Болезнь и здоровье в религии и культуре

1. Понятия здоровья и болезни в религиозных культурах

Выполнила
Кручинина Анна
240 гр.

2. Отношение к здоровому образу жизни в древних цивилизациях

Здоровье ценилось с древних времён.
Человеку нужно было выживать:
добывать себе пищу, обеспечивать себя
жильём и одеждой, отбиваться от врагов.

3. Отношение к здоровому образу жизни в древних цивилизациях

Большое значение закаливанию и физической культуре
уделялось в Древней Греции, а спартанское воспитание
стало символом аскетического воспитания, отличной
физической и духовной подготовки. Именно в Греции
зародились Олимпийские игры.
У всех народов с древних времён формировались
специальные системы физического
самоусовершенствования: закаливание, борьба,
физические упражнения и т.п. У всех народов имелись
ограничения в пище, питье, складывалось
отрицательное отношение к одурманивающим
веществам.

4. Отношение к здоровому образу жизни в религиозных учениях

Все мировые религии, так или иначе, уделяли внимание
вопросам здорового образа жизни, но никогда эти
вопросы не являлись самоцелью. Они всегда
рассматривались в контексте нравственных учений.

5. Христианство

В христианстве одним из важнейших понятий
является пост — воздержание от пищи. Пост
существовал ещё в ветхозаветные времена.
Древнейшие из церковных писателей
утверждают, что христианский пост Апостолы
установили в подражание Моисею и Иисусу
Христу, постившимся 40 дней в пустыне.
Согласно христианской антропологии, человек —
это триединство: «тело-душа-дух». Главное в
человеке — дух, поскольку в духе — образ и
подобие Божие. В самой природе человека нет
ничего скверного и низменного.

7. Три поста

Телесный пост тройственен и подразумевает:
ограничение в пище;
употребление особого рода пищи;
редкий приём пищи и даже — в определённые
дни и часы поста — полное воздержание от неё.
Душевный пост включает:
•ограничение внешних впечатлений —
«пищи души»;
•контроль над информацией, т. е. над
качеством «пищи», которую получает душа,
исключение всего того, что разжигает
страсти.
Духовный пост — это усиленное молитвенное
бдение, сокрушение о своих грехах. «Пост и
молитва, — по словам протоиерея Валентина
Свенцицкого, — два крыла духовной жизни, два
крыла, подрезанные у современного
христианского общества мирским
существованием».
Православный пост — самый длительный в
христианстве (около 200 дней в году).

11. Болезнь в христианстве

рассматривается как
признак душевного неблагополучия. Болезнь —
это и последствие греха, и способ исправить
человека, обратить его внимание на то, что он
делает не так. Один из смыслов заключен в
понимании болезни как милости Божией, как

пути к спасению. Св. Нифонт, лёжа на смертном
одре, на вопрос, есть ли какая польза человеку
от болезни, отвечал: «Как золото, разжигаемое
огнем, очищается от ржавчины, так и человек,
терпящий болезни, очищается от своих грехов».
Болезнь имеет силу смягчать жестокие сердца,
заставляет осознать свою немощь, научает
сострадать ближнему и любить его.

12. Иудаизм

Моисей — законодатель и учитель
еврейского народа, основатель
религии иудаизма, исходил из
учения, согласно которому путь к
человеческому благополучию и
согласию лежит через справедливое
общественное устройство и
верховенство закона. С именем
Моисея связан один из древнейших и
самых распространённых кодексов
нравственного поведения, состоящих
из Десяти заповедей. Четвертая
заповедь гласит: «Помни день
отдохновения».

14. Иудаизм

Один из трёх сакральных
разделов Священного писания
иудаизма (Тора) учит
ритуальной чистоте. Понятия
«чистота» и «нечистота» в
иудаизме не подлежат
рациональному объяснению, и
их не следует понимать как
обычную гигиену или
физическую чистоту. Все
ритуалы носят здесь, прежде
всего, сакральный смысл.

15. Миква

— специальный бассейн для ритуального
погружения, необходимый для соблюдения законов
семейной чистоты, для очищения человека после того, как
он прикоснулся к трупу человека или животных (кроме
кошерных животных, предназначенных в пищу или для
жертвоприношения), для очищения посуды,
изготовленной не евреем и в некоторых других случаях
В России еврейские женщины
делали проруби в замерзших
прудах, чтобы выполнить
заповедь ежемесячного
погружения в микву.
Сегодня миква — это вырытый в земле и выложенный
кафелем бассейн от 3 до 5 метров в длину и от 2 до 3
метров в ширину, который заполняется водопроводной
водой и соединен трубой с другим бассейном,
содержащим дождевую воду. Труба закрыта пробкой,
которую вытаскивают перед погружением, чтобы хотя
бы немного дождевой воды попало в микву. Обычно
миква сооружается в помещении, примыкающем к
синагоге.
Женщинами миква используется в основном для
очищения после менструации и родов. Мужчинами —
накануне определённых ритуалов и религиозных
праздников. Очищение через микву обязательно для не
еврея, принимающего иудаизм.
миква

19. Пища в Иудаизме

Кашрут (система пищевых запретов) означает ритуально
чистое питание — потребление «кошерной» пищи. Пища
некошерная называется трефа.
Что касается животной пищи, то здесь существует
целый комплекс запретов:
•кошерны жвачные животные, имеющие полностью
разделённые копыта (корова, овца, коза), остальные
(верблюд, лошадь, свинья и др.) — трефа;
•некошерны птицы (лебедь, цапля и др.).
Птицы, не включенные в список, теоретически
разрешены, но на практике ортодоксальные евреи едят
только кур, индеек и уток; животное с дефектом
внутренних органов — трефа.
животное или птица, прежде чем отправиться на
кухню, должно быть убито специально обученным
резчиком по особому правилу, чтобы смерть наступила
мгновенно.
Кошерны все растения, хотя не все они съедобны.
Пророки и Тора указывали на тесную связь между грехом и
болезнью, с одной стороны, и раскаянием и излече-ием _ с
другой. Сказано в псалме царя Давида: «Благослови, душа
моя, Ашема… прощает все беззакония твои, Он исцеляет все
недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, венчает
тебя милостью и щедротами» (Теплим 103:2-4) Подобную
идею мы находим в книге Иешаяу (57:19): «Мир, мир
дальнему и ближнему, говорит Ашем, и исцелю его»; и
снова (Иешаяу 6:10): «и уразумеет сердцем своим, и
покается, и будет исцелен».
Из этого уподобления иудаизм выводит
простое заключение: если грех можно
сравнить с органической болезнью, значит,
соответственно этому, должно проходить его
лечение. Рано или поздно осознание каждой
органической болезни передается мозгу
посредством нервной системы. Наступает
такой момент, когда человек начинает
понимать, что в его организме что-то пришло
в расстройство; что-то в системе указывает
ему: один из его органов болен. Обычно это
известие приходит к нему через телесную
боль.

23. Индуизм

В индуизме наибольшую известность имеет
практика йоги. Йога — это не доктрина, а
духовная практика, открывающая путь к
достижению самадхи — достижения духовных
вершин. Йога практикуется в Индии с древних
времён и всё ещё популярна в наши дни.
Самоограничения и моральный самоконтроль —
необходимые части йоги. Раджа-йога включает в
себя овладение позами тела (асанами),
способствующими пробуждению духовных
энергий. Со временем йог становится
неуязвимым для болезней.Более сложная
ступень — искусство правильного дыхания
(пранаяма), понимаемое как управление
жизненной энергией (праной). Йог добивается
глубокого и ритмичного дыхания, умеет
задерживать его без ущерба для здоровья.
Освоив его, он обретает способность управлять
своим психологическим состоянием,
отключаться от внешних воздействий.
Но всё это — только подготовка к истинной
духовной практике, которая включает в себя
три ступени: дисциплина ума (способность к
концентрации на каком-либо духовном
объекте), созерцание (углубление
концентрации, проникновение в законы
мироздания и смысл вещей), транс или
просветление — полное отделение себя от
тела, состояние «блаженства», внутренней
свободы, «парения» над миром.

27. Ислам

«Многие предписания ислама имеют
здравоохранительное значение, и
выполнение этих предписаний даёт не
меньший эффект, чем образ жизни,
рекомендуемый сторонниками самых
новомодных систем. Мусульманин своим
здоровьем, трезвостью и гигиеническим
навыками обязан исламу, как образу
жизни», — так пишет помощник имама Ф.
Вагапова.

29. Медицина в Исламе

Профилактическая медицина в её исламском
понимании подразделяется на две
основные части:
1. Предписания и наставления,
регламентирующие исполнение правил
личной гигиены и тем самым
способствующие сохранению здоровья
индивидуума.
2. Предписания, способствующие чистоте
окружающей среды и сохранению здоровья
общества.

30. Пища в Исламе

Из пищевых запретов в исламе наиболее
известен запрет на свинину. Однако этика
Корана сочетается с возможностями
человека. Например, если нечего есть, кроме
свинины, то разрешается отступление от
этого запрета. Особое место в системе
предписаний занимает запрет на
употребление вина. «Запрет вина в Исламе
— это не что-то такое, чему может быть
дано послабление или что может быть
отменено. Запрет и разрешение в исламе —
это навсегда», — отмечает Ф. Вагапова.

31. Одним из трёх основных устоев:

Одним из трёх основных устоев, наряду с молитвой и
обязательной милостыней, в исламе является пост. Он
устанавливается на один месяц (девятый по счёту месяц
мусульманского года — Рамадан, в который Мухаммеду
было ниспослано первое откровение). Выражается
мусульманский пост в полном воздержании в светлое время
суток (когда можно отличить белую нитку от чёрной) от
пищи, воды, табака, всего, что способно отвлечь от светлых
мыслей. Пост является основным поступком, призванным
показать, что человек умерен, воздержан, что он правильно
понимает соотношение материальных и душевных благ.
Пост — время тщательного выполнения всех других
обязанностей. Обязанность поста не распространяется на
беременных женщин, малолетних детей, тех, кто находится
в неволе. Перед обязательной молитвой (5 раз в день)
мусульманин обязан омыть ноги, руки и лицо.

32. Понятие здоровья в наши дни

Здоровый образ жизни является предпосылкой для всех
остальных сторон жизнедеятельности. Ещё в начале ХХ
столетия русский врач и писатель В. Вересаев писал, что
человек, который не заботится о своём здоровье, подобен
плохому мастеру, который не заботится о своих
инструментах. Также говорят: «Здоровье это ещё не всё,
но всё без здоровья — это ничто».
Современные учёные считают, что человек «обречён»
быть здоровым, потому что природой ему для здоровья
дано все. Просто нужно знать законы природы и вести
себя в соответствии с ними.
Согласно определению Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это
«…состояние полного физического, духовного и
социального благополучия, а не только
отсутствие болезней или физических
дефектов».В соответствии с этой концепцией
забота о сохранении здоровья должна
осуществляться на трёх уровнях: физическом,
духовном и социальном.
Физическое здоровье определяется состоянием и
функционированием организма. Если человек
физически здоров, то он свободно выполняет свои
текущие обязанности, У него достаточно энергии,
чтобы учиться, работать, справляться с домашними и
семейными обязанностями.
Физическое здоровье в светском понимании зависит от
следующих основных факторов: здоровое питание,
здоровый сон, разумное сочетание труда и отдыха,
оптимальная физическая активная (физкультура),
чистота внутренней среды организма (свобода от всех
видов паразитов и инфекций, радионуклидов, тяжёлых
металлов и т.д.), отсутствие длительных
разрушительных стрессов, благоприятная экология
и т.п.
Душевное здоровье определяется тем, насколько
человек доволен собой и насколько успешно
справляется со своими ежедневными обязанностями.
Душевно здоровый человек нравится самому себе
таким, каков он есть и доволен своими достижениями.
Душевно здоровый человек — хозяин своей жизни, а не
жертва. Он способен брать на себя ответственность,
винит за свои ошибки себя, а не окружающих, и
старается их исправить. Душевно здоровый человек
оптимистичен, верит в будущее и делает всё для того,
чтобы это будущее было светлым.
Иными словами, душевное здоровье определяется,
прежде всего, положительным отношением к себе и
окружающему миру.
Социальное здоровье определяется тем, насколько
человек ладит с другими людьми. Социально здоровый
человек может устанавливать и поддерживать
отношения любви и дружбы с другими людьми, он
уважает не только свои права, но и права других, умеет
оказывать помощь нуждающимся и при необходимости
принять помощь самому, он поддерживает здоровые
отношения с родственниками, умеет находить новых
друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они
были понятны окружающим и не ущемляли права
других.
Иными словами, социальное здоровье —
это коммуникативные умения человека, его умение
общаться. Душевное и социальное здоровье ещё
называют одним общим термином — психосоциальное
здоровье (А.М. Карпов).

37. Понятие болезни

это возникающие в ответ на действие патогенных
факторов нарушения нормальной жизнедеятельности,
работоспособности, социально полезной деятельности,
продолжительности жизни организма и его способности
адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям
внешней и внутренней сред при одновременной
активизации защитно-компенсаторноприспособительных реакций и механизмов.

Православный взгляд на болезнь хорошо нам известен из учения Святых Отцов Церкви. Святые Отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возвышению человека, помочь ему приблизиться к Богу. С православной точки зрения болезнь является нормой земной жизни. Преподобный Иоанн Лествинчик писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Таким образом святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов. Телесная болезнь и страдания болящего, без сомнения находятся в тесной связи с состоянием его духа и души. Человеку естественно задаваться вопросом: Почему именно я или близкий мне заболел, хотя по большому счету этот вопрос из числа неразрешимых. В свое время об этом спрашивал Бога преподобный Антоний Великий: «Господи! Почему одни немного живут и умирают, а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?». И святой получил ответ, который дан нам на все времена: «Антоний! себе внимай! То –суды Божии, и тебе нет пользы знать их». Многое зависит от умения человека воспринимать все, что он встречает в жизни, по-христиански, в том числе и болезни. Поэтому в некоторых ситуациях мы можем видеть на одном полюсе людей отчаявшихся, обвиняющих в своих проблемах всех остальных и даже хулящих Бога. Такое часто встречается, когда человек испытывает сильные физические страдания. А на другом полюсе – люди, которые терпят свое болезненное состояние со смирением, с покорностью воле Божией и умудряются во всем найти что-то доброе. Кого-то болезнь делает ближе к Богу, а для кого-то становится настоящим препятствием в вере. Многие болезни остаются неизлечимыми, становятся причиной страданий и смерти. Сталкиваясь с такими недугами, православный христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности. Страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности человеческой природы, а потому должны переноситься с терпением и надеждой. Богу было угодно сделать страдание средством спасения и очищения, которое может быть доверием к всеблагой воле Божией.

Болеющий человек, в состоянии беспомощности и страдания, в полной мере начинает ценить человеческое соучастие и заботу, сам начинает проявлять к другим любовь, милосердие и сострадание.

Болезнь раскрывает нам нетленную ценность любви и милосердия.

Болезнь имеет силу смягчить жестокие сердца.

Болезнь научает нас сострадать ближнему и любить его.

Болезнь напоминает человеку, что он не оставлен (не забыт) Богом.

«Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов» (Святой Нифонт)

«…как тело очищается щелоком от нечистот, так и душа очищается болезнями и страданиями» (Священник Валентин Жохов)

Люди часто сталкиваются с еще одной из дилемм, когда заболевают: «Нужно ли обращаться к врачам?».

Врачебное искусство благословлено Церковью, поэтому обращаться к врачам можно и нужно. Врачом был один из апостолов и евангелистов – святой Лука. В православии почитают безмездных врачей – великомученика Пантелеимона, мучеников Косму и Дамиана, Кира и Иоанна, и других. С одной стороны, это святые нашей Церкви, а с другой – люди, которые свою жизнь посвятили врачебному искусству в том виде, в каком оно тогда существовало.

Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней.

Использованная литература.

  1. «Православный взгляд на причины болезней» Диакон Свято-Троицкого Архиерейского подворья Сергий Вогулкин.
  2. «Болезнь: довериться Богу» Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
  3. «О болезни» Церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

До сих пор нередки мнения, будто бы православныесчитают, что лечиться не нужно: пейте святую воду, прикладывайтесь к мощам святых,и все пройдет. К тому же среди святых есть те, кто при жизни сильно болел и не жаловалсяна это, а даже считал свою болезнь Божиим благословением. Так, может, лечиться действительноне нужно? О вере и здоровье мы говорим сегодня с протоиереем Алексием Белецким,преподавателем НДС, клириком нижегородского храма в честь Владимирской Оранскойиконы Божией Матери и защитников Отечества.

Есть мнение, что болезнь — следствие греха.Почему тогда болеют дети? Или они расплачиваются за грехи своих родителей?

— По учению Церкви,болезнь, как и смерть, страдания, бедствия и несчастья, является следствием греха,греха первых людей. Наши прародители нарушили заповедь Божию и тем самым открылизлу дверь в мир. Разрушительное действие греха коснулось как природы самих людей,так и окружающего мира. Гармония бытия была разрушена, благоустроенность и совершенствожизни потеряны. С тех пор бедствия и нестроения стали естественными спутниками жизнилюдей, в частности, они стали болеть и умирать. Бог предсказал Еве, что она «в болезняхбудет рождать детей», а Адаму — «проклята земля (весь мир) за тебя… в поте лицабудешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю». Из этого повествования мы делаемдва вывода. Первый — жизненные беды и скорби, в том числе и болезни детей, вызваныобщей греховностью и несовершенством жизни, которые различным образом проявляютсяв жизни каждого человека. Второй — святость жизни не избавляет от болезней и смерти,они — наше общее предопределение. Святые люди древности и современности, хоть иявляются долгожителями, но отличаются от нас, скорее, бодростью духа, чем здоровьемтела.

Конечно, нельзя забыватьо другом факторе, влияющем на здоровье. Если человек ведет здоровый образ жизни,то и состояние тела у него лучше. И, наоборот, ленивый, беспорядочный и порочныйобраз жизни, естественно, пагубно сказывается на физическом состоянии. Недаром циррозпечени чаще всего возникает у алкоголиков, рак легких — у курильщиков, диабет —у сладкоежек. Но не только такие явные зависимости порождают тяжелые недуги, нои более тонкие. По опыту жизни мы знаем примеры, как сказываются на здоровье состояниягордыни, гнева, зависти, уныния и прочих греховных настроений. Поэтому Церковь оправдываетфизически здоровый образ жизни и призывает активно заботиться о здоровье и чистотесвоей души. Ну, а возникающие болезни встречать со смирением и послушанием волеБожией.

Есть немало примеров, когда люди отказываютсяот лечения, полностью уповая на волю Божию. Насколько это правильная позиция?

— Она может быть оправданав том случае, когда верующий человек осознает смысл и значение болезни для своейдуши, когда такое отношение не вредит окружающим людям (особенно семье), когда самчеловек смиряется перед Богом и людьми и не унижает при этом медицину и людей, употребляющихмедицинские средства лечения. В христианской жизни существуют позиции совершенстваи реальности. Верующие люди, которые решаются терпеть болезнь, надеясь только наволю Божию, становятся на позицию совершенства. А те, кто лечатся обычными средствами,не теряя надежды на Бога, не погрешают, так как Бог благословил деятельность врачей.»Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его» (Сир 39:1).Лечить болезни можно по-разному, но желательно традиционными способами. С христианскойточки зрения болезнь нужно воспринимать без уныния и озлобления, со смирением ирешимостью терпеть недуг как крест спасения.

Моя тетя молится дома, ходит иногда в храм,но причащается очень редко. По ее словам, боится заразиться, ведь во время причастиябатюшка дает Святые Дары из одной ложечки всем прихожанам. Как переубедить ее?

— Такое недоверие вызвано маловерием. К сожалению, многие люди не понимаютспасительного значения таинств Церкви, тем более Причащения Святых Тела и КровиГоспода Иисуса Христа. Как только сознание проникнется пониманием силы и действенностипричастия, так сразу исчезнут неприятие и брезгливость. Поэтому в первую очередьвашей тете необходимо разъяснить значение этого таинства. Во-вторых, общеизвестнымфактом является то, что случаи заражения какими-либо болезнями во время причастияот одной чаши отсутствуют. И последнее: частое причастие побеждает недоверие и брезгливость.Как умение приходит с постоянством в деятельности, так и постоянство в причастиипереводит внимание с мелочей и условностей на суть таинства.

Существует ли такое понятие, как родовоепроклятье? В семье моей подруги у всех женщин умирают или гибнут мужья. У подругимуж окончил жизнь самоубийством. Отец и муж ее сестры погибли, когда обоим не былоеще 40 лет…

— Не только духовный мир, но и наше земное бытие имеет таинственную и непостижимуюсторону. Не все в этом мире нам понятно, не все доступно нашему познанию, не всесилы и явления жизни полностью объяснимы. Но как раз чаще всего эта таинственнаясфера бытия открывает свое некрасивое и страшное лицо. Оно имеет обличье диавола.Подобно тому, что в глубинах земли и океанов обитают отнюдь не симпатичные и ласковыесущества. Влияние этой инфернальной сферы в мире может проявляться в виде проклятий,заговоров, порчи, то есть различного сатанинского воздействия. Однако вера Христовапобеждает эту дьявольскую силу и ее влияние. Христианское звание защищает человекаот «стрел бесовских», выводит из-под естественных пагубных зависимостей от этогомира, наделяет силой и возможностью духовных свершений и достижения совершеннойсвободы и святости. Если мы можем говорить о видимых причинах смерти, можем видетьсовпадения в смерти разных людей, то о духовных причинах исхода человека из этойжизни нам говорить затруднительно. Мы оставляем этот вопрос в воле Божией, считаемв этом аспекте смерть таинственной. Поэтому что-либо утверждать по ситуации из вопросая не берусь. Еще раз повторюсь: чтобы избежать бесовского воздействия под любымименем, нужны крепкая вера и активная духовная жизнь.

Мой вопрос касается болезни души. В медицинетакие болезни называют психическими. Справедливо ли мнение: кого Бог хочет наказать,того лишает разума?

— Вполне справедливо.Но относится оно к здоровым людям, которые под влиянием порока или страстей совершаютнеобдуманные или безрассудные поступки. И последствия этих шагов оказываются разрушительнымикак для души, так и для всей жизни человека. Выходит, человек обладает здравым сознанием,но представляется сумасшедшим. Психическое заболевание, как и любую болезнь, можносчитать наказанием Божиим, а можно видеть в нем следствие общей греховности. С древностиона считалась душевной болезнью, так как понятия «дух» и «ум» в Библии очень близкипо смыслу и переводятся на греческий язык одним словом. Заболевание ума в библейскомсмысле является заболеванием духа или души. Однако его нужно отличать от беснования,порабощения чувств непосредственному воздействию беса.

Моя мама хочет сделать пластическую операцию— подтяжку лица. Она верующий человек, но считает, что в этом нет греха, что этосродни чистке зубов, умыванию и стрижке. Греховны ли такие операции?

— Пластическая операция, не вызванная медицинскими показаниями и направленнаяна омоложение или искусственное изменение своей внешности, я считаю, для христианнеприемлема. Христианин не должен стесняться своего внешнего вида. Верующий человек,заботящийся о спасении своей души, спокойно воспринимает возрастные изменения тела.В этом сказывается крепость веры христиа­нина, его добровольное принятие воли Божией.Наоборот, попытка задержать молодость или придать себе большую красоту, забываяо тленности своего тела, говорит о маловерии и противодействии воле Творца.

У меня тяжелая ситуация. У тещи была шизофрения,оказывается, у них эта болезнь передается в роду по женской линии. Последние 10лет у жены тоже этот диагноз. Когда мы женились 25 лет назад, я обо всем этом незнал, тогда никаких признаков болезни не было. Мы венчались. Жить с женой оченьсложно, а в период обострения болезни и опасно. Что делать? Могу ли я с ней развестись,если мы венчаные? У нас есть взрослый сын.

— В таком случае разводвозможен. Одна из причин расторжения церковного брака так и звучит: «Неизлечимаятяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни». Конечно,это разрешение не делает развод обязательным. Если есть возможность изолироватьбольного человека, но не лишать его семейной заботы, то можно и сохранить брак.Опять-таки здесь применим христианский принцип совершенства и реальности. Если естьсилы терпеть и помогать жене, со смирением, кротостью и упованием на помощь Божиюнести свой и ее крест, то это путь совершенства и несомненного спасения. Однаков том случае, когда сложные обстоятельства жизни порождают в нас гнев, ненавистьи уныние, нужно найти иной способ решения проблемы. Поэтому в данной ситуации разводи помещение супруги в лечебницу возможен и не является предосудительным.

ПодготовилаОксана Москвина

Прицитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Человечество и весь мир страдает. Люди скорбят от болезни, непонимания, одиночества и тоски. В своих молитвах многие вопиют: — «За что мне это? Почему именно я? Почему мои знакомые так радостны, а я нахожусь в печали от ужасных болезней?». Вопрос «За что?» звучит очень часто. Но это не правильный вопрос. Верные вопросы: — «Для чего? Какова цель? Что я должен понять и вынести из своего скорбного состояния?»

Сохранить ссылку на статью:

Пишу это многократно испытав ужаснейшие скорби. Во время испытания действительно не понимаешь зачем оно дано. Вроде бы живешь как все, грешишь и каешься, но в какой-то момент жизнь меняется. Появляются нежданно тяжелейшие неизлечимые болезни, которые могут несколько ослабнуть со временем, но все же останутся на всю жизнь. Как с этим мириться?

Понимание необходимости страданий и болезней появляется лишь в момент осознания той духовной опасности от которой они уберегли. Это не значит, что страх перед болезнью пропадает, но он вытесняется страхом погибнуть во грехе.

Что важнее временное или вечное? Любое телесное страдание однажды прекратится. Вечность стоит того, чтобы потерпеть за нее любые болезни, которые мы достойно принимаем по делам своим.

«Не хочешь скорбеть — не греши» — говорят Святые. Тогда самый больной человек грешнее всех? Конечно нет. Безусловно есть связь греха и страданий, но это не прямая зависимость.

В чем виноваты страдающие дети?

Безусловно страдающие дети мучаются не за свои личные грехи. Это вполне очевидно, потому, что многие из них даже не способны понять, что такое грех. Тогда за что или для чего они несут наказание, порой с самого рождения?

Мир это единый организм. В мире не действует закон справедливости в человеческом понимании. По справедливости все мы достойны смерти. Но Бог милует нас.

Ни одна скорбь не случайна. Каждое страдание имеет очистительное значение. Сам Бог воплотился на земле, чтобы через крестные страдания исцелить нашу поврежденную природу. И наш крест — это безропотное терпение скорбей и покаяние.

Поскольку дети еще не имеют греха, они страдают за грехи своих родителей, родственников, и других людей, как невинная жертва милосердия ко всему тварному естеству. Как порой мужественно страдают малыши, которые даже не слышали Евангелие. Страдающие дети более причастны Богу чем те, за кого они страдают. Страдание младенцев не напрасно.

Какова цель страданий?

Через страдания мы наконец-то понемногу познаем себя.

Правая вера в Господа Иисуса Христа, безропотное терпение скорбей с покаянием и молитвой — единственный путь спасения оставшийся нам немощным.

Святые часто упоминали о том, что терпение болезни равнозначно подвижничеству, мученичеству и прибывании на послушании у опытного Старца.

Крепка надежда кающегося и страдающего ради Бога. Временные ослабления болезни ободряют нас и дают силы к долготерпению.

Будем же более радоваться возможности потерпеть трудности здесь, ради избавления от страданий в вечной жизни. Кому-то Господь готовит венцы Святости и приобщит к лицезрению Своей Славы, кто-то получит воздаяние за праведность, а кого-то Господь только помилует за осознание глубины своего падения, и за безропотное терпение скорбей. Для восхождения по лествице духовного совершенствования, кроме терпения болезней, нужны и прочие добродетели, приобщающие «рабов» и «наемников» к Божиему Сыновству.

Олег Степанько