Божья матерь Калужская

Впервые имя «Взыскание погибших» по отношению к Богородице появляется на Руси в XVII в. вместе с повестью «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». История, произошедшая в малайзийском Адане в VII в., достойна пересказа. Некий Феофил служил экономом у епископа. Служил верой и правдой, завоевав почет и уважение. Но епископ умер, назначили нового, и кто-то, желая занять завидное место эконома, оклеветал Феофила, его выгнали. Обида жгла бедолагу, казалось, что все вокруг над ним насмехаются, и он решил восторжествовать над гонителями. Но как? Нашелся советчик, подсказавший: проси помощи у дьявола, тот все устроит. Желание поквитаться с обидчиками было так сильно, что Феофил совершил непоправимое: он не просто обратился к дьяволу, отрекшись от Бога, он добровольно подписал с дьяволом договор — хартию. Только не надо считать, будто несчастный Феофил был единственным волонтером за всю историю рода человеческого.

Подписал Феофил хартию, а через некоторое время новый епископ, разобравшись, в чем дело, позвал его назад. И вот тут-то весь ужас содеянного и предстал перед Феофилом, он понял, какой непоправимый шаг совершил. Он не мог ни есть, ни спать, он удалился в храм — каяться. Но понимая, что сам, добровольно отрекся от Создателя, Феофил уже не смел обращаться к Богу. И тогда он обратился к Божией Матери, умоляя Ее, Заступницу, взыскать его, погибшего. Эти слова кающегося Феофила и легли потом в основу молитвы, обращенной к иконе «Взыскание погибших». «Заступнице усердная, Господа Мати! К Тебе прибегаю окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, вопль и стенания мои услыши!» Богородица услышала и спасла Феофила. Больше того, Она вернула эконому подписанную им хартию. Поскольку «нет греха, побеждающего человеколюбие Божие».

Следующее зафиксированное чудо, связанное с образом «Взыскание погибших», произошло в первой половине XVIII века. В деревне Вязовка Калужской губернии жил крестьянин Федот Обухов, занимавшийся скупкой пеньки. Как-то зимой по пути в село Голдаево Обухова застигла вьюга, он сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, Федот выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Чувствуя, что замерзает, крестьянин взмолился к Богородице и дал обет написать список с Ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви Болхова. Очнулся Федот в чужом доме. Крестьянин Рыданских постоялых дворов позже поведал, что «сидя в избе и услышав голос: «Возьмите», выскочил посмотреть, кто это, и увидел сани». Обухов исполнил свой обет, а икона «Взыскание погибших» Борская прославилась еще многими чудесами.

Не имея возможности помочь близкому, молясь, мы вверяем его жизнь Богородице, зная, что Ее любовь и милосердие выше наших

С Московским списком образа, датируемым 1802 годом, связан иной сюжет. Владелец иконы, дворянин, сначала разорился, потом овдовел. С тремя дочками он оказался в полной нищете, беда шла за бедой, и однажды в полном отчаянии он взмолился Богородице перед образом «Взыскание погибших». И произошло чудо: и денежная помощь пришла, и бедствия прекратились, а дочки-бесприданницы счастливо вышли замуж. Именно после этого случая к иконе и стали обращаться те, кто просил у Богородицы счастливого замужества. И хотя из-за пожаров Москвы 1812 года до нас не дошли ни имя отчаявшегося отца, ни имена его счастливо выданных замуж дочек, несомненно: история, произошедшая до нашествия французов, в Москве была широко известна. Как и сама икона.

Поэтому не будет натяжкой предположить: стих Лермонтова «Молитва», в котором он просит Богородицу «окружить счастьем» любимую и послать ей «сопутников, полных внимания», навеян именно этим образом. Посвящен стих предположительно юной Варваре Лопухиной, а дальше, внимание! Нас ждет открытие!

Икона Богородицы «Взыскание погибших».

Итак, берем стихотворение Лермонтова «Молитва». То, что двадцатидвухлетний (!) поэт выслал сестре Варвары Марии Лопухиной письмом от 15.02.1838 года, застенчиво сопроводив его словами: «Посылаю вам стихотворение, которое нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл, но это вовсе ничего не доказывает». И дальше — мольба о счастье любимой.

Я, Матерь Божия, ныне

с молитвою

Пред твоим образом

ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью

иль покаянием,

Не за свою молю душу

пустынную,

За душу странника

в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой Заступнице

мира холодного.

Окружи счастием душу

достойную;

Дай ей сопутников,

полных внимания,

Молодость светлую,

старость покойную,

Сердцу незлобному мир

упования.

Оставив на потом осмысление красоты шедевра любовной лирики, обратим внимание на то, как поэт обращается к Богородице: «Теплая Заступница мира холодного». И сравниваем, какие имена Божией Матери звучат в молитвах, посвященных образу Богородицы «Взыскание погибших», — в тех, что были написаны по следам упомянутой выше повести «О покаянии Феофила», и в тех, что были созданы позже. Оказывается, точная фраза «Теплая Заступница мира холодного» не встречается нигде. Хотя среди обилия обращений к Богородице «Заступница» встречается часто. А вот «Теплая Заступница» лишь раз, но именно этот эпитет из всего множества именований Богородицы оказался ближе всего сердцу поэта. Значит, восприятие Богородицы Лермонтовым было личностным. Теперь про холодный мир. То, что Лермонтов воспринимал мир именно так, — не новость, это сквозная тема поэта. Неожиданно то, что заносчивый, мятежный Лермонтов, которого так часто знали злым, Лермонтов, после смерти которого свет беспощадно изрек: «Туда ему и дорога», вверяет дорогое ему существо Теплой Заступнице мира холодного!

Но, может, тут просто литературный дар, умение красиво складывать строчки? Нет, и вы сейчас убедитесь в этом сами. Читаем последнее четверостишие:

Срок ли приблизится часу

прощальному

В утро ли шумное,

в ночь ли безгласную —

Ты восприять пошли к ложу

печальному

Лучшего ангела душу

прекрасную.

Вас ничто не смущает в последней строке? Ну, конечно, фраза «пошли… лучшего ангела»! Будто ангелы бывают лучше и хуже! Но разве эта по-детски наивная просьба послать любимой «лучшего ангела» не есть сама искренность?

Думаю, подробный анализ стиха объяснил бы это удивительное сочетание нежности с горячностью мольбы (попробуйте не просто пробежать стихотворение глазами, а прочитать его!), но главное в другом. Разве не чудо, когда одно сердце — своенравное, гордое, эгоистичное, часто недоброе, — обычное человеческое сердце, как у всех нас, забыв о себе, забыв себя, начинает горячо и искренне молиться о счастье и спасении другого — того, кто ему дорог! И что это, как не взыскание погибшего?

Икона Богородицы Калужская

Кондак 1

Взбра́нной Воево́де, Пренепоро́чней Де́ве Богоро́дице, земли́ Калу́жския изба́вительнице, хвале́бныя пе́сни прино́сим Ти, раби́ Твои́, я́ко ико́ны Твоея́ явле́нием дарова́вшей нам стра́жа неусы́пна. Ты же моле́ния на́шего, пред ико́ною Твое́ю возноси́маго, не отве́ржи, но защити́ ны, Влады́чице, от всех враго́в ви́димых и неви́димых и изба́ви ны от вся́ких боле́зней душе́вных и теле́сных, да во умиле́нии се́рдца зове́м Ти: Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и заступле́ние нам явля́ющая.

Икос 1

А́нгелов мно́жество сла́вят Тя, Цари́цу всех и Богоро́дицу, Ты бо испо́лнила еси́ ра́дости сердца́ на́ша явле́нием нам чудотво́рныя ико́ны Твоея́ в Тинько́ве и чудесы́ во хра́ме и́мене Рождества́ Твоего́ в ве́си Калу́жке; сей у́бо ико́не Твое́й поклоня́ющеся, Тебе́, богоизбра́нная Де́во, моле́ние возно́сим, со стра́хом и любо́вию глаго́люще:

Ра́дуйся, от патриа́рхов прообразова́нная и от проро́ков предвозвеще́нная;

ра́дуйся, ро́ждшая А́гнца, взе́мшаго грехи́ ми́ра.

Ра́дуйся, Ада́ма и Е́ву от дре́вняго прокля́тия свободи́вшая;

ра́дуйся, чудотво́рною ико́ною Твое́ю всю зе́млю Калу́жскую озаря́ющая.

Ра́дуйся, ико́ну Твою́ во зна́мение ми́лости нам да́вшая;

ра́дуйся, я́ко на ико́ну Твою́ взира́юще, Само́й Тебе́, и́стинней Богоро́дице, покланя́емся.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 2

Ви́дящи начерта́ние ли́ка Твоего́, деви́ца Евдоки́я в развраще́нии се́рдца своего́ дерзнове́нно оплева́нием поруга́ся ему́, не ве́дущи, я́ко сей Твой лик есть, Пресвята́я Дево; Ты же вразумле́ния ра́ди вда́ла еси́ ю́ в разслабле́ние всего́ телесе́, смягче́ние руку́ и ногу́, ослепле́ние о́чию и язы́ка немо́тствование, и сим показа́ла еси́, я́ко начерта́ние ли́ка сего́ есть ико́на Твоя́ чудотво́рная, да вси лю́дие вопию́т к ро́ждшемуся от Тебе́ Бо́гу Сло́ву: Аллилу́иа.

Икос 2

Ра́зум челове́ческий не мо́жет пости́гнути вели́каго Твоего́ милосе́рдия, Пресвята́я Богоро́дице, я́ко и́скреннее покая́ние боля́щия деви́цы прия́ла еси́ и соверше́нное исцеле́ние ей дарова́ла еси́, да моли́тву прино́сит пред ико́ною Твое́ю, взыва́ющи си́це:

Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная, Иа́ковом предви́денная;

ра́дуйся, та́йну воплоще́ния Бо́жия, пре́жде век в Бо́зе сокрове́нную, откры́вшая.

Ра́дуйся, веду́щим брань проти́ву ми́ра и диа́вола до́брая споспе́шнице;

ра́дуйся, от грехопаде́ний на́ших, и́мже несть числа́, избавля́ющая.

Ра́дуйся, я́ко призыва́ющия и́мя Твое́ от паде́ния стра́стнаго возставля́ющая;

ра́дуйся, благода́тное безстра́стие и́щущим сие́ усе́рдно подаю́щая.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 3

Си́лою, да́нною Ти свы́ше, чудотво́рную Твою́ ико́ну, Пречи́стая Богоро́дице, дарова́ла еси́ нам в зна́мение ми́лости Твоея́, я́вльшися роди́телем тоя́ деви́цы, и рекла́ еси́ им: Бу́ду хода́тайствовати о гра́де Калу́ге и о всех лю́дех его́. Мы же, взира́юще на ико́ну Твою́ и мно́жество чуде́с от нея́ ве́дуще, с ра́достию к ней припа́даем и из глубины́ се́рдца благодари́м Тя, ди́вную Засту́пницу, взыва́юще Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 3

Иму́щи присное милосердное попече́ние о е́же лю́дем согре́шшим не до конца́ поги́бнути, роди́телем тоя́ деви́цы повеле́ла еси́, Пресвята́я Богоро́дице, да сверше́но бу́дет моле́бствие пред Твое́ю ико́ною со освяще́нием воды́ и да окропи́т иере́й дщерь их, боле́знию пораже́нную, я́ко да исцеле́ет от неду́га своего́. Нас же спаси́, Госпоже́, ве́рою и любо́вию воспева́ющих Ти:

Ра́дуйся, две́ре, Иезеки́илем прорече́нная;

ра́дуйся, вочелове́чению Еди́наго от Святы́я Тро́ицы непоро́чно послужи́вшая.

Ра́дуйся, рожде́нием Сы́на Твоего́ спасе́ние ми́ру я́вльшая;

ра́дуйся, с ве́рою и́мя Твое́ призыва́ющих от сме́рти спаса́ющая.

Ра́дуйся, святи́телей весе́лие и благогове́йных иерее́в похвало́;

ра́дуйся, и́ноков и и́нокинь благочести́вых изря́дная Покрови́тельнице.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 4

Бу́рю напа́стей прови́дя, угрожа́вших кра́ю Калу́жскому от Наполео́на, святи́тель Евла́мпий моля́шеся пред Твое́ю ико́ною, Богоро́дице, о избавле́нии от враго́в; весть же прие́мь, я́ко во́инство вра́жие пораже́но бысть на реце́ Черну́шце, благода́рственно Спа́су Христу́ возопи́: Аллилу́иа.

Икос 4

Слы́шавше ми́лость Твою́, Богоро́дице, чрез Твою́ ико́ну на по́ли бра́ни близ ве́си Тару́тино нам низпосла́нную, егда́ яви́ла еси́ ю́ на возду́се иноплеме́нником, я́коже свиде́тельствоваша плене́ннии от них; и та́ко дарова́ла еси́ побе́ду во́ем росси́йским, ра́дуемся о Твое́й, Влады́чице, по́мощи и со упова́нием воспева́ем Ти си́це:

Ра́дуйся, Купино́ неопали́мая, Богови́дцем Моисе́ем предзри́мая;

ра́дуйся, от пото́па грехо́внаго нас спаса́ющая.

Ра́дуйся, кади́льнице злата́я, я́ко фимиа́м благоуха́нный моли́твы Твоя́ к Бо́гу, Сы́ну Твоему́, при́сно вознося́щая;

ра́дуйся, пра́ведно дви́жимый гнев Бо́жий на ны моле́нием Свои́м ско́ро утоля́ющая.

Ра́дуйся, явле́нием на возду́се ико́ны Твоея́ страх и тре́пет на враги́ наве́дшая;

ра́дуйся, во́инству росси́йскому побе́ду во бра́ни пода́вшая.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 5

Боготе́чная звезда́ яви́лася еси́ нам, Богоро́дице, смы́слы на́ша озаря́ющая и на путь спаси́тельный наставля́ющая, враго́м же на́шим была́ еси́, я́ко мо́лния, устраша́ющи их и отража́ющи от нас, егда́ Наполео́н, порази́в близ гра́да Малояросла́вца рать на́шу, пону́ди ю́ отыти́ ко гра́ду Калу́ге, сам же, услы́шав сие́, по Твоему́ ми́лостивому, Засту́пнице, повеле́нию, неве́домыя ра́ди вины́, вме́сто е́же ко гра́ду Калу́ге ити́, и́де по пути́, его́же сам разори́ и опустоши́, ко гра́ду Гжа́тску, и та́ко рать свою́ погуби́. Сего́ ра́ди, Твое́ кре́пкое заступле́ние ве́дуще, со умиле́нием глаго́лем Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 5

Проя́вльши ве́лию любо́вь к лю́дем, живу́щим во стране́ Калу́жстей, Пресвята́я Богоро́дице, зе́млю на́шу сохрани́ла еси́ и мно́жество враго́в, обыше́дших ю́, дале́че от нея́ отгна́ла еси́, си́и же врази́ на́ши уве́деша, коль крепка́ есть по́мощь Бо́жия Ма́тере. Мы же, Твое́ всемо́щное заступле́ние, нам бы́вшее, до́бре ве́дуще, в ра́дости се́рдца воспева́ем Ти си́це:

Ра́дуйся, клеще́ та́инственная, Иса́ием прови́денная;

ра́дуйся, примире́ние на́ше с Бо́гом соде́лавшая.

Ра́дуйся, Спаси́теля па́дшему челове́честву ро́ждшая;

ра́дуйся, в годи́ну бра́ни по́мощию Твое́ю упова́ющих на Тя не оставля́ющая.

Ра́дуйся, всемо́щным заступле́нием Твои́м от меча́ иноплеме́нных нас избавля́ющая;

ра́дуйся, без проли́тия кро́ве одоле́ние правосла́вным во́ем дарова́вшая.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 6

Пропове́дница богознамени́таго чудесе́ яви́ся не́кая жена́ во гра́де Бо́ровске, ю́же вра́чеве ника́коже возмого́ша исцели́ти, и реко́ша, я́ко належи́т ей не по мно́зе вре́мени умре́ти. Она́ же, ве́ру иму́щи, я́ко си́ла Бо́жия всемогу́щая есть, не закосне́ проси́ти, да в ве́си Калу́жке пред Твое́ю, Богоро́дице, ико́ною сверше́но бу́дет о здра́вии ея́ моле́бствие, и по ве́ре свое́й а́бие от неду́га своего́ исцеле́на бысть. Те́мже и мы, благода́рственно прославля́юще Бо́га, вопие́м Ему́: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́ла есть ико́на Твоя́, Богоро́дице, чуде́снаго исцеле́ния ра́ди жены́, живу́щия во гра́де Бо́ровске, да́же и посреде́ жи́телей его́, в раско́ле пребыва́ющих и не чту́щих о́браз Твой. Сего́ ра́ди и синкли́т гра́дский, в не́мже по преизбы́точеству бя́ху лю́дие, в раско́ле упо́рствующии, уста́ви, да бу́дет сверше́но на сто́гнах гра́да моле́бное пе́ние пред ико́ною Твое́ю, во град сей принесе́нною. Те́мже, я́ко блага́я Влады́чица, научи́ ны разуме́ти промышле́ние Бо́жие о спасе́нии люде́й, да взыва́ем Ти ра́достно:

Ра́дуйся, в защи́ту Це́ркве Правосла́вныя чудеса́ показу́ющая;

ра́дуйся, хули́тели и́стинныя ве́ры неви́димо наказу́ющая.

Ра́дуйся, догма́тов ве́ры огражде́ние и утвержде́ние;

ра́дуйся, я́ко боже́ственную ве́ру просла́вила еси́.

Ра́дуйся, раско́льники на путь благи́й обраща́ющая;

ра́дуйся, пре́лесть же раско́ла посрамля́ющая.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 7

Хотя́щи возгре́ти в сердца́х люде́й земли́ Калу́жския любо́вь к ико́не Твое́й, Засту́пнице на́ша, то́ки чуде́с излива́еши от нея́: моли́твою бо, к Тебе́ возноси́мою, глухо́му внеза́пу слух дарова́ся, осле́пшему зре́ние откры́ся, разсла́бленному кре́пость во удесе́х его́ возврати́ся, здра́вие душе́ю страждуще́й и бе́сом одержи́мей даде́ся, лю́те боля́щей и врачми́ оста́вленней житие́ во здра́вии на мно́гая ле́та продолжи́ся; те́мже и мы, с любо́вию ко ико́не Твое́й припа́дающе и прославля́юще Бо́га, вопие́м Ему́: Аллилу́иа.

Икос 7

Необори́мая еси́ огра́да, охраня́ющая ны от вся́ких боле́зней душе́вных и теле́сных, Пресвята́я Богоро́дице, и заступа́ющая всех, к Тебе́ прибега́ющих с моли́твою. Те́мже и мы, припа́дающе ко ико́не Твое́й, мо́лим Тя, Влады́чице: от вся́ких боле́зней душе́вных и теле́сных изба́ви ны, вопию́щия Ти из глубины́ се́рдца:

Ра́дуйся, со́лнце селе́ния Христо́ва, псалмопе́вцем предъявле́нное;

ра́дуйся, ро́ждшая Изба́вителя, беззако́ния на́ша ту́не очища́ющаго.

Ра́дуйся, ста́мно пресвята́я, в не́йже а́лчущим пра́вды соблюда́ется Хлеб жи́зни ве́чныя;

ра́дуйся, я́ко приходя́щих с ве́рою к чудотво́рней Твое́й ико́не от боле́зней душе́вных и теле́сных ми́лостивно врачу́еши.

Ра́дуйся, боле́знующих, оста́вленных врачми́, от сме́рти избавля́ющая;

ра́дуйся, я́ко моли́твами Твои́ми престаю́т тлетво́рнии ве́три и смертоно́сныя я́звы.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 8

Вели́кое и уму́ челове́ческому неудобопости́жное чу́до яви́ла еси́, Влады́чице ми́ра, егда́ внеза́пу исцели́ла и укрепи́ла еси́ в тре́звенном житии́ не́кую жену́, в о́бласти гра́да Жи́здры жи́вшую, я́же пья́нству предана́ бе; со́вестию свое́ю терза́шеся, я́ко стра́стию поро́ка порабоще́на бысть, и сея́ ра́ди вины́ обрати́ся с ве́рою к Тебе́, Влады́чице, моля́щися пред Твое́ю ико́ною и от Тебе́ исцеле́ние жела́ющи получи́ти. Сего́ ра́ди и мы, на ми́лость Твою́ упова́юще, восхваля́ем Твое́ милосе́рдие, взыва́юще Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 8

Ви́дят и слы́шат жи́тели Калу́жския земли́ но́вую купе́ль Силоа́мскую, па́че о́ныя дре́вния я́вльшуюся, Пресвята́я Богоро́дице, в хра́ме Рождества́ Твоего́ в ве́си Калу́жке, в не́мже покланя́ются чудотво́рней ико́не Твое́й; не еди́ножды бо в ле́то и не то́чию пе́рвее входя́й здра́вие прие́млет, но вы́ну всяк неду́г врачу́еши всех с ве́рою к Тебе́ прибега́ющих. Сего́ ра́ди вопие́м Ти:

Ра́дуйся, Ея́же ра́ди ад стене́т и ду́си зло́бы трепе́щут;

ра́дуйся, Ея́же ра́ди врата́ рая́ всем нам отверза́ются.

Ра́дуйся, по́мощь Твою́ святу́ю благовре́менно подаю́щая вся́цей души́, ве́рно Тебе́ моля́щейся;

ра́дуйся, от стра́сти пия́нства обрати́вшихся к Тебе́ с моли́твою избавля́ющая.

Ра́дуйся, от ро́ва поги́бельнаго безнаде́жных извлача́ющая;

ра́дуйся, притека́ющих к покро́ву Твоему́ сла́дкое успокое́ние.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 9

Вси горды́нею одержи́мии страх Бо́жий ско́ро забыва́ют. Си́це две жены́, в стране́ Калу́жстей живу́щия, горды́нею преиспо́лненныя, я́сно явля́ху сомне́ние свое́, я́ко ико́на Твоя́ цельбоно́сна есть, Влады́чице, и сим толи́ко прогне́ваша Бо́га, я́ко пра́ведным судо́м Его́ тя́жкими неду́ги наказа́ние прия́ша. Мы же, таково́е вразумле́ние ви́дяще, с любо́вию покланя́емся Твоему́ о́бразу, взыва́юще Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́и ве́ка сего́ отрица́ют поклоне́ние ико́не Твое́й, Пречи́стая Де́во, не разуме́ют бо в свое́м суему́дрии, я́ко честь, ико́не воздава́емая, на первообра́зное восхо́дит. Мы же, не то́кмо сие́ ве́дуще, но и благодея́ния, ико́ною Твое́ю нам явля́емая, душе́ю ра́дующеся, Тебе́, Богоро́дице, глаго́лем:

Ра́дуйся, ста́мно всезлата́я, в не́йже плоть и кровь Боже́ственнаго А́гнца угото́вашася;

ра́дуйся, трапе́зо свята́я, Хле́бом жи́зни нас пита́ющая.

Ра́дуйся, су́етную му́дрость нечести́вых вети́й посрамля́ющая и ослепле́нных е́ю на путь пра́вый наставля́ющая;

ра́дуйся, я́ко по благосты́ни Свое́й угаша́еши в нас огнь нече́стия пла́менем огня́ Боже́ственнаго.

Ра́дуйся, вразумля́ющая зна́меньми и чудесы́ коле́блемых в ве́ре;

ра́дуйся, Богоблагода́тная, страх Бо́жий и смире́ние в сердца́ на́ша вселя́ющая.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 10

Спасти́ хотя́щи лю́ди, покланя́ющияся Твое́й ико́не, от бед, благоволи́ла еси́, Богоро́дице, яви́тися не́коей деви́це, в Лу́жецком, близ гра́да Можа́йска, монастыри́ жи́тельствовавшей, и предвари́ти, да не и́мать обще́ния с жено́ю развраще́нною, и тем сохрани́ла еси́ деви́цу о́ную от гряду́щия беды́. Те́мже и мы прославля́ем Го́спода Бо́га, да́вшаго благода́ть такову́ю ико́не Твое́й, и вопие́м Ему́: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ еси кре́пкая, огражда́ющая род челове́ческий от бед, Пресвята́я Богоро́дице, ско́рую по́мощь явля́ющая от Твое́я ико́ны всем чту́щим ю́ во гра́дех, ве́сех и оби́телех. Сего́ ра́ди и мы, осеня́емии Твои́м, Богома́ти, заступле́нием, на Твой взира́юще пречи́стый о́браз, мо́лим Тя, да изба́виши ны от вся́ких клеве́т, бед и скорбе́й, вопию́щих Ти:

Ра́дуйся, я́вльшая ми́ру обетова́ннаго Сокруши́теля главы́ зми́евы;

ра́дуйся, ра́дость ве́чную, Спаси́теля ми́ру, ро́ждшая.

Ра́дуйся, рожде́нием Сы́на Бо́жия две́ри ца́рствия Христо́ва нам отве́рзшая;

ра́дуйся, казнь Бо́жию за беззако́ния на́ша от глав на́ших отводя́щая.

Ра́дуйся, лю́бящих и чту́щих Тя от вся́ких бед и скорбе́й избавля́ющая;

ра́дуйся, ра́досте всего́ ми́ра, Е́юже сле́зы скорбя́щих отъе́млются.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 11

Пе́ние непреста́нно приноша́ше Ти, Пресвята́я Богоро́дице, не́кий жи́тель Жи́здринския ве́си, с ве́рою пред Твое́ю ико́ною моля́ся, да ему́ дщерь да́руеши. Ты же, Богоро́дице, благоволи́ла еси́ вня́ти мольба́м его́ и исполнити проше́ние его́. Мы же, зря́ще на Твою́ ико́ну и ви́дяще то́ки чуде́с, от нея́ излива́емыя, блага́я Богороди́тельнице, из глубины́ се́рдца благодари́м Тя, Цари́цу на́шу ди́вную, воспева́юще Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 11

Све́тлыми луча́ми чуде́с ико́на Твоя́ сия́ет, Богома́ти Пречи́стая, и прогоня́ет си́лою Бо́жиею вся́кое вра́жие де́йство; те́мже и мы, гре́шнии, иму́ще таково́е зна́мение Твоего́ к нам благоволе́ния, ра́дуемся, глаго́люще: о, Пресвята́я Богоро́дице! Умоли́ Го́спода, да спасе́т ны и́миже весть судьба́ми, да не поги́бнем в нераска́янии о на́ших грехопаде́ниих, и услы́ши похвалы́ сия́, Тебе́ возноси́мыя:

Ра́дуйся, Творца́ небесе́ и земли́ безсе́менно воплоти́вшая;

ра́дуйся, осене́нием святы́я ико́ны Твоея́ вся́кое вра́жие де́йство от нас отгоня́ющая.

Ра́дуйся, проше́ния на́ша на по́льзу исполня́ющая;

ра́дуйся, неоскудева́емый исто́чниче благослове́ний и ми́лостей Бо́жиих к лю́дем Твои́м.

Ра́дуйся, благочести́вых супру́жеств незри́мое огражде́ние;

ра́дуйся, моли́тв ра́ди усе́рдных плод безча́дным низпосыла́ющая.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 12

Благода́ть умиле́ния моли́твеннаго от Твоея́, Влады́чице, ико́ны источа́емая, да испо́лнит ду́ши на́ша, а́ще и грех ра́ди в безчу́вствие впа́даем. Пробуди́ на́ше душе́вное усыпле́ние, да не поги́бнем лю́те без покая́ния, и приими́ нас в ве́чныя кро́вы, Богороди́тельнице, да, ра́дующеся, пое́м Бо́гу, Тобо́ю нас спаса́ющему: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще чудеса́, явля́емая от Твоея́ ико́ны, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и припа́дающе к ней, мо́лим Тя, Влады́чице: бу́ди нам защище́ние в день кончи́ны на́шея, егда́ и́мамы предста́ти на суд пред стра́шным Престо́лом сла́вы Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего, да вопие́м Ти:

Ра́дуйся, от вла́сти лю́таго мироде́ржца упова́ющих на Тя избавля́ющая;

ра́дуйся, гнев Бо́жий от ро́да правосла́внаго отводя́щая.

Ра́дуйся, благу́ю христиа́нскую кончи́ну ублажа́ющим Тя подаю́щая;

ра́дуйся, сла́вящия Тя на возду́шных мыта́рствах заступа́ющая.

Ра́дуйся, кре́пкая наде́ждо ве́чнаго спасе́ния;

ра́дуйся, две́ри ра́йския отверза́ющая при́сно Тя блажа́щим.

Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лость Свою́ и засту́пление нам явля́ющая.

Кондак 13

О, всепе́тая Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего! Приими́ ми́лостивно сие́ моле́ние на́ше, е́же прино́сим пред Твое́ю ико́ною, и в час сме́ртный яви́ся нам Сама́, Пречи́стая, простира́ющи ру́ку по́мощи, отгоня́ющи ду́хи зло́бы, и́щущия поглоти́ти ду́ши на́ша при разлуче́нии от телесе́, и умоли́ приснопокланя́емую Тро́ицу изба́вити ны муче́ния ве́чнаго, да предста́тельством Твои́м насле́дуем Ца́рствие Небе́сное и сподо́бимся со святы́ми пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

Молитва

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, ди́вная Цари́це небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию серде́ц на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию предстоя́щих пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною и со умиле́нием моля́щихся Тебе́, Влады́чице! Не преда́ждь умале́нию Це́рковь Правосла́вную, помози́ нам, Пресвята́я Богоро́дице, святооте́ческую правосла́вную ве́ру до конца́ дней на́ших непоро́чно сохрани́ти, во всех за́поведех Госпо́дних неукло́нно ходи́ти и изба́ви ны от па́губных душевре́дных уче́ний.

На Твою́, ди́вная Цари́це, ми́лость упова́ем раби́ Твои́: очи́сти умы́ на́ша от грехо́вных по́мыслов, ду́ши – от разслабле́ния, обурева́ния страсте́й, искуше́ний, собла́знов и грехопаде́ний, Ты бо еси́, Влады́чице, кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и и́стинным покая́нием ороси́ изсо́хшая сердца́ на́ша, просвети́ серде́чная о́чи на́ша к зре́нию спасе́ния и прельще́нных бесо́вскою пре́лестию на путь пра́вый наста́ви; вся́кое де́ло зло́е и богопроти́вное разруши́, вся́кому же благо́му и богоуго́дному де́лу научи́ и споспе́шествуй; вложи́, Влады́чице, в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух кро́тости, смире́ния, терпе́ния, незло́бия; умягчи́ зла́я сердца́ на́ша и злы́я бла́ги сотвори́, низпосли́ нам ре́вность о спасе́нии.

Вразуми́ и научи́ ны, о Всеми́лостивая Засту́пнице на́ша, ка́ко безгре́шно ходи́ти по пути́ земна́го сего́ жития́, я́ко Ты, Пресвята́я, ве́си и ве́ру на́шу, и упова́ние на́ше ви́диши. О Влады́чице ми́ра! Скорбя́щих уте́ши, бе́дствующим помози́; сохрани́ от молниено́снаго гро́ма, тлетво́рных ве́тров, лю́тых боле́зней, смертоно́сныя я́звы, междоусо́бныя бра́ни, наше́ствия враго́в иноплеме́нных.

О Пресвята́я Богоро́дице! Изба́ви ны от внеза́пныя и наси́льственныя сме́рти; всем нам да́руй обраще́ние на путь и́стинный и христиа́нскую кончи́ну живота́ на́шего, безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, Святы́х Та́ин прича́стну. Во вре́мя исхо́да на́шего предста́ни нам, Де́во Богоро́дице, и изба́ви ны от вла́сти бесо́вския, возду́шных го́рьких мыта́рств и огня́ ве́чнаго. Сконча́вшимся внеза́пною сме́ртию ми́лостива бы́ти Сы́на Твоего́ умоли́ и о всех усо́пших, и́же не и́мут сро́дников, о упокое́нии их Сы́на Твоего́ умоля́ющих, Са́ма бу́ди непреста́нная и те́плая Моли́твенница и Хода́таица. Преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от вре́меннаго жития́ сего́ отцы́, бра́тию и сестры́ на́ша сподо́би Твои́м хода́тайством всели́тися во оби́телех небе́сных со А́нгелы и со все́ми святы́ми, иде́же не престаю́т гла́си пра́зднующих и ра́достно сла́вящих Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́тва и́на, во вре́мя кре́стнаго хожде́ния что́мая

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небесе́ и земли́, к Тебе́ прибега́ем и к Твое́й по́мощи взыва́ем: сохрани́ зе́млю на́шу от наше́ствия враго́в иноплеме́нных и междусо́бныя бра́ни, и нас от вся́кия боле́зни душе́вныя и теле́сныя, и от смертоно́сныя я́звы: да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, Пресвяту́ю Богоро́дицу, я́ко благу́ю и ди́вную Засту́пницу на́шу во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Акафист Пресвятой Богородице КАЛУЖСКАЯ
Калужская икона Божией Матери. Литография из кн.

Калужская икона Божией Матери. Литография из кн. «Сказание» (Калуга, 1895)

Калужская икона Божией Матери. Литография из кн. «Сказание» (Калуга, 1895)

(празд. 2 сент., 12 окт.), чудотворная, главная святыня Калужской епархии. Обстоятельства явления иконы и чудеса от нее изложены в рукописном Сказании, хранившемся в б-ке Калужской семинарии. Его составитель, прот. Арсений Иоаннов из с. Бояновичи (Буяновичи) Жиздринского у. Калужской губ. (ныне Хвастовичского р-на Калужской обл.), приступил к сбору сведений «от достовернейших свидетелей или от ближайших родственников тех, кои удостоились благодати исцеления, или от самих тех, над коими совершились чудеса, из коих некие почища, а некие пребывают доселе» (Сказание. 1895. С. 5. Примеч.) по благословению Филарета (Амфитеатрова), еп. Калужского и Боровского (1819-1825), т. е. не ранее 1820 г. Изыскания были окончены к 1834 г., и рукопись отправлена на рассмотрение и одобрение Никанору (Клементьевскому), еп. Калужскому и Боровскому. Первая публикация Сказания вышла в свет спустя 30 лет, при архиеп. Григории (Митькевиче), в 1863 г. в Калужских ЕВ, отдельное издание — в 1895 г.

Согласно Сказанию, икона была обретена в 1748 г. в с. Тинькове (ныне Ферзиковского р-на Калужской обл.) в доме помещика Василия Кондратьева Хитрово. Две «дворовые девицы» разбирали на чердаке старые вещи. При этом одна девица, «скромная и целомудренная», пыталась урезонить подругу Евдокию Григорьеву, которая не отличалась «девическою скромностью» и во время работы, не унимаясь, говорила непристойные слова. Среди рухляди благочестивая девица обнаружила свернутый холст. Развернув, она увидела на нем изображение Девы в темном одеянии с книгой в руке. Девушка решила, что это портрет некой игумении, читающей монашеское правило, и пригрозила Евдокии, что если та не замолчит, то сама игумения накажет ее своим гневом. Бесстыдная же девица плюнула на лик со словами: «Вот как боюсь я твоей игуменьи». Но едва успела договорить, как упала без чувств, с пеной у рта. Благочестивая девица доложила хозяину о случившемся, ее полумертвую подругу перенесли вниз и положили «под святые иконы». На следующую ночь к родителям Евдокии явилась Царица Небесная и сказала, что «дочь их оплевала лик не монахини, а Богородицы». Она велела отслужить молебен перед найденной иконой и окропить Евдокию св. водой. После совершения сказанного «больная встала и сделалась по-прежнему здоровой» (Там же. С. 6-7). О чудесном событии стало известно окрестным жителям. Хитрово украсил икону ризой и, хотя поставил ее в своем доме, разрешил доступ к ней всем желающим.

В Сказании приведено 25 чудес от иконы (Там же. С. 7-18). Первые 2 чуда произошли в доме Хитрово, в обоих случаях больным являлась Богоматерь с велением обратиться с молитвой к Ее иконе. Так, исцеление получили слуга Прохор, страдавший от глухоты (чудо 1), и тяжелобольная дочь Хитрово, к-рой, по уверению врачей, не оставалось надежды на выздоровление (чудо 2).

После чуда с исцелением дочери помещик побоялся держать святыню у себя в доме и передал ее в ц. Рождества Пресв. Богородицы («что на реке Калужке») принадлежавшего ему с. Калужка (ныне в черте Калуги), находившегося менее чем в километре от Тинькова, где не было храма. Своим потомкам Хитрово завещал икону из церкви в Калужке не забирать.

В 2 чудесах, случившихся вскоре после перенесения иконы в храм, подчеркивается, что место, в к-рое Богородица указывала идти страждущим, было им неизвестно, причем оба раза это были жители Калуги. В одном случае старец, чей сын страдал от язв, заготовил для долгого пути много сухарей, но пришел в Калужку в тот же день; сын его после молитв исцелился (чудо 3). В др. раз мещанин Иван Дмитриев Воробьёв с супругой, чьи дети умирали после рождения, обошли неск. храмов на р. Калужке, но, не найдя нужного, вернулись домой. И только после 2-го явления Богородицы, сказавшей, что надо искать храм в честь Рождества, они нашли икону и, помолились перед ней. У них благополучно родилась дочь Анна (чудо 4).

В большинстве случаев (чудеса 1-4, 7, 8, 13, 15, 21, 22) страждущим являлась «в сонном видении» Сама Богородица с велением прибегнуть за помощью к Ее иконе в Рождественской ц. в Калужке. Так, исцеление получили: от расслабления житель Калуги Петелин (чудо 5); в 1753 г. от слепоты 5-летний сын Мясоедова Николай (чудо 6); наказанные слепотой родственники именитого помещика из г. Новосиля, к-рый не расплатился за припасы с диаконом храма в Калужке Иаковом Ивановым (чудо 7); от расслабления помещик из Смоленска (чудо 8); от расслабления житель Калуги Петр Иванов Фурсов (чудо 9); в 1782 г. от расслабления помещик из Алексина Федор Иванов Исаков (чудо 11); от расслабления калужанин Гавриил Акимов Бутнев (чудо 12); от продолжительной болезни на пороге смерти помещица Мария Кар (чудо 14); от «одержимости лихорадкой» девица Евдокия Фёдорова из с. Згомони Медынского у. Калужской губ. (чудо 15); в 1810 г. дочь тульского помещика Ивана Михайлова Желябовского (чудо 16); в храме во время богослужения жительницы Тулы девица Варвара Данилова (чудо 17) и Мария Афанасьева (чудо 18); калужанки Матрона Токарева и Анна Щеглова, наказанные тяжелой болезнью за сомнения в чудотворности иконы, но раскаявшиеся (чудо 20); «одержимая несколько лет злым духом» крестьянка Мелания Иванова из дер. Анишино Венёвского у. (чудо 21); ослабевшая от болезни жительница Тулы Вера Данилова (чудо 22); во время крестного хода от пьянства мещанка из Жиздры Устинья Фёдорова (чудо 23); от расслабления девица Елисавета Фалеева из Калуги (чудо 24); от тяжелой болезни помещик Александр Гаврилов Павлов из Алексина (чудо 25).

Чудо 13 примечательно тем, что Богородица называет Себя «Охранительницей г. Калуги» в явлении в 1791 г. женщине, по имени Христина, при Лужецком мон-ре близ Можайска. Богородица повелела Христине прекратить отношения с подругой «неодобрительного поведения», та последовала совету; впосл. она приняла монашеский постриг в московском Никитском монастыре с именем Магдалина и каждый год ходила к иконе в Калужку. Два чуда приведены в Сказании в связи с заступничеством Богородицы через Свою икону за Калугу. Так, в 1771 г., во время моровой язвы, жители Калуги просили архим. Никодима из Лаврентиева мон-ря принести из Калужки икону, 3 дня ее носили крестным ходом вокруг города, и чума отступила (чудо 10). В 1812 г. Калуга была спасена от нашествия французов (чудо 19).

Составитель Сказания подытожил перечень чудес заключением, что «много было и еще чудес, остающихся в неизвестности» (Сказание. 1895. С. 18), а чудотворная икона была прославлена во мн. списках, к-рые были «едва ли не в каждом храме» Калужской губ. Один из списков, о к-ром сообщает Сказание, был заказан алексинским помещиком Павловым и поставлен у него дома.

Размер чудотворной иконы — 1 аршин 12 вершков × 1 аршин 6 вершков. Ок. 1753 г. она была украшена серебряным окладом на средства Петелина в благодарность за исцеление.

До нач. XX в. икону устойчиво называли «Калуженской», по месту пребывания в с. Калужка (параллельно существовавшее название «Калужская» окончательно утвердилось, очевидно, после 1812). В документах 1-й четв. XIX в. встречается ее наименование «Плач Божией Матери» (в т. ч. в письме наследника Хитрово — ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 2052. Л. 27 об.; см. также: Извеков. 1894. С. 6), видимо, по скорбному выражению лика Богородицы на иконе. Еще одно название — «Явленная» — не столько напоминает о факте обретения иконы, сколько служит эпитетом, отражающим ее глубокое почитание. После передачи К. и. Хитрово в храм с. Калужка у села появилось 2-е название — Явленное. Приношений к иконе было столько, что на эти пожертвования «тщанием» Хитрово на месте деревянного храма Рождества Богородицы в с. Калужка в 1760 г. была поставлена каменная церковь с тем же посвящением.

Отдельная страница истории К. и. связана с событиями Отечественной войны 1812 г., когда Калуга являлась важным стратегическим пунктом — «складом» продовольствия действующей армии и местом, куда стекались резервные силы. При формировании Калужского ополчения Евлампий (Введенский), еп. Калужский, летом 1812 г. отслужил со всем калужским духовенством молебен перед К. и., перенесенной в эти дни из Калужки в Калугу. После приказа М. И. Кутузова об отступлении рус. войск из-за значительных потерь с позиций при с. Бородине Калужская губ. попала в зону возможной оккупации. Еп. Евлампий благословил совершать всем миром крестные ходы с К. и. вокруг Калуги. 10 окт. французы заняли и опустошили Боровск, затем подошли к Малоярославцу. 12 окт. под Малоярославцем состоялось сражение. В ожидании его исхода калужане, оставив дома, перебрались на правый берег р. Оки и укрылись в Ромодановских оврагах. В эти часы чудотворная икона, перед к-рой, как сказано в Акафисте Калужской иконе, молился еп. Евлампий (кондак 4), очевидно, находилась в храме Рождества Богородицы с. Ромоданова. Именно с заступничеством Богородицы через Ее св. икону связывают то, что враг не вошел в Калугу, а начал отступление по Смоленской дороге. Пленные французы, бывшие в походе под Малоярославцем, свидетельствовали о том, что «они были побеждаемы русскими тогда, когда видели эту именно икону Пречистой Богородицы, именуемую Калужской, в воздухе стоящую» (Казанский. 1900. № 2. С. 38). Такого же видения иконы, стоящей в воздухе и окруженной небесными силами, удостоилась крестьянка гр. Разумовского Параскева Алексеева (Поселянин. 1909. С. 560). О чуде было доложено имп. Александру I.

Калужская икона Божией Матери. Посл. треть XVIII в. (Троицкий собор, Калуга)

Калужская икона Божией Матери. Посл. треть XVIII в. (Троицкий собор, Калуга)

Калужская икона Божией Матери. Посл. треть XVIII в. (Троицкий собор, Калуга)

8 мая 1813 г. калужане, видя в К. и. свою избавительницу, обратились к еп. Евлампию с прошением оставить икону навсегда в Калуге. Еп. Евлампий поддержал намерение горожан и в послании к Калужской городской думе высказал пожелание определить местом дальнейшего пребывания К. и. Троицкий собор Калуги (Извеков. 1894. С. 3-4), где в то время проводились работы по внутренней отделке. 29 апр. 1813 г. губернатор Калуги П. Н. Каверин распорядился «для чудотворной Богородичной Калужской иконы сделать по левую сторону иконостаса место» (ГА Калужской обл. Ф. 49. Оп. 1. Ед. хр. 50; Ед. хр. 42. Д. 151; Ф. 32. Оп. 19. Ед. хр. 161. Л. 33, 39). 17 июля того же года был получен указ Святейшего Синода с разрешением о пребывании «навсегда» К. и. в соборе Калуги «с тем, чтоб в церкви села Калужки вместо сей иконы поставлена была с оной копия» (Извеков. 1894. С. 6). К нояб. 1813 г. чудотворная икона уже находилась в Троицком соборе, но без рамы и киота, на простом «подмостке», как то следует из обращения еп. Калужского и Боровского Евгения (Болховитинова) к предводителю калужского дворянства В. И. Тимирязеву о необходимости сооружения для иконы «хорошей работы киота», епископ призвал калужских граждан внести посильную лепту (как и он сам), т. к. «украшение сие принадлежит к чести не только иконы, но и самих Калужских граждан», по желанию к-рых икона была оставлена в городе (ГА Калужской обл. Ф. 260. Оп. 1. Ед. хр. 185, 9 нояб. 1813; повторное обращение с просьбой о пожертвованиях — 18 сент. 1816). Пожертвования на устроение киота и украшение К. и. вносились вплоть до освящения Троицкого собора в 1819 г., правый (южный) придел к-рого был посвящен Калужской иконе Божией Матери. Там же, с правой стороны, перед иконостасом был установлен киот с К. и. К 17 апр. 1815 г. московским архитектором были созданы эскизы («3 плана») киота (Там же. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 2402. Л. 15). Проект киота представил и еп. Евгений, после чего «подлинные фасады отправлены 2 февраля 1816 года к исполнению» в Москву «на имя Ивана Петровича Дефорша» (Там же. Ед. хр. 2052. Л. 51). По описанию настоятеля ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Калужка свящ. Михаила Тимофеевича Извекова, на чудотворном образе были «убрус круг (вокруг) всего лика жемчужный, риза серебряная, позлащенная, венец также серебряный и позлащенный осыпан каменьями, на которых корона состоит из каменьев стразовых» (Извеков. 1894. С. 6).

В Троицком соборе чудотворная икона пребывала недолго. Гвардии прапорщик Алексей Герасимович Хитрово, бывший в составе Калужского ополчения, видимо вернувшись домой из похода, узнал о перенесении родовой иконы из храма с. Калужка в Троицкий собор (Фридгельм. 2009, 20112. С. 68). 25 мая 1814 г. он отправил на имя правящего архиерея письмо с просьбой о возвращении иконы. Эти сведения представляют самую раннюю зафиксированную письменно историю происхождения К. и. и существенно корректируют офиц. версию Сказания, к-рая была создана прот. Арсением Иоанновым на 20 лет позже. Так, А. Г. Хитрово сообщает, что икона находилась еще в доме его деда, стольника Кондрата Лаврентьевича Хитрово (упом. в Боярском списке (Список столпников и стряпчих и дворян московских и дьяков нынешнего 1712 году) как «жилец с 7195 (1687) г.» — РГАДА. Ф. 210. Оп. 2. Ед. хр. 59. Л. 191 об.), и прославлена была «разными чудотворениями более семидесяти лет». Эту икону «его собственно ему принадлежащую» Кондрат Лаврентьевич по обещанию своему перенес «в приход бывшей тогда ветхой деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, что на Калужке», а отца Алексея Герасимовича, Герасима Кондратьевича Хитрово, «с протчими при том ему и его потомством» он благословил завещанием, «дабы в другие отца моего (т. е. Герасима Кондратьевича) приходы и домы, и его потомства… вечно из помянутой приходской церкви никуда» не переносить (кроме богомолий). А. Г. Хитрово высказывал в письме опасение, что без чудотворной иконы «огромная с двумя еще приделами во имя же Рождества Богородицы церковь, с приличной его ризницей», к-рая содержалась во многом на приношения богомольцев, останется без средств к существованию (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 1. Ед. хр. 2052. Л. 27 об.- 28; см.: Фридгельм. 2009, 20112. С. 68-69).

После повторного письма А. Г. Хитрово от 26 июня 1814 г., подкрепленного прошением прихожан Рождественской ц. в с. Калужка, 30 июня того же года последовала резолюция еп. Евгения с распоряжением вернуть К. и. из Троицкого собора в храм с. Калужка. Но икона была возвращена только 6 мая 1817 г., при Антонии (Соколове), еп. Калужском и Боровском. Вместо чудотворной К. и. в Троицком соборе поставили список из храма с. Калужка (Извеков. 1894. С. 13). Список поместили в киот, на него был возложен драгоценный убор, бывший на К. и. На приношения к чудотворной К. и. в храме Рождества Богородицы в Калужке в 1821 г. было получено благословение сделать ризу; вес ризы из серебра 84-й пробы с позолоченным венцом составлял 16 фунтов 83 золотника.

Празднование К. и. совершалось несколько раз в год — 2 сент., 12 окт., 18 июля. В воспоминание чудес и в благодарность Божией Матери было установлено 2 ежегодных крестных хода с К. и. вокруг города: 2 сент. в память избавления Калуги от чумы (1771), 12 окт. в связи с избавлением Калуги от нашествия войск Наполеона (при еп. Евлампии учрежден указом Святейшего Синода). Икону приносили накануне празднования из храма с. Калужка в кафедральный собор Калуги.

Калужская икона Божией Матери в соборе вмч. Георгия

Калужская икона Божией Матери в соборе вмч. Георгия «за верхом» в Калуге

Калужская икона Божией Матери в соборе вмч. Георгия «за верхом» в Калуге

18 июля 1892 г., во время эпидемии холеры, калужане пронесли крестным ходом икону вокруг города, и он, «видимо, спасен был от губительного поветрия» заступничеством Божией Матери. С 1893 г. в память этого события при Анатолии (Станкевиче), еп. Калужском и Боровском, был учрежден ежегодный крестный ход 18 июля. Накануне принесения К. и. во всех храмах Калуги 16 июля совершалось всенощное бдение со службой Пресв. Богородице. 17 июля после ранней литургии из собора малый крестный ход шел к Хлюстинским богоугодным заведениям (ныне Калужская городская больница № 4, ул. Никитина, 66). Там встречали приносимую из Калужки икону. У архиерейского дома крестный ход ожидал епископ, к-рый возглавлял шествие к Троицкому собору, где служили позднюю литургию. В тот же день во время всенощного бдения в городских храмах совершалась служба Пресв. Богородице, а в соборе перед К. и. читался Акафист Пресв. Богородице. 18 июля к поздней литургии в Троицкий собор сходился причт из всех калужских храмов с иконами и хоругвями. После богослужения с молебном об избавлении «от смертоносной заразы» крестный ход отправлялся на Плац-парадную пл. (ныне на пл. Старый Торг), откуда двигался по улицам города с остановкой для отдыха в Лаврентиевом мон-ре (общая продолжительность — 8 ч.). 20 июля после поздней литургии икону провожали в с. Калужка. Однако путь крестного хода был изменен ради усмирения пожара на вост. стороне города, который грозил перекинуться на центр Калуги. Еп. Анатолий отслужил на пожарище молебен перед К. и. Ветер затих и переменил свое направление, дав возможность потушить пожар (Лебедев. 1893).

Летом 1900 г. в Калужской губ. более месяца шли непрекращающиеся дожди. Каждый день ненастья делал неминуемым наступление голода, поскольку непогода не давала собрать урожай и ставила под угрозу посев следующего года. Из Калужки в Боровск на 3 дня была принесена чудотворная икона. 12 сент., в воскресенье, во время всенародного моления на городской площади впервые за ненастье показалось солнце, дожди прекратились, и наступили ясные, безоблачные дни (Казанский. 1900. № 3. С. 77).

К. и. ежегодно приносили из Калуги в Оптину пуст. Икону переправляли на пароме на противоположный берег р. Жиздры, где ее встречали крестный ход во главе с настоятелем, монастырская и скитская братия. После краткого молитвословия крестный ход шел в собор монастыря, и начиналась торжественная служба. По окончании богослужения К. и. носили по кельям мон-ря, а затем передавали в храм скита св. Иоанна Предтечи. После молебна с акафистом икону по кельям принимала скитская братия. На следующий день перед поздней литургией икону возвращали в монастырь, где по завершении службы при колокольном звоне совершался крестный ход, в котором вместе с К. и. носили монастырские святыни. После водосвятного молебна возле колодца свт. Амвросия Медиоланского у св. ворот скита К. и. провожали до границы монастырских владений, там ее передавали духовенству и многочисленным горожанам Козельска. В Житии прп. Амвросия Оптинского сообщается, что в сент. 1868 г., когда состояние старца ухудшилось настолько, что не оставалось надежды на выздоровление, его духовный сын гр. А. П. Толстой просил оптинского игум. Исаакия «послать монаха в с. Калуженку… с просьбой к тамошнему священнику привезти в монастырь известную святыню — чудотворную Калуженскую икону Божией Матери». Перед иконой в келье старца был отслужен молебен с акафистом и совершено келейное бдение, здоровье прп. Амвросия не сразу, но улучшилось, а «среди оптинского братства оживилась надежда на милость и помощь Матери Божией» (Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Серг. П.; М., 1992р. Ч. 1. С. 66-67). 17 авг. 1871 г. для облегчения страданий прп. Амвросию в келью приносили уже список К. и.- «из своего монастыря, здешняя Калуженская икона» (Там же. С. 72).

Известно, что К. и. встречали в Калуге и в дни больших церковных праздников, напр. в 1876 г., на праздник Покрова Пресв. Богородицы (Рождественский. 1876).

Широкое почитание К. и. нетрадиционного для старообрядцев письма имело ту особенность, что проявлялось оно в Калужском крае с крепкими старообрядческими устоями. В 1899 г. было засвидетельствовано чудо исцеления жены коллежского асессора З. А. Чуфаровской. Семья исцеленной в благодарность ходатайствовала о принесении иконы в их дом в Боровске, около половины населения которого составляли старообрядцы. При встрече К. и. к крестному ходу примкнули старообрядцы, «которые за все время трехдневного пребывания св. иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» (Извеков. 1900. С. 3). Признание и почитание К. и. старообрядцами подтверждает существование списков иконы, выполненных в старообрядческой стилистике, а также включение ее в состав клейм икон праздников и избранных святых (напр., клеймо К. и. на иконе «Воскресение Христово, с клеймами праздников и избранными святыми», кон. XVIII в., ц. вмч. Георгия «за верхом» в Калуге, написанной калужским мастером в манере, близкой к манере ветковских мастеров (Нечаева Т. Н., Чернов М. А. «Писанъ в Калуги…»: Калужские иконы XVIII-XIX вв. // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2010. № 11(81). С. 24. Ил. 82, 83 на с. 58).

Об исключительном значении К. и. для жизни Калужского края свидетельствуют изображения иконы вместе с Калужскими чудотворцами. Так, на иконе 2-й пол. XIX в. (КОХМ) представленную на золотом фоне в среднике К. и. придерживают по сторонам святые Лаврентий и Тихон Калужские (см.: Там же. Ил. 57 на с. 48).

Почитание иконы выражалось и в стихотворной форме, причем из стихотворения, принадлежащего еп. Макарию (Троицкому), можно узнать не только о количестве дней празднования К. и. в кон. XIX в. («Троекратно в год приходит Матерь Божия в наш град»), но и о некоторых особенностях крестного хода (Макарий (Троицкий), еп. Стихотворение на день посещения Калужской чудотворной иконы Матери Божией г. Калуги // Калужские ЕВ. 1898. Ч. неофиц. № 19. С. 682-685).

3 февр. 1918 г. состоялся последний крестный ход с чудотворной К. и.- ради предотвращения надвигавшихся на Церковь бед (в янв. 1918 такие крестные ходы состоялись в Москве и Петрограде). Калужане, созванные к Троицкому собору звоном колоколов, отправились встречать К. и. в Сергиев скит (основан в память гибели вел. кн. Сергея Александровича под Калугой, у дер. Мстихино; уничтожен в советское время), где она находилась. В кафедральном соборе были отслужены молебен и всенощная. На следующий день после литургии вновь отслужили молебен и прошли крестным ходом с чтением Акафиста Божией Матери по центральным улицам города. По завершении крестного хода на Плац-парадной пл. отслужили молебен об усмирении страстей. Затем икону традиционно проводили до Хлюстинских богоугодных заведений, откуда скитские монахи унесли ее в храм с. Калужка (Крестный ход с чудотворной иконой в 1918 г. // Калужский церк.-обществ. вестн. 1918. № 4. С. 4-5).

6 окт. 1923 г. из-за отсутствия у храма в с. Калужка договора с советскими властями о пользовании церковным зданием К. и. в целях безопасности перенесли в Троицкий собор. После закрытия собора в 1926 г. К. и. оказалась в Успенском храме Калуги. 9 июля 1940 г. она была передана на хранение в Калужский краеведческий музей. В 40-х гг. XX в., при Онисифоре (Пономарёве), еп. Калужском и Боровском, К. и. вернули Церкви и поставили в храме вмч. Георгия «за верхом», приобретшем в советский период статус кафедрального собора (Легостаев. 2000. С. 73-74). В наст. время в Георгиевском соборе у левого клироса в киоте находится К. и. (не исследована). По размеру она близка к чудотворной иконе. Не закрытые ризой, сильно потемневшие участки живописи плохо различимы. Характерные прикрытые крупные веки, аккуратные припухлые губы и мягкий рисунок носа с объемным кончиком позволяют предположить, что икона могла быть написана не позднее 2-й пол. XVIII в.

Сохранился один из ранних, точно датированных списков К. и. (частное собрание, Обнинск Калужской обл.), созданный в 1777 г. Написанная темперой икона, несмотря на небольшой по сравнению с протографом размер (22×26 см), очень близка в передаче отдельных черт и в общей трактовке лика Богородицы к иконе из собора вмч. Георгия «за верхом». В правом нижнем углу надпись: «Образ Пртыя Бцы Что На колуш(ж?)ки». Икона украшена чеканным с барочными мотивами серебряным окладом с клеймом мастера — «С. Л.».

Калужская икона Божией Матери. Средники лицевой и оборотной сторон хоругви. Ок. 1812 г. (КОКМ)

Калужская икона Божией Матери. Средники лицевой и оборотной сторон хоругви. Ок. 1812 г. (КОКМ)

Калужская икона Божией Матери. Средники лицевой и оборотной сторон хоругви. Ок. 1812 г. (КОКМ)

Св. Лаврентий Калужский. Средники лицевой и оборотной сторон хоругви. Ок. 1812 г. (КОКМ)

Св. Лаврентий Калужский. Средники лицевой и оборотной сторон хоругви. Ок. 1812 г. (КОКМ)

Св. Лаврентий Калужский. Средники лицевой и оборотной сторон хоругви. Ок. 1812 г. (КОКМ)

Ок. 1812 г. была выполнена хоругвь с изображением К. и. на лицевой стороне и образом прав. Лаврентия Калужского Чудотворца на оборотной стороне (КОКМ). В ц. Рождества Пресв. Богородицы (Никитской) еп. Евлампий (Введенский) освятил хоругвь и вручил ее предводителю Калужского ополчения генерал-лейтенанту В. Ф. Шепелеву. Хоругвь после возвращения из Пруссии в 1815 г. Калужского народного ополчения сначала находилась в ц. Рождества Пресв. Богородицы (Никитской; до освящения Троицкого собора выполняла функции главного храма епархии), с 1819 г.- в Троицком соборе «около внутренних стен» (в наст. время в КОКМ). Согласно описанию в отчете соборного прот. Алексия Колыбелина 1888 г., «знамя 1812 г., устроенное в виде церковной хоругви из плотного полотна с тремя нижними лопастями; представляет собою святую Икону; на ней с лицевой стороны изображен лик Богоматери Калужския, списанный с чудотворного образа, находящегося в церкви села Калужки, который в страшную годину искушения перенесен был отсюда в Калугу для богомолений и чудодейственной силе коего благочестивая вера калужан приписывает избавление города Калуги от нашествия французов… При знамени 1812 г. имеется железная… дощечка, на которой… надпись: «Стрелковой № 6 Дружины. Пожаловано Июля 27 дня. 1855 г., в 1812 г. было под Данцигом, в 1855 и 1856 было в Крыму»» (ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 1. Ед. хр. 1835; см.: Фридгельм. 2009, 20112. С. 67-68). Известно, что ополченцы вносили пожертвования на украшение хоругви. Полковник Н. Р. Майнов испрашивал у архиерея благословение на устроение возле хоругви «в рамах за стеклами» мест, где была бы изложена история формирования ополчения с упоминанием того, когда и кем дана в благословение хоругвь, «ее поход и возвращение» в Калугу (Там же. С. 64).

В связи с работами над иконами в иконостас (проект архит. М. Ф. Казакова, 1814) Троицкого собора 5 окт. 1816 г. был заключен договор с иконописцем из Орла, учителем рисования Орловского уездного уч-ща Григорием Ивановичем Корнеевым, который отличался «самым лучшим греческим иконным писанием святых образов». 7 сент. 1818 г. Корнееву было выдано «сверх договора за написание копии с чудотворного образа Калужской Божией Матери 100 рублей… и за шесть образов Калужской Божией Матери средней величины — 150 рублей» (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 3. Ед. хр. 29. Л. 58-60, 71).

Крестный ход с Калужской иконой Божией Матери у Троицкого собора в Калуге. Фотография. 2011 г.

Крестный ход с Калужской иконой Божией Матери у Троицкого собора в Калуге. Фотография. 2011 г.

Крестный ход с Калужской иконой Божией Матери у Троицкого собора в Калуге. Фотография. 2011 г.

В наст. время в Калужской епархии особо почитается список К. и. в кафедральном Троицком соборе. 21 окт. 1998 г., в год празднования 250-летия со дня обретения К. и., патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в епархию список чудотворной иконы, хранившийся в ЦАК МДА. Список близок по размеру к чудотворной иконе (116×89 см), выполнен маслом на холсте и датируется посл. третью XVIII в. (реставрирован в мастерской ЦАК МДА Е. С. Чураковой). Пресв. Богородица в темном с красной разделкой платье и в синем мафории с объемно моделированными складками изображена на коричневом фоне. С темным цветом доличного контрастирует достаточно упрощенная, светлая, сильно разбеленная карнация личного. На устах Богородицы — легкая полуулыбка, нимб выполнен в виде светлого лучеобразного сияния, вверху по сторонам нимба монограмма Богоматери (красным цветом): « «. После передачи список был помещен в соборе вмч. Георгия «за верхом», в наст. время находится в Троицком соборе у правого клироса. Икона украшена шитой, с драгоценными камнями ризой, выполненной в 1998 г. калужской мастерицей Л. Бабадей.

Водосвятный молебен на источнике в Калужке. Фотография. 2011 г.

Водосвятный молебен на источнике в Калужке. Фотография. 2011 г.

Водосвятный молебен на источнике в Калужке. Фотография. 2011 г.

Источники иконографии К. и. не до конца ясны. Образ Пресв. Богородицы, читающей Книгу прор. Исаии, опирается на сюжет из апокрифического Евангелия Псевдо-Матфея. В нем среди занятий Богородицы в Иерусалимском храме названо чтение книг Свящ. Писания. Эта тема, известная в иллюстрациях визант. миниатюр XI-XII вв., в дальнейшем получила развитие в западноевроп. искусстве в связи с композицией «Благовещение». Среди изображений Пресв. Богородицы за чтением, где Она представлена со сложенными на груди руками, с глазами, опущенными вниз, наиболее известны варианты с книгой на коленях или с книгой, лежащей на аналое. Прямые аналоги позе Богородицы на К. и., когда Она, читая, держит книгу в правой руке, а левую молитвенно прижимает к груди, в сцене «Благовещение» не выявлены.

Высказывалось мнение о близости иконографии К. и. к прижизненному портрету царицы Евдокии Лопухиной (в монашестве Елена) (копия XVIII в. с неизвестного оригинала, 88,5×70 см, ГВСМЗ, Суздальский кремль). Сходство изображениям добавляют темный колорит, обрез фигур ниже пояса, легкий 3/4-ной поворот влево, направление взгляда. Заметное иконографическое расхождение — положение правой руки, к-рая на портрете Лопухиной скрыта муфтой. Об известности такой иконографии в применении к портретам цариц-монахинь свидетельствует как минимум еще один идентичный по изображению портрет, находящийся в собрании ГМИИРТ (атрибутирован по поздней надписи как портрет инокини Марфы — царицы Марии Федоровны Нарышкиной; см.: Рус. искусство XVII — нач. XX вв.: Живопись. Кат. ГМИИРТ / Авт.-сост.: Г. А. Могильникова. Каз., 2005. Кат. 806). Тип портрета родовитой женщины с молитвенником и четками в руках известен также в польском барочном т. н. сарматском портрете с сер. XVII в. (портрет Катажины Ваповской, музей Вилянув, Варшава, опубл.: Тананаева Л. И. Сарматский портрет. М., 1979. С. 143. Кат. 50), складывавшемся под влиянием западноевроп. образцов в первую очередь религ. живописи. Как были и были ли связаны К. и. и портрет Лопухиной, остается неизвестным. В связи с обретением иконы в доме Хитрово можно заметить, что у семей Хитрово и Лопухиных, тоже имевших родовые усадьбы в Калужской губ., были родственные связи в разных поколениях (напр., сын брата Евдокии Лопухиной генерал-аншеф Василий Авраамович Лопухин († 1757), владелец родовой усадьбы в дер. Щелканово (примерно в 60 км от Тинькова), был женат на дочери Анны Федоровны Хитрово гр. Екатерине Ягужинской).

В кон. XX в. были возобновлены крестные ходы с К. и., сначала городские, затем в города области. В июле 2011 г. по благословению Климента (Капалина), митр. Калужского и Боровского, совершен 20-дневный общеепархиальный крестный ход с К. и. из Троицкого собора по 28 населенным пунктам Калужской епархии. Этот крестный ход с названием «Помолимся о земле Калужской» прошел и проехал сотни километров.

Близ храма Рождества Пресв. Богородицы (закрыт в 1935, в 1991 передан Калужской епархии, с 25 окт. 2005 действует жен. община в честь Калужской иконы Божией Матери, подворье Свято-Никольского Черноостровского жен. мон-ря в Малоярославце) в бывш. с. Калужка (ныне в черте Калуги) сохранился св. источник Калужской иконы Божией Матери, где в дни празднования иконе совершаются водосвятные молебны.

В наст. время от иконы происходят чудеса исцелений (нек-рые документально зафиксированы, см.: Чудотворная Калужская. 2009, 20112. С. 95. Примеч.).

В честь Калужской иконы Божией Матери освящены храмы, приделы, часовни: южный придел в соборе Благовещения Пресв. Богородицы, Козельск (1810); придел в Троицком кафедральном соборе, Калуга (1819); деревянная церковь в Сретенском скиту Тихоновой калужской пуст. (1872; в настоящее время освящен также придел Успенского собора); церковь при архиерейском доме, Калуга (1875); деревянная церковь в пос. Трудовом (ныне в черте Калуги; ок. 2000); домовая церковь при Интернате престарелых и инвалидов, Калуга (2002); деревянная часовня в дер. Доброе Малоярославецкого р-на Калужской обл. (до 2010); церковь в пос. Еленский Хвастовичского р-на Калужской обл. (2012, на месте деревянной церкви, 1997).

Арх.: Б-ка Оптиной пуст. // Летопись Оптиной пустыни. 1900-1916 гг. Маш.

Ист.: Сказание о явлении и чудесах иконы Божией Матери Калуженской // Калужские ЕВ. Приб. 1863. № 13. С. 223-233; Сказание о явлении и чудесах иконы Божией Матери Калужской. Калуга, 1895, 2003р.

Лит.: Рождественский Н. Г., свящ. Слово в день Покрова Пресв. Богородицы и встречи Калужской Божией Матери // Калужские ЕВ. Приб. 1876. № 19. С. 364-370; Ханыков В. В. Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 г. / Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878; Лебедев М., прот. Принесение в г. Калугу чудотворной Калуженской иконы Божией Матери и общественное моление с крестным ходом вокруг города об избавлении жителей его от холеры // Калужские ЕВ. Приб. 1893. № 16. С. 493-497; Извеков М. С., свящ. О пребывании Калуженской иконы Божией Матери в Калуге. Калуга, 1894; он же. Слово в день празднования явления иконы Божией Матери, нарицаемой «Калужской» // Калужские ЕВ. 1897. № 14. С. 402-405; он же. Новое чудо милости от чудотворной иконы Божией Матери, нарицаемой Калужская // Там же. Ч. неофиц. 1900. № 1. С. 1-3; он же. Слово в день крестного хода с чудотворной Калуженской иконой Богоматери вокруг города в 18 число июля // Там же. 1905. № 14. С. 429-436; Казанский В., прот. Поучения, сказанные в Боровском соборном храме во время пребывания в Боровске иконы Божией Maтери «Калужская» // Там же. 1900. № 2. С. 34-39 ; № 3. С. 75-78 ; Соколов И., прот. Слово в день крестного хода (2 сент.) вокруг г. Калуги с Калуженскою явленною иконою Божией Матери // Там же. № 17. С. 381-385; Пребывание в Калуге иконы Божией Матери Калужской // Там же. 1902. № 14. С. 357-359; Поселянин Е. Богоматерь. 1909. С. 558-561, 657; Легостаев В. В. История церкви с. Калужка. Калуга, 2000; Шведов С. В. Калужская губерния — оплот «второй стены» Отечества в 1812 г. // От Тарутино до Малоярославца: К 190-летию Малоярославецкого сражения. Калуга, 2002. С. 5-14; Огольцов М. О., Балашова Е. А. Особенности калужского иконописания и влияние на него различных иконописных школ // Тр. регионального конкурса науч. проектов в области гуманитарных наук. Калуга, 2004. Вып. 5. С. 242-259; Чудотворная Калужская: О чудотворной Калужской иконе Божьей Матери и ц. Рождества Пресв. Богородицы на р. Калужке / Сост.: В. Н. Фридгельм; авт.: В. В. Легостаев, Н. В. Салахова, В. Н. Фридгельм. Калуга, 2009, 20112; Фридгельм В. Н. О доброхотных пожертвованиях на Калужскую икону Божией Матери // Чудотворная Калужская. Калуга, 2009, 20112. С. 53-70; Комаров С., протодиак. Помолимся о земле Калужской // Правосл. христианин. Калуга, 2011. № 5. С. 4-9.

Э. В. Шевченко