Что такое обедня в церкви?

Премудрость! Прости!

Премудрость Прости

Фото: flickr.com

Многим известна поговорка: «Там где просто, там ангелов со сто». Означает она следующее — если человек не лукавит, не кривит душой, он поступает верно. В данном случае «просто» является синонимом «правильно». Запомним это, потому что сегодня мы поговорим с вами о выражении, которое звучит в наиболее важные моменты богослужения: «Премудрость, прости». Значительное число людей, слышащих на службе слова «Премудрость, прости», понимают его так: «Премудрости просим». Что неверно. Церковнославянское выражение «Премудрость, прости» перевести на русский язык также, двумя словами, нельзя. Наиболее простым вариантом перевода является «Внимание! Стойте прямо!», что буквально правильно, но не дает возможности почувствовать всю глубину этого богослужебного возгласа.

Итак, мы с вами выяснили, что богослужебный возглас священника «Премудрость, прости» неверно с точки зрения смысла переводить просто как «Внимание! Стойте прямо». Наиболее корректным является понимать «Премудость, прости» так. «Премудрость» служит указанием, что сейчас прозвучит что-то важное. Например, отрывок из Священного Писания. Поэтому «Премудрость», если и можно перевести как «Внимание», но только в случае если «внимание» означает призыв к глубокому вниканию в происходящее. «Прости» еще более трудное для перевода слово. Но нам поможет поговорка, прозвучавшая в начале программы. «Там где просто, там ангелом со сто». «Просто», как мы запомнили, здесь является синонимом «правильно». А славянское «прости» совмещает в себе «правильно» и «прямо». Не только в отношении положения тела, но прежде всего в отношении наших мыслей во время богослужения. В ходе службы нужно быть внутренне собранным, не кривить перед Богом ни осанкой, ни состоянием души — к чему и призывает священник, возглашая «Премудрость, прости».

Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая.

Как появилась Литургия?

Литургия всегда совершалась на рассвете в воскресенье, в память о Воскресении Христовом. Воскресенье не было тогда выходным днем, языческий мир жил совсем по другому календарю.

С самого начала распространения христианства установлено, что единственным настоящим совершителем Литургии может быть только епископ, потому что именно он возглавляет Церковь. В первые три века так дело и обстояло. Литургия в древней Церкви была соборной: в городе обычно совершалась только одна Литургия, потому что там был лишь один епископ.

Впоследствии, когда христианство стало распространяться по империи и благодаря святому равноапостольному императору Константину Великому (272–337) стало религией государственной, появился священник как сослужитель епископу. Епископ мог поручить священнику служить Литургию вместо себя, но это было исключением, а не правилом. Только после того, как стали открываться приходские храмы, священники получили разрешение на совершение сначала Литургии, а потом и таинства миропомазания.

Храмовая символика

Епископы в знак своего благословения посылали священникам подписанные ими антиминсы, представляющие собой освященные матерчатые платы с вшитыми в них частицами святых мощей в память о том, что первые Литургии совершались на гробах мучеников. На современных антиминсах обычно изображается положение Господа Иисуса Христа во гроб. По внешнему виду, форме и надписям, они соответствуют Плащанице, которая выносится в Великую Субботу для поклонения.

И сейчас без антиминса, подписанного епископом, священник служить Литургию не может ни при каких обстоятельствах.

Любая храмовая символика для православных христиан очень важна, но все же неабсолютна. Мы должны понимать ее временнóй, исторический характер и смысл. Так, если на клирике в данный момент нет облачения, от этого он не перестает быть священнослужителем.

Евхаристические наборы

Чаша и Дискос — важнейшие богослужебные сосуды, употреблявшиеся еще Спасителем во время Тайной Вечери. Дискос (греч. «δίσκος») представляет собой блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего — иконы Рождества Христова. Дискос одновременно символизирует и Вифлеемскую пещеру, и гроб Господень.

Два крестообразных покровца, которыми покрывают Чашу и Дискос, и матерчатый плат, называемый воздухом, с одной стороны символизируют пелены, которыми был повит Спаситель по Рождестве, а с другой — Плащаницу, в которую Он был завернут после снятия с креста.

Лжица — ложечка с длинной ручкой, употребляющаяся для причащения мирян,
появилась не сразу и закрепилась в богослужебной практике довольно поздно. Она напоминает о пророчестве Исаии: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6: 6). Это — ветхозаветный образ причащения: лжица символизирует клещи, которыми Архангел вытащил угли из жаровни.

Копием римского воина Спаситель был прободен на Кресте, на Литургии же используется острый нож, которым вырезается Агнец и вынимаются частицы из просфор.

В православном богослужении употребляется пшеничный квасной хлеб, испеченный в виде просфор (от древнегреческого слова «προσφορά» — приношение). Просфора, или просвира, имеет круглую форму и состоит из двух частей в знак того, что Господь Иисус Христос имел Божественную и человеческую природу и единую богочеловеческую личность. На верхней части просфоры должна быть печать с изображением креста. По сторонам от него располагается надпись: «ИС ХС» (имя Спасителя), а внизу — «НИКА», что по-гречески означает «победа». На просфорах может присутствовать изображение Божией Матери или святых.

В богослужении ничто не может существовать само по себе. Все эти принадлежности призваны служить более полному раскрытию смысла происходящего таинства.

Приношения

Всякий приходящий в Церковь, непременно приносит что-то необходимое для жизни прихода — свои руки, свое сердце, свой ум, свои средства. Именно благодаря таким приношениям в апостольской общине помогали вдовицам и сиротам, и всем всего хватало.

Дьяконы принимали приносившиеся в Церковь, и распределяли дары. Так сложилась часть Литургии, называемая приношением, Проскомидией, когда дьякон выбирает для служения, для приношения Богу, лучший хлеб и лучшее вино.

В древних литургических памятниках записано, что нищие и сироты приносили воду для Литургии, чтобы омыть руки и ноги страннику, чтобы эта вода служила для омовения на Литургии.

Никто не должен был приходить лишь для того, чтобы брать. Все приходили отдавать. Принеси хотя бы воду, но не приходи пустым… У Бога ничего нельзя купить. Бог все может только раздавать. А раздавать Он может лишь тогда, когда у человека свободны руки, чтобы принять дары. Когда в руках — сумки, к Богу рук не протянуть.

В то время как в других юрисдикциях и частях Церкви применяются разные толкования вселенского канона против преклонения колен по воскресеньям, что приводит к разным практикам, в Зарубежной Церкви это предписание применяется повсеместно и категорически. Абсолютно не совершаются земные поклоны по воскресеньям (включая их канун) и во время какой-либо части Божественной литургии. Если в другой день можно совершать земной поклон, по воскресеньям вместо этого предписано делаеть поясные (малые) поклоны.

Это правило также включает время анафоры и молитв во время эпиклезиса / преложения Святых Даров. По воскресеньям в эти моменты не совершается ни одного земного поклона. Точно так же как во время литургии, совершаемой архиерейским чином в будние дни, архиерей обычно преклоняет колени перед Престолом, под возду́хом, во время пения Символа веры; но по воскресеньям он этого не делает. Вместо этого он делает поясной поклон и приклоняет главу к рукам, возложенным над престолом.

Единственное исключение из этого правила — когда Честной Крест находится в центре храма (например, во время праздника и после праздника Воздвижения Креста Господня). Перед Крестом, когда он «воздвижен» на центральное место в храме, мы совершаем три земных поклона, даже если это воскресный день.

Божественная Литургия

Итак, мы добрались до самого важного богослужения в Храме — литургии.

А что такое литургия? Мне понравилось одно определение. «Этообщественное богослужение, в котором совершается Таинство Причащения».Определение на самом деле исчерпывающее. Но когда я его прочитала впервые,удивилась, что за такой короткой и скромной фразой стоит более чем 2хчасовая служба в Храме.

Но если продолжать разбираться с возможными расшифровками словаЛитургия, то можно обнаружить следующее… Есть русское название литургии -это обедня. Как мне кажется, возникло оно из-за того, что сама литургия этотоже, почти обед, как бы кощунственно это не звучало, причем не самапроцедура вкушения еды, а весь цикл, начиная от его приготовления. Да исамо слово Литургия — греческое и означает «общественная служба». Есть ещеи другие названия. Например, Евхаристия т.е. благодарственная жертва, это по другому названию таинства Причащения. А в апостольские времена еёназывали «преломлением хлеба». Так что названий и определений много икаждое из них дополняет общую картину того, что должно происходить, но не особо добавляет смысла к тому, что вы видите в Храме.

Итак, Таинство Причащения. Если вы когда-нибудь присутствовали на этомтаинстве, то знаете, что физически оно заключается в том, что вам дают винои кусочек хлеба и при этом священник говорит какие-то слова. Но как всегдав Церкви все не так просто. Причащения это как бы физическое прикосновениек Сыну Божьему, соглашение разделить с Ним Его Путь. Во время этогоТаинства мы принимаем Его Божественный Свет и Его Божественную суть.Принимаем и соединяемся с Богом. Если знаете, есть такое понятие «кровныебратья», когда родство понимается не по родственным линиям, а черезсоединение крови, пролитой в бою. Так и мы через это таинство становимся»кровной родней» самому Богу. Именно поэтому сами Священные Дары причастияэто Его кровь и плоть, пусть даже и символические. Не становится страшно?Ведь мы принимаем не только могущество Бога, но и Его ответственность замир.

Мы уже говорили, что во время Причащения мы принимаем освященные хлеб и вино — это дань традиции. А Литургия — это ритуал, завещанныйсвященнослужителям еще при жизни Сына Божьего, сохраняемый нашими предкамина протяжении тысячелетий. А если провести параллели с тем, как служилиБогу до пришествия Иисуса, то Литургия это символическое жертвоприношение,в котором мы вспоминаем саму искупительную Жертву. Ведь Иисус Христоспринес сам себя в жертву, чтобы мы не страдали и сейчас Причащение этопопытка дотронуться до Такого Идеала. А еще в Литургии представленосимволическое прохождение всех этапов жизни Сына Божьего: рождение, учение,дела, страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо. В любом случае количество символов в Литургии гораздо больше, чем мы можемдаже осмыслить, не то, что описать и рассказать о каждом из них. Но приэтом истинный смысл Литургии можно только ощутить сердцем. Ведь даже самыеподробные описания, что и почему делается, не смогут наполнить истиннымсветом Веры это богослужение.

А теперь давайте вкратце пройдем по её основным вехам.

Во-первых, проводится литургия в наше время исключительно в Храме,имеющем престол (специальный стол, определенной формы) или антиминс(специальный плат на котором изображено положение Иисуса Христа в гроб и вкоторый вшиты частицы святых мощей), и освященный архиереем.

Во-вторых, составлена Литургия (или говоря церковным языком чинБожественной Литургии) в самом первом варианте была еще святым апостоломИаковом Праведным, из числа 70-ти, которого убили около 62 года н.э. И еговерсия легла в основу чина Литургии, составленной святителем ВасилиемВеликим (ок. 330 — ок. 379). И уже этот чин был чуть подправлен ИоанномЗлатоустом (ок. 347-407), исправления касались некоторого сокращениямолитвословий, которые священник читает тайно в алтаре. Обратите вниманиена годы жизни этих святителей. Так вы можете видеть, что само составлениеЛитургии происходило достаточно давно, и с тех пор она практически неменялась. Вы представьте, сколько с тех времен уже происходило всякого.Создавались и рушились империи. Государства возникали и исчезали с лицаземли. А чин Литургии оставался неизменным.

А еще есть Литургия Преждеосвященных Даров — это когда для причащенияиспользуют Дары, освященные ранее. Этот вид Литургии возник из-за того, чтов некоторые периоды Великого Поста освящение хлеба и вина не производитсяиз-за сопереживания с Иисусом Христом в самый тяжелый период Его страданий.

В-третьих, собственно самой литургии выделяют три части:

  1. Проскомидия — подготовка к проведению литургии
  2. Литургия оглашенных — чтение молитв и проведение действий, к которымнаблюдением за которыми, допускаются даже не крещеные люди
  3. Литургия верных — основная часть Литургии, в течении которойсобственно и проводится Причащение.

Чтобы рассказать о каждой из частей Литургии потребуется много времени,но чтобы рассказ был более понятен, упомяну и следующий пункт.

В-четвертых, при служении Литургии используется множество специальныхпредметов, каждый из которых обладает своим символическим смыслом. И длятого, чтобы понимать происходящее нужно как минимум знать название «этойштуки» в руках священника. Хотя конечно лучше ясно представлять себе, чтоэто такое и что оно обозначает. Правда если я начну сейчас приводить здесьописание всего, что используется во время Литургии, это займет, по крайнеймере, еще один выпуск рассылки. Поэтому очень рекомендую вам прочитатьсоответствующую главу из Закона Божьего (например, отсюда, — тут приводитсянаряду с информацией об устройстве Храма и информация о предметах,используемых в Литургии).

А в следующем выпуске мы начнем говорить о Проскомидии.

Сайт ведущей рассылки — www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.

Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес KatyBaryshnikova@list.ru