Черниговская божья матерь

Икон Божией Матери не счесть. И каждая была явлена именно в то время, в которое это было необходимо, и именно тем людям, которые больше чем кто-либо нуждались в помощи Царицы Небесной.

Покровительство Богородицы несколько веков назад ощутили и жители Чернигова вместе с насельниками местной обители. Источником этого покровительства стала иконы Божьей Матери Ильинская (Черниговская). Празднование этому святому образу в Православной Церкви совершается сегодня – 29 апреля.

Откуда взялась икона?

Образ появился в Черниговской губернии в 1658 году трудами иконописца Григория Дубенского. Вероятно, мирянин, а в постриге монах Геннадий, писал икону для Троицко-Ильинской обители, потому как в момент явления чуда икона находилась в одном из ее храмов.

Само чудо произошло спустя четыре года после появления образа. В 1662 архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), игумен обители Зосима, братия и жители со всей округи нашли икону «заплаканной». По преданию, святыня проливала слезы в течение восьми дней – с 16 по 24 апреля. Уже тогда верующим было понятно – это грозное предзнаменование, грядет нечто страшное, трагичное.

Что именно случилось?

В тот же – 1662 – год на Чернигов напали татары. Иноплеменники не щадили ничего и никого: они громили и жгли дома, убивали людей. Такую же участь они готовили Троицко-Ильинской обители и ее братии. Однако неведомая сила не позволила им осквернить святое место пролитием крови. Захватчики сбросили со стен святые образы, украли драгоценную утварь, а вот к новонаписанной иконе с богатыми украшениями они так и не смогли подступиться. Икона осталась невредима. Как и насельники, спрятавшиеся в пещере преподобного Антония Печерского.

Какой подарок получила икона?

За чудесное предупреждение, за спасение обители монахи и миряне решили отблагодарить Божию Матерь. Конечно, только оправившись от набега, они не имели средств преподнести своей Защитнице особенно дорогой подарок, но вот на искреннюю благодарность, слезную молитву от сердца, братолюбное жительство они не поскупились.

Лишь к концу XVII века по благословению Владыки Лазаря и на пожертвования гетмана войска запорожского – Ивана Мазепы, наконец, удалось изготовить серебряный оклад и киот. Еще один меценат черниговский полковник Василий Дунин-Борковский преподнес в дар иконе корону с драгоценными камнями. Примерно в тот же период жители Чернигова заказали из Москвы новый красивый оклад.

Как путешествовала икона?

Икона перемещалась сначала по обители, а затем вышла за ее пределы. До появления на ее территории Троицкого собора (1679-1695) образ Богородицы пребывал в Свято-Ильинском храме у пещер. Позже, ближе к концу XVIII века, он – в серебряном вызолоченном окладе, с серебряным венцом и драгоценными камнями – оказался в Успенском соборе Елецкого монастыря. Правда, потом, в 1794 году, вернулся в Троицко-Ильинскую обитель.

Что происходило с образом дальше – загадка. Известно только то, что после закрытия Ильинского монастыря в 1962 году икона снова покинула его пределы, и «поселилась» у монахини Агнии, а в середине 90-х переместилась в действующий на тот момент Елецкий монастырь.

Где находится оригинал?

Поскольку судьба иконы нам не известна, ответить на этот вопрос трудно. Существует два мнения. Первое – оригинал утерян, а в Елецком Успенском женском монастыре, хранится лишь список древней иконы.

Второе – икона, выдаваемая за копию, и есть подлинник Ильинско-Черниговского образа.

Кстати о списках – они разошлись по многим обителям России и Украины. Один из них особо чтут в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Его называют Черниговско-Гефсиманским образом. Это другая икона, празднование ей совершают 1 сентября.

Чем интересен образ?

На первый взгляд, может показаться, что практически ничем. Образ написан в соответствии с иконографическим типом, который называется Одигитрия (Путеводительница). На нем – Те, Кого мы любим. Божия Матери и Христос.

Маленький Господь сидит на левой руке Богородицы, держа свиток и благословляя молящихся. Сама Богородица рукой указывает на Сына, Ее голова слегка наклонена к Нему.

Что же касается особенностей, то они все-таки есть.

Во-первых, фигура Богоматери имеет почти поколенный обрез. Такое изображение характерно для южно- и западнорусской Богородичной иконографии XVII века.

Во-вторых, можно заметить, что Христос как будто бы протягивает благословляющую руку вперед. Аналогичные или похожие композиционные решения свойственны и другим чудотворным образам Богородицы, которые географически связаны с Белоруссией и Украиной. Проследить эту связь можно, взглянув на иконы Божией Матери: «Борколабовская», «Тригорская», «Поддубецкая», «Гербовецкая».

В-третьих, на головах и Девы Марии, и Господа в некоторых случаях можно обнаружить короны. В общем-то, царский головной убор – не редкость для Богородичных икон, однако для Ильинской-Черниговской иконы это исключение, ставшее правилом. И вот почему. На оригинале венцов нет. Впервые они появились отдельно, поверх самой иконы, на окладе. В иконографии же короны закрепились благодаря автору гравюры 1683 года, выполненной для книги святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное».

Примечательно, что на рубеже XVII-XVIII веков в Москве появился особый извод – он довольно точно повторяет чудотворную икону Троицко-Ильинского монастыря и ее первую серебряную раму.

Верхние и боковые поля рамы содержат аллегорические композиции, где Богородица уподобляется плодоносным деревьям: маслине, кедру, пальме, кипарису.

А вот содержимое нижнего поля отличается от оригинала. Оно намеренно изменено. Если на раме-подлиннике был изображен герб гетмана Мазепы, по бокам от него – военный лагерь, освещенный луной, и город, залитый солнцем, то в московском варианте – российский герб с изображением Азовской иконы Божией Матери. Слева – план военных действий при Азове, справа – панорама Троицко-Ильинской обители.

В чем помогает молитва перед этой иконой?

В православной традиции святых не принято наделять ответственностью за благополучие в той или иной житейской сфере. Господь, Божия Матерь, угодники Божии слышат всех и каждого, отвечают, если это полезно, на любую просьбу. И Ильинская-Черниговская икона Божией Матери – подтверждение этому.

Святитель Димитрий Ростовский в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно орошенное» (Чернигов, 1683) писал, что по молитвам у этого образа случались самые разные чудеса. Преимущественно, это были многочисленные исцеления от недугов. Опять же – самых разных.

Обращаясь к Божией Матери, выздоравливали люди, страдавшие от слепоты, болезней ног, ревматизма, расслабления, беснования, помутнения рассудка, хронических заболеваний, паралича и оспы. Святитель писал, что через эту икону Богородица спасает даже от внезапной смерти.

«Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может?», – писал святой, таким образом и подводя итог своему литературному произведению, и указывая на неисчерпаемое милосердие Божией Матери.

Как молиться?

Можно обратиться к Богородице своими словами, а можно словами молитвы, которую принято читать перед Ее иконой, именуемой «Черниговская (Ильинская)»:

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго ра­ба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Влады­чице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и креп­кое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостой­ную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под твою милость прибегаем, Бо­городице Дево, молений наших не пре­зри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пре­святая Богородице, спаси нас. Аминь.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день церковного новолетия, молитвенно празднуется день прославления чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская, исполненная в XVIII веке, является списком с чудотворного образа Богородицы Черниговского-Ильинского, находившегося в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, где в XI веке подвизался святой преподобный Антоний Печерский. Список этот был передан в Лавру Александрой Григорьевной Филипповой и, по благословению преподобного Антония, наместника обители святого Сергия, перенесен в Пещерное отделение Гефсиманского скита. Еще до перенесения иконы А.Г.Филиппова передала для обустройства киота украшения, полученные ею от императрицы Александры Феодоровны, супруги императора Николая Первого, за служение при малолетнем отделении Московского кадетского корпуса. Позднее, в благодарность за исцеления, тщаниями князя Г.И.Грузинского и крестьянина Д.В.Киселева для образа были изготовлены серебряные ризы.

Господь, по заступничеству Пречистой Своей Матери, дарует чудесные исцеления многим молящимся перед образом Черниговским-Гефсиманским, тем самым укрепляя всех нас в вере и благочестии.

Первое чудо, свершившиеся по молитве у иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской, произошло в день церковного новолетия, 1 сентября (14 сентября по новому стилю) 1869 года. Тогда от полного расслабления исцелилась крестьянка Фекла Адрианова, до этого мучимая недугом на протяжении девяти лет. За 3 года до этого казначеей Борисовской пустыни монахине Поликсении было видение – отчетливый голос промолвил: «Приготовься ныне принять к себе Феклу». Утром же перед службой монахиня увидела близ церкви обоз с лежащей на нем расслабленной крестьянкой, которая и была Феклой Адриановой. После службы крестьянку повезли в Киево-Печерскую Лавру на Богомолье. Узнав об исцелении Феклы по молитве перед иконой Божией Матери Черниговской-Гефсиманской, святитель Иннокентий, митрополит Московский, знавший и о видении монахине Борисовой пустыни, по прибытии в Лавру на праздник преставления преподобного Сергия подробно расспросил крестьянку о ее болезни и исцелении, а на другой день прибыл в Пещерное отделение Гефсиманского скита и на молебном пении перед чудотворным образом сам вознес молитвы. К тому моменту было доподлинно известно еще о трех исцелениях: на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня излечился от недуга исступления ума крестьянин Иван Тимофеев, позже выздоровели тяжко болевшие малолетние дочери губернского секретаря И.И.Бологова, а также страдавшая от изнурения сил дочь крестьянки Афимьи Фадеевой.

Благодатная помощь ниспосылается по молитвам не только перед самим чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Так, в ноябре 1869 года исцеление получила дочь вдовы Александры Ильиной, в то время находившаяся в Покровском Хотьковском монастыре. Богомолец Василий Иванюков, возвращавшийся из Скита и остановившийся на ночлег в странноприимном хотьковском доме, узнав о болезни девочки, горячо молился перед освященным списком с иконы, переданным ему в Пещерном отделении. Сама девочка, бывшая там же, сподобилась видения: икона вдруг озарилась дивным сиянием. На следующий день болезнь совершенно отступила, и мать с дочерью поспешили в Пещеры, дабы вознести молитвы перед чудотворным образом Божией Матери Черниговской Гефсиманской.

Супруга отставного майора Александра Васильевича Козаковского, по прибытии из Петербурга в Лавру, сообщила, что муж ее, долгое время страдавший сильнейшей опухолью ног, получил исцеление после того, как помазал суставы маслом от лампады, горящей перед чудотворным образом. Свидетелем чуда исцеления стал доктор медицины, ранее осматривавший майора.

К началу XX века собралось около сотни засвидетельствованных случаев чудесной помощи по молитве у иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской. Неисчислимо больше число чудес, не ведомых нам, ведь всякий, обращающийся к Пресвятой Богородицей с горячей мольбою, уповает на Ее заступничество.

ikona_2016.jpg

В конце XIX века всякий верующий, приезжавший в Сергиев Посад поклониться гробу преподобного Сергия Радонежского, обязательно ехал также и «к Черниговской». Перед Черниговской иконой Богородицы одноименного скита, начиная с 1869 года, произошло около сотни задокументированных чудес. К сожалению, эта святыня была потеряна в советское время. Сегодня в Черниговском соборе скита продолжаются церковные молитвы у двух ее копий, сделанных в наше время.

Александра Филиппова

Чудотворная Черниговская икона была написана неизвестным художником, по всей вероятности, в XVIII веке. Она являлась списком с иконы Божией Матери Ильинского монастыря города Чернигова, откуда и получила свое название. До 1824 года образ хранился в доме хотьковского священника Ивана Алексеева, и о каких-либо чудесах в это время свидетельств не сохранилось. В скит, который получил потом имя Черниговского, икона попала благодаря верующей женщине Александре Филипповой. После смерти отца, проходившего службу в Архангельске, ее семья вынуждена была перебраться в Москву. По дороге из Архангельска мать заехала в Хотьково к знакомой монахине и, оставив у нее детей, думала отлучиться в Москву на пару дней. Однако неожиданная болезнь задержала ее в столице в течение нескольких месяцев.

Дети Филипповой все это время ничего не знали о судьбе матери. Их приютил у себя в доме местный священник Иван Алексеев. Перед иконой Божией Матери, висевшей в его доме, старшая дочь Александра каждый день молилась о том, чтобы пропавшая мать объявилась. Когда дети почти потеряли надежду увидеться вновь, мать неожиданно выздоровела и, наконец, смогла приехать в Хотьково. Александра попросила священника отслужить перед образом Богородицы благодарственный молебен и захотела сделать копию иконы, перед которой молилась все это время. Священник же решил отдать Филипповой оригинал.

Всю жизнь Александра хранила образ у себя дома, а когда состарилась, решила отдать его в какой-нибудь храм. С этой просьбой она обратилась в Троице-Сергиеву лавру. Настоятель монастыря сначала думал поместить икону в Смоленской церкви на территории лавры, а потом решил отдать образ в появившуюся рядом с Гефсиманским скитом новую обитель с пещерами.

Первые чудеса

Семнадцать лет в скиту образ не привлекал к себе какого-то особенного внимания. Однако 1 сентября 1869 года в половине десятого утра произошло исцеление больной женщины, которое положило начало целому ряду чудес. Первой исцеленной стала крестьянка Тульской губернии Фекла Адриянова. После замужества женщина потеряла возможность самостоятельно передвигаться. Шесть лет она страдала, обращалась к разным врачам, ездила по святым местам, но никакого облегчения не получила. Наконец, прибыв в пещерный скит и спустившись к иконе в подземную церковь, крестьянка сама поднялась на ноги и стала полностью здорова.

Второе исцеление произошло через две недели после первого. На этот раз излечился страдавший «исступлением ума» крестьянин Александровского уезда Иван Тимофеев. Многие годы страдавшего припадками больного родные вынуждены были сковывать цепью. На предложение поехать к святым местам он всегда отвечал агрессивно. Однажды кто-то посоветовал поехать «к Черниговской», и больной неожиданно для всех охотно согласился. Всю дорогу Тимофеев был спокоен, а в самом скиту у иконы ему стало еще легче. В свою деревню он вернулся полностью здоровым человеком.

В период с 1869 по 1884 года за пятнадцать лет пребывания иконы в монастыре служители зафиксировали 86 случаев исцеления. В каждом из них записаны имена, фамилии и возраст больных, их деревни и чем болели. Например, Марья Ивановна Хренова из села Мячково Александровского уезда Владимирской губернии исцелилась от горячки. Крестьянка деревни Гольян – от болезни правой ноги. В скит из города Александрова она шла пешком, несмотря на болезнь, преодолевая пять километров в сутки. Среди исцеленных довольно много жителей Александровского уезда соседней Владимирской губернии и немало случаев исцеления парализованных или частично парализованных людей.

Судьба образа и его списков

Из-за нескончаемого потока паломников в 1886 году начальством скита было принято решение построить большой храм в честь Черниговской Богородицы. До этого времени икона находилась в тесном подземном храме пещерной части Гефсиманского скита. С постройкой красивого собора, выполненного из кирпича в традициях русского зодчества, пещерное отделение Гефсиманского скита, можно сказать, окончательно превратилось в самостоятельную Черниговскую обитель.

Икона пребывала в Черниговском соборе обители до 1922 года. После закрытия скита верующие увезли чудотворный образ в Москву в церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Символично, что основателем древнего Спасо-Андроникова монастыря, расположенного напротив этой церкви, был преподобный Сергий Радонежский. Однако в 1938 году закрыли и этот московский храм, после чего следы подмосковной святыни утрачиваются. По данным Православной Энциклопедии до революции с утерянной чудотворной иконы было сделано довольно много точных списков, большую часть которых выполнил скитский монах Герман Гомзин. Эти копии находились в Санкт-Петербурге, Перми, Саратове и даже Иерусалиме. В Елеонском Вознесенском русском монастыре, вероятно, до сих пор находится один из этих списков, привезенный паломниками из России на Святую землю незадолго до революции. Эта копия подмосковной «Черниговской» стала самостоятельно почитаться в Иерусалиме и получила там название «Елеонской Скоропослушницы».

День празднования: 1 сентября

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская
Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 — 24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия — 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 — 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей — иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления — 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.