Богоявленский собор в орле

Богоявленский собор в Орле — самое старое каменное здание в городе, расположенное на берегу реки Орлик. Три века назад колокольня считалась самым высоким сооружением в городе. Сейчас это центровое здание в исторической части Орла.

Богоявленский собор возвели в XVIII веке. За столетия своего существования он пережил серьезные реконструкции, несколько раз его закрывали и даже переделывали под театр.

Храм считается одним из главных культурных и религиозных памятников Орловской области. Он включен в список объектов культурного наследия народов РФ.
Богоявленский собор в Орле

Расписание богослужений в Богоявленском соборе Орла

Собор открыт каждый день с 07:00 до 20:00. Богослужения здесь проходят регулярно: с понедельника по субботу — с 08:00 и вечером — с 17:00. В воскресенье и праздники: в 07:00 начинается ранняя литургия; в 09:00 — поздняя литургия; в 17:00 — вечернее богослужение.

В соборе проводят такие обряды, как венчание, крещение, отпевание. Прихожане могут заказать сорокоуст или поминовение.

Памятник Ивану Грозному на фоне Богоявленского собора

Памятник Ивану Грозному на фоне Богоявленского собора, © chvm2006

Структура Богоявленского храма

Территория всего комплекса огорожена забором. Там расположены Богоявленский собор и часовня. Кстати, построили часовню над скважиной, глубина которой 140 метров. Вода поднимается вверх и омывает крест, установленный внутри.

В соборе проходят не только богослужения. Это центр религиозной, культурной и просветительской деятельности.

В Богоявленском соборе есть своя воскресная школа. Занятия проходят только по воскресеньям в самом храме или в Орловском краеведческом музее. Учебный год начинается с 14 сентября, каникулы бывают только летом.

У собора есть два хора — мужской и детский. Взрослые хористы — выпускники музыкальных училищ, в коллектив входят восемь человек. А вот в детский хор учеников набирают ежегодно.

Еще у собора есть свой клуб «Богоявленская семья». Здесь молодежь занимается волонтерством, искусством и спортом, организует путешествия. Встречи проходят каждый вторник.

Богоявленский собор в Орле

История

Сначала в Орле была деревянная Богоявленская церковь. Построили ее в середине XVII века. Новое здание (на этот раз из камня) возвели в первом десятилетии XVIII века.

Храм в то время считался лучшим образцом так называемого нарышкинского стиля (еще называют нарышкинским барокко). Главная особенность — богатство внутреннего убранства, плавность линий, использование в основном только двух цветов при отделке фасада — красного и белого (Богоявленский храм полностью белый). Здесь же — белые колонны, фронтоны и узорчатые карнизы.

В 1837 году храм расширили: переделали алтарь, для этого снесли боковые стены и возвели новые. К западной стороне храма пристроили притвор. Верх церкви и колокольни остались прежними, здесь единый стиль был сохранен. Однако в новый облик храма (это касается внешней и внутренней отделки) было много привнесено из позднего классицизма: внутри прорезали высокие и широкие арки, снаружи появились новые портики и огромные апсиды.

Пожалуй, 1900 год стал одним из самых знаковых для Богоявленского собора. Тогда полностью разобрали колокольню: специалисты решили, что она может обрушиться. В 1908 году приступили к возведению новой колокольни. Работы завершили к 1912 году. Колокольня утратила свой былой облик и стала образчиком неорусского стиля. Прямо под колокольней располагалась арка — вход в храм.

В 1937 году Богоявленский храм закрыли, через какое-то время там основали антирелигиозный музей. В 1939 году колокольню разобрали на кирпичи. В 1941 году, когда немецкие войска заняли Орел, местные жители обратились к коменданту Адольфу Гаману с просьбой открыть храм. Так в военные годы Богоявленский собор стал одним из самых посещаемых в городе.

С началом хрущевской антирелигиозной кампании в 1963 году собор снова закрыли. Тогда же сняли кресты, купольный потолок перекрыли плоским, настенную живопись заштукатурили. А в самом здании открыли театр кукол.

В 1994 году здание Богоявленского собора вернули церкви, в 1996 году освятили главный престол. В храме снова стали проходить богослужения.

В 2008 году началось строительство новой колокольни. В 2014 году — установили новые колокола, крести и купол.

Главная святыня Богоявленского храма — икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Богоявленский собор в Орле

Как добраться

Богоявленский собор расположен в Орле по адресу: Богоявленская площадь, 1.

Общественный транспорт

Ближайшие к Богоявленскому собору остановки «Площадь Карла Маркса» находятся в 360 метрах — на улицах Гостиной и Комсомольской. До остановки на Комсомольской — автобусы № 1т, 2, 20, 20д, 21, 23, 24, 26, 34, 35, 48, 352, 356, 445 и маршрутки № 1, 22, 59, 115, 420.

Остановки общественного транспорта на карте

Такси

Есть альтернативный вариант передвижения по городу — такси. Авто вы можете вызвать через мобильные приложения Gett, Maxim и Яндекс.

Богоявленский собор в Орле на google-панораме

Видео: Богоявленский собор в Орле с высоты

Что всякий проезжающий ожидает видеть в историческом центре города, когда тому почти полсотни лет? Ну, например, разрушенную крепостную стену… А она здесь, в месте слияния ленивой Оки и синего Орлика, и стояла, да давно не осталось от нее и камешка. Может быть, монастырь?.. Было и такое, но это дела минувших дней. Тогда что же?

Ныне, перебрасывая мостик от начала ХVIII века к веку XXI, на знаменитой орловской «стрелке» сверкает золотыми куполами и созывает колокольным звоном верующих и не очень ОН, Богоявленский собор – самая древняя постройка Орла.

Наш Богоявленский – ровесник Северной столицы, и дух захватывает при мысли о том, сколько великих мира сего по пути с севера на юг и обратно осеняли себя крестом, проплывая мимо в экипаже!

Если посмотреть с исторической колокольни

Начинавшийся с деревянной церквушки собор неоднократно перестраивался и видоизменялся и к сегодняшнему дню вырос в строгого белоснежного красавца, сочетающего элементы 3-х стилей: барокко (барабан и купол), классицизма (стены, портики и фронтоны) и неорусского (колокольня).

Если не брать в расчет реконструкции, тихо простояв себе два века, собор продолжал бы в этом духе и дальше, но тут грянул ХХ-й… и понеслось. Храм открывали и закрывали, одно время в нем даже располагался антирелигиозный музей (спасибо, не фабрика, хотя как знать?), а люди поколения 70-х ещё помнят, как мамы водили их туда на кукольные спектакли и концерты.

Старожилы рассказывают, как противился Собор пусть и благородным, но совсем не подобающим культовому месту мероприятиям: звук в пространстве распределялся так, что с некоторых точек зритель, пришедший насладиться прекрасным, получал взамен эхо-какофонию.

Храм выстоял, и в 1994 г. здание вернули Церкви. В конце 2015 года было завершено воссоздание колокольни, и собор вновь обрёл завершённый облик.

Явленные чудеса Богоявленского собора

Внутри собора – смотреть не пересмотреть! Но главной святыней храма считается чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С ней связана окутанная тайной история. Один из настоятелей Богоявленского записал рассказы очевидцев, которые свидетельствовали следующее: в 1848 году некий человек незадолго до страшного пожара предупредил, что икону вместе с тремя другими необходимо из соседнего деревянного здания торговых рядов срочно перенести в храм. Считается, что тем неизвестным был Святитель Николай, чей образ был одним из спасенных.

Уже в наше время, в 2004 году, с иконой, уцелевшей в войну и советские безбожные годы, опять чуть не случилось несчастье. Она была похищена из храма среди бела дня и продана орловскому коллекционеру, который, узнав о её происхождении, вернул святыню в храм.

Каждое воскресенье во время вечерней службы перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» читается акафист. О её чудотворениях имеется множество достоверных свидетельств. Верующие просят Богородицу о заступничестве в болезни, бедности, невзгодах, печали, скорби.

Часовенка с секретом

При храме имеется артезианская скважина, которая работает по некоторым праздникам, в том числе и на престольный праздник собора – Богоявление (Крещение Господне). Ну а в обычные дни можно испить святой водицы в надкладезной часовенке, расположенной перед входом в собор. Она находится над скважиной, по которой со 140-метровой глубины поднимается вода и стекает по Кресту внутри самой часовни.

Такие разные Святые чудотворцы.

Нет нужды напоминать, кто такой Серафим Саровский, чей памятник распложен по левую руку от здания. Выходя из храма, каждый словно попадает под благословение преподобного батюшки, пальцы правой руки которого собраны в троеперстие. Памятник был подарен городу на его 450-летие и освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Но не все знают, кому принадлежит скромный барельеф, находящийся по правую руку. А изображен на нем Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко. Тридцатилетним статным красавцем с военной выправкой, играющим на скрипке и обращающимся к любому на «вы», но бедно одетым и босым, пришел он в наш город, потому что Орел, по его словам, был дан ему «в удел».

Несмотря на странное поведение, Афанасий Андреевич своей прозорливостью и умением читать мысли завоевал доверие людей, которые толпами ходили за ним, чтобы услышать его слово.

Уже полвека, как старца Афанасия нет с нами, и верующие не сомневаются: его вот-вот причислят к лику Святых, а мощи перенесут в храм. А пока они покоятся на Крестительском кладбище, что всего в 4-х трамвайных остановках от Богоявленского собора. Место погребения Афанасия Андреевича находится недалеко от центральной аллеи, сразу за церковью. Могилу не трудно отыскать, ведь там всегда люди и много цветов. В Свято-Иоано-Крестительском храме ведут счет чудотворениям старца, и список этот непрерывно пополняется новыми историями.

Собор-заговорщик

Богоявленский строго следит за тишиной во время богослужений. И правильно, нечего шептаться, когда служба идет! А то, благодаря местам с особой акустикой, с вами может случиться конфуз. Опытный прихожанин знает про такие точки в храме и держится от них подальше, ведь можно ненароком подслушать, например, о чем секретничают старушки-подружки метров за 15 от тебя. А сделай шаг в сторону – эффект пропадает.

А что это за тайные места, мы вам тихо шепнем на ушко, когда приедете!

Фомам неверующим

Скептики, ожидая, пока их спутники разглядывают фрески и наслаждаются пением мужского хора – гордости собора – могут посидеть неподалеку в многочисленных кафе на ул. Ленина, прогуляться у реки. Детишек легко занять в Детском парке, вытянувшемся вдоль Орлика между двумя пешеходными мостами: подвесным и понтонным. Там можно покататься на каруселях, покормить уточек, прокатиться на пони.

Всё в шаговой доступности.

Храм зажигает огни

По вечерам город расцветает огнями. Гармонично вписывается в галерею объектов свет-арта и Богоявленский собор. Отражаясь в реке белым лунным и синим небесным, храм, словно невесомый, парит над землей.

К вашему сведению

Откуда бы вы ни ехали: с севера или юга, с запада или востока — вам не миновать Богоявленского собора. Назовите прохожему или электронному помощнику волшебное слово «стрелка» – и попадете на Богоявленскую площадь, 1.

Богослужения в соборе совершаются ежедневно:

— В будние дни: утром с 8:00, вечером с 17.00;
— В воскресные и праздничные дни: ранняя Литургия с 7.00, поздняя Литургия с 9.00, вечернее богослужение с 17.00

Но сам храм держит двери распахнутыми весь день, а в свечной лавке для каждого всегда найдется подарок по душе: икона, книга, сувенир.

Чтобы не жалеть о несделанном

Итак:

— помолиться у чудотворной иконы «Всех скорбящих радость»;
— попросить о сокровенном у нашего любимого батюшки Афанасия Андреевича;
— выведать тайну храма, – это ли не повод побывать в Богоявленском соборе, который, даже утратив свою «кафедральность», остается самым популярным и самым любимым храмом города Орла!

Деревянная Богоявленская церковь (XVII в.)

Город Орел был основан в 1566 г. как военный форпост на южной границе русского государства. После сожжения поляками и литовцами в 1606 г он был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 г. последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». С этого момента он начал вновь заселятся, продолжая жить полувоенной жизнью. В эти годы в Разрядный приказ многократно поступали сообщения о мерах предосторожности «по случаю татарских вестей» и, соответственно, о строительстве новых укреплений. Туда же «орляне и служилые люди» отправляли челобитные о построении в Орле новых церквей. Вместе с этим стали восстанавливаться и старые.

Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 г.г., на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII в.: «Лета 7152(1644)… по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге…» участок земли «…под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253—254). И историк полагает, что это произошло уже после построения церкви и назначения её причта. Другой орловский историк считает, что Богоявленская церковь была построена иереем Борисом Козьминым «по обещанию, в память родителям» (Из Орловской старины. Богоявленская церковь в Орле. Орловский вестник. 1890, № 67, 27 марта).

Документы лишь сообщяют: «орловский богоявленский поп Борис Козмин… на Орле в Большом остроге вновь Богоявленскую церковь… построил собою» (Каплинский И. Памятники русского зодчества. Орел.: 1970). Вскоре поп Борис строит рядом с Богоявленской церковью ещё одну — во имя святых Бориса и Глеба. Со временем вокруг них возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.

Точная дата основания монастыря неизвестна. В документах он упоминается начиная с 1665 г. До 1673 г. он не имел ни вотчин, ни крестьян, ни государева жалованья, «братия кормилась по миру». В 1674 г. Богоявленский монастырь получает первый земельный надел для своих нужд, располагавшийся вниз по Оке. Были у него и жертвователи из числа орловских помещиков: Цуриковых, И.С. Головина, Аболмасовых, Логачевых, Бородиных, Жиленковых, Ржевских и горожан (В. Петров. Орловский Успенский (Богоявленский) монастырь. Орел.: 1910).

Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 г. «Как бы то ни было, оказалась надобность перенести монастырь на другое удобнейшее место» (Описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Орловские епархиальные ведомости. 1902, № 5, приложение). Избрали возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 г. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.

Что же касается бывшего Богоявленского монастыря в Большом остроге, то, как следует полагать, после упомянутого пожара 1680 г на его месте оставалось пепелище. Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую (Г.Пясецкий. Исторические очерки г. Орла. Орел: 1874, с. 88).

Каменный Богоявленский храм (XVIII в.)

Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII в. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII в., а позднее.

А когда же именно она была возведена? Храм отображен на чертеже города, сделанном в 1700-1728 г.г., уже как приходской. А по воспоминаниям одного из путешественников, побывавших в Орле в 1711 г., в обветшавшем уже деревянном городе «церквей каменных много» (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел: 1899, с. 265). Известно также, что в 1714 г. вышел указ Петра I, запрещающий по всей стране каменное строительство в связи с возведением Санкт-Петербура. В провинции оно возобновилось лишь в 1770-х г.г., когда, согласно документам, каменная Богоявленская церковь уже существовала. Тогда же, как сообщают «Орловские губернские ведомости» (1876, № 7, с. 38), каменная колокольня нашего храма из-за своей ветхости угрожала падением и уже в 1780 г. требовалось её сломать.

Итак, можно сказать, каменная Богоявленская церковь в Орле была сооружена в первом десятилетии XVIII в. К тому же, в «Ведомостях о церквах города Орла» в течение последующего столетия этот храм идет вторым по списку после главного городского собора. Начиная с 1755 г. в документах сообщалось и о наличии престолов в церквях. В Богоявленской к этому моменту имелся второй престол во имя Вознесения Господня. К 1787 г. также появляется третий — во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (ЦГАДА, ф. 1355, оп. I, с. 1009. Описание г. Орла /Экономич. примеч./, 1798 г., л. I об.). Трехпрестольным храм оставался до своей капитальной перестройки в первой трети ХIХ в.

Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII в.в. в боярской среде, близкой к царскому двору. Множество таких строений было выстроено по заказу родственника Петра I, Л.К. Нарышкина. Это центрические ярусные строения со столпообразной композицией, за которыми в искусствоведческой науке закрепилось наименования «восьмерика на четверике». Они сочетали в себе живописность архитектурных форм с богатством декоративного убранства. Нарядность этих храмов еще более подчеркивалась их двухцветностью, изысканным сочетанием белого и красного цветов. Красные кирпичные стены оформляются резными белокаменными карнизами, орнаментальными сборками, наличники окон — фронтонами в виде гребешков, грани объемов по углам — белокаменными резными колоннами.

Богоявленский храм в Орле до своей капитальной перестройки относился к лучшим образцам «нарышкинского барокко». Он обладает всеми особенностями этого стиля: основной объем, трапезная, колокольня. Как отмечали архитекторы, немногие колокольни так органично дополняли храмы, как та колокольня Богоявленской церкви, соединяющая в себе изящество и величие.

Известный орловский архитектор С.И. Федоров сообщает в одной из своих работ, что в 1970 г. он совместно с еще одним орловским краеведом произвел раскрытие на световом барабане церкви: «мы вскрыли под толстым слоем штукатурки… вырезанные из белого камня балясины, наличники и пояски, сходные по характеру обработки с декором основания колокольни (С.И. Федоров. Архитектурные образы Орловщины. Тула: 1982, с. 32). Он свидетельствует также:»При изучении наиболее сохранившегося светового барабана мною были обнаружены в 1959 г. несколько голосников, отверстия которых были заштукатурены. Глубина глиняных горшков, замурованных в стены, составляла 40-60 см. Они… обеспечивали прекрасную акустику… церкви (С.И. Федоров, там же, с. 31).

Каменный Богоявленский храм, построенный на месте деревянной церкви того же названия стал украшением города. Его празднично-торжественная архитектура, созвучная московским храмам этого времени, свидетельствовала об авторстве талантливого художника. Очевидно, яркая красота храма и центральное местоположение стали причиной того, что после упразднения обветшавшей соборной Рождественской церкви (в 1766 г.) в нем стали совершаться почти все торжественные городские богослужения. Уже в 1770 году Богоявленская церковь принимала в своих стенах орловского епископа. Мемуарист ХVIII в. Г. Добрынин так описывает это событие: «…Въезд преосвященного в Орел ознаменован был по всем церквам колокольным звоном. При каждой проезжаемой церкви священство было в ризах со крестами, дьяконы в стихарях с кадилами, дьячки и пономари со святою водою в чаше, со свечами в подсвечниках. Народ — по улицам, народ — по заборам и по всем возвышениям, где только можно пристать и удержаться. А в Богоявленской церкви, в которую было ожидаемо восшествие Преосвященного, набилось всякого чина и звания, пола и возраста православных Христиан так плотно, как в Риге на кораблях укладывают мачты. По выходе из церкви поздравляли пастыря с приездом градоначальник со всеми чиновниками…» (Г. Добрынин. Истинное повествование или жизнь Гаврииила Добрынина (1752-1823). СПб., ч. I, с. 41-43).

Автор этого описания сообщает любопытную подробность о священнике Богоявленской церкви отце Алексее. В отличие от других священников и самого епископа он проявлял доброе отношение и веротерпимость по отношению к орловским купцам-старообрядцам. Во время упомянутого посещения города епископом они добились повышения о.Алексея в сане, он стал протоиерееем. «Все знатнейшие старообрядцы упросили архиерея убедительнейшими способами возвысить в сие достоинство богоявленского отца Алексея…» (Г. Добрынин, там же, с. 43).

Тогда же в 1770 г. орловский епископ издал указ о ликвидации кладбища при Богоявленской церкви: «Понеже во время посещения епархии в городе Орле усмотрено нами, что при градских церквах Богоявленской, Покровской и Пятницкой так тесны кладбища и телами мертвыми наполнены, что когда случается вновь погребать, без нарушения телес прежде погребенных, быть не может. Сверх того домы обывателей к оным весьма близко поселены, которые от оных кладбищ воздухом заразительным в весеннее особенно время наполняются невольно… того ради в Духовное правление посылается указ наш… чтобы отныне впередь, как вышеписанных церквей, так и других градских… погребать тела умерших при отдаленных несколько церквах, из которых одна по сю сторону, а другая по ту сторону реки были бы, чтоб через реку при погребении не переезжать» (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 651-652).

Капитальная перестройка собора (1837 г.)

На генеральном плане Орла 1819 г. Богоявленская церковь показана стоящей у слияния рек Оки и Орлика на месте бывшего острога. Рядом с ней тянутся торговые ряды деревянного Гостиного двора, между церковью и рядами расположена площадь. Вот некоторые факты из церковной хроники за период первой трети XIX в. В 1815 г. от Богоявленской церкви к Ильинской был установлен крестный ход (20 июля) в ознаменование «незабвеных проишествий 1812 года… дарованной России знаменитой победы» (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел: 1899, с. 916). Г. Пясецкий отмечает и такое событие, как историю с колоколом, которая произошла в 1821 г. во время торжественного празднования в Богоявленской церкви. Когда наступил момент благовеста к литургии «начат был сторонними по усердию людьми на их колокольне (Богоявленской) в большой колокол благовест, который и был продолжаем около четверти часа. Во время трезвона во все колокола большой колокол треснул снизу вершков на восемь». К расследованию дела была привлечена городская полиция. В результате Орловская духовная консистория приняла решение: «в разбитиии колокола никто виновным не отыскан, и кто именно из сторонних людей участвовал в благовесте, также не открыто. А как ко всякому служению благовестный звон производить должны сами причетники, то за нерадение такое и беспечность о своих обязанностях, всех Богоявленской церкви причетников при собрании народном оштрафовать в церкви земными поклонами по сотне каждого, разделив оные на два раза…» (Г. Пясецкий, там же, с. 852-853).

В следующеем 1822 г. для Богоявленской церкви был вылит ноый благовестный колокол, звук которого был особо отмечен, как «ясный». Вскоре последовал указ епископа: «По ясности нововылитого колокола при здешней Богоявленской церкви и по уважению того, что сия церковь находится в средоточии почти города, наблюдать отныне сей Богоявленской (церкви) чин собора, поступая сим образом: «1. Во все воскресные, праздничные и торжественные дни производить при сей церкви предначинательный к литургиям и бдениям всенощным благовест и вечерням в установленное время так, чтобы прежде благовеста Богоявленского ни в каком приходе оного не начиналось, а после начатия оный благовест при всех прочих церквах был бы повсеместно; 2. В торжественные дни, когда духовенству следует собираться на общий молебен… сие начинать не иначе, как по сигналу при Богоявленской церкви сделанному благовестом в большой колокол примерно ударив разов пятнадцать или двадцать…».

В 1837 г. Богоявленская церковь была капитально перестроена. Источники сообщают: «В 1837 году предпринято было распространить храм. В эту перестройку главный алтарь храма изменен и устроен совершенно новый и к нему пристроены с южной и северной стороны придельные алтари. Соответственно этому расширена была и вся церковь. Прежние боковые стены были разобраны и вместо них возведены новые на новом месте. В нынешней теплой, так называемой трапезной части храма устроены также алтари с правой стороны и с левой. Здесь же в теплой церкви для большей прочности утолщены были столбы, поддерживавшие колокольню. Тогда же с западной стороны храма к колокольне пристроен притвор или закрытая паперть… Верх колокольни… и верх церкви оставались прежние, одинакового стиля. Все же наружные стены церкви, алтари холодной церкви, северная и южная стены храма позднейшей постройки… сделаны с целью расширения храма и не соответствуют стилю древнего храма. До 1837 года храм вообще был меньших размеров и много уже… ограничиваясь с южной и северной стороны линиею арок купола. Со времени капитальной перестройки храма в 1837 году храм Богоявления Господня разделяется на теплую и холодную церковь. В холодной церкви в восточной части храма три алтаря и престола. Главный алтарь во имя Богоявления Господня, с правой стороны — во имя Вознесения Господня, с левой — во имя св. мучеников кн. Бориса и Глеба. В теплой церкви в правом углу алтарь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости» и в левом — во имя св. бессеребренников Косьмы и Дамиана…» (Орловские епархиальные ведомости. 1902, № 5. С. 67). Относительно этой перестройки в каталоге памятников архитектуры Орловской области сказано: «стены трапезной, приделов и апсиды в 1830-е г.г. оформлены в духе позднего классицизма… Внутри стены храма… были прорезаны высокими и широкими арками, соединившими его пространство с пространством приделов и трапезной. Алтарь сохранил необычное перекрытие с выдвинутыми вперед парусами, верхняя поверхность которых подобна изогнутой полке, переходящей в конху» (Орловская область. Каталог памятников архитектуры. М.: 1985, с. 72-73).

В результате перестройки храм во многом утратил свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали ему совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII в.

К 1859 г. относится «Главная опись орловской градской Богоявленской церкви», представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 г. он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости»; в его иконостас была вставлена сама эта икона.