Человек в молитве

Молитва есть разговор с Богом. Так говорит Св.Писание: «Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его”. (Псалтирь 4:4) Молитва – высокая, вызывающая благоговейный трепет привилегия. Так говорит Св.Писание: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи”. (Евреям 4:16)

Бог доступен. Так говорит Св.Писание: «Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть”. (Псалтирь 64:3)

Насколько благосклонен Бог выслушивать и отвечать на молитву? Так говорит Св.Писание: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него”. (От Матфея 7:11)

Каково условие для получения обещанного благословения, в котором мы нуждаемся? Так говорит Св.Писание: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят”. (От Матфея 7:7-8)

Одно из многого, о чем вы можете просить, это мудрость, Так говорит Св.Писание: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих”. (Иакова 1:5-8)

В каком случае, согласно словам псалмиста, Господь не слушает молитву? Так говорит Св.Писание: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь. Но Бог услышал, внял гласу моления моего”. (Псалтирь 65:18-19)

Не отказывается ли Бог когда-либо выслушивать молитву? Так говорит Св.Писание: ”Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость”. (Притчи 28:9)

Ради какого имени нам следует молиться? Так говорит Св.Писание: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю”. (От Иоанна 14:13-14)

Не забывайте благодарить Бога за отвеченные Им молитвы. Так говорит Св.Писание: ”Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом”. (Филиппийцам 4:6)

Как часто нужно молиться? Так говорит Св.Писание: ”Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых”. (Ефесянам 6:18); «Непрестанно молитесь”. (1 Фессалоникийцам 5:17)

Иногда Бог отвечает на молитву прежде нашего прошения. Так говорит Св.Писание: ”И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу”. (Исаия 65:24)

В некоторых случаях Бог ответит на молитву словом ”Нет”. Так говорит Св.Писание: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова”. (2 Коринфянам 12:8-9)

Иногда ответом на наши молитвы будет: «Подожди». Так говорит Св.Писание: ”Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему”. (Псалтирь 36:7)

Бог неограничен в возможности помочь нам. Так говорит Св.Писание: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем”. (Ефесянам 3:20)

В какой мере Бог обещает удовлетворять наши нужды? Так говорит Св.Писание: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом”. (Филиппийцам 4:19)

Как знать о чем молиться? Так говорит Св.Писание: ”Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией”. (Римлянам 8:26-27)

На каком условии, Христос сказал, мы получим ответ на наши молитвы. ”Потому говорю вам: Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам”. (От Марка 11:24)

Какие просьбы мы можем с уверенностью ожидать будут услышаны Богом? Так говорит Св.Писание: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, -знаем и то, что получаем просимое от Него”. (1 Иоанна 5:14-15)

В Библии дается образец молитвы. Так говорит Св.Писание: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь”. (От Матфея 6:9-13)

Молитвы — не магические формулы, требующие постоянного повторения. Так говорит Св.Писание: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него”. (От Матфея 6:7-8)

Мир Вам!

Я уже писал об этом в своей книге «Возвращаясь к итокам христианского вероучения». Но постараюсь еще раз ответить на данный вопрос.

Сегодня христианство – самая крупная в мире религия. Лидирует она как по численности приверженцев, которых насчитывается около 2,3 миллиардов человек, так и по географической распространенности. Все христианство объединено верой в Иисуса из Назарета, как в Мессию (в переводе Христа), Спасителя и Сына Божьего. Но при этом христианство сильно раздробленно. Самые крупные течения в христианстве это католицизм (1,2 млрд. последователей), протестантизм (800 млн.) и православие (220 млн.). Внутри этих течений много разветвлений.

В разных течениях существенно отличается вероучение и обряды. В частности у христиан различны молитвенные правила. В то время, как католики и православные, считают возможным и даже необходимым обращаться с молитвами к умершим людям, христиане протестанты молятся непосредственно напрямую Богу.

Сейчас мы попробуем рассмотреть библейскую аргументацию обоих традиций: так кому нужно молиться?

Начать хочется с того, чтобы вспомнить, откуда возникло христианство. Для всех историков и богословов нет сомнения в том, что христианство имеет корни в иудаизме. Первая книга Библии, именуемая обычно Ветхий Завет, содержит наставления Бога, данные людям начиная с Эдемского сада, и описание жизни народа Божьего – евреев, до прихода Иисуса Христа.

Иудеи не приняли Иисуса из Назарета за Мессию и поэтому до сих пор живут согласно Танаху, который практически полностью совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии. Иудеи не находят в Танахе повеления молится Богу через посредников поэтому молятся Ему напрямую.

Ислам возник позже христианства. Мусульмане, иудеи и христиане верят в одного Бога, Которого именуют также Господом и Аллахом. В Коране упоминаются многие герои и события Библии. Мусульмане, согласно Корану, как и иудеи в соответствии с Танахом, до сих пор в богослужении и при богопочитании обращаются напрямую к Создателю. Только в православном христианстве и у католиков, имеющих античное греко-римское наследие, повсеместно применяются посреднические молитвы к Богу через умерших героев веры. Христиане протестанты, отколовшиеся от господствующих в то время течений христианства – католицизма и православия – стали искать чистоту учения Библии, поэтому исследовав этот момент, молятся Богу напрямую. Теперь мы рассмотрим на каких стихах Библии основаны диаметрально противоположные верования.

Обычно в подтверждение возможности молится к Богу через посредника, вспоминают Моисея, который молился за свой народ и Бог услышал его молитву (см. Исх. 32:11). Также заступнической молитвой молился за евреев пророк Даниил (Дан. 9:3). Авраам просил за царя Авимелеха, пожелавшего его жену Сарру (см. Быт. 20:7), фараон через Моисея и Аарона взывал к Богу об избавлении Египта от язв (см. Исх. 8:8), Иов молился за свой друзей (см. Иов 42:8), царь Езекия молился за свой народ (см. 2 Пар. 30:18-20), по слову Илии пошел дождь на землю (см. 3 Цар. 17:1; 18:41). Кроме того, в Библии есть тексты, призывающие молится друг за друга (Иак. 5:16). Сторонники посреднических молитв из этих фактов делают вывод, что значит, одни верующие могут хлопотать перед Богом за других. Кончено такой вывод сделать можно. Действительно Библия учит, что можно и даже нужно молиться за других людей ходатайственной молитвой. Но на эти же факты можно посмотреть с другой стороны.

Безусловно, Моисей и Даниил, молились за свой народ, и христиане молились за христиан, но в то время они были живы. В Библии – как в Ветхом, так и в Новом Заветах – нет примеров, когда за живых людей молятся умершие на тот момент верующие. Также в Библии мы не видим, что к Моисею, Даниилу, или к другим духовным лидерам, или священникам, или христианским служителям, верующие по одному или группами ходили бы с просьбами помолиться за них Господу. То есть Библия не описывает примеры посреднических молитв, в том виде, в котором они распространены сегодня в некоторых популярных христианских церквях.

Зачастую к отношениям с Богом люди применяют человеческие стереотипы. Им кажется, что достаточно близкого знакомства с тем, у кого имеется власть, чтобы решать частные проблемы. Но библейский Создатель неба, Земли и Вселенной не таков, как Его хотят Себе представить многие верующие – послушно внимающим гласу своих служителей. Творец всегда исполняет только то, что является справедливым и необходимым в данном конкретном случае, не внимая даже просьбам великих пророков:

«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер. 15:1).

«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16).

«Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу» (Иов 5:1,8).

Из этих текстов видно, что посредническая молитва «святых», далеко не гарантирует положительного разбирательства вопроса.

Кому учит молиться Библия?

При этом, как было отмечено выше, Библия описывает молитвы верующих напрямую Богу. Вот некоторые тексты Ветхого Завета:

«Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть» (Пс. 64:3).

«Обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением» (Дан. 9:3).

«Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас» (Мал. 1:9).

Новый Завет вторит Ветхому:

«Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8:22).

«Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филип. 4:6).

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков» (Иак. 1:5)

Что Иисус говорил о том, кому нужно молиться?

В Новом Завете описана наглядная картина, описывающая молитвенное правило. Иисуса спросили Его ученики:

«Господи! научи нас молиться» (Лук. 11:1).

Христос ответил: «Когда молитесь, говорите: Отче наш…» и дал текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш…» (Лук. 11:2-4; Матф. 6:9-13,). Из ответа Иисуса видно, что Он учил Своих последователей молиться напрямую Богу Отцу. При этом, в молитве Христос разрешил ссылаться на Себя: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16:23); «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:13). Посмотрите, согласно Библии, Иисус Сам принимает участие в ответе на наши возвания, и несмотря на это, просит все же обращаться в молитве не к Нему, но напрямую к Отцу. Что уж тогда говорить о предполагаемых «заступниках», если Иисус Христос, являясь на основании Библии истинным и единым Посредником, Первосвященником, Ходатаем и одновременно Господом, наказывал людям молится не Ему, а непосредственно Отцу. Давайте посмотрим на эти тексты об Иисусе:

«Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа» (1 Иоан. 2:1).

«Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34).

Приведенные тексты Библии показывают, что сегодня на небесах Иисус, находясь одесную Бога Отца в роли первосвященника, ходатайствует за людей. Священное Писание однозначно говорит, что не напрасно Иисус, будучи Богом, стал человеком, – чтобы быть прочным мостом между Господом и людьми. Не напрасно Иисус претерпел многие невзгоды, присущие нам – людям, – чтобы человек осознавал, что Бог понимает нас, и может сочувствовать нам и сострадать.

«Мы имеем не такого первосвященника (Иисуса), который не может сострадать нам в немощах наших». (Евр. 4:15).

Не сложно понять переживания верующих, имеющих определенные проблемы. Они хотят быть уверенными, что их молитва будет услышана Господом. И конечно, им хочется верить, что Бог поймет их и простит, и поможет. Поэтому они обращаются к посредникам – людям более приближенным к Богу. Но поступая так, человек как бы признается в том, что не уверен, что Бог его услышит, если тот будет молиться Ему напрямую. Он как бы не убежден, что Бог его любит и поймет его и простит, если он минуя посредников обратиться непосредственно к Нему. Между тем, Библия утверждает, что Господь любит всех людей, близок к каждому из нас и даже вникает во все дела наши:

«Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Исх. 34:6)

«Он (Бог) … недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27)

«Он (Бог) создал сердца всех их (людей) и вникает во все дела их» (Пс. 32:15)

Анализируя приведенные выше аргументы, верующие могут сами сделать вывод относительного того кому им молится. Но при этом нужно понимать, что выбирая героев веры в качестве посредников для общения с Богом Отцом, люди отчасти приравнивают их к Иисусу, признавая за ними роль Христа – Его священническое, посредническое, ходатайственное служение в небесном храме за каждого человека.

Валерий Татаркин

«Молитесь друг за друга», — говорится в Послании апостола Иакова. Но что значит наша молитва за другого человека? Почему кто-то из нас вправе просить Бога о других? Понятно, если так поступают святые праведники: они ближе к Господу, у них есть право на заступничество, а мы кто такие, чтобы за других ходатайствовать? Со своими бы грехами и проблемами разобраться. В связи с этим есть немало и других вопросов у наших читателей. На них отвечает иерей Димитрий Агеев, клирик московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Что мешает искренней просьбе

— Если собеседник вызывает досаду, надо ли при разговоре молиться про себя о том, чтобы не раздражаться, а также о вразумлении собеседника?

— Когда мы дерзновенно берём на себя смелость молиться о вразумлении кого-то, в этом есть некий признак гордости. Надо молиться о том, чтобы Господь даровал нам терпение и научил со снисхождением относиться к каждому человеку. Если вас тяготит разговор, то лучше его прервать, а вести разговор и одновременно молиться у вас вряд ли получится. Отцы Церкви творили непрестанную Иисусову молитву, но нашего духовного опыта для этого явно недостаточно.

— Как молиться за врагов, если чувствуешь к ним только гнев и обиду? Разве такая молитва будет искренней?

— Я скажу на своём собственном примере: крайне сложно молиться за врагов, эта высшая степень добродетели мне пока недоступна. Один из первых шагов к молитве за врагов — просить Бога дать спокойствие в сердце, не раздражаться, не осуждать, может быть, впоследствии и получится молить Господа явить к ним милосердие.

Можно ли просить смерти

— Как молиться за умирающего человека, если он мучается и сам говорит, что хотел бы быстрее уйти из земной жизни? Можно ли просить продления его земной жизни, сопряжённой со страданиями? А присоединяться в молитве к его просьбам о кончине, прекращающей мучения, — это допустимо?

— Наша задача — просить Бога облегчить страдания близкого человека. Господь Сам изберёт путь, каким образом лучше это сделать: призвать к себе или дать ослабление при жизни. Главное — не воспринимать смерть как наказание для человека. Скорее она может ощущаться наказанием для скорбящих, потерявших близкого.

— В Интернете можно найти заклинательные молитвы, которые читают при отчитке от злых духов. Можно ли читать эти молитвы, если близкий человек ведёт себя так, словно в нём злые духи?

— Нет, это опасная практика. Заклинательные молитвы весьма сомнительны. Вопросы духовного руководства людей, одержимых злым духом, надо оставить для духовников, которые уполномочены Церковью, а самим сосредоточиться на собственных грехах, умолять Господа о прощении. Если наше сердце будет чисто, то очень многие вещи, которые кажутся нам в людях греховными, исчезнут сами собой. Ничто нас так не раздражает в других, как отражение самих себя.

— Бывали ли в вашей практике примеры реального эффекта от молитв за другого человека?

— Каждый день я опытно ощущаю помощь Божию от молитвы людей. Я истощаюсь в своём служении, а их молитвы дают мне силы. В моей практике было несколько случаев, когда просили помолиться за других и Господь даровал просимое. Например, мама просила за дочь, которая не могла родить ребёнка, а через некоторое время он наконец-то появлялся на свет, или дети просили за отца, который находился в больнице в тяжёлом состоянии, а потом он выздоравливал. Это всегда утешительно и подаётся для укрепления в вере.

Порой сложно согласиться с волей Божией

— Правильно ли, когда, например, мать молится о том, чтобы сын женился на девушке, которую она считает подходящей партией, или о том, чтобы сын поступил в тот вуз, который мама считает самым лучшим?

— Мы можем обращаться к Богу с практическими просьбами, но должны помнить о том, что на всё воля Божия. Мы ведь смотрим на события в перспективе прошлого и ближайшего настоящего, а Господь на всё смотрит в перспективе будущего. У Него есть промысл о каждом из нас. Не всегда мы получаем ожидаемое, порой нам сложно согласиться с волей Божией. Но мы всегда должны просить с доверием, что Господь неведомыми путями, иногда совершенно непонятным нам образом управит всё к нашему благу.

— Допустимо ли молиться за победу на выборах того или иного политика или за выигрыш футбольной команды, за которую болеешь?

— Если вы уже обо всём на свете помолились — пожалуйста. Но я думаю, что молиться надо не конкретно за победу, а о том, чтобы Господь даровал им необходимые силы.

— Можно ли молиться за некрещёных, за самоубийц, а также за людей другой веры — мусульман, буддистов?

— Что касается церковного поминовения, оно преимущественно обращено к членам Церкви, но в домашней молитве мы можем поминать некрещёных и представителей других религиозных конфессий. Что касается молитвы за самоубийц, я озвучу лично своё мнение, оно не является общецерковным. Я считаю, что молиться за них можно, потому что они очень в этом нуждаются. Мы не всегда знаем, что произошло в их жизни, зачастую предательство или невнимание ближних становятся причиной, подтолкнувшей человека к губительному поступку. Сейчас священноначалием утверждён чин последования молитвенного утешения родственников лиц, покончивших жизнь самоубийством.

— Уместно ли в молитве об упокоении поминать имена любимых писателей, композиторов, художников — тех, кто жил в XIX веке и раньше?

— Если сердце расположено к этим людям, то поминайте. Мы часто молимся за праведников, которых лично не знали, но которые стали нам близки благодаря прочитанным книгам или услышанным рассказам. Тем самым образуется непрерывная цепь христианского братства, христианской общины. Господь даёт нам силы молиться за тех, кто ушёл, и надежду, что после нашей смерти кто-то помолится за нас.

Молитва — это не фитнес

— Иногда говорят, что нельзя молиться за тех, кто особо грешен, потому что тем самым ты берёшь на себя тяжёлый духовный груз. Может ли молитва за других людей повредить самому молящемуся?

— Совершенно очевидно, что молитва повредить никак не может, — это абсурд! Молитва подразумевает под собой обращение к Богу, которое во вред человеку быть не может. Молитва всегда ко благу и тому, кто её совершает, и тому, о ком её совершают. Другой вопрос, что молиться мы должны не просто технически: назвать имя в череде других имён или вставить его в строчку записки — это схоластически упрощённое понимание смысла молитвы, которое не отвечает её назначению.

Когда мы молимся за кого-то, человек становится нам родным и близким, судьба его нам небезразлична, поэтому мы испрашиваем у Бога те или иные милости. Если нам от Бога что-то нужно, мы способны надоедать Ему своими просьбами до бесконечности, а если у нас в сердце нет потребности так же истово просить за другого человека, то лучше не стоит, молитва не должна быть формальной.

— С другой стороны, звучат утверждения, что чем более широк круг людей, за которых молишься, тем лучше для твоей собственной души. Так ли это?

— Молитва не фитнес, не занятия на спортивных тренажёрах, и молимся мы не для того, чтобы себе сделать хорошо. Прежде всего это потребность души, прямое выражение любви к близкому человеку, в жизни которого нам хотелось бы поучаствовать, ведь мы знаем, как велика сила молитвы!

Достаточно вспомнить евангельский рассказ о том, как к Иисусу Христу принесли расслабленного и, видя веру его друзей, Господь даровал ему исцеление. То есть по молитве Бог подаёт просимое, даже если она не всегда подкреплена горячей верой самого человека, который в чём-то нуждается. Порой человек уже не надеется на помощь свыше: или не умеет просить, или вообще Бога не знает, поэтому нам очень важно молиться за всех, кто нам дорог, — за тех, кто встретил Бога, и за тех, кто пока далёк от Него, им молитва даже нужнее. Неправильно рассуждать, хорошо нам будет или плохо от молитвы за других, мы поступаем по-христиански не потому, что получим какую-то награду, а потому, что по-другому поступать не можем.

— В храме или около храма к верующим порой подходят люди и предлагают: «Дайте мне денег, а я за вас помолюсь». Как относиться к такому предложению?

— Если человек просит денег и мы хотим помочь, то надо дать их просто так, а не в обмен на что-то. Жертва не покупка чего-либо.

О неверующих родственниках

— Можно ли подавать записки о предках, которые были в детстве крещены, но прожили при советской власти атеистами, не ходили в храм, не имели дома икон, не читали Писания?

— Я считаю, что в первую очередь необходима наша собственная молитва. Конечно, легко всё переложить на священника: я пришёл, заплатил, пусть он читает. Разумеется, он помолится, я как священник могу сказать, что в подавляющем большинстве случаев молюсь за людей, которых не знаю, но всякий раз они отчасти становятся мне близки. Мы сами должны молиться за своих родственников, которые не были верующими в связи с жизненными обстоятельствами, выпавшими на их долю. Они больше других нуждаются в нашей молитве. Для нас вполне по силам попросить Бога, чтобы Он простил их за то, за что они сами при жизни не успели попросить прощения. У Господа хватит любви и милости на всех. Я думаю, что на том свете нас ожидает много сюрпризов: мы увидим тех, кого не ожидали, и не встретим тех, кого надеялись увидеть.

— Мой родственник, атеист, с возмущением узнал, что я молюсь о том, чтобы Господь привёл его к вере, и категорически мне это запретил. Нужно ли его послушаться?

— Конечно, мы должны молиться за наших близких, сердце которых ещё не озарено христианской верой. Если человек запрещает нам молиться и нам всё равно, что с ним будет в жизни вечной, тогда можно с облегчением его послушаться. А если он нам дорог, то мы будем молиться о том, чтобы Господь растопил его сердце, дал счастье стать христианином. Мы знаем, какая радость для сердца быть христианином, и хотим ею поделиться с тем, кто пока её не познал. Но для этого надо не подсовывать правильные книги или произносить нравоучения, надо в молитве призывать Бога в соработники, расчистить пространство, на которое Он сможет прийти и явить чудо приобщения человека к вере.

— Иногда люди опасаются молиться о том, чтобы их неверующие родственники пришли в Церковь, боятся того, что это произойдёт только через какие-то большие неприятности в жизни, тяжёлую болезнь. Есть ли основания для таких опасений?

— Нельзя так рассуждать. Прежде всего мы должны помнить, что Господь привёл нас в этот мир для того, чтобы мы познали радость и счастье. Он даёт нам все необходимые условия, которые этому способствуют, и не хочет, чтобы мы страдали и мучились.

Наша справка:

Священник Димитрий Агеев окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт и аспирантуру Московской духовной академии, учился в Православном Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Служил в Венско-Австрийской епархии, работал референтом представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе. Ныне исполняет послушание церковного старосты храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке и помощника настоятеля — митрополита Илариона (Алфеева).