Что такое лихоимство?

В Викиданных есть лексема мздоимство (L127425).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. мздои́мство мздои́мства
Р. мздои́мства мздои́мств
Д. мздои́мству мздои́мствам
В. мздои́мство мздои́мства
Тв. мздои́мством мздои́мствами
Пр. мздои́мстве мздои́мствах

мздо-и́м-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мзд-; интерфикс: -о-; корень: -им-; суффикс: -ств; окончание: -о .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. устар. то же, что взяточничество ◆ В законе за мздоимство и лихоимство назначались кары, но их почти никто не боялся, и взятки брали все или почти все, а кто их не брал, тех звали простофилями и даже дураками. Н. С. Лесков, «Сим воспрещается…», 1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. лихоимство, взяточничество

АнтонимыПравить

  1. частичн.: честность

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: мздоимец
  • прилагательные: мздоимный, мздоимственный

ЭтимологияПравить

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Здравствуйте, Владислав!Словом «хищник» означали человека, который похищал людей с целью продажи в рабство. Такая практика была довольно распространенной в то время, да и позднее (достаточно вспомнить историю работорговли неграми, которых буквально силой или обманом увозили из Африки в Америку). Есть такие примеры и сейчас — Северный Кавказ, например, если брать нашу страну, да и не только. К сожалению, случаи похищения детей, сексуального рабства и проч. — явление, распространенное и в нашем, «цивилизованном» мире.Лихоимец — человек, берущий «лихву» или проценты. Евреям по Закону разрешено давать под проценты чужеземцам, а братьям нужно давать в долг, но процент не требовать. Христианство распространила понятие «братья» на все человечество. По этой причине, кстати, уже привычная нам банковская система с большим трудом прокладывала дорогу в христианских странах — наживаться на процентах считалось безнравственным. Но, если не затрагивать банковскую систему, то современный лихоимец — это тот, кто использует нужду ближнего, чтобы получить свою выгоду (вместо оказания бескорыстной помощи). И выгода эта может быть не связана напрямую с материальными ценностями. Но это уже, конечно, преломление значения слова в другую плоскость…

      С уважением,Пастор Михаил ДубровскийРуководитель отдела богословия РОСХВЕ

      АЗБУКА

      Почему мы так говорим?

      «Рцы мне, чадо, вся, елико соделал еси» (назови мне, чадо, все, что совершил дурного), – говорят нам последние слова молитв, читаемых всегда священником перед Исповедью.

      Эти слова говорят о том, что исповедующийся призывается назвать те грехи, в которых после их совершения он еще не признавался на Исповеди. Конкретный совершенный грех должен быть назван исповедующимся; иначе Таинство Исповеди совершиться не может. Не случайно в тех же последних словах священник говорит: «Аще что скрыеши от мене, сугубый грех имаши» (если что скроешь от меня, то тем самым особо согрешишь).

      Духовенству теперешних времен хорошо известно, как очень часто теперешние церковные люди бывают не готовы к тому, чтобы Таинство Исповеди могло бы совершиться; не готовы только потому, что не имеют навыка ясно выразить свою греховность (как часто бывает, что исповедующийся желает ограничиться словами – «грешен делом, словом и помышлением», «во всем грешен»…).

      Между тем, можно заметить, что церковные книги очень часто содержат перечисления распространенных человеческих грехов; и в этих «списках» каждый грех, как правило, выражен одним (хотя часто и составным, то есть имеющим несколько корней) словом. Сам по себе факт того, что грехи чаще всего именуются одним словом, говорит о том, с какой точностью Церковь предлагает нам осознать свою реальную греховность. Нередко такие слова бывают нам в основном понятны.

      Например: ПРАЗДНОСЛОВИЕ, ЛЕНОСТЬ, УНЫНИЕ, ПЬЯНСТВО, НЕПРАВДОГЛАГОЛАНИЕ…

      Но есть некоторые из них, которые нуждаются в пояснении.

      ГОРТАНОБЕСИЕ – обжорство.

      МНОГОСТЯЖАНИЕ – свойство человеческой личности, заключающееся в том, что такая личность основала себя на стремлении к материальным приобретениям. Корень «много» в составных словах церковно-славянского языка часто имеет специальное значение – «беспрестанно». Грех многостяжания заключается в том, что стяжание сделалось беспрестанным занятием личности; так что если «перестает» такое приобретательство, то «перестает» быть и сама такая личность (она не знает иных основ своего бытия);

      СКВЕРНОПРИБЫТЧЕСТВО (СКВЕРНОСТЯЖАНИЕ) – употребление неправедных средств к приобретению необходимых материальных благ;

      МАЛАКИЯ (ударение на предпоследней гласной) – Апостол Павел в своем Послании к Ефесянам (глава 5, стих 3) советует и не говорить о мерзостях любодеяния; если и говорить, то для предохранения от таких грехов. Сам Павел в Первом Послании к Коринфянам (глава 6, стих 9) говорит о том, что нераскаявшиеся в грехе малакии (рукоблудия) не наследуют Царства Божия;

      ЛИХОИМАНИЕ (ЛИХОИМСТВО) – приобретение имущества «любыми путями» (имеется в виду чаще всего – насилие);

      МШЕЛОИМСТВО – корыстолюбие…

      Протоиерей Леонтий Морозкин.

      &gt В начало страницы <