Человек повесился

Смерть — это всегда трагедия, даже если она наступает в достаточно преклонном возрасте, по естественным причинам. Если же человек решает свести счеты с жизнью, для родственников это особенно тягостный удар. С морально-этической точки зрения, самоубийство — противоестественно.

Человеку свойственно любить жизнь, и в большинстве своем люди страшатся смерти. Не все выдерживают жизненные неурядицы, иногда отчаяние, горе, семейная или психологическая драма накрывает с головой, жизнь в такие минуты теряет смысл. Когда груз ошибок, цепочка проблем и бедствий кажется непомерной ношей, человек принимает отчаянное решение.

Как православная церковь относится к самоубийцам

Похороны человека, совершившего суицид, имеют свои особенности. Церковь рассматривает такое деяние, как отступление от религиозных канонов.

С точки зрения религии, человек не вправе распоряжаться жизнью, которая ему дарована Богом, поэтому суицид рассматривается как страшный грех. Считается, что душа самоубийцы попадет в ад и будет вечно страдать. А чтобы души людей, умерших естественной смертью, случайно не попали в адское чистилище вместе с душой самоубийцы, церковь настаивает, чтобы суицидников хоронили отдельно.

Тем не менее, любой человек, даже ставший самоубийцей, заслуживает достойного захоронения. Родственникам, утратившим близкого человека столь трагичным образом, предстоит отказаться от традиционных религиозных обрядов. В большинстве религий к самоубийцам относятся негативно, а ритуал похорон имеет свои особенности.

Традиции, которые идут с давних времен

Православная церковь и практически все религии выступают с критикой самоубийц. Считается, что такой человек приступил Законы Божьи, отказался от религиозной конфессии.

В былые времена, когда случаев суицида было намного больше, чем сейчас, в деревнях были отдельные кладбища: для тех, кто умер не по своей вине, и для тех, кто ушел из жизни по своей воле. Если отдельного кладбища не было, суицидников хоронили на обочинах дорог, за забором погоста, в лесу, на пустыре.

По Библейским традициям на кладбищах покоятся тела тех, кого охраняет Бог.

Ритуал погребения граждан, совершивших самоубийство

В современном мире традиции самоубийц упростились, но люди, которые исповедуют христианство, и сама церковь по-прежнему следуют основным церковным канонам.

Отдельных кладбищ практически нет, но могилы самовольно ушедших из жизни не располагают на кладбищах вблизи церквей и храмов, покойников-самоубийц стараются хоронить в специально отведенных местах.

Церковь накладывает определенные запреты на ритуал погребения и поминания:

Не допускается церковное отпевание, не исполняется сорокоуст за упокой души, не отправляется панихида.
Не рекомендуется целовать покойного, т.е. при прощании можно только прикоснуться. Так же не принято скорбеть и плакать.

Родственникам разрешается молиться дома, надеясь на всепрощение и облегчение участи души покойного. Похороны проходят тихо, предельно скромно. Еще одно принципиальное правило — самоубийц хоронят строго на третьи сутки.

Кого православная церковь относит к самоубийцам

Церковь очень строго относится к любым проявлениям суицида. С точки зрения церковных канонов, любое неуважение к своей жизни, сознательное вредительство своему здоровью, ведение неправедного образа жизни, которое приводит к смерти — все это активно осуждается церковью и признается, как самоубийство.

К такой категории людей церковь относит алкоголиков, наркоманов, таксикоманов, которые вредят своему здоровью и фактически сокращают годы жизни. Священники не просто осуждают такие деяния, но и вправе отказать родственникам в отпевании и погребении такого усопшего по религиозным обрядам.

К категории самоубийц церковь также относит тех, кто прошел эвтаназию. По этой причине священники активно выступают против такой процедуры. Преступники, которые погибли в драках, также относятся церковью к самоубийцам. Люди, утонувшие при неизвестных обстоятельствах, могут подозреваться в самоубийстве, а потому им может быть отказано в отпевании.

Исключение составляют душевнобольные люди, которые наложили на себя руки по причине психического нездоровья.

Суицид душевнобольного человека не рассматривается в религии, как грех. Считается, что человек пострадал от болезни. Для отпевания покойного, который при жизни страдал от психического заболевания и наложил на себя руки, необходимо обратиться с прошением в свою епархию, подтвердить это прошение справкой из медицинского учреждения. Разрешение на захоронение по традиционным религиозным обрядам, с отпеванием, дает архиерей.

Есть еще два исключения: те, кто убил себя по неосторожности, и те, кто покаялся перед смертью. Таких людей церковь не относит к самоубийцам, и разрешает хоронить по всем правилам религиозных обрядов. В случае, когда человек сразу не погибает, а успевает перед смертью покаяться, церковь прощает таких и не приравнивает к самоубийцам.

Не все однозначно и с наркоманами, и с алкоголиками. Ведь, по большому счету, такие люди не ведают, что творят. Алкоголизм и наркомания — тяжелые заболевания. Если усопший ушел из жизни по причине алкогольной или наркотической зависимости — такую смерть не всегда можно рассматривать, как намеренную. Ее, скорее, можно отнести к смерти по неосторожности.

Чтобы церковь разрешила провести отпевание таким людям и захоронение по традиционным ритуалам, обратитесь в медицинское учреждение, где находился на учете покойный, и попросите выдать вам справку о состоянии болезни.

Как к самоубийцам относятся другие религии

Практически все религии осуждают уход из жизни по своей воле. Но, например, ислам разрешает хоронить лиц, совершивших суицид, по тем же традициям, что и обычных людей. Мусульмане читают перед покойным специальную погребальную молитву.

Иной взгляд на самоубийство в китайской конфессии и японском синто. Известны случаи, когда наложение на себя рук рассматривается, как защита чести и достоинства. В иудаизме длительный исторический период бытовала традиция самосожжения женщины после смерти мужа или по причине публичного позора, совершенного мужем. Корни таких традиций следует искать в язычестве, постепенно они уходят в прошлое.

Основной же идеей любой религии является главенство Бога перед человеком. В исламе, буддизме и христианстве суицид жестко осуждается.

Философия буддизма и индуизма основана на идее о повторяемости земных перерождений. Человек приходит в этот мир, и его ждет череда перевоплощений. Все страдания, как в виде новых рождений, так и в виде смертей, человек должен выдержать достойно. Такая философия объясняет хладнокровное отношение к смерти и к самоубийству, в частности.

Идея реинкарнации делает самоубийство бессмысленным, так как не спасает душу от страданий. Добровольно уйдя из жизни, человек снова вернется, и ему придется пройти ту же карму, которая ему определена. Только пройдя череду перерождений, душа очищается и достигает святости.

Однако, согласно этой же философии, бывают ситуации, когда самоубийство, рассматривается, как акт самопожертвования. В таком случае оно не просто не осуждается, а даже похвально. История знает случаи самосожжения буддийских монахов в знак протеста несправедливым деяниям американских оккупантов во Вьетнаме.

Почему многие стараются скрыть факт самоубийства

Смерть сама по себе трагична. К глубоким страданиям добавляется чувство вины, раскаяния, стыда, отчаяния, мыслей о невозвратности случившегося и угрызений, что трагедию можно было предотвратить. Самоубийство — тяжкое испытание для близких родственников. С этим горем трудно смириться и тяжело жить.

Особенно тяжело приходится православным верующим людям, для которых это деяние считается страшным грехом. Они глубоко страдают, веря, что их усопший близкий человек продолжает испытывать муки, находясь в аду.

Возможно, понимание того, как другие религии по-разному относятся к самоубийцам, поможет многим людям, кто столкнулся с такой страшной трагедией, постепенно справиться с эмоциями и преодолеть душевную боль.

Часто родственники прилагают максимум усилий, чтобы поставить под сомнение факт самоубийства. Если удается квалифицировать гибель, как смерть по неосторожности или из-за психологического заболевания, тогда усопшего можно похоронить на общих основаниях. Бывают также ситуации, когда покойного довели до суицида, здесь тоже есть шанс доказать отсутствие внутренних стремлений уйти из жизни.

Основная причина того, что родные стремятся скрыть факт суицида, кроется в том, что церковь не отпевает таких усопших. А ведь по христианским канонам, это самое главное действие в момент перехода человека в иной мир. Отпевание являет собой утешение души покойного, прошение милости Господа о прощении всех грехов человека. Тот, кто самовольно ушел из жизни, лишает себя этого дара.

Как хоронят самоубийц сегодня

Современное светское общество более лояльно и не столь строго относится к церковным канонам, касательно захоронения самоубийц. Церковь откажется отпевать и отправлять панихиду. Но родственники вправе молиться за упокой души своего близкого, зажигая свечи дома.

Родственники вправе организовать похоронно-поминальные мероприятия по своему усмотрению. За исключением отпевания в церкви, разрешается соблюдать все традиции, принятые в семье. Вне зависимости от того, как человек ушел из жизни, родственники вправе соблюсти все сакрально-обрядовые традиции и обеспечить умершему достойное погребение.

Традиции погребального обряда для совершивших суицид предполагают:

Омовение — перед Господом усопшему следует предстать чистым и опрятным, облачение в одежду — укладка в гроб, покрытие белым саваном.
Прощание с усопшим возле гроба (без традиционного целования), погребение и поминальную трапезу.

На 3-й, 9-й и 40-й день после смерти родственники вправе помянуть усопшего дома. Традиция подразумевает, что в эти дни вспоминают добрые деяния покойного при жизни, молятся за упокой его души. Считается, что в эти дни душа проходит испытания, а Господь определяет ее путь и место в загробном мире. Однако самоумерщвленные души сразу попадают в ад. Молитвы о них не будут услышаны Богом. Но помянуть близкого человека дома родственники вправе.

Что нельзя делать

По каноническим традициям человека, совершившего самоубийство, не поминают в православном храме. Считается, что такой человек отказался от своей конфессии. Наложив на себя руки, он оскорбил Бога.

Поэтому нельзя читать молитву поминовения, не проводится литургия и панихида, не вписывается имя усопшего в записку «О упокоении». У изголовья гроба не ставят иконы. Также икону и крест не ставят в гроб.

Стандартные правила похоронного этикета гласят, что покойный должен быть с закрытыми глазами. Закрывая глаза покойному, мы помогаем ему обрести покой. Рот также должен быть закрыт. Сакральные традиции гласят, что нельзя класть в гроб покойного какие-либо личные предметы и вещи живых людей.

Выносить гроб нужно аккуратно, стараясь не ударить о дверной косяк. Выносится покойный вперед ногами и никак иначе. Это языческое поверье, но оно достаточно прочно устоялось в нашем обществе.

Нельзя оборачиваться назад, когда выносят гроб, а также не следует идти перед гробом. Прощаясь с покойным, прикасаются губами лишь к венчику на лбу. Покойников-самоубийц не целуют и не кладут венчик, потому что он символизирует переход души по всем этапам испытаний.

Как обустроить могилу самоубийцы

По православным канонам на могиле самоубийцы не ставят крестов. Однако родственники вправе установить памятник, на котором в виде гравировки можно сделать православный крест и религиозную атрибутику, например, выгравировать распятие Христа. Цветник, ограда — это все делается, как и при обычном захоронении.

Поминальные дни: как молиться о самоубийцах

Церковное поминовение запрещено. Если во время похорон благословение на отпевание не было получено, то самоубийц не поминают. Для них не существует каких-либо особых дней, предназначенных для поминовений. Молитва в церкви тоже никогда не возносится.

Родные вправе лишь самостоятельно дома своими словами молиться за усопших родственников, покончивших жизнь самоубийством. Единственное песнопение происходит в Троицкую Родительскую субботу. В числе многих слов, там есть несколько строчек с просьбой к Господу Богу о его милости к тем, кто ушел из жизни по своей воле. Но это не поименное поминовение. Это всего лишь общие слова, касающиеся всех, кто попал в категорию самоубийц.

Родным рекомендуется молиться и подавать милостыню нуждающимся со словами просьбы, чтобы те тоже молились за душу усопшего, покончившего собой. В домашней молитве обращаются к Господу и просят его оказать милость грешнику, который осквернил Божьи заповеди и совершил самый страшный грех.

Также библейские каноны запрещают приношение за усопших самоубийц, поскольку те сознательно отторгли себя от Бога. Священник может предложить родственникам лишь утешительные молитвы в поддержку самих скорбящих, но никак не самоубийцы. Также можно попросить благословения у священника своего прихода на келейное прочтение молитвы у себя дома от преподобного старца Льва Оптинского.

В селе Дарьинское района Байтерек Западно-Казахстанской области повесился 11-летний мальчик. Об этом рассказал официальный представитель Департамента полиции ЗКО Болатбек Бельгибеков, пишет портал «Мой ГОРОД».

«11-летний мальчик повесился дома, когда остался один. В семье трое детей, он был старшим. По данному факту начато расследование по статье 105 УК РК «Доведение до самоубийства», — сообщил Бельгибеков.

Аким района Байтерек ЗКО Марат Токжанов дополнил, что семья, где жил подросток, благополучная.

«Причины трагедии выясняются. Ведется следствие. Случай тяжелый. Со стороны акимата будет оказана помощь семье», — пояснил Токжанов.

В конце января житель Семея стал невольным свидетелем самоубийства. На его глазах молодой человек спрыгнул с моста.

Осенью 2020 года житель Нур-Султана дважды за день пытался свести счеты с жизнью.

В Алматы мужчина в декабре 2020 года отправил полицейскому сообщение, в котором сказал, что собирается наложить на себя руки. Благодаря профессиональным действиям участкового инспектора алматинец остался в живых.

Случившееся в ближайшем окружении самоубийство глубоко потрясает, а его осознание и переживание требуют сил и времени. Необходимо помнить, что самоубийство всегда является личным решением отчаявшегося человека и не каждое самоубийство можно предотвратить. Самоубийство близкого, как правило, вызывает травматический кризис, и его осознание и преодоление зачастую происходят медленнее, чем в случае естественной смерти. В реальность самоубийства поначалу, может быть, трудно поверить. Со смертью в результате суицида очень трудно смириться.

Человека, потерявшего в результате самоубийства близкого, одолевают сложные чувства. Особенно могут быть сильными чувство вины, а также стыда и гнева. Однако ведущими будут бесконечная скорбь и постепенное понимание того, что жизнь бесповоротно изменилась.

Произошедшее в ближайшем окружении самоубийство может как объединить, так и разобщить близких. Люди горюют и переживают кризис по-разному, и эти различия могут вызывать замешательство, а иногда конфликты между близкими. Один может быть парализован и поэтому казаться видимо спокойным, другой, находясь в шоке, начинает обвинять окружающих, третий забывает свою скорбь за активной деятельностью, четвертый пытается всем помочь, не успевая подумать о собственном восстановлении. Важно понять, что не существует единого правильного способа переживать скорбь. Однако не следует пытаться утопить свое горе в алкоголе или отвлечься при помощи других наркотических средств.

Помимо различных способов переживать горе, люди также используют различные методы его преодоления. Многим достаточно обсудить ситуацию и, выговорившись, освобдиться от нее, некоторые хотят осмыслить случившееся спокойно в одиночестве, некоторые для своего восстановления применяют какой-нибудь действенный способ, например, спорт, живопись или литературное творчество. Как правило, люди черпают жизненные силы из различных источников. Случившееся переживается как на уровне чувств, мыслей, верований, ценностей, так и на физическом уровне. Мало-помалу человек формирует для себя новое будущее.

У близких человека, совершившего самоубийство, есть право на счастливое будущее. Случившееся, вероятно, не забудется никогда, но с горем возможно справиться в достаточной степени, чтобы и в дальнейшем жизнь казалась прекрасной. Когда с момента трагедии пройдет достаточно много времени и она будет осознана в достаточной мере, люди рассказывают о том, что силы и жажда жизни возвращаются, иногда даже в большей степени. До этих пор у близких самоубийцы есть право получать необходимую помощь, переживать горе своим способом и радоваться всегда, когда есть возможность.

Помощь и поддержку близким человека, совершившего самоубийство, предоставляют следующие организации

SOS-кризисный центр

SOS-кризисный центр организует бесплатные реабилитационные курсы для близких человека, совершившего самоубийство. Часть из них общефедеральные. Задачами реабилитационных курсов являются предупреждение затяжной скорби и обмен опытом между людьми, потерявшими близких в результате суицида. Обратившись в SOS-кризисный центр, можно также записаться на прием к работнику кризисной службы или позвонить в кризисную телефонную службу.

Районные кризисные центры

Кризисные центры в разных областях Финляндии оказывают помощь и поддержку людям, находящимся в кризисе или испытывающим трудности. Неотложную помощь можно также получить в районной или служебной поликлинике.

Surunauha – Объединение родственников людей, совершивших самоубийство

«Surunauha» («Траурная лента») – общественная организация, объединяющая родственников людей, совершивших самоубийство, которая организует способствующие восстановлению курсы и телефонную линию, работающую по принципу группы поддержки, а также форумы в сети Интернет.

Рассказ близкого

«Мне было 16 лет, когда мой отец совершил самоубийство в начале лета 1993 года. Лето прошло, как в тумане. Конечно, я плакала на похоронах, но мне почему-то казалось, что другие родственники проявляют больше чувств. Поначалу я переживала такой шок, что ничем не могла поддержать других. Я была и остаюсь по своей природе очень исполнительной, хорошо училась в школе и внимательна в работе. Позднее наступила депрессия, но только в выпускной год получилось обсудить проблему со школьным психологом.

Мне повезло в том смысле, что я сразу смогла поговорить о смерти отца с друзьями и моим парнем. Мои друзья поддерживали меня и пришли спеть на похоронах. Также помогла необходимость исполнять повседневные обязанности. Никакой другой официальной помощи мы не получили. Полицейские и священник приходили перед похоронами, многие друзья и родственники тоже. Наверняка, нам бы пригодилась помощь всей семьи. Меня посещали различные мысли о том, что я виновата. Была даже такая, что отец поступил так, думая, что я не попаду в гимназию.

Нам, наверняка, помогла бы разговорная помощь, семейная терапия или какой-либо другой, более функциональный, способ. Позже я размышляла, почему после случившегося я не стала больше двигаться? Это наверняка бы помогло в переживании случившегося. С другой стороны, я много играла на фортепиано, играю и теперь.

После случившегося мама взяла короткий больничный, в наше время люди берут гораздо более длительный отпуск. Наша семья изменилась. Мама так тяжело переживала, что наши роли перепутались, как обычно случается в подобных ситуациях. Я поняла, что если и моя жизнь пойдет под откос, то уже никто не сможет помочь. Откуда-то пришло понимание, что нужно идти в школу.

Я была вынуждена взять на себя много ответственности, мои подростковые бунты вызвали проблемы с матерью, и она ходила к специалисту на беседы. По какой-то причине бесед о самоубийстве отца со всей семьей под руководством профессионала не проводилось. Это было бы необходимо, так как внутрисемейные разговоры не всегда конструктивны.

Я уже не помню, обратилась ли я сама через школьную медсестру – я училась на третьем курсе гимназии — к психологу или как было дело. В любом случае тогда я чувствовала себя очень плохо. Психолог был позитивным человеком, и беседы с ним принесли пользу. После окончания гимназии я уехала учиться заграницу и теперь сложно сказать, было ли это на тот момент хорошим решением или нет. Переезд в другую страну – это всегда кризис в той или иной степени, который вынуждает задуматься о своей жизни и самоидентификации.

Отец был предпринимателем и работоголиком. В молодости у него были проблемы с алкоголем, которые он трансформировал в мысль, что работа – это все. Он работал слишком много. Позже я думала о том, что нам следовало бы больше времени проводить вместе всей семьей. Конечно же, мы путешествовали, но мы бы могли больше разговаривать друг с другом. Отец, видимо, был очень одинок.

Сейчас я уже в таком возрасте, что могу представить себя на его месте. В среднем возрасте жизнь часто становится более скучной, будни и работа, дети-подростки могут иногда раздражать. Для отца его предприятие и успех в бизнесе были превыше всего. Сама я думаю, что душевного покоя невозможно достичь при помощи внешних факторов. Как-то по-другому его нужно искать, а разочарования и кризисы учат терпению. Важно уметь получать удовольствие от маленьких радостей жизни. Наша финансовая ситуация не была столь уж плохой, несмотря на то что фирма разорилась, мы не потеряли свой дом. После смерти же отца нам остались различные долги.

Когда-то я познакомилась с теорией самоубийств Эмиля Дюркгейма и размышляла о том, почему в Финляндии неудача становится для человека бременем. Люди разделяют успех, но бремя несут в одиночку. По-моему, людям необходимо больше поддерживать друг друга и переживать несчастья вместе.

Естественную смерть или, к примеру, смерть в результате автокатастрофы близким принять легче. Когда близкий совершает самоубийство, обращение за помощью представляется очень трудным. В этом случает переживаются всевозможные чувства вины и стыда. В Финляндии самоубийство по-прежнему под знаком табу. Хорошо, что в двухтысячные годы об этом говорят все больше.

Я знаю, что отец, видимо, переживал депрессию, но в то время людям было чрезвычайно трудно обратиться за помощью по причине депрессии. Необходимо было делать вид, что все хорошо. Позже о депрессии начали больше говорить в обществе, к примеру, интервью Теллерво Койвисто было замечательным.

Тем, кто оказался в подобной ситуации, я бы посоветовала, не стоит замыкаться в себе. Важно найти какой-либо способ преодолеть случившееся, будь то беседа, занятие музыкой или физкультурой. Хорошо, когда есть кто-то, с кем можно поделиться самыми плохими мыслями. Воспользоваться поддержкой людей, переживших подобную ситуацию, необходимо как можно скорее после случившегося. Важно, по-моему, помнить о том, что если близкий совершил самоубийство, тогда ты сам нуждаешься в другом человеке. Следует пытаться найти поддержку».

Всечестные отцы, братья и сестры!

Начался Великий Пост, а с ним и искушения.

Заказали поминовение Великим Постом » убиенной непраздной р.Б. К…». До этого, судя по всему, эту же рабу Божию на сорокоусте поминали как «новопреставленную убиенную непраздную р.Б.К…»

Кто эта раба Божия, мы, конечно, не знаем. Может быть, это жуткое поминовение заказывают беженцы, хотя точно не знаем.

Но сегодня отцы обратили внимание на эту записку и решили поминать её просто как убиенную, без добавления слова «непраздная», ибо сие, по их словам, не предусмотрено Уставом. предложил поминать её как «убиенную р.Б.К… со чадом», мне сказали: «Нельзя, ребёнок некрещённым умер, поскольку не родился» «А как поминать?» «Да никак, он же не родился!»

Так что же это, если ребёнок не родился и был убит вместе с матерью, это просто кусок мяса? Нет, конечно: мы ведь считаем аборты убийством! И тут же отказываем убитому вместе с матерью ребёнку в поминовении…

Есть ли какой-то выход из этой патовой ситуации? Или это правильно: оставлять нерождённое дитя, погибшее вместе с убитой матерью, без какой либо церковной молитвы?