Борьба католической церкви с реформацией

Цель урока:

Образовательная – продолжитьизучение особенностей протестантскихвероучений на примере кальвинизма, ставшегоосновой трудовой этики протестантов, ираспространения Реформации в Европе;рассмотреть методы борьбы католической церквипротив Реформации.

Воспитательная – показать, чторелигиозные противоречия, фанатизм могутпорождать войны.

Развивающая – продолжитьформирование умения работать с историческимисточником, строить доказательные рассуждения,составлять тезисные планы.

Форма урока: комбинированный сэлементами лабораторной работы.

Основные понятия и термины:

Реформация, основные теченияпротестантизма – лютеранство, англиканство,кальвинизм, пастор, пресвитер, гугеноты, ордениезуитов – «Общество Иисуса”, иезуит,»Индекс”, аутодафе, инквизиция,Контрреформация, религиозные войны.

Оборудование:

Карта «Реформация в Европе”

Слайды «Католическая церковь в ср.века”.

CD. Уроки Всемирной истории Кирилла иМефодия. Новая история.

CD. Новая история. 7-й класс. Аванта –CORDIS.

Компьютер, проекционная система.

Ход урока:

План:

1. Распространение Реформации в Европе.

Характеристика основных направленийпротестантизма

2. Жан Кальвин его учение.

3. Борьба Католической церкви противРеформации:

а) Создание ордена иезуитов.

б) Усиление деятельности инквизиции.

в) Издание списка запрещенных книг –»Индекса”.

г) Массовое избиение протестантов.Религиозные войны.

Повторение изученного материала:

– Что такое Реформация?

– Каковы причины Реформации вГермании? Что послужило поводом к ее началу?

– Какие цели в борьбе за реформуцеркви преследовали князья, дворяне, горожане икрестьяне?

– Изложите основные идеи ученияМ.Лютера. Кому были выгодны эти идеи?

– Каковы результаты Реформации вГермании?

1555г. – «Аугсбургский религиозныймир” – «Чья земля, того и вера!”

– Как следует понимать это правило?Кто решал вопрос о выборе веры?

Работа с док-том: Хрестоматия… –с.184-185. (см. Приложение 1)

Переход к новой теме:

События в Германии нанесли удар помогуществу католической церкви (были разрушенынекоторые монастыри, захвачены церковные земли).Авторитет церкви продолжает стремительно падать(слайды 11, 12, 8 – карикатуры на папу и монахов). –Почему?

Работа с источником (см. Приложение 2) (дальнейшееразвитие науки и техники в XV-XVI вв., Великиегеографические открытия, несовпадение слов и делцерковнослужителей, широкая продажаиндульгенций)

– Что такое индульгенция?

Весть о выступление Лютера противпродажи индульгенций, по словам современника, «в4 недели облетела весь христианский мир”. Вследза Германией Реформация начинается и в другихстранах Европы.

1. РаспространениеРеформации в Европе.

Характеристика основных направленийпротестантизма (карта и схема на доске –заполняется в процессе объяснения)

Направление в протестантизме

Территория распространения

Какие слои населения поддерживали

лютеранство

Северная Германия

Князья, богатые горожане

королевская

Англия, Швеция, Дания

Дворяне

кальвинизм

Швейцария, Нидерланды, Франция

Богатые горожане, часть дворянства

2.Кальвинизм.

Наиболее влиятельным средиреформаторских движений оказался кальвинизм.Его основателем был Жан Кальвин (1509 –1564 гг.) – сообщение ученика.(см. Приложение 3 – портретыКальвина)

– родился в семье крупного церковногослужителя, получил богословское и юридическоеобразование;

– увлекся идеями Лютера, отрекся откатоличества.

– в 1534 г., спасаясь от преследований,бежит из Франции в Швейцарию

– в 1536 г. написал книгу «Наставление ввере”

– в 1541 г. начинает преобразования вЖеневе, где он стал главой исполнительной власти.

Работа с учебником с.99-100 (п.1,2).

Задание – Перечислите основные идеиучения Кальвина (составить тезисный план).

– Чем эти идеи привлекали буржуазию?

– Как вы думаете, побуждала ли такаявера к действию или обрекала на пассивность?

Проверка задания:

1) Судьба человека предопределенаБогом, никто из верующих не знает своегопредопределения.

2) Человек не должен пассивно ждатьсвершения своей судьбы, он должен усерднотрудиться, выявить все заложенные в нем Богомспособности.

3) Успех в земных делах – знак спасения.

4) В случае неудачи не надо впадать вотчаяние и терять надежду на спасение, нужно ещеусерднее трудиться.

5) Право подданных свергнуть короля,который нарушает законы не только человеческие,но и божеские.

6) Требование «дешевой” церкви,сокращение числа обрядов (крещение и причастие).

7)Выборность руководителей церковныхобщин: пасторов (проповедников) и пресвитеров(старшин).

Преобладающее влияние в этих общинахбуржуазии. – Почему? (богатство – знак божьегоблагословения)

8) Строгая дисциплина ибеспрекословное подчинение всех членов общины,жесткие наказания за нарушение.

Задание: – Французский писатель ифилософ Вольтер писал: «Кальвин открыл дверимонастырей не для того, чтобы выгнать оттудамонахов, а чтобы вогнать туда весь мир”. Как выпонимаете эти слова Вольтера?

9) Нетерпимость к другим вероучениям ивзглядам – казнь испанского ученого МигеляСервета (см. Приложение 3– портрет), попавшего в Женеву, спасаясь отпреследования католической церкви.

Вывод: (учебник с.100,101): Кальвинизмпровозглашал новые моральные ценности, новыенормы отношения к труду – бережливость, расчет,скупость, накопление в сочетании с неустаннымтрудом, умеренность в быту. Такое учениеполностью отвечало прежде всего идеалам горожани предпринимателей эпохи разложениятрадиционного общества и зарождениякапитализма. Оно подчеркивало богоугодность ихдеятельности и одновременно укрепляло духпредпринимательства…Кальвинизм какпротестантское учение распространялся по всейЕвропе.

Он распространился во Франции подназванием гугенотства, привел к гугенотскимвойнам, автономии Южной Франции в 70-80-е гг. XVI в.Кальвинизм распространился в Нидерландах,привел к восстанию Нидерландов противиспанского абсолютизма, которое иногда называютНидерландской революцией. Он распространился вАнглии и также привел в конечном счете креволюции. Наконец, кальвинизм вышел за пределыЕвропы, с эмигрантами и колонистами онукоренился в Америке.

Борьба католической церкви сРеформацией.

а) Создание ордена иезуитов – 1540 г.

Католическая церковь не хотела и немогла смириться с возникшим против неерелигиозным протестом, выразившимся вВозрождении и Реформации. Всех протестантов ПапаРимский объявил еретиками.

Музыкальный ряд: «Танец рыцарей”(Прокофьев С. «Ромео и Джульетта”)

«…И тогда-то, в годину тяжелыхпотрясений господь послал своего избранника напомощь церкви Христовой…” (см. Приложение 4)

дон Иниго Лопец Игнатио ди Лойола(сообщение ученика).

«Иди, спаси святую церковь от кознейврага рода человеческого”.

«Цель оправдывает средства”

«Свершается сие во имя церквиХристовой”

Работа с документами (учебник) –с.105-106

Устав ордена иезуитов (Извлечения)

Игнатий Лойола. «Духовныеупражнения” (1548) (Извлечения)

Вопросы к документам:

– Какова главная цель создания ордена?Кому он подчинялся?

– Какие принципы лежали в основанииордена иезуитов? Чем он отличался от другихмонашеских орденов?

– Какой властью обладал генералордена? Как вы думаете, о чем говоритиспользование иезуитами военных терминов дляхарактеристики своего ордена?

– К чему призывал Лойола вступающих ворден?

– Охарактеризуйте моральный обликиезуитов.

Орден иезуитов запятнал себя участиемв тайных заговорах и преступлениях – убийствакороля Франции Генриха IV и штатгальтераНидерландов Вильгельма Оранского, покушения наЕлизавету Английскую и Леопольда Австрийского,»пороховой заговор” в английском парламенте,преследование передовых ученых и передача их вруки инквизиции (см. Приложение3 – портрет Джордано Бруно).

б) Усиление деятельности инквизиции.

Слайды 14, 18. Музыкальный ряд: Бриттен Б.»Военный реквием”.

– Что такое инквизиция? (Дословно»расследование” – особый суд над еретиками.Учреждена в 1542 г.)

– Какие методы борьбы с еретиками,возникшие в XIII в., церковь стала активноиспользовать в период Реформации? (отлучение отцеркви)

– Чем грозило человеку подобноенаказание?

Работа с документом «Формулаотлучения от церкви” (см. Приложение5).

Распространение в странах СевернойЕвропы, в т.ч. на различных территориях Священнойримской империи, побудило императора Карла Vсовместно с папой бороться с реформацией всемиметодами. Одним из таких методов стал изданный в1550 г. в Аугсбурге указ, прозванный современниками»Кровавым” (см. Приложение6)

Вопросы к документу:

– Почему указ получил в народеназвание «Кровавый”?

– Почему людям запрещается читатьдаже писание?

– Мог ли хоть кто-нибудь в империиКарла V чувствовать себя в безопасности отинквизиции?

– Как вы думаете, почему указ поощряетдоносы? Какую выгоду от этого рассчитываетполучить император?

– Какую атмосферу в обществесоздавали подобные распоряжения властей?

Особенно церковь бояласьраспространения знаний, способных подорвать еевлияние на массы. По настоянию церкви былираспущены академии наук в Неаполе и Модене. Поддавлением инквизиции был вынужден отречься отсвоих взглядов Галилео Галилей. Был сожжен накостре Джордано Бруно, не пожелавший отступитьсяот своих убеждений даже ради спасения жизни.

Костры инквизиции пылали по всейЕвропе и в Америке (см. слайды 18,19)

Казнь еретиков именовалась «деломверы” (аутодафе). Девиз инквизиции гласил:»Милосердие и справедливость”.

в) Издание списка запрещенных книг –»Индекса” – 1559 г. (см. Приложение3)

Папа Павел III: «Мы охвачены ужасом,видя, какими чудовищными учениями, скольгнусными заблуждениями наводнены мы из-за этогопотопа книг, сочинений, всякого рода писаний,коих плачевное извержение рассеяло мудрость полицу земли”.

Запрещенные книги подлежалиуничтожению. По словам современника, если быудалось собрать все сожженные книги на однуплощадь, то «пламя костра поднялось бы выше, чемво время знаменитого пожара Трои”.

С XVI по XX в. вышло 32 издания этогосписка, постоянно дополняемого новыминазваниями. Последнее издание списка – 1948 г. –содержало 4 тысячи произведений. В 1966 г. «Индекс”был официально отменен.

г) Массовое избиение протестантов.Религиозные войны.

В 1563 г. Тридентский собор подтвердилосновные положения вероучения католическойцеркви, направленные на укрепление церкви иинквизиции. Все сторонники реформации былиобъявлены еретиками и поставлены вне закона. Темсамым католическая церковь дала католикам правопреследовать и убивать лютеран, кальвинистов исторонников других реформационных учений.

Особенно свирепствовала инквизиция вИспании. Король Филипп II, религиозный фанатикоднажды заявил: «Я предпочту совсем не иметьподданных, чем иметь таковыми еретиков. Борьбу спротестантизмом Филипп II распространил и наНидерланды.

Во Франции более тридцати летпродолжались религиозные войны, получившиеназвание гугенотских («гугеноты” в переводе сошвейцарского «товарищи”, название французскихпротестантов). В августе 1572 г. в Париже былоистреблено около 30 тысяч человек гугенотов,съехавшихся на свадьбу сестры короля с ихруководителем Генрихом Наваррским(«Варфоломеевская ночь”, подробнее будетизучаться позже). Папа Григорий XIII поздравилфранцузского короля с истреблением врагов веры ивелел изготовить медаль по этому случаю (слайды5,7).

Католической церкви удалось подавитьРеформацию в Польше, Италии, Южной Германии. Встранах, где победила католическая церковь, какправило, дольше сохранялись феодальные порядки,тормозившие развитие экономики.

Выводы: Реформация в Европе былаподготовлена стремительный подъемом культуры вэпоху Возрождения, стремлением личности кбольшей свободе и самостоятельности. Реформация– это время кризиса католической церкви.Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию иотдельные успехи, из под ее власти вырвалисьАнглия и Шотландия, Скандинавские страны,Голландия, Северная Германия, часть Франции.

Реформация оставила глубокий след вистории, она изменила духовный, политический иэкономический характер европейского общества.

Итогом Реформации стало появлениенациональных церквей, укрепление светскойвласти, создание условий для развитиянациональных государств.

Домашнее задание: §12, вопросы, к/к 11(з.4-6)

Литература:

1.Учебник – Юдовская А.Я. Новая история,1500-1800. – М.: Просвещение, 2005.

2.Хрестоматия – История средних веков.В 2-х ч. Ч.2. (XV – XVII вв.). – М.: Просвещение, 1988.

3.Виппер Р.Ю. История Нового времени. –М.: Республика, 1995.

4.Историческая библиотека: Иезуиты.Тайны инквизиции. – СПб., 1991.

5.Донской Г.М. Задания длясамостоятельных работ по истории ср.веков. –М.:Просвещение,1992.

6.Штильмарк Р. Наследник из Калькутты.– М.: Правда, 1990.