Что означает пресвятая богородица?

В прошлой статье мы говорили об иконографических типах икон Богородицы, а сегодня хотим поговорить о самых известных и почитаемых образах Божией Матери в России.

Наверное, каждый верующий человек может сходу назвать несколько самых известных икон Божьей Матери, например, Казанскую, Владимирскую, Смоленскую. Но многих мы не знаем – ведь иконописных образов Богородицы несколько сотен.

Большинство икон названы по месту обретения или пребывания: «Казанская», «Тихвинская» и др. Некоторые названия связаны с особыми обстоятельствами написания, например, «Троеручица». Какие-то иконы названы исходя из изображения, деталей на образе: «Неупиваемая Чаша», «Семистрельная».

Расскажем о самых известных почитаемых иконах Божией Матери, которые прославились как чудотворные.

«Казанская» икона Божией Матери

Наверное самой известной иконой Богородицы на Русской земле является «Казанская» икона Божьей Матери.

Казанская в серебре с эмалью 300.jpg

Икона Божией Матери Казанская посеребренный оклад с эмалью

К молитве перед этим образом Божией Матери прибегают в самых разных нуждах и печалях, и Она всегда приходит на помощь. Этой иконой традиционно благословляют молодых к венцу.

Венчальные иконы 576.jpg

Икона Божией Матери «Казанская» 18 в.и Икона Спас Нерукотворный вт.пол. 17 в.в рамке

Икона явилась чудесным образом, когда в июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара. На пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матроной был обретен образ Божией Матери. Когда икону торжественно переносили в храм, чудным образом прозрели бывшие при этом два слепца: Иосиф и Никита. Это чудо стало первыми в длинном списке чудес и исцелений.

Казанская с гранатами 300.jpg

Образ Божией Матери Казанская в позолоте с гранатами

Икона получила свое название по месту обретения.

В 17 веке, во времена Смуты, когда Москва была занята поляками, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под Свое покровительство. Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость, и малое ополчение выбило поляков из Москвы. Вскоре на Красной площади князем Пожарским был заложен собор в честь Казанской иконы.

Складень казанская малый 300.jpg

Икона-складень Казанской Божией Матери поталь

Первообраз иконы утрачен, но с Казанского чудотворного образа сделано множество списков, от которых происходили и происходят великие чудеса. В честь этой иконы построено много храмов. Самые известные – Казанский собор в Москве и в Санкт-Петербурге.

Казанский собор в Москве 576.jpg

Собор Казанской иконы Божией Матери в Москве (первое упоминание 1625 г.)

казанский собор санкт-петербург 576.jpg

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге (строительство 1801-1811 гг., архитектор А.Н Воронихин)

Дата празднования иконы: 22 октября (4 ноября).

«Владимирская» икона Божией Матери

Божьея Матерь икона 12 в 300.jpg

Икона Божией Матери Владимирская 12 в.

«Владимирская» икона Божией Матери является чудотворным списком с древней иконы Богородицы, которая до 450 года икона находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь.

В XII веке патриарх Лука Хризоверх даровал пречистый образ Юрию Долгорукому. В Киеве загадочная икона трижды сходила со своего места, как бы не желая пребывать там. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский тайно вывез образ, поскольку добровольно жители не расстались бы со святыней. Летописи сообщают нам, что Матерь Божия Сама чудесным образом выбрала место для пребывания образа, вот как это случилось. На крутом берегу Клязьмы во Владимире лошади внезапно встали и не двинулись с места. Пресвятая Дева явилась князю Андрею во сне и повелела оставить Ее икону во Владимире, а на сем месте поставить храм. Икону поместили в Успенском соборе Владимира, с тех пор она и стала называться «Владимирской».

Владимирская складень 576.jpg

Складень дорожный двойной Владимирская икона Божией Матери с молитвой

В 1395 году во время нашествия Тамерлана икону перенесли в Москву, в Успенский собор Московского Кремля, надеясь на спасение от войск захватчика. Тамерлану было видение, в котором величественная Дева во главе ангельского воинства устремилась на его полки. Проснувшись, хан приказал войскам отступить.

Святая икона еще не раз становилась на защиту Руси. 23 июня 1480 года чудо, явленное Пресвятой Богородицей, заставило отступить полки Золотой орды во время знаменитого стояния на реке Угре. А в 1521 году с помощью Богородицы были остановлены войска крымских татар всего в нескольких километрах от Москвы.

Владимирская ажурная 300.jpg

Образ Божией Матери Владимирская «Ажурный»

Впоследствии все Российские монархи помазывались на престол именно перед иконой Божией матери «Владимирская».

Сегодня образ хранится в храме Святителя Николая в Толмачах.

Дата празднования: 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября).

Икона Божьей Матери «Одигитрия Смоленская»

Смоленская 16 век.jpg

Икона Одигитрия Смоленская 16 в.

В соответствии с письменными историческими источниками, древнейшая икона «Одигитрия» первоначально находилась в Иерусалиме, затем была перенесена в Константинополь, где почиталась как защитница столицы.

Согласно преданию, на Русь икона Богоматери была привезена в 1046 году. Это был список, сделанный для дочери византийского императора Константина IX Мономаха царевны Анны, вышедшей замуж за русского князя Всеволода Ярославича.

В начале XII века князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богородицы, в котором и поместили святыню. По месту пребывания и прославления икона стала называться «Смоленской».

Смоленская образок 400.jpg

Образ Смоленской Божией Матери с позолотой

В 1398 году икона была перенесена в Москву и поставлена в Благовещенском соборе Кремля.

В 1456 году икона вернулась в Смоленск. Перед возвращением с нее было сделано несколько списков, в том числе один для Благовещенского собора. На месте прощания москвичей со Смоленской святыней был основан Новодевичий монастырь.

Особое почитание образа началось с 1514 года, когда Смоленск был присоединен к Московскому государству. Чудотворная икона находилась в Смоленске вплоть до 1943 года. Во время войны была утрачена.

Дата празднования: 28 июля (10 августа).

Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»

Знамение в серебре 330.jpg

Икона Божией Матери Знамение в посеребренной рамке с камнями

Этот образ прославился в 1170 г. во время осады Новгорода многочисленными войсками суздальцев. Народ Новгородский мог надеяться только на чудо, и все горячо молились о нем перед иконой Богородицы. И чудо («ЗНАМЕНИЕ») совершилось. Во время битвы в икону, выставленную на стены Новгорода для защиты, попала стрела. Икона повернулась ликом к новгородцам, после чего наступила тьма, войска нападавших поддались панике и в смятении бежали. С тех пор на Руси за этой иконой утвердилось название «Знамение Новгородская».

Знамение кольцо открытое 300.jpg

Кольцо-складень с образом Божией Матери Знамение

Этот образ особо чтился в Великом Новгороде, и впоследствии с него было сделано множество списков. Некоторые из них прославились как чудотворные и наименованы по месту явления чудес: «Знамение Абалацкая», «Знамение Дионисиево-Глушицкая», «Знамение Курская Коренная» и др.

Знмение крестик 400.jpg

Крестик и образ Божией Матери Знамение

После революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей. А 15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы из Новгородского музея-заповедника в Софийский собор Великого Новгорода, где она и пребывает.

Дата празднования: 27 ноября (10 декабря).

«Фео́доровская» икона Богородицы

Феодоровская со святыми 300.jpg

Икона Божией Матери Феодоровская с избранными святыми 17 в.

Икона была чудесно обретена в XII веке в ветвях дерева близ сожженного татарами города Городца. Когда попытались снять икону с дерева, она поднялась на воздух, и лишь после горячей молитвы священникам удалось принять икону и поместить ее в храме.

В 1239 году этой иконой великий князь Ярослав благословил на брак своего сына Александра Невского, затем икона перешла к брату Александра Василию, который перенёс её в Кострому и поместил в церкви великомученика Феодора Стратилата. С этого момента за иконой закрепилось название «Фео́доровская».

Феодоровская образок 300.jpg

Образ Божией Матери Феодоровская

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, городу угрожало полное разорение. Не надеясь на свои малые силы, князь велел вынести перед войском образ Защитницы христиан, и татары обратились в бегство. Позднее на том месте, где стояла икона, выстроили каменную часовню, а близлежащее озеро было названо Святым.

Образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых, поскольку связан с призванием на царство основателя династии – Михаила Фёдоровича Романова. Это произошло после 15-ти лет Великой Смуты, в 1613 году. Мать Михаила инокиня Марфа после долгих сомнений и уговоров благословила этим образом совсем еще молодого своего сына на царство, обратившись при этом к Феодоровской Божией Матери со словами: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего».

С конца XIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая при этом Православие, по традиции получали себе отчество Фёдоровна в честь Феодоровской иконы (Мария Фёдоровна — жена Павла I; Александра Фёдоровна — жена Николая I; Мария Фёдоровна — жена Александра III; Елизавета Фёдоровна – сестра последней императрицы).

Существует несколько списков с иконы Феодоровская. Первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

А древняя Феодоровская икона хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме.

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, а также как помогающая в трудных родах.

Дата празднования 14 (27) марта и 16 (29) августа.

«Тихвинская» икона Божьей Матери

Тихвинская 300.jpg

Икона Божией Матери Тихвинская

Древнее предание рассказывает, что икона «Тихвинская» была явлена рыбакам в 1383 году над Ладожским озером. После нескольких чудесных перемещений икона «выбрала место» у Тихвинского погоста, на котором и был построен для нее храм во имя Успения Богоматери.

После посещения Тихвина Великим князем Василием III в 1526 году почитание иконы стало общерусским. C XVI века появляются иконы с клеймами сказания о Тихвинской иконе Богородицы. Всенародная слава пришла к Тихвинскому монастырю и его главной святыне после поражения шведов у стен обители в трудное время Великой Смуты — в 1613 г. Долгое время обитель была в осаде, защитники усердно молились перед иконой Божией Матери, и большое войско шведское не смогло их одолеть. В конце концов, шведские уполномоченные пошли на заключение мира с Россией.

Ныне чудотворная икона находится в Успенском соборе Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Она очень почитается на Русской земле. Особенно прибегают к этой иконе при болезнях детей.

Дата празднования: 26 июня (9 июля).

Икона Божьей Матери «Донская»

Донская 300.jpg

Икона Божией Матери Донская «Умиление» 16 в.

«Донская» икона Божьей Матери представляет собой образ Пресвятой Богородицы в иконографическом изводе «Умиление».

Согласно записям в книге Донского монастыря, эту икону в 1380 году донские казаки преподнесли великому князю Димитрию перед самым началом Куликовского сражения.

В 1591 г. икона вновь явила свою божественную силу, избавив Москву от войск крымского хана Казы-Гирея. Как гласит древнее предание, благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды Казы-Гирея были с позором изгнаны от стен города, а крымские татары более никогда не нападали на Москву. Это событие стало причиной основания на месте чуда Московского Донского монастыря.

В наши дни чудотворный список с этой иконы постоянно хранится в Донском монастыре, а сама икона ежегодно привозится в монастырь из Третьяковской галереи в день празднования, 1 сентября.

Сегодня в Португалии состоятся похороны 97-летней монахини Лусии — последней из трех свидетелей явления Богородицы в окрестностях португальского города Фатима в мае 1917 года. Сестра Лусия получила широкую известность среди католиков как провидица, предсказавшая главные исторические события XX века.

По официальным данным католической церкви, 13 мая 1917 года трем детям — Лусии душ Сантуш и ее двоюродным брату и сестре, пасшим скот в окрестностях португальского города Фатима, воочию явилась Дева Мария. Однако из всех троих только Лусии было дано услышать слова Богоматери и рассказать о ее пророчествах. Согласно доктрине Ватикана, устами десятилетней Лусии Дева Мария предсказала начало второй мировой войны, развал Советского Союза и еще одно событие, о котором высшее руководство церкви предпочло умолчать. Двоюродные брат и сестра Лусии Франсишку и Жасинта умерли через несколько лет после знаменательного события во время эпидемии гриппа. Лусия в 1949 году ушла в монастырь, где написала две книги о том, что ей рассказала Богородица.

Вскоре после чудесного явления Девы Марии маленький провинциальный городок, которым была Фатима до 1917 года, превратился в одну из главных святынь католицизма. Каждый год сюда приезжают сотни тысяч паломников и, как считается, каждый год кому-то из них является Богородица. В 2000 году Иоанн Павел II приезжал в Фатиму для того, чтобы подготовить решение о причислении Франсишку и Жасинты к лику блаженных. После этого визита Ватикан раскрыл загадку третьего пророчества Богородицы. Речь в нем шла о покушении на понтифика на площади Св. Петра в Риме 13 мая 1981 года. Вряд ли стоит сомневаться, что и сестра Лусия уже в ближайшее время удостоится звания блаженной.

Сестра Лусия скончалась в минувшее воскресенье в возрасте 97 лет. Престарелая монашенка ордена кармелиток, проживавшая в монастыре недалеко от города Коимбра в 150 км от Лиссабона, последние три месяца была очень слаба и не вставала с постели. По случаю смерти Лусии де Жесус душ Сантуш, как покойную звали в миру, сегодня в Португалии объявлен день траура. В знак уважения к провидице португальские политики прекратили на время траура политическую агитацию в преддверии намеченных на следующее воскресенье парламентских выборов.

«Мы с большой горечью сегодня узнали о кончине сестры Лусии,— сказал Ъ архиепископ архиепархии Божией Матери в Москве Тадеуш Кондрусевич.— Сестра Лусия — личность, благодаря которой Божия Матерь передала послание миру. Именно Фатимская Божия Матерь предсказала дальнейшее развитие России в XX веке — окончание первой мировой войны, начало второй мировой войны, насаждение и крушение коммунистического режима в России. Божия Матерь сказала сестре Лусии: ‘Мое пренепорочное сердце восторжествует, и Россия обратится к Богу'». По словам архиепископа Тадеуша Кондрусевича, предсказания, которые были даны сестре Лусии, вселяли и вселяют силы для служения в России: «Я помню, когда в 1991 году я с ней в первый раз встретился и она, узнав, что я из Москвы, сказала: ‘Вы епископ из Москвы? Это же значит, что пророчество Божией Матери сбывается. Процесс возрождения России будет длительным и непростым. Сегодня к Богу должен обратиться весь мир. Ведь грех не имеет национальности, все нуждаются в покаянии'». По словам архиепископа, в ближайшие дни в католических храмах России пройдут панихиды по сестре Лусии.

НИКИТА Ъ-ПРОКУНИН, ПАВЕЛ Ъ-КОРОБОВ

* Поделиться

******
Покров Божией Матери. Роспись собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — необычный. Он не входит в число двенадцати самых великих православных торжеств, то есть не является двунадесятым. Его не празднуют католики, не знают и многие Православные Поместные Церкви. День Покрова был установлен на Руси, причём по указу князя. Но это не помешало празднику стать одним из самых любимых и значимых дней годового круга.

Как сообщают летописи, в тысяча сто шестьдесят четвёртом году владимирский князь Андрей Боголюбский отправился в поход на волжских булгар. Те совершали набеги на земли Суздаля, Мурома и Владимира, и держали в страхе всю Северо-Восточную Русь. Враг был силён, поэтому князь собрал под свои знамёна ратников из соседних русских земель. С собой в поход Андрей взял две чудотворные иконы: Всемилостивого Спаса и Владимирский образ Богородицы. Два священника несли перед дружиной Крест.

Неожиданно для самих русичей, дружина одержала быструю и лёгкую победу. Булгары были разгромлены, вражеские города стали платить дань владимирскому князю. Но главное — жертв среди русского войска было очень мало. Князь Андрей был уверен, что произошло самое настоящее чудо.

По возвращении домой Боголюбский установил два новых церковно-государственных праздника. Первый посвящался Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице и Животворящему Кресту Господню. Его отмечали в день победы над булгарами, четырнадцатого августа по новому стилю. Второй — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, приурочили к четырнадцатому октября по новому стилю.

В эти дни вспоминали, как Христос и Богородица явили своё покровительство русским полкам, взяли их под защиту. В честь новых праздников по распоряжению князя возвели два белокаменных храма. Спасский — во Владимире и Покровский — у излучины реки Нерль.

Историю о чуде Покрова Боголюбский помнил с детства из любимой книги — жития константинопольского блаженного Андрея. Владимирский князь был крещён в честь этого святого.

По преданию, в начале десятого века Константинополь осадили враги. Одни источники считают, что это были сарацины, в других говорится о дружине и кораблях русичей. Городу угрожала серьёзная опасность. Простые горожане поспешили в церкви, чтобы молить Господа и Царицу Небесную отвести беду. Во время богослужения во Влахернском храме, блаженный Андрей увидел, как над молящимися явилась Богоматерь. Приснодева распростерла над верующими своё покрывало-омофор. И случилось чудо — враги без боя удалились от Константинополя.

В Византийской истории это событие не было прославлено. В богословско-литургическом труде «Слово на Покров» говорится, что князь Андрей Боголюбский искренне изумился этому обстоятельству. «Когда услышал об этом чуде, то подумал: как такое грозное и милосердное видение, более того — надежда наша и заступничество, было без празднества». Он принял решение: «Да не останется без праздника Святой Покров Твой, Преблагая».