Что такое добрый поступок?

Классный час на тему: » Добрые и злые поступки»

Цель:

— разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло», убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

Задачи:

— формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

— учить задумываться о своём месте в жизни;

— развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

Форма проведения: общеклассная.

Методы: словесный, проблемно – поисковый, творческий, практический.

Оборудование: пословицы на доске, макеты земли и солнца (лучики у каждого на парте), листы белой бумаги, конверты с растительным и животным миром.

Ход занятия.

На доске написаны пословицы.

Злой не верит, что есть добрые поступки.

Добро помни, а зло забывай.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Добрая слава в углу сидит, худая слава по дорожке бежит.

— Ребята, прочитайте, пожалуйста, пословицы и подумайте, какую тему мы будем обсуждать на нашем классном часе? (Выслушиваю ответы детей и обобщаю).

— Правильно, ребята. Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о добре и зле в нашей жизни.

— Какие пословицы вы ещё знаете. ( Ответы детей, можно ещё несколько пословиц написать на доске).

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (вспомните что- нибудь хорошее) и откройте глаза. Посмотрите, у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые, добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

А начнём мы наш разговор с правил и законов, по которым мы живём изо дня в день. Давайте их вспомним. (Ответы детей: правила, которые мы должны соблюдать в школе, правила дорожного движения, режим дня, порядки, которые установлены родителями и т.д.)

— А есть ли какие-нибудь правила и законы, где говорится о том, что нельзя драться, воровать, говорить неправду, плохо относиться к родителям, пожилым людям, занимать деньги? ( Ответы детей).

— Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало? (Ответы детей).

— Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть. Как вы думаете, что такое совесть? (Ответы детей: совесть – это когда тебе стыдно за то, что ты сделал, не находишь себе места, мучаешься из-за своего поведения и т. д.)

— Совесть – это особое чувство, позволяющее отличить добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым поступкам.

— Ребята, а как вы понимаете, что такое добро? (Ответы детей: это всё хорошее, красивое. Например: весна, солнце, родители, улыбки и т.д.)

-А что такое зло? (Ответы детей: всё плохое, дурное, беда. Например: драться, обзываться, говорить неприличные слова и т.д.)

— Мы живём с вами на планете Земля. И если существует на планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые поступки. Давайте вспомним, когда вы в жизни встречали добро и зло. Для этого я зачитаю отрывки из ваших сочинений, которые мы писали.

Зачитываю несколько отрывков. (Например: «На улице зимой всегда холодно, но в этот день дул сильный, пронизывающий ветер. Я шла из школы и увидела маму, стоящую у подъезда, в руках у неё было что- то беленькое. Когда я подбежала ближе, то увидела маленький дрожащий комочек, покрытый весь льдинками. Это был котёнок. Дома у нас не было животных, и мы решили взять его к себе. С тех пор он живёт у нас. Зовём мы его ласково Морис. Это напоминает нам, что нашла его наша мама в очень морозный день».

— Какое чувство возникло у вас к героям этого отрывка?

— Какое дело совершила мама, подобрав замёрзшего котёнка?

— Могла ли она поступить иначе?

-Чем бы это обернулось?

«Когда я был в летнем лагере, у нас приключился ужасный случай. После дневного сна мы пришли на полдник. Там был сок с булочкой и яблоко. Так вот некоторым ребятам не достались яблоки, их кто-то украл. Я не хотел бы, чтобы ещё раз со мной или другими детьми произошла такая неприятная ситуация».

— А какое чувство мы испытали к детям, которые остались без яблок?

— Кто мог совершить такой поступок?

— Что бы вы сказали тем, кто это сделал?

— Как можно назвать такой поступок?

— Какой можно сделать вывод из всего того, о чём мы с вами сейчас говорили? (Ответы детей, после этого обобщение учителя).

— Значит, любой человек имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить в той или иной ситуации. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, приятно. А если люди поступают плохо, причиняя тем самым другим боль и огорчения, нужно задуматься о том, как исправить свои ошибки.

— Сейчас мы проведём эксперимент. Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Возьмите белый лист бумаги. А теперь давайте вспоминать, как вы обижаете, друг друга на переменах, на улице и даже в классе, как злитесь, друг на друга, обзываетесь. Обидеть можно человека по- разному, поэтому сейчас каждый вспомнит, как и чем его обидели, сколько раз( хотя бы за последние 3 дня) и столько раз загнёт свой листочек. (Даю время).

— Посмотрите на свои листы, изменились они? Посмотрите на лист своего соседа, сравните свой и его. Почему листы разные? Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? ( Ответы детей: можно извиниться, пожалеть, сказать что-нибудь приятное).

— Давайте попробуем изменить ситуацию, будем вспоминать хорошие добрые поступки и слова, при этом будем разглаживать наши «шрамы» на бумаге, которые мы оставили. (Дети разглаживают листы).

— Ребята, а сейчас посмотрите на свои листы? Изменились они? Приобрели ли они первоначальный вид? Почему? (Ответы детей и вывод: боль и неприятные ощущения остаются в душе очень долго, поэтому прежде чем сделать что-то, нужно хорошо подумать, каждый должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки ).

-Да, ребята, говорить красиво, правильно всегда легко, а поступать так очень сложно. Этому нужно учиться всю сознательную жизнь. Каждую минуту мы должны учиться доброте, бороться и искоренять зло из своей жизни.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте!

Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра.

Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету.

Под этим неспокойным небом,

Давайте воевать за доброту!

— Сегодня я принесла вот такую вещь (небольшой коврик), это «коврик мира», он будет находиться у нас в классе, и если у кого-то из детей возникнет конфликт, то «противники» могут встать на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь к мирному решению своей проблемы.

— Давайте попробуем и разыграем несколько ситуаций. ( Дети подготовлены заранее).

1. Аня и Оля, дежурные по классу, им нужно полить цветы, но лейка всего одна. Девочки начали спорить, кому же из них поливать. (Разыгрывается ситуация).

2. На перемене девочки не поделили скакалку, начали кричать и выяснять, кто первый её взял, кому на ней первой прыгать и.д. Все перессорились, так никто и не попрыгал, прозвенел звонок. (Разыгрывается ситуация).

— Скажите, почему произошли данные конфликты? Кто прав, а кто виноват? А может все были правы? Как разрешить такие ситуации? (Ответы детей).

— Вот нам «коврик мира» и поможет в этом. Нужно встать на него и спокойно поговорить, и решить без обид, кто первый польёт цветы или попрыгает, и обязательно нужно попросить прощение друг у друга. Нужно учиться уступать друг другу, ведь это тоже нелегко и не каждый может отдать первенство другому человеку.

— Много хороших славных и полезных дел ждёт вас в будущем, но сегодня мы с вами сделаем одно доброе дело. Представим, что наша земля покрыта, погружена во мрак (вывешиваю чёрную землю). Давайте сделаем так, чтобы на этой земле засияло яркое солнышко. У меня есть только часть солнышка. (Вывешиваю жёлтый круг). А у вас у каждого на столе лежат лучики, напишите на них слова, которые дарят людям теплоту, заботу и внимание. (Дети пишут слова).

— Готовы, чтобы наше солнце засияло? Тогда давайте прикреплять свои лучики! (Дети прикрепляют на доску лучики). Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце» и в каждом из нас есть маленькое солнце, это — доброта. А добрые люди как лучи этого солнышка добротой своей согревают других людей.

— Ребята, а чего не хватает на нашей земле? (Ответы детей: животного и растительного мира).

— На партах у вас лежат конверты, посмотрите, что в них? (Ответы детей). Давайте дополним нашу картину зверюшками, птицами, деревьями, цветами.( Крепят на землю). Конечно, на доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир на планете зависит от людей. Мы много раз с вами говорили, что природу надо беречь и природа нам ответит тем же. Хочу сегодняшнее занятие закончить таким стихотворением. ( Можно дать заранее выучить ребёнку).

Добро-это ты!

Добро – это я!

Добро — это целая наша Земля!

Добро – это праздник в семье,

Добро – это песня ручья по весне.

Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом – Добро!

И люди идут, улыбаясь в метро,

Ну, в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

— Я сегодня благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе. Вы ещё дети, впереди вас ждёт много разных добрых дел и поступков, вы сделаете нашу Землю ещё красивее и прекраснее, а для этого вы должны быть смелыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, вежливыми, добрыми детьми. А чтоб такими быть я принесла вам лекарство (конфеты ммдемс) от грубости, жадности, драк. Только запомните: перед тем как их принимать, надо загадать доброе желание, тогда лекарство подействует.

— Если вы считаете тему нашего разговора важной, то откройте свои ладошки широко, если не очень, то приоткройте их, а кто считает, что мы зря потратили время, то держите их закрытыми. ( Дети знают этот приём, мы часто используем его на уроках).

-Спасибо за сотрудничество. До новых встреч!

Они, эти поступки, бывают разные. В разных условиях от них зависит многое.Например, уступили вы бабушке место в автобусе. Или в очередь кого-нибудь пропустили вместо себя. Хороший поступок? Хороший.

А если, например, солдат, спасая соратников на войне, бросился на гранату? Несомненно, этот поступок нельзя называть просто – «хороший, добрый”. Его назовут героическим. Но вместе с тем он – хороший. Хоть это и глупо звучит.

А что, если представить себе мир, где никто таких поступков не совершает? Например, едет в том же автобусе та же

бабушка – но место вы ей не уступили. И у нее от усталости случился инфаркт. А человек, которого вы не пропустили в свою очередь, опоздал на важную встречу, потерял веру в жизнь и покончил жизнь самоубийством. Или стал алкоголиком и доживал свои годы на улице, бездомный и никому не нужный…Что же получается? Хорошие поступки – не просто так, сделал, похвалил себя – какой я. мол, хороший – и забыл. Иногда от них зависит чья-то жизнь. Хоть эти поступки и кажутся мелкими и незначительными.

Так что же это такое -хороший поступок? Наверно, на научном языке это звучало бы так: «Хороший поступок, это определенная

последовательность действий одного индивидуума, приводящая к наиболее скорейшему и выгодному удовлетворению потребностей другого индивидуума”. Но, как видно из предыдущих примеров – все не так просто. Хоть мы и взяли исключительные случаи, которых обычно не происходит, все обстоит именно так.

Есть такая трактовка: хороший поступок – это такой поступок, от которого хорошо ВСЕМ. Не только вам или тому, на кого он направлен, а любому человеку. То есть, по сути, такой поступок невозможен.Почему? Возьмем снова пример с очередью: человек не опоздал на встречу и получил должность, но из-за этого другой человек не смог ее получить, впал в депрессию и повесился.

Значит, хорошие поступки по определению эгоистичны? Нет.Ведь героический поступок – тоже хороший, как его ни называй. И так будет всегда. И если делать хорошие поступки часто, то баланс счастья и радости в мире изменится в лучшую сторону. И чем больше совершаете вы хороших поступков, тем больше их, глядя на вас, совершают другие люди.Делайте, люди, делайте хорошие поступки – и они вернутся к вам!

В рамках городского Медиаобразовательного проекта продолжают проходить медиазанятия в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования. На занятиях обсуждаются разные темы, и все они связаны с вопросами культуры общения и воспитанием лучших человеческих качеств.

Доброта – одно из лучших качеств человека. Помните, в сказках добро всегда побеждает зло. Но как часто мы говорим о доброте? Не на бегу, а вдумчиво, разбирая примеры, обсуждая важные для становления человека ситуации?!

«Добрые поступки в действии» – так называлась тема медиаурока у учащихся 4 Б класса школы № 211 им. Л.И. Сидоренко Калининского района. Его проводила учитель начальных классов Елена Михайловна Васильева.

Тему занятия учащиеся назвали сами, пояснив, что важно не только быть человеком, но и проявлять при этом определённые нравственные качества.

После прослушивания песни «Твори добро» учащиеся ответили, что значит делать добро на благо людям. Медиаматериал (социальный ролик «Человек из очереди») помог ученикам понять, что люди делают добро, не задумываясь, что их отблагодарят. Это происходит от чистого сердца, бескорыстно. Совершив добрый поступок, человек запускает цепочку добрых дел.

Ребята приводили свои примеры, что можно сделать в нашей жизни, чтобы приносить другим счастье и радость. Оказывается, для этого многого не надо, нужно только быть чутким сердцем, внимательным к окружающим.

Затем ребята объяснили смысл пословицы «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе». В подтверждение этого ученики познакомились с информацией о том, как американский фельдшер спас жизнь доктора, который когда-то его в раннем детстве выходил. Так люди спасли друг друга с разницей в несколько десятков лет, а объединившись, продолжают думать и действовать для помощи и на благо другим людям.

Итогом урока стали строчки стихотворения:

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады.

Учащиеся получили памятки со словами Ш.А. Амонашвили, призывающими к действию: «Твори добро!»

Такие занятия формируют нравственные качества учащихся: неравнодушие, чуткость, отзывчивость, проявление доброты и внимательности к людям, находят отклик в детской душе.

Материал подготовила Федотко Татьяна Алексеевна, руководитель городского Медиаобразовательного проекта