Что такое митрополит?

Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

Кто такой митрополит

Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит Иларион (Алфеев): Всем в своей жизни я обязан Церкви

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

  • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Первый митрополит на Руси

Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

Ювеналий, митрополит (Поярков Владимир Кириллович)

Ювеналий, митрополит (Поярков Владимир Кириллович)

Дата рождения: 22 сентября 1935 г.

Дата хиротонии: 26 декабря 1965 г. Дата пострига: 10 октября 1959 г. День ангела: 15 июля

Страна: Россия Биография:

Родился 22 сентября 1935 г. в г. Ярославле в семье служащих. С 1946 г. состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.

В 1953 г., завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду. 9 октября 1956 г. во время обучения в 4-м классе семинарии в академическом храме ап. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым).

В 1957 г. поступил в Ленинградскую духовную академию.

10 октября 1959 г. в Иоанно-Богословском храме при ЛДА пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.

4 ноября 1959 г. митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском соборе г. Ленинграда рукоположен в сан иеродиакона.

1 января 1960 г. епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском соборе г. Ленинграда рукоположен в сан иеромонаха.

15 августа 1960 г. назначен референтом Отдела внешних церковных сношений и переведен для обучения в Московскую духовную академию.

Работая в ОВЦС, одновременно в 1961/1962 уч. году преподавал Священное Писание Нового Завета в Московской духовной семинарии.

В 1961 г. в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве на праздник Благовещения Святейший Патриарх Алексий I возложил на иеромонаха Ювеналия наперсный крест и набедренник. 7 июля 1962 г. за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля — правом ношения палицы.

16 июля 1962 г. назначен настоятелем храма равноапостольных Константина и Елены в Тегеле (Западный Берлин) и редактором журнала Среднеевропейского экзархата «Stimme der Orthodoxie» («Голос Православия»).

21 февраля 1963 г. в Ярославском кафедральном соборе архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым) возведен в сан архимандрита. Назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

22 декабря 1964 г. освобожден от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и назначен заместителем председателя ОВЦС.

25 ноября 1965 г. решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии, с оставлением в должности заместителя председателя ОВЦС.

25 декабря 1965 г. в Иоанно-Богословском храме ЛДА состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, председатель Отдела внешних церковных сношений.

В 1967-70 гг. — окормлял приходы Японского благочиния.

В сентябре-октябре 1967 г. совершил поездку в Японию для детального ознакомления с жизнью благочиния. 7 октября 1967 г. по докладу епископа Ювеналия о поездке в Японию принято решение Священного Синода об упразднении благочиния и восстановления деятельности Православной духовной миссии в Японии.

С 28 октября по 28 ноября 1968 г. совершил вторую поездку в Японию. Во время пребывания в Японии состоялся первый Собор клира и мирян Духовной миссии в Японии, на котором было принято воззвание к клиру и мирянам Японской Православной Церкви, находившимся в расколе с Русской Православной Церковью. Устроение церковной жизни в Японии завершилось дарованием Русской Православной Церковью в 1970 г. автономии Японской Православной Церкви и созданием Патриаршего подворья в Токио.

20 марта 1969 г. назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя председателя ОВЦС.

10 апреля 1970 г. Священный Синод поручил епископу Ювеналию временное управление Патриаршими приходами в США и Канаде. В связи с провозглашением автокефалии Православной Церкви в Америке и упразднением экзархата Московского Патриархата епископ Ювеналий в мае-июне находился в США и занимался устроением церковной жизни в приходах Русской Православной Церкви в США, оставшихся в юрисдикции Московского Патриархата.

18 июня 1971 г. за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви (30 мая — 2 июня 1971 г.) Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа. 27 апреля 1972 г. Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана митрополита.

30 мая 1972 г. решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.

16 апреля 1976 г. в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений Святейшим Патриархом Пименом удостоен права ношения двух панагий.

11 июня 1977 г. назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, постоянным членом Священного Синода.

2 декабря 1977 г. назначен членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества на Руси.

23 декабря 1980 г. назначен заместителем председателя Юбилейной комиссии по подготовке к торжественному празднованию и проведению юбилея 1000-летия Крещения Руси.

14 апреля 1981 г., согласно поданному прошению, освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений.

С 1993 г. — сопредседатель Оргкомитета по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры.

В 1993-98 гг. — член правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков императора Николая II и членов его семьи.

В 1995-98 гг. — председатель комиссии по художественному убранству Храма Христа Спасителя в г. Москве.

С 11 апреля 1989 г. по 22 марта 2011 г. — председатель Синодальной комиссии по канонизации святых; освобожден от этой должности решением Священного Синода согласно поданному прошению.

С 12 марта 2013 г. — председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Решением Священного Синода от 13 апреля 2021 г. (журнал № 4) определено быть епархиальным архиереем новообразованной Коломенской епархии Московской митрополии. Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Синод усвоил права по управлению Московской митрополией с полномочиями, определяемыми Уставом Русской Православной Церкви.

14 апреля 2021 г. подал на имя Святейшего Патриарха Кирилла прошение о почислении на покой по состоянию здоровья. В связи с поданным прошением Святейший Патриарх Кирилл вступил в непосредственное управление Московской митрополией, до избрания Синодом Патриаршего наместника, митрополита Крутицкого и Коломенского.

Решением Священного Синода от 15 апреля 2021 г. (журнал № 26) почислен на покой с выражением глубокой и искренней благодарности «за достойно понесенные в течение шести десятилетий многотрудные обязанности на разных поприщах церковного служения». Местом пребывания определен г. Москва.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 19 апреля 2021 г. местом служения определен храм апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы.

***

Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Ювеналий:

Летом 1960 г. участвует в качестве наблюдателя в составе делегации Русской Православной Церкви на Экуменической Ассамблее европейской молодежи в Лозанне и затем проходит курсы для студентов-богословов в Экуменическом институте в Боссе (Швейцария).

В 1961-83 гг. — участник III, IV, V, и VI Ассамблей Всемирного совета церквей.

В 1964 г. возглавил первую после революции 1917 года паломническую делегацию Русской Православной Церкви, посетившую Святой град Иерусалим и Святую Гору Афон, Иорданию, Сирию, Ливан, Грецию и Израиль.

С 1968 г. принимал участие во всех Всеправославных совещаниях в составе делегации Русской Православной Церкви.

13-28 марта 1969 г. посетил Грецию и Святую Гору Афон, где вел переговоры о пополнении монахами Русского Пантелеимонова монастыря.

В 1973-90 гг. возглавлял делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис».

16-22 октября 1978 г. возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на интронизации Папы Иоанна Павла II в Ватикане, Италия.

18-20 ноября 1979 г. по приглашению Предстоятеля Православной Церкви в Чехословакии Блаженнейшего Митрополита Пражского Дорофея посетил Православную Церковь в ЧССР.

24-28 августа 1989 г. находился с рабочим визитом в Риме, Италия.

В мае 1990 г. возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на торжествах 20-летия автокефалии Американской Православной Церкви.

11-21 ноября 1991 г. участвовал в работе 5-й экуменической встречи «Миссия и евангелизация Европы» в Сантьяго де Кампостелла, Испания.

С 20 мая по 2 июня 1992 г. принимал участие в юбилейных торжествах в Свято-Тихоновской духовной семинарии в США. 10 ноября 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II направлен в г. Ригу для обсуждения церковных вопросов с руководством Латвийской Республики.

С 31 марта по 4 апреля 1993 г. участвовал в двусторонних переговорах представителей Константинопольского и Московского Патриархатов в Стамбуле, Турция.

21-28 января 1995 г. во главе делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях представителей Русской Православной Церкви и Епископальной церкви США в Америке.

2-4 января 1996 г. во главе делегации Русской Православной Церкви, по приглашению Патриарха Константинопольского Варфоломея, посетил Стамбул. 8-10 марта 1996 г. участвовал в переговорах с Патриархом Сербским Павлом в Белграде, Югославия. 2-4 апреля 1996 г. возглавлял делегацию Русской Православной Церкви в переговорах с делегацией Константинопольского Патриархата в Цюрихе, Швейцария. С 29 июля по 2 августа 1996 г. возглавлял делегацию Русской Православной Церкви, участвовавшую в похоронах Блаженнейшего Парфения III, Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки в Александрии, Египет.

21-24 декабря 2000 г. возглавлял делегацию Русской Православной Церкви на погребении Блаженнейшего Патриарха Диодора I.

15-17 сентября 2001 г. возглавлял делегацию Русской Православной Церкви по случаю интронизации новоизбранного Патриарха Иерусалимского Блаженнейшего Иринея I. 7-9 декабря 2001 г. во главе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в торжествах, посвященных 50-летию дарования автокефалии Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Праге, Чехия.

Являлся членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, членом Советского комитета защиты мира, членом Общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир, членом Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество, членом Совета Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки, вице-президентом Общества СССР-США, заместителем председателя правления Общества СССР-Кипр, вице-президентом Общества дружбы СССР-ФРГ, членом Советского комитета поддержки народов Вьетнама, Лаоса и Кампучии, членом комитета советской общественности по правам человека и международному гуманитарному сотрудничеству, членом Российского Палестинского общества при АН СССР, членом правления Фонда культуры РСФСР, членом комиссии СССР по делам ЮНЕСКО.

Образование:

Ленинградская духовная семинария.

Московская духовная академия; кандидатская диссертация на тему «Внешние сношения Русской Православной Церкви в период с 1917 по 1944 гг.».

Место работы: Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (Председатель) Научные труды, публикации:

Третья Христианская Мирная Конференция в Праге. ЖМП, 1960 г., № 10, с. 27-32.

Христианская Мирная Конференция молодежи в Праге. ЖМП, 1960 г., №11, с. 35-40.

Встреча молодых христиан Европы в Лозанне. ЖМП, 1960 г., № 10, с. 63-70.

Доклад на Первом Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге. ЖМП 1961 г., № 8, с. 55-58.

Встреча представителей Русской Православной Церкви с участниками Всемирного форума молодежи. ЖМП, 1961 г., № 9, с. 27-28.

«Из жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». ЖМП, 1964 г., № 2, с. 20-22; № 6, с. 15-20.

Речь при наречении во епископа Зарайского 25 декабря 1965 г. ЖМП, 1966 г., № 2.

Речь при открытии Консультации представителей Церквей — членов ХМК, Христианских и Экуменических советов и Региональных комитетов ХМК, апрель 1966 г. ЖМП, 1966 г., № 5, с. 34-39.

Речь на приеме в честь участников Консультации. ЖМП, 1966 г., № 5, с. 39-40.

О завершении стадии Второго Ватиканского Собора. ЖМП, 1966 г., № 3, с. 62-70.

Роль Кипрской Православной Церкви в национально-освободительном движении киприотов до провозглашения Республики. ЖМП, 1969 г., № 3, с. 39-46.

Проповедь на экуменическом богослужении в Севилье, 16 июня 1971 г. ЖМП, 1971 г., № 8, с. 58.

Речь на открытии сессии Рабочего комитета ХМК в Москве 20-23 марта 1973 г. ЖМП, 1973 г., № 5, с. 35-36.

Доклад на сессии Комитета по продолжению работы ХМК в Загорске 25-28 мая 1973 г. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 38-43.

Доклад на открытии III Богословского собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Загорске 4 июня 1973 г. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 60-62.

Речь на заседании Рабочего Комитета ХМК в Москве. ЖМП, 1973 г., № 5, с. 35-36.

Доклад, произнесенный на сессии Комитета по продолжению работы ХМК. ЖМП, 1973 г., № 8, с. 38-43.

Письмо, направленное госпоже Ноуэлл Джонсон, в связи с 100-летием дня рождения X. Джонсона. ЖМП, 1974 г., № 3, с. 40.

Выступление на встрече религиозных участников Второй Ассамблеи за безопасность и сотрудничество в Льеже (Бельгия) 29 апреля 1975 года. ЖМП, 1975 г., № 7, с. 32.

Обращение к участникам заседаний Комиссии ВСЦ по участию Церквей в развитии. ЖМП, 1975 г., № 8, с. 72.

Доклад на торжественном заседании, посвященном 30-летию ОВЦС МП в Троице-Сергиевой Лавре 6 мая 1976 г. ЖМП, 1976 г., № 7, с. 17-21.

Доклад на расширенном заседании Подготовительного комитета Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве в марте 1976 г. ЖМП, 1976 г., № 6, с. 42-46.

Интервью корреспонденту ТАСС об итогах V Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Найроби 23 ноября — 10 декабря 1976 г. ЖМП, 1976 г., № 2, с. 55.

Приветственное послание юбилейному Конгрессу общества «Кипр — СССР», посвященному 60-й годовщине Великого Октября. ЖМП, 1977 г., № 7, с. 5.

Доклад на заседании Международного подготовительного комитета Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 28 сентября 1976 г. ЖМП, 1977 г., № 1, с. 44-48.

Доклад на заседании Международного подготовительного комитета Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 15-17 марта 1977 г. ЖМП, 1977 г., № 5, с. 39-42.

Выступление на открытии Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» в Москве 6 июля 1977 г. ЖМП, 1977 г., № 8, с. 28-29.

Слово на отпевании Высокопреосвященнейшего митрополита Никодима в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде 10 сентября 1978 г. ЖМП, 1979 г., № 4, с. 33-34.

Доклад на заседании представителей Церквей из СССР и США по разоружению в Женеве 27-29 марта 1979 г. ЖМП, 1979 г., № 6, с. 33-40.

Слово, произнесенное на заупокойном богослужении в Успенском храме Новодевичьего монастыря в связи с годовщиной кончины митрополита Никодима. ЖМП, 1979 г., № 12, с. 25-26.

Доклад, произнесенный на консультации представителей Церквей из СССР и США по разоружению. ЖМП, 1979 г., № 6, с. 33-40.

Речь при вручении диплома доктора богословия Православного богословского факультета в Прешове. ЖМП, 1980 г., № 3, с. 43-47.

Слово в пасхальную ночь после заутрени. ЖМП, 1980 г., № 6, с. 28-30.

Слово, произнесенное в Богоявленском соборе города Коломны по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы. ЖМП, 1980 г., № 12, с. 12-13.

Слово, произнесенное в Успенском храме города Богородицка, Тульской епархии, по случаю празднования 600-летия Куликовской битвы. ЖМП, 1980 г., № 12.

Выступление на IV Всесоюзной конференции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. ЖМП, 1981 г., № 6, с. 49-50.

Статья «Мир можно обеспечить только общими усилиями». ЖМП, 1983 г., № 1, с. 50-51.

Статья «Мир можно обеспечить только общими усилиями». ЖМП, 1983 г., № 2, с. 65-67.

Статья «К образованию новой Комиссии Советского комитета защиты мира». ЖМП, 1984 г., № 3, с. 47-49.

Доклад «Межрелигиозный вклад в решение ближневосточных проблем», произнесенный на заседании Российского Палестинского общества при Академии наук СССР. ЖМП, 1985 г., № 4, с. 59-60, № 5, с. 51-54;

Книга «Человек Церкви» — к 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Москва, Московская епархия, 1988 г.

Книга «Человек Церкви» (второе издание) к 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы. Москва, Московская епархия, 1999 г.

Книга «От сердца к сердцу» к 25-летию управления Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Из архипастырского проповеднического опыта. Москва, «Раритет», 2002 г.

«Канонизация святых в XX веке». Сборник материалов и докладов митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых. Москва, Изд. Сретенского монастыря, 1999 г.

«Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Выступление митрополита Ювеналия на XII Международных Рождественских образовательных чтениях по теме «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». 25 января 2004 г. Московская епархия 2004 г.

Доклад митрополита Ювеналия по канонизации святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 г. в Храме Христа Спасителя.

Награды:

Церковные:

  • 2000 г. ― орден свт. Иннокентия Иркутского II ст.;
  • 2015 г. ― орден свт. Алексия Московского I ст.;
  • 2019 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2020 г. — орден Славы и чести I ст.;
  • орден равноап. кн. Владимира I-II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • орден прп. Серафима Саровского I ст.;
  • орден блгв. кн. Даниила Московского I ст.;
  • юбилейная Патриаршая грамота в ознаменование 2000-летия Рождества Христова;
  • Патриаршая грамота в ознаменование 700-летия со дня преставления св. блгв. кн. Даниила Московского;
  • Патриаршая грамота в ознаменование завершения воссоздания кафедрального собора Храма Христа Спасителя;
  • орден ап. и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь);
  • орден апп. Петра и Павла (Антиохийская Православная Церковь);
  • Великий крест Иерусалимской Православной Церкви;
  • орден равноап. Нины I ст. (Грузинская Православная Церковь);
  • орден равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. (Болгарская Православная Церковь);
  • орден прп. Иоанна Рыльского (Болгарская Православная Церковь);
  • орден равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь);
  • орден равноапп. Кирилла и Мефодия I-III ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • орден Святого Агнца (Финляндская Православная Церковь);
  • орден вмц. Екатерины (Синайская Архиепископия);
  • медаль ап. Павла (Элладская Православная Церковь).

Светские:

  • 1985 г. ― орден Дружбы народов;
  • 1988 г. ― почетная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР;
  • 1995 г. ― почетная грамота за большой вклад в миротворческую деятельность и духовное возрождение Московской области;
  • 2000 г. ― орден Почета;
  • 2000 г. ― почетный гражданин г. Подольска, почетный знак «За заслуги перед городом» высшей степени г. Подольска;
  • 2002 г. ― почетный гражданин Московской области, знак отличия «За заслуги перед Московской областью»;
  • 2002 г. ― почетный гражданин г. Коломны;
  • 2004 г. ― почетный гражданин г. Дмитрова;
  • 2004 г. ― почетный гражданин Подольского района;
  • 2005 г. — почетный знак «За заслуги перед Еврейской автономной областью»;
  • 2016 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» II ст.;
  • 2019 г. — орден Дружбы;
  • 2020 г. — почетный гражданин г.о. Чехов;
  • 2020 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» I ст.;
  • медаль Всемирного совета мира;
  • медаль Советского комитета защиты мира;
  • медаль Советского фонда мира;
  • почетная грамота президиума Советского комитета солидарности;
  • медаль Советского комитета солидарности стран Азии и Африки;
  • медаль «В память 850-летия Москвы»;
  • медаль Министерства юстиции «За укрепление уголовно-исполнительной системы».

Ученые степени, звания:

  • 4 июня 1961 г. Ученым советом Московской духовной академии присуждена ученая степень кандидата богословия за кандидатское сочинение «Внешние сношения Русской Православной Церкви в период с 1917 по 1944 г.» по кафедре Истории Русской Православной Церкви;
  • почетный член Ленинградской духовной академии (с 9 октября 1973 г.);
  • почетный член Московской духовной академии (с 13 февраля 1974 г.);
  • доктор богословия honoris causa Православного богословского факультета в Прешове, Чехословакия (18-20 ноября 1979 г).