Что такое фреска?

(от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, — одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).

Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась «чистая» фреска («буон фреско») без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители «модерна» (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).

В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.

Микеланджело.
Микеланджело. «Дельфийская сивилла». Фрагмент росписей плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 — 1512.
Литература: Г. Шмид, Техника античной фрески и энкаустики, (перевод с немецкого, М.). 1934; П. Бодуэн, Техника фресковой живописи, (перевод с французского, М.), 1938; Н. М. Чернышев, Искусство фрески в Древней Руси, М., 1954; Филатов В В., К истории техники стенной живописи в России, в сборнике: Древнерусское искусство Художественная культура Пскова, М., 1966; В. Н. Лазарев, Древнерусские мозаики и фрески XI-XVI вв., М, 1973; В. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.История настенной живописи началась
еще с ритуальных рисунков, которыми
наши предки украшали стены своих
пещер.
В начале III тысячелетия до новой эры
художники Древнего Египта начали
расписывать стены внутреннего
пространства гробниц, культовых
сооружений и жилых интерьеров.
Настенные фрески в интерьере были
призваны не только украшать, но и
свидетельствовать о культурном уровне
владельца дома, а также характеризовать
его общественный статус, политическую
принадлежность и материальные
возможности.
Фреска – это искусство
украшения стен и
потолков путем
нанесения цветного
рисунка на еще влажную
штукатурку при помощи
водяных красок. При
такой технике
связующим и
грунтующим веществом
выступает один и тот же
материал – известь.
Благодаря этому краски
хорошо держатся, не
осыпаясь.
ФРЕСКА (от итал. fresco — свежий) —
живопись по сырой штукатурке
красками, разведенными на воде.
Одна из техник стенных росписей.
Рождением в Европе
монументальная настенная роспись
обязана гению Джотто ди Бондоне.
Выдающимися мастера фресковой
живописи эпохи Возрождения
являлись Фра Анжелико, Мазаччо,
Пьеро Делла Франческа.
Непревзойденных вершин в этой
технике достигли Леонардо да Винчи,
Рафаэль и Микеланджело.
Произведение было выполнено в 1498 году. Его
размеры составили 880 на 460 см. Многие
ценители творчества художника сошлись во
мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно
рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и
приподняться 3,5 метров вверх. Яичная темпра,
которой пользовался Леонардо при написании
картины, впоследствии сослужила дурную службу,

начав разрушаться всего через 20 лет после
написания картины.
В России термин «фреска» пришел из
Италии не ранее XVIII века. Об этом
можно судить по тому, что еще в XVIXVII веках в русских летописных
сводах, уставах и указах писали:
«стенное письмо на сыром левкасе».
Термином же «стенное письмо»
обозначали все росписи на
архитектурных поверхностях,
выполненные в любой технике, —
будь то роспись по сырому левкасу, на
эмульсионном связующем или
клеевом.
Технику фрески знали на Руси уже в X—XII
веках.
выдающиеся произведения церковной
стенописи — работы Андрея Рублева, Дионисия,
Феофана Грека.
Русские мастера в XII—XVII веках
пользовались в стенописи только трубчатыми
грунтами, то есть содержащими в своем составе
рубленые волокна льна — левкасами с матовой
поверхностью.
Левкас — это род жидкой шпаклевки, мел с
клеем, для подготовки под краску и позолоту.
Сегодня при помощи фресковой росписи украшают интерьеры как частных домов,
так и общественных зданий. В наше время фреска приобрела необыкновенную
актуальность, популярность и даже престижность, особенно такие ее виды, как
художественная роспись потолков и настенная фреска, заменяющая живопись.
Литература
Фреска // Популярная художественная
энциклопедия. Кн.2. – Москва: Советская
энциклопедия, 1986. – С.352.

Что такое фресковая живопись? Характеристики

Художественный термин Fresco (по-итальянски «свежий») описывает метод окраски, при котором цветные пигменты смешиваются только с водой (без связующего вещества), а затем наносятся непосредственно на свежеуложенную известковую штукатурку (грунтованную штукатуркой поверхность).

Поверхность обычно представляет собой оштукатуренную стену или потолок. Жидкая краска впитывается штукатуркой и по мере высыхания пигменты проникают в раствор и остаются в стене. Перед нанесением краски художник обычно делает подготовительный рисунок (синопию) красным мелом.

Виды фресок Buon, Secco и Mezzo

Существует три основных типа техники фрески: буон или настоящая фреска, секко и меццо-фреска.

Буон (Buon fresco)

Самый распространенный технический метод изготовления фресок, включает использование пигментов, смешанных с водой (без связующего), на тонком слое влажного, свежего известкового раствора или штукатурки (intonaco). Пигмент впитывается в стену, как описано выше.

Секко (Secco)

В противоположности обыному подходу, в этом случае, картина пишется на сухой штукатурке и поэтому требует обязательной связующей среды (используется, например, яичная темпера, клей или масло), чтобы прикрепить пигмент к стене, как в одной из самых известных фресок – Тайной вечери от Леонардо да Винчи.

Меццо-фреска (Mezzo)

В данном случае, это роспись по подсушенной основе, почти, но не совсем сухому интонако. Пигмент лишь слегка проникает в штукатурку. К 1600 году эта техника в значительной степени заменила фрески буон на стенах и потолках.

Ранние европейские фрески, общее руководство: Романская живопись (1000–1200). Более линейный стиль фрески: Романская живопись во Франции. Для получения дополнительной информации о фресках в исламском стиле см.: Романская живопись в Испании. О фресках с византийским влиянием: Романская живопись в Италии.

Дополнительно будет полезно изучить: Глоссарий по живописи, Виды искусства.

История фресок

Фресковая живопись практиковалась еще в 2000 г. до н.э. минойцами во времена цивилизации Крита в бронзовом веке. Известные критские настенные фрески в технике буон, это, например, «Тореадор». Ранние фрески также были написаны в Марокко и Египте, причем египетские художники предпочитали метод секко для росписи гробниц. Фрески были также распространены в греческом искусстве, а также в этрусской культуре и в римском искусстве (например, Помпеи, Геркуланум), где они были в основном выполнены в технике буон. Раннехристианское искусство в Риме, особенно в катакомбах, также использует фрески. Этот стиль был очень популярен среди художников древнего Средиземноморья и Турции. Кроме того, ранние образцы буддийского фрескового искусства, завершенные между 200 г. до н.э. и 1100 г. н.э., были обнаружены в пещерах Аджанты и храме Брихадисвара в Индии.

Византийские религиозные фрески

Восточно-православное искусство – особенно русская средневековая живопись – в значительной степени полагалось на фрески на стенах церквей и соборов, чтобы проиллюстрировать сцены из Библии. Среди экспонентов были Феофан Грек (1340-1410) (см. его фрески в церкви Преображения Господня в Новгороде); Андрей Рублев (1360-1430) (см. его росписи в Благовещенском соборе в Москве и Успенском соборе во Владимире); Дионисий (1440–1502) (автор фресковой росписи Ферапонтова монастыря).

Эта форма христианской средневековой живописи, оказавшая сильное влияние на готическое искусство, была вытеснена школой итальянской пред-ренессансной живописи (1300-1400 гг.), членами которой были Симоне Мартини (1284-1344 гг.) – см. его фрески в часовне Святого Мартина, Ассизи (1317) – Амброджо Лоренцетти (1285-1348) – см. его серию фресок «Аллегория хорошего и плохого правительства» (1338-9, Палаццо Пубблико, Сиена) – и, конечно, флорентийский Джотто (1267-1337), см., в частности, его «Предательство Христа («Поцелуй Иуды»)» (1305 г.) и «Оплакивание Христа» (1305 г.) в часовне Арены в Падуе.

Итальянский ренессанс

Именно во время итальянского Возрождения фресковая живопись достигла своего апогея, за исключением Венеции, в которой слишком сырой климат. Художники 15 века по всей Италии использовали фресковые техники, в частности, для своих религиозных картин в соборах и церквях. Три самых известных примера фресок эпохи Возрождения:
❶ фрески капеллы Бранкаччи (1424-28) кисти Мазаччо во Флоренции, см., например, Дань (1425-27) и Изгнание из Эдемского сада (1426-27);
❷ фрески Сикстинской капеллы (1481-1541) Боттичелли, Перуджино и других (и, конечно же, Микеланджело). См., например, раннюю фреску Перуджино Христос вручает ключи святому Петру (1482 г.);
❸ Комнаты Рафаэля (1508-20), декорированные Рафаэлем залы в Ватикане, например, Афинская школа (1508-11).

С уходом искусства эпохи Возрождения и появлением маньеризма популярный вкус стал отдавать предпочтение большим холстам, написанным маслом и гобеленам, что ограничивало использование фресок на стенах и потолках. Но посмотрите фрески в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции Якопо Понтормо (1494-1556). К мастерам этого типа архитектурных иллюзионистических фресок также относятся Мантенья (1430-1506) и Корреджо (1489-1534) – см., в частности, его необыкновенное Успение Богородицы (Пармский собор) (1526-30). Для получения дополнительной информации см. также: Пармская школа живописи (1520-50).

Барокко

Эпоха искусства барокко была последним периодом, когда «большая» живопись ассоциировалась с фресковой средой. Одной из последних великих фресок был Константин, повелевающий уничтожить языческих идолов (1648, Латеранский баптистерий) Карло Маратты. (1625-1713).

Лучшие фрески эпохи барокко представлены, например, болонской школой живописи, во главе с Аннибале Карраччи (1560-1609), – отметившимся на фресках Галереи Фарнезе (1597-1608), ослепительной квадратурой от Андреа Поццо (1642-1709), такими художниками, как Гуэрчино (1591 -1666), Пьетро да Кортона (1596-1669) и Лука Джордано (1634-1705).

Ко времени великого художника рококо Тьеполо (1696-1770), фресковая технология находилась в общем упадке, хотя его фрески в Вюрцбургской резиденции (1750-37) были поздним кульминационным моментом.

В 19 веке двумя очень известными мастерами настенных росписей были Теодор Шассерио (1819-1856) и Пюви де Шаванн (1824-1898), оба из которых создали некоторые выдающиеся украшения для зданий Парижа.

Мексиканский фресковый ренессанс (1920-1930-е годы)

Диего Ривера (1886–1957), Давид Альфаро Сикейрос (1896–1974) и Хосе Клементе Ороско (1883–1949) были тремя величайшими участниками так называемого мексиканского Возрождения фресок, которое привело к значительному возрождению фресковой живописи. К северу от мексиканской границы, в Соединенных Штатах, литовский соцреалист Бен Шан (1898-1969) также стал успешным фресковым художником, на счету которого ряд общественных художественных проектов.

См. наше эссе по изобразительному искусству «Как ценить картины».

  • Выставка Розмари Трокель
  • Растворение. Выставка Александра Румянцева. 16+
  • Выставка художника-аскета Ирины Терновской «The Signs»
  • «Ступени». Выставка произведений Михаила Кудреватого
  • Масляная живопись — главная изюминка любого интерьера

ФРЕСКА (итал. fresco – свежий), техника настенной росписи водяными, реже – казеиново-известковыми красками по сырой или сухой штукатурке, а также живописное произведение, выполненное в этой технике. Фреска может быть выполнена двумя способами: а секко (a secco – по сухому), т.е. написана по сухой штукатурке, и в технике аффреско (аль фреско), когда водяные краски наносятся на сырую штукатурку; такая фреска (buon fresco), без последующих исправлений темперой, наиболее сложна в исполнении, поскольку требует быстрого завершения работы. Как только влажный грунт высыхал, живопись становилась неотъемлемой частью поверхности стены. Роспись а секко, далеко не столь долговечная, имеет тенденцию трескаться и осыпаться. Тайная вечеря Леонардо да Винчи (в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие, 1495–1497) – наиболее известный пример того, как великое произведение разрушается по той причине, что мастер не использовал в качестве грунта сырую штукатурку. Средневековые художники смешивали порошкообразные красящие пигменты с казеином или яичным белком, однако с 16 в. наиболее часто употреблявшимся эмульгатором стала вода. Итальянский художник Ченнино Ченнини (ок. 1370 – ок. 1440) детально описал технику фрески в своем Трактате о живописи (Trattato della Pittura, 1437). Работая в технике аффреско, художник использует картоны в размер росписи, частями перенося с картона на стену ровно такую часть изображения, которую можно написать, пока штукатурка еще влажная.

Наиболее древние фрески сохранились в Фивах в Египте; они относятся к эпохе Нового царства (1555–1090 до н.э.). Греки в Микенах и Тиринфе и критяне в росписях Кносского дворца применяли наравне с а секко технику аффреско. В античной живописи классического и эллинистического периодов фреска оставалась популярной и позднее применялась первыми христианами для росписи катакомб. Великолепные античные фрески сохранились в разрушенных зданиях Помпеи и Геркуланума. В последующие столетия техника чистой фрески (т.е. живописи по сырой штукатурке и без применения каких-либо иных связующих, кроме воды) использовалась мало. Во Франции и Германии сохранились романские фрески 11 в., что говорит о продолжении существования этой традиции. Фреска во Франции была почти полностью забыта с увеличением популярности витража и стремительным нарастанием высоты готических сводов. Однако в Италии, особенно в Сиене и во Флоренции, благодаря творчеству Симоне Мартини и Джотто фресковая живопись получила новый импульс к дальнейшему развитию. Римские архитектурные формы, которым отдавали предпочтение в Италии, хорошо подходили для фресковой росписи. В эпоху Ренессанса такие мастера, как Мазаччо, А.Мантенья, Л.Синьорелли, Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, украшали церкви и дворцы фресками, выполненными с такой виртуозностью, что, казалось, исчезала сама плоскость потолка или стены, на которых они были написаны. Еще в 18 в. фреска оставалось главной и наиболее популярной формой монументальной декорации; одним из выдающихся мастеров, работавших в этой технике, был Дж. Б.Тьеполо. Несмотря на то, что фресковая живопись распространена по всему миру, до сих пор ее развитие связывают преимущественно с Италией. Замечательным исключением стало творчество мексиканских живописцев-монументалистов 19–20 вв. Д.Риверы, Х.Ороско и Д.Сикейроса, которые в своих плоскостных композициях с угловатым рисунком воплотили национальные индейские мотивы.

СЦЕНА СТРАШНОГО СУДА. 1715–1716. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Фреска Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C. ФРЕСКА НА КОЛОННЕ В ЦЕРКВЕ ИОАННА ЗЛАТОУСТА. Ярославль. 1911 Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C. ФРЕСКА СПАС ВСЕДЕРЖАТЕЛЬ. Ферапонтов монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 IGDA/G. Dagli Orti ДЖОТТО. ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ. Фреска.