Чтение про себя в начальной школе

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

» ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Цехмейстер Ирина Николаевна

г. Ноябрьск, МБОУ «Гимназия№1»

Учитель начальных классов

Тюменская об., ЯНАО

Аннотация

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарнымым навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение – это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Всем нам, учителям, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

Проблемы детского чтения и пути их решения.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым со-

обществом. 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Недавние исследования социологов «Левада — центра» свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения». Результаты международного педагогического исследования PISA -2010 и PISA -2011 говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Вопросам продвижения чтения уделяется в последнее время значитель ное внимание. В разработанной в конце 2010 года Национальной программе поддержки и развития чтения, реализация которой идет уже во многих регионах страны на самых разных уровнях, определены две основные цели:

— повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях;

— рост читательской активности (охвата и интенсивности) граждан — субъектов чтения, доведение её до уровня, соответствующего успеш ной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа;

В Программе указано, что рост читательской активности граждан достигается за счет повышения:

— доступности, качества и разнообразия выпускаемых изданий и их носителей;

— интереса граждан к регулярному чтению, за счёт вовлечения потенци альных читателей в мероприятия по его популяризации;

— доступности и качества возможностей повышения читательской ком петентности;

Решением задач изучения и регуляции читательской деятельности, повышения читательской компетентности занимается как государ ственная институциональная сфера, так и негосударственная. Многочисленные публикации последних десятилетий отражают теорию и практику организации и поддержки детского чтения, представляют программы и методики стимулирования дет ского чтения, развития функциональной грамотности, воспитания информационной культуры, повышения уровня культуры чтения. Поэтапная реализация Программы предполагает использование различ ных универсальных и специальных методов повышения читательской компетентности и читательской активности. В частности, разработку и внедрение высококачественных современных учебных программ, методик, подходов и технологий, направленных на повышение чита тельской и культурной компетентности граждан. Разработку системы критериев оценки уровня читательской компетентности учащихся.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. В «Национальной программе поддержки и развития чтения», принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Данные о детском чтении: любят читать- младшие школьники – 33%, старшие – 27%; не любят читать — младшие школьники – 28%, старшие — 30%. Приведённые выше данные говорят о том, что у нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением.

«Национальная программа» в этой связи предусматривает:

— изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности и информационной компетентности личности.

— разработку специальных проектов и программ для образовательных и просветительных учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности.

Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

Н.Ф.Виноградова говорила о том, что «для шестилетнего ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».

А читаем мало и в школе, и дома. Впервые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого ребёнку.

Это одна из причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно, не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте.

Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении русского методиста В.А. Флёрова «читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить». А чтобы было о чём мыслить, что-то почувствовать, что-то взять из книги для себя, надо уметь расслышать сказанное языком. В. А.Сухомлинский говорил, что чтение должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо’ развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное — организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развитая.

В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.

Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней — непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или непринятие его позиции — истинная культура чтения.

Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя -способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.

Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Как же сделать, чтобы дети полюбили, уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать? Эти вопросы, возникшие однажды, заставили меня поменять акценты в своей педагогической деятельности: особое внимание уделяю формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста.

Работа по формированию читательского интереса я осуществляю через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники, участие в различных конкурсах.

Уроки чтения и внеклассные мероприятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь — единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты. Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена». Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения, и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится. М.С. Соловейчик говорит о необходимости учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой.

Изучив работы педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которой является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П»:

ТРИ

П

Переживай!

Прочитанное

чувства

Представляй!

образы

Понимай!

мысли

«Три П»: переживай, представляй, понимай прочитанное! Я думаю, что полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением — это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики — учитель — автор.

Во время урока стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика.

На сегодняшний день мною достигнуты некоторые положительные результаты: во-первых, все дети моего класса показывают результаты техники чтения выше нормы; во-вторых, все являются постоянными читателями школьной и городской библиотек ; принимают участие в различных конкурсах.

Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана «Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Через чтение в мировое образовательное пространство /отв. Ред. Н.И. Сметанникова. – М.: ИТОП РАО, 2001.

Библиографическое описание:

Будникова, И. Н. Развитие навыка грамотного чтения у школьников / И. Н. Будникова, Н. Б. Цивенко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3334/ (дата обращения: 28.05.2021).

Чтение —этомощное средство образования, воспитания и развития: умственного,языкового, нравственного, культурного, эстетического,информационного.

Овладение чтением —процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у негомного сил и времени. Пока он не научился читать быстрои осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этотпроцесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия.Несформированный навык чтения мешает успешному обучению по всемпредметам, так как чтение — навык общеучебный. Даже приразнообразных подходах учителю и родителю порой бывает оченьтрудно научить ребенка осознавать прочитанное, выработать постоянныйинтерес к чтению и потребность в самостоятельномчтении. А нерешенная проблема — прямой путьк школьной неуспеваемостии неуспешностив целом.

Одна из важнейших задачначальной школы — формирование у каждого ученикаполноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения,являющегося фундаментом всего последующего образования, и главнымобразом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла.

В среднем звене и старшихклассах предмет «Литературное чтение» называется уже»Литература», на который традиционно отведено всего 2часа в неделю, отсутствуют часы на вычитывание текстов, техникачтения проверяется лишь до 7 класса.

Сегодня и в обществезаметна тенденция к нечтению:не читают взрослые, не читают и дети.

ИсследованиемМеждународной программы PISA (Programme for International StudentAssessment) пооценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста в2009 годуприоритетной областью стала «грамотностьчтения».В исследовании приняли участие 65стран мира, в том числе Россия. По оценке читательскойграмотности российскиеучащиесязаняли41–43места.

ФГОС НОО по»Литературному чтению» предполагаетследующие предметные результаты: достижение необходимого дляпродолжения образования уровня читательской компетентности, общегоречевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и просебя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразованияхудожественных, научно-популярных и учебных текстовс использованием элементарных литературоведческих понятий.В планируемых результатах ФГОСНООвыпускник научится читать (вслух и про себя) со скоростью,позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читатьосознанно и выразительно доступные по объёму произведения…

Целью изучения литературыв школе является приобщение учащихся к искусству слова,богатству русской классической и зарубежной литературы. Ноневозможно приобщить школьников к искусству слова, не научившисьграмотному осознанному чтению. .Поэтомуименносегодня государствосталоуделятьбольшое внимание популяризации чтения: электронныебиблиотеки, электронные книги, использование Интернет-ресурсов науроках.

Навык чтенияскладывается из двух сторон — смысловойи технической.Смысловаясторонаобеспечивает понимание,усвоение,запоминаниепрочитанного.Техническаясторонавключат в себя способчтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения.Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне —пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеетсвои особенности, которые влияют на весь процесс чтения.

Процесс чтения дляшкольника — это сложный, весьма трудный процесс, элементыкоторого не только очень слабо связываются между собой, но и несутв себе самостоятельные, собственные трудности. Ключк успеху в обучении — это развитие у ребенкатаких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память,мышление и речь.

Для успешного освоениянавыками осознанного чтения учителю необходимо обеспечить в классеопределенный режимработы:

  1. упражнения в чтениидолжны быть каждодневными;

  2. отбор текстов для чтенияне должен быть случайным, а должен производиться с учетомпсихологических особенностей детей и литературных особенностейтекстов;

  3. должна вестисьсистематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

  4. должна быть использованав работе целесообразная система исправления допущенных причтении ошибок;

  5. специально должно бытьорганизовано обучение чтению про себя, предполагающее несколькоступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого,»тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственночтение про себя.

Как особыйвид деятельности,чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного,эстетического и речевого развития учащихся. Необходимасистематическая и целенаправленная работа над развитиеми совершенствованием навыка чтения.Формирование качественного навыка чтения у школьников являетсяодним из основных задач начальной и средней ступени обучения.

На современном этаперазвития общества каждый учитель старается обновить содержаниеобучения и включает в свои уроки элементы современныхтехнологий.Этого требует время. Понимая значимость обучения чтенияв образовании, воспитании и развитии детей, ищу путиповышения качества обучения на уроках.Для этого был разработани составлен комплекс-тренажер «Учись читать быстро»для развития и отработки навыка чтения на уроках литературногочтения, литературы и русского языка.

Комплекс представляет собойлист —тренажёр, составленныйна однуиз букв алфавита или группу букв, сгруппированных например, поглухости — звонкости или группе гласных букв.Каждый лист-тренажерсостоит изупражнений,направленных на систематические тренировкиречевого аппарата ребенка,наразвитиеумения быстро и правильно читать слова различной слоговойструктуры, нараннее выявлениедефектовречи, а также наотработкунавыка чтения целыми словами. Систематическиеупражненияприводятк автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения»,т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнокопознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличиваетсяскорость чтенияи обеспечиваетсябыстрое понимание смысла читаемых слов.

Материал для упражнений —это наиболее часто встречающиеся в русском языке парныебуквосочетания. Он распределен по группам таким образом, чтобы строгои последовательно соблюсти основной принцип обучения от простогок сложному. Объём материала от урока к уроку рекомендуетсяувеличивать. Буквосочетания увеличиваются соответственно возрастаниюразмера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т. д.).Различные варианты расположения на листе-тренажере способствуюттренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Такжев каждом листе имеются игровыеи занимательные упражнения,цель которых — сделатьобучение чтению более привлекательным, радостным и интересным.

Упражнения можно читатьнепосредственно во время урока жужжащимчтением, хором, с заданным темпом, (темп простукиваетсякарандашом), про себя. А можнотренажер давать на дом.

  1. Первая группа упражнений:слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

сасо су сы сэ ся сё сю си се

за зо зу зы зэ зя зёзю зи зе

асос ус ыс эс яс ёс юс ис ес

аз оз уз ыз эз яз ёзюз из ез

При прочтении этихупражнений полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога.Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га. Сначалас ударением на первый слог, затем на второй и на третий.Или такие стишки:

са′ —са, са′ — са, са′ — са, са′-ни, са′- ми, са′- ло

са — са′,са — са′, са –са′ ко — са′,ли — са′, о — са′,

са-са′-са,са-са′-са, са-са′-са ка-са′т-ка, по-са′д-ка,на-са′д-ка

са-са-са′,са-са-са′, са-са-са′ кол-ба-са′, по-ло-са′,не-бе-са′

Эти задания формируютумение произносить слово с ударением на любом заданном слоге,а также навык определения на слух, который слог ударный.

  1. Вторая группа упражнений:чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

сад самсок сон сом сор сук суп суд сыр сыт сыч сын сэр сир сел

зал — зол —зов — зоб — зуб

Это материаллогопедического пособия, поэтому слова этой группы подлежатобязательному прочтению. В процессе чтения блоков не тольковырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечиваетсятренировка соответствующих участков речевого аппарата.

  1. Третья группа упражнений:чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в концеслова или в начале слова. Например:

слог —слон — стон — стан — стар —стал — стыл — стол — стул —стук — сток — стык

Для успешного прочтенияслов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначалеслова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь нагласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние нахарактер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих донее. Для зрительного восприятия можно выделять гласную цветом.

  1. Четвёртая группаупражнений:чтениеслов с заменой согласного в слове. Так:

лоб —зоб вал — зал дуб — зуб губы — зубынабор — забор намок — замок

  1. Пятая группа упражнений:чтение наиболее трудных слов, с проговариванием, выделениемпервого слога. Например:

ска —сказка ско — скобка ски — скибка ску —скумбрия

ста — стакансто — сторожка сти — стирка сту —ступня свя — связка

сва — сваритьсво — свора сви — свить све —светить стя — стяг

зва — зватьзво — звонок зве — звезда здо —здоровье зву — звук

зра зразы зре —зрение зри — зритель зря — зрячий зна —значок

Одним из видов упражненийв комплексеявляются работа со скороговорками, помогающими детям развитьфонематический слух и понять, как важно правильно произноситькаждый звук в слове. Методика работы следующая: сначала медленнои громко прочитывают, затем тише и быстрее, почти шепотом.

Используя скороговорки,чистоговорки, считалки, весёлые стихи, учитель закрепляет правильноепроизношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствуети развитию голосового аппарата, темпа речи.

Примером могут служитьследующие высказывания:Сеня вёз воз сена. Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась,змеясь, смеялась.

В начале каждого урокацелесообразно предлагать ученикам тренажернуюразминку:следует сначала прочитывать упражнения 1–3 группы, затемпоработать над скороговоркой, что поможет развитию подвижностиречевого аппарата. Такая разминка даст возможность ученикампереключиться с перемены на урок.

Приёмы работы:

а) ученики читают «длясебя» в течение заданного учителем времени;

б) ученики читают заданноеколичество слов по цепочке, например, каждый

по 2 слова;

в) дети объединяются в парыи читают слова друг другу по очереди — 1–2слова один ученик, 1–2 слова другой и т. д.

г) дети читают хором;

д) ученики читают для себя,отмечая галочкой незнакомые слова, по истечении времени разминкипроводится словарная работа.

Важно учить детей небояться незнакомых слов, не пасовать перед ними, а прочитыватьнезависимо от того, знакомо слово ребёнку или не знакомо, понятно илинет.

Тренажерможет служить источником дляподбора словарного материала на уроках русского языка. Например,можно спланировать работупо обучению звуко-буквенному анализу, при изучении глухих и звонкихсогласных на конце и в середине слова, безударных гласныхв корне, словарных слов. Приработе с тренажёром набуквы Ч, Щ, Ж-Ш, Ц одно из упражнений направлено на повторениеи закрепление орфограмм с данными буквами и сочетаниями:

Прочитай слова и запомниих написание: цыпцыганцыплёнокцыпочкицыкнутьптицы —синицы —борцы —близнецы —куцый

станция —авиация —акация —коллекция

Пособие окажет помощьучителю при коррекционной работе с детьми, имеющими нарушенияписьма в пропуске букв в стечении согласных, нарушенийслоговой структуры слов и т. д. (бу…(кет), ком —корм).

Разнообразие приёмов,упражнений, игровые моменты, систематичность в работепомогают ученикам развивать речь, правильное звукопроизношение,осознанность, скорость и выразительность чтения.

При использованииупражнений «Учись читать быстро»и предлагаемых к ним видов работ процесс совершенствованиятехники чтения идет легче и быстрее, совершенствуетсяустойчивость внимания, оперативная память. Упражненияпо развитию техники чтения необходимы всем учащимся:одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим —не терять приобретенные ранее навыки.

Литература:

  1. Безруких М. М. Формированиенавыка чтения и письма в процессе обучения детей.Российская государственная библиотека. http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm

  2. Белова Н. Б. Пробуждатьу детей интерес к чтению.// Начальная школа. —1990, № 4 с.13–15

  3. Бессчастная Е. И. Какя работаю над техникой чтения своих учеников.// Начальнаяшкола. — 2000, № 9 с.76–80

  4. Горецкий В. Г. О проверкенавыка чтения.// Начальная школа. — 2001, № 8с.48–58

  5. Джежжелей О. В. Формированиекруга чтения младших школьников.// Начальная школа. —1989, № 1 с.32–38

  6. Зайцев В. Н. Резервыобучения чтению.// Начальная школа. — 1990, № 8с.52–62

  7. Калинина И. Л. Формированиепервоначального навыка чтения: проблемы и перспективы.//Начальная школа. — 2009, № 2 с.10–13

  8. Климанова Л. Ф. Обучениечтению в начальных классах.// Начальная школа. —1999, № 9 с.30–38

  9. Коробейникова В. Н. О некоторыхприемах обучения чтению.// Начальная школа. — 2007, № 11с.31–33

  10. ФГОС второго поколения.Примерные программы по учебным предметам. Литература 5–9классы. // Изд-во «Просвещение», 2011.

  11. ФГОС НОО. Программа»Литературное чтение». Кубасова О. В. Литературноечтение. // Изд-во «Ассоциация 21 век», 2011.

Воспитатель Средней группы № 5: Попова Елена Семеновна

Уважаемые родители — Ваши дети подрастают . Поверьте , время мимолётно, и скоро в школу…

С нового учебного года мы уже старшая группа (возраст 5-6 лет). Поэтому продолжаем прививать своим детям любовь к чтению.

Прививать ребёнку любовь к чтению необходимо с самого нежного возраста.

Почему необходимо? Потому что начитанный ребенок – это умный ребенок, с широким кругозором и красивой речью.

Большинство современных детей начинают самостоятельно читать к пяти годам жизни.

Для них нужны соответствующие книги, написанные простым и понятным для детей языком. Основные требования к шрифту и тематике книг.

Шрифт должен быть крупным, легко читаемым, чтобы ребенок мог прочесть содержание книги.

Важным аспектом при выборе книги остается ее тематика, подходящая для данной возрастной группы. Дети 5-6 лет охотно читают рассказы о животных, сказки, сюжетные истории.

Скучные книги могут привести к потере интереса к чтению, поэтому учитывайте пожелания ребенка, помогайте ему в выборе книги.

Роль иллюстраций. Для ребенка в возрасте 5 – 6 лет предпочтительны книги с картинками, причем достаточно крупными и интересными. Хорошо, когда иллюстрация содержит много мелких деталей и ее можно долго рассматривать.

Иллюстрации должны быть продолжением истории, ребенку интересно увидеть то, о чем он читает.

Полезными и интересными будут детские энциклопедии с картинками, атласы растений и животных с кратким и простым описанием. В этом возрасте ребенка можно записать в библиотеку, где расширится круг его друзей, и интерес к чтению станет еще больше.

Книги, подаренные в возрасте 5-6 лет, часто становятся самыми любимыми, а литературный вкус будет формироваться в зависимости от выбора произведений.

Все малыши очень быстро растут. Родители зачастую и сами удивляются, с какой скоростью у их чада меняются предпочтения и интересы. Ведь ребенок зачастую «черпает» для себя что-то новое. В результате у него вырабатывается свое понятие о внешнем мире.

Большую роль в этом играют книги. Они должны быть доступны для детского ума и насыщены эмоциями, а также учить детей правильно относиться к окружающим. При подборе для ребенка 6-7 лет книги лучше всего отдать предпочтение классикам.

Произведения должны быть познавательными, содержательными и добрыми. Малышу нужно знакомиться с культурой других стран, извлекать из прочитанного уроки, учиться думать и увеличивать словарный запас. Мы хотим выделить несколько тематических направлений. · Для начала стоит назвать сказки в стихах. Каждому из нас нравилось читать про «Дядю Степу» по Михалкову и «Айболита» по Чуковскому.

В этом ряду также стоят изумительные сказки Гауфа, Киплинга, Родари, Перро и Андерсена. Не стоит забывать про «Черную курицу» Погорельского и «Аленький Цветочек» Аксакова. · Прекрасные истории Драгунского о мальчике Денисе, повести Носова рассказывают детям о жизни их ровесников. Любой персонаж может быть похож на одноклассника вашего ребенка или на сына соседей. У каждого героя есть своя история и имеются свои проблемы, которые беспокоят нынешних детей. ·

Возможно, вашему чаду понравится и детская фантастика. ·

Помимо вышеперечисленных произведений вашему чаду нужно читать литературу о животных и о природе. Она дает возможность малышам почувствовать себя сопричастными к внешнему миру. Много интересного подскажут изумительные наблюдения природы Пришвина и Бианки. Вниманию и доброте научит «Белый Бим» по Троепольскому.

Перечень произведений может быть бесконечным. · Как привить любовь к чтению. Все родители очень хотят видеть своих детей успешными, умными, счастливыми. Одним из важных условий полноценного гармоничного развития личности является любовь к чтению, которая способствует развитию памяти ребенка, внимания, мышления.

Начинать читать ребенку лучше как можно раньше, почти с рождения. И покупать детские книжки, соответствующие возрасту. Для самых маленьких продаются специальные мягкие книжки-раскладушки с картинками, которые дети любят долго рассматривать. Для детей чуть постарше – картонные книги со стишками или коротенькими сказками.

Читать ребенку нужно постоянно, эмоционально и с выражением. Во время чтения рассматривать вместе картинки и объяснять, рассказывать, что на них изображено. С развитием речи у ребенка можно начинать задавать вопросы по картинкам или прочитанному тексту, что будет способствовать активному его участию в процессе чтения и повышению интереса .

Когда ребенок научится читать сам, нужно ввести за правило, чтобы это происходило регулярно и желательно в определенное время. Первое время можно присутствовать при этом, слушать ребенка, читать с ним по ролям, обсуждать вместе прочитанное. Так ребенок научится анализировать и высказывать свои мысли, эмоции.

Кроме того, он увидит, что его мнение важно для родителей. И когда чтение у ребенка войдет в привычку, он будет с удовольствием сидеть сам и читать. Некоторые дети долго не хотят читать сами и просят об этом маму. Если процесс слишком затянулся, можно применить такую хитрость. На самом интересном месте прервать чтение и уйти, сославшись на важные дела.

В большинстве случаев ребенок возьмет в руки книгу и дочитает, ведь так интересно узнать, что произойдет дальше. Формированию тяги к чтению очень способствует регулярное посещение вместе с ребенком библиотеки. Родители должны знать, какие книги привлекают ребенка, и помогать в подборе нужного материала. Никогда нельзя заст авлять чит ать книги, которые ему не нравят ся. Очень полезно совместное посещение книжных выставок, магазинов. Можно позволить ребенку самому выбрать интересующую его книгу. Желательно создать домашнюю библиотеку, которая будет доступна не только взрослым членам семьи , но и ребенку .

Родители сами должны являться примером и читать каждый день, чтобы ребенок видел, какое это увлекательное и полезное занятие и стремился быть похожим на них. Можно ввести и семейную традицию чтения перед сном, когда вся семья вместо просмотра телевизора читает книги. Очень важно также прививать культуру обращения с книгами.

Не разрешать ребенку рисовать в них, рвать, мять или кидать на пол. А после прочтения приучить его обязательно класть книги на место. Домашнее чтение детям старшего дошкольного возраста. Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым.

Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно». Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие.

Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Детям 5 – 6 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается — как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать!

Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание!

Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы. Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям.

Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.

Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д. Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

ü Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

ü Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

ü Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

ü Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить, просто молча «слушать себя».

ü Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

ü Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

ü Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.

ü Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

ü Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

ü С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

ü Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

ü Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Задача взрослого — открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. Что почитать ребенку 5 лет?

Хочу такой сайт

В период развития 5 лет родители озадачиваются вопросом, что читать детям. Как и в каждом вопросе мнений, здесь очень много, и спорить тоже можно очень долго. Есть специальные программы для чтения, которые подготовили педагоги, и они тоже имеют различия. Важно то что, читать ребенку в 6 — 7 лет можно то, что и 5 летнему и наоборот.

Только иногда ребенок младшего возраста может не понять, или ему покажется скучным какое-то из произведений. Ребенку 6 лет, что читать в этом возрасте? В возрасте от 5 лет важно читать произведения различных жанров. Но непременно, чтоб присутствовали произведения, с которыми ребенок уже знакомился ранее.

Перед тем как начать чтение, расскажите в двух словах ребенку о том, что будете читать, кто автор . Это нужно для того , чтоб на будущее ребенок умел сосредоточиться в огромном количестве литературы. Какие книги нужно читать детям.

Книги какого жанра читают дети? Все дети любят веселые приключенческие рассказы и стишки, точно сказать сложно ведь дети, как и взрослые, бывают разные и у каждого свои вкусы.

В 5 — 6 лет у вашего ребенка уже может появиться любимый автор, или даже какой-то определенный жанр. Часто дети любят учить наизусть стихи или читать в ролях.

Среди педагогов существует мнение, что к возрасту 7 лет дети должны уметь разбираться в различных жанрах художественной литературы (песня, стих, сказка), назвать любимую сказку, персонажа, знать на память 3- 4 стиха (возможно напоминание первых строк).

Когда у вашего сына или дочки появит ся любимый рассказ или книжка, вы об этом обязательно узнаете. Дети, понравившуюся книжку будет читать изо дня в день, везде носить ее с собой, рассказывать о понравившихся героях.

Часто малыши себя сравнивают с героями произведения, хотят на них быть похожими. Выбирая, что почитать ребенку 5 лет стоит помнить о песенках, скороговорках, различных видах энциклопедий.

Список интересных книг для детей (5-6 лет) ^

·

1. Аксаков С.»Аленький цветочек». ·

2. Александрова Т. «Домовой Кузя». ·

3. Алешковский Ю. «Кыш и Двапортфеля».

4. · Андерсен Г. «Сказки». ·

5. Бабич И. «Мои знакомые звери» ·

6. Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка» ·

7. Бианки В. «Лесные были и небылицы».

8. · Братья Гримм «Сказки».

9. · Булычев К.»Приключения Алисы». ·

10. Волков А. «Волшебник изумрудного города».

11. · Гаршин В. «Лягушка-путешественница». ·

12. Голявкин В. «Тетрадки под дождем» ·

13. Гофман Э.»Щелкунчик и мышиный король». ·

14. Грэм К. «Ветер в ивах». ·

15. Губарев В.»Королевство кривых зеркал». ·

16. Джоэль Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» ·

17. Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит или туда и обратно».

18. · Ершов П. «Конёк-горбунок».

19. · Железников В. «Жизнь и приключения чудака» ·

20. Житков Б. «Что я видел». ·

21. Иванов А.»Приключения Хомы и Суслика». ·

22. Катаев В. «Цветик-семицветик». ·

23. Киплинг Р. «Сказки».

24. · Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова». ·

25. Кротов В.»Червячок Игнатий и его друзья», «Червячок Игнатий и его открытия» · Линдгрен Астрид «Малыш и Карлсон», «Пеппи — Длинный чулок». ·

26. Носов Н. «Фантазёры», «Приключения Незнайки и его друзей». ·

27. Остер Г. «Вредные советы». ·

28. Пантелеев Л. «Фенька», «Две лягушки». ·

29. Памела Треверс «Мэри Поппинс». ·

30. Пушкин А. С. «Руслан и Людмила». ·

31. Родари Дж. «Приключения Чиполлино». · Сказки народов мира. ·

32. Сотник Ю. «Как я был самостоятельным». ·

33. Томин Ю. «Шел по городу волшебник». ·

34. Хармс Д.»Стихи для детей». ·

35. Хайт А. «Приключения кота Леопольда». ·

36. Шварц Е. «Сказки».

37. · Шарль Перро «Сказки».

Памятка №1

Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь развить свой интеллект, кругозор, старайся читать не менее получаса в день.

2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книги.

5. Если будешь обращать внимание на время при чтении, скоро забудешь смысл читаемого текста.

6. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, а затем продолжи чтение.

7. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

8. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

9. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.

10. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

11. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя или по собственному желанию.

Aвтор материала: Головина Татьяна Сергеевна —
учитель начальных классов МАОУ гимназия №26, г. Томск.
Эксперт: ТРИЗ-педагогика, методика преподавания в начальных классах

Долгое время в школе при проверке техники чтения у обучающихся большое внимание уделяли его технической стороне, акцентируя внимание на скорости.

Но главное в чтении не темп, а уровень осознанности того, что читает ребёнок или взрослый.

Учёные, исследовавшие чтение, пришли к выводу, что быстро и с толком читает тот, кто знает, зачем он читает, и правильно выбирает для этого нужный вид чтения.

  • просмотровое,
  • ознакомительное,
  • поисковое,
  • выборочное,
  • изучающее.

Просмотровое чтение

Целью просмотрового чтения является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст.

Применение

Найти определённую информацию из источника (книги, журнала, газеты и т.д.) очень быстро, не затрачивая при этом много времени на чтение.

То есть, это беглое предварительное знакомство с книгой, например в книжном магазине или библиотеке.

Необходимо научить обращать внимание на:

  1. Заголовок текста (книги).
  2. Имя автора.
  3. Оглавление книги.
  4. Аннотацию.
  5. Заключение.
  6. Иллюстрации (для ребёнка ученика очень важно).
  7. Иногда на выходные данные (где и когда она издана, важная информация при выборе научно-познавательной литературы).

Просмотровое чтение часто называют «сканирующим» чтением. При сканирующем чтении приходится просматривать весь материал, чтобы увидеть, есть ли в нём то, что нам нужно.

Формирование просмотрового чтения

Просмотровое чтение необходимо формировать у ученика точно так же, как и любое другое, поэтому это должна быть целенаправленная и систематическая работа на любых уроках, а не только на уроках литературного чтения.

Учителю необходимо самому чётко представлять технику формирования просмотрового чтения, умения, которые необходимо формировать у ученика и иметь копилку упражнений и заданий для работы.

Какие же умения нужно сформировать у ребёнка для просмотрового чтения?

  1. Быстрый темп чтения, то есть скорость чтения «про себя» должна быть высокой (до 500 слов).
  2. Предугадать по заголовку, иллюстрации текста важность информации текста.
  3. Просмотрев текст, определить его тематику и основную цель.
  4. Научиться выделять смысловые опорные пункты и важную информацию, при этом исключать второстепенную информацию.
  5. Определять, насколько просматриваемый текст интересен и полезен для будущего чтения. Уметь быстро оценить содержащуюся в нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.
  6. «Читать по диагонали». Вспомним, как работали глаза, когда мы искали в тексте имена собственные. Чаще всего мы перемещаем при чтении свой взгляд в горизонтальном положении. Это не всегда рационально.

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. При чтении мы можем распознать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта. Всё, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. При просмотровом чтении важно научиться видеть не строчку, а отрезок текста. Психологи доказали, что объём фиксации взора и размер оперативного поля зависят от систематического выполнения упражнений и заданий, именно поэтому на уроках учителем должна быть выстроена система работы по формированию любого вида чтения, в том числе и просмотрового.

Для формирования просмотрового чтения в практике можно и нужно использовать специальные таблицы.

  1. Зафиксируйте взгляд в центре таблицы.
  2. Медленно опускайте взгляд вниз строго по центральной линии.
  3. Стремитесь прочитать цифры, находящиеся по сторонам, не переводя взгляда ни влево, ни вправо.
  4. Проделайте то же, поднимая взгляд вверх.

Кроме подобных таблиц можно использовать таблицы Шульте. Начинать нужно с самых простых, постепенно усложняя.

Данное упражнение расширяет поле зрения, то есть широту охвата информации за одну фиксацию глаза. Различают горизонтальное и вертикальное поле чтения.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

Для отработки стратегии просмотрового чтения необходимо расширять вертикальное поле чтения текста, отрабатывать умение перемещать взгляд в быстром темпе с установкой на достаточно полное усвоение содержания текста. Для этого надо научиться воспринимать и обрабатывать информацию периферическим видением, а не центральным видением, на котором концентрируется внимание при обычном чтении.

Глядя на представленные таблицы, становится понятно, каким образом следует расширять поле зрения.

Для того чтобы достичь положительного результата по формированию просмотрового чтения, одним из важнейших условий является систематическая практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам.

Упражнение 1

Учитель читает начало и ли конец предложения из текста, а ученики как можно быстрее должны найти все предложение и прочитать его.

Упражнение 2

Учитель говорит слово из текста, ученики должны посчитать, сколько раз повторяется это слово на странице.

Упражнение 3

Просмотреть текст и посчитать, сколько разных имён собственных употребляется в данном тексте? (за определённый промежуток времени, например, за 1 минуту).

Упражнение 4

Просмотрите текст и выберите иллюстрацию, которая подходит к тексту (иллюстрации должны быть на одну и ту же тему, одна из них наиболее точно отражает содержание просмотренного текста).

Упражнение 5

Перед вами фрагменты оглавлений четырёх книг. Отметь, в каких разделах каждой книги вы можете найти информацию о таком явлении как северное сияние.

Упражнение 6

Детям предлагается выставка книг. За 2 минуты выберите те книги, в которых вы найдёте нужную информацию о том, как животные приспосабливаются к условиям проживания в пустыне.

Кроме этого особое внимание уделяется работе с лексическим значением слов. Чем шире словарный запас ребёнка, тем легче находить нужную информацию, используя просмотровое чтение.

При отборе учебного материала для формирования просмотрового чтения учителю не обязательно подбирать дополнительные тексты для работы, нужно использовать материал учебно-методического комплекта. Главное чтобы обучающиеся овладели системой действий, приводящих их успешному освоению нужного вида чтения, и заложить основы самостоятельной читательской деятельности у каждого ученика в начальной школе.