Боголюбово монастырь

Ученые Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в селе Боголюбово Владимирской области, сообщает пресс-служба Института. Экспедиция под руководством известного археолога Владимира Седова исследует храмовый комплекс в Боголюбово с 2015 года. Главный итог работ 2018 года — определение «домашних адресов» итальянских строителей, возводивших храм по заказу князя Боголюбского.

«Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что с высокой степенью вероятности в строительстве этого храма участвовали мастера из северной Италии — из Ломбардии и Эмилии-Романьи», — поясняет член-корреспондент РАН Владимир Седов.
Rask2.jpg
Лестничная башня и переход к церкви Рождества Богородицы в Боголюбове

Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, в 1157 году стал великим князем Владимирским. При его правлении Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством. С именем князя Андрея Боголюбского также связана история величайшей святыни – Владимирской иконы Божьей Матери, которую князь Андрей принес из Киева во Владимир.

Храм Рождества Богородицы был построен по заказу князя в конце 1150-х годов или первой половине 1160-х годов. Храмовый комплекс включал церковь Рождества Богородицы, белокаменные переходы от нее к дворцу и другим постройкам, а также лестничную башню, с помощью которой можно было подняться наверх, к переходам на хоры церкви.

Летом 1174 года Андрей Боголюбский был убит заговорщиками. В Ипатьевской летописи говорится не только об убийстве князя, но также описывается место, где он был убит: убийцы князя увидели его «за столпом всходным», то есть за лестничной башней.

Лестничная башня и переход на хоры — наиболее сохранившаяся часть памятника, как полагают ученые, благодаря тому, что считалась местом, хранившим память о мученической кончине князя, который был канонизирован в 1702 году.

А сам храм обрушился в 1722 году и позже был заменен схожей по размерам, но довольно скромной по архитектуре барочной церковью. Лестничная башня также была надстроена в середине XVII века кирпичной колокольней с шатровым верхом.

В 1930-1950 годах археолог Николай Воронин во время раскопок открыл основания древнего храма Рождества Богородицы с юга и запада, а также обнаружил основания столбов в южной части внутри храма и основание продолжения северного перехода, южного перехода, водосвятной чаши, а также башни или дворцового сооружения на южном склоне холма. Эти раскопки впервые доказали, что современная церковь стоит прямо на сохранившейся в неприкосновенности нижней части древнего храма.

Воронин впервые отметил, что базы колонн имеют сложный рисунок и предположил, что зодчими храма могли быть западные мастера. Но впоследствии раскоп был засыпан, основания были по-прежнему скрыты толстым слоем земли, и свидетельством того, что когда-то у храма были развитые основания, стал лишь сделанный ученым чертеж. На сегодняшний день увидеть древние основания можно лишь в открытом музеефицированном раскопе в западной части собора.

Rask3.jpgРаскоп вдоль западного фасада собора XII века, расположенный внутри западного притвора XIX века. Боголюбово.

В 2015 году сотрудники Института археологии раскопали ранее неизвестные части постройки: часть северного портала, основание угловой колонки лестничной башни, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба.

Как отмечает Институт археологии, эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбовского храмового комплекса: выяснилось, что северный портал был похожим на западный и южный, однако у колонок лестничной башни были базы с так называемыми «когтями» (или «листьями»), но не было профилированного цоколя. При этом цоколь храма, одинаковый, на западном и северном фасадах, имел сложные обломы. Эти декоративные особенности позволили предположить, что храм на Владимирской земле был построен незаурядными мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии.

Rask4.jpgСеверный портал церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Полуколонны, дополненные малыми колоннами.

На первый «адрес» мастеров, работавших на строительстве боголюбовского храма, указали угловые колонны, поставленные по диагонали: подобные колонны есть в соборах Северной Италии: например, в Кафедральном соборе Модены (католический собор в Эмилии-Романья, Италия, включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО) и в Кафедральном соборе Феррары (Эмилия-Романья, Италия).

Второй «адрес» мастеров дали полуколонны на стенах храма в Боголюбове, дополненные по сторонам малыми колонками. Подобные формы встречаются в итальянских храмах, например, в базилике Сан-Микеле в Павии. Эти особенности позволили предположить, что мастера, построившие храмовый комплекс в Боголюбове, пришли не из одного города, а из нескольких городов двух исторических областей Италии – Ломбардии и Эмилии-Романья.

Rask5.jpgБаза с «когтями» (или «листьями»), Кафедральный собор в Граведоне (Ломбардия, Италия)
Rask6.jpgБаза с «когтями» (или «листьями») западного фасада церкви Рождества Богородицы (Боголюбово)

Rask7.jpgКафедральный собор в Ферраре (Эмилия-Романья, Италия)
Rask8.jpgЛестничная башня церкви Рождества Богородицы в Боголюбове

Специалисты полагают, что храмовый комплекс в Боголюбово строили две группы резчиков. Первая группа — старых мастеров князя Юрия Долгорукого, построивших также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире. Вторая группа — мастера из Северной Италии, которые принесли во владимиро-суздальскую архитектуру новые художественные приемы.

Раскопки 2018 года во Владимирской области помогли представить более точно очертания древнего храма. Археологи открыли ранее не изучавшиеся участки на северо-восточном углу собора и в северной части центральной абсиды тройного алтаря и обнаружили новые детали, указывающие на сложную архитектуру комплекса. Также археологи расчистили пространство перед стеной вровень с основаниями колонок и обнаружили мощение из блоков белого камня — часть площади, окружавшей собор. Возможно, оно сохранилось на всей площади, окружавшей собор, но, как отмечают ученые, без дальнейших раскопок выяснить это невозможно.

Rask9.jpgРаскоп центральной части алтаря снаружи и фрагменты мощения площади перед церковью Рождества Богородицы, Боголюбово
Rask10.jpgРаскоп северо-восточного угла церкви Рождества Богородицы, Боголюбово

Сейчас, по словам исследователей, не представляется возможным определить, какими были декоративные особенности древнего храма в Боголюбово. Ученые не исключают, что обширные площадные раскопки позволят обнаружить неизвестные ранее конструкции вблизи храма, новые фрагменты его резного белокаменного декора и другие элементы.

Закончив работы, археологи засыпали место проведения раскопок, скрыв остатки старого храма. По оценке специалистов, в Боголюбово есть возможность показать туристам и паломникам материальные свидетельства мастерства древних зодчих — но на это требуется много денег. Напомним, территорию храмового комплекса в Боголюбово в настоящий момент занимает известный на всю Россию женский монастырь.

«По окончании работ шурфы были засыпаны, архитектура старого храма вновь скрылась под землей. Наверное, следует поднять вопрос о полном открытии и музеефикации сохранившихся частей великолепного белокаменного сооружения и внутри и снаружи. Это позволит всем видеть первоначальные архитектурные формы, а также улучшит состояние стен, сейчас полностью или наполовину скрытых грунтом и потому отсыревающих. Но это уже работы большого масштаба, требующие административной и финансовой поддержки», — говорит Владимир Седов.
Rask11.jpg

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы.
Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь.
Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока в 1954 году не был обнаружен переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

После чудесного явления Божией Матери князю Андрею, по Её повелению им была начата постройка белокаменного храма, здесь же князь решил устроить и свою загородную резиденцию.

Строительство загородной крепости продолжалось с 1157 по 1165 г.г. По замыслу Андрея Боголюбского это был не большой, но хорошо укрепленный замок по примеру западноевропейского, окруженный мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м и высоту до 6 м. Периметр их достигал 800 м. Поверх валов были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями. За валами располагались рвы, наполненные водой. В плане крепость представляла собою четырехугольник неправильной формы, самая протяженная сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы. С тех пор русло реки, образовавшее большую пойму, отошло к югу от боголюбовских высот, – в древности же оно пролегало у самого их подножия, оставив здесь заболоченное озеро, носившее название Старой Клязьмы. Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости (ещё и сегодня здесь можно видеть остатки оплывших валов и заболоченного рва).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был центром дворцового ансамбля. И как пишет летописец: «и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились». Церковь была украшена золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Боголюбивой Божией Матери, украшены были драгоценными камнями и жемчугом. Сквозь узкие щелевидные окна падали лучи света, отражаясь от начищенного до блеска пола, сверкая на шитых серебром и золотом парчовых одеяниях алтаря, переливаясь блеском драгоценных камней на дорогих окладах иконостаса. На золотых подсвечниках мерцали восковые свечи, и по храму струился благоуханный кадильный дым византийского ладана.

Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь как бы коронами, вызолоченными пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжавшие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом. Хоры были высоко подняты, отчего пространство собора казалось необычайно просторным и устремленным ввысь.

Снаружи храм был украшен князем Андреем не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены камнями. Стены были покрыты белокаменной резьбой, – резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены. Перед западным входом в храм был открытый притвор в виде балдахина, арки которого опирались на две опоры.

Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы. Над резным убранством Боголюбовского собора трудилось около 20 мастеров.

Камни цоколя выдавались вперед карнизами и прихотливыми выступами с соколиными когтями. Современники по праву сравнивали этот храм по красоте с постройками царя Соломона. Храм Покрова на Нерли был выстроен по образцу дворцового, но в меньших размерах.

Проходили века, от ветхости рушились княжеские постройки, белые камни разбирались на строительство новых зданий. В конце XVII в., когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать узкие щелевидные окна храма для «большей светлости», чтобы вставить стекла. В таком виде простоял собор еще 28 лет и в 1722 г. рухнул.

В 1756 г. храм был построен вновь. Но перевелись на Руси тогда древние умельцы-камнесечцы, утеряны были секреты строительства белокаменных храмов, да и не было у монастыря таких богатств, какими обладал некогда великий князь Андрей Боголюбский, чтобы восстановить былое великолепие во всей красоте и величии. Мастера старались сохранить все, что было возможно – основание старого собора с фигурным цоколем, стены, сложенные до половины из белого камня на прежнем фундаменте, несколько резных масок на западной стене и прочее, что осталось от храма, «измечтаного всею хытростию».

В 1891 г. крестьянином с. Палех Владимирского уезда Львом Ивановичем Париловым была начата роспись Богородице-Рождественского храма. За образец были взяты сюжеты фресок Андрея Рублева из Владимирского Успенского собора. Эта роспись, несмотря на столетнюю давность, сохранилась до наших дней и сейчас требует неотложной реставрации.

Во времена князя Андрея Боголюбовский замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси. Вот как предположительно выглядел княжеский замок.

Сохранилась лестничная башня – свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 г. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещенной узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж. Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену в даль нерльской проймы, где белеет церковь Покрова-на-Нерли.

После трагической смерти князя его постройки пришли в запустение. Дворец был разграблен убийцами-заговорщиками. В 1177 г. Боголюбово подверглось разорению от набега рязанского князя Глеба. Монголо-татарское нашествие довершило опустошение. Князья, преемники Андрея, опасались жить в этом обагренном кровью месте. Лишь несколько монахов основанного здесь же князем Андреем монастыря возносили свои молитвы об упокоении страстотерпца в селениях праведных.

Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка – резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь. Сейчас на этом месте стоит кирпичная часовня XVII в. Внутри неё находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее наделял деньгами строителей храма св.блгв.кн. Андрей Боголюбский. Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна – Богородичный столп – окованная золоченой медью и увенчанная четырехликой капителью с изображением Богоматери. Предположительно, что их было две, и они служили опорами для сени церковного крыльца.

Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь с юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она была построена в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 г. В 1804 г. она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид.

Воздвигнутая благоверным князем надвратная церковь в честь св. апостола Андрея Первозванного была разобрана в конце XVIII в., а на ее месте в 1842 г. построена колокольня, в первом ярусе которой помещались святые ворота, во втором – храм Успения Божией Матери, а в третьем – звонница с колоколами. Самый тяжелый из колоколов весил 498 пудов 35 фунтов (около 8 тонн). Высота всего здания – 58 метров. Внизу, в восточной части святых врат, была устроена усыпальница, украшенная внутри живописью. На решетчатых створах святых врат были расположены образа: свв.блгв. князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, а над ними – образ Спасителя. В 1884 г. на колокольне были установлены куранты с четырьмя циферблатами. Каждые 15 минут они вызванивали мелодию гимна «Боже, царя храни».

В 1855 г. исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери св.блгв. князю Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 г. в Боголюбском монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. За год до этого, в феврале 1854 г. Московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства соорудить в Боголюбском монастыре собор в честь иконы Боголюбской Богоматери с приделами: правый – в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 г.); левый – свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 г.). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. В строительстве храма также принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 г. Освящал храм, в бытность свою на Владимирской кафедре, святитель Феофан Затворник (причисленный к лику святых в 1988 г.).

Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 г. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях. Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х г.г. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П. и С. Шороховыми. В 1907-1908 г.г. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же им был сделан в главном приделе новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.

К востоку от собора расположен двухэтажный келейный корпус. Он построен в 1830 г. в строгих формах классицизма. В верхнем этаже корпуса помещались приемный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем – 11 братских келий, две кухни и, украшенная росписью, братская трапезная с полом из соснового паркета. После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас этот корпус отреставрирован, в нем живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.

К западу от собора расположен небольшой двухэтажный корпус – дом архимандрита, построенный в 1786 г. Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем – помещались две кельи и настоятельская кухня. Вплоть до конца 1999 г. в нем располагалась местная телефонная станция. Сейчас это здание принадлежит монастырю.

К югу от собора стоит двухэтажный келейный корпус. Нижний каменный этаж был построен во второй половине XVII в., второй деревянный этаж был надстроен спустя сто лет. С 1863 по 1879 г.г. в этом доме жил преосвященный епископ Иустин (Иаков Евдокимович Михайлов), подвизавшийся в Боголюбском монастыре после ухода на покой с Владимирской кафедры. В верхнем этаже этого здания была устроена небольшая домовая церковь для подвижника-архиерея в честь его небесного покровителя мученика Иустина.

После того как преосвященный незадолго до своей кончины уехал из обители, в 1883 г. церковь была упразднена. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, а в верхнем были покои для проживания приезжавших архиереев. В советское время в этом корпусе было сначала общежитие, а затем здание принадлежало райотделу милиции. Летом 1999 года этот дом полностью отреставрирован, и сейчас в нем проживают насельники монастыря, находятся приемные покои для гостей-архиереев.

В восточной стороне за келейным корпусом располагалась хозяйственная часть со множеством различных построек, баня, скотный двор и, за оградой монастыря, трехэтажная гостиница для приезжающих богомольцев. Рядом с ней находился странноприимный дом, на месте которого в 1960-е г.г. была перестроена поселковая поликлиника.

В 2013 г. после закрытия Боголюбовской поселковой больницы, располагавшейся в здании бывшей монастырской гостиницы, эта постройка была возвращена монастырю и в настоящее время используется по своему прямому назначению – в ней располагается гостиница для приезжающих богомольцев.

Кроме всего описанного, в обители находилась еще одна достопамятная постройка – небольшая часовня, поставленная с южной стороны Рождество-Богородицкого храма, на том месте, где трое суток лежало выброшенное убийцами тело святого князя Андрея. Внутри, на стене часовни было нарисовано изображение лежащего тела князя Андрея, возле которого стоит Косьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковер для прикрытия останков своего господина. От часовни сохранился до наших дней один лишь фундамент и часть стены. В 2008 г. часовня была восстановлена.

Во Владимирской области есть тихое и уютное место, включенное в состав Золотого Кольца России – село Боголюбово. С виду непримечательная территория хранит в себе много памятников духовного наследия и радует глаз невероятно красивыми пейзажами.

Сюда приезжают для того чтобы зарядиться положительными эмоциями и узнать много интересного о том, как жили наши предки. Провинция Суздальского района, расположенная на побережье Клязьмы, восхищает туристов особенной атмосферой. Когда-то село являлось резиденцией Андрея Боголюбского. Через некоторое время на территории появился монастырь.

Достопримечательностей немного, поселок небольшой. Все объекты внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Преобладают памятники белокаменного зодчества 12 столетия. Летом здесь много мест для организации отдыха на природе. Местность немноголюдная, поэтому покой и тишина гарантированы. Непременно захочется искупаться в Клязьме. Вода является чистой и прозрачной. На территории поселка есть специально оборудованные песчаные пляжи.

Как добраться?

Компания «Семейный чемодан” регулярно проводит поездки по городам Золотого Кольца России.

Сложностей с тем, как добраться до укромного уголка России не возникнет. Удобнее ехать из Владимира. Отсюда ходят автобусы под номерами – 103, 18, 126, 152. Они проезжают через центр и осуществляют остановку на Соборной площади. От вокзала ходят троллейбусы, предлагаются услуги такси. Можно сесть на троллейбус под номером 12 и доехать до Химического завода, начав отсюда свой маршрут.

Многие туристы предпочитают совершать путешествие на личном автомобиле. Движение будет проходить по трассе М7. Если следовать указателям, то вы легко доберетесь до конечного пункта. Необходимо проехать Владимир и Нижний Новгород.

Развито железнодорожное сообщение. Можно воспользоваться электричкой. Они отправляются из Владимира и идут до Коврово. Боголюбово находится на четвертой остановке.

Гостиницы, кафе

Гостиницы не располагают широким разнообразием выбора. В небольшом поселке все же вы сможете подобрать себе апартаменты по душе, так как это развитый туристический центр. Повышенным спросом пользуется мини-отель «Vladimirsky Dvorik», «Вознесенская Слобода».

Что касается заведений общественного питания, то на пике популярности русская, домашняя кухня. Все блюда готовятся исключительно из экологически чистых продуктов.

История Боголюбово

Живописное и древнее поселение находится на слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Это примерно 10 километров от города Владимира. Ранее поселение было известно на Руси. Оно основано в 1153 году сыном Юрия Долгорукого – князем Андреем Боголюбским. Длительное время территория существовала, как княжеская резиденция. Здесь организовывались праздники, пиршества, осуществлялся прием дорогих гостей. Как-то ночью князю явилась Богоматери, и он повелел построить храм.

В 1158 году вышел указ о строительстве города. Это были первые постройки из камня на северной части. Строения отличались прочностью. Поселение помогало контролировать обстановку на реке Нерли. Собор Рождества Богородицы – самое первое архитектурное строение, которое появилось в Боголюбово. Его считали «водными воротами» правителя. Со временем на территории стало появляться все больше уникальных церквей.

Большая доля архитектурных объектов появилась в XVII – XIX столетии. В настоящее время сохранились некоторые памятники за время правления князя. Сегодня сюда приезжают самостоятельно или с экскурсиями для того, чтобы лично узнать интересные факты нашей истории.

Церкви

Церковь Покрова на Нерли – святыня, построенная на бескрайних водах рек Нерли и Клязьмы. Памятник древнерусской архитектуры с белокаменными стенами возведен в 1165 году. Обитель появилась в честь победы владимирских воинов над булгарами. Она напоминает о гибели великого князя. Изящные линии форм строения гармонично вписываются в окружающее пространство. Раньше холм, на котором сейчас стоит храм, имел облицовку из белого камня. Согласно археологическим исследованиям, строение появилось на возвышенности, которую создали искусственным путем.

В основании находятся фундаменты-субструкции, высота которых достигает 5,3 метров. Исследователи считают настоящим чудом, что святыня дожила до наших дней. Ведь когда-то игумен хотел провести разборку храма, а строительный материал пустить под возведение колокольни. По счастливым обстоятельствам данному деянию не суждено было сбыться. Внутренняя роспись не уцелела.

В 1877 году реставрационные работы были проведены неграмотно. Сегодня объект всемирного наследия ЮНЕСКО приглашает всех приезжих на экскурсии. Богослужения проходят регулярно.

Боголюбский монастырь появился на том месте, где когда-то находился замок знаменитого князя. Строительство шло в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Архитектурный ансамбль поражает своим величием и включает в себя – собор, элементы дворца князя, Благовещенскую церковь и остатки надвратной колокольни. В настоящее время святыня полностью восстановлена. Пол выполнен из натурального камня, монтирован новый позолоченный, резной иконостас с тремя ярусами. Внутри святыни есть хозяйственные строения, иконописная и швейная мастерская, трапезная.

Неподалеку вы увидите прекрасный боголюбовский луг. Он является историко-ландшафтным комплексом. Территория образовалась естественным образом и является красивым дополнением к общей картине. Обеспечен доступ для приезжих. Есть два маршрута – пешеходный и экологический. Пешеходная дорожка отделана плиткой. Использовался натуральный камень. Если идти по экологическим тропам, то можно добраться к внутренним водоемам. Общая длина тропы – 1786 метров.

Посетите киворий Боголюбского монастыря. Так называют водосвятную часовню. Она построена недалеко от главного собора монастыря. Это стационарный навес, под которым установлен специальный сосуд со святой водой. Купол кивория стоит на четырех массивных колоннах. Конструкция имеет современный облик. Древнее решение из-за постоянных ремонтов не сохранилось. Интересно, что объект находится на месте, где в далеком прошлом великому князю Андрею привиделась Богоматерь. С этого периода вся вода в этом месте приобрела целебную силу.

Отдельного внимания заслуживает колокольня Боголюбовского монастыря. Еще в 12 столетии князь на данной территории создал свою загородную резиденцию. Она получила название «камен град Боголюбово”. Вскоре появилась первое строение – храм Рождества Богородицы. Комплекс включал в себя двухэтажный дворец и киворий. Все возведения окружали стены из камня. В 1866 году запланировано строительство масштабного собора, который и стал основным памятником.

Рядом появилась колокольня. Это был 1841 год. Ее высота составляла 58 метров. Официальное ее название сегодня «Колокольня Всех Святых». Она отличается утонченным, привлекательным внешним видом. Восстановительные работы проходили совсем недавно. Осмотр доступен только снаружи, во внутренние помещения доступ является закрытым. На каждой грани свода вы увидите часы. Удивительно, но все он демонстрируют свое время. Циферблат является рабочим.

Врата Боголюбовского монастыря появились в 1863 году. Конструкция из камня была частью церкви Св. апостола Андрея. Спустя какое-то время святыни оказались разобранными. Настоящий объект появился по эскизам архитекторов немного позднее. Прошло около сотни лет. Они прекрасно дополняют общий ансамбль.

С 1995 года в Боголюбово появилась традиция каждый год организовывать крестный ход. Возносится главная святыня – образ Боголюбской Божией Матери. Она проходит через святую воротную арку. Затем в главном храме идет Божественная литургия. В этот день в поселок приезжает много гостей и улицы становятся оживленными. О начале события верующие узнают заранее.

Собор Боголюбивой иконы Божией Матери создан известным архитектором К. Тоном. Ранее он уже строил подобные постройки в Москве. Здешние земли его вдохновили на создание еще одной. Церковь оснащена воздушной системой отопления, которая соответствует всем современным стандартам. В 1980 гг. здесь находился архив с древними документами. Длительное время строение требовало масштабных реставрационных работ. Но их начало по разным причинам откладывалось.

В 1985 году построили внутри конструкции одноэтажную перегородку. Ее площадь составляла 800 кв. м. Затем обитель в 90-х годах была передана Владимирской Епархии. Начался цикл реставрационных работ. Белокаменные стены отремонтировали, восстановили фрески. В настоящее время за памятником архитектуры ухаживают, поддерживают его в надлежащем состоянии.

Мосты поселка и другие сооружения

Совершая прогулки, вы сможете увидеть привлекательный мостик. Он выполняет пешеходную функцию. Объект построен на основе использования высоких технологий и проходит через железнодорожный путь. Он помогает гуляющим облегчить себе путь при направлении к лугу и другим святыням местности. Длина конструкции составляет более 150 метров. Сходы для пешеходов удобны, стены выполнены из тонированного стекла. Подъем можно выполнить как по ступеням, так и воспользовавшись лифтом.

Не в каждом городе можно увидеть подобное новшество. Благодаря широкому створу, люди с ограниченными возможностями смогут совершить въезд без посторонней помощи.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник” еще один исторический объект, на который стоит заглянуть. В Боголюбово есть Свято-Боголюбский монастырь. Как было сказано выше, место на его строительство было указано самой Богородицей. Если спускаться к монастырским прудам, то можно дойти до купели. Этот источник обладает целебной силой. Рядом находится часовня. Она имеет красивые белоснежные стены и немного спрятана по зелеными кронами деревьев.

Местечко является тихим и уютным, здесь царит особенная, умиротворённая атмосфера. Каменное здание оснащено двумя купелями. Они разделены друг от друга. Одна купель предназначена для паломников, а другая используется только насельницами. Если хотите попасть в мужскую купель, то требуется получить благословение у дежурной сестры. Путь к источнику проходит через монастырскую ограду длинной в два километра. Далее последует спуск по лестнице. Будьте осторожны, она является достаточно крутой. Подача воды от источника осуществляется и в монастырь. Поэтому, при желании испить водицы можно и на территории комплекса.

Железнодорожная станция Боголюбово является отдельной достопримечательностью, на которой тоже желательно побывать. Объект находится в нескольких километрах от Владимира, на ветке железной дороги Московская-Нижегородская. Это редкое деревянное строение, с печным отоплением, которое чудесным образом дожило до нашего времени. Постройка изготовлена из бруса, выполнена обшивка деревянными наличниками, которые по форме напоминают елочку. Станция окружена ветхим, реечным забором. Здесь производят остановку пригородные составы. За строением открывается картина на луг и церковь.

Если у вас останется время, то потратьте его на то для того, чтобы просто побродить по сельским улочкам. Здесь много деревянных домов, встречаются и строения из камня. Особенно вам понравится выезд на природу. Много красивых и уютных полян, где можно расположиться и организовать отдых. Местные жители отличаются радушным приемом, любят встречать гостей. День поселка отмечается 1 января 2006 года. Именно в это время образовалось данное сельское поселение.

Есть еще один не менее интересный объект лестничная башня с переходом. Конструкция используется в качестве объединяющего элемента между княжеским дворцом и Рождественским собором. Без нее и арочных переходов ансамбль не смотрелся бы так гармонично. Башня использовалась в качестве прохода на придомовую территорию. Позднее над ней была построена шатровая колокольня. После постройки в 19 веке Андреевского предела арка отошла на задний план. Рядом с башней есть переход. Он состоит из двух элементов. Нижний этаж представлен сквозной аркой, а на втором ярусе сделано небольшое помещение.

Престольный праздник: 1 июля – Боголюбской иконы Божией матери.

Первый деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери на этом месте был построен в 1382 г. по указу святого благоверного Великого князя Димитрия Донского.

В начале XVI в. на этом месте был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Каменный Боголюбский собор был построен в 1684–1690-х гг. в стиле раннего «нарышкинского (московского) барокко» по указу Петра I над могилами его дядьев Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта 1682 г. Позже храм стал местом упокоения более 20 представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки Петра I. Вокруг храма располагается некрополь обители.

В 1812 г. храм был осквернен французами. Некоторые надгробия Нарышкиных были разбиты, убранство разграблено.

В 1924–1929 годах богослужения в храме совершались общиной Высоко-Петровского монастыря, существовавшей в те годы втайне от властей. В 1929 г. храм был закрыт. В богоборческое время надгробия из храма были вынесены, иконы из иконостаса сожжены во дворе обители, уничтожены купола и кресты. Храм был осквернен и перестроен внутри.

В настоящее время храм находится на реставрации, Богослужения в нем не совершаются. Церковная лавка, находившаяся в притворе Боголюбского храма, временно переехала в Нарышкинские палаты.