Черты русской философии

Вплоть до XVIII века философские проблемы в России составляли часть религиозного мировоззрения. И только со второй половины XVIII века философия в России выделяется в самостоятельную отрасль духовной культуры. К этому времени высокого развития достигли литература, театр, живопись, музыка. Все эти факторы наложили отпечаток на развивающуюся философскую мысль России и определили следующие ее особенности.

Историзм. Русских философов глубоко интересовали как вопросы развития общечеловеческой истории, так и, особенно, исторические судьбы России, ее роль и место в человеческом общежитии.

Религиозный характер. Наиболее крупные представители русской философии были людьми верующими и стремились создать систему христианской философии в соответствии с традиционными учениями церкви.

Интерес к этическим проблемам. Основные проблемы здесь рассматриваются через призму морали. В связи с этим русская философская мысль тесно связана с художественным литературным творчеством.

Соборность. В социальной философии развивается понятие соборности как добровольного объединения всех людей в противоположность насильственному, официальному объединению.

В теории познания понятие «истина» неразрывно связывается с понятиями «добро» и «красота». Человек познает мир не только разумом и не только чувствами, но всем существом, всеми способностями, поэтому на представление об истине влияют все предпочтения человека.

Наивысшего расцвета русская философия достигла в конце XIX — начале XX века. Однако вскоре после социалистической революции многие философы были изгнаны из страны, а в России получила развитие только ленинско-сталинская версия марксизма.

В начале XIX века философские споры о будущем России, о ее значении в истории человечества привели к появлению двух противоположных направлений: славянофильство и западничество. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, II.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. По их мнению, Россия отстала от западной цивилизации, и большим благом для ее народов станет освоение западных ценностей. В русскую философию они пытались внести идеи и положения материализма и эмпиризма.

Лидерами славянофилов были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы отстаивали идею самостоятельного пути российской государственности, так как основу бытия государства составляют самодержавие, православие, народность (общинный образ жизни, особый русский менталитет). Они утверждали, что попытки провести реформу и привести Россию к западному подобию закончатся трагедией для русского народа.

Рис. Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли

Этапы русской философии

Специфика русской философии выражена не только в чертах философских систем русских мыслителей, но и в ее периодизации. Характер и этапы развития русской философской мысли свидетельствуют и об определенном влиянии мировой философии на отечественную, и о безусловной самостоятельности развития русской философии. Во взглядах на периодизацию русской философии единства нет.

Некоторые исследователи считают, что русская философия зародилась в середине I тысячелетия н.э. Периодом «отсчета» зарождения оказывается начато формирования мифологии и религиозных языческих систем славянских народов того периода, потомки которых и образовали Древнюю Русь. Другой подход связывает возникновение русской философии с приходом на Русь и утверждением здесь христианства (т.е. после 988 г.). Можно также найти основания для того, чтобы вести отсчет истории русской философии со времени укрепления Московского княжества в качестве главного политического и культурного центра Руси.

Есть определенная логика и в том, чтобы и начальный период становления Российской империи (когда только начала приобретать черты системы и самостоятельного социального института отечественная наука — XVIII в.), и эпоху централизации Русского государства вокруг Москвы (XIV-XVII вв.), и все предшествующие периоды считать периодом формирования философской мысли, временем русской «пред-философии». Действительно, собственно философские взгляды на Руси (особенно до XVIII в.) не носили самостоятельного характера, а были, скорее, необходимым элементом мифологических, религиозных, социально-политических, этических систем и позиций отечественных авторов.

В том, что в XIX в. философия в России была уже самостоятельной, у большинства исследователей сомнений нет. Во второй половине XIX в. русская философия уже представлена рядом оригинальных, интересных по содержанию, завершенных философских систем.

Поэтому допустимо в самом общем виде в развитии отечественной философии выделить три основных этапа:

  • зарождение и развитие русского философского мировоззрения (до второй половины XVIII в.);
  • формирование и становление русской философской мысли (XVIII-XIX вв.);
  • развитие современной отечественной философии (со второй половины XIX в.).

Однако каждый из выделенных этапов не однороден и может быть разделен, в свою очередь, на относительно самостоятельные периоды. Например, первый этап формирования философского мировоззрения логично делить на дохристианский период, период развития философской мысли во времена Киевской Руси и феодальной раздробленности и философские взгляды периода объединения русских земель вокруг Москвы.

В любом случае, всякое деление развития русской философии на самостоятельные периоды довольно условно. Вместе с тем каждый подход отражает те или иные основания, ту или иную логику рассмотрения истории русской философии, ее связи с общественным развитием России.

Русская философия отличается значительным разнообразием нередко противоречивых направлений, течений, воззрений. Есть среди них материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические. Но только в своей совокупности они отражают всю сложность, глубину и оригинальность отечественной философской мысли.

См.также: Русская философия XI-XVIII веков, Русская философия XIX-XX веков, Русская религиозная философия

Особенностиформирования и развития русской философиив контексте своеобразия историческогопути России обусловили ряд ее характерныхчерт.

1)антропоцентризм.Тема человека, его судьбы, призвания ипредназначения является ключевой врусской философии.

2) Нравственныйаспект.Проблемы нравственности всегда составлялиглавное содержание русского философскогомышления, что дало основание В.В.Зеньковскому говорить о панморализмерусской философии. Следует заметить,что русские философы рассматривалинравственность не просто как особуюсферу духовной жизни, то есть областьидеального, но как особую реальность.Классическим примером в данном отношенииявляется категория Добра в системенравственной философии В.С. Соловьева,где Добро трактуется как некаяонтологическая сущность, высшееоснование, на которое опирается жизньвсего человечества.

3) Глубокийинтерес к социальной проблематике.русскаяфилософия всегда развивалась в условияхострых социальных, политических,экономических процессов в России.Философские концепции русских религиозныхмыслителей всегда были связаны сконкретной социально-политическойситуацией в стране.

4) Идеяпатриотизма.Тема Родины, судьбы России, ее места ипредназначения в мировом сообществеявляется одной из центральных длярусской философской мысли.

5) Религиозныйхарактер.Религиозное направление в русскойфилософии на протяжении всей историиее развития было самым богатым изначительным в идейном отношении.

6) Синтезфилософского и литературно-художественноготворчества. Художественнаялитература играла огромную роль ввыражении философских идей в России,была сферой философских размышлений изакрепления философских традиций. Вэтом плане она достигла своих высот вХIХстолетии в творчестве А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.И. Тютчева, а имена Ф.М.Достоевского и Л.Н. Толстого называютсяв ряду основоположников классическойрелигиозной философии в России. Необходимодобавить, что в сокровищницу «золотого»века русской культуры вошло не толькофилософское наследие великого русскогомыслителя В.С. Соловьева, но и егопоэтическое творчество, оказавшееогромное влияние на целое поколениепоэтов.

7) Стремлениек целостности, всеобщности.Русские мыслители рассматривают судьбучеловека в ее неразрывной связи собществом, с человечеством в целом, ачеловечество – как составляющую мировогоцелого, Вселенной. Наиболее яркоевыражение эта тенденция нашла в философиивсеединства В.С. Соловьева и егопоследователей, которая послужилаестественным выражением идеалов иценностей русской философии.

8) этаособенность стала основанием космическогомироощущениярусской философской мысли в целом иформирования своеобразного ее течения,получившего название «русскийкосмизм».Задачей космологии является изучениемира как целого, поиск ответа на вопросо месте человечества в мире.

П.Я. Чаадаев – первый русский философ.

Петр ЯковлевичЧаадаев (1794 – 1856) – философ и общественныйдеятель, участник войны 1812 г., другПушкина. Чаадаев первым в истории русскоймысли создал систему философскогознания. Его идеи наиболее полно выраженыв «Философическихписьмах».

Чаадаев развивалрелигиозно-философскуюлинию. Онутверждал, что лишь под влиянием религиичеловечество может исполнить своепредназначение.

ОнтологияЧаадаева также носит религиозныйхарактер. В основе мира лежит великое»ВСЕ», которое есть проявление божественныхипостасей. «ВСЕ» объективно, т.е. независит от человека и проявляется вформах мира физического и духовного.Движение он трактует механистически иразделяет идею «изначального толчка».

Основная идеягносеологииЧаадаева –объективная обусловленность сознания.Разум, познающий мир, сам подчинензаконам этого мира. Главными средствамипознания физического мира являютсяопыт, рассуждение и интуиция. Законы жедуховного мира непознаваемы с помощьюобычных средств, т.к. движение человеческогодуха есть отражение непрерывногодействия Бога на мир. Поэтому законыдуховного мира могут быть поняты толькопутем Божественного откровения.

В области антропологииЧаадаев обосновывал концепцию родовойсущности человека. Человеческий духесть дух рода человеческого, и в миресознания нет ничего совершеннообособленного. Человек становитсячеловеком только через включение вчеловеческую культуру. Родовая сущностьчеловека реализуется в сообществе сконкретными людьми, в рамках наций инародов. Человек принадлежит к человечествучерез принадлежность к нации, поэтомупатриотизм – общий закон, естественноесостояние человеческих чувств.

Главные темыпроизведений чаадаева– судьбаРоссии и философия истории.Чаадаев развивает представление обистории как о создании в мире «Царствабожия».Философ ищет ответы на вопросы: существуютли общие законы развития человеческихсообществ? чем определяется единствоистории человечества?

Основным условиемразвития культуры Чаадаев считаетрелигию. Он выдвигает идею религиозногоединения человечества и считаетхристианство источником истиннойдуховности и нравственности. Однакочаадаеврезко противопоставлял католическуюи православную церковь, отдаваяпредпочтение католицизму, который, поего мнению, обусловил превосходствозападноевропейской культуры надотечественной. Он обвиняет православнуюцерковь в сохранении крепостничествав россии,выражает протест против монархии,которая тоже опирается на православие.Россия характеризуется им как странаотсутствующих традиций, т.к. она непринадлежит ни Западу, ни Востоку. Однакоименно в силу своей отсталости незрелостироссияможет избежать ошибок Европы. Освоиввсе ценное, что есть на Западе, Россияможет стать центром религиозного синтезаи культурной жизни. Таким образом, онставит задачу реализовать огромный, ноеще не востребованный нравственный иинтеллектуальный потенциал русскогонарода.

За идеи, высказанныеЧаадаевым в его 1-м «Философическомписьме», он был объявлен умалишенным изаключен в крепость. В своей работе»Апология сумасшедшего» он писал, чтоне может любить свою Родину с закрытымиглазами, с преклоненной головой и сзакрытыми устами.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Практическое занятие №5(1-й курс), №9(2-й курс)

Общая характеристика русской философии

Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.

Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея— это вопрос о существовании России во всемирной истории.

Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.). Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии. К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, идею соборности и т.п. По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

Основной вопрос русской философии— это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.

Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.

Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов:

1) становление русской философской мысли (XI — XVII вв.);

2)русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.);

3) становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество — начало и середина XIX в.);

4) русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX — начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию.

1. Особенности русской философии

С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. Основной темой, определившей специфику русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.

2. Этапы развития русской философии, её основные черты.

Русская философия прошла длительный путь формирования и развития. Основные этапы развития русской философии совпадают с этапами развития истории России. Этапы развития русской философии.

1) Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.). Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации. Первым философским произведением на Руси принято считать «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона (ХI в.). Центральная проблема «Слова» – определение места Руси во всемирной истории. Философские идеи в религиозной и литературно-художественной форме.

Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Елизаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме».

2) Философия эпохи Просвещения (ХVIII в.). ХVIII век в России – это время преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Большой вклад в развитие философии в этот период внес М.В. Ломоносов. Центральная тема его научных и художественных произведений – тема величия человеческого разума.. Ломоносов ввел в русский язык множество научных и философских терминов.

Русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.

Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский — Фейербаха. Белинский — Гегеля, Герцен — французских материалистов и т.д.

Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы— самобытные русские философы.

Проблемы русской философской мысли:

1. Проблемы свободы.

2. Религиозный космологизм.

3. Проблемы гуманизма.

4. Проблемы жизни и смерти (Иван Ильич у Толстого).

5. Проблемы творчества.

6. Проблемы добра и зла.

7. Проблемы власти и революции.

3) Классическая русская философия — вторая четверть XIX в. — начало XX в. — становление и развитие самобытной русской философии.

ХIХ век – «золотой» век русской культуры. Расцвет философской мысли стал одной из составных частей общего подъема русской культуры. В середине ХIХ века философия в России выделилась в самостоятельную область духовной жизни. Причинами этого стали:

— необходимость систематизации философских идей, накопленных в течение многих веков; — влияние философской культуры Запада;

— подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории ХIХ века: победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформой 1861 года.

Философия ХIХ в. представляет собой неоднородное явление

— религиозно-идеалистическое (Владимир Соловьев, Николай Федоров и др.);

— материалистическое (Н.Чернышевский и др.),

— литературно-художественную и естественнонаучную линии.

4) Русская философия ХХ века. Этот период можно подразделить на 3 этапа:

— философия «серебряного века» русской культуры. Это период расцвета религиозной философии, в центре внимания философов размышления о судьбе страны, вопросы о направленности общественного развития, обсуждалась возможность альтернативы социалистическим идеям (Н.Бердяев и др.);

— философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции),

— философия советского периода. Советский период характеризуется развитием материалистической традиции в философии (Г.Плеханов, В.Ленин и др).

Характерные черты русской философии.

Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт.

1) антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.

2) Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления.

3) Глубокий интерес к социальной проблематике. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране.

4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли. 5) Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении.

6) Синтез философского и литературно-художественного творчества. Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. Творчество А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. богато философскими идеями.

7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной. 8) «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.

  1. Своеобразие русской философии.

Русская философия значительно отличается от западной. Общие черты, характерные именно для русской философии.

В первую очередь, это — публицистичность, острая полемичность сочинений русских мыслителей, их нелюбовь к чистой теории и отвлеченным (оторванным от жизни) проблемам. Как известно, «поэт в России – больше, чем поэт” (Е.Евтушенко). И в XIX веке философские идеи зачастую высказывались не профессорами в привычной форме трактатов и лекций, но писателями и поэтами в форме романов, поэм и стихотворений.

Вторая особенность – ее повышенное внимание к моральным, историческим, социальным вопросам, связанным с живым и конкретным человеком и смыслом его жизни в мироздании и обществе. от философии ждали непосредственного руководства практической жизнью.

Можно сказать, что русская философия не была философией в классическом, западноевропейском смысле этого слова. Русская философия не была отдельным, специфическим видом духовной деятельности, но, будучи тесно связанной с другими ее видами – искусством, религией, наукой, была как бы в них растворена.

Принцип аскетизма лежит в основе подвигов святости и юродства древней Руси. Древнерусский тип святости, образ святого, «божьего» человека не имеет аналогов ни в западном христианстве, ни в византийской духовной традиции.

Своеобразие русского типа — в углублении нравственного начала, в раскрытии нравственного смысла христианства, в полном, непосредственном осуществлении нравственных заповедей Христа, наконец, в органическом единстве духовного созерцания и служения миру, людям. Это служение осуществляется через самоотвержение любви, высшим выражением которого является подвиг самопожертвования.

Русский святой выражает себя преимущественно через действенную любовь к миру, через кроткое смирение и сострадание. «В этом уничижении и кротости для него раскрывается, — и здесь самая глубокая печать русской святости, — образ уничиженного Христа».

Юродство — один из подвигов христианского благочестия, особый, парадоксальный вид духовного подвижничества, заключающийся в отречении от ума и добродетели (при полном внутреннем самосознании и душевной нравственной чистоте и целомудрии) и в добровольном принятии на себя образа безумного и нравственно падшего (безнравственного) человека.

Нравственный смысл юродства определяется тремя характерными чертами, присущими данному подвигу: 1) аскетическим попранием тщеславия, принимающим форму притворного безумия или безнравственности с целью поношения от людей; 2) выявлением противоречия между Христовой правдой и моральным законом с целью «посмеяния миру»; 3) служением миру своеобразной проповедью, coвершаемой не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности юродивого, наде­ленного даром пророчества.

Таким образом, нравственная реальность средневековой Руси включала в себя несколько уровней этического: 1) монастырский христианский идеал, получающий свое выражение в «этосе» религиозного подвижничества: 2) христианский идеал «народной этики» или мирского благочестия, запечатленный в духовных стихах; и

3) мирскую нравственность, явно отклоняющуюся от христианских заповедей. Однако, несмотря на эти явные отклонения, мирская жизнь находилась здесь под таким сильным влиянием христианского нравственного идеала, которого она уже не сможет иметь в будущем. Идеальные образцы монастырских добродетелей пользовались в русском народе исключительным почитанием и служили конкретными нравственно-воспитательными примерами. В дальнейшем, в ходе секуляризации связь между идеалом и жизнью ослабевает, и этическая мысль имеет все меньше возможностей непосредственно влиять на нравственное состояние общества.

Задание 1. Окончить фразу:

Русская идея— это

Задание 2а. Перечислить отличительные особенности русской философии: