Будда жизнеописание

Шакьямуни под деревом баньяна (бодхи)

Буддизм берет свое начало в учениях Шакьямуни (Гаутама Сиддхартха), который родился на территории нынешнего Непала примерно 2 500 лет назад.

Шакьямуни родился принцем, однако с юных лет ему стало известно о существовании человеческих страданий, и это его глубоко взволновало. С годами он все более проникался желанием оставить мирскую жизнь и пуститься в странствия в поисках разрешения проблемы страданий, присущих жизни. Буддийские тексты описывают четыре встречи, которые послужили осознанию им наличия четырех видов страданий, общих для всех людей – страданий, связанных с рождением, старением, болезнью и смертью, а также возникновению желания найти способ освобождения от них. В конце концов, он отказался от своего царственного положения и приступил к духовным поискам, чтобы понять, как можно преодолеть человеческие страдания.
Он подвергал себя суровой аскезе в течение нескольких лет, но впоследствии отказался от этой практики, так как понял невозможность достижения освобождения через самоистязание. Затем однажды, находясь неподалеку от города Гайя, он расположился под деревом баньяна (в последствии получившим название дерева бодхи) и погрузился в медитацию. Там он достиг пробуждения, или постижения подлинной сущности всех явлений. Именно благодаря этому просветлению он стал называться Буддой, т.е. «Пробужденным». После своего пробуждения Шакьямуни, согласно преданию, оставался некоторое время под деревом, радуясь своему освобождению, но также испытывая беспокойство от понимания, как трудно будет передать другим то, что он постиг. Однако, наконец, он решился сделать это, чтобы путь к освобождению от страданий рождения и смерти стал открыт для всех людей.

По преданию, затем Шакьямуни много путешествовал по всему Индийскому субконтиненту, делясь своей просветленной мудростью, содействуя миру и обучая людей тому, как раскрыть великий потенциал их жизни. Целью его сострадательного замысла было дать возможность всем людям достичь того же просветленного состояния, которого достиг он сам.
Принято считать, что Шакьямуни умер в возрасте восьмидесяти лет. После его смерти его учения были записаны последователями в форме сутр и распространены по всей Азии, что привело к возникновению большого количества различных школ буддизма, которые обычно характеризуются тем, что придают особое значение миру и состраданию.

▲ Наверх

Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни (санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि, вьетн. Thích-ca Mâu-ni; 563 до н. э. — 483 до н. э.; дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)») — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали) / Сиддхартха Гаутама (санскрит) («потомок Готамы, успешный в достижении целей»), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся») и даже Верховным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татха́гата («тот, кто так пришёл»), Бхагаван («Бог»), Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки». Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.

День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Калмыкия.

Материала для научной реконструкции биографии Будды у современной науки недостаточно. Поэтому традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов («Жизнь Будды» Ашвагхоши, «Лалитавистара»).

Однако следует учитывать, что первые тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти. К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды.

Кроме того, труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах. Это хорошо отражено в буддийских текстах, в которых описание мыслей Шакьямуни преобладает над описанием времени, когда это всё происходило.

Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей». Начался он со встречи богатого и учёного брахмана Сумедха с буддой Дипанкара. Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «бодхисаттвой».

После смерти Сумедхи сила его стремления к Просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди богов, где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям.

Согласно традиционной биографии, отцом будущего Будды был раджа Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии.

Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по ряду разных источников, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу. Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии.

Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями.

По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г. Катманду), под деревом ашока. Младенец тут же встал на ноги и провозгласил себя существом, превосходящим людей и богов.

В самом Лумбини находился дом царя, в современных источниках именуемый «дворцом». В реальной жизни весь раскопаный археологами фундамент этого дворца поместился под навесом-сараем 8х8 метров. Царица никуда не ездила, а спокойно рожала у себя дома. Про то, что младенец превосходит людей и богов, не знал даже сам Будда, спокойно живший в том дворце-доме сначала мальчиком, потом женившись мужем и наследным принцем, предаваясь праздности и развлечениям.

День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние, широко празднуется в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония. На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопы фундамента и фрагменты стен.

Большинство источников утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов.

Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым (Буддой).

Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха, что означает «тот, кто добился своей цели». Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи.

Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Паджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика было специально построено три дворца. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.

Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни.

Однажды, когда принцу исполнилось 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами», чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменяшись одеждами с первым встречным нищим и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».

Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где он просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапуты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя.

Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию. Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны.

Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи.

Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджату, которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины.

Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим — и Мара отступил.

После 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха, в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий — невежестве — а также о шагах, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит). После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».

Будда несколько дней ещё пребывал в состоянии самадхи, решая, обучать ли Дхарме других людей. Он не был уверен, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки и трудны для понимания. Однако Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму». В конце концов, со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.

Первыми учениками Будды стали встреченные им двое торговцев — Тапусса и Бхаллика. Будда дал им пару волос со своей головы, которые, по преданию, хранятся в пагоде Шведагон.

После этого Будда направился в Варанаси, намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли.

Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы. Его первые слушатели стали первыми членами буддийской сангхи, что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда, Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали архатами.

Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре, парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.

Царь Бимбисара, ставший сторонником буддизма после встречи с Буддой, подарил сангхе монастырь неподалёку от своей столицы Раджагриха. А богатый купец Анатхапиндада подарил рощу близ города Шравасти.

Первая Вассана была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Раджагаху (Раджагриху), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего Просветления. Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) — они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три вассаны Будда провёл в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.

Узнав о Просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту. Так как для вассаны было ещё рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.

В пятой вассане Будда жил в Махавана вблизи Весали (Вайшали). Узнав о предстоящей смерти своего отца, Будда пошёл к Шуддходане и проповедовал ему Дхарму. Шуддходана стал архатом прямо перед своей смертью. После смерти отца его приёмная мать Маха Паджапати просила разрешения присоединиться к Сангхе, но Будда отказался и решил вернуться в Раджагаху. Маха Паджапати не приняла отказа и возглавила группу благородных женщин родов Шакья и Колия, которая последовала за Сангхой. В итоге, Будда принял их в Сангху на том основании, что способность их к просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила Винаи для соблюдения.

Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.

Согласно палийской Махапариниббана-сутте в возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело. После этого Будда съел последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.

Махаянская Вималакирти-сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличье, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре, ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени. К примеру, Далада Малигава на Шри-Ланке — место, где хранится зуб Будды.

Также Будда дал наставление своим ученикам — следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой. Однако в Первый Буддийский Совет, Махакашьяпа был провозглашен главой Сангхи вместе с двумя главными учениками Будды — Махамоггаллана и Сарипутта, которые умерли незадолго до Будды.

Буддизм – это религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около 2500 лет назад в Древней Индии, которое считается первой по времени возникновения мировой религией. Основателем учения является принц Сиддхартха Гаутама, позднее ставший известным под словом «Будда”, что означает «Пробужденный” или «Просветленный”. Буддизм распространился по всей Азии, в наше время став четвертой по величине мировой религией, насчитывая сотни миллионов последователей в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока.

Открытие тханки Будды Шакьямуни на фестивале Монлам Ченмо, Тактсанг Лхамо, Амдо Восточный Тибет

Открытие тханки Будды Шакьямуни на фестивале Монлам Ченмо, Тактсанг Лхамо, Амдо Восточный Тибет

В течение сотен жизней бодхисаттва (существо, которое стремится к пробуждению на благо всех живых существ) совершал подвиги любви и сострадания к другим живым существам, тем самым, накапливая благие заслуги. И вот наступило время его последнего рождения.

Будда Сиддхартха Гаутама родился в роде Шакья в районе Лумбини на юге современного Непала. Легенда гласит, что сразу после рождения, младенец Будда встал на ноги и сделал семь шагов, провозглашая себя существом, превосходящим людей и богов. Для его матери царицы Махамайи эти роды стали роковыми, и вскоре после рождения она умерла. Когда Будда родился, его отец Шуддходана пригласил отшельника-провидца Аситу благословить младенца. Ашита обнаружил на теле Будды 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет или святым человеком, или великим царём. Отец Шуддходана желал, чтобы его сын стал царем и боялся, что тот изберет жизнь отшельника, поэтому он всячески ограждал сына от религии и от явных человеческих страданий – болезни, старости и смерти.

Принц рос в роскошных дворцовых хоромах и никогда не видел горя. В 16 лет он женился на принцессе Яшодхаре, которая через несколько лет родила сына Рахулу. Однако на 30 году жизни Сиддхартхе удалось попасть за пределы дворца, где он увидел «четыре зрелища”: больного человека, нищего старика, разлагающийся труп и отшельника. Принц задумался о суровой реальности жизни, в которой болезни, горе, старение и смерть неизбежны и что перед ними все равны: и богатые люди, и бедные. После этого Сиддхартха более не смог продолжать вести беззаботную жизнь во дворце. В ночи в тайне от всех он сбежал из дворца на поиски постижения причин страданий.

На протяжении около шести лет Сиддхартха скитался по территории Древней Индии. Сначала он примкнул к брахманам-отшельникам, у которых учился йогической медитации. Затем осваивал медитативные техники у известного мастера Удраки Рамапутры. После этого в поисках причин страданий он практиковал суровую аскезу и техники умерщвления плоти, от которых чуть не умер. Впоследствии Сиддхартха понял, что суровая аскеза – это не выход, так как в изнуренном теле не может быть ясного сознания и начал пересматривать свою практику.

Он отправился странствовать дальше и оказался в месте близ современного города Гая в индийском штате Бихар. Там он сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и дал клятву, что не встанет, пока не найдёт истины. После 49 дней медитации в полнолуние 4го месяца в возрасте 35 лет Сиддхартха достиг полного Пробуждения. Он понял, что природа человеческих страданий кроется в неведении и что каждый человек способен достичь пробуждения. Впоследствии данное знание получило название «Четыре Благородные Истины”, которые включают в себя «Благородный Восьмеричный Путь”. Они и послужили основой создания буддизма – пути духовного просветления.

Молебен в монастыре Дрикунг Тил недалеко от Лхасы

Молебен в монастыре Дрикунг Тил недалеко от Лхасы

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по территории Древней Индии, преподавая Дхарму – Учение о просветлении. Постепенно была сформирована и Сангха – сообщество практикующих. Таким образом, новая религия обрела свои Три Драгоценности (Триратна), которые являются тремя объектами поклонения, с принятия прибежища в которых человек становится буддистом. Три объекта – это: Будда, Дхарма и Сангха.

Достигнув просветления, Будда не забыл и о своей матери. Он вознесся на небеса Тушита, где обрела свое перерождение царица Махамайя, рассказал ей, что достиг просветления и преподнес ей учение Абхидхармы – буддийское философское учение о мироустройстве.

Отец Шуддходана, узнав о том, что его сын достиг просветления, направил к нему царскую делегацию с прошением вернуться в Капилавасту, но, встретившись с Буддой, все делегаты присоединились к Сангхе и позже стали архатами или просветленными существами. Шуддходана отправил еще восемь делегаций, но никто из делегатов не вернулся обратно, потому что все присоединялись к Сангхе как только встречались с Буддой. Только десятая делегация во главе с другом детства, была принята Буддой, и тот согласился вернуться в Капилавасту. Дорога до Капаливасту заняла около двух месяцев, на протяжении которых Будда давал проповеди всем встречавшимся на его пути.

Согласно палийской традиции Будда в 80-летнем возрасте ушел в Паринирвану, оставив человеческое тело. Он погрузился в состояние, которое не может быть ни описано, ни представлено. Его последними словами были: «Все существующее, о бхикшу, преходяще и подобно иллюзии. Стремитесь неустанно к своему Освобождению…»