Болезнь с памятью

«Склероз» трудно вылечить, но о нем можно забыть.

Хорошая болезнь «склероз»:
Ничего не болит и каждый день новости.
Шутка пациента

Недовольство своей памятью выражает треть людей среднего возраста. Среди пожилых людей подобные жалобы распространены еще более широко. «Напомните мне, пожалуйста”, «Напрочь вылетело из головы”, «Простите, запамятовал” – этот длинный ряд жалоб на плохую память можно продолжить. Но любопытно, что Марк Туллий Цицерон однажды обронил фразу, ставящую проблему памяти с ног на голову: «Я ни разу не слышал, чтобы какой-нибудь старец забыл, где он закопал клад”.

Так что же такое память, и какие виды памяти существуют?

Память – это свойство центральной нервной системы усваивать из опыта необходимую информацию, сохранять ее, после того как раздражитель перестал действовать, и использовать для решения актуальных задач.
Память бывает кратковременной и долговременной.

Как проявляются нарушения памяти?

Возникают трудности в усвоении новой информации, сложности при осознаваемой попытке отыскать и воспроизвести нужный материал, особенно при большом объеме близкой по содержанию информации, быстрая забывчивость и др. Жалобы на нарушения памяти довольно часто встречаются в клинической практике врачей различных специальностей.

Что такое образная память?

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы – зрения, слуха, осязания, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной опасности организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Не нужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая – человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников. Пользуясь образной памятью, человек воспринимает и воспроизводит воспринимаемое не словами, а образами, т.е. продолжает видеть их и уже работает с ними как хочет. Но человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти – абстрактной, словесной. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. К сожалению, уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией – большей частью ненужной – возможность запоминать новое резко падает. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него осталось. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде голос (диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т. д.). Отсюда неконтролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие. Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Сумел вообразить, значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял – представил. Представил – уже знаешь.

Из – за каких причин может ухудшаться память?

Самая распространенная, но не единственная причина – это старение мозга. С возрастом каждый отмечает усиливающиеся трудности в припоминании некоторых деталей. Имена старых друзей или рецепты любимых блюд могут автоматически всплывать в памяти. В основном из нашей памяти исчезают детали, относящиеся ко времени и пространству. Например, мы забываем, куда положили очки, забываем код к замку автомобиля или место, где припарковали автомашину. Вне всякого сомнения – это ухудшение памяти.
Не отчаивайтесь, обусловленное возрастом снижение памяти не означает непременного ослабления ума. Положительного же в отношении памяти значительно больше. Действительно, многие из наиболее важных психических способностей (например, способность к принятию решений и творчеству) усиливаются с возрастом. Головной мозг состоит из сотен миллионов нервных клеток, которые мы, увы, из-за болезней, стрессов, плохой экологии безвозвратно теряем. Но даже если вести идеальный образ жизни, гибели нейронов, вызванной старением мозга, не избежать. Так, в 20 лет ежедневно умирает 10 тысяч нервных клеток, в 40 лет – 50 тысяч. При этом существенно страдает наша память – одна из самых загадочных функций мозга. А ведь объем информации, который способен хранить человеческий мозг, равен почти 20 тысячам томов энциклопедии!
Другими причинами ухудшения памяти являются:
травмы головы;
операции под общим наркозом;
длительный прием снотворных и транквилизаторов;
злоупотребление сигаретами, алкоголем, кофе, крепким чаем;
депрессия и усталость;
хроническое недосыпание;
недостаток витаминов, микроэлементов и воды;
информационный прессинг – человеку трудно запомнить все, что он видит и слышит.

Связаны ли между собой память и ум?

Великолепная память вовсе не является залогом проявления яркой и самобытной личности. В то же время не следует забывать о том, что и среди великих — и, несомненно, умных — людей встречались индивиды со слабой памятью. Например, Фарадей не мог обойтись без всевозможных записей и заметок. Среди пожилых ученых часто можно встретить людей, отличающихся так называемой академической рассеянностью. Они забывают порой многие элементарные вещи: свой домашний адрес, имя знакомого. Впрочем, это объясняется их высокой сосредоточенностью на научных проблемах. Кроме того, память и ум не одно и то же. Можно иметь отличную память и оставаться глупым человеком.

Тем не менее, существуют примеры уникальной памяти некоторых исторических личностей.

Такие люди и были, и есть. Великолепную зрительную память имели многие художники, писатели. Например, об известном французском рисовальщике Гюставе Доре рассказывают такую историю. Издатель однажды поручил ему сделать рисунок с фотографии какого-то альпийского пейзажа. Доре ушел, забыв взять с собой фотографию. Но на следующий день он принес совершенно точную копию. Отличной музыкальной памятью обладал Моцарт. Он чрезвычайно удивил Папу Римского, воспроизведя славившуюся сложностью партитуры папскую литургию, услышанную лишь однажды.
По свидетельству современников, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до тридцати тысяч человек.
Философ Сенека был способен повторить две тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь раз.

Считается, что у одних людей преобладает зрительная, у других слуховая память, действительно ли это так?

Типов памяти несколько: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная и т.д. Огромная роль в запоминании отводится эмоциональной памяти – памяти на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слаба механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.
Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.
Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют. Наверное, поэтому возникла шутка: «Я зла не помню – приходится записывать». Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

Часто учителя говорят родителям, что их сын или дочь сообразительны, но невнимательны. Как быть в этой ситуации?

Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета или формы предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызвал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их ручных механических часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз, смотревший на свои часы, не запомнил его. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания. Существует несколько приемов компенсирования недостатка внимания.

Повторение
Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это” Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Например, Р.Бертон, переводчик «Тысячи и одной ночи”, говорил на двадцати семи языках, как на своем родном; однако он признавался, что никогда не изучал язык и не практиковался в нем дольше пятнадцати минут подряд, «потому что после этого ум утрачивает свежесть”
Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть.

Ассоциации
Один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Для того, чтобы ассоциировать один факт с другим, уже известным, необходимо обдумать новый факт со всех точек зрения, поставить себе такие вопросы: «Что это напоминает?”, «На что это похоже?”, «Почему это так?”, «Как получилось, что это так?”, «Когда это бывает?”, «Где так бывает?”, «Кто сказал, что это так?” и т.д.

Осмысленное восприятие
Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации. Например, масса студентов, сдав экзамен по какой-либо дисциплине, спустя пару дней, не могут ничего вспомнить из, казалось бы, хорошо усвоенного материала. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительно близкой дате сдачи экзамена, не «программируя” себя на будущее. Таким образом, материал попадает в оперативную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан (операция выполнена), соответствующая информация утрачивается.
Закон мотивированного забывания по Фрейду гласит, что человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания. На этом основано лечение психоанализом, когда пациенту «помогают» вспомнить бессознательно «забытую» отрицательную эмоцию, и таким образом нормализуют его психологическое состояние.

Как устранить нарушения памяти?

Устраните депрессию. Ваша память может подводить вас, если вы испытываете тоску, апатию или находитесь в состоянии стресса. Память чрезвычайно подвержена влиянию эмоций. Вы увидите, как восстановится ваш запас информации после лечения депрессии или тревоги.
Не стесняйтесь своих нарушений. Не нужно ни извиняться за свои оплошности в связи с нарушениями памяти, ни скрывать их, раз уж память не та, что прежде. Пожилые люди имеют полное право на то, чтобы информация представлялась им с такой скоростью, с какой они способны запоминать ее.
Используйте различные способы напоминания. Сегодня вечером ожидается дождь? Как только вы услышали об этом, сразу же положите зонт в свой портфель. Как только вы задумаете сделать что-то, постарайтесь сразу предусмотреть то, что поможет осуществить ваш план наилучшим образом. Если вы считаете, что можете забыть захватить вещи для химчистки по пути на работу, повесьте их прямо около двери или сразу же отнесите в автомобиль.
Пользуйтесь метками и записями. Прикрепите к окружающим вас предметам метки с различными напоминаниями. Выберите места, где вы приклеите метки, чтобы их было легко заметить – зеркало в ванной, дверца холодильника, внутренняя сторона двери в комнату, щиток автомобиля.
Облегчите свой поиск очень важных вещей. Тщательно продумайте план, который поможет вам вспомнить, где вы оставили действительно нужные вам веши. Заведите в доме одно постоянное место для хранения, например, ключей, и откажитесь от привычки прятать их в других местах. Если вы каждый раз ищете свой бумажник, потому что перекладываете его из одного кармана в другой или из сумки в сумку, заведите какое-нибудь определенное место для него. Можно, например, поставить где-нибудь корзину, в которую вы будете выгружать содержимое своих карманов и сумочки, когда возвращаетесь домой. В корзиночке Вы всегда сможете разыскать, нужные вам вещи.
Используйте зрительные ориентиры. Ассоциации, основывающиеся на зрительных образах, являются мощным инструментом тренировки памяти. Если вы беспокоитесь, что можете что-то забыть или не найти, не спеша, соберитесь с мыслями и изучите обстановку. Не поставить ли вам машину на этом оживленном месте? Прежде чем отойти от машины, остановитесь, оглядитесь кругом, посмотрите на место стоянки машины с той стороны, откуда вы будете возвращаться. Не запомнить ли вам какие-нибудь специфические запахи? Может быть, это будет запах гари на перекрестке или запах пищи из ближайшего ресторана? Может быть, где-нибудь поблизости играет музыка? Используйте эти и другие приметы, чтобы облегчить ориентировку.
Комментируйте сами свои поступки, ведите мысленные разговоры с собой. Например, можно произносить такие слова: «Я прохожу в отдел магазина через секцию мужской одежды” или: «Сейчас я закрываю дверь. Я выписываю чек и кладу его в конверт”. Вы скажете, что это глупо? Ничего подобного. Просто Вы осознанно регистрируете в памяти то, что вам нужно запомнить. Вы обращаете внимание на это и действуете организованно, что является основным инструментом в тренировке памяти,
Подкрепите свой мозг питанием. Если у вас не хватает некоторых питательных веществ в организме, память может утрачивать свою четкость. Чтобы улучшить память, употребляйте также морские продукты.
Тренируйте память с помощью специальных упражнений. Исследования, проводившиеся в Университете штата Юта, позволяют высказать предположения, что занятия аэробикой способствуют улучшению кратковременной памяти. Ежедневные прогулки и занятия плаванием помогают более эффективному использованию кислорода головным мозгом и улучшают обмен глюкозы, что играет важную роль в улучшении памяти. Таким образом, чтобы иметь хорошую память, научитесь получать удовольствие от физкультуры.

Существуют ли какие – либо диеты для улучшения памяти?

Считается, что:
Морковь: стимулирует обмен веществ в мозге, особенно при заучивании чего-либо наизусть.
Ананас: помогает удерживать в памяти большой объем информации (тексты, нотные знаки). Следует выпивать 1 стакан ананасового сока в день.
Лук репчатый: способствует снятию умственного переутомления, усталости и улучшает снабжение мозга кислородом. Ежедневно следует съедать половину луковицы.
Орехи: особенно хороши, если вам предстоят интеллектуальный «марафон» или долгая поездка за рулем. Они укрепляют нервную систему и стимулируют мозговую деятельность.
Инжир: освобождает мозг для новых идей. Рекомендуется употреблять людям творческих профессий.
Тмин: помогает зарождению гениальных мыслей. Пейте чай из тмина: 2 чайные ложки измельченных семян на чашку кипятка.
Капуста: снижает активность щитовидной железы, благодаря чему снимает нервозность и позволяет сосредоточиться.
Лимон: освежает мысли и облегчает восприятие информации.
Бананы: содержат серотонин – вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы!»
МИНЕРАЛЫ И ВИТАМИНЫ ДЛЯ МОЗГА
Цинк: улучшает память и концентрацию внимания.
Бор: повышает активность мозга.
Железо: способствует заучиванию наизусть и концентрации внимания.
Витамины В1, В2, В12 способствуют улучшению памяти.
По мнению специалистов из университета американского города Беркли, процесс запоминания можно значительно улучшить, если принять… горизонтальное положение. Такая поза обеспечивает прилив крови к мозгу. Можете проверить эффективность запоминания лежа — только постарайтесь не уснуть.

Что предлагает современная медицина для лечения нарушений памяти?

Современная медицина обладает огромным потенциалом ноотропных средств. «Ноос» в переводе означает разум. Эти препараты благоприятно влияют на концентрацию внимания, скорость обработки информации и в несколько меньшей степени на память. Такие средства, как энцефабол, луцетам, ноотропил, инстенон и др. отлично зарекомендовали себя в лечении пациентов с нарушениями интеллектуальных функций. Курс лечения обычно длится 1 – 3 месяца с частотой 1 – 2 раза в год. В любой ситуации лучше проконсультироваться с лечащим врачом.
Помните известную мудрость: «Все недовольны своим материальным положением, но каждый доволен своим умом». Возможно, ваши тревоги по поводу плохой памяти просто преувеличены.

Будьте здоровы!

Заместитель главного врача по ЭКМП
СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника № 97» КАСЬКО В.Г.

8506 21 Августа

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Под «провалами в памяти» понимают полную или частичную потерю воспоминаний.
Однако такая трактовка может подразумевать потерю памяти, а может свидетельствовать о неспособности именно в данный момент вспомнить тот или иной факт.
Разновидности
Память обеспечивается функциональной активностью всех отделов головного мозга и включает разные процессы – запоминание, сохранение (или, наоборот, забывание), узнавание и воспроизведение. Нарушение любого из этих процессов будет приводить к дефектам памяти.

Именно борьба с забыванием (важный процесс, который предохраняет мозг от избытка информации) обеспечивает сохранение важных данных.

Еще два процесса – узнавание и воспроизведение – дают возможность «вытащить на поверхность» требуемую информацию. Таким образом, под потерей памяти, или провалами, подразумевают невозможность распознать или воспроизвести сохраненные в мозге данные. Провалы в памяти (или амнезия) могут иметь временную зависимость. Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию (сочетание первых двух) и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии.
Возможные причины

Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании.

Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти.

Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование.

Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга.

При наличии психологических факторов (стресс, нервное перенапряжение) или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания.

Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией.
Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании.
Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия – несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента. Через несколько суток после травмы память в большинстве случаев восстанавливается. К преходящим нарушениям памяти приводят операции на височных долях мозга, эпилептические припадки. Больные с эпилепсией забывают не только сам припадок, но и короткий период спутанного сознания после него.

В некоторых случаях именно такие провалы в памяти дают основание заподозрить эпилепсию при бессудорожных припадках.

Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Ухудшение функций мозга происходит при недостатке кислорода вследствие сердечно-легочной недостаточности, токсическом поражении при печеночной и почечной недостаточности.

Кислородное голодание мозга после резкого подъема или снижения артериального давления часто сопровождается резким ухудшением памяти.

Такое же действие оказывает снижение уровня глюкозы при голодании и сахарном диабете. Кроме того, при сахарном диабете развивается ангиопатия – поражение кровеносных сосудов, что усугубляет дефицит питательных веществ.

Резкое ухудшение памяти с провалами происходит при гипотиреозе, что обусловлено недостатком йода в организме. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты также сопровождается нарушением памяти.

Витамин В12 необходим для регенерации миелина – вещества, которое покрывает нервные волокна и обеспечивает их функционирование. Разрушение миелинового слоя сопровождается замедлением нервных импульсов и нарушением памяти.
Память может страдать у пациентов, принимающих ряд лекарственных препаратов. К ним относятся холинолитики (атропин, скополамин, платифиллин, металлизир), антидепрессанты и нейролептики. Разрушающее действие на структуры мозга и, соответственно, память оказывают стероидные гормоны. Последние исследования доказывают, что люди, длительно принимающие стероидные гормоны (например, бодибилдеры), имеют серьезные проблемы со зрительно-пространственной памятью. Информацию о негативном влиянии стероидных гормонов на память следует учитывать также пациентам с бронхиальной астмой и артритом.

Опухоли, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят энцефалит и менингит.

Воспаление оболочек и ткани мозга приводит к разрушению нервных структур и в результате к нарушению познавательной деятельности, речи и памяти.

Выделяют нарушения памяти, связанные с возрастом. В норме первые признаки снижения памяти появляются после 50 лет, что связано с ослаблением концентрации внимания и снижением процессов кодирования информации. Однако при резком прогрессировании потери памяти можно подозревать наличие более серьезных заболеваний. В первую очередь провалы в памяти могут возникать при старческой, или сенильной, деменции. При деменции возникает диффузное поражение коры мозга (например, при болезни Альцгеймера) или подкорковых структур мозга (болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз, энцефалопатия).

Наиболее ранним признаком болезни Альцгеймера служат провалы в памяти на недавние события.

К этому симптому в дальнейшем могут присоединяться нарушения речи и познавательных способностей. При прогрессировании заболевания развивается потеря фиксационной, антероградной и ретроградной памяти. Память на события, происходившие давно, сохраняется наиболее длительное время. При болезни Паркинсона и рассеянном склерозе человек затрачивает много времени на вспоминание прошедших событий или фактов. При этом он быстро устает, ему трудно запоминать новую информацию или овладевать двигательными навыками.

При многократном повторении нового материала, установлении смысловых аналогий процесс запоминания облегчается, но требует постоянного подкрепления.

Диагностика и обследование
Для диагностики причин нарушения памяти необходимы оценка психического состояния пациента, тщательный анализ данных, выявленных при опросе, и динамики развития заболевания. Значительную информацию можно получить, используя различные лабораторные тесты и инструментальные обследования, а также оценив неврологический статус пациента. В качестве объективного критерия используются данные КТ и МРТ мозга.

Помните, как в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» главный герой после обретения разума снова начинает его терять. Читатель наблюдает угасание интеллекта Чарли Гордона, снижение его умственного уровня. Забываются накопленные знания, стираются из памяти события прошлого, выполнение бытовых процедур становится сложным процессом, наступает апатия.

С подобными симптомами сталкиваются люди, страдающие болезнью Альцгеймера. Почему возникает и как проявляется эта болезнь? Можно ли ее предотвратить? Давайте в этом разберемся.

Болезнь Альцгеймера: таинственный враг

Это заболевание является наиболее распространенной формой потери памяти, или деменции. Обычно болезнь Альцгеймера диагностируют у людей старше 65-ти лет, однако она может появиться и в более раннем возрасте. Наиболее часто заболевание начинается с расстройства кратковременной памяти, то есть человек легко забывает полученную недавно информацию, и в то же время легко воспроизводит факты и данные, относящиеся к далекому прошлому. Затем и долговременная память тоже расстраивается, появляется ряд других симптомов.

Есть основания соотнести появление болезни в раннем возрасте с мутацией генов. Также генетики полагают, что в группу риска попадают те, чьи близкие родственники страдают болезнью Альцгеймера.

В ходе болезни в организме происходит ряд патологических процессов. Например, сосредоточение в мозговых тканях неправильно свернутых белков — бета-амилоида и тау-белка. Из малых пептидов образуются бляшки. Также появляются сенильные бляшки. Кроме того, происходит «потеря» нейронов и синаптических связей. Это приводит к атрофии определенных участков коры головного мозга. Проще говоря, происходит разрушение нервных клеток в большом количестве, появляется недостаток веществ, необходимых для передачи нервных импульсов. Болезнь развивается постепенно.

Из истории

Болезнь Альцгеймера описывали еще античные врачи. Но окончательно сформулировать ее причины, течение и симптоматику смог немецкий психиатр Алоис Альцгеймер лишь в 1901 году. Через шесть лет он опубликовал подробное исследование течения этой болезни у одной из своих пациенток. С тех пор в медицинском мире это заболевание называют его именем.

К сожалению, в последнее время наблюдается все более широкое распространение и «помолодение» болезни Альцгеймера, которую диагностируют у лиц в возрасте 45–65 лет. Помимо тех, чьи родственники страдают этой болезнью, в группу риска попадают люди, жизнь которых не была связана с интеллектуальным трудом и интеллектуальной активностью, лица, страдающие сахарным диабетом и избыточной массой тела, имеющие хроническую гипоксию, атеросклероз магистральных артерий головы и некоторые другие заболевания.

Как начинается болезнь Альцгеймера: первые проявления

Первые симптомы возникают за несколько лет до постановки окончательного диагноза. Эта стадия заболевания называется предеменция. Что же указывает на начало болезни? Прежде всего — это расстройство краткосрочной памяти и затруднения с усвоением новой информации. Также тревожным сигналом может стать невозможность сосредоточиться, распланировать свою деятельность, появление проблем с абстрактным и логическим мышлением, забывание значений некоторых слов. Уже на стадии предеменции может возникнуть апатия, которая в дальнейшем сопровождает заболевание. Этот период специалисты нередко называют мягким когнитивным снижением.

Как протекает болезнь: симптоматика заболевания на разных стадиях

На смену предеменции приходит следующая стадия болезни Альцгеймера — ранняя деменция. Снижение памяти прогрессирует, начинает появляться агнозия — нарушение разных видов восприятия (тактильного, зрительного, слухового). Однако при этом сохраняется чувствительность сознания. Часто отмечается нарушение речи, восприятия, исполнительных и двигательных функций. Что касается событий далекого прошлого, очевидных давно воспринятых фактах, хорошо заученных двигательных повседневных функций, то все это в меньшей степени подвергается забвению по сравнению с новой информацией. Словарный запас на ранней стадии деменции сокращается, снижается скорость речи, может нарушиться координация движений, затрудняя выполнение повседневных бытовых действий.

Затем наступает умеренная деменция, при которой перечисленные выше симптомы усугубляются, все больше нарушается координация движений, утрачиваются навыки чтения и письма. Пациент может выполнять элементарные бытовые функции (одеваться, выполнять гигиенические процедуры и т.д.), но со временем ему и в этом потребуется помощь. Начинает нарушаться долговременная память, появляются поведенческие отклонения, которые обычно обостряются вечером: плаксивость, раздражительность, агрессия, может даже появиться тяга к бродяжничеству. Родственники и близкие при этом могут испытывать стресс, поэтому помещение пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, в специальные учреждения часто является решением проблемы.

Последней стадией болезни является тяжелая деменция. В этот период пациент уже полностью зависит от посторонней помощи, его речь состоит из отрывочных фраз, словарный запас сводится к минимуму. Больного обычно не покидает апатия, его мышечная масса истощается, и все необходимые действия он уже не может выполнять без посторонней помощи, вплоть до приема пищи. Неподвижность в большинстве случаев вызывает пневмонию и пролежневые язвы, что и становится причиной смерти.

Причины синдрома Альцгеймера

Указать однозначно причину заболевания невозможно. На сегодняшний день существует три гипотезы возникновения болезни Альцгеймера, причем каждая из них имеет право на существование и по-своему убедительна.

  • Холинергическая гипотеза утверждает, что заболевание вызывает снижение синтеза нейромедиатора ацетилхолина, то есть биологически активного вещества, ответственного за нервно-мышечную передачу. Эта теория появилась первой, но сегодня ученые ставят ее под сомнение, так как использование медикаментов, восстанавливающих баланс ацетилхолина, не дает высоких результатов. Однако данная гипотеза послужила созданию ряда методов поддерживающей терапии при болезни Альцгеймера.
  • Амилоидная гипотеза базируется на том, что основной причиной заболевания являются отложения бета-амилоидных пептидов — бимолекулярных конструкций белкового типа. В здоровом состоянии они защищают нервные клетки мозга. Срок их жизнедеятельности невелик, и после выполнения своих функций амилоиды уничтожаются белками-чистильщиками — протеазами, превращающими их в безопасные шлаки, от которых организм затем избавляется. Но если этот механизм нарушается, то защитники нервных клеток превращаются в их убийц. Более того, бета-амилоидные пептиды объединяются друг с другом и становятся недоступны для своих уничтожителей-протеаз. Сегодня эта теория активно разрабатывается учеными в мельчайших деталях и уже принесла ряд значительных результатов.
  • Тау-гипотеза рассматривает последовательный ряд нарушений, который происходит в связи с отклонениями в структуре тау-белка — белка, ассоциированного с микротрубочками. Предполагается, что нити этого белка объединяются и внутри нервных клеток образуют клубки, что провоцирует дезинтеграцию микротрубочек и коллапс транспортной системы внутри нейрона. Это ведет к нарушению биохимической передачи между клетками, а затем — к их гибели.

Наследственность, как показали исследования, увеличивает вероятность обретения болезни Альцгеймера, но не является основной причиной болезни.

При первых признаках болезни Альцгеймера следует немедленно обратиться к врачу и кардинально пересмотреть свой образ жизни. Отсутствие двигательной активности, интеллектуальной деятельности, общения, недостаток витаминов, пагубные привычки (алкоголь, курение) могут усугубить болезнь и дать толчок к ее стремительному развитию.

Диагностика патологии

Осмотр больного врачом-неврологом, беседа с пациентом и с проживающими с ним родственниками очень важны при диагностике болезни Альцгеймера. Конкретизируют клиническую картину нейропсихологические скрининг-тесты. В ходе их выполнения пациент запоминает слова, читает, выполняет арифметические действия, копирует изображения.

Также при выявлении болезни используют аппаратуру SPECT- и PET-визуализации. Часто назначается анализ спинномозговой жидкости: он показывает содержание амилоидов и тау-белков.

Излечима ли болезнь Альцгеймера?

Учеными из Института биологии РАН совместно с исследователями из МГУ и Лондонского королевского колледжа установлено, что процесс превращения пептидов-защитников в пептидов-убийц может запускаться ионами цинка. Есть основания полагать, что это позволит разработать препараты, блокирующие инициализируемую ионами цинка агрегацию бета-амилоидных пептидов.

Кроме того, существует ряд способов облегчить болезнь Альцгеймера, приостановить ее развитие, смягчить симптомы. Эффективность лечения зависит от своевременной диагностики — чем раньше будет обнаружена болезнь, тем результативнее действуют все принимаемые меры.

Поддерживающая терапия

На данном этапе развития медицины разработан ряд продуктивных поддерживающих терапевтических процедур для пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера. При четком соблюдении всех указаний врача можно смягчить течение болезни и сохранить самостоятельность выполнения повседневных навыков и ясность памяти на долгие годы. В борьбе с болезнью Альцгеймера существует два основных направления.

  1. Медикаментозная терапия позволяет воздействовать на звенья патологического процесса. Поэтому при болезни Альцгеймера назначают препараты, блокирующие холинэстеразу и препятствующие образованию амилоида и бляшек. Это донепезил, ривастигмин и галантамин. Причем ревастигмин назначают и в форме пластыря, который нужно наклеивать на кожу. Перечисленные выше препараты позволяют улучшить память и речь, помогают концентрировать аниманин и ускорить реакции.
    Для улучшения мозгового кровообращения и защиты нейронов назначают церебролизин и актовегин. Для снятия возбуждения и борьбы с бессонницей применяют тиоридазин. Для снятия психоэмоционального напряжения больным прописывают глицин.
    Однако следует помнить, что лекарства может назначить только врач с учетом симптоматики каждого пациента.
  2. Психосоциальная терапия дополняет медикаментозное лечение. Она позволяет пациентам на ранних стадиях болезни Альцгеймера адаптироваться к заболеванию. Работа с воспоминаниями, общение, выполнение интеллектуальных задач стимулируют работу мозга и положительно влияют на психоэмоциональное состояние пациента. Подобная работа возможна как индивидуально с каждым пациентом, так и в группах.

Таким образом, универсального лекарства от болезни Альцгеймера не существует. Однако улучшить состояние больного и облегчить течение болезни возможно. Для этого важно как можно скорее поставить диагноз и грамотно подобрать курс лечения.

Где обеспечивают уход при болезни Альцгеймера?

Комментарий для наших читателей дала Мария Литвинова, заместитель генерального директора по медицинской части Senior Group:

«Пансионаты Senior Group известны на рынке социальных услуг с 2007 года. Мы специализируемся на уходе за пожилыми людьми с деменцией и болезнью Альцгеймера. Работаем по французским и израильским гериатрическим технологиям, стараемся минимизировать медикаментозное воздействие на больных. Ежедневно проводим специальные занятия, направленные на сохранение и восстановление памяти, навыков самообслуживания — от чистки зубов до приготовления простейшей пищи. Ежедневные развивающие, терапевтические, обучающие программы проходят под контролем психиатра, нейропсихолога, эрготерапевта, музыкальных аниматоров. На территории пансионатов предусмотрена понятная навигация, не дающая потеряться в пространстве. Ведется видеонаблюдение. Этот подход позволяет больному сохранить чувство безопасности, при этом поддерживая доступную ему активность. Senior Group первой в России внедрила международные стандарты ухода за пожилыми людьми и продолжает их придерживаться. Мы регулярно повышаем квалификацию собственного персонала и обучаем сторонних специалистов на базе собственной Академии».

P. S. Senior Group входит в государственный реестр поставщиков социальных услуг по Москве и Московской области.

*Лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-50-01-009757 выдана в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Московской области от 5 июня 2018 года № 818.

Если у человека происходит нарушение памяти — то это существенно отражается на всей его жизни. Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа:

  • количественные — память ослаблена, усилена или же вовсе отсутствуют следы каких-то воспоминаний;
  • качественные нарушения, иначе говоря, парамнезия — смешение событий, произошедших в прошлом и настоящем, замещение реальных воспоминаний ложными.

Виды

Можно отметить следующие симптомы и виды заболеваний, говорящие о нарушениях памяти:

Амнезия — для нее характерно выпадение из памяти каких-либо сведений или обычных навыков на протяжении определенного временного отрезка

Гипомнезия — человек теряет способность запоминать необходимые данные, например, номера домов, телефонов, имена, фамилии, названия и определения вещей. Словом, память поражается не вся.

Когда память, наоборот, сильно обостряется, принимая при этом патологические формы, говорят о гипермнезии.

Парамнезия — нарушения памяти качественные, со сложной симптоматикой, трудно поддающейся классификации. У человека появляется ложное чувство узнавания событий, происходящих с ним впервые. Ему кажется, что все это уже происходило с ним раньше.

Причины

Существует огромное количество причин нарушения памяти. К ее ухудшению может привести астенический синдром, деменция, интоксикация организма, алкоголизм, травмы черепа, нехватка микроэлементов и витаминов, хронические болезни, возрастные изменения. Для каждого возраста существуют свои причины нарушения памяти. Подробнее об этом расскажем ниже.

У детей

Нарушение памяти у детей бывает врожденная (умственная отсталость) или приобретенная. Приобретенные расстройства в основном выражаются в неспособности ребенка запомнить и воспроизводить информацию (гипомнезия), а также амнезии — когда из памяти выпадают некоторые эпизоды или даже целые куски жизни и происходящих событий. К детской амнезии может привести какая-либо травма, нарушения и отклонения в психическом состоянии, алкогольное и наркотическое отравление, состояние комы.

Как показывает практика, нарушение памяти у детей чаще всего происходит под влиянием сразу нескольких сторонних факторов: негативная обстановка дома или в школе, астения, частые простудные заболевания и пр.

У взрослых

Теперь подробнее о том, почему происходит нарушение памяти у взрослых. Причины для этого, оказывается, могут быть самые разные. Сюда можно отнести постоянные стрессы дома и на работе, различные патологии нервной системы (энцефалитная болезнь). Ухудшение и снижение способности запоминать происходит при алкоголизме или наркомании, в случае психических отклонений. Наличие заболеваний, при которых повреждаются сосуды мозга, также оказывают сильное влияние на состояние памяти. Такое происходит при атеросклерозе сосудов, диабете, артериальной гипертензии, патологиях щитовидки.

У пожилых людей

С возрастом у человека ухудшается мозговое кровообращение, что и становится основной причиной нарушений памяти у пожилых людей. Особое место среди расстройств, связанных с ухудшением памяти у пожилых людей, занимает Болезнь Альцгеймер.

Обычно памятные процессы у людей в преклонном возрасте ухудшается постепенно и медленными темпами, и не оказывает существенного влияния на качество жизни. Такое происходит почти у половины людей, достигших старости. Но бывают случаи стремительного ухудшения памяти, которые требуют специального лечения, иначе у человека разовьется старческая деменция.

Диагностика

У каждого человека состояние памяти индивидуально, и поэтому все методы диагностики нарушений носят усредненный характер. Вот некоторые из них.

Берут 60 карточек с различными изображениями, делят их на две стопки по 30 штук. Потом показывают испытуемому по одной картинке, с двухсекудным перерывом. Спустя 10 секунд человек должен назвать изображения, которые он смог запомнить. Причем порядок запоминания не имеет значения. Те же манипуляции производят и со второй группой картинок. Человек, отличающийся крепкой памятью, обычно запоминает от 18 до 20 изображений. В случае сильного различия результатов теста диагностируют неудовлетворительную концентрацию внимания и нестабильную мнестическую функцию.

Слуховую память человека проверяют схожим тестом. Но в отличии от предыдущего, изображения проговариваются вслух, а не демонстрируются пациенту. На следующий день проводят новую серию тестов с другими словами. Человек считается здоровым, если он запомнил 20-22 слова.

Метод запоминания

Давайте поговорим о том, что делать, если начались проблемы с памятью. Существуют специальные методики для запоминания, которые направлены на тренировку памяти и улучшение мыслительного процесса.

Врач зачитывает пациенту около десятка слов без смысловой связи. Слова повторяют два, четыре раза, в неизменной последовательности. Затем испытуемый должен назвать те слова, которые смог запомнить. По прошествии тридцати минут пациенту предлагают повторить те же названия. На основании ответов врач делает выводы относительно уровня внимания и концентрации человека. Также разработаны методики, которые помогают человеку запоминать искусственные слова.

Профилактика

Теперь подробнее о том, что делать, чтобы память нас еще долго не подводила, т.е. о профилактике нарушения памяти. Здоровый образ жизни и здоровое питание — вот главные враги ухудшения памяти. Нормальный режим дня, правильное распределение приоритетов между работой, отдыхом и сном, рациональное питание — все это поможет активизировать мыслительный процесс, и, следственно, улучшит состояние памяти. Также необходимо уделять должное внимание лечению соматических заболеваний, если таковые имеются, и выполнять обязательно назначения врача.

Нарушение памяти может вызвать и обезвоживание организма, поэтому обязательно выпивайте не менее двух литров воды в сутки.

Позитив, положительные эмоции от общения с близкими, друзьями, родственниками, социальная и трудовая активность — все это поможет оставаться в здравом уме и твердой памяти на протяжении очень долгого времени.

Прием врача невролога первичный: 1850 Р.
Cкидка 5% при записи с сайта

  • Русский
  • English

Болезнь Альцгеймера и деменция в России

В России более1,5 млн людей страдает от деменции. В мире, по меньшей мере, 44 млн человек живут с деменцией, что превращает ее в глобальную проблему, на которую необходимо обратить внимание.

Поставленный диагноз болезни Альцгеймера кардинально меняет жизнь как самого человека, так и членов его семьи и друзей, но информация и поддержка доступны всем. Никто не должен иметь дело с болезнью Альцгеймера или другой деменцией один на один.

  • О болезни Альцгеймера и деменции

  • Симптомы болезни Альцгеймера

  • Факторы риска болезни Альцгеймера

  • Диагностика болезни Альцгеймера

  • Лечение и поддержка пациентов с болезнью Альцгеймера

  • Уход

  • Какую помощь оказывает Alzheimer’s Association

О болезни Альцгеймера и деменции

Болезнь Альцгеймера — наиболее распространенный тип деменции, состояния, при котором головной мозг перестает выполнять свои функции должным образом. Болезнь Альцгеймера вызывает проблемы с памятью, мышлением и поведением. На ранней стадии симптомы деменции могут быть минимальными, но по мере того, как болезнь оказывает все большее влияние на мозг, симптомы ухудшаются. Скорость, с которой болезнь прогрессирует, индивидуальна для каждого, но средняя продолжительность жизни после установления диагноза составляет восемь лет.

Хотя в настоящий момент не существует лечения, которое могло бы остановить развитие болезни Альцгеймера, есть лекарства, смягчающие симптомы деменции. В прошедшие три десятилетия исследования в области деменции позволили глубже понять, как болезнь Альцгеймера влияет на работу мозга. Сегодня исследователи продолжают искать более эффективные способы лечения, а также меры, которые могли бы предотвратить болезнь Альцгеймера и улучшить здоровье мозга.

Узнайте больше: основные сведения о болезни Альцгеймера и стадии болезни Альцгеймера.

Наверх

Потеря памяти и другие симптомы болезни Альцгеймера

Проблемы с памятью, и в частности трудности с запоминанием недавно заученной информации, часто являются первым признаком болезни Альцгеймера.

С возрастом в нашем головном мозге происходят изменения, и иногда бывает трудно запомнить некоторые детали. Однако болезнь Альцгеймера и другие деменции вызывают потерю памяти и другие серьезные симптомы, которые мешают нормальному выполнению ежедневных функций. Такие симптомы не являются естественными для обычных возрастных изменений.

Не все случаи потери памяти вызваны болезнью Альцгеймера.
Если вы или знакомый вам человек испытывает проблемы с памятью, обратитесь к врачу. Если эти симптомы вызваны, например, дефицитом витаминов или являются побочным эффектом приема лекарств, они поправимы.

Кроме потери памяти, симптомы болезни Альцгеймера включают:

  • Проблемы с выполнением заданий, которые раньше не вызывали затруднений.
  • Сложности с решением задач.
  • Изменения в настроении и характере, отдаление от родных и друзей.
  • Проблемы с устным и письменным общением.
  • Проблемы с узнаванием мест, людей, восстановлением последовательности событий.
  • Изменения в зрительном восприятии, например, трудности с интерпретацией изображения.

Родные и друзья могут заметить симптомы болезни Альцгеймера и других прогрессирующих деменций раньше, чем сам человек, испытывающий такие изменения. Если вы или знакомый вам человек испытывает возможные симптомы деменции, важно провести медицинское обследование, чтобы установить их причину.

Посетите нашу страницу 10 ранних признаков и симптомов болезни Альцгеймера и узнайте больше об отличии обычных возрастных изменений памяти и умственных функций от симптомов болезни Альцгеймера.

Наверх

Болезнь Альцгеймера и головной мозг

Клетки головного мозга в гиппокампе, участке мозга, отвечающим за запоминание, часто первыми поражаются при болезни Альцгеймера. Поэтому потеря памяти, и в особенности трудности с запоминанием недавно заученной информации, обычно является первым признаком болезни.

Совершите наш интерактивное путешествие по головному мозгу, чтобы узнать как болезнь Альцгеймера воздействует на работу головного мозга.

НАЧАТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ

Факторы риска болезни Альцгеймера

Хотя мы до сих пор не знаем всех причин, почему у некоторых людей возникает болезнь Альцгеймера, а у других нет, исследования позволили лучше понять, какие факторы делают человека более уязвимым для болезни.

  • Возраст. Пожилой возраст — главный фактор риска развития болезни Альцгеймера. Большинство людей с болезнью Альцгеймера не моложе 65 лет.
    Хотя и гораздо реже, но болезнь Альцгеймера (известная также как болезнь Альцгеймера с ранним началом) может начаться и раньше 65 лет. По оценкам, количество таких больных составляет до 5 %. Зачастую проявления болезни Альцгеймера в более молодом возрасте диагностируются неправильно.
  • Родственники с болезнью Альцгеймера. Если кто-то из ваших родителей или братьев и сестер страдает от болезни Альцгеймера, то у вас больше вероятность заболеть, чем у тех, кто не имеет таких ближайших родственников. Ученые не понимают до конца причин семейных случаев болезни Альцгеймера, но, возможно, что свою роль играют генетический и экологический факторы и стиль жизни.
  • Генетический фактор. Ученые выявили несколько генов, мутации которых увеличивают риск развития болезни Альцгеймера. Аллель e4 гена APOE — наиболее распространенный ген риска болезни Альцгеймера; по имеющимся оценкам, он сыграл свою роль в развитии болезни примерно в четверти случаев.
    В отличие от гена риска, детерминирующий ген гарантирует развитие болезни.
    Известен только один случай, когда болезнь Альцгеймера возникла в результате наследования детерминирующего гена. Развитие болезни Альцгеймера вследствие наличия детерминирующего гена происходит редко, менее чем в 1 % случаев. Болезнь Альцгеймера, вызванная наличием детерминирующего гена, называется «аутосомно-доминантная болезнь Альцгеймера (АДБА)».
  • Умеренные когнитивные нарушения. Симптомы умеренных когнитивных нарушений включают изменения в мыслительных процессах, но они не мешают выполнению повседневных функций и не такие серьезные, как при болезни Альцгеймера или других прогрессирующих деменциях. Наличие умеренных когнитивных нарушений, особенно связанных с проблемами с памятью, увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и других деменций. Однако умеренные когнитивные нарушения не всегда прогрессируют. В некоторых случаях они обратимы или сохраняются на том же уровне.
  • Сердечно-сосудистые заболевания. Исследования говорят о том, что здоровье мозга непосредственно связано со здоровьем сердечно-сосудистой системы. Через кровь мозг получает кислород и питательные вещества, необходимые для нормальной работы, а сердце отвечает за приток крови к головному мозгу. Следовательно, причины, которые приводят к сердечно-сосудистым заболеваниям, могут иметь отношение и к увеличению риска болезни Альцгеймера и других деменций. Среди них курение, избыточный вес, диабет, повышенные холестерин и кровяное давление в среднем возрасте.
  • Уровень образования и болезнь Альцгеймера. Исследованиями установлена связь между меньшим количеством лет формального образования и повышенным риском болезни Альцгеймера и других деменций. Хотя очевидной причины для такой зависимости нет, некоторые ученые полагают, что большее количество лет формального образования, возможно, помогает укрепить связь между нейронами, позволяя тем самым головному мозгу использовать альтернативные пути передачи сигналов от нейрона к нейрону при изменениях, вызванных болезнью Альцгеймера и другими деменциями.
  • Черепно-мозговые травмы. Риск болезни Альцгеймера и других деменций возрастает в результате черепно-мозговых травм средней и тяжелой степени, таких как удары по голове или другие повреждения черепа, которые приводят к потере памяти или сознания более чем на 30 минут. 50 % всех черепно-мозговых травм вызваны дорожно-транспортными происшествиями. Те, кто постоянно получает удары по голове и другие черепно-мозговые повреждения, например, спортсмены или участники боевых конфликтов, также находятся в группе повышенного риска развития деменции и нарушений когнитивных функций.

Наверх

Диагностика болезни Альцгеймера

Не существует простого теста, который мог бы определить болезнь Альцгеймера. Установление диагноза требует комплексного медицинского обследования, которое может включать:

Существует ли тест
на болезнь Альцгеймера?Не существует простого способа, чтобы обнаружить болезнь Альцгеймера. Диагноз требует полного медицинского обследования. Чтобы выявить причины имеющихся симптомов, могут понадобиться анализы крови, тесты на мыслительную деятельность, визуализация головного мозга.

  • Семейную медицинскую историю
  • Неврологическое обследование
  • Когнитивные тесты на оценку памяти и мышления
  • Анализы крови (чтобы исключить другие возможные причины)
  • Нейровизуализацию

Хотя врач обычно может установить наличие деменции, бывает сложно определить ее тип. Неправильно поставленный диагноз особенно характерен для болезни Альцгеймера с ранним началом.

Важно установить точный диагноз как можно раньше, так как это дает:

  • Более высокую вероятность получения благоприятного эффекта от имеющихся методов лечения, улучшающих качество жизни
  • Возможность получить помощь со стороны служб поддержки
  • Шанс участвовать в клинических испытаниях и исследованиях
  • Возможность выразить свои пожелания относительного будущего ухода и проживания
  • Время, чтобы решить финансовые и юридические вопросы

Наверх

Лечение болезни Альцгеймера и поддержка

Хотя в настоящий момент не существует лечения, которое могло бы замедлить или остановить воздействие болезни Альцгеймера на головной мозг, есть лекарства, которые способны временно смягчить симптомы деменции у некоторых пациентов. Действие таких лекарств основано на увеличении количества нейромедиаторов в головном мозгу.

Вас беспокоят симптомы? Посетите страницу Помощь пациентам с болезнью Альцгеймера и их семьям» в России, чтобы познакомиться со списком диагностических центров в России.

Исследователи продолжают искать способы, чтобы улучшить методы лечения болезни Альцгеймера и других прогрессирующих деменций. В настоящее время в стадии разработки находятся десятки методов терапии и фармакологических исследований, направленных на предотвращение разрушения клеток головного мозга под воздействием болезни Альцгеймера.

Помимо этого, наличие служб поддержки и использование нефармакологических методов поведенческого вмешательства может улучшить качество жизни как людей, страдающих от деменции, так и их родственников и тех, кто ухаживает за больными. Сюда входят:

  • Лечение сопутствующих заболеваний
  • Координация ухода за больным между разными специалистами
  • Участие в видах деятельности, которые способствуют улучшению настроения
  • Поведенческое вмешательство (чтобы помочь справиться с наиболее распространенными поведенческими изменениями, такими как агрессия, нарушения сна, беспокойство)
  • Повышение уровня знаний о болезни
  • Создание команды для поддержки больных

Наверх

Уход

Осуществление ухода за человеком, страдающим от болезни Альцгеймера или другой деменции, может быть благодарным, но требующим больших усилий заданием. На ранних стадиях деменции больной может оставаться самостоятельным и требующим небольшого ухода. Однако по мере развития болезни необходимость в уходе будет возрастать, и в конце концов потребуется круглосуточная помощь.

Мы часто слышим от родственников и тех, кто ухаживает за больными, что наиболее неприятный аспект болезни Альцгеймера — это поведенческие изменения, которые она вызывает. Есть много ресурсов, которые помогут тем, кто ухаживает за больными узнать, что ожидать и как адаптироваться к изменениям на ранней, умеренной и поздней стадии болезни.

Узнайте больше об уходе за больным с болезнью Альцгеймера.

Наверх

Как мы помогаем

Будучи ведущей мировой волонтерской организацией в области ухода и поддержки людей с болезнью Альцгеймера и поиска новых методов лечения, Alzheimer’s Association стремится сделать лучше жизнь тех, кто столкнулся с этой болезнью и другими деменциями. Мы финансируем исследования; предоставляем образовательные и другие ресурсы; повышаем уровень осведомленности о болезни; и в партнерстве с государственными, частными и некоммерческими организациями призываем работать над осуществлением мечты — мир без болезни Альцгеймера.

Узнайте больше о миссии Alzheimer’s Association.