Человек в христианстве

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Человек в буддизме

2. Представления о человеке и его месте в христианстве

3. Представления о человеке в исламе

Заключение

Список литературы

Введение

Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени большинство населения земного шара.

В традиционном понимании религия — это особая форма общественного сознания, отражающая бытие в неком фантастическом виде.

В философском плане она представляет собой мировоззрение, включающее в себя ряд конкретных положений, без которых вырождается в оккультизм и подобные ему псевдорелигиозные явления.

Религия — это один из духовных регуляторов общественного и индивидуального поведения людей. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. С. 275.

Основная ее роль состоит в том, чтобы морально помогать людям преодолевать сложные ситуации в их жизни и духовно очищать, поднимая до некоего абсолютного совершенства.

В истории человеческой культуры рождались и умирали различные виды и формы религий. Но среди них есть и такие, которые доказали свое непреходящее значение для духовной жизни больших масс людей.

Основными мировыми религиями общепринято считать буддизм, христианство и ислам.

В них разработаны религиозные догмы и исходные философские элементы, характеризующие веру в Бога как уникальный духовный феномен общечеловеческой культуры.

Центральным вопросом каждой из религий является вопрос о месте человека во Вселенной.

Целью данной работы является: показать сходство и различие представлений о человеке и его месте в мире в основных мировых религиях.

1. Человек в буддизме

Самым древним религиозно-философским учением является буддизм. Он на пять веков старше христианства и на двенадцать — ислама. Буддизм зародился в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э.

Постижение сути буддизма требует опоры на веру в перевоплощения (новые рождения), не совместимую с основами ни христианской, ни исламской традиций.

В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих — сангха.

Для этой религии характерен особый взгляд на человека. В буддизме во главу угла ставятся не отношения Бога и человека, а внутренний мир и проблемы самого человека.

Карма — ключевая категория буддизма. Основная религиозно-философская идея буддизма заложена в особом способе осмысления кармы (судьбы), которая якобы предопределяет весь жизненный путь человека и указывает на исходный смысл его земного существования. В отличие от других мировых религий, согласно идеям буддизма, жизнь представляет собой не что иное, как ряд проявлений, становлений и исчезновений. Мир — это постоянно возобновляющийся круговорот рождений и смертей, поток мимолетных событий. Нет никаких деятелей в мире, а есть только деяния. Нет ничего в жизни, кроме одного — вечного возникновения и становления. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 38.

Буддистское религиозно-философское учение проповедует жесткую причинность, когда прошлое диктует настоящее, а затем определяет и контуры будущего. При этом колесо космического порядка движется само собой, и будет двигаться вечно в силу жесткого сцепления причин и следствий. Отсюда следует равнодушие буддизма к земному миру, в котором измученное человеческое сердце не может найти себе отдохновения.

Согласно буддизму, страдание пронизывает всё существование человека. Избавление человека от земных страданий происходит в результате глубокого сосредоточения на ощущении переживания, то есть самопогружения в состояние так называемой нирваны, или достижения блаженства, полного внутреннего (душевного) равновесия при абсолютной отрешенности от бренного земного мира. Именно нирвану буддисты считают совершенным состоянием души.

Важный момент в буддийском учении о человеке, отличающий его от других мировых религий, — отрицание существования души как единой, неделимой и постоянной сущности. Человек, по буддистским понятиям, представляет собой поток сознания, состоящий из дхарм — отдельных появляющихся и исчезающих «частиц». Этот поток напоминает реку, только на первый взгляд кажущуюся единой. На самом деле он постоянно меняется, подчиняясь определённым законам. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 45.

Колебания, или «волнения», отдельных «частиц» влекут страдание. Чтобы его прекратить навсегда, необходимо успокоить «частицы» потока сознания, в том числе устранить негативные эмоции. Тогда можно обнаружить собственную природу Будды, которая присутствует в любом существе, но остаётся непознанной из-за неведения и омрачений. На достижение этого и направлены в буддизме разнообразные практики созерцания и медитации. Практики буддизма нацелены на всестороннее развитие человека — осмысленное использование тела, речи и ума.

Таким образом, буддийское учение о человеке во многом уникально. Сегодня с ним перекликаются некоторые современные западные философские направления. А разнообразные практические методы, разработанные буддистами в течение столетий, приносят реальную помощь людям независимо от их вероисповедания, поскольку способны сделать жизнь более наполненной и осознанной.

2. Представления о человеке и его месте в христианстве

В I веке н.э. зарождается новая мировая религия — христианство (греч. Christos — помазанник), появление которого связывается с сошествием на землю богочеловека Иисуса Христа, своими страданиями и смертью искупившего грехи человечества

Согласно христианству, Бог создал человека для любви к себе, общения с собой. Бог находится с человеком в отношениях усыновления. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего по естеству (природе), человек становится сыном Богу по благодати. Бог хочет пребывать в человеке своей благодатью, даруя человеку возможность обожения.

Обожение (гр. — theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением, которое понимается как спасение души. Само спасение достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 2005. С. 312.

Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Бога, оно установлено Богом. Дар обожения — дар нетварной божественной благодати. Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными ему душами. Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа. Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света.

Согласно христианству, человек создан по образу Божьему. Образ Божий заключается, прежде всего, в разуме и свободной воле человека. Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей.

Согласно христианству, человек создан по подобию Божьему. Подобие Божие заключается в возможности уподобляться своему Создателю через добродетельную жизнь. Сам Бог есть совершеннейшее и высочайшее Добро, и человек должен быть похожим на своего Создателя.

По христианству мужчина и женщина равны в своём духовном достоинстве перед Богом. Они в равной мере сотворены по Образу Божьему. Мужчина может иметь только одну жену.

Человек сам творит свои поступки, используя свою богообразную и богоподобную свободную волю.

По христианскому вероучению прародители человечества были созданы нетленными и бессмертными. Они (Адам и Ева) подверглись грехопадению, которое повлияло на все происшедшее от них человечество, так как греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. Вследствие грехопадения прародителей испортилась душевная природа человека. Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели». «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола». Цит. по: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 2005. С. 315.

Вследствие греха прародителей испортилась и телесная природа человека. Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Цит. по: Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — С. 216. Смерть и болезни не были созданы изначально Богом. После грехопадения прародителей исказился весь материальный мир. Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда. Человеку необходим Спаситель от власти и силы греха.

Бог в христианстве раскрывает Себя и общается с человеком в Откровении непосредственно, Сам, действием Святого Духа через пророков и чрез Воплотившегося Сына Своего Иисуса Христа. Христианство открывает возможность общения с Богом для каждого человека в молитве и церковных таинствах. Установлены священнодействия, в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, священство, брак и елеосвящение. В таинствах достигается реальное единение с Богом чрез благодать Святого Духа.

Бог требует от человека исполнения евангельских заповедей любви раскрытых в словах Спасителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук. 10. 27). Цит. по: Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — С. 223. . Заповеди раскрываются через Священное Писание, Предание и сочинения свв. Отцов. Бог в христианстве заповедует любовь ко всякому человеку. Он не заповедует войну с иноверцами, но заповедует духовную борьбу с дьяволом и падшими духами — врагами человеческой души.

Господь обещает человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни. В Царствии Божием (в раю) христиан ожидает духовное блаженство.

Другие религии христианство признает ложными учениями. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-95. Т. 1. С. 196.

Таким образом, христианское учение, утверждающее образ и подобие Божие в человеке, ставит человека выше всех тварных созданий, провозглашает его венцом творения. Будучи образом и подобием Бога, человек находится в особых отношениях с Богом, как со своим Высшим Первообразом. Человеку открывается возможность познания Бога, возможность личного общения с Ним.

3. Представления о человеке в исламе

религия ислам христианство буддизм

Третьей, наряду с буддизмом и христианством, «мировой» религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Ислам в переводе с арабского означает покорность, мусульманство (от арабского » муслим «) — предавший себя Аллаху. «

Христианство и ислам не похожи на буддизм. В них есть сходство, но много и различий.

И по христианству, и по исламу человек создан Богом. Но, в отличие от христианства, согласно исламу, Бог создал человека для исполнения закона. Человек сотворен по его (человека) собственному виду и образу. Человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом. Аллах совершает за человека все, в том числе добрые и греховные действия.

Учение о предопределении — неотъемлемая часть ислама. Это учение нельзя путать с учением о предвидении Божьем, принятом в христианстве. Христианский Бог предвидит свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться, зная их наперед. Такое предвидение допущено Богом, поскольку он сам сотворил человека по своему образу и ожидает от человека свободного произволения в осуществлении своей воли. Здесь исключен момент принуждения, насилия, предопределения человеческой воли со стороны Бога, который позволяет свершиться свободному выбору человека, чтобы дать ему свою оценку в вечности. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 2005. С. 316.

В Коране, в отличие от Библии, нет понятия первородного греха. Грех Адама, вкусившего от древа вечности (не от древа познания добра и зла, как в Книге Бытия; в Коране речь идет либо просто о дереве, либо о дереве вечности) есть акт его личного непослушания Богу. Он не имел последствий для всего человечества. Грех, согласно исламу, это — проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха.

В отличие от христианства, женщина в исламе утрачивает свое духовное равенство, она не равна с мужчиной в религии. Мужчине разрешается иметь до четырех жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую.

Аллах раскрывается человеку только через ангела. Единственным исключением является Муса (Моисей), с которым Аллах говорил лицом к лицу. Даже Мухаммед не видел Аллаха и не общался с Аллахом. Вершиной и полнотой Божественного Откровения считается явление Мухаммеду ангела Джебраила.

Человек в исламе, в отличие от христианства, не должен стремиться искать познания Бога. Человек может искать лишь исполнения шариата (араб. правильный путь) — предписаний закона Аллаха. Аллах не может соединиться с человеком, обитать в человеческой душе, уме и сердце. Аллах не раскрывается каждому человеку. Бог не способен общаться с человеком. Даже Мухаммед лично не общался с Ним. Аллах — господин, а человек — раб. Всякий приходит к Аллаху только как раб. Родионов М. А. Ислам классический. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 77.

Аллах требует от человека исполнение предписаний шариата — закона Аллаха, доводимого до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. К обязательной части шариата относятся — шахада, закят, саум, хадж, салят, часто добавляется джихад.

Как и в христианстве, в исламе Бог требует от человека исповедания веры. Однако Бог в исламе не заповедует любовь к себе. Совершенная вера выражается в любви к шариату — закону Аллаха, а не Аллаху. Высшие чувства к Аллаху — рабская покорность и повиновение.

Бог в исламе не заповедует и любовь ко всякому человеку. Возможна любовь только к единоверцу, но и здесь установлена ненависть (например, в случае мести или ряда проступков, нарушающих шариат). Исламом, в отличие от христианства, определен джихад как «священная война» с иноверцами.

Как и в христианстве, Бог в исламе заповедует молитву. Но в христианстве молитва не является ритуалом, для которого необходимы внешние условия, заповедана молитва от чистого и искреннего сердца, без гнева и злобы, без тщеславия и не напоказ, со смирением и усердием, на всяком месте и во всякое время. В исламе молитва является ритуалом шариата. Существует время запретное для молитвы, необходимо, чтобы рядом не прошла женщина, собака, нужны определенное место, позы, одежда, требуется порядок действий и слов. Родионов М. А. Ислам классический. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 79.

В христианстве Бог заповедует пост для духовной борьбы с грехом и дьяволом. В исламе тоже установлен пост (саум), но лишь для награды в будущей жизни.

Как и христианство, ислам допускает мученичество за веру. Но, если в христианстве мученик (исповедник, свидетель Христа) — христианин, добровольном перенесший гонения за Христа вплоть до лишения жизни от руки гонителей, то в исламе мученик (араб. шахид — погибший со свидетельством веры) — мусульманин, погибший во время джихада, на войне с иноверцами.

Если в христианстве запрещено почитать явления природы, то в исламе присутствует поклонение метеориту (черному камню, араб. хаджар аль-асвад) в Каабе. Поклонение — часть хаджа (араб. паломничество), паломничества в Мекку. Хадж — один из пяти столпов ислама.

В христианстве отвергаются ритуалы, не содержащие живого общения Бога и человека. В исламе они существуют. Например, семикратный бег между холмами Сафа и Марва во время хаджа, бросание камней в столбы с целью побивания шайтана, жертвоприношения животных и пр.

В христианстве установлены священнодействия, в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом. В исламе отвергается благодатное общение Бога и человека.

Господь обещает человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни и в христианстве, и в исламе. В раю мусульман ожидают плотские удовольствия. Попавшие в рай будут лежать на «ложах расшитых», «с чашами, сосудами и кубками», есть плоды и мясо птиц, которые пожелают, наслаждаться с «черноокими, большеглазыми» гуриями. Совершенного познания Аллаха достигнуто не будет. Родионов М. А. Ислам классический. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 82..

Как и христианство, ислам признает священную книгу — Коран. Согласно христианству Библия написана пророками и апостолами по вдохновению Святого Духа, в ней присутствует как Божественная, так и человеческая воля. Христиане верят в Бога, а не в текст. Библия не является Богом. Исконный смысл Библии может быть передан на всех языках мира.

Согласно исламу, Коран существовал всегда, он не был сотворён Аллахом. Видимый Коран — проявление извечного Корана, небесной «матери книги». Коран вечен, как и Аллах. Коран дан на арабском языке — это исконный язык вечного откровения Аллаха. Истинный смысл Корана передается только на арабском языке

Если христианство признает ислам ложным учением, то ислам называет христиан «людьми Писания», частично исказившими истину Аллаха. Там же.

Таким образом, характерная особенность мусульманской религии заключается в учении о предопределении, в догматизме, предписывающем беспрекословное исполнение предписаний закона Аллаха. Поэтому энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.

Заключение

Религии отличаются одна от другой — у каждой есть собственные боги, священные книги, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии считается грехом, в другой может признаваться добродетелью. Каждую религию отличают особое мировоззрение и культ. Если из каждой религии убрать то, что отличает её от других, то останется суть, «сердцевина», практически одинаковая у всех религий.

Буддизм, особенно в учении ряда его школ и направлений, заявил, что сам чувственный мир вообще не существует. Он лишь наша иллюзия, результат деятельности нашего больного, заблудшего сознания. Именно это сознание — единственное реальное бытие, по буддизму, — подчиняясь непреложному закону кармы, рисует нам трагическую картину полного страданий чувственного мира. Сознание это состоит из множества мельчайших частичек — дхарм, т. е. элементов сознания, которые, складываясь под действием кармы в определенный комплекс, создают индивидуальное сознание данного перерождения и, как его функцию, окружающий нас чувственный мир. Пока дхармы не успокоены, новое возрождение этого индивидуального сознания после смерти данного существа неизбежно, колесо бытия продолжает свое вращение.

Кардинальное отличие христианства от других религий в том, что основоположники последних выступали не как предмет веры, а как ее посредники. Не личности Будды, Магомета или Моисея были настоящим содержанием новой веры, а их учение. Евангелие Христа раскрывает себя как Евангелие о Христе, оно несет весть о Личности, а не о концепции.

Еще одно отличие христианства состоит в том, что любая этическая и религиозная система представляет собой путь, следуя которым люди приходят к определенной цели. А Христос начинает именно с этой цели. Он говорит о жизни, истекающей от Бога к людям, а не о людских усилиях, которые могут вознести их до Бога.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), все они находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Несмотря на различия, у всех религий есть принципы, аналогичные заповедям Нового Завета, т.е. предписания «не убий», «не укради» и т.д. Так, например, в буддистской традиции принципу «не убий» соответствует ахимса (непричинение вреда всем живым существам ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях), а принципу «не укради» — астея (отсутствие стремления к обладанию чужим имуществом).

Сходство основных религиозных моралей и функций религии приводит к тому, что многие философы, теософы и религиоведы начинают говорить о единой мировой этике, в той или иной степени представленной в моральном своде каждой религии.

Список литературы

1. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 284 с.

2. Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — 436 с.

3. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 2005. — 508 с.

4.Родионов М. А. Ислам классический. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 224 с.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 673 с.

6. Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-95. Т. 1-3.

Размещено на Allbest.ru