Богородице рождественский монастырь Ростов

Приглашаем вас участвовать в следующем нашем Начинании!

​Да воздаст вам Господь Своею милостию за ваше усердие в восстановлении​ нашей Святой Обители!

​С уважением и благодарностью,
Игумения Афанасия

Наш монастырь

Наш сайт о Богородице-Рождественской обители, основанной в конце XIV века в центре Ростова Великого святителем Ростовским Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского, и возрождающейся в наши дни.

Рождества Богородицы женский монастырь расположен за восточной стеной архитектурного ансамбля Кремля и кафедрального Успенского собора. Это первая женская обитель в Ростове, посвященная Пресвятой Богородице. Она основана между 1389 и 1394 годами. Первоначально архитектурный ансамбль был деревянным, первой каменной постройкой обители стал собор Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в камне во второй половине XVII века.

В советский период обитель была закрыта. В 1997 г. Рождественский монастырь возобновил свою деятельность, по сей день в нем ведутся реставрационные работы. Богослужения проводятся в храме Святителя Николая на Подозерке.

Монастырь представляет собой выдающийся памятник ростовского зодчества. Главными достопримечательностями обители остаются Тихвинская церковь с трапезной палатой и собор Рождества Пресвятой Богородицы, сохранились фрагменты крепостной ограды и ворот середины XIX века. В храме Рождества Богородицы чудом остались живы удивительные фрески 1715 года. Когда эти храмы будут восстановлены и в них возобновятся Богослужения, обители вернется слава одного из наиболее значимых святых мест Ростова Великого.

Древний Рождественский монастырь был основан в Ростове в конце XIV века.

13 фотоМОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ <br/>в Ростове

Смотреть фотогалерею13 фото

Церковь Николы на Подозерке и Рождественский монастырь (слева). Фото А.Григорьева. 2011
из

Основатель монастыря — святитель Феодор, архиепископ Ростовский (ум.1394). 21 июня 1408 года все деревянные постройки монастыря сгорели во время большого пожара в Ростове. 200 лет спустя — 15 октября 1608 года — обитель была разорена войска­ми Лжедмитрия II.

В 1680-е гг. — царями Ио­анном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и ца­ревной Софией Алексеевной обители жаловались земли, мельница на реке Могзе с угодиями близ дворцового села Во­щажникова, остров на озере Неро (остров принадлежал Рожде­ственскому монастырю вплоть до 1917 года). Митрополитом Ростовским Ионой (1652−1690) на месте деревянного был построен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. В 1715 году стены и своды Рождественского собора были расписаны.

В 1772 г. в Рождественском соборе на средства монахини Надежды (Дашковой) по ее завеща­нию возобновлен придел во имя мучеников Космы и Дамиана и переосвящен в честь Живоначальной Троицы. В 1782 был построен корпус сестринских келий (с западной стороны обители), в 1784 —корпус настоятельских келий (угловое здание у алтаря Рождественского собора). Деревянная, рубленная клетью ограда обители с четырьмя башнями заменена каменной. Построена юго-западная угловая башня.

В 1790-е на нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия, Ростовского чудотворца. Ввиду аварийного состояния Рождественского собора к нему пристроены три контрофорса.

В 1800-е гг. был построен корпус сестринских келий (с восточной стороны обители). Для нижней зимней церкви Рождественского собора ростовский столяр Петр Паньков (будущий губернский архитектор) выполнил резной иконостас.

В 1810-е построено крыльцо, объединившее храмы верхнего и нижнего этажей Рождественского собора. Над папертью собо­ра, на месте обветшалой колокольни с шат­ровым покрытием, построена двухъярусная колокольня в стиле классицизма.

10 мая 1818 обитель посетила императрица Мария Феодоровна.

В 1819 началось строительство каменной ограды обители, построена северо-западная угловая башня.

В 1830-е в северо-восточном углу монасты­ря построен двухэтажный каменный дом (вход в него расположен вне монастыря, с северной стороны). Надстроен второй этаж над од­ноэтажными настоятельскими келиями. С западной стороны на присоединенных 125 квадратных саженях земли построена монастырская гостиница. Перекладывался контрофорс При Рождественском соборе пришлось перекладывать контрфорс и заделывать трещину в южной стене трапезной собора. В 1842—1847 был построен Тихвинский храм Божией Матери. В конце XIX в. храм был расписан иконописцем Николаем Михайловичем Софроновым, позолота иконостасов выполнена Василием Николаевичем Москалевым.

В 1850-е гг. в монастыре проживало около 150 человек, среди которых монахинь и послуш­ниц было 72. При монастыре открылась школа гра­моты. К Тихвинскому храму с запад­ной стороны было пристроено двухэтажное здание с трапезой на втором этаже. 3 декабря 1854 в трапезной Тихвинской церкви освящен придел во имя святителя Ни­колая и великомученицы Варвары, 15 января 1856 — второй придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Около паперти Тихвинской церкви построена просфорня.

В 1860-е гг. были построены корпус для сестринских келий напротив западной стены Рождественского собора и двухэтажное здание келий напротив алтаря собора.

В 1870-е в обители было уже 170 сестер. На средства крестьянина д. Кустерь Ивана Алексеевича Рулева (ум. 1891) в монастыре устроена странноприимная гостиница для многочисленных богомольцев, приходящих в обитель для поклонения чудотворному Тихвинскому образу Пресвятой Богородицы. Позднее пожертвование всё того же И.А. Ру­лева были поновлены настенные росписи Рожде­ственского собора. На монастырской колокольне на средства ростовской купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной уста­новлены часы с боем.

В 1880—1890-е гг. в обители проживали 150 инокинь, из них 22 монахини, а остальные — рясофорные послушницы и белицы, принятые на испытание. Монастырский причт для совершения бого­служения и монастырских треб состоял из двух священников, дьякона и причетника. Все они проживали в деревянных домах, принад­лежащих монастырю. Школа грамоты при монастыре была преобразована в церковно-приходскую школу.

19 июля 1894 обитель посетил святой пра­ведный Иоанн Кронштадтский.

21 мая 1907 Божественную литургию в Тихвинской церкви служил святитель Тихон (Белавин), архиепископ Ярославский и Рос­товский (1907−1913), будущий патриарх Московский и всея Руси.

В 1900-е у монастырской ограды за южной сте­ной Рождественского собора было построено двухэтажное здание сестринских келий, зда­ние церковно-приходской школы для девочек при обители. Вызолочены кресты на Рождественском соборе, перекрыта крыша на соборе и трапезе. В пяти монастырских зданиях устроен водопровод, в Тихвинской церкви проведено электричество.

Социальные катаклизмы в стране отразились и на жизни монастыря. В 1926 году он был закрыт. Все ценности были изъяты, Рождественский собор передали музею, в Тихвинской церкви расположилась библиотека, в келиях — коммунальные квартиры. Позднее в Рождественском соборе разместился городской архив, занимавший помещение собора до 1989 года. В 1960-е была разобрана колокольня Рождественского собора. В 1992 в помещениях бывших настоятельских келий разместился Центр занятости населения Ростова.

В 1997 Рождественский монастырь возвра­щен Русской Православной церкви. Все его помещения, включая храмы, на тот момент находились в аварийном состоянии. С этого времени в обители началась с восстановительных работ, длящиеся по сей день.

К монастырю относится расположенная рядом церковь во имя святителя Николая (Николы на Подозерке). Храм был построен и освящён в 1751 году. В 1920-е он был закрыт. В 1999 году его передали монастырю в аварийном состоянии. К 2003 году была проведена его научная реставрация. Освящение храма 8 января 2004 года было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы. Первую Божественную литургию совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, пл. Советская, д. 14
Дата основания: около 1390–1394 года
Основные достопримечательности: церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Тихвинской иконы Божией Матери, деревянная колокольня, церковь Николая Чудотворца на Подозерье (приписной)
Координаты: 57°11’05.5″N 39°25’16.0″E

История Рождественского монастыря

Архитектурные памятники внутри монастыря

Современное состояние и время работы

Как добраться

Монастыри Ростова Великого

Рождественский монастырь на карте

Ростовский Рождественский монастырь в прошлом называли Девичьим. Всего пять минут нужно пройти от шумного кремля, чтобы попасть в место, где кажется навечно поселились тишина и покой. Особыми неторопливостью и размеренностью монастырская жизнь отличалась и в прежние времена. И какие бы ни выпадали на ее долю испытания, обитель всегда возрождалась. Так происходит и сегодня, когда усилиями многих людей восстанавливаются древние монастырские храмы.

Рождественский монастырь в Ростове Великом

Рождественский монастырь с высоты птичьего полёта

История Рождественского монастыря

Временем основания монастыря считают XIV век, по некоторым источникам – 1391 год. Он возник внутри укрепленного городского вала, защищавшего город от неприятелей. Главную роль в создании новой обители сыграл родной племянник и любимый ученик Сергия Радонежского святитель Федор, в это время бывший архиепископом в Ростове.

Помимо дипломатического и переводческого дара, Федор был известным иконописцем своего времени. Он лично написал копию знаменитой иконы Тихвинской Божией Матери и создал живописный образ Пресвятой Богородицы, и передал обе иконы в дар новому монастырю. Позже для этих почитаемых икон сделали богатые обрамления, которые украшали жемчуг и драгоценные камни. Но сегодня, к большому сожалению, судьба этих старинных образов не известна.

С момента основания до второй половины XVIII века обитель получала щедрые пожертвования от русских царей. После церковной реформы, проведенной в 1764 году, монастырь субсидировался государством и получал доходы от собственной хозяйственной деятельности. Эти средства позволяли обители возрождаться после крупных пожаров или разорений, произошедших в Смутные времена.

В 60-е годы XVII века в монастыре проживало 25 насельниц и игуменья. В конце XVII века здесь выстроили первый кирпичный Рождественский храм и освятили в нем четыре придела. На верхнем этаже – в честь Рождества Божией Матери и Живоначальной Троицы, а на нижнем – в честь Дмитрия Ростовского и Алексея, человека Божия. Строительство каменных храмов в те времена началось по указу императрицы Екатерины II и затронуло всю центральную часть Ростова.

Рождественский монастырь в Ростове Великом

Рождественский монастырь общий вид

Век спустя в монастыре появились новая трапезная Тихвинская церковь, кирпичные кельи, гостиные дома и настоятельский корпус. А в 10-х годах XIX века территорию монастыря, ранее огороженную деревянной рубленной в клеть оградой, обнесли кирпичной стеной, которую украшали шесть небольших декоративных башен.

В прежние времена собственностью монастыря считался остров на озере Неро, который виден от самой обители. Его раньше называли Рождественским и использовали под сенокосные луга. Оба гостиных дома также приносили монастырю доход. Кроме храмов, на его территории размещались конюшня, коровник, амбар и большой погреб. А в центре двора – пруд.

Большая прибыль шла монастырю также от труда монахинь-рукодельниц. Среди них было немало мастериц, владевших секретами белошвейного и золотошвейного шитья. Они могли делать искусную вышивку по канве, а также вышивать гладью, используя разноцветные нити, сделанные из шерсти и шелка. В обители можно было купить приданное, куда входили вышитое постельное белье и одежда. Своему мастерству насельницы учили девочек-сирот, живущих в монастырском приюте.

В середине XIX века при обители открыли первую в Ростове, да и во всем уезде, церковно-приходскую школу. Она началась со школы грамотности для девочек из бедных крестьянских семей. Около полувека учебные занятия проходили на квартирах, но в 1903 году на монастырские средства рядом с обителью был выстроен кирпичный дом, предназначавшийся специально для церковно-приходской школы. Сейчас в нем находится местный ЗАГС. Школа содержалась на монастырские средства и пользовалась библиотекой, которую собрали монахини.

Рождественский монастырь в Ростове Великом

Фрагмент ограды на фоне церкви Рождества Пресвятой Богородицы

В конце XIX века в монастыре проживало более двухсот насельниц и игуменья Мария (Чистовская). В 1894 году им выпала честь принимать в стенах обители высокого гостя – Иоанна Кронштадтского.

С приходом советской власти жизнь монастыря поменялась. В 1926 году его ликвидировали. Монашеские кельи заселили городские жители. В главном Рождественском храме разместили ростовский архив, который был здесь до 1989 года. В Тихвинском храме обустроили библиотеку, которая существует там и поныне. В 1960-е годы разобрали колокольню и главы Тихвинской церкви.

В 1997 году монастырь вернули верующим. Он находился в это время в сильно запущенном состоянии. Здесь поселились пять насельниц и настоятельница из Толготского монастыря. И начались годы непростых реставрационно-восстановительных работ, продолжающихся и в наши дни. В 1999 году к монастырю приписали расположенную с юго-запада от него церковь Николая на Подозерье. В этом храме сейчас и проходят монастырские богослужения.

Рождественский монастырь в Ростове Великом

Фрагмент ограды с Юго-западной башней

Архитектурные памятники внутри Рождественского монастыря

Самые первые постройки монастыря были сделаны из дерева и до наших дней не сохранились. Самое древнее строение, которое сегодня можно увидеть в обители, — это Рождественский собор. Он появился здесь в конце XVII века во времена митрополита ростовского Ионы III (Сысоевича). Исследователи считают, что скорее всего для его строительства были приглашены те же зодчие, которые возводили храмы Ростовского кремля. Постройка заняла много времени — вплоть до 1702 года. А внутреннюю роспись стен сделали еще позже – в 1715 году. Основной ее тематикой стало прославление Божией Матери. В 1883 году эту роспись подновляли.

Двухэтажный собор внутри очень просторный. Он имеет одну главу над основным зданием и одну – над небольшим приделом. К храму примыкает обширная трапезная, при строительстве которой было применено редкое архитектурное решение. Ее своды поддерживает единственный опорный столб, установленный посредине здания.

Двухярусная шатровая колокольня этого храма, построенная в 1817 году, до наших дней не сохранилась. Вместо нее стоит небольшая деревянная колоколенка, установленная в 2001 году. А вот часы от старой колокольни уцелели. Они были куплены на деньги, выделенные купеческой вдовой из Ростова Е.Д. Мальгиной. Сейчас эти часы можно увидеть на городской пожарной башне, которая, кстати, в советские годы тоже была переделана из бывшей высокой колокольни Воздвиженского храма.

В сороковые годы XIX века в монастыре возвели теплую церковь, посвященную Тихвинской иконе Божией Матери. Она стала последней каменной постройкой обители. Сегодня этот храм можно увидеть лишенным всех своих пяти глав, в сильно изуродованном виде.

Рождественский монастырь в Ростове Великом

Церковь Николая Чудотворца на Подозерье (приписной храм)

Северная стена монастыря обращена к Советской площади. Ранее ее называли Рождественской. Западная – смотрит на Второй Толстовский переулок. Южная и восточная — в большей части примыкают к углу крепостного земляного вала, сооруженного во времена царствования Михаила Федоровича (1632 год). Комплекс строений Рождественского монастыря признан памятником архитектуры XVII-XIX веков и охраняется государством. А в музейной коллекции Ростовского Кремля можно увидеть красиво вышитую пелену «Рождество Пресвятой Богородицы», — одну из уцелевших ценностей Рождественской обители. Она была сделана в 1664 году искусными вышивальщицами из мастерской, принадлежащей княгине М. М. Луговской.

Современное состояние и время работы Рождественского монастыря

Действующий женский монастырь относится к Ярославской епархии. Попасть на его территорию можно свободно. Ежедневные богослужения проходят в монастырской церкви Николая на Подозерье.

Состояние Рождественского собора пока можно оценить как аварийное. Но в нем начались восстановительные работы. Отреставрированы покои настоятельницы, и возле Никольского храма разбит красивый цветник.

Как добраться до Рождественского монастыря

Обитель расположена на Советской площади, 14, в 5 мин. хода на восток от Ростовского кремля.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру. Отсюда ехать по улице Луначарского, и, не доезжая Ростовского кремля, повернуть налево.

Рождественский монастырь в Ростове Великом

Деревянная колокольня на фоне церкви Тихвинской иконы Божией Матери

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. А из центра города к монастырю можно подъехать на рейсовых автобусах, маршрутках или за 20-25 мин. дойти пешком.

Рейтинг достопримечательности

11111 Рейтинг 3.00

Монастыри Ростова Великого

Яковлевский монастырь

Богоявленский монастырь

Рождественский монастырь

Петровский монастырь

← Ярославская область

Ростов Великий

Россия →

Рождественский монастырь в Ростове Великом на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Казань

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Основание

Святитель Феодор, в миру Иоанн, происходил из рода ростовских бояр, про­славленного целым созвездием русских святых: преподобные Кирилл и Мария (память 28 сентября/11 октября и 18/31 января) — дедушка и бабушка святителя, преподобный Сергий (память 5/18 июля, 25 сентября/8 октября) — его родной дядя, преподобный Стефан Радонежский.

Отрок Иоанн, которому было уже двенадцать лет, ис­пытывал такое благоговение к своему дяде, о котором к тому времени говорили уже повсюду, что отец однажды привел его в Троицкий монастырь. Преподобный Сергий постриг своего племянника в день памяти преподобного Феодора Трихины, 20 апреля. По обычаю того времени ему было дано имя святого того дня, в который совершался постриг, — Феодор.

Пребывая в послушании у своего духовного отца и дяди в течение многих лет, Федор стал совершенным иноком, многих более зрелых возрастом монахов превзойдя в монашеском подвижничестве.

Преподобный Сергий видел в своем любимом ученике преемника на игуменстве в Троицкой обители, но, узнав о желании Феодора основать свой монастырь, Преподобный уразумел в этом волю Божию и благословил племянника. Святитель Феодор был искусным иконописцем (первая икона Преподобного Сергия была написана им), церковным писателем и переводчиком (он перевел с греческого языка молитвы Патриарха Филофея Коккина и некоторые литургические произведения). Неоднократно по церковным делам он был посылаем великим князем Димитрием Донским в Константинопольский патриархат. Преставился Святитель Феодор в 1394 году.

Сын ростовского князя Александра Константиновича Иоанн заболел глазами и ослеп. Князь Александр просил у Святителя Феодора молитв. Тот, в свою очередь, собрав весь клир, молился у гроба Святителя Леонтия Ростовского – больной отрок прозрел и стал здоров.

В День памяти Святителя Феодора 11 декабря в обители совершается Божественная Литургия.

Архитектура.

До XVII века все строения монастыря были деревянными. Основу формирования каменного ансамбля монастыря было положено постройкой в конце XVII века по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича соборной церкви во имя Рождества Богородицы с трапезной и колокольней. Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, апсид и трапезной. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидными закомарами. Ряд килевидных кокошников украшают барабаны глав четверика и придела.

Формирование каменного монастырского ансамбля продолжалось с 1780 – х гг. до начала XX века, когда были возведены другие важные постройки: настоятельские покои, кельи, ограда с башнями, церковь Тихвинской иконы Божией Матери, монастырская гостиница, хозяйственные постройки. В конце XVIII века, в рамках застройки Ростова по первому регулярному плану архитектором И.Ф. Метлиным был построен западный келейный корпус и ограда монастыря с башнями.

Рождества Богородицы женский монастырь является важной составной частью исторической застройки Ростова и уникальным памятником конца XVII – начала XX вв. В нем сохранились постройки разных эпох: древнерусской архитектуры, классицизма, эклектики.

Главной святыней Рождественской оби­тели была Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Первый исследователь истории Рождественского монастыря, протоиерей Аристарх Израилев, в се­редине XIX века высказал предположение о том, что икона могла быть благослове­нием основателя обители святителя Феодора и написана им с чудотворного Тих­винского образа, который только что, в 1383 году, явился на реке Тихвинке. В XIX веке икона находи­лась в иконостасе Рождественского собо­ра, по левую сторону Царских врат. В 1899 году была устроена на чудотворный образ Тихвинской Божией Матери риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. Именно с Тихвинским чудотворным образом настоятельницы обители встречали архиереев и других именитых гостей, посещавших обитель.

В XVIII-начале XX века в Ярославской и Ростовской епархии Тихвинская икона из Рождественского монастыря весьма почита­лась.

Крестные ходы с Тихвинской иконой в Ярославль были очень многолюдны. Ког­да начались эти народные шествия со свя­тыней Рождественской обители — неизве­стно.

Крестный ход с чудотворной Тихвин­ской иконой Божией Матери отправлялся 1 августа и возвращался в Ростов 8 сентября, к престольному празднику Богородице-Рождественской обители. После Божественной литургии и молебна у Тихвинского образа крестный ход шел в Успенский собор, где совершался молебен. Затем крестный ход шел на озеро Неро для водоосвящения, совершаемого в этот день. После этого икону провожали в село Никола-Перевоз. В последующие дни крестный ход по пути в Ярославль останавливался в селах Макарово и Шопша.

В Ярославле после Божественной литур­гии в Никольском храме икону общего­родским крестным ходом переносили в ярославский кафедральный Успенский со­бор, где она находилась до 26 августа. В эти же дни ее носили по домам жителей Ярославля. С 26 по 30 августа чудотворная ростовская святыня пребывала в ярослав­ской Предтеченской церкви, а затем крест­ный ход шел с иконой обратно в Ростов, но не по большой дороге, а по проселочным, с заходом в села Лучинское, Высокое, Бурмасово, Еремейцево, Заячий холм, Унимерь, Старокобыльское, Великое село. 7 сентября крестный ход с Тихвинской иконой встречали в Ростовском Белогостицком монастыре. Возвращалась святыня в свою обитель к престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы — после ранней Литургии в Белогостицком монастыре крестный ход с иконой шел в Рождественскую обитель к поздней Литургии.

Во время большого крестного хода со святыней Богородице-Рождественской обители во всех селах священнослужители и жители встречали икону крестными ходами; в домах многих жителей совершали молебны перед чудотворным образом.

В шествии с ростовской Тихвинской иконой была одна особенность: в начале крестного хода, после службы в Успенском соборе, икону несли на озеро Неро (в летописях его называют Ростовским озером) для водоосвящения. В этом отражается историческая связь с чудотворной иконой, которая явилась на водах реки Тихвинки. Лиддская икона, с которой отождествлялась чудотворная Тихвинская, по воде совершала свои «хождения» из Византии в Рим и обратно. Сохранилась фотография водоосвящения на озере Неро во время крестного хода с Тихвинской иконой Божией Матери.

В Ростовском музее хранится жемчужная риза с чудотворной иконы. Судьба Тихвинской иконы, почитавшейся в Рождества Богородицы женской обители, на сегодняшний день не известна.

Возрождение монастыря

Началось возрождение Рождественского монастыря 17 февраля 1997 года, когда в стены обители вошли пять насельниц из Толгского монастыря. Перед их глазами предстала страшная картина полного запустения и разрухи.

Ничего не было у первых насельниц: ни дров, ни продовольствия, ни благодетелей — одна лишь вера в помощь Матери Божией и Ростовских святых. Во всех храмах и монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви, восстановление начиналось с очистки территории и зданий и вывоза грязи и мусора. Так было и здесь.

Поселились в одной неотапливаемой келлии. Божия Матерь послала сестрам первых помощников: увидев их усердные труды, местные жители потянулись к обители со своими дарами: кто нес картошку, кто хлеб, а кто и свою теплую одежду.

Одновременно подготовили Троицкий придел к богослужению: восстановили иконостас и заполнили его пока еще бумажными иконами, поставили песочные подсвечники, устроили аналой, приобрели богослужебные книги. В Вербное воскресенье в монастыре была совершена первая Божественная литургия.

2011 год открыл следующий этап в восстановлении монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Он положил начало устройству жизненно важных коммуникаций. Один Господь ведает, как в течение последних трех лет при крайней скудости средств и сил были выполнены работы по устройству наружных систем водопровода и канализации, подведен подземный газопровод к монастырю и оборудовано внутреннее газоснабжение 2-х корпусов.

28 октября 2014 года, в день празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и памяти свт. Афанасия исп., епископа Ковровского, произошло историческое событие. Был осуществлен пуск газа на объекты монастыря, которые более 600 лет отапливались только дровами и углем.

Все это время не прекращается благоустройство территории обители: расчистка от мусорных завалов, металлолома и облагораживание ее цветочными посадками. Заложен небольшой монастырский сад из плодовых деревьев и ягодных кустарников, организован нехитрый монастырский огород, который уже дал первые урожаи овощей для трапезы. Одновременно с этим матушке игумении Афанасии потребовались напряженные усилия, чтобы «собрать монастырские камни и землю». За этот период были проведены все необходимые процедуры по передаче бывших келейных построек и храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской снова в лоно обители. К настоящему времени земельный участок, на котором располагается ансамбль монастыря, юридически оформлен и передан монастырю для содержания его объектов.

На средства, выделенные правительством Ярославской области, было произведено инженерное исследование сестринского корпуса, ремонтно-реставрационные и противоаварийные работы по крыше и усилению фундамента.

Господь не оставляет Своею милостию святую обитель и посылает ей добросердечных людей. Они оказываются в ней в тот час, когда здесь трудно. В каждом уголке обители, в том, что уже сейчас здесь удалось устроить, оградить, очистить, построить, облагородить, отремонтировать, насадить, остается частичка их сердца. Сестры молятся, чтобы Господь послал им спасение, здравие и устроение их дел. Молитвы эти не остаются тщетными, ибо, по слову Спасителя: «Блаженны милостивые, яко те помилованы будут»!

Еще многое предстоит сделать, а пока очень больно видеть святыню в поругании: храмы обезглавлены и осквернены, с разрушающимися парапетами, обрушившиеся крыши. Как же хочется видеть обитель возрожденной, ожившей и обновленной! Но для того, чтобы келейные корпуса снова могли принять будущих сестер и паломников, а в древних храмах возобновились службы, требуются значительные средства на выполнение проектных и ремонтно-реставрационных работ.

Однако матушка игумения Афанасия и сестры не унывают. Не может быть, чтобы Господь забыл своих убогих, «вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их». (Лк. 18, 7) А почему медлит? Не ждет ли Он, чья душа откликнется на это святое дело и окажется благодатным орудием в Его руках в деле восстановления Дома Его и Пречистой Его Матери?!

Из опыта жизни известно, что чем почетнее и важнее строящийся объект, тем большей чести удостаивается тот, кто участвует в такой стройке. Какова же радость тому, кто строит Дом Матери Божией!

Всех, кому дороги Дом Пресвятой Богородицы и имя преподобного Сергия Радонежского, кто радеет о русской истории и православной духовности, просим откликнуться и оказать посильную помощь. Господь же сторицею вознаградит вас за участие в возрождении святой обители!

Действующая настоятельница

В настоящее время управление монастырем осуществляет игуменья Афанасия (Силкина), назначенная настоятельницей 30 мая 2011 г.

Игумения Афанасия (в миру Силкина Анастасия Викторовна) родилась в 1974 году. Окончила Московский педагогический университет. В 2003 году по благословению духовного отца архимандрита Кирилла (Павлова) поступила в Свято-Введенский Толгский женский монастырь; в том же году была пострижена в рясофор. В 2009 году была пострижена в мантию с наречением имени Афанасия, в честь святого преподобного Афанасия Афонского (память 5/18 июля). 30 мая 2011 года была назначена настоятельницей Рождества Богородицы женского монастыря г. Ростова Великого и возведена в сан игумении.