Брат господень Иаков

Апостол от 70-ти Иаков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ

Кондак 1

Избранному Апостолу Христову, иерарху преславному и мученику предивному, Иакову премудрому, брату Божию блаженному похвальная восписуем, яко ходатаю и скорому помощнику нашему. Ты же, предстояй Престолу Пресвятыя Троицы, не престай молитися за ны, сохраняющи от всяких бед и зол верою празднующих память твою и зовущих:

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Содетель, яви тя, Иакове, яко звезду многосветлую, на тверди церковней возсиявшую, светом Богопознания мир просвещающую и тьму лжеверия прогоняющую. Мы же, к заступлению твоему прибегающе, радостно тебе приносим сицевая:

Радуйся, яко брат Господень по плоти сый, ученик и самовидец неизреченных таин Его показался еси;

Радуйся, Богом избранный, да людем верным тайну спасения премудро изъясниши.

Радуйся, велегласно словеса Божия иудеем провозгласивый;

Радуйся, сими народ Божий, от Христа отвергшийся, к покаянию призывавый.

Радуйся, Церкве Иерусалимския истинный управителю;

Радуйся, и всех христиан Богомудрый наказателю.

Радуйся, иерарше Иерусалима дольняго, ныне во Иерусалиме горнем пребываяй;

Радуйся, Жертву Безкровную принося, себе же в жертву чисту Творцу и Царю уготовавый.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 2

Видящи, издалеча прозря твое жительство, Иакове, брата тя прия Христос Человеколюбец: ты бо, старший сын праведнаго Иосифа Обручника быв, издетска, яко назорей, Богу посвящен, воздержание возлюбил еси. Нравов же твоих благостию и ума чистотою Христов показался еси ученик искренний, сего ради сподобился еси у Престола Владычня вечно воспевати: Аллилуиа.

Икос 2

Разум всякий отвергше, Ирод царь искаше Младенца Иисуса, да погубит Его; и се Ангел Господень во сне явися Иосифу глаголя: «Возстав, поими Отроча и Матерь Его и бежи во Египет». Ты же, Иакове, яко сродник по плоти Иисусов сый, со Иосифом и Материю Его во Египте пребывал еси. Сего ради, приими от нас, Иакове, усердныя похвалы сия:

Радуйся, яко из колена Иудова процвел еси;

Радуйся, яко Иосифа праведнаго отрасль пречестная был еси.

Радуйся, яко чрез Христа лицем к лицу Бога узрел еси;

Радуйся, яко от Негоже благодать многу приял еси.

Радуйся, яко Христовым светолитием просвещен еси;

Радуйся, яко сугубыя почести от Христа сподобился еси.

Радуйся, яко Христа Пастыреначальника по плоти брат был еси;

Радуйся, яко Христом наследник обетований Отца Небеснаго явился еси.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 3

Сила Вышняго постави тя, Иакове праведне, пастыреначальника и таинника, неизреченная священнодействующа Таинства в Сионе святем, егда лик Апостольский избра тя епископа перваго Церкви Иерусалимския. Ты же, Апостоле, иго Христово усердно взем, Евангелия благости Его и Царствия проповедник был еси, поя Вседержителю Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй мудрость Божественную во уме своем всегда, Иакове, служение апостольское приял еси, егоже тридесять лет совершая, ко Христу вся страждущия и обременненныя приводил еси, неустанно веру спасительную во граде Святем и земле Палестинстей проповедуя и к познанию истины вся приводя. Темже тя, яко избранника Спаса нашего, славословим тако:

Радуйся, Святый Град Иерусалим проповедию Слова Божия огласивый;

Радуйся, велию власть от Бога приемый.

Радуйся, благовестниче Агнца Божия, вземлющаго грехи мира;

Радуйся, многих от народа иудейскаго во имя Отца и Сына и Святаго Духа крестивый.

Радуйся, пастырю добрый и учителю святый, яко тобою Бог Церковь Свою украси;

Радуйся, кладезю, из негоже воды живыя напаяемся.

Радуйся, яко стопам Спаса Христа неуклонно последовал еси;

Радуйся, яко Духа Божественнаго сиянием верных сердца просветил еси.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 4

Бурю нечестия разгоняя, множество иудеев и еллинов к Церкви Христовой обратил еси, отче праведный: словом бо и житием твоим любовь велию людей иерусалимских стяжал еси, и теми ко Христу вся приводил еси, научая пети Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша мудрыя слова твоя, «яко от дел оправдается человек, а не от веры токмо», гордии фарисее и книжницы распыхахуся сердцем, мнящи тя разорителя отеческих преданий быти. Мы же, учителя благочестия тя ведуще, вопием:

Радуйся, яко праведным житием твоим злословныя враги посрамил еси;

Радуйся, яко широтою Божественнаго разума пути вражия утеснил еси.

Радуйся, яко благодатию, из уст твоих изливающеюся, веровати в Троицу Единосущную верныя научал еси;

Радуйся, столпе благочестия непоколебимый и стено Церкве необоримая.

Радуйся, яко возсиял еси сущим во тьме неразумия, ко благочестию всех призываяй;

Радуйся, яко собранное стадо твое от волков лютых избавил еси.

Радуйся, яко брат Божий, Сына Бога Вышняго добльственне на земли исповедал еси;

Радуйся, Апостоле святе, мудростию обложенный и благодатию озаренный.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 5

Боготечною звездою прошел еси житие твое, Апостоле Иакове, благоговейно служение в Церкви Иерусалимстей совершая и образ праведнаго святителя Божия собою являя. Мы же, Богу, премудрость велию тебе даровавшаму и благодатными дары преизобильно тя украсившему, немолчно воспеваем: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша тя вернии людие Израилевы помощника и утешителя в скорбех и печалех: ты бо усердно молился еси о отпущении грехов народа Божия, якоже и колена твоя зело огрубеша непрестаннаго ради коленопреклонения твоего. Сего ради восхваляем тя по достоянию, яко молитвенника нашего пред Богом, взывая сице:

Радуйся, житием твоим добродетельным, яко солнце светозарное, вся просвещаяй;

Радуйся, презирати плоть свою и прилежати о души безсмертней научаяй.

Радуйся, Божественнаго Духа благодать приемля, плевелы лжеверия попаливый;

Радуйся, плоть свою духови совершенно поработивый.

Радуйся, вертограда Христова делателю усердный;

Радуйся, молитвенниче к Богу неустанный.

Радуйся, яко союзом любве стадо твое связал еси;

Радуйся, яко свет миру и соль земли явился еси.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 6

Проповедник истинныя веры Христовы и ревнитель благочестия был еси, святителю Иакове: сего ради, Духом Святым просвещаемый, чин Божественныя Литургии мудре устроил еси, благодарению Богу за вся научаяй. И ныне с небеси на ны милостиво призираеши и преизобильно всем нам благодать подаеши от щедраго Христа Бога, Емуже со Ангелы у Престола славы Его поеши: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси яко звезда утренняя Церкви Христовой ревностию о славе Божией, и, Жизнеподательным Духом законополагая и вещая неизреченныя тайны Божия, паству свою таинствы церковными и служением Божественныя Литургии освящал еси и правилам веры научал еси. Мы же тебе, Святыя Троицы служителю верному, воспеваем таковая:

Радуйся, чина церковнаго благоукрасителю;

Радуйся, ученьми твоими мир просветивый.

Радуйся, яко Духом Святым чрез тебе свет Богопознания в мир излияся;

Радуйся, яко тобою Евангелие Царствия Божия проповедася.

Радуйся, яко дару совершенну от Отца светов человеком подаятися учиши яве;

Радуйся, яко Божественным проповеданием твоим свет благодатный седящим во тьме греховней возсиял еси.

Радуйся, яко умом чистым и святыми усты твоими спасение всем верным предложил еси;

Радуйся, яко Бог Слово богатно блистании Божественныя благодати тя просвети.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 7

Хотя положити предел бывшей распре о законе Моисеове посреде благовествующих народом языческим слово Христово, на соборе Апостольстем во граде Иерусалиме главенствуя, ты, Апостоле преславне, словесы твоими богомудрыми о спасении души христианския паки мир в Церквах водворил еси. Мы же ублажаем тя, научившаго нас право разумети учение Христово и пети Тому: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго избранника Божия видим тя, святе Иакове: ты бо мудре вразумлял еси на соборе Апостольстем о скончании времени Завета Ветхаго и о Промысле Божием о обращении и спасении народов языческих. Сего ради тебе, яко великому во иерарсех Христовых, взываем:

Радуйся, Мудрость Ипостасную — Христа всем проповедавый;

Радуйся, яко о спасении верою и делами благочестия не токмо иудеев, обаче и язычников научавый.

Радуйся, о Христе, яко о совершении пророчеств и преданий отеческих, свидетельствовавый;

Радуйся, яко седящия во тьме греховней к свету благоверия приводил еси.

Радуйся, яко просветил еси мудростию твоею вся;

Радуйся, кладезю истиннаго Боговедения.

Радуйся, реко богоглаголивая;

Радуйся, премудрости чаше, добродетельми исполненная.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 8

Странно и предивно всем иерусалимляном бысть житие твое, священномучениче Иакове, ты бо миротворец и истолкователь Закона Божия явился еси, просвещая и вразумляя люди. Темже и нас научи пети от всего сердца Творцу и Зиждителю нашему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь освящен благодатию Духа Святаго, Церковь Иерусалимскую добре упасл еси, святе Иакове, день и нощь укрепляя новопросвещенныя в благодати Христовой. Мы же восхваляем тя, горнюю премудрость стяжавшаго, пении сими:

Радуйся, яко Божественный разум стяжал еси;

Радуйся, яко словесы богомудрыми люди, от неведения избавляя, ко Христу руководил еси.

Радуйся, яко труды твоими к водам спасения овцы словесныя приводил еси;

Радуйся, яко жребий пастырскаго о душах попечения праведно ти дадеся.

Радуйся, коегождо к безропотному несению креста его наставляяй;

Радуйся, яко солнце миру учении твоими возсиявый.

Радуйся, искусный ловителю душ человеческих;

Радуйся, Божественныя благодати светило.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 9

Всем сердцем возлюбивый Христа Бога, яко брат Его по плоти, и о спасении творения Его ревновавый, наставлял еси народ Божий в вере христианстей: яко быти во испытаниих терпеливу, на Бога уповающе и во смирении тяготы носяще. Мы же, тобою наученнии, милосердному Человеколюбцу Богу непрестанно взываем: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не возмогут воспети твоея, богоблаженне Иакове, мудрости, егда вразумлял еси, яко не в единем книжнем научении и внешнем исповедании есть вера спасительная, а в вере, поспешествуемой любовию и делами во имя Христово. Мы же, тебе, яко Богомудрому наставнику, благодарно воспеваем:

Радуйся, яко тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть, возвещаяй;

Радуйся, яко во искушения различная впадая, радость имети научаяй.

Радуйся, яко блажен муж, иже претерпит искушения, зане приимет венец жизни, рекий;

Радуйся, яко «искушение вашея веры соделовает терпение», — мудро нам глаголеши.

Радуйся, яко ведущему убо добро творити и не творящему — грех есть, нас умудряеши;

Радуйся, яко любы мира сего — вражда Богу есть, нас вразумляеши.

Радуйся, яко молитися друг за друга, много бо может молитва праведнаго поспешествуема, нас призываеши;

Радуйся, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасает душу от смерти, нам взываеши.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 10

Спасти хотяй всякаго человека, грядущаго в мир, Всевидец Господь дарова ти, Иакове славне, благодать велию укрепляти обращенныя в вере: ты бо на страдания предстоящия коегождо приуготовляя, призывал еси всех к терпению и упованию на Бога, всех и вся содержащему в деснице Своей. И нас, недостойных, сподоби молитвами твоими разумно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая Церкви Иерусалимстей был еси, священномучениче преславне, и тако научал еси люди твоя спасительней вере Христовей: «Вера бо чиста и нескверна пред Богом есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их и нескверна блюсти себе от мира». Мы же, тебе, о нас молящемуся, неустанно взываем:

Радуйся, яко «суд без милости — не сотворшему милости», — рекий;

Радуйся, яко «гнев мужа правды Божия не соделовает», — вразумляяй.

Радуйся, яко «плод правды в мире сеется творящим мир», — научаяй;

Радуйся, яко «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать», — глаголяй.

Радуйся, яко «смиритеся пред Господем, и вознесет вы», — взываяй;

Радуйся, путеводителю наш к Небеси.

Радуйся, слова Божия истолкователю неложный;

Радуйся, на подвиг деятельныя любве подвигаяй.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносил еси Пресвятей Троице во вся дни земнаго жития твоего; отпавшия же от благодати вожди иудейстии, видевше, яко множество мужей и жен к Церкви Христовой прилагается твоими, всеславне Апостоле, трудами, злоумыслиша конец положити сему: нестерпим бо бысть им праведник истинный, Господу верно служащий. Нас же, святителю Иакове, благослови, укрепи и настави в вере спасительней возрастати, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светло Пасху Христову празднуя, во дни тыя неустанно проповедал еси, Иакове, глаголы жизни вечныя во граде Иерусалимстем собравшимся коленом иудейским и язычником множеству; начальницы же иудейстии совет положиша убити тя, пастыря Града Святаго. Мы же, тебе, яко мужественному воину Христову, усердно вопием:

Радуйся, истину Христову пред вожди небоязненно вещавый;

Радуйся, блистанием твоим тьму неведения просветивый.

Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю;

Радуйся, яко тобою Церковь Христова дивно красуется.

Радуйся, яко Богомудрыми ученьми умы верных к небеси возводиши;

Радуйся, яко крепостию проповеди твоея прелесть лжеучителей разрушил еси.

Радуйся, святый иерарше и проповедниче, многия в послушание веры уловивый;

Радуйся, лучу, от Солнца Правды исходяй, всю землю просвещаяй.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 12

Благодатию Божиею и силою, от Бога тебе дарованною, облеклся еси, страстотерпче Иакове, Христа ради готовый мучения всякия претерпети, егда лестию поставлен был еси на криле храма святаго нечестивыми, вопрошающими тя: «Рцы нам о Распятом». Мы же Богу, в мученичестем подвизе тебе укрепившему, гласом велиим воспеваем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Пресвятей Троице хвалу и благодарение и исполнився Духа Святаго, ты, Богоносе Иакове, изрекл еси пред народом о Христе, яко Той «сидит на Небесех, одесную Силы Всевышняго и грядет на облацех небесных». Слышавше же сия, нечестивии скрежетаху зубы своими и устремишася на тя; быв же долу низвержен с криле храма, Апостоле святе, востав на колени, Творцу молился еси о прощении убивающих тя и, камением до смерти побиваем, душу свою в руце Божии предал еси. Мы же, предстоящему тебе пред Престолом Святыя Троицы, радостно зовем:

Радуйся, яко на криле святилища представ, Бога Слова проповедал еси;

Радуйся, яко от иудей низвержен быв, небесных чертогов сподобился еси.

Радуйся, Горняго Иерусалима Апостольское основание;

Радуйся, яко жертву чисту себе Царю и Творцу принесл еси.

Радуйся, яко кровию твоею в Церковь Небесную вшел еси;

Радуйся, яко тя заступника крепкаго пред Богом имамы.

Радуйся, яко нетленныя пищи наслаждаяся, Престолу Святыя Троицы предстоиши;

Радуйся, священномучениче непобедимый, иерарше прехвальный и светильниче всемирный.

Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 13

О, преславный Апостоле Иакове, брате Господень, Церкви Христовой светильниче многосветлый! Приими от благоговейных сердец наших с любовию тебе приносимое хвалебное пение сие и испроси нам у Христа Бога нашего в вере утверждение, прегрешений оставление и от вечнаго осуждения избавление, да сподобимся в Царствии Небеснем купно с тобою во веки пети Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва апостолу Иакову, брату Господню

О, великий богоизбранный и богопрославленный Апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей Града Святаго, теплый наш заступник и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы. Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас, низверженных грехи многими. Имеяй власть решити и вязати, разреши зол наших соузы, любве Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне, соделай молитвами твоими. Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати странствие наше земное, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобившеся, с тобою вкупе возможем выну восхваляти Троицу Нераздельную и воспевати Едино Божество Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь.

Святой Иаков — первый апостол, которому явился Иисус Христос после воскресения из мертвых. Церковь называет его братом Господним и празднует память на следующий день после Рождества Христова — 8 января.

До избрания

Апостол Иаков был сыном праведного Иосифа от первого брака. Братом Господним его называет апостол Павел в своем послании к Галатам: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Гал.1:19). Иаков вел строгую подвижническую жизнь: не пил спиртные напитки, ограничивал себя в еде и удобствах, много молился — таких людей в Израиле называли назореями, то есть людьми, которые с детства посвятили себя Богу. Во время проповеди Христа Иаков уверовал в Него и стал вести еще более строгую жизнь.

Апостол и первый епископ Иерусалима

После Вознесения Господа Иаков был избран в число 70-ти апостолов и стал первым епископом Иерусалимской Церкви, которую возглавлял 30 лет. По преданию, Христос явился после Своего воскресения Иакову и поставил его на эту должность. Как предстоятель Иерусалимской Церкви, он возглавлял Апостольский собор (около 50-го года), на котором решалась проблема принятия язычников в новую для них веру — христианство.

Литургия апостола Иакова

19290

Апостол написал первое последование литургии, которая так и называется — Литургия апостола Иакова. До IX века она служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви. В IV веке святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили Литургию апостола Иакова, составив на ее основе свои чинопоследования, которыми мы пользуемся до сих пор. В России Литургия апостола Иакова была неизвестна до XX века — первый раз ее отслужили в Ленинградской духовной академии в 1970 году в день памяти апостола и она до сих пор совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви.

Соборное послание апостола Иакова

Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. Главная его цель — укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека. Известная среди христиан цитата: «Вера без дел мертва” именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20).

Смерть во время проповеди

Как и многие апостолы, Иаков был убит. При жизни он пользовался огромным авторитетом даже у язычников, и благодаря своему благочестию обратил в христианство множество иудеев. Книжники и фарисеи насторожились и решили убить святого. Они воспользовались удачным моментом: в то время в Иерусалиме не было проконсула (правителя) — старый умер, а нового из Рима еще не успели прислать. Анания, иудейский архиерей, вместе с остальными фарисеями вывел Иакова на крышу храма для проповеди людям, но когда апостол заговорил о Христе, скинули его вниз. Там его искалеченного кровожадная толпа добила камнями. Тело мученика и апостола похоронили на том же месте, около храма.

Другие «родственники” Иисуса Христа

В Евангелии есть упоминание «братьев и сестер” Иисуса Христа: «Не плотник ли Он, сын Марин, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем.” (Мк. 6: 3). Скорее всего, именно упомянутый Иуда впоследствии стал одним из 12 апостолов, которых выбрал Христос для учения и проповеди Евангелия после своего Вознесения (не путать с Иудой Искариотом, предавшим Христа). Здесь же упоминается и имя Его брата Иакова (не путать с апостолом Иаковом из числа 12-ти). Точного количества «родственников” Христа Евангелие нам не приводит, как и не говорит о степени родства.

Святой Иосиф Обручник

Рени Гвидо. Иосиф Обручник (1640-1642)

Рени Гвидо. Иосиф Обручник (1640-1642)

Восточная Церковь придерживается мнения, что перечисленные братья и сестры — это дети Иосифа Обручника от первого брака. Прямой потомок из рода царя Давида, но жил бедно и работал плотником. К тому времени, как ему исполнилось 80 лет, у него умерла первая жена и первосвященники избрали его для сохранения чистоты Пресвятой Богородицы — формально, Иосиф был мужем Девы Марии, но так как она дала обет безбрачия, супружеской жизни у них не было. Именно поэтому Иосиф называется Обручником — кроме самого обручения их больше ничего не связывало. Иосиф лично видел поклонение волхвов перед новорожденным Христом и по повелению Ангела бежал вместе с Божией Матерью в Египет от гнева Израильского царя Ирода. По преданию, святой Обручник умер в возрасте около 100 лет. Его память Церковь празднует в один день вместе с апостолом Иаковом, братом Господним — 8 января.

Святой Иаков Младший, сын Иосифа и первый епископ Иерусалима, изображен согласно описанию Ерминии Дионисия как «старец длиннобородый». Остальные физиогномические черты напоминают, однако, святого Николая: седые волосы над теменем и на висках уложены, как у святого чудотворца, а борода как будто разделена на две части, причем верхняя часть пышнее и своей округлой формой напоминает бороду святого Николая.По-видимому, иконописные характеристики святого Иакова, в отличие от образов других святых, не получили полной определенности. На самой ранней известной нам иконе святого 1600-1610 гг. на Патмосе Иаков Младший изображен на троне и в облачениях, сходных с рассматриваемым памятником, но с иными физиогномическими чертами: у него короткие черными волосы и длинная борода. Иные черты он имеет и на иконе Эммануила Тзанеса 1683 г. в Греческом Институте в Венеции — густые седые волосы и длинную раздвоенную бороду, а на иконе Стефаноса Тзанкароласа в Музее Бенаки святой представлен полнофигурно, в рост, с длинной черной бородой.Фронтальная поза святого на нашей иконе напоминает святого Иакова на иконе Тзанеса и восходит к критскому типу тронного святителя. Заметно, что наш художник следует этому типу с еще большей прилежностью, чем автор упомянутого «Святого Николая», особенно в структуре драпировок стихаря и фелони, а также в расположении палицы и епитрахили. Единственное отличие наблюдается в цветных орнаментальных элементах, которыми мастер украсил одеяния, а кроме того, в барочной форме трона с листовидным декором, отличающегося от трона Тзанеса, но встречаемого на иконах на Керкире, вышедших из его мастерской. Тому же типу тронного святителя следуют и другие художники Ионических островов в первые десятилетия XVIII в., как например, Константинос Контаринис на иконе святого Антипы и Николаос Каллергис на иконе святого Спиридона, где мы видим и ангелов, которые держат свитки с надписями.Следование образцу Тзанеса и консервативное, насколько можно судить, письмо лика святого напоминают стиль работы Константиноса Контариниса. Заметим также, что этот художник часто выбирает для своей подписи минускульное письмо, как на иконе святого Антипы, на нашей иконе тот же тип письма использован для надписания имени святого. Тем не менее, в силу повреждений живописи невозможно судить, насколько данное изображение отвечает другим характерным чертам художественного почерка мастера, таким как четкий рисунок и линейная разработка. Наконец, декоративные элементы архиерейского облачения с красочными цветками напоминают современного Контаринису художника, работавшего на Закинфе, — Николаоса Каллергиса, которому принадлежит образ святого Спиридона аналогичной иконографии. Нижняя часть иконы у основания трона, где, как правило, помещается подпись автора, полностью утрачена. Согласно сказанному выше, икона святого Иакова является работой художника Ионических островов, который подобно Константиносу Контаринису следовал образцам, установленным на иконах Эмманиула Тзанеса.

5 ноября Церковь празднует память апостола Иакова по прозванию «брат Господень», который возглавлял первую христианскую общину в Иерусалиме и, согласно церковному преданию, был сыном праведного Иосифа Обручника. Чем прославился этот апостол? И что мы знаем о других членах семьи, в которой родился Христос?

Иаков, брат Господень

Согласно наиболеераспространенной версии, впервые четко изложенной епископом Епифанием Кипрским(IV век),Иаков был старший сын праведного Иосифа Обручника, родившийся в его первомбраке. В Евангелиях неоднократно упоминаются «братья и сестры Иисуса», аевангелисты Марк и Матфей приводят даже имена: Иаков, Иосия, Иуда и Симон. Сточки зрения святого Епифания, это как раз дети Иосифа Обручника, оставшиесявместе со своим отцом и после того, как он обручился с Девой Марией и,вероятно, находившиеся рядом с Иисусом в Его детские годы.

В пользу этой точки зрения может свидетельствовать и Протоевангелие Иакова — апокриф (текст, посвященный тем или иным событиям и лицам священной и церковной истории, который Церковь не включила в канон Священного Писания. — Прим. ред.), рассказывающий о Рождестве Пресвятой Богородицы, Ее введении в Иерусалимский храм и о событиях, предшествовавших Рождеству Спасителя. Из текста этого Протоевангелия следует, что его автор Иаков скрывался в пустыне, когда иудейский царь Ирод искал убить младенца Иисуса; очевидно — скрывался вместе со всем семейством Иосифа и Девы Марии, как мы знаем, на несколько лет бежавшим в Египет (ср.: Мф 2:13–15).

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?
Апостол Иаков
Эммануил Тзане Мпуниалис, 1683. Собрание Музея икон. Венеция

Ноесть и другая точка зрения: Иаков и другие «братья Господни» были двоюроднымибратьями Иисуса. Эту версию отстаивал блаженный Иероним Стридонский, живший вовторой половине IV — начале V века и много путешествовавший по Святой Земле. Своюмысль он высказал в споре с Гельвидием, считавшим, что «братья Господни» — этоЕго родные братья, младшие дети Марии и Иосифа, рожденные после Иисуса (такполагает и сегодня часть протестантов). Иероним же обратил внимание, что в 15-йглаве Евангелия от Марка упоминается Мария,мать Иакова меньшего и Иосии, а в других Евангелиях — некая «МарияИаковлева». При этом в Евангелии от Иоанна сказано, что у Богородицы быласестра Мария Клеопова (Ин 19:25).Вероятно, предположил блаженный Иероним, Иаков, Иосия, Симон и Иуда былисыновьями сестры Богородицы и, стало быть, двоюродными братьями Самого Господа.При таком понимании апостол Иаков, «брат Господень», сливается в одно лицо сИаковом Алфеевым, одним из 12 апостолов, входивших в ближний круг.

Еслиправ блаженный Иероним, то у Иакова и трех его братьев было кровное родство сГосподом Иисусом.

Вте годы, когда Христос ходил по земле Палестины и проповедовал, братья не веровали в Него, говоритапостол и евангелист Иоанн (Ин 7:5).Возможно, они были в числе тех самых ближних,о которых Евангелие сообщает, что во время проповеди Иисуса они порывалисьзабрать Его домой, ибо говорили, что Онвышел из Себя (Мк 3:21). Ноочевидно, Воскресение Христа убедило братьев, что Он не без оснований называлСебя Сыном Божиим. Апостол Иаков был точно в этом убежден, недаром он оказалсяв числе немногих, кому Христос явился вскоре после Своего Воскресения (об этом рассказываетапостол Павел в Первом послании к Коринфянам, 15:7). И в книге Деяний святых апостолов, повествующей о жизнипервых христианских общин, мы встречаемся уже с уверовавшим Иаковом, которыйвозглавляет христианскую общину Иерусалима и является своего рода арбитром вспорах, нет-нет да и возникавших в первохристианской общине. Именно Иакову,например, принадлежит последнее, самое веское слово в дискуссии о том, на какихусловиях крестить бывших язычников в малоазийских провинциях. Под влиянием егоавторитета апостольский собор постановляет не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написатьим, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины икрови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деян 15:19–20).

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?
«Святой Иосиф с Младенцем Христом на руках»
Гвидо Рени. Около 1635

Церковное предание сохранило за Иаковом, братом Господним, имяИаков Праведный: он неукоснительно соблюдал установления ветхозаветного закона,никогда не пил вина и вообще был человеком очень воздержанным — и все этосоединялось в нем с верой в то, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий.

Апостол Павел, большую часть времени проводивший в миссионерскихпутешествиях по Средиземноморью, в коротких промежутках между ними возвращалсяв Иерусалим и виделся, как он сам говорит в Послании к Галатам, со столпами Церкви — апостолами Петром,Иоанном и Иаковом (Гал 2:9). Можнобыло бы решить, что речь тут идет об Иакове, сыне Зеведееве, одном из 12апостолов и родном брате Иоанна Богослова. Тем более что именно этих трехапостолов (то есть Петра, Иакова Зеведеева и Иоанна) Христос особенно приблизилк Себе и брал туда, куда не звал остальных, — на Фавор, где они лицезрелиПреображение; в горницу, где Господь воскресил умершую девочку; в Гефсиманскийсад, где они видели Его молящимся до кровавого пота… Но в первой главе того жесамого Послания ясно говорится: апостол Павел виделся в Иерусалиме с Иаковом,братом Господним (Гал 1:19). Тогдакак Иаков, брат Иоанна, был убит еще в то время, когда Иудеей правил ИродАгриппа (сам умерший в 44 году): именно он вынес апостолу смертный приговор,подстрекаемый иудейской верхушкой. Павел же совершал свои путешествия, каксчитают библеисты, в более поздние времена, начиная со второй половины 40-хгодов.

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?
Мученическая кончина апостола Иакова
Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

С именем брата Господня Иакова церковная традиция связываетавторство Соборного послания Иакова, известного, в частности, фразой Вера без дел мертва (Иак 2:20), а также одного из самых раннихчинов Божественной литургии. Смерть Иаков Праведный принял в преклонномвозрасте от иудеев, сбросивших его с паперти Иерусалимского храма засвидетельство о Христе.

Симон Зилот (Кананит)

Согласно одной из версий, Симон,как и Иаков, был одним из сыновей Иосифа Обручника. В отличие от Иакова, Симонс самого начала вошел в ближайший круг учеников Христа и стал одним изДвенадцати.

Апостольскаяпроповедь о Христе начиналась с Иудеи: здесь благовествовали и Петр, и Иоанн, иФилипп, и прочие — мы знаем об этом из книги Деяний святых апостолов. Здесьпоначалу трудился и Симон, прозванный за свою пылкость и рвение Зилотом(«зилот» в переводе с греческого — «ревнитель»; по-арамейски это звучит как»кананит»). Более того, после смерти Иакова Праведного он на время даже стал первоиерархомиерусалимской общины — об этомпишет Евсевий Кесарийский в «Церковнойистории», книга 3, 11.

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?
Симон Зилот (Кананит)
Фреска храма Протатон (Протат) на Святой Горе Афон. Конец XIII века
Иконописец Мануил Панселин

Впоследствии,как гласит житие апостола, он отправился с проповедью в Эдессу (в те временаодин из центров Малой Азии, географически относился к Сирии; ныне городок наюго-востоке Турции), побывал в Армении, Египте, Ливии (Киринее), Мавритании,Испании и даже Британии. Вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием названыйбрат Господень благовествовал и в земле Иверской (нынешняя Грузия), после чегоотправился вместе с Андреем в Абхазию. Основав здесь христианскую общину,апостолы, согласно преданию, разделились: святой Андрей отправился с проповедьювдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон Зилот поселился в небольшой горнойпещере в окрестностях современного Нового Афона.

ВАбхазии апостол совершил множество чудес, исцелил многих больных и обратилместные племена в христианскую веру. Однако он не случайно избрал местом своегожительства запрятанную в горах пещеру: язычники не раз пытались напасть нанего.

Вконце концов Симон принял мученическую кончину. По одной из легенд, названомубрату Господа отрубили голову, другая гласит, что его заживо распилили;существует и третья версия — о том, что Симона распяли на кресте.

ВIX веке на месте, где был погребен апостол-мученик, выстроили храм из белоготесаного известняка. А еще два столетия спустя христианская вера утвердилась наконецво всей Абхазии: в XI–XII столетиях весь абхазский берег был покрыт цветущимигородами и монастырями, и эта земля оставалась христианской вплоть дозавоевания ее турками.

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?
Пещера, где жил апостол Симон, Абхазия, Новый Афон
Фото keeptravel.com

Существуют, впрочем, и иныепредположения о том, кто был апостол Симон Зилот. Например, святитель ДимитрийРостовский в популярных Четьих Минеях пишет: «Симон… Иосифов сын, отнюдь необретается во апостолех», а апостол Симон Зилот, будущий просветитель Абхазии,»происходил из Каны галилейской и был личноизвестен Господу и Его Пречистой Матери», но не являлся Его сродником по плоти.Святитель Димитрий пересказывает предположение, что именно на свадьбе Симона Зилота Господь Иисуссовершил Свое первое чудо — претворил воду в вино. Возможно, это и убедило будущегоапостола последовать за Ним.

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?
Брак в Кане Галилейской
Фреска. Балканы, Сербия, монастырь Дечаны, XIV в.

Был,согласно святителю Димитрию, еще и третий Симон (или Симеон) — сын младшегобрата Иосифа Обручника Клеопы, усыновленный Иосифом после смерти брата. Он-то,согласно Димитрию Ростовскому (который сам ссылается на греческих церковныхисториков Евсевия Кесарийского, Георгия Кедрина и НикифораКсанфопула), и возглавил Иерусалимскую Церковь после смерти Иакова, братаГосподня. Он был сопричтен 70-ти апостолам — тем ученикам Христа, которые небыли с Ним постоянно, но видели и слушали Его, — и принял мученическую кончинуна кресте.

Иуда, брат Господень

В круг ближайшихучеников Господа входили два Иуды. Один, Иуда Искариот, в конце концов оказалсяпредателем. Другой же — Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей или Фаддей, — был,согласно одной из версий, еще одним сыном Иосифа Обручника от его первой жены, роднымбратом Иакова и Симона.

Возможно,именно этот Иуда является автором 12-й книги Нового Завета — Соборного посланиясвятого апостола Иуды. Автор этого послания именует себя рабом Иисуса Христа, братом Иакова (Иуд 1:1), быть может, потому, что стыдится своего поведения вюношестве, когда он еще не веровал в Божественное достоинство Иисуса и придележе отцовской земли отказался поделиться с Ним своим наделом (такую историю сохраняетцерковное предание).

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?
Иуда, брат Господень
Дуччо ди Буонинсенья, около 1255

Послеареста Христа в Гефсиманском саду Его названые братья повели себя ничуть нелучше прочих апостолов и разбежались; за Господом последовали только двоеучеников — Иоанн и Петр. Тем не менее Иуда присутствует среди апостолов в тотдень, когда им впервые явился воскресший Господь, и потом, в деньПятидесятницы, когда на апостолов снизошел Дух Святой и они начали смелопроповедовать Евангелие среди разных племен и народов.

Иуда,согласно его житию, обошел с проповедью всю территорию Палестины (современныеИзраиль и Иордания), а затем направился в Аравию, Сирию, Ме­со­по­та­мию и дошелдо самой Пер­сии, где и написал свое Соборное послание. В этой книге, одной изсамых коротких в Новом Завете, можно усмотреть зачатки уче­ния и о Свя­той Тро­и­це(в одном месте апостол Иуда призывает молиться Духом Святым, в других проводитразделение между Богом Отцом и Господом Иисусом Христом), и о различенииАнгелов на доб­рых и злых, и о бу­ду­щем Страш­ном Су­де. Апо­стол Иуда призываетхранить себя от еретических учений и учит, подобно своему брату Иакову, чтонедо­ста­точ­но одной только ве­ры во Хри­ста, необ­хо­ди­мы еще и доб­рые де­ла.

По преданию, свя­той апо­столИуда му­че­ни­че­ски скон­чал­ся око­ло 80 го­да в армянском го­ро­де Ара­те — онбыл рас­пят на кре­сте и прон­зен стре­ла­ми.

Предтеча и КрестительГосподень Иоанн

Строгий аскет и проповедникпокаяния Иоанн Креститель, пришедший на берега Иордана «приготовить путьГосподу, прямыми сделать стези Ему» (ср.: Мф 3:3), был не только Предтечей Господа Иисуса, но и Его сродником. Этоясно из Евангелия от Луки, в котором мы читаем, что Мать Христа, Пречистая ДеваМария, приходилась родственницей матери Иоанна, праведной Елисавете (Лк 1:36).

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?
Святая Анна с Марией, Младенцем Христом и Иоанном Крестителем
Леонардо да Винчи. Около 1500

Выяснитьболее точно, в чем заключалось их родство, теперь уже невозможно, хотя вцерковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы (и бабушкаИоанна Предтечи) Соби была родной сестрой праведной Анны, матери ПресвятойБогородицы, — об этом писал византийский историк Никифор Каллист (живший в XIV веке)со ссылкой на священномученика Ипполита Римского (раннехристианский автор, умершийв начале III века). Если так, тоБогородица оказывается двоюродной сестрой Елисаветы, а Иисус Христос — троюроднымбратом Иоанна Предтечи.

Трудносказать, встречались ли Иисус и Иоанн когда-либо в детстве. (Мы не берем врасчет эпизод, описанный в 1-й главе Евангелия от Луки, когда Дева Мария, ужеожидавшая Ребенка, пришла к Елисавете, беременной Иоанном, — и у той радостновзыграл младенец во чреве (Лк 1:39-45)).Тем более что вскоре после Рождества Богомладенца Иисуса Мария и Иосиф скрылисьот преследований царя Ирода в Египет и жили там несколько лет, а когдавернулись, поселились в галилейском городе Назарете на севере Израиля. Тогдакак семья Иоанна Предтечи, судя по всему, жила в Иудее, то есть южнее.

Брат Господень Иаков и другие родственники Христа: что о них известно?
Крещение Господне
Фреска монастыря Протат на Афоне. Конец XIII в.

ВЕвангелии от Иоанна Предтеча говорит о Христе, что прежде не знал Его (Ин 1:31, 33), а евангелист Матфей рассказывает, какКрестителя Господня одолевали сомнения: точно ли Иисус Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого (Мф 11: 3).

СвятительАфанасий Великий и блаженный Феофилакт Болгарский говорят, что Иоанн Предтечабыл по отцу из рода первого израильского священника Аарона, а по матери — как иХристос, из колена Иудина. В этом и состояло, по мнению этих двух толкователей,родство Предтечи с Господом Иисусом — конечно, весьма отдаленное. По мыслисвятителя Афанасия, евангелист Лука упоминает об этом родстве для того, чтобыобратить внимание на соединение во Христе двух ветвей израильского народа — царской(идущей от Иуды через царя Давида) и священнической (идущей от Аарона). ВедьХристос соединил в Себе царское величие (Бог неоднократно именуется в БиблииЦарем) с жертвенным служением священника: Он Сам принес Себя в жертву за грехивсего мира (1 Ин 2:2) и тем самымспас этот мир.

Редакция выражает благодарность запомощь в подготовке материала протоиерею Алексею Емельянову, заведующемукафедрой библеистики Богословского факультета Православного Свято-Тихоновскогогуманитарного университета (ПСТГУ), и преподавателю ПСТГУ иерею АлександруГумерову