Что такое аналой?

В Викиданных есть лексема налой (L131017).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. нало́й нало́и
Р. нало́я нало́ев
Д. нало́ю нало́ям
В. нало́й нало́и
Тв. нало́ем нало́ями
Пр. нало́е нало́ях

на-ло́й

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 6a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -налой- .

ПроизношениеПравить

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. религ. (устар. или разг.) то же, что аналой, столик с наклонной верхней плоскостью, использующийся как подставка для книг, икон и т. п. во время богослужения в православном храме ◆ На третий день после заутрени велели звонить на собор, собрались отцы в церковь, отворили царские врата, зажгли свечи, поставили налой на амвоне, положили Евангелие разогнутое. С. М. Соловьев, «История России с древнейших времен», 1860 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Не дорожа твоим покоем, // Читаешь, пишешь пред налоем Г. Р. Державин, «Фелица», 1782 г.

СинонимыПравить

  1. аналой

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

  1. столик, подставка

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

ЭтимологияПравить

Искаженное аналой, далее от греч. αναλογείον «подставка для книг», далее из αναλέγω «читать» от λέγω «читать»

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    АнаграммыПравить

    • Лойна

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Что означает икона на аналое в центре храма?

      Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

      В канун праздников в храме на аналое кладут икону с изображением празднуемого события. Греки называли такие иконы proskynesis, то есть предназначенные для поклонения.
      Самые древние поклонные иконы имели небольшой размер. Композиции на них располагались либо по обеим сторонам, либо только на одной плоскости, но в этом случае поле иконы делилось на несколько частей, в каждой из которых помещался отдельный сюжет.
      Первые русские серии аналойных икон с изображениями господских праздников и святых, память которых совершалась в течение года, возникли при епископских кафедрах. Создание календарных циклов было связано с порядком церковных служб. Каждая икона фиксировала тот или иной момент литургического года. К примеру, скомпонованные на одной плоскости изображения Страстей Христовых находились на аналое в дни Страстной седмицы. Иногда перед Царскими вратами устанавливали два аналоя, один для образа с Великими праздниками, другой — для иконы месяца.

      Что означает икона на аналое в центре храма?

      У праздничных икон была так же и просветительская функция. Образ, лежащий на аналое перед Царскими вратами, раскрывал молящемуся смысл Праздника. Знакомые с литургическими текстами благоговейные созерцатели икон отмечали малейшие нюансы в построении образа, через которые мастер стремился выразить смысл изображаемого события священной истории.
      Так, на одной из псковских икон XVI века «Крещение» зритель не мог не отметить такой значимой детали, как свиток в руках Иоанна Предтечи. Здесь это — символ учительства, знак преемственности Ветхого и Нового Заветов. Последний пророк передает полноту учительства Христу, а надпись «Се Агнец Божий» соотносится с откровением Бога Отца, назвавшего Иисуса Сыном.
      Рука Иоанна с таким благоговением опущена на главу Иисуса, что этот жест без слов являет нам твердую веру Крестителя: «Ты еси Бог мой». Беззащитная в своей обнаженности фигура Христа, напротив, выражает высшее смирение. Десница Спасителя обращена к водам Иордана: Христос благословляет стихию воды, которая из стихии наказания человечества во время Потопа становится стихией чистоты и обновления. Даже снующие в воде рыбы — не просто занимательная деталь. Они воспринимались как символы человеческих душ по слову Тертуллиана: «Мы рыбки, предводимые нашим Христом».

      5.1. Что такое икона?

      – Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых и наиболее значимых событий из священной и церковной истории (иконы праздников).

      Икона – это образ, помогающий сосредоточиться в молитвенном обращении к тому, кому молятся.

      5.2. Что означают надписи на иконах, например, буквы над головой Спасителя?

      – Традиционно на иконах имеются надписи. В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это выявляет связь личности святого и его образа. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют нимб – символ божественного света и святости. В нимбе Спасителя ставят греческие буквы οΏν. Это слово в переводе на русский язык означает «Сущий» – всегда присутствующий и вечно существующий Бог. Над головой Божией Матери ставят греческие буквы MP ΘY. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают «Матерь Бога», или «Божия Матерь».

      На иконах святых начертаны буквы, обозначающие чин их святости и их имена.

      5.3. Не является ли иконопочитание нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5)?

      – Иконопочитание не противоречит второй заповеди. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы – Сына Божия.

      В Ветхом Завете не изображали Всевышнего потому что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но в Новом Завете «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13:17). Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в Ветхом Завете пребывал невидимым. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), – говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского Законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимом.

      Первые иконы – это образы Христа – Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.

      5.4. В чем различие между православной иконой и картиной?

      – Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный образ, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника. Картина – это земное изображение.

      Церковь неотмирна, и иконография как творчество сугубо церковное, в отличие от картины, обращена к тому, что выше земного, временного и субъективного. Ее содержание составляют не земные переживания, настроения, характеры или природные пейзажи, а тайна спасения, совершенная Богом на земле, и та изначально заповеданная цель, которую достигли святые – единение человека с Богом. Икона избегает индивидуализации, она выражает соборный духовный опыт Церкви, и запечатлевает в красках православное богословие, поэтому в иконописи важна точная передача духовных истин, а не субъективного видения. Обычно иконы не подписываются иконописцами, в отличие от светских картин.

      5.5. Как устроить домашний иконостас?

      – При размещении икон в жилище христианине традиционно специально выделяют восточный угол комнаты. В этом так называемомкрасном углу и обустраивается место для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон не в углу комнаты и не строго на восточной стороне (но не на западной). Желательно избегать близкого соседства с иконами телевизора, компьютера, зеркал, которые могут отвлекать от молитвы. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.

      5.6. Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?

      – Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится слева (если смотреть на образа) от иконы с изображением Спасителя. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Вверху над всеми иконами желательно поместить святой крест.

      Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики – они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX–XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент земной жизни святого, а икона изображает его прославленный лик в Небесном Царстве.

      Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеские отношения в браке не являются грехом.

      5.8. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?

      – Желательно иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где их заранее освящают.

      Иконы не должны приобретаться для украшения интерьера. Икона – это святыня. Через молитвенное обращение к иконе мы обращаемся к Самому Богу, Божией Матери, Ангелам Господним и святым.

      5.9. Зачем иконы освящают?

      На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за святой образ, благодаря надписанию на иконе имени изображаемого.

      Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать.

      В настоящее время после написания икона освящается в храме. Читаются особые молитвы, и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что к иконе до освящения необходимо относиться также благоговейно и почтительно, как и после него.

      5.10. Сколько раз надо освящать иконы?

      – Иконы освящаются священником после их изготовления, реставрации или приобретения вне церкви.

      5.11. Для чего зажигаются лампады перед иконами и совершается перед ними каждение?

      – Горящие лампады символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх. 27:20–21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.

      5.12. В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?

      – Лампадку можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно ее вообще не гасить.

      5.13. Для чего бывают чудеса от икон?

      – Многочисленные чудеса, происходящие от икон, святых мощей, святой воды побуждают нас задумываться о духовных ценностях и смысле жизни.

      Чудо – есть проявление Божиего всемогущества, это ощутимый человеком результат сверхъестественного действия Божия в этом мире. Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней.

      Однако ждать того, чтобы от иконы непременно произошло видимое чудо, не следует. Тем, кто искренне, с верой молится перед иконами, просит полезного для спасения души, Господь подает Свою помощь иногда явным, а иногда и невидимым, но действенным образом.

      5.14. Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?

      – История Церкви знает множество явленных образов (т.е. чудесно обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Чудотворной называют икону, по молитве перед которой произошло исцеление или была получена Божия помощь в каком-либо деле. Но каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.

      5.15. Что такое намоленные иконы?

      – Намоленными в народе называют иконы, перед которыми молятся поколения верующих не одну сотню лет. Вера этих молитвенников прошлого не была постыжена, они получили просимое. Воспоминание об этом и сейчас укрепляет веру, способствует более крепкой и глубокой молитве.

      5.16. Какие иконы кладут в центре храма на аналое?

      – В центре храма на аналое полагается икона праздника, если в этот день есть какой-либо церковный праздник, или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма или расположена икона «Святцы» – икона с изображением святых, память которых совершатся в текущем месяце.

      5.17. Как правильно прикладываться к иконам?

      – К иконам следует подходить не спеша, мысленно произнося молитву к Богу, Божией Матери или святому, изображенным на иконе. Обычно дважды крестятся с поясным поклоном, затем прикладываются к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз осеняют себя крестным знамением, кланяются и отходят. У изображенного на иконе Спасителя целуют благословляющую десницу (правую руку), край одежды, ноги. У Божией Матери и святых целуют руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.

      Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него. Прикладываясь к иконам для того, чтобы получить исцеление от телесных и душевных недугов, необходимо верить в действительную силу животворящей Божией благодати.

      5.18. Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?

      – К такой иконе можно приложиться один или несколько раз.

      5.19. Какие слова молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?

      – Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога о мне (о нас)». Можно молиться и своими словами, главное, чтобы они были искренними и чистосердечными.

      5.20. Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?

      – Целование святых икон и поклонение им свидетельствует о благоговении и любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Церковь верит, что через святыню не происходит заражения. Наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

      5.21. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

      – Такую икону ни в коем случае нельзя выбрасывать. Раньше такие иконы пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы не следует сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.

      5.22. Как поступать с найденными иконами?

      – В подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Не стоит бояться найденной или подаренной иконы. Найденные или приобретенные вне церкви иконы следует освятить в храме. Их можно разместить среди домашних икон или подарить.

      5.23. Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?

      – Священные изображения следует оберегать от повреждений и попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи или сжечь самостоятельно.

      Одной из главных частей интерьера собора является иконостас. Иконостас Борисо-Глебского собора является Государственным художественным памятником (№3232). 19 икон иконостаса датированы 20-ыми годами 19 века.


      Центральный придел храма с иконостасом. ©LCB

      Каркас иконостаса сделан из полированного дуба с богатой резьбой с добавлением позолоты.


      Резные части иконостаса. ©LCB

      Перед иконостасом располагается аналой, на котором находится икона Иисуса Христа.


      Аналой. ©LCB

      В храме, кроме центрального придела, есть правый и левый приделы.


      Правый придел (во имя святого Алексия Московского). ©LCB

      В правом приделе храма располагается канун.


      Канун. ©LCB


      Левый придел (во имя Успения Пресвятой Богородицы). ©LCB

      Всего в соборе находится большое количество икон, датируемых периодом от начала 19-го века до начала 20-го.


      Икона св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба. ©LCB


      Икона св. Николая Чудотворца. ©LCB


      Тихвинская икона Божией Матери. ©LCB


      Икона Образа Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». ©LCB


      Иконы: по центру – икона Преподобной Ефросиньи Полоцкой,
      справа – Казанская икона Божией Матери. ©LCB

      В храме находятся иконы, авторами которых являются И.Удалов (1908) и Татьяна Коссинская (1929 – 1932).

      В Борисо-Глебском соборе есть и чудотворные иконы. Об одной из них в своей книге «Православные церкви в Латгалии» пишет знаменитый краевед начала прошлого века С. П. Сахаров. Так он описывает это чудесное событие: «8 мая 1933 года в Б .-Г. собор с великим торжеством и при большом стечении народа была перенесена обновленная икона из квартиры Е. А. Буржинской (бывшей учительницы гимназии), которая пожертвовала эту икону в собор. По рассказу Е. А. Буржинской, женщины весьма религиозной, икону эту она получила еще в молодости от своих родителей. И тогда эта икона, которой насчитывалось более 100 лет, была совершенно темною: на ней нельзя было рассмотреть лики святых. Обновление (просветление) иконы совершилось постепенно в продолжении месяца (с половины октября и до 15 ноября 1932 г .), что наглядно видно из фотографических снимков иконы в это время.

      После обновления на иконе стали совершенно ясными надпись на славянском языке и три лика: свят. Николая Чудотворца, свят. Гермогена, патр. Константинопольского, и св. мученицы Параскевы.

      Во все время нахождения иконы в соборе пред ней совершаются регулярно и по желанию молящихся молебны и ведутся собеседования».

      Временем написания иконы можно считать конец ХVIII века. Об этом свидетельствует надпись на обороте, сделанная рукой Е. Буржинской: «В 1842 году мою мать благословили сею иконой. Е. Буржинская» .

      В настоящее время эта икона благоговейно хранится в алтаре Алексеевского придела Борисоглебского собора.

      В центральном алтаре Даугавпилсского кафедрального собора святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба возле Горнего Места находится икона Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

      Она хорошо видна прихожанам при открытых Царских Вратах, однако лишь люди, бывающие в алтаре, могут видеть ее вблизи. Тем более, издалека, нельзя разглядеть текст на металлической пластине, укрепленной в нижней части киота. Данная икона является дарственной, о чем и сообщает надпись на латунной табличке : «Сия икона сооружена иждивением чинов Двинского Казначейства : казначея В. М. Смирнова, ст. бухгалтера Н. П. Сестрженцевич – Кучука, кассиров: И. Овсянкина , Н. Старинского , М. Семенидо ; счетных чиновников: И . Лапицкого , Ф. Гарбуля и канцелярских чиновников : А. Васильева , М. Рыбакова, В. Павлова, И. Николаева, А. Лысова, Н. Михалка, В. Иванова, И. Павлова. Сентября 1 дня 1914 года «.

      В то время Борисоглебский собор являлся гарнизонной церковью. Самостоятельный приход в нем образовался лишь в 1922 году, после назначения настоятелем храма протоиерея о. Августина Петерсона (с 1938 года – Митрополита). Поэтому не исключено, что данная икона Нерукотворного Образа была изначально пожертвована в другой храм и только потом оказалась в Борисоглебском соборе.

      Эта большая деревянная икона необычна для утвердившейся православной традиции изображать Нерукотворный Лик Христа с нимбом и вписанным в него крестом. Нет здесь и начертания имени Спасителя. Однако каждый при первом взгляде на икону понимает, что перед ним Иисус Христос. Согласно иконописной традиции мы видим одухотворенный лик человека средних лет с тонкими чертами, с длинными волосами, разделенными посередине прямым пробором, и с бородой, разделенной надвое. Лик на иконе Борисоглебского собора прописан реалистично, но нечетко. Это отсутствие «резкости» создает интересную зрительную иллюзию : при вглядывании в очень темные, широко открытые глаза Спасителя через некоторое время видишь, что Лик приобретает четкие черты и словно оживает.

      Судя по таланту иконописца, возможно, это одна из немногих попыток изображения объемного Образа на плоской поверхности.

      В Борисо-Глебском соборе миро проступало на иконе Запрестольного образа Воскресения Христова. Сразу после Акафиста иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», пред которой молятся об избавлении от недуга пьянства, икона стала источать миро на глазах у всех прихожан.


      Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». ©LCB

      Источала миро также икона Святой мученицы Александры.


      Икона св. Александры. ©LCB

      Кроме того, миро источали также иконы Святителя Николая и Пресвятой Богородицы, находящиеся в храме и в алтаре.

      Список источников :

      3. Латвийская православная церковь, 1988-2008 г.г./ главный ред. и рук. изд. Высокопреосвященнейший Александр Митрополит Рижский и всея Латвии ; рук. авт. коллектива, отв. и худож. ред. Преосвященнейший Александр, Епископ Даугавпилсский ; сост. протоиерей Олег Пелевин ; оформ. обложки: Д. Седов. — Рига : Издание Синода Латвийской Православной Церкви, 2009 (Zelta rudens). — 293 с., с. вкл. : цв. ил., ил. — Библиогр. в примеч.: с. 288-292. — Авт. указаны в вып. дан. ISBN 9789984791838.

      4. Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010) / под общей ред. А. В. Гапоненко; Институт европейских исследований. — Рига : Институт европейских исследований, 2010. – С.435-437. ISBN 9789934811326.

      5. Сахаров, С.П. Православныя церкви въ Латгалии : (историко-статистическое описание) : Дополнение. Церкви Иллукстскаго уезда и г. Екабпилса : Mape / С.П.Сахаров. — Rīga : Autora izd., 1939. – С.. — (Истории Латгалии).

      ***

      6. Сангушко, Елена. И в Даугавпилсе иконы мироточат / Елена Сангушко // Миллион. — ISSN 1691-0230. — (12 апр. 2001).

      7. Сангушко, Елена. У Борисо-Глебского собора — вековой юбилей / Елена Сангушко // Миллион.- ISSN 1691-0230. — N 59 (4 авг. 2005), с.4.

      Аналой

      Другие названия: проскинитарий, тетрапод, разножка, триног.

      Что такое аналой?

      Аналой – это церковная подставка с наклонной поверхностью. Слово «аналой» происходит от греческого ἀναλογέιον, ἀναλόγιον – «подставка для икон и книг». У аналоя с лежащими на нем крестом и Евангелием священник исповедует верующих. На клиросе находится аналой особой формы – многогранный.

      Материалы изготовления

      Большинство храмов украшаются резными аналоями из дерева. Такой аналой особенно хорошо подойдет для храма с деревянным иконостасом. Многим нравятся аналои из металла – как правило, они изготавливаются из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана или из латуни. Металлические аналои отличает прочность и яркий, праздничный блеск. Как правило, они бывают золотистыми – наподобие церковных куполов, но могут иметь и детали из металла других цветов. Цена на аналои из дерева и металла приблизительно одинакова: она зависит не столько от материала, сколько от размера изделия и сложности декора.

      Деревянный резной аналой

      Варианты изготовления

      По конструкции различают аналой-тумбу – тетрапод, складной аналой – разножку, а также аналои на ножках, которых обычно бывает четыре или одна. Встречаются также двойные и тройные аналои. Тумбовый аналой может иметь внутри шкафчик с полками. Встречаются аналои на ножках с открытой декоративной полкой в нижней части, на которую можно поставить вазу с цветами. Складной аналой-разножка с верхом из ткани легок и компактен, его можно встретить не только в храмах, но и во многих благочестивых домах. Иногда встречаются аналои, совмещенные с сенью (киворием) – своеобразные киоты для икон. Эта стилистика распространена, главным образом, в Греции, в том числе на Афоне, где таким образом оформляют центральный аналой. Иногда церковные мастера изготавливают необычные аналои, обрамленные резьбой, придающей этому утилитарному предмету храмового убранства неожиданный вид – например, облик птицы (голубя, орла).

      Особенности оформления

      У качественного аналоя предусмотрена защита от падения положенных на него предметов. Это могут быть бортики, а также обивка поверхности нескользящей тканью (как правило, искусственным мебельным бархатом красного, синего или зеленого цвета). Встречаются аналои на колесиках – их удобно передвигать по храму.

      Разновидности аналоев

      центральные-аналои.jpg

      Центральный аналой представляет собой четырехгранную тумбу. Обычно он бывает довольно массивным и украшается богаче прочих. На центральный аналой возлагают икону события, отмечаемого Церковью в тот или иной день, а на всенощной – богослужебное Евангелие, выносимое для поклонения верующих. Нередко образ на центральном аналое украшают цветами – для этой композиции на нем тоже должно быть место.

      боковые аналои

      Боковой аналой. Так именуют тумбовые аналои и аналои на ножках, стоящие в разных частях храма. Обычно они сочетаются по своему облику с центральным аналоем, но бывают и скромнее его. На эти аналои, как правило, кладут иконы.

      алтарные аналои

      Выносной аналой (алтарный аналой) ставят перед престолом, чтобы священник мог положить на него служебник. Такой аналой по конструкции представляет собой пюпитр: имеет одну ножку и делается достаточно компактным, поскольку в алтаре обычно бывает немного места. Аналои на колонне с основанием из трех ножек называются триногами.

      складные аналои

      Складной аналой (разножка, по-гречески δισκέλιον – «двухчастный») – обычно аналой чтеца. Представляет собой складную конструкцию, как правило, с тканевым (реже – деревянным) верхом. Этот аналой выносят в центр храма, чтобы положить на него богослужебные книги в определенные моменты службы.

      клиросные аналои

      Клиросный аналой. В греческом обиходе именно он именуется ἀναλογείον. Наиболее сложная из описываемых нами конструкций. Представляет собой многогранную пирамиду, нередко – вращающуюся, закрепленную на многогранной же тумбе. Певчим удобно расположиться вокруг такого аналоя и положить на него ноты. Внутри аналоя для хора, как правило, находится тумбочка, куда клирошане складывают ноты и книги. Сверху к нему обычно крепятся светильники. У клиросного аналоя больший, нежели у обычного, угол наклона поверхности. Поэтому важно, чтобы он имел бортики, препятствующие падению нот, и не был скользким. Иногда такие аналои бывают обиты тканью.

      Из истории

      В старину встречались каменные аналои. В наши дни этот вариант довольно редок: как правило, аналои делают относительно мобильными, чтобы их можно было перемещать по храму.

      В XVIII – XIX веках четырехгранные тумбовые аналои иногда расписывали, причем изображали на них не только орнаменты, но и иконы.

      Исповедальный аналой.jpg

      Духовно-символическое значение

      Часовенка-проскинитарий, Греция.jpg

      В старину аналой называли проскринитарием (греч. Προσκυνητάριον), что в переводе означает «поклонник, поклонение». Тем же словом именовали паломничество – известны книги древних путешественников об их путешествиях по святым местам, носящие это название, например, «Проскинитарий. Хождение старца Арсения Суханова во Иерусалим в 7157 (1649) г.». Причина этого совпадения очевидна: аналой создан для того, чтобы помочь людям в поклонении святыне. Более того, существуют предметы, объединяющие в себе оба значения этого слова. Это миниатюрные часовенки, распространенные в Греции и, как правило, устанавливаемые вблизи дорог.

      Такая крошечная часовенка или домик на столбике или даже на ножках, как у стола, скрывает в себе иконы и, нередко, горящую перед ними лампадку. Она предназначена для того, чтобы напомнить путнику о необходимости молитвы и дать ему возможность поклониться святыне.

      Полезный совет

      Хорошо, когда все аналои в храме выполнены в единой стилистике: резное дерево одного и того же цвета, окрашенная древесина, металл. Еще лучше, чтобы они сочетались и с иконостасом, и с прочими предметами храмового убранства. Например, к позолоченному иконостасу подойдут аналои с золоченой резьбой.

      Стоит поставить в храме один или несколько детских аналоев – они меньше по высоте, рассчитаны на то, чтобы к лежащей на них иконе мог приложиться младший школьник.

      Разные виды аналоев:

      аналой с иконами Аналой аналой деревянный Аналой с полочкой деревянный аналой раскладушка Аналой лаконичный

      Цвет ткани:
      зеленый

      • красный
      • синий
      • зеленый

      Цвет ткани:
      зеленый

      • красный
      • синий
      • зеленый

      ВЫГОДНАЯ ЦЕНА

      Цвет ткани:
      зеленый

      • красный
      • синий
      • зеленый

      ВЫГОДНАЯ ЦЕНА

      Цвет ткани:
      красный

      • красный
      • синий
      • зеленый

      Цвет ткани:
      зеленый

      • красный
      • синий
      • зеленый

      Комплект:
      без дверки

      • без дверки
      • с дверкой

      В наличииВ наличии
      Цвет ткани:
      красный

      • красный
      • синий
      • зеленый

      ВЫГОДНАЯ ЦЕНА

      Цвет ткани:
      зеленый

      • красный
      • синий
      • зеленый

      ВЫГОДНАЯ ЦЕНА

      В наличииВ наличии
      Цвет ткани:
      зеленый

      • красный
      • синий
      • зеленый

      Цвет ткани:
      красный

      • красный
      • синий
      • зеленый

      🗸 Последний товар

      В наличииВ наличии
      Цвет ткани:
      синий

      • красный
      • синий
      • зеленый

      Комплект:
      без дверки

      • без дверки
      • с дверкой
      • с дверкой и замком

      ВЫГОДНАЯ ЦЕНА

      ВЫГОДНАЯ ЦЕНА

      Покрытие изделия:
      без покрытия

      • без покрытия
      • с пропиткой льняным маслом

      ВЫГОДНАЯ ЦЕНА

      Цвет ткани:
      синий

      • красный
      • синий
      • зеленый

      Комплект:
      без дверки

      • без дверки
      • с дверкой

      Цвет ткани:
      синий

      • красный
      • синий
      • зеленый

      Комплект:
      без дверки

      • без дверки
      • с дверкой

      Товары 1 — 18 из 43
      Начало | Пред. |123|След. |Конец