вечером взглянуть на чистое звездное небо. Тогда у вас в подсознании должен возникнуть простой вопрос: а для чего это все, и кто это все создал? Как все это работает? Придет ли конец всему этому? Сколько времени нам еще отведено? Наверняка, даже если вы не представляли, то наверняка смотрели разные телепередачи, посвященные этому вопросу или читали заметки в журналах и газетах. Если же вы еще и достаточно образованы, то должны знать, что именно на нашей планете в пределах солнечной системы есть разумная жизнь, проще сказать Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности, а также совокупность её свойств как планеты, где создаются условия для развития биологических систем; глобальная экосистема Земли. Жизнь — это очень интересное явление. Что такое жизнь? Говоря это слово, мы интуитивно понимаем, что оно означает, но вряд ли сможем сразу же сформулировать ответ на вопрос «Что такое жизнь». Жизнь — это способность к росту? Но растут и отложения природных пород, например, сталактиты и сталагмиты в пещерах. Жизнь — способность к размножению, то есть воспроизводству? Но эта возможность есть и у вирусов, которые стоят на грани между живыми существами (так как имеют способность к размножению, попав в живую клетку) и сложными химическими веществами — биополимерами (так как не способны размножаться и как либо функционировать вне клетки, на которой паразитируют). Отличается ли живое сложной структурой и способностью к самоорганизации? Уже упомянутые биополимеры, такие как нуклеиновые кислоты могут состоять из нескольких миллиардов (!) более простых молекул (так называемых «нуклеотидов») и имеют сложное строение. Например, молекула ДНК имеет форму двойной скрученной «спирали» (винта), но вне живой клетки биополимеры не проявляют признаков жизни и ведут себя как обычные химические вещества. Способность адаптироваться к среде и обрабатывать информацию отличает живые существа? На такое способны и автоматизированные компьютерные системы, если учесть последние достижения в сфере искусственных нейронных сетей. Согласно определению слова «жизнь», живой объект должен обладать всеми перечисленными выше свойствами, но мы с вами интуитивно понимаем, что этого недостаточно и секрет жизни кроется в чем-то еще. Речь ейчас идет не про человека, как про отдельный вид, а про любой живой организм, начиная, с самой примитивной формы, заканчивая верхней ступеньки эволюции. Эволюция жизни на Земле — это самое прекрасное событие, которое, когда- ибо существовалотв истории Космоса. Эволюция — это основа самой жизни, способной изменяться и приспосабливаться к новым условиям. Весь секрет и вся движущая сила эволюции заключается лишь в одной молекуле ДНК, довольно крупной по меркам молекул (они относятся к так называемым макромолекулам, биополимерам), но все же очень маленькой по меркам нашего мира. Тем удивительнее то количество информации, которое она может в себя вмещать, кодируя структуру, расположение и функционал всех органов живого организма в очень небольшом объеме живой клетки. Неизвестно, откуда взялась эта информация о строении живых существ, но заложенный в ней эволюционный потенциал помог живым организмам выжить в дикой природе, а в случае человека привел к формированию интеллекта и дал возможность укротить природу, изменяя ее для благоприятного существованияпчеловечества. С самых ранних времен человек пользовался своим разумом, чтобы подчинить силы природы и использовать их в своих целях. Прямое свидетельство этому — ирригационные каналы в Древнем Египте, проложенные от реки Нил для орошения почвы засушливых регионов, чтобы земля могла увлажняться, а земледельцы имели возможность получать урожай там, где он просто бы не вырос в диких условиях. Таким образом, именно разум, стал конечным итогом, а может быть и главной целью эволюции. Сначала разум просто помогал человечеству выжить, но по мере своего развития, люди перестали просто удовлетворять свои базовые, необходимые для существования потребности и начали пользоваться своими интеллектуальными способностями для создания творчества, музыки, культуры. И в конце концов, человечество начало задумываться о таких глобальных вопросах, как сама цель существования человека, назначение разума и первопричины во Вселенной. Именно эволюция привела человека к вопросам о существовании мироздания. Эволюция — это не просто определение самого процесса зарождения и развития жизни как такового, аэскорее путь, на котором человек развивался как хранитель высших духовных ценностей и доказательств существования Бога, то есть высшего разума, возникшего в космосе. Не зря древние греки дали определение Космосу (др.-греч. κόσμος «мир», «порядок», «красота», «Вселенная»). Впервые этимословом вселенную обозначило ревнегреческий математик и философ Пифагор в 6 веке до Р.Х.

Солнце — это центр Солнечной системы (гелиоцентрическая система), внутри которой, как известно, находится наша с вами планета Земля. Солнце — это звезда, источник света и тепла, источник жизни на земле. Солнце настолько сильное и мощное, что сила его притяжения, которая удерживает нас на своей орбите, может разорвать стальной трос диаметром 3000 км!