Что делать если нашел икону?

Случаи находок на улице нередки, обычно это просто монетка, за ценными вещами люди стараются следить. Но бывает и так, что на улице находят иконки, возможно, кем-то оброненные или выброшенные на помойку, последнее само по себе ужасно. И что же делать с найденной иконой? На этот счет в быту мнения разделяются: кто-то вам скажет, что приносить домой находку ни в коем случае нельзя, другие скажут, что находка хороший знак.

К чему найти икону на улице?

Есть примета, что найти икону на улице – это плохой знак. Объясняют это тем, что выброшенные вещи могли использоваться в обрядах и, скорее всего, с дурными намерениями, иначе от изображения бы не избавлялись. Говорят, что такие предметы могут передать дурную энергетику, порчу или грехи прошлого обладателя новому владельцу.

С другой стороны, считается, что если вы нашли икону, то это принесет вам благополучие. Что такая икона вам обязательно поможет, и вскоре после её находки ваша жизнь станет лучше.

Но не нужно верить всему, что говорят или пишут. Приметы – это суеверия, дошедшие к нам от предков. Для православной веры нет понятий «плохой энергетики» или примет, истинная вера в Господа не приемлет суеверий. Приметы считаются пережитком прошлого, остатками язычества, вытесненного христианством, которое не покидает нашу жизнь именно в виде таких вот убеждений, веры в существование чего-то ещё, что влияет на нашу жизнь. Вера в домовых, страх перед черными кошками и рассыпанной солью – всё это отголоски язычества. Православие всеми силами борется с такими суевериями, и вам стоит не обращать на них никакого внимания.

Что делать, если нашел на улице икону?

Священнослужители утверждают, что найденная на улице икона – это дар, что она не просто так появилась именно в том месте и в то время. Известны случаи, когда такая икона появлялась в семье, где один из её членов серьезно болен, после чего, с Божией помощью, молитвами людей он шёл на поправку. Найденная икона, возможно, послана вам в защиту в самый нужный момент. Считается, что если вы нашли икону с ликом Божией Матери, то вас ждут сильные перемены и испытания, которые Богородица поможет вам вынести.

Вам решать, что делать с такой находкой. Но очень важно, если вы нашли икону на улице, не оставлять её на месте, не проходить мимо, несмотря на то, хотите ли вы её оставить себе или нет.

Если вы приняли решение оставить икону себе, то перед тем, как нести её в свой дом, настоятельно рекомендуется посетить храм и осветить находку. Даже если икона ранее уже была освещена, ничего дурного в повторении процедуры нет, а совсем наоборот, это укрепит вашу веру в то, что она была послана вам в помощь.

Ваше право не забирать икону в дом, но всё же оставлять икону на улице нельзя. Отнесите её в храм и передайте, кому-то из священнослужителей. Возможно, кто-то из прихожан будет рад взять эту икону. Обязательно сообщите, что вы нашли её на улице, и что в таком случае икону следует освятить. Если по каким-то причинам вы стесняетесь передать икону лично кому-то, вы можете оставить её на поминальном столе, куда прихожане складывают продукты в память о почивших близких. Обычно такой стол находится недалеко от входа в храм около тетрапода, подсвечника для поминовения усопших. Было бы хорошо в таком случае также оставить милостыню на поминальном столе, выразив, таким образом, любовь к своим ушедшим. Но учтите, что не все продукты и не во все дни можно приносить. Таким же способом вы можете передать вашу икону, которую вы по каким-то причинам больше не хотите хранить у себя.

Не проходите мимо святых изображений, вполне возможно, что история найденной вами иконы насчитывает десятки лет и не одно сменившееся поколение. Как бы то ни было, икона – это не просто картина, если вы ей не поможете, в вашей душе останется тот след прошлого равнодушия. А может, её появление это именно то, что нужно сейчас в вашей жизни, даже если вы поможете иконе найти новый дом в храме.

Уже множество лет образы святых сопровождают христиан от Таинства Крещения до последнего отпевания. Чудотворные изображения придают людям сил в горестях и болезнях, разделяют нечастые радости. Некоторые христиане находят образы святых на улице и приносят домой.

Существуют два противоположных мнения: одни считают, что это провоцирует беды, другие — благополучие. Эти приметы живут долгие века и созданы, в первую очередь, для того чтобы привить молодому поколению уважению к иконам.

Мнение церкви

Христианство проповедует любовь к человечеству, а Господь прощает даже самых страшных грешников. Однако людей нередко пугает церковная атрибутика, находящаяся в незнакомом месте или же найденная на улице. Поддавшись страху, христианин впадает в глубокое невежество, ведь все приметы — только суеверия, пришедшие из старины и считающиеся остатком язычества, которое вытеснило христианство.

Считается, что найденная икона приносит благополучие

Для ортодоксального Православия не существует «дурной энергетики», оно воспрещает последователям обращать какое-либо серьезное внимание на эти домыслы, фактически не подкрепленные рациональным умом.

Читайте о суевериях:

  • Бытовые суеверия
  • Церковные суеверия
  • Можно ли отмечать 40 лет

Церковные служащие утверждают: изображение святого и библейского сюжета, найденное на улице, это дар от Господа. Полотно появляется в том или ином месте неслучайно, и несет с собой определенное предзнаменование. Найденная икона призвана нести защиту в тяжелый период жизни, а также помочь в преодолении сильных перемен, которые Бог возжелает нам послать.

На заметку! В христианстве существует иконопочитательная традиция и противоположная ей иконоборческая. Приверженцы второй действуют согласно заповеди, которая гласит: «Не сотвори для себя кумира». А первые отвечают, что полотно со священным образом Пречистой Девы, Иисуса Христа и всех угодников — это реликвия, являющаяся посредником между миром материальным и небесным.

Любая молитва идет от сердца напрямую к Господу, а икона играет роль визуального объекта, упрощающего концентрацию ума на определенной мысли.

Что делать с найденной иконой

На священных образах демонстрируются лики Христа, Богородицы и великих угодников, смиренно служащих Единому Господу, а также библейские сюжеты.

Внимание! Иконографией занимаются специально обученные люди, получившие благословение на эту деятельность от Церкви. Такие мастера имеют божественный талант, который позволяет им изобразить на полотне истинную красоту святого лика и того или иного религиозного сюжета.

Благодаря иконописцам православный люд имеет возможность восхищаться божественными изображениями и читать молитву.

Некоторые люди уверены, что религиозную атрибутику нельзя подбирать на улице и нести в дом, так как подобная находка привлечет несчастья в семью. Человеку не всегда известно, какое прошлое имеет чужой нательный крестик или икона. Часто происходит так, что человек отказывается от церковной атрибутики, если она впитала большое количество плохой ауры и стала невыносимой для владельца.

Найденную икону следует обязательно освятить в церкви

Священнослужители советуют не оставлять сакральную находку бесхозной, её следует отнести в ближайший храм и провести обряд освящения. Ритуал очистит от скверны, которая могла находиться в реликвии. После этого святой лик можно забрать домой или оставить в стенах храма.

Совет! Следует сообщить работникам храма, что реликвия была найдена на улице или же можно просто оставить её на поминальном столе, который расположен недалеко от главного входа. Рекомендуется совершить и небольшое пожертвование, выражая уважение ко всем тем, кто покинул этот бренный мир.

Знаменитые обретенные иконы

Многие святые полотна, защищавшие Отечество веками, останавливающие армии противников и исцелявшие тяжелобольных, были найдены в различных уголках родины и мира.

  • Казанская икона Богородицы находилась на месте пожара, её нашли в 1579 г. после того, как сама Пречистая Дева трижды явилась во сне девочке по имени Матрона. Сегодня реликвия хранится в петербургском Казанском соборе.
  • Легенда гласит, что Тихвинскую икону обрели в городе Тихвине в конце XIV столетия. Она считается чудотворной и заступнической, в настоящее время находится в монастыре Успения Богоматери.

    Тихвинская икона Богородицы в Успенском соборе Тихвинского монастыря

  • Иверский образ явился монахам Афона в XI столетии, в XVII его переправили в Россию. Сегодня паломники могут лицезреть древнее чудотворное полотно в главном храме Новодевичьей обители.
  • Курская икона Пречистой Девы была найдена в лесу в день Рождества Богоматери, случилось это в конце XIII столетия. На месте обретения забил источник святой воды. Легенда гласит, что её половинки срослись воедино после того, как татаро-монголы с ненавистью разрубили реликвию надвое. С середины XX в. чудотворное полотно хранится в соборе Знамения г. Нью-Йорка.

Если человек нашел священное изображение на улице, он может либо пройти мимо, или подобрать реликвию и отнести в церковь для освящения. В зависимости от веры, верующий примет решение. Православная Церковь рассматривает находку, как дар свыше и советует не игнорировать его и не боятся.

Что делать с найденными иконами? Ответ священника

Что по приметам означает найденная икона

Освященные предметы и церковные атрибуты наделены особой энергетикой и требуют внимательного отношения. Несмотря на то, что священнослужители высказываются категорически против любых суеверий, наши предки придумали немало поверий, связанных с образами святых. Часть примет объясняет, к чему найти икону на улице. Считается, что это предупреждающий знак. Если правильно поступить с находкой, то можно избежать многих неприятностей.

К чему по приметам найти икону

Изображения и лики святых — это, в первую очередь, символ веры, а потому обращаться с ними необходимо уважительно.

Найденные иконы могут обещать как благополучие и удачу, так и грядущие беды. Дело в том, что, по мнению суеверных людей, святые изображения могли использоваться в различных обрядах и ритуалах, после которых от церковного атрибута избавились. Человек, нашедший такую вещь, через нее забирал на себя порчу, сглаз, болезни, прегрешения предыдущего владельца.

Священнослужители же призывают не верить в мистику и магические обряды. Согласно их мнению, найти икону — добрый знак, символизирующий благосклонность божественных сил. Человек может ожидать скорого разрешения трудностей и изменения жизни в лучшую сторону.

Церковь утверждает, что такого рода находки не случайны и являются божественным даром, который нельзя отвергать.

Считается, что таким образом Господь поддерживает человека и дает ему помощь в тяжелый жизненный период.

Можно ли подбирать такую находку

Независимо от того, решил человек забрать найденную икону или нет, нельзя оставлять ее лежать на земле. Священное полотно необходимо поднять, чтобы избежать возможного осквернения этого атрибута веры.

Многие люди опасаются подбирать чужие вещи. Ведь их прошлое неизвестно: бывает, что владельцы отказываются от святых полотен, когда те впитывают большое количество негативной энергетики и начинают привлекать несчастья. Иногда выбрасывают иконы, принадлежавшие умершим людям, или изображения, с которыми были связаны какие-то крайне неприятные события или воспоминания.

Считается, что подобрать такое изображение и принести домой — значит навлечь беды на свою семью. Поэтому стоит прислушаться к собственной интуиции и после этого решать, как поступить. Если иконка вызывает неприятные ассоциации и тревожные мысли, лучше не забирать ее к себе.

Человек, который нашел икону, обязательно должен поднять священный предмет и отнести его в церковь. Чтобы избежать возможной передачи негативной информации, рекомендуется завернуть изображение в ткань и не прикасаться к нему голыми руками.

О находке следует рассказать священнику и попросить его провести освящение. Только после этого икону можно забирать домой. Ведь даже если предмет был потерян случайно и не несет в себе какого-то негатива, то может не быть освященным. А согласно народным поверьям, молиться таким изображениям или держать их дома нельзя.

Если же находка настораживает и вызывает какие-то неприятные эмоции, ее можно оставить в храме. Такой поступок считается благим, а потому непременно принесет дарителю добро и удачу.

Еще один вариант — оставить иконку на поминальном столе в церкви, где прихожане складывают продукты в память о своих умерших родственниках.

Вместе с полотном рекомендуется положить несколько монет в качестве милостыни, чтобы почтить память усопших предков.

Предсказания, связанные с иконой Божьей матери

Особенно много примет и поверий повязано с изображением Богородицы, которое считается семейным оберегом.

Найти икону Божией Матери для молодоженов или пары, планирующей вступить в брак, — к долгой и счастливой супружеской жизни. Полотно, изображающее Пресвятую Деву, необходимо подобрать, освятить в храме и поставить в красном углу первого совместного жилища.

Для беременной женщины найденная икона Божьей Матери — талисман, защищающий на протяжении всего периода ожидания малыша. Если же у пары есть проблемы с зачатием, то такое изображение поможет стать родителями в самое ближайшее время.

Икона — это не просто картина, а важный церковный атрибут. Поэтому, встретив на пути такую ценную находку, не стоит проходить мимо. Даже если человек поможет священному полотну обрести новый дом в церкви, он непременно получит благословение, убережет себя от многих неприятностей.

Вот такой комментарий в одной из соцсетей: «Девочки, я во вторник нашла в городе на очень людной улице иконку и была она смята, и валялась прям у людей идущих в разные стороны под ногами. Я не могла допустить, чтоб икона была растоптана. Но и взять чужое себе тоже не могла, ведь в каждой иконе своя энергия от человека носившую её. Я убрала её к стене так, чтоб иконка была видна. Муж поругал, что нельзя такие вещи трогать мало ли они начитанны. В общем в четверг я начала температурить и всё тело ломило. Сегодня понедельник 5 день как мне плохо. У меня не спадает температура. У меня истерический непрекращающийся кашель. Всё тело ломит голова от давления болит страшно. Давление от кашля на голову и низ. Я не болела так никогда. Меня ни кто не заражал. Я никого не заражаю. Антибиотики не помогают. Что происходит не понимаю. С меня просто уходят все силы. Сейчас я наткнулась на этот облик и вспомнила про ту иконку на дороге. И теперь задумываюсь. А не послали ли мне эти боли через поднятую мной икону? Может я чью то болезнь переняла на себя?”

Ну как оставить такой комментарий без внимания. Говорят, пишут рассказывают священнослужители о таких находках, а суеверий по этому поводу не становится меньше , наоборот фантазии и больное воображение только усиливается. Или кто-то находит нательный крестик и начинают спрашивать об этом на форумах. Тут уж «знатоки” начинают советовать кто что, но поднимать ни в коем случае нельзя. То вы возьмете чужой крест на себя или вот ещё похлеще: «…слышала такое мнение, что есть предметы, которые не стоит подбирать, особенно кресты и церковную утварь, будто есть люди, которые специально выбрасывают такие вещи, чтобы передать свои проблемы чужим… не знаю насколько это правда….”

Не стоит удивляться, что девушка нашедшая икону, вдруг заболела и связала это, именно, с найденной и поднятой иконой. Если, кто-то её выбросил — то совершен грех кощунства, а оставленная икона на попирание– грех не меньше кощунства, хоть постаралась она пристроить её к стеночке. Но долго ли она там простоит, сами понимаете, ветерок дунул и она опять под ногами. А ведь иконы попадают к нам во великому Божьему Промыслу, никак не иначе. Мне очень понравился ответ одной женщины: «Это значит, не вы нашли, а святой вас нашел. Он открыл вам, что молится о вас. Как же вы прогоните его? А если с ним и Бог уйдет?”

Вот так мы сами и отгоняем от себя Благодать Божию и помощь святых, а их места занимают те, от кого никогда добра не жди. Ты посоветовал только потому, что где-то что-то слышал и человек по твоему совету сделал. И он согрешил , а ты ещё больше. Неприятности начинают сыпаться, как из рога изобилия и вряд ли кому в голову придет связать это с такими кощунственными поступками. А ларчик то просто открывался. Не знаешь –не советуй, нашел — сходи в церковь и спроси, как поступить с находкой, все очень просто. А теперь приведу ответы священников и кое-какие комментарии о таких находках.

«Недавно я нашла на улице золотой крестик и не знаю, радоваться ли этому или огорчаться. Находка заставила задуматься – может, это предупреждение мне? Как мне поступить, куда деть этот крестик?”

«К вашей находке надо относиться спокойно. Считайте лучше, что через вас Господь не дал святыне быть поруганной, так как крестик могли втоптать в грязь или попрать ногами. Во избежание этого запрещается даже рисовать изображение креста на земле. Куда деть этот крестик? Поступить можно по-разному. Например, можно его освятить и носить самой или подарить крестнику перед крещением; можно его, во исполнение какого-либо обета, данного Богу, пожертвовать в храм или на украшение какой-нибудь чудотворной иконы; в конце концов просто подарить тому, у кого нет нательного креста. Поступайте на ваше усмотрение. Придавать какое-то мистическое значение такой находке не следует. Скорее, больше нужно задуматься тому, кто лишился этого крестика по своим грехам или по нерадению к святыне и беспечности. Так, например, у одного человека крест периодически во время сна «сходил» с гайтанчика, хотя в ушке крестика не было зазора – он был литой; гайтанчик не рвался. Значит, у этого были какие-то иные, духовные причины. А в другом случае отсутствовал крест на фотографии человека при наличии цепочки, хотя в реальной жизни он фотографировался вместе с крестом и цепочкой. Вот это действительно «особые» случаи. И тут надо задуматься. Протоиерей Алексий Богдан г. Самара

Прекрасный ответ протоиерея Алексия. Приходилось моему супругу терять крест, освещенный на Гробе Господнем. Нашла его моя крестница на пороге их квартиры ( открытые подъезды) и выбросила в огород, также опасаясь такой находки. Мы обыскали весь огород, каждый сантиметр, но креста не нашли. Сейчас понимаю–недостоин об был тогда ношения такой святыни.

Нательный крестик никакой опасности в себе не несет. Наоборот. Христиане почитают крест как символ нашего спасения, как символ Божией любви к нам, такой сильной, что Он Сам стал Человеком и принял смерть на кресте, чтобы спасти людей.

Почему мы носим нательный крестик? В знак нашей верности Богу. Нося на себе крестик, человек говорит: я христианин. А христианин, то есть человек, который любит Христа и верит в Него, разве оставил бы священный христианский символ валяться в грязи?

Что значит нести свой крест? Христос сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, глава 8, стих 34). Во время земной жизни Иисуса Христа на кресте распинали разбойников, это была позорная смерть. Говоря о кресте, Христос призывает быть верными Ему даже в страданиях. Это не значит, что к страданиям нужно стремиться, это значит, что для спасения человека важно принимать и страдания, возникающие в жизни, и оставаться с Богом. Господь тоже всегда остается с нами, Он сказал: «Я с вами все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея, глава 28, стих 20).

Нательный крестик не «впитывает» никаких проблем человека. Поэтому можно поднять его и хранить, можно даже носить, только перед этим его нужно освятить в храме (неизвестно, был он освящен раньше или нет). Можно носить и крестик, который носил близкий вам человек, если он подарил его вам, — в знак любви к нему, в память о нем. Раньше на Руси даже был обычай меняться нательными крестиками в знак дружбы.

Чужой крест, то есть чужую жизнь, нельзя подобрать вместе с крестиком — символом нашего спасения. У каждого человека свой крест, который только ему по силам.

«Добрый день! Хотел спросить: вот нашел в земле небольшую иконку старую, помыл, почистил и решил оставить ее себе, и поставил к своим иконам. Но мне многие говорят, что такие вещи нельзя оставлять, что их лучше вообще не брать или отдать в храм, а они сами знают, что там делать. Икона, точнее, складень Святой Николай Чудотворец Можайский, я нашел его 24 мая, а, как я помню, 22 мая был его день. Так что мне делать? Артем.

Отвечает священник Дионисий Свечников: Здравствуйте, Артем! Вы поступили правильно, икона – это святыня, и относиться к ней нужно соответствующим образом. Не подавайтесь суеверным страхам, которые Вам навязывают.

Вот ещё очень хороший комментарий: «Так получилось, что я принесла домой не маленькую иконку, а настоящую, написанную на доске. Нашла в заброшенном доме. Она была в очень плохом состоянии, и я не могла понять, кто на ней изображен. Но через некоторое время, мне случайно на глаза попался календарик, на котором была изображена моя икона! Хочу заметить,что специально я ничего не искала! Поэтому искренне верю, что не зря принесла найденную икону домой”.

Случайностей, как вы понимаете, у Бога не бывает. А вот Промысл Божий здесь явно просматривается.

Вот ещё один замечательный комментарий: «Удивляет меня вообще вопрос «что бы это могло значить?” Это счастье привалило, да ещё от самого Творца! И какую веру исповедают те люди, которые считают, что на святом образе висят чужие грехи и плохая энергетика? Чушь и заблуждения! Берите, не думайте! Так как солнце нельзя замазать глиной, так и на святой образ нельзя навести порчу! Читаю эти комментарии и удивляюсь бестолковости нашего народа! Мы такие ленивые, не можем узнать больше о своей вере, и изучаем всякую чушь и ересь про энергетику. А про души забываем. Я сам недавно нашёл иконку Божьей Матери (Семистрельная), и чувствую себя замечательно, хвост не вырос, волосы не отпали)))”

А вот в противовес такой комментарий: «На работе (когда то ) подарили икону. Я просто рассказывала, что у меня украли икону и они решили мне подарить. При чем я их ( коллег) знала месяц. Очень не хотелось брать…дома где то стоит, забыла про нее совсем. Может поэтому мне не везет с работой? При чем чувствовалась что она пустая, где то на балконе валяется..я даже рядом со своими иконами ее не ставила.

Прочитаешь вот такой и ему подобные комментарии и вспоминаются слова прп. Паисия Святоорца: «НУ КАК ТУТ ПРИДЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ”.

Не лишайте себя Божьего Благословения, своими необдуманными поступками. Лишиться его очень просто, а вот получить назад придется много и много потрудится на ниве духовной, неся скорби и болезни за ошибки и грехи.

Найденные вами иконки, крестики православные относите в Церковь, если в вас суеверий больше, чем веры, но не оставляйте на попрание!!!

«НЕ ОБМАНЫВАЙТЕСЬ: БОГ ПОРУГАЕМ НЕ БЫВАЕТ…”

ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (” Душеспасительные наставления святых «)

Просмотры (14345)

У человека уже есть совесть и разум. А для чего тогда все эти десять заповедей, которые Церковь провозглашает от имени Бога?

Андрей

Отвечает благочинный Клинского церковного округа протоиерей Борис Балашов: Мы живем на земле. Нам постоянно приходится передвигаться. Мы ходим на работу или в учебное заведение, заходим в магазины, возвращаемся домой. При этом пользуемся транспортом, переходим дороги, по которым движется множество автомобилей. В этих условиях, если мы хотим быть живыми и здоровыми, необходимо соблюдать правила дорожного движения. В противном случае человек может остаться без рук, без ног, а то и без головы. Но ведь мы совершаем движение не только по земным дорогам, но и по дорогам жизни. Чтобы на жизненном пути не потеряться, не попасть в катастрофу и не погибнуть, надо тоже соблюдать определенные правила, цель которых — спасти нас от смерти на земле и вечной погибели. Это — те заповеди, которые Бог дал людям более трех тысяч лет назад.

Если людям необходимо перейти через топкое болото, в котором легко утонуть, нужно внимательно смотреть на тот безопасный путь, который отмечен вешками. Свернуть с этого пути направо или налево — значит погибнуть. Пройти опасной дорогой, тщательно обращая внимание на вешки, — значит остаться живым и достигнуть цели своего пути. Именно такую задачу в духовно-нравственной жизни человека и играют десять заповедей Божиего Закона.

У людей есть разум и совесть. Хотя совесть и является неким голосом любви Божией в нашем сердце, она, к сожалению, не является абсолютно чистой. Люди, живущие на земле, повреждены или, иначе сказать, больны грехом. Эта поврежденность коснулась и разума, и человеческой совести. Поэтому нам и нужны твердые жизненные критерии, которые даны в десяти заповедях. Хотя сами заповеди не ведут к христианскому совершенству и святости, они указывают ту линию, ниже которой христианства нет.

Приходится много слышать и читать о террористических актах, совершаемых мусульманами. Постоянно приходится видеть их рядом, особенно на рынках, не пора ли дать им отпор?

Сергей

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Бог дал нам заповедь о любви к ближнему, поэтому ко всем людям, в том числе к мусульманам, к людям любой веры и национальности, мы должны относиться с любовью. Это, кстати, нисколько не противоречит гражданскому долгу мужественно и, если нужно, с оружием в руках противостоять внешним и внутренним врагам Отечества. Среди этих врагов, надо сказать, могут оказаться не только люди, называющие себя мусульманами, и не только атеисты и язычники, но и те, кто носят крестик на груди, — Бог им судья.

Но ведь вопрос задан не об афганских талибах и не о чеченских боевиках, а о тех татарах, азербайджанцах, таджиках — вообще о представителях народов, которые традиционно исповедуют ислам, живущих в России, в Москве, в Подмосковье. К ним, нашим соседям, нужно относиться с искренней доброжелательностью. И этому нас должна учить не только заповедь Божия, но и простое благоразумие.

Ведь одной из главных целей терактов как раз и является то, чтобы русские озлобились и восстали против российских мусульман и против людей с восточной внешностью (среди людей «с восточной внешностью», между прочим, множество православных, например, грузины и осетины — традиционно православные народы). И тогда мы будем иметь у себя в России миллионы врагов России, а нам нужны миллионы не врагов, а друзей.

Нужно бороться с террористами, а не с мирными людьми иной веры или иной национальности, живущими среди нас, а самим нужно укрепляться в вере и доброй христианской нравственности. Тогда мы не будем бояться никаких врагов.

Я был не очень хорошим, я убивал, и убивал очень много, так меня учили, так я отдал свой долг своей Родине. Сейчас я приношу пользу своей стране по-другому, но мои воспоминания и мои сны не отпускают меня, что мне делать?

Владимир

Отвечает клирик Покровского храма поселка Черкизово Пушкинского района протоиерей Вячеслав Резников: Поскольку мир поражен грехом, профессия воина и была, и есть, и будет, пока существует этот мир. Воин всегда пользовался особым уважением у своего народа. Ведь он всегда готов положить душу за други своя (Ин. 15:13). Когда воины пришли к Иоанну Крестителю и спросили, что им делать, — Иоанн не сказал, мол, бросай оружие и только тогда спасешься. Он сказал: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3:14). То есть не мародерствуй, и не употребляй оружие, данное тебе для защиты слабых, — против самих же слабых. На войне человек — на грани жизни и смерти, здесь все, как говорится, «взаправду», и на войне человек, может быть, как нигде, чувствует Бога. Не случайно в Новом Завете два удивительных примера веры в Бога явили именно сотники, иначе говоря, ротные командиры римской армии (Мф. 8:5—13; Деян.10). Жизнь христианского подвижника часто сравнивается именно с жизнью воина. Но и убивать воин должен уметь лучше, чем его противник. А ведь убивать, это — противоестественно, это всегда — грех, более или менее тяжкий. Убить даже последнего негодяя, даже защищая свою жизнь или жизнь своих близких, — всегда очень тяжело. А на войне приходится убивать даже не негодяев, а таких же служивых людей, как ты сам. И у нормального человека даже после великих воинских подвигов «чувство законной гордости» неизбежно омрачается более или менее сильным беспокойством совести. Христианская Церковь всегда проявляла особую заботу о воинах. Существует «чин благословения воинских оружий», где священник, вспоминая, как Господь Бог укрепил оружие отрока Давида на великана Голиафа, просит Бога, чтобы и оружие, носимое данным воином, было к заступлению Церкви, сирых, вдовиц, и самого Отечества, как Божьего достояния. Ну а больная совесть врачуется только искренним покаянием в своих грехах, вольных или невольных, в ведении или в неведении содеянных, покаянием перед Крестом и Евангелием, и перед невидимо стоящим Господом Иисусом Христом. Подойдите в храме к священнику, расскажите ему о своей проблеме, и спросите, как Вам конкретно поступить. Придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис. 1:18).

Мне 31 год, последнее время мне невыносимо одиноко. Я не могу избавиться от тягостного чувства одиночества. Так сложилось, что семьи у меня нет, друзей, непонятно почему, тоже. Где взять силы, чтобы жить дальше… и как?

Марина

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников: Испытывать чувство одиночества в этом мире свойственно духовно живым людям. Мы испытываем страдание от чего-либо именно потому, что это «что-то» противоречит замыслу Творца о человеке. Человек страдает от одиночества именно потому, что он был сотворен, чтобы общаться с Самим Творцом, источником всякого блаженства. И поэтому, конечно, ничто в мире не может по-настоящему насытить живого человека. И даже если вокруг него и семья, и множество друзей — он все равно где-то в глубине души не будет чувствовать полной радости и утешения. Хорошо, если человек не старается заглушить это чувство разными суррогатами, не обращается к людям, утешающим себя этими суррогатами. Хорошо, если он обращается к Церкви. И хотя наша церковная среда очень далека от совершенства, и в попытке войти в церковную жизнь можно «нарваться» на всякое, но тем не менее только в церковной среде можно встретить людей, которые среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета которых преизбыточествует в богатстве их радушия (1 Кор. 8:2). Только здесь можно узнать о людях, которые чувствовали себя одинокими среди множества людей, и… шли в добровольное одиночество в леса, в пустыни, и там находили истинную радость, и вообще забывали, что на свете может быть одиночество. Ну что же для начала посоветовать? Почитать обо всех этих людях, узнать об их жизни. И, конечно же, в первую очередь почитать о нашем Спасителе, Господе Иисусе Христе. Он тоже был всеми предан, всеми оставлен, от всех мучим и распят, но не отвернулся от всех, и с Креста молился: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34). Попробуйте и Вы пробить образовавшуюся вокруг стену при помощи, в первую очередь, молитвы. Закричите из глубины сердца: Господи, если Ты есть, помоги мне увидеть в Тебе моего Отца, и почувствовать себя Твоей любимой дочерью! И помоги мне увидеть вокруг себя Твоих истинных детей, и тем самым обрести истинных братьев и сестер! И придите в храм. Для начала просто для того, чтобы постоять бок о бок вместе с теми, кто тоже здесь стоит, кого Вы, быть может, еще не знаете, но кто пришел сюда тоже не для того, чтобы вместе что-то сделать, вместе «убить» время, «пообщаться», поболтать, но пришел, чтобы тоже просто постоять перед нашим Творцом. И этот приход не будет незамечен на небесах. Запаситесь терпением. Не спешите сами завязывать с кем-то здесь общение. Господь Сам позаботится, чтобы направить кого-то — Ангела ли, человека ли, чтобы он помог сделать следующий шаг.

Мы живем с моим любимым человеком в гражданском браке. Моя мама говорит, что это грех. А что плохого в том, что мы любим друг друга?

Елена

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Если земная любовь чистая и настоящая, то это прекрасно. Просто есть в жизни такие вещи, в которые нельзя играть. Например, нельзя играть с боевыми гранатами и заряженными автоматами. Так же нельзя играть с любовью, иначе не миновать жизненной катастрофы. Именно об этом и говорит седьмая заповедь Божиего Закона: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14). Человек сотворен Богом как существо соборное: И сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27). Именно самоотверженная любовь соединяет двух людей в один духовно-телесный организм. Господь повелел: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2:24).

Брак — соединение мужчины и женщины в одну жизнь, в «одну плоть» — есть дело доброе, святое и является Божиим установлением. В браке люди не только навсегда соединяют свои судьбы, но и берут друг друга на полную ответственность. То есть они должны не только отвечать друг за друга, но и помогать друг другу до конца жизненного пути, чего бы это ни стоило. Как больных с корабля не выбрасывают за борт, так и не отказываются от своих близких, если случится беда или тяжкая болезнь.

То, что в настоящее время понимается под «гражданским браком», то есть совместным проживанием мужчины и женщины без каких-либо обязательств с обеих сторон, полноценным браком назвать нельзя даже с атеистической позиции. А по-христиански он браком еще не является, или является браком тяжело больным.

Из этого не вытекает, что такие «муж и жена» должны разбежаться. Покривившийся дом совсем не обязательно ломать. Но в таком случае под дом подводится либо кирпичный фундамент, либо бетонная лента. Так и под «гражданский брак» подводится фундамент взаимной ответственности в виде регистрации законного гражданского брака. А если супруги верующие, то брак освящается Церковью.

Говоря об освящении брака, мы имеем в виду не только венчание. Христианский брак — брак, в котором живет и присутствует Иисус Христос, когда Богочеловек занимает положенное Ему место в сердце каждого супруга, а через церковное благословение брака входит и внутрь этого живого организма — христианской семьи.

Любить друг друга — это не только получать друг от друга радость, а отдавать себя другому без остатка, думать в первую очередь не о себе, а о том, кого любишь.

В последнее время в похоронных бюро предлагается много услуг. Можно даже церковные обряды совершать, в том числе отпевание в морге. А правильно ли это?

Александр

Отвечает благочинный Пушкинского церковного округа протоиерей Иоанн Монаршек: Думаю, что это неправильно, когда в похоронном бюро предлагают много услуг, среди которых еще одной строчкой идет и отпевание. И вот почему. В одном морге мне, как благочинному, пришлось разбираться с тем, что покойного отпевал самозванец, который не имел сана, но одевался в священническое облачение и отпевал, таким образом, зарабатывая деньги. По сути, люди не были отпеты. Этому способствовал директор морга. Ведь часто для них морг — это бизнес. Им не важна душа человека, ее спасение, вечная жизнь. Им нужны деньги. Каждый должен делать свое дело. Похоронное бюро пускай хоронит, а священники — молятся и совершают Таинства и обряды.

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников: «Правильно ли» отпевать в морге — вопрос второй. Главная беда в том, что для иных людей дорога в церковь проходит именно только через похоронное бюро, и обозначается в одной строке с рытьем могилы, изготовлением гроба и покупкой белых тапочек. А ведь начинаться эта дорога должна только самим человеком, и, конечно же, при его жизни. И если он посещал храм, исповедался и причащался, если в храме его знали и за него молились, и если он сам изъявил волю, чтобы в последний путь его проводили в родном храме, — то вопроса, подобного Вашему, и не возникнет. Его родные, его братья и сестры во Христе, наконец, его духовник, — позаботятся сделать все, как должно. И даже если из-за каких-то непредвиденных обстоятельств это будет невозможно, то — где бы ни состоялось отпевание: в морге ли, на кладбище ли, — не суть важно. А вот наткнуться в похоронном бюро на шарлатана в рясе очень возможно.

Скажите, пожалуйста, имеет ли для души значение, если проводят вскрытие?

Анна

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников: Для свободной человеческой души «имеет значение» только то, что находится в ее власти. Так, во власти человека — выбрать путь Божий, и покинуть эту жизнь в покаянии, в мире с Богом и с ближними. Во власти человека — прожить земную жизнь так, — чтобы тебя вспоминали добрым словом, и молились о твоем упокоении. А распоряжаться телом, которое твоя душа покинула, — не в твоей власти, и поэтому Господь не спросит за это. Скольких христиан тела были изрублены, сожжены, утоплены в нечистотах или брошены на растерзание зверям. И мы почитаем их как святых, и молимся даже не о них, а — их самих просим, чтобы они молили о нас Бога. А все заботы о теле усопшего ложатся на живых, это уже они должны все сделать достойно: чтобы человек умер дома, на своей постели, на любящих руках, чтобы он не валялся в больничных холодильниках, перекидываемый чужими равнодушными руками. Но — обстоятельства и гражданские законы бывают сильнее нас. И если не удается избежать этого, надо со смирением сказать: «да будет воля Божия!» А самой душе от этого, повторю, ни тепло, ни холодно. Душа в это время, как поется в чине погребения, всех забывает сродников и знаемых, и печется о стоянии на будущем судилище. Поможем ей молитвами, особенно чтением Псалтири, — «да простит Господь, яже содела».

Нашел на улице икону святой мученицы Клавдии. Близкие говорят, что это не хорошо и нужно отнести в церковь, другие говорят, что очень хорошо и надо оставить ее себе — это знак свыше. Как поступить, что сделать?

Дмитрий

Отвечает протоиерей Иоанн Монаршек: Вы нашли икону, а это для православного христианина — святыня. Найти святыню — это очень хорошо, благодатно и полезно. Святая мученица Клавдия будет за Вас молиться, если Вы благоговейно будете относиться к ее образу. Бог послал Вам счастье найти эту икону и проверяет Вашу веру, Ваше отношение к святыне. Нет ничего необычного в том, что бывают такие «находки». Вспомним, как была найдена Казанская икона Божией Матери и сколько она принесла радости тем, кто ее нашел, и всем верующим людям. Также была найдена Толгская икона и много других. Таких примеров очень много. На месте обретения впоследствии строились храмы, монастыри, и посредством такого чуда, нахождением иконы, тысячи людей становились верующими, спасались. Может быть, Господь послал Вам эту икону с благословением, чтобы Вы прочитали житие мученицы Клавдии, стали молиться ей и подражать в своей жизни. Поступите именно так, и это поможет Вам спастись.

Возможно ли такое, чтобы священник работал бы еще и в коммерческой структуре, например, оценщиком недвижимости? И можно ли верить ему?

Сергей

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников: Может ли священник еще где-то работать, — в разные времена и в разных местах решалось по-разному. После революции, когда на большое количество православного народа осталось очень мало храмов, у священников не стало ни времени, ни необходимости для дополнительного приработка. Но до революции, например, священнику в сельской местности обязательно выделялась пахотная земля, и он в значительной мере питался с этой земли. Священники, после революции оказавшиеся за рубежом, и окормлявшие небольшие группы эмигрантов, тоже, как правило, должны были работать, а в воскресные дни — возглавлять Богослужение. В наше время, когда открывается много храмов, приходы часто оказываются очень небольшими, и не имеют возможности полностью освободить священника для выполнения исключительно его приходских обязанностей. В том, что священник еще где-то по необходимости работает, нет ничего зазорного, а если он это делает, чтобы снять с прихода лишнюю заботу о себе, — это даже достойно особого уважения. В конце концов, и сам апостол Павел, чтобы не быть в иных случаях никому в тягость, занимался ремеслом — деланием палаток (Деян. 18:2—3). Но церковными законами запрещалось епископам, священникам и диаконам добывать пропитание «занятием бесчестным или презрительным». Запрещалось брать на откуп управление имениями, содержать корчмы. Запрещалось также связывать себя поступлением в государственную службу, как военную, так и гражданскую. Впрочем, в конечном итоге, все всегда определялось и определяется благословением епископа. Ну, а доверять или нет работающему священнику, — зависит, конечно же, не от того, что он делает, а от того, как он это делает.

Во многих супермаркетах продают мясо со знаком «халяль». Могут ли православные употреблять такое мясо в пищу?

Татьяна

Отвечает клирик Покровского храма поселка Черкизово священник Алексий Михаленя: Этот знак означает, что мясо приготовлено из скота, убитого в строгом соответствии с мусульманскими правилами. А правила эти, как и еврейская кошерная пища, идут от ветхозаветной заповеди не есть крови (Лев. 7). Древние, да и современные язычники во время жертвоприношения имели обычай пить кровь жертвы. Чтобы оградить свой народ от этого варварского обычая, Господь дал заповедь выливать кровь любого закалаемого животного на землю. Не доверяя современным скотобойням, мусульмане в некоторых местах контролируют этот процесс, о чем и ставится знак «халяль». Выглядит это просто: живую овцу или корову подвешивают за задние ноги и перерезают горло, а потом ждут пока вся кровь стечет. Так что вопрос — финансировать их интерес, покупая товар, или нет, — решайте сами. А нам апостол Павел уже посоветовал все, что продается на торгу, вкушать без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10:25). Только вкушая пищу, каждый раз не забывайте помолиться — поблагодарить Господа и попросить Его благословения. Вне зависимости от рода и происхождения пищи.