Бытие 6 4

Бытие

Глава 6.

1Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,2тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

3И сказал Господь : не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками , потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

4В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

5И увидел Господь , что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;6и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

7И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

8Ной же обрел благодать пред очами Господа .

9Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

10Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.

11Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.

12И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

13И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

14Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

15И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

16И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье .

17И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

18Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

19Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

20Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых .

21Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

22И сделал Ной всё: как повелел ему Бог, так он и сделал.

Предыдущая глава

Следующая глава

Скачать в других форматах:

Мэтью Генри

Толкование книг Ветхого Завета. Бытие

ГЛАВА 6

Самое поразительное описаниестарого мира представляет собой повествование о его разрушении всемирнымпотопом, начало которого изложено в этой главе. Здесь описывается:

(I) процветающее беззакониенечестивого мира (ст.1-5,11,12).

(II) Справедливое негодованиеправедного Бога из-за преобладающего беззакония и Его святое решение наказатьего (ст.6,7).

(III) Особое благоволение Бога кСвоему слуге Ною, проявившееся

(1) в характеристике Ноя(ст.8-10);

(2) в том, что Бог сообщил ему оСвоем намерении (ст.13,17);

(3) в данных ему указанияхпостроить ковчег для собственной безопасности (ст.14-16);

(4) в данном ему поручениисохранить остаток творения (ст.18-21); и наконец, послушание Ноя данномуповелению (ст.22). Это описание старого мира написано для нашегопредостережения, так как для нас грядут кончины нового мира.

Стихи 1-2

Для славы Божьей справедливости,для предостережения нечестивому миру, прежде чем изложить историю гибеливетхого мира, в этих стихах приводится полное описание его вырождения, отступничестваот Бога и восстания против Него. Его разрушение было не столько действиемабсолютной верховной власти, сколько действием необходимой справедливости дляподдержания чести Божьего владычества. В этих стихах описываются две причины,приведшие к порочности старого мира:

(1) возрастание численности людейна земле: «…люди начали умножаться на земле”. Это было результатомблагословения (Быт.1:28), но человеческая порочность так злоупотребила иизвратила это благословение, что оно превратилось в проклятие. Так грехиспользует всякое проявление милости Божьей, чтобы стать чрезмерно греховным:»При умножении нечестивых умножается беззаконие” (Прит. 29:16). Чем большегрешников, тем больше греха, а скопление нечестивцев делает людей болеедерзкими. Инфекционные болезни больше поражают населенные города, а грех – этораспространяющаяся проказа. Таким же образом в новозаветной Церкви, когдаумножились ученики, произошел ропот (Деян.6:1), и мы читаем о народе, которыйумножался, но радость его не увеличивалась2 (Ис.9:3). Многочисленные семьидолжны правильно управляться, чтобы не стать нечестивыми.

(2) Смешанные браки (ст.2): «СыныБожии (т.е. те, кто исповедует религию, кто называется именем Господа ипризывает это имя) брали дочерей человеческих себе в жены (т.е. мирских женщин,далеких от Бога и благочестия)”. Потомство Сифа не ограничивало себя в бракахсвоей семьей, как это должно было быть для сохранения собственной чистоты иотвращения к отступничеству. Они смешались с отлученными от Церкви потомками Каинаи брали их себе в жены, какую кто избрал. Но что было неправильно в этихбраках?

Они выбирали лишь глазами:»Они увидели дочерей человеческих, что они красивы”; это было все, на что онисмотрели.

Они последовали выбору,сделанному своими собственными порочными чувствами и брали, какую кто избрал,без советов и размышлений. Но печальным для них последствием оказалось то,что они женились на чужих женах и преклонились под чужое ярмо с неверными (2Кор.6:14). Это было запрещено Израилю (Втор.7:3); это стало бесславным поводомдля отступничества Соломона (3 Цар.11:1-4) и имело печальные последствия дляевреев после их возвращения из Вавилона (Ездр.9:1,2). Отметьте: верующие,вступающие в брак и позволяющие вступать в брак своим детям, должны поступатьпо совести, удерживаясь в рамках своего исповедания. Плохая сущность скореесовратит хорошую, чем хорошая реформирует плохую. Исповедующие себя детьмиБожьими не должны жениться без Его согласия, которого они не получат, если,следуя влечению, вступят в брак с Его врагами.

Стих 3

Этот стих появляется здесь какзнак Божьего недовольства теми, кто женится на иноплеменных женах. Бог угрожаетотнять у них Свой Дух, который они огорчают подобными браками, поступая вопрекисвоим убеждениям. Плотские похоти часто наказываются духовными судами – самымисуровыми из всех. Или этот стих приводится, как другая причина великойпорочности старого мира; Дух Божий, спровоцированный их упорством ипротивлением Его движениям, прекратил сражаться с ними, и вскоре вся религиясреди них исчезла. Бог предупреждал их раньше о том, чтобы они в дальнейшем нераздражали Его Святой Дух, но чтобы благодаря их молитвам Он мог пребывать сними. В этих стихах обратите внимание:

I. На решение Бога не всегдабороться с человеком Своим Духом. В то время Дух сражался через проповедь Ноя(1 Пет. 3:19,20) и внутренние ограничения, но это было тщетным для большейчасти людей; поэтому Бог говорит: «Не вечно Духу Моему бороться”. Отметьте:

(1) благословенный Дух сражаетсяс грешниками через обличения и увещевания совести, чтобы отвернуть их от грехаи обратить к Богу.

(2) Если Духу будутпротивостоять, угашать и против Него сражаться, то хотя Он будет боротьсядолго, но не вечно (Ос.4:17).

(3) Для гибели быстро созреваютте, с кем Дух благодати прекратил сражаться.

II. На основание для подобнойрешимости: «…потому что они плоть”, то есть неизлечимо порочные, плотские ичувственные, так что сражаться с ними — напрасный труд. Может ли эфиоп изменитьсвою кожу? Так и человек, то есть все люди утонули в трясине плоти. Отметьте:

(1) именно порочность природы итяга души к плоти противятся усилиям Духа и делают их неэффективными.

(2) Если грешник долго участвовалв этом и боролся вместе с плотью против Духа, то Он вполне справедливо удаляетСвое действие и больше не сражается. Воздействий Святого Духа лишается лишьтот, кто первый оставил Его.

III. Тем не менее людям даетсяотсрочка: «…пусть будут дни их сто двадцать лет — на такой длительный срок Яотложу суд, которого они заслуживают, и дам им время предотвратить его своимпокаянием и изменением”. Справедливость говорит: «Истреби их”, а милостьходатайствует: «Господи, оставь их еще на один год”. И милость настолькопреобладает, что им была дана отсрочка на сто двадцать лет. Отметьте: времяБожьего терпения и долготерпения к грешникам иногда бывает длительным, но оновсегда ограничено. Отсрочка – не прощение; пока Бог терпит, но Он не будеттерпеть вечно.

Стихи 4-5

В этих стихах приводитсядальнейшее описание порочности старого мира. Когда сыны Божии подобрали себежен из дочерей человеческих, то, хотя это было неугодно Богу, Он сразу неистребил их, а решил подождать, чтобы увидеть, что выйдет из этих браков и чьюсторону впоследствии выберут дети; и оказалось (как это часто бывает), что ониприняли худшую сторону. При этом отметьте:

I. Испытанное ими искушениеподавлять и совершать насилие. Они были исполинами, людьми славными, которыестали слишком сильными противниками для окружающих и во всем имели успех.

1. Они имели огромные тела,подобно сынам Енаковым (Числ. 13:34).

2. Они имели великое имя, какцарь Ассирии (Ис.37:11). Это делало их ужасом на земле живых. Вооружившись, онидерзко попирали права своих соседей, растаптывая все, что было справедливо исвято. Отметьте: тот, кто имеет много власти над другими и может их угнетать,редко обладает достаточной властью над собой, чтобы не угнетать. Великоемогущество для многих становится великой сетью. Это вырождающееся поколениепренебрегло честью своих предков, полученной благодаря благочестию и религии, исделало себе великое имя тем, что навсегда погубило их доброе имя.

II. Обвинение, выдвинутое противних и доказанное (ст.5). Предъявленное доказательство было неоспоримым; Богувидел его, и этого было достаточно; Он не нуждался в тысячах свидетелей. Богвидит всю порочность сынов человеческих; ее нельзя скрыть от Него сейчас, иесли в ней не покаются, то ее нельзя будет скрыть и впоследствии. Что же увиделБог?

1. Он увидел потоки греха,текущие вместе с человеческими жизнями, увидел ширину и глубину этих потоков:»Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле”. Отметьте связьнынешнего состояния с предшествующими событиями: угнетатели были исполинами илюдьми славными; а затем Бог увидел, что велико развращение человеков.Заметьте, что порочность людей особо возрастает, когда самыми отъявленнымигрешниками становятся люди, обладающие известностью. Дело обстоит плохо, еслинечестивые люди не только почитаемы, несмотря на их порочность, но и за ихпорочность, а самый подлый человек превознесен. Порочность становитсязначительной, когда великие люди становятся порочными. Их развращенность былавелика, то есть множество греха совершалось повсеместно и всеми людьми; и тотгрех, который по своей природе был самым тягостным, отвратительным и провоцирующим,совершался дерзновенно, бросая вызов небесам; при этом никакого внимания необращали те, кто обладал властью ограничить и наказать его. Бог увидел это.Отметьте: все грехи грешников известны Богу – Судье. Даже те, которые большедругих знают о них и видят их чудовищную порочность, видят лишь немногую ихчасть, но Бог видит все и справедливо судит их; как бы велик ни был грех, Егонельзя обмануть в суде.

2. Он увидел источник греха,который находился в человеческом сердце. Каждый мог увидеть, что великоразвращение человеков, так как люди возвещали свой грех, как Содом, но Богувидел больше: Он увидел, что все мысли и помышления сердца их были зло вовсякое время. Это было печальное зрелище, очень оскорбительное для святых очейВсевышнего! Это был горький корень, порочный источник: насилие и угнетение,роскошь и разврат, присутствовавшие в мире, исходили из порочной природы людей.Их похоть зачала (Иак.1:15, см. Мат.15:19).

(1) Сердце было ничтожно, лукавои крайне нечестиво; принципы — порочны, а привычки и расположения – злы.

(2) Помышления сердца были такиеже. Мысль иногда принимается во внимание для вынесения определенного решенияили мнения, но она была подкуплена, предвзята и введена в заблуждение. Иногдаэто означает работу фантазии, которая всегда является напрасной илиотвратительной, то ли сплетающей паутину, то ли откладывающей яйцо василиска.

(3) Такими были помышления ихсердца, то есть их планы и замыслы были нечестивыми. Они совершали зло не изобычной необдуманности как люди, участвующие во всех приключениях и неосознающие своих поступков, а делали зло сознательно и преднамеренно, планируя,как его совершить. Конечно, это было плохо, так как они постоянно творили зло идумали о нем. Они никогда не делали ничего хорошего; поток греха был полным,сильным и постоянным, и Бог видел это (см. Пс.13:1-3).

Стихи 6-7

Эти стихи описывают:

I. Негодование Бога по поводупорочности человека. Он смотрел на мир не как безразличный наблюдатель, а какличность обиженная и оскорбленная подобным состоянием дел. Он смотрел напроисходящее, как нежный отец — на безрассудство и упрямство непослушного имятежного ребенка, который не только сердит, но и огорчает его, заставляяжалеть о том, что он не остался бездетным. Употребляемое здесь выражение звучитдовольно странно: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле”, что Оннаградил его такими благородными силами и способностями и поместил на земле,которую создал и обустроил таким образом, чтобы она была удобным и комфортнымжилищем для него; и восскорбел в сердце Своем. Эти выражения касаются поведениялюдей, и они ни в коей мере не бросают тень на славу постоянства и блаженстваБога.

1. Эти слова не подразумеваютприсутствие страсти или беспокойства в Боге, так как ничто не может нарушитьпокой Вечного Разума; они выражают Его справедливое и святое недовольствогрехом и грешниками, направленное против греха, как явления отвратительного дляЕго святости, и против грешников, незащищенных от Его справедливости. На Негооказали воздействие грехи Его творений (Ам.2:13), которые утомляли (Ис.43:24),сокрушали (Иез.6:9) и раздражали (Пс.94:10). И здесь Он восскорбел в сердцеСвоем как человек, которого обидели и оскорбили те, к кому он был очень добр; ипоэтому он раскаялся в своей доброте и пожалел, что на своей груди пригрелзмею, которая теперь шипит ему в лицо и жалит в сердце. Разве не так Богненавидит грех? И разве не должны мы ненавидеть его? Разве наш грех не заставилЕго восскорбеть в сердце Своем? И разве наше сердце не должно скорбеть итерзаться из-за него? Пусть же эти размышления смирят и пристыдят нас, чтобы мывоззрели на Того, кого огорчили, и восскорбели! (Зах.12:10).

2. Эти слова не подразумеваютникакой перемены в мыслях Бога, так как Он тверд; и кто отклонит Его? У Негонет изменения. Эти слова означают изменение Его пути. Когда Бог сотворилчеловека правым, то почил и покоился (Исх.31:17), и Его отношение к человекудемонстрировало, что Он был доволен делом Своих рук. Но теперь, когда человекотступил от Него, Он не мог поступить по-другому и не показать Своенедовольство; это означает, что перемена произошла в человеке, а не в Боге. Бограскаялся в том, что сотворил человека, но мы нигде не найдем, что Он раскаялсяв искуплении человека (хотя это обошлось Ему намного дороже), так как особая идейственная благодать дана, чтобы охранять великие цели искупления; поэтомудары и призвание Божие непреложны (Рим.11:29).

II. Решение Бога погубитьчеловека за его порочность (ст.7). Обратите внимание:

(1) когда Бог раскаялся в том,что сотворил человека, Он решил погубить его. И поэтому тот, кто действительнораскаялся во грехе, примет решение в силе Божьей благодати умертвить грех ипогубить его и таким образом уничтожить то, что сделано неправильно. И мысмеемся над Богом, говоря, что сожалеем о своем грехе и о том, что он огорчаетнаше сердце, если продолжаем потакать ему. Мы напрасно притворяемся, чтоизменили свои мысли, если не можем доказать это изменением своего пути.

(2) Он принимает решениеистребить человека. Слово, используемое в оригинале, очень значительное. «Ясотру человека с лица земли (написано в некоторых переводах), как грязь илимерзость удаляются с места, которое должно быть чистым, и выбрасываются в кучумусора – подходящее для нее место (см. 4 Цар.21:13)”. Те, которые представляютсобой пятна грязи в том месте, где живут, вполне справедливо стираются прочьсудами Божьими. «Я вытру человека с лица земли” (написано в других переводах)как строки, которые недовольный автор вытирает из книги, или как имена гражданвычеркиваются из списка свободных людей, когда они умирают или лишаютсягражданских прав.

(3) Он говорит о человеке как оСвоем творении даже тогда, когда решил истребить его: «…истреблю с лица земличеловеков, которых Я сотворил”. «Хотя Я сотворил его, но не пожалею его”. Несжалится над ним Творец его (Ис.27:11). Он – наш Творец, и если Он не будетвладычествовать над нами, то станет нашим губителем. Или эти слова можнопонимать так: «Я сотворил его, но так как он оказался таким безответственным инеблагодарным своему Творцу, Я истреблю его”. Жизни лишаются те, кто несоответствует цели своего создания.

(4) Даже животные должны былиподвергнуться истреблению: скоты, гады и птицы небесные. Так как они былисотворены для человека, то должны погибнуть вместе с человеком. И далееследует: «…ибо Я раскаялся, что создал их”, ибо они не соответствовали целисотворения. Они были сотворены, чтобы вместе с ними человек мог служить иславить Бога, но должны погибнуть, так как вместе с ними человек стал служитьсвоим похотям и сделал их суетой.

(5) Бог принял решение вотношении человека после того, как Его Дух долго, но напрасно сражался с ним.Справедливость Бога губит лишь тех, кто не желает быть измененным Божьейблагодатью.

Стихи 8-10

Эти стихи рассказывают о том, чтоНой отличался от остального мира и был отмечен особой честью.

1. Когда Бог выразил недовольствоостальным миром, то почтил благоволением Ноя: «Ной же обрел благодать предочами Господа” (ст.8). Это отстаивает справедливость Бога при Его недовольствемиром и показывает, что Он тщательно исследует характер каждого человека,прежде чем окончательно объявить его порочным, так как в то время был один благочестивыйчеловек, и Бог нашел его и улыбнулся ему. Сделав Ноя сосудом Своей милости в товремя, когда все остальное человечество стало поколением Его гнева, Онвозвеличил Свою милость; отличительные благодати включают в себя особые строгиеобязанности. Возможно, Ной не обрел благоволения в глазах людей; они ненавиделии преследовали его, так как его жизнь и проповедь осуждали мир. Но он обрелблагодать пред очами Господа, и это в достаточной степени утешило и прославилоего. Бог рассказывает о Ное больше, чем об остальном мире, и это делает егоболее великим и знаменитым, чем исполины, жившие в то время, которые былисильными и прославленными. Поэтому давайте прежде всего направим своистремления, чтобы обрести благодать пред очами Господа, и давайте прилагатьусилия, чтобы, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными (2 Кор.5:9). Тот ввысшей степени почтен, к кому благоволит Бог.

2. Когда весь остальной мир сталпорочным и нечестивым, Ной сохранил свою чистоту. Вот житие Ноя (т.е. то, чтомы можем рассказать о нем): Ной был человек праведный (ст.9). Этахарактеристика Ноя здесь приводится

(1) как основание для Божьегоблаговоления к нему; исключительное благочестие сделало его достойнымисключительных знаков Божьего благоволения. Тот, кто желает обрести благодать вочах Господа, должен быть, как Ной, и поступать, как Ной. Бог любит тех, ктолюбит Его. Или

(2) как результат Божьегоблаговоления к нему. Именно благоволение Бога к нему совершило в нем эту добруюработу. Он был очень хорошим человеком, но все это совершила в нем Божьяблагодать (1 Кор.15:10). Обратите внимание на его характеристику.

Он был человек праведный, тоесть оправдан перед Богом верой в обетованное семя, так как сделалсянаследником праведности по вере (Евр.11:7); он был освящен, имел правильныепринципы и расположение, насажденные в нем. Он был праведным в своей жизни,старался каждому воздать должное: Богу — то, что надлежит отдавать Ему, а людям– то, что надлежит отдавать им. Отметьте: лишь абсолютно честный человек можетобрести благоволение у Бога. Чтобы наш образ жизни нравился Богу, он долженуправляться простотой и богоугодной искренностью, а не плотской мудростью (2Кор.1:12). Иногда Бог выбирает немудрое этого мира, но Он никогда не выберетего мошенничество.

Он был непорочным, но небезгрешным совершенством, а совершенством искренности; и для нас великое благо,что благодаря заветной благодати и праведности Христа искренность принимаетсякак евангельское совершенство.

Ной ходил пред Богом, как донего Енох. Он был не только непорочным, но и набожным; он ходил пред Богом, тоесть поступал так, словно постоянно находился под Его пристальным взглядом. Онжил в общении с Богом; он постоянно старался соответствовать воле Божьей, чтобыугождать Ему и получать от Него одобрение. Отметьте, Бог с благоволениемсмотрит на тех, кто взирает на Него глазом веры.

На то, что было венцом егохарактера: он был таким в роде своем, среди порочного и деградирующегопоколения, в котором ему выпал жребий жить. Легко быть религиозным, когдарелигия в моде, но доказательством сильной веры является решение плыть противтечения к небесам и защищать Бога, когда никто другой не вступается за Него.Так поступал Ной, как написано, к его бессмертной славе.

Стихи 11-12

В этой главе вновь говорится опорочности того поколения, то ли для контраста с благочестием Ноя – он былправеден и совершенен, когда вся земля стала порочной, — то ли для дальнейшегооправдания решения Бога погубить мир, о котором Он собирался сообщить Своемуслуге Ною.

1. Среди них прижились различныегрехи, ибо сказано,

(1) что земля растлилась предлицем Божиим (ст.11), то есть в вопросе поклонения Богу. Это означало, что онипредпочли Богу других богов или поклонялись Ему через истуканов, или то, чтоони были порочны и нечестивы, презирая Бога и назло бросая Ему вызов в лицо.

(2) Земля также наполниласьзлодеяниями и несправедливостью по отношению к людям. Не было ни порядка, нипостоянного правительства; ни один человек не мог быть уверен в том, что в еговласти находится то, на что он имел самое четкое и неоспоримое право – нажизнь, даже если она была в высшей степени невинной. Повсюду процветалиубийства, насилие и грабеж. Отметьте: так как порочность является позоромчеловеческой природы, то она разрушает человеческое общество. Лишитечеловечество совести и страха перед Богом – и люди станут животными и бесами поотношению друг к другу, подобными рыбам морским, среди которых большие пожираютменьших. Грех наполняет землю насилием и таким образом превращает мир впустыню, в арену борьбы.

2. Свидетельства и доказательстваэтого были неопровержимыми, так как сам Бог воззрел на землю и стал свидетелемее порочности, о чем говорилось ранее (ст.5). Праведный Судья в Своих судахследует безошибочной достоверности Своего собственного всеведения (Пс.32:13).

3. Больше всего ситуацияусугублялась тем, что было повсеместное распространение заразы греха, ибовсякая плоть извратила путь свой. Такими нечестивыми стали не только отдельныенароды и города, но и весь человеческий мир. Никто, кроме Ноя, не делал добро.Отметьте: когда зло становится всеобщим и повсеместным, то гибель близка. Нопока в народе есть остаток молящихся людей, опустошающий чашу по меренаполнения, суд может быть удержан на какое-то время. А пока все руки трудятся,чтобы с помощью греха разрушить преграды, и некому стать, чтобы заполнитьпролом, то чего можно ожидать, кроме скопления гнева?

Стихи 13-21

Эти стихи подтверждают, что Ной,безусловно, обрел благодать пред очами Господа. Благоволение Бога к нему четкоподразумевалось в словах Господа, обращенных к нему (ст.8-10), где его имяупоминается пять раз в пяти строках, хотя и одного раза хватило бы, чтобысделать суть ясной, но Духу Святому, похоже, хотелось увековечить его имя. Втом, что Бог сказал ему в этих стихах, звучит информация и наставления, данныеему.

I. Бог делает Ноя человекомСвоего совета, рассказывая ему о Cвоей цели погубить этот нечестивый мир водой.Как позднее Он сказал Аврааму о Своем решении относительно Содома («утаю ли Яот Авраама?”, Быт.18:17), так и здесь: «Утаю ли я от Ноя, что хочу делать,предвидя, что от него произойдет народ великий?” Отметьте: тайна Господня —боящимся Его (Пс.24:14). Он открывал тайны рабам Своим, пророкам (Ам.3:7),духом откровения извещая о Своих намерениях; так происходит и с верующими,которых с помощью духа мудрости и веры Он делает способными понимать иприменять общие заявления написанного слова и представленные в немпредостережения.

1. Бог сказал Ною в общем, чтоистребит мир (ст.13): «…конец всякой плоти пришел пред лице Мое, Я истреблю ихс земли”, то есть решение об истреблении нечестивого мира определено и принято;это будет совершено, и совершено незамедлительно. Похоже, Ной, проповедуясоседям, предостерегал их в общих словах о гневе Божьем, который изольется наних за их порочность, а теперь Бог поддерживает его усилия угрозой излить Свойгнев, чтобы Ной мог испытать, воздействует ли это на них. Здесь обратитевнимание,

(1) что Бог утверждает словаСвоего посланника (Ис.44:26).

(2) Что тому, кто имеет и используетто, что имеет, для блага других, будет дано больше – более полные наставления.

2. Бог сказал ему болееопределенно, что уничтожит мир потопом вод: «И вот, Я наведу на землю потопводный” (ст.17). Бог мог бы уничтожить все человечество мечом ангела –пламенеющим обращающимся мечом, как Он уничтожил первенцев египетских и лагерьассирийцев; и тогда осталось бы лишь поставить печать на Ное и его семье для ихсохранности. Но Бог решает уничтожить мир потопом водным, чтобы тот утонул. Мыможем быть уверены, что Его основания были мудры и справедливы, хотя намнеизвестны. У Бога в колчане много стрел, и Он может использовать, какую Емуугодно; как Он выбирает жезл, которым собирается наказать Своих детей, так Онвыбирает и меч, чтобы истребить Своих врагов. Обратите внимание на манерувысказывания: «Я, я Сам (англ.-пер., KJV) наведу на землю потоп водный; Яобладаю безграничной силой и поэтому могу сделать это, обладаю безграничнойсправедливостью и поэтому сделаю это”.

(1) Эти слова подразумевают уверенностьв совершении суда: «Я, Я Сам сделаю это”. То, что Бог решает сделать сам, будетсделано эффективно (см. Иов.11:10).

(2) Эти слова подразумевают, чтоэтот поступок послужит славе Божьей и почтит Его справедливость. Тем самым Онбудет возвеличен и превознесен над землей, и весь мир узнает, что Он есть Бог,которому принадлежит мщение; это созвучно другому выражению: «Удовлетворю ЯСебя над противниками Моими” (Ис. 1:24).

II. В этих стихах Бог делает Ноямужем Своего завета, что на еврейском истолковывается как друг (ст.18): «Но стобою Я поставлю завет Мой”.

1. Завет провидения, которыйгласит, что ход природы будет продолжаться до конца времен, несмотря наперерыв, причиненный потопом. Это обетование было сразу дано Ною и его сыновьям(Быт.9:8 и т.д.). Они выступали в роли доверительного лица всей частисотворения; тем самым ему и его сыновьям была оказана великая честь.

2. Завет благодати, гласящий, чтоБог будет его Богом и из его семени сделает себе народ. Отметьте,

(1) когда Бог вступает в завет,то Он утверждает, делает его верным и добрым; его заветы вечные.

(2) Завет благодати несет в себенаграду за определенные служения и является источником и основанием для всехотличительных благоволений; но чтобы восполнить наши потери ради Господа илинакапливать для себя блаженство в Боге, нам не нужно желать большего, адостаточно вступить с Ним в завет.

III. Бог делает Ноя монументомщадящей милости, ставя его на путь, который поможет ему спасти себя во времяприближающегося потопа, чтобы он не погиб с остальным миром. «Я истреблю их сземли, — говорит Господь (ст.13), — но ты сделай себе ковчег. Я позабочусь,чтобы ты остался жив”. Отметьте: обычное благочестие будет вознагражденонеобычным спасением, которое в определенной степени обязывает. Честь иблаженство прославленных святых возвысятся, когда они окажутся спасенными, в товремя как большая часть мира останется погибать. Отметьте:

1. Бог повелел Ною сделать ковчег(ст.14-15). Этот ковчег должен быть похож на огромный корабль, не способный плытьпо воде (в этом не было необходимости, так как не было берега, к которому нужноплыть), но он должен был держаться на поверхности, ожидая, пока вода спадет.Бог мог спасти Ноя благодаря служению ангелов, чтобы ему не нужно былобеспокоиться, прилагать усилия или преодолевать трудности. Но Он решает занятьего той работой, которая станет средством его спасения, чтобы испытать его веруи послушание, а также научить нас, что спасенными через Христа окажутся лишьте, кто совершит свое спасение. Мы не можем сделать этого без Бога, и Он небудет совершать его без нас. И провидение Божье, и Его благодать признают иувенчают старания послушного и усердного. Бог дал Ною очень точные инструкцииотносительно этого строения, которые поразительным образом подходили для целей,творцом которых была сама Безграничная Мудрость.

(1) Оно должно быть сделано издерева гофер. Несомненно, Ной знал, что это было за дерево, хотя мы – нет; толи это был кедр, то ли кипарис или какое-нибудь другое.

(2) Внутри оно должно было иметь триэтажа.

(3) Ной должен был разделить егона отделения с перегородками, чтобы они подходили для отдельных видов животныхи экономили место.

(4) Ему были даны точные размерыстроения, чтобы он мог сделать его пропорциональным, иметь достаточно места исоответствовать своему предназначению. Отметьте: тот, кто трудится для Бога,должен брать необходимую информацию о ней у Бога и тщательно соблюдать Егоинструкции. Отметьте далее: вполне разумно, чтобы тот, кто определяет местанашего обитания, утверждал его границы.

(5) Он должен был осмолить еговнутри и снаружи: снаружи — чтобы предохранить его от дождя и проникновенияводы внутрь ковчега; внутри — чтобы уничтожить запах животных, когда они будутзаперты. Обратите внимание: Бог повелел ему не покрасить, а лишь просмолить.Если Бог дает нам жилище безопасное, теплое и благополучное, хотя и невеличественное и красивое, то мы должны быть благодарны Ему.

(6) Он должен был сделать вверхумаленькое окно, чтобы был свет и, как считают некоторые, чтобы через это окновидеть опустошение на земле.

(7) Он должен был сделать дверьсбоку, чтобы можно было входить и выходить.

2. Бог пообещал Ною, что он сам иего семья спасется во время потопа в ковчеге (ст.18): «…войдешь в ковчег ты”.За повиновение Богу мы получим утешение и выгоду. Если ты мудр, то мудр длясебя. Но не только он один спасется в ковчеге, но и сыновья его, и жена его, ижены сынов его. Здесь отметьте

(1) заботу хороших родителей: онизаботятся не только о собственном спасении, но и о спасении своей семьи,особенно детей.

(2) Блаженство детей, которыеимеют благочестивых родителей. Благочестие родителей часто обеспечивает ихвременным спасением, как в данном случае, оно также подталкивает их на путьвечного спасения, если они используют его блага.

IV. Бог делает Ноя великимблагословением для мира, тем самым провозглашая его выдающимся прообразомМессии, хотя и не самим Мессией, как того ожидали его родители (Быт.5:29).

1. Бог сделал его проповедникомдля людей, живших в то время. Являясь стражем, он принял слово из уст Бога,чтобы предостеречь их (Иез.3:17). Таким образом, пока долготерпение Богаожидало, Своим Духом в Ное Он проповедовал старому миру, который в то время,когда Петр писал эти слова, был духами в темнице (1 Пет.3:18-20). В этом он былпрообразом Христа, который в то время, когда вся плоть извратила свой путь,пришел на землю проповедовать покаяние и предупреждать людей о потопе грядущегогнева.

2. Бог сделал его спасителем длянижних творений, чтобы он спас некоторые их разновидности от гибели и потопа(ст.19-21). Для Ноя было великой честью не только сохранить человечество (таккак от него должен был произойти не только новый мир, а Церковь — душа этогомира, и Мессия – Глава этой Церкви), но и быть инструментом для сохранностинижних творений; таким образом у него человечество должно было спрашивать ихновые имена и получать информацию об их служении.

(1) Он должен был обеспечить ихубежищем, чтобы они не утонули. В свой ковчег он должен был взять из всехживотных и от всякой плоти по паре; но чтобы при их сборе и входе в ковчег небыло никаких трудностей, Бог пообещал (ст.20), что они по собственному желаниюпридут к нему. Тот, кто дает знать каждому волу своего хозяина и свое стойло,покажет ему его спасителя и его ковчег.

(2) Он должен был обеспечить ихпропитанием, чтобы они не умерли с голоду (ст.21). Он должен был запастисьпровизией для всех обитателей корабля – для той великой семьи, за которую былответственным на протяжении всего периода плавания. В этом он также былпрообразом Христа, благодаря которому мир стоит, благодаря которому всесуществует, который сохранил человечество от полного истребления и гибели загрех. В нем сохранилось святое семя, а творение спаслось от суеты, от которойоно стенало. Ной спас тех, над кем должен был владычествовать, так же и Христос(Евр.5:9).

Стих 22

Усердие и тщательность Ноя припостроении ковчега можно рассматривать

(1) как результат его веры вслово Бога. Господь сказал ему, что вскоре потопит мир; он поверил, испугалсястрашного потопа — и приготовил ковчег. Отметьте: мы должны добавлять к вереоткровение, дарованное Богом о Его гневе в адрес неблагочестия и неправедностилюдей. Угрозы слова Божьего не являются ложной тревогой. Многие могли бывозразить против достоверности предостережений, высказанных Ною. «Кто могповерить, что мудрый Бог, сотворивший мир, вскоре разрушит его, а повелевшийводам освободить сушь (Быт.1:9,10) вновь прикажет покрыть ее? Как это можносоотнести с милостью Божьей, которая превыше всех Его дел? Как можно поверить,что невинные творения могут умереть за грех человека? Откуда может взятьсястолько воды, чтобы потопить мир? И если это правда, то почему предостережениебыло дано одному Ною?” Но вера Ноя одержала победу над этими порочнымирассуждениями.

(2) Как проявление его послушанияповелению Бога. Если бы он посоветовался с плотью и кровью, то у него возниклобы много возражений. Сооружение дома, подобного которому он никогда не видел –такого большого и таких точных размеров — потребовало бы от него большоготруда, внимания и затрат. Для этого потребовалось бы много времени, так какстроительство длилось бы долго. Его соседи смеялись бы над его доверчивостью,он стал бы притчей в устах пьяниц; его строение называли бы безрассудством Ноя.Если бы обстановка вокруг ухудшалась, как мы уже говорили, то каждый быпреуспел в этом, как его соседи. Но верой Ной одержал победу над этими итысячами других возражений. Его послушание было охотно и решительно: «И сделалэто Ной охотно и радостно, без ропота и сомнений”. Бог сказал: «Сделай это”, –и он сделал. Он тщательно и старательно совершал все согласно данным емуинструкциям. Начав строительство, он не оставил его, пока не закончил. Такпоступал Ной, и так же должны поступать мы.

(3) Как пример мудрости ибеспокойства о себе, когда он обеспечил собственную безопасность. Ной испугалсяпотопа и построил ковчег. Отметьте: когда Бог предостерегает о приближающихсясудах, то мы поступим мудро и исполним свой долг, если примем соответствующиемеры (см.Исх.9:20,21; Иез.3:18). Мы должны быть готовы встретиться с Богом вЕго земных судах, бежать к Его имени, как к крепкой башне (Прит.18:10), и войтив свои покои (Ис. 26:20,21). Особенно должны быть готовы встретиться с Нимпосле смерти на суде в тот великий день; должны быть готовы строить на скале –Христе (Мат.7:24), и идти ко Христу – Ковчегу.

(4) Как намеренноепредостережение беспечному миру. Это было четкое предостережение о грядущемпотопе. Каждый удар его топоров и молотков был призывом к покаянию, призывомтак же приготовить себе ковчеги. Но так как всем этим он не смог обличить мир,то тем самым осудил его (Евр.11:7).