Богоявленская церковь коломна

Богоявленский храм в Гончарах расположен сейчас на границе исторического центра Коломны — это означает, что когда-то он стоял на окраине, а ещё раньше — за пределами города. Много веков назад здесь располагалось село Бабышево, которым владела супруга Дмитрия Донского, княгиня Евдокия. Первые упоминания о Бабышеве относятся к ХIV веку. Известно, что вскоре после вхождения Коломны в состав Московского княжества его оставил в наследство своей супруге князь Иван Калита. Видимо, после этого закрепилась традиция владения селом жёнами великих князей. В эпоху Куликовской битвы Бабышево принадлежало будущей преподобной Евфросинии (в миру княгине Евдокии), а позже — жене её сына Софье Витовтовне и жене её внука Марии Ярославне. Впрочем, храма тогда в Бабышеве не было, во всяком случае сведений о нём не сохранилось. Вероятнее всего, первую церковь здесь построила следующая владетельница села: дочь последнего византийского императора и супруга Ивана III Софья Палеолог. По преданию, она долго не могла забеременеть и много молилась в храмах Коломны и иных московских окрестностей — в том числе в Троице-Сергиевом монастыре, где ей явился преподобный Сергий. Вскоре после этого великая княгиня родила наследника, будущего Василия III. В честь счастливого разрешения от бремени и памятуя о данных обетах, Софья Палеолог велела заложить в вотчинном селе Бабышеве деревянную церковь. Освятили её, что вполне объяснимо, в честь Зачатия св. Анны, и в первые века своей истории храм был известен именно как Зачатьевский.

К ХVI веку Коломна разрослась настолько, что село Бабышево практически слилось с городом, превратившись в Гончарную слободу, где селились гончары и кирпичники, строители стен Коломенского кремля. Строили его, кстати, по приказу Василия III — того самого вымоленного Софьей сына, рождению которого и обязана была своим появлением сельская, а теперь слободская церковь. С превращением села в слободу прекратилась традиция княжеского владения — теперь это место вошло в епархиальные земли. В конце ХVI века храм постигло общее для деревянных храмов бедствие: он сгорел. Возможно, кстати, что сгорел не тот храм, что построили по велению Софьи Палеолог, а «наследовавший» (или один из «наследовавших») ему — известно, что Гончарная слобода выгорала не единожды. Сколько всего раз деревянный храм горел и восстанавливался, не известно, однако во время одного из пожаров произошло чудо, изменившее его судьбу. Вот как об этом рассказывал святитель Филарет (Дроздов), родившийся здесь и часто бывавший в Гончарной слободе: «В древнейшие времена существовал здесь деревянный Зачатьевский храм, в котором с древнего времени находилась пожертвованная из деревни Митяево икона Нерукотворного Образа Спасителя; после пожара, истребившего в селе Бабышеве и деревянный храм Зачатьевский, икона была найдена чудесно сохранённою в пепле. В воспоминание сего и построена была вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, другая — в честь Нерукотворного Образа Господня». Таким образом, храм приобрёл новое посвящение и стал Спасским. Именно под этим именем он известен на протяжении большей части ХVII века. В 1649 году слобода, фактически являвшаяся городским районом, официально вошла в состав Коломенского посада.

Ближе к концу столетия, когда каменное дело получило достаточно широкое распространение и многие старые храмы перестраивались в камне, задумались и о строительстве каменной Спасской церкви. Архиепископ Коломенский Никита (Тотемский) благословил это начинание. Работы начались в 1680 году и затянулись почти на 10 лет. Освятили каменный храм только в 1689 году. И здесь кроется тайна храма. По документам церковь строилась как Спасская — в соответствии с посвящением её предшественницы. Однако освящена она была в честь Богоявления. С чем связан такой поворот дела, до сих пор неизвестно. Однако факт свершился — в 1689 году в коломенской Гончарной слободе появился новый храм, не связанный со своими предшественниками даже названием. Выглядел храм в то время совсем не так, как сейчас. Хотя в архитектуре церкви и ныне вполне угадываются черты русского узорочья, нынешний его облик с колоннами и четырёхскатной кровлей сформировался уже в эпоху классицизма. Особенно «громко» об этом говорит явно более поздняя колокольня. Впрочем, так как колокольню нередко пристраивали к церквям позже завершения строительства собственно церкви, в Средней России и, в частности, в Подмосковье есть немало храмов с таким сочетанием стилей: сам храм — ещё в формах древнерусской архитектуры, а колокольня — уже отчётливый классицизм. Впрочем и храмовые формы, напоминающие о древнерусском зодчестве, часто видоизменяли, приспосабливая к меняющимся архитектурным модам. В ХVII столетии Богоявленский храм обладал многими ныне утраченными деталями, среди них: вместо четырёхскатной крыши — каскад кокошников (замена этого выразительного элемента в старых храмах простой ровной кровлей — один из лейтмотивов малопонятных нам с точки зрения сегодняшнего дня перестроек церквей в ХVIII-ХIХ веках); более маленькие окна с массивными наличниками; отсутствие крылец с колонками и пилястр на углах основного четверика. При этом самая заметная часть Богоявленской церкви, пятиглавие куполов, осталась практически неизменной. Известно, что новый храм долго оставался холодным, то есть не отапливался, а поэтому богослужения зимой в нём не совершались. Рядом с ним как минимум с середины ХVIII столетия стояла тёплая деревянная Введенская церковь. Вместе с Богоявленским храмом она составляла классическую пару большого летнего и маленького зимнего храмов, однако до нашего времени эта церковь не сохранилась: дерево — материал недолговечный. Однако память о той церкви осталась в виде Введенского придела, который находится сейчас справа от главного алтаря.

В 1799 году была упразднена Коломенская епархия, вошедшая в состав Московской епархии. Архирей, занимающий последнюю кафедру, отныне носил титул митрополита Московского и Коломенского. В 1800 году священник церкви Никита Афанасьев затеял расширение храма за счёт строительства колокольни и устройства двух приделов. Благословение от митрополита Платона (Левшина) было получено, и в самом начале нового столетия начались строительные работы. К тому времени в Богоявленском храме оборудовали печное отопление, и деревянный Введенский храм оказался не нужен — вскоре его разобрали, а память об этой церкви решили запечатлеть в посвящении одного из приделов. Второй же придел освятили во имя священномученика Харлампия — по обету, данному купцом Герасимом Свиридовым, одним из прихожан этого храма. В 1803 году работы были завершены. Храм приобрёл тогда колокольню в стиле классицизма и значительно расширился. Однако сам основной объём при этой перестройке оставили неизменным — некоторые из настенных росписей, существовавших ещё в ХVIII веке, сохранились и уже в наше время были обнаружены под слоями позднейшей живописи. Несмотря на то, что Богоявленскому храму довелось сыграть роль кафедрального собора в советские годы, в истории православия славен он прежде всего не этим. А именно здесь, в настоятельском доме при храме, родился и получил воспитание виднейший деятель православия — святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В 1846 году храм обнесли новой каменной оградой. В начале следующего десятилетия была поновлена трапезная; митрополит Филарет лично заново освятил оба боковых придела. Владыка заботливо следил за состоянием дел в Коломне, приезжал сюда на освящение храмов и на праздники. Во второй половине ХIХ века настоятелями храма были уже не родственники семьи святителя Филарета. Последним настоятелем Богоявленской церкви в досоветское время был отец Михаил Холмогоров. Он скончался вскоре после революции, не успев стать жертвой антирелигиозной вакханалии.

Богоявленская церковь оказалась в ряду тех немногих храмов, где богослужения не прерывались и в самые тяжёлые для Церкви и страны годы. По окончании Великой Отечественной войны храм получил статус кафедрального собора Крутицкой и Коломенской епархии — во многом потому, что выбирать было особенно не из чего: почти все храмы к тому времени оказались упразднены. Здесь, в тихом районе тихого подмосковного города, продолжалась молитвенная жизнь, и московские архиреи несколько десятилетий служили в храме, ставшем физической и духовной родиной для одного из славнейших деятелей Русской Церкви.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №118, 2014 г.

Церковь Богоявления-в-Гончарах единственная в Коломне, где священнодейства не прекращались никогда. Её минула судьба многих святынь, которые были поруганы в годы гонений на религию. Здесь никогда не прерывались молитвы, богослужения. В этом храме сохранилось драгоценное собрание реликвий и церковного искусства.

Как пишет исследователь протоиерей Олег Пэнэжко в своей книге «Храмы г. Коломны и окрестностей», церковь стоит в древнем селе Бабышево, известном ещё с 1389 года, – бывшем владении великих княгинь московских. Позднее село слилось с городом, и на его землях возникла гончарная слобода.

Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV веку. По преданию, супруга царя Иоанна III София Палеолог долго молилась о чадородии во многих обителях и дала обет, что поставит Божии храмы. Узнав о том, что ждёт младенца, царица воздвигла в Коломне деревянный Зачатьевский храм.

Ныне существующая каменная церковь Богоявления была построена в 1680–1689 годах. 7 июля 1689 г. храм освятили в честь Богоявления Господня. Иконостасы в приделах, киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи относятся к концу XIX века. Зимой службы переносились в соседний деревянный храм Пресвятой Богородицы. Память об этой церкви сохранилась в Богоявленском храме в названии одного из приделов. Внешнее оформление фасадов также относится к XIX веку.

Стоит отметить, что Богоявленский храм считается «родовым гнездом» святителя Филарета Московского. Здесь служили его прадед, дед и родной брат. Здесь же крестили и самого будущего покровителя Коломны, здесь прошли его первые годы жизни.

Многие годы в конце XIX – начале XX веков церковным старостой и главным благотворителем храма был известный купец – создатель знаменитой коломенской пастилы – Пётр Чуприков.

В советские годы храм был кафедральным для митрополитов Крутицких и Коломенских.

Коломенский городской округ, г. Коломна, ул. Гончарная, д. 8 , 1648 год
Престольный праздник: Богоявления Господня (19 января)
Настоятель: священник Виктор Александрович Волков, 1978
Священнослужители

  • игумен Димитрий (Рябцев), 1969
  • священник Александр Сергеевич Сирин, 1979
  • диакон Павел Сергеевич Бычков, 1997

Приписные храмы

  • домовый храм иконы Божией Матери «Феодоровская»
  • крестильный храм Иоанна Предтечи

Адрес: Коломенский городской округ, г. Коломна, ул. Гончарная, д. 8
Телефон: 8 (496) 612-35-09, 8 (906) 719-68-92
Официальный сайт: bogoyavlenie.prihod.ru, bogojavlkol.gradblagokolomna.ru

Первое упоминание о храме в Гончарах относится к XV в. По преданию, супруга царя Иоанна III — София Палеолог — долго молилась о чадородии во многих обителях и дала обет о том, что поставит Божии храмы. Узнав о том, что ждет младенца, царица воздвигла в Коломне деревянный Зачатьевский храм.

На рубеже XVI-XVII вв. эта церковь сгорела. После пожара была найдена в пепле невредимой от огня икона Нерукотворного образа Спасителя, когда-то пожертвованная жителями из деревни Митяево. В память об этом чудесном событии, вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, была построена другая — в честь Нерукотворного образа Господня.

В XVII в. храм перестраивается и закладывается из камня, сохранив свое старое название. Внешний облик храма подвергся переделкам в духе классицизма. Бесстолпный двусветный четверик церкви был перекрыт лотковым сводом, прорезанным световым центральным барабаном пучкового пятиглавия. 7 июля 1689 г. храм освятили в честь Богоявления Господня. Иконостасы в приделах киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи относятся к концу XIX в.

Зимой службы переносились в соседний деревянный храм Пресвятой Богородицы. Память об этой церкви сохранилась в Богоявленском храме в названии одного из приделов.

В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.

В 1800 г. при настоятеле отце Никите Афанасьеве были пристроены два придела — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя священномученика Харлампия — и возведена новая колокольня.

В советское время Богоявленский храм не закрывался.

В храме находятся особо почитаемые святыни: резная икона Божией Матери «Страстная» и ковчег с частицами мощей более шестидесяти святых.

Еще новости и фотографии из храма:

  • Отпевание протоиерея Бориса Колычевского в Богоявленском храме Коломны
    14 ноября 2020 года
  • Великопостное посещение Коломны
    4 марта 2020 года