Борьба с мыслями

Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.

Страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения. По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.

Прилог возникает в сознании человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.

Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля настолько подпала под влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов перейти к действиям. Грех уже наполовину совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19), таким образом показывая, с чего начинается грех – «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15).

Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно когда-нибудь перейдет в действие. Человек, позволяющий себе нескромные взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин, имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным.

«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» – вопрошает премудрый Соломон (Притч. 6: 27–28).

Поэтому тем, кто хочет вести духовную жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) прилог – нечто нам совсем не принадлежащее, но, как какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно нашего сознания.

Как-то в одной книге по психологии прочел о том, что наши мысли вовсе не являются «нашей собственностью» и порождением нашего ума. То, что мы думаем, – результат множества причин и обстоятельств: воспитания, условий жизни, времени, в котором мы живем, страны, в которой мы родились, и т.д. Например, если бы мы родились в другой стране, в другое время или получили другое воспитание, мы и думали бы иначе. Таким образом, то, что мы думаем, – это не совсем наши мысли, они могут возникнуть у нас по очень многим независящим от нас причинам. (Следует еще добавить, что люди православные хорошо знают, что нехорошие, греховные мысли могут приходить еще из одного источника, и источник этот хорошо известен.) Конечно, эти замечания о мыслях касаются только не укоренившихся в сознании помыслов; если человек принял мысль и начал ее обдумывать, он уже сродняется с ней, она становится его собственной.

Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять с плохими «развод», то есть не пускать их в свое сознание, не считать своими, а к хорошим мыслям, наоборот, «свататься» и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными. Мне эта мысль весьма понравилась, но как же я был удивлен, когда у святителя Феофана Затворника прочел очень похожий совет: «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это – самое спасительное средство к прогнанию греха. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некой приятности от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».

Действительно, грех и скверна не могут быть частью души, они не свойственны, не сродни человеку; мы сотворены чистыми, светлыми, очищены водами святого крещения. Вот лежит ребенок, только что крещенный; он чист, он как ангел Божий, и «все греховное есть пришлое к нам», оно приходит уже потом. И только приняв его в себя, согласившись с ним, мы сами поселяем грех в своей душе. И тогда уже выгнать его ох как непросто.

Щит веры

Мы должны установить в своем сознании как бы некий фильтр, решить, какие мысли для нас желательны, а какие нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Поступить как родители, которые могут заблокировать доступ детям на некоторые сайты или телевизионные каналы. Можно привести еще аналогию. Когда раздается звонок в дверь, мы же не сразу распахиваем ее, не спросив: «Кто там?»? Нет, мы сначала смотрим в глазок и только убедившись, что это звонит знакомый нам человек, впускаем его в квартиру.

Помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними.

Как-то я исповедовался одному опытному священнику в том, что замучили греховные помыслы, и он дал мне такой совет: «Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не имеющее к тебе отношения. Мысль может контролировать приходящие к нам помыслы, но в нашей воле – принять или нет». Допустим, сидит человек в доме; окна и двери закрыты; за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он не открыл окно. Но стоит открыть – непогода ворвется внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли: они неизбежны, но не должны входить в душу и осквернять ее.

Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает.

Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно: «А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел».

Мы уже говорили, что каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить противолежащую, добродетельную. Например, блудной – целомудренную, чистую; гневливой – доброжелательную; помыслу осуждения – помысел оправдания, жалости к ближнему и т.д.

В заключении приведу еще один совет святителя Феофана: начинать борьбу с помыслами с молитвы к Господу, святым и ангелу-хранителю. Чтобы мы приписывали успехи духовной брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.

Нужно найти главную свою страсть и бороться с ней как деятельно, так и в мыслях. Брань эта никогда не прекратится. «Но все легче и легче… или все удобнее и удобнее будет преодолевать ее. И опытности прибавится; так что и заметить, и отразить не трудно будет».

(Продолжение следует.)

Вопрос читателя:

Добрый день! Меня мучают навязчивые мысли совершенно разного характера. Например, как будто я прошу Бога о том, чего боюсь, проклятия и так далее. Мне очень стыдно и страшно, что Бог накажет меня и мысли сбудутся.

Была у психологов, они сказали, что игнорировать и всё. На исповеди священник тоже сказал не обращать внимания. Они мысли меня так достали, что я не могу их терпеть.
Раньше я за них извинялась и передумывала, теперь перестала, но просто как бы пропускаю через себя. Мне страшно за будущее своё и близких, не хочу обижать Бога. Что делать? Хочется жить и радоваться жизни, а в голове такой хаос…

Анна

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Может ли священник снять обет?

Добрый день!
Дорогая Анна! Вы правильно делаете, что решили разобраться с этой ситуацией с мыслями, и нужно продолжать это делать.

Во-первых, постарайтесь ежедневно читать молитвы утром и вечером. Далее, на исповеди нужно бывать регулярно не реже раза в месяц, может быть, раз в две недели, исповедоваться и причащаться. Если Ваша проблема духовного характера, чтобы её решить, нужно начать вести регулярную, систематическую духовную жизнь. И каждый раз, от исповеди к исповеди, исповедуйтесь во всем, что считаете неправильным, не только в мыслях. Бог даст, получится начать справляться с этой напастью.

Далее, проблемы могут быть психологического и даже медицинского характера. Нужно либо искать других психологов, либо идти к этим же психологам и говорить, что мысли не проходят, игнорировать их не получается. Навязчивые мысли могут быть и просто какой-то временной вещью, и тут да, помогут молитвы, исповеди и игнорирование, отбрасывание этих мыслей. Но они могут свидетельствовать и о каких-то серьезных внутренних проблемах, может быть, депрессии, повышенной усталости (о чем-то худшем не будем говорить, вариантов масса). Нужно пройти обследование, тесты, которые покажут, что происходит сейчас с Вашим внутренним состоянием. Если будет нужно, проконсультируйтесь и с психиатром.
И далее, ни в коем случае не оставляя церковную жизнь, предпринять те меры по восстановлению нормального внутреннего состояния, которые посоветуют специалисты от медицины. Если будут сомнения — найдите еще одного психолога и проконсультируйтесь с ним. Если Вам непонятно, как действовать и как именно, например, игнорировать мысли либо этот метод не работает, не стесняйтесь спросить у психолога об этом и сказать, что Вам неясно, что и как делать, пусть проговорит с Вами пошаговую инструкцию и от встречи к встрече контролирует, как Вы с этим справляетесь, что получается или не получается и почему.

Не переживайте. Если мысли не Ваши, а просто приходят и Вы не можете их отразить, за сами мысли за Вами вины нет. Ваша ответственность — в том, принимаете Вы эти мысли или нет и что делаете для того, чтобы не принимать
Бог даст,получится с этой напастью справиться.

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Фотография на заставке: destino2003/Flickr/CC BY-ND 2.0

Как бороться с греховными помыслами

Часть первая

ТАКТИКА ВРАГА

НАДО ЛИ БОРОТЬСЯ С ГРЕХОВНЫМИ МЫСЛЯМИ?

Вы боритесь с греховными мыслями? Если этот вопрос задать людям, далеким от духовной жизни, не всякий даже и поймет, о чем речь. Многие не считают свои мысли опасными, так как отождествляют себя с ними. Человеку бывает невдомек, что не все его думы принадлежат ему.

В моей голове чужие мысли? Такого не может быть! Все, что в моей голове, является исключительно моей собственностью.

Каждого человека, будь он верующий или неверующий, беспокоят негативные мысли. Однако неверующий не чувствует в них греховности и не видит того, что плохие мысли приносят в его сознание темные духи. Он не считает себя виновным, если думает о мерзостях и гадостях. Иногда неверующий хочет избавиться от злых мыслей, но не по причине их греховности, а из-за того, что они докучают ему.

Для неверующего человека вполне естественно принимать все мысли за плод своего ума, а состояние ума – за его природное состояние. Такое убеждение – причина многих бед, скорбей и ошибок. Ведь большинство наших мыслей и состояние нашего ума не являются ни нормальными, ни естественными.

Многие люди пытаются решать свои проблемы неправильно. В чем их ошибка? В том, что они позволяют мыслям постоянно кружить вокруг волнующей их проблемы. Эту мысленную круговерть люди считают нормальной работой ума. А зря! Такое убеждение не позволяет им решить проблему. Негативные мысли погружают людей в омут отчаяния. Выбраться из него они не могут. Жизнь превращается в муку, и некоторые доходят даже до самоубийства. Предсмертные записки часто говорят о нерешенной проблеме, безвыходной ситуации, чувстве обреченности. Верующие люди не заканчивают свою жизнь столь печально. Однако мысли нередко доводят и верующих до уныния и даже отчаяния.

Кого из людей по-настоящему беспокоит проблема греховных мыслей? Того, кто уверовал во Христа и осознал свою греховность. Христианин кается в грехах и очищается от них, но вдруг обнаруживает, что, несмотря на горячее желание не грешить, в жизни постоянно появляются новые грехи. Наблюдая за причинами своих грехопадений, человек приходит к выводу, что они кроются в его сознании. Именно здесь рождаются мысли, которые затем превращаются в греховные поступки.

Человека охватывает беспокойство. Значит, корень грехов кроется в нем самом? В его душе, сознании, уме? Что же делать? Как бороться с самим собой, чтобы не грешить? Да и возможно ли выкорчевать из своего ума неведомо откуда приходящие греховные мысли?

Человек лихорадочно ищет способ не думать о соблазнах и грехах. Пытается бороться с темными и грязными мыслями. Однако все попытки победить их заканчиваются неудачей. Человек приходит к выводу, что самостоятельно победить их нельзя.

Что же делать? Если человек опускает руки и решает, что бороться с грехом в собственном уме бесполезно, то в дальнейшем он обречен жить с потемненным сознанием и совершать грехи. Однако если человек горит желанием победить грех и контролировать свое сознание, то он продолжает искать пути, ведущие к победе над греховными мыслями. И Господь помогает такому человеку.

В святоотеческой литературе имеется богатый материал, посвященный борьбе с греховными мыслями. Духоносные подвижники ясно объясняют, как мысли возникают в уме человека, как они развиваются и овладевают его душой, как влекут к греху. Святые отцы показывают средства борьбы с нечистыми мыслями, учат тому, как очистить ум и соединить его с Богом. Стоит только человеку воспользоваться советами святых отцов – и он вскоре получит благотворный результат. А если будет применять наставления святых отцов в своей жизни постоянно, то достигнет и духовного совершенства.

***

В Древнем патерике повествуется о том, что ученик сказал старцу:

– Я не вижу никакой брани в моем сердце. Старец ответил:

– Ты – дом с четырьмя дверьми. Лукавые помыслы приходят и проходят чрез тебя, а ты не замечаешь их. Затвори двери, и тогда увидишь лукавые помыслы, стоящие снаружи и воюющие против тебя1.

Иногда человек, услышав, что нечистые помыслы препятствуют спасению души, хочет очистить от них свое сознание. Он пристально всматривается в душу, однако ничего там не замечает. Может быть, в небольшом количестве грешные мысли и проскальзывают в сознании, но говорить о какой-нибудь серьезной мысленной брани не прихо дится.

Как же быть? Святые отцы утверждают, что наш ум наполнен и преисполнен грешными помыслами и с ними надо обязательно бороться. Однако смотришь внутрь себя и не видишь ничего, с чем надо по-настоящему воевать.

Ответ тут один: значит, наша душа – дом с открытыми настежь дверьми, за которыми мы не привыкли следить. Стоит только поставить сторожа и закрыть двери в доме, как ситуация изменится в корне. Если раньше злые помыслы приходили без стука, то теперь они будут барабанить в закрытые двери так, что при всем желании будет нельзя не заметить их.

Итак, что же делать? В первую очередь надо поставить в душе сторожа. Им должен стать ум. Именно он обязан защищать душу от разбойников. Бороться с ними может только ум трезвенный, не опьяненный страстями. Если ум охвачен страстью, то сторож из него никудышный. Он напоминает охранника, спящего в пьяном угаре. Только если ум не будет увлекаться бесовскими помыслами, из него получится трезвый и надежный сторож нашего сознания.

Также надо затворить двери души. Что под этим подразумевается? Органы чувств. Именно через них, как через двери, в душу входят греховные мысли. Например, идешь по улице и, если не контролируешь зрение, все, что видишь, входит в душу и порождает поток мыслей. И при этом бесы возбуждают в нас греховные помыслы по поводу увиденного. Если же контролируешь зрение, то ум, как бдительный охранник, отслеживает опасных посетителей и сознание остается чистым от бесовского влияния.

***

Грехи совершаются часто с помощью тела. Изза этого некоторые духовно неопытные люди приходят к выводу, что тело – причина греха. Конечно, такой вывод неверен.

Тело – составная часть человека и подчиняется душе. Само тело не может грешить, если прежде человек не согрешит в своем сердце.

Тело совершает грех, получая приказ от сердца. Поэтому «борьба, которую должен христианин вести со своими грехами, не может быть сведена только к одной борьбе с плотью. Первопричина не в ней. На ее экране только возникают феномены, причина коих коренится в помыслах. В деятельности нашего ума и должен быть парализован грех, пока он не принял еще осязательных форм»2.

Итог

1. Многие люди не считают греховные мысли опасными, так как отождествляют себя с ними.

2. По-настоящему беспокоит проблема греховных мыслей того, кто уверовал во Христа и осознал свою греховность.

3. Если человек хочет спасти душу, то он должен научиться бороться с греховными мыслями и контролировать свое сознание.

4. Лучший учебник духовной жизни – святоотеческая литература. Святые отцы оставили нам богатый материал, посвященный борьбе с греховными мыслями.

ИСТОЧНИКИ МЫСЛИ

В духовной литературе часто встречается старинное слово «помысл», которое является синонимом слова «мысль». Вместе с тем слово «помысл» имеет более широкое значение. Иногда «помысл» означает стремление души к добру или злу. Так же в святоотеческой литературе «помысл» означает образ, который сформировался в уме под воздействием соответствующих мыслей.

***

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «…есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас»3.

Тот, кто является монахом, прежде всего должен держать в уме – днем и ночью, тот факт, что ему предстоит умереть. Это главное его знание. Если он будет всегда помнить об этом, то сумеет прожить жизнь в покаянии, смирении, чистоте сердца, в верности Евангельским Заповедям и добродетелям, избежит множества зол и искушений, освободится от всех духовных затруднений и узрит Бога. Он будет духовным человеком со многими достойными чертами характера. Ибо существование непостоянно, как дневная тень; особенно же неопределенна жизнь монаха и, если он думает, что для него достаточно служить людям или заботиться о родных, которые остались в миру, то следует помнить: вполне может произойти нечто, что заставит его пренебречь долгом в отношении к людям и забыть об обязанностях к своим родителям. Но если он просто решит жить сегодня, не заглядывая в завтра так, что, представ перед людьми для оказания им помощи, он будет считать это своим последним служением, а глядя в лица родных, будет чувствовать, что более никогда их не увидит, тогда его долг и обязанность к ним станут полностью искренними, а его сердце – в единении с Богом.