Что такое секуляризация?

tumblr_mgntuaYDx31qc2bleo1_500

This is box title
Это первый пост в череде других, где я развиваю одну и ту же мысль: зачем нам Секулярный Буддизм (ну мне, по крайней мере). Поворачиваю я эту мысль и так и эдак, чтобы понятнее было. Есть у меня такая слабая надежда, что если я вам объясню, то, глядишь и сам пойму.

Итак, начинаю…

Секулярный Буддизм может показаться противоречивым словосочетанием.

«Буддизм – это же религия!” – справедливо возмутитесь вы, и будете по-своему правы.

И действительно, возможно ли Cекулярное Христианство или Cекулярный Ислам?

Ну, чем чёрт не шутит, когда-нибудь и такое чудо может произойти.
А пока приходится довольствоваться только Секулярным Буддизмом. Он уже существует и даже активно развивается.

This is box title
Итак, Секулярный Буддизм – это не организация, не корпорация, не секта, и даже не какая-то единая концепция. Это спонтанное народное движение, в которое народу по всему миру включено уже порядочно.

Ведь для разных людей Буддизм может быть очень разным.

This is box title

Для одного – это религия (тоже, кстати, хороший вопрос – что такое религия?).
Для другого – утончённая и глубокая философия, на изучение только одной из ветвей которой может уйти девяносто девять жизней.
Для третьего – способ жизни (одной жизни), Путь.
Для четвёртого – тусовка.
Для пятого – всё это вместе взятое.
Для шестого – чертовщина какая-то.

38

Люди и во времена Будды искали смысл жизни, хотели понять устройство вселенной, своё место в ней. Они также хотели осмыслить свой опыт повседневной жизни, понять, как им справляться со страданием, неудовлетворённостью, как им научиться принимать вещи, которые трудно принять. И с тех пор в этом плане ничего не изменилось.

Всю историю человечества, его, человечество, волновали эти вопросы. И сейчас волнуют. В этом смысле ничего не меняется, так что, можно вздохнуть с облегчением – хоть какая-то стабильность существует. Однако культура меняется непрестанно: мы не видим мир так же, как его видели люди 2500 лет назад, да что там говорить, мы не видим мир даже таким, каким видели его наши родители.

Кстати, одна из базовых аксиом, на которых строится учение Будды – это непрерывная изменчивость всех форм, и мы, разумеется, не можем исключить из этого потока изменчивости формы передачи самого учения Будды.

Буддизм как глобальное явление очень многообразен. Судя по историческим исследованиям, уже с самого своего начала он не был однородным и на протяжении двух с половиной тысячелетий своего существования он неминуемо менялся.
Так же, как вода принимает форму сосуда, Буддизм всегда принимал форму культуры, в которую попадал.

Когда-то Буддизм встретил Даосизм и от их счастливого брака родилась неведома зверушка – Дзэн. В другой раз в своём бесконечном странствии, Буддизм повстречал Тибетский Шаманизм, и от этого союза появился также весьма необычный и талантливый ребёнок.

И вы не подумайте, что Буддизм такой ветреный, и вообще, ловелас. Нет, он просто всех очень любит.

А вот современная западная культура склонна опираться на научно обоснованные и светские мнения. И Буддизму это понравилось.

Таким образом, Секулярный Буддизм является вполне законнорожденным ребёнком Буддизма и западного светского подхода к жизни.

This is box title
Секулярный Буддизм даёт возможность людям скептического склада ума, предпочитающим научное мышление и прагматический подход к жизни найти свой путь в духовные аспекты человеческой жизни.

Агностики, атеисты, скептики, секулярные гуманисты, ищущие практический и теоретически обоснованный путь освобождения от страдания и наполнения своей жизни смыслом, но, тем не менее, не желающие присоединяться ни к суровым бюрократическим религиозным институтам, ни к расхлябанному хиппи-ньюэйджу, могут найти некоторые ответы для себя в Секулярном Буддизме.

This is box title
Основное отличие Секулярного Буддизма от традиционных форм Буддизма состоит в том, что это натуралистический и прагматичный подход к учению Будды Гаутамы.

40

Мы, люди, вовлечённые в это движение, преимущественно сосредоточены:

This is box title
  • Во-первых, на освобождении от страдания в этом мире и в этой жизни, не беря в расчёт ни посмертное существование, ни прочие формы потустороннего опыта.
  • Во-вторых, мы ищем пути для личного и социального развития в современном культурном контексте и обращаемся к старым традициям исключительно как к полезным инструментам и только в том случае, если они применимы к современности.
  • В-третьих, в своей теории и практике мы не основываемся на верованиях, догмах и утверждениях, которые невозможно проверить в естественном, физическом мире.

Большинство из нас не исключает принципиальную возможность определённых явлений, таких как реинкарнация, например, но без предоставления весомых доказательств предпочитает оставаться на агностических позициях.

В целом, вслед за Буддой Гаутамой, мы считаем, что метафизические вопросы, такие как существование Бога или бессмертной души, не столь насущны, как вопрос освобождения от страдания непосредственно в этой жизни и в этом мире.

This is box title
Итак, Секулярный Буддизм – это определённый способ жизни, Путь.

И что я собираюсь делать в этом блоге, это постепенно раскрывать этот путь, рассказывать, как я сам по нему иду, понимаю его, переживаю его, и как по нему идут мои попутчики: люди разных национальностей, возрастов, сексуальных ориентаций и политических взглядов.

Так как движение это (Секулярный Буддизм) ширится и развивается в разных странах, где люди разговаривают на разных языках, то чтобы как-то понимать друг друга, им всем приходится это делать на одном языке. Так уж исторически сложилось, что язык этот английский.

Учитывая, что народ российский, будучи отгорожен от остального мира непроходимыми снежными заносами, в массе своей английского не знает, то надо как-то всё это доносить на русском. А что делать? Вот я и взвалил на себя эту непосильную ношу. Хотя сам-то только и делаю, что расчищаю языковые снежные заносы в своей пустой голове.

Но придётся теперь доносить.

Доносить на секулярных буддистов.

42

Несколько ссылок на англоязычные ресурсы:

This is box title
  • Ассоциация Секулярных Буддистов – главное их гнездо, где они высиживают свои «Дхармические яйца”. Там вы можете найти много информации: тексты и подкасты, очень много интересных разговоров с интересными же людьми, не только секулярными и не только буддистами.
  • Buddhist Geeks – подкаст, не только по Секулярному, но и по всякому Буддизму, старающемуся приспособиться к современному миру с его технологиями, наукой и прочими приложениями.
  • Стивен Бачелор и его жена Мартин – одни из главных идеологов и двигателей Секулярного Буддизма.
  • Здесь обитают секулярные буддисты Британии.
  • Кен Маклауд из клана Маклаудов – ещё один прагматичный буддист.
  • Очень интересный Доктор Хенсон, который соединяет психологию, нейрологию и Дхарму:
  • Голый монах Стивен Скеттини
  • Секулярная Дхарма с Доктором Дагом Смитом
  • Ещё один подкаст – Ной Рашета и его Секулярный Буддизм
  • Подкаст писателя и исследователя Роберта Райта – The Wright Show

Мои русскоязычные коллеги, не называющие себя секулярными буддистами, и всё же, довольно близкие мне по взглядам на практику медитации и Буддизм:

Практика внимательности

Лаборатория RealMindfulness

Сайт Екатерины Карпович

Блог Евгения Пустошкина

Блог Александра Адушкина

Если же вам интересно продолжение моих рассуждений о Секулярном Буддизме, то прочтите следующий пост под названием

Определение Секулярного Буддизма

Вы так же можете вступить в Облачную сангху, для поддержания свой практики.

This is box title

Дверь здесь:

Облачная Сангха

Стучите и я вам открою.

И в заключение, чтобы лучше понять все, что я сказал выше, посмотрите этот ролик:

Всего вам доброго, и надеюсь, до следующих встреч.
И помните: в каждое мгновение у вас есть выбор – сделайте лучший.
А теперь идите и медитируйте!

Слово состоит из 10 букв: первая с, вторая е, третья к, четвёртая у, пятая л, шестая я, седьмая р, восьмая н, девятая ы, последняя й,

Слово секулярный английскими буквами(транслитом) — seklyarnyi

  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
  • Буква у встречается 1 раз. Слова с 1 буквой у
  • Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
  • Буква я встречается 1 раз. Слова с 1 буквой я
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква ы встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ы
  • Буква й встречается 1 раз. Слова с 1 буквой й

Значения слова секулярный. Что такое секулярный?

Секулярный

Секулярный — от лат. saeculum — век, поколение, мир; секулярные или вековые колебания в небесной механике, малые колебания около положения равновесия: ஐ «Значит, в этом смысле можно говорить о комплексном подъеме кривой цивилизационного прогресса…

Ашкинази Л.А. Мир Лема: словарь и путеводитель. — 2004

Секуляризация

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum — человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) — обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому…Секулярными, т. e. свободными от религиозной детерминации, не интегрированными в религиозно-символическую смысловую структуру, оказываются важнейшие области жизни и институты современного…

Новая философская энциклопедия. — 2003

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии (от лат. saeculum — срок жизни, характеристика преходящего, временного бытия в противоположность божественному, вечному…Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т.е. свободными от религиозной детерминации, оказываются важнейшие области жизни и…

Философская энциклопедия

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum — мирской, светский) — процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в…»Отношение Протестантизма к сфере секулярного весьма положительно, потому что, согласно одному из его принципов, священное не ближе к Высшему, чем профанное.

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

Секулярные игры

Секулярные игры (Ludi Saeculares или Tarentini) — y древних римлян празднество, учрежденное, по преданию, в 249 г. до Р. Хр. по поводу случившихся в этом году небесных знамений. Квиндецемвиры объявили…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Секулярные игры (Ludi Saeculares, Tarentini), празднества древн. римлян, учреждены 243 до Р. Хр., происходили через промежутки в 63-129 лет; состояли в жертвоприношениях, исполнении гимнов и военных играх.

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Секулярные игры (лат. ludi saeculares), рим. праздник, заключающий saeculum (столетний цикл). Он проводился в 249 и 149 до н. э. как искупительный праздник, сопровождавшийся ночными жертвоприношениями силам подземного мира…

dictionary_of_ancient.academic.ru

СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ

СЕКУЛЯРНАЯ ТЕОЛОГИЯ — течение в совр. протест, теологии, исходным пунктом к-рого является выдвинутая Д. Бонхёффером идея создания безрелиг., или секулярного, христианства. Сторонники умеренного крыла С. т.

Атеистический словарь. — М, 1986

Русский язык

Секуля́рный.

Орфографический словарь. — 2004

  • Слова из слова «секулярный»
  • Слова на букву «с»
  • Слова, начинающиеся на «се»
  • Слова c буквой «й» на конце
  • Слова c «ый» на конце
  • Слова, начинающиеся на «сек»
  • Слова, начинающиеся на «секу»
  • Слова, оканчивающиеся на «ный»
  • Слова, заканчивающиеся на «рный»

В это не сразу верится, но в нашей стране с феноменом секуляризации сложилась неоднозначная ситуация. Хотя, казалось бы, на дворе XXI век, Россия – светская (секулярная) страна, что тут может быть непонятного?

А теперь попробуйте зайти в любую социальную сеть и посмотреть, сколько раз и в каком контексте упоминается словосочетание «светское государство». Поиск выдаст вам массу комментариев пользователей, которые заявляют о попранных идеалах секуляризации под каждым постом об общегородском крестном ходе или массовом совершении намаза в день праздника Курбан-байрам в городе Москва.

(источник: dn.tvc.ru)
(источник: rus4all.ru)

С другой стороны, ситуация с религиозными организациями в России имеет некоторые особенности, которые не соответствуют привычному понятию светскости, принятому на Западе. Речь идёт о вещах вроде запрета деятельности Свидетелей Иеговы или централизации конкретной религиозной организации. Подобные случаи противоречат секулярной модели, принятой в западных странах.

Мне бы хотелось в свободном формате показать, в чём заключается идеальная секулярная модель и насколько далеко от идеальной модели находится понимание светского государства пользователями соцсетей и секулярная реальность России в целом.

Что такое секуляризация?

Давайте начнём с общих вещей — например, с определения секуляризации как таковой. Если заглянуть в любой словарь, изданный до конца XX века (в качестве примера – Словарь Брокгауза и Ефрона), мы увидим, что там отсутствуют даже малейшие намеки на современное положение секулярного, потому что до этого периода все понимали секуляризацию как процесс отчуждения церковных земель и иной собственности в пользу государства. В нашей стране подобное происходило в основном в период правления императрицы Екатерины II.

Это историческое толкование помогет нам приблизиться и к современной интерпретации секуляризации. В конце концов, почему в XVIII веке происходило изъятие собственности у Церкви? Самая главная причина — владение такой собственностью не соответствовало её задачам. Современное понимание секуляризации подразумевает изъятие из компетенции религии тех аспектов человеческой жизни, общества, которые не должны в неё входить по определению. Секуляризация – это «обмирщение различных областей жизни общества и личности, их выход из под обязательного влияния религии» (согласно словарю «Социологии религии» М.Ю. Смирнова 2011 года).

Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода 26 июля 1911 года в главном зале митрополичьего дома Александро-Невской лавры.

(источник: Википедия)

Секуляризация уже завершилась?

Это может быть интересно:

Церковь, наука и образование

Секуляризация как процесс началась в XV-XVI веках и заняла главную нишу в развитии современного общества, оказавшись влиятельной силой, сформировавшей культуру и другие аспекты нашего современного мира. Где-то секуляризация случилась, где-то нет, и в наши дни нельзя наверняка сказать, что секуляризация должна выглядеть именно такой, какой она сформировалась в Европе или Соединенных Штатах.

Питер Бергер, социолог религии и один из авторов, посвятивших секуляризации немало научных работ, опираясь на социологов Альфреда Шюца и Шмуэля Эйзенштадта (подробнее смотрите: Peter L. Berger «The Many Altars of Modernity: Toward a Paradigm for Religion in a Pluralist Age» 2014), говорил о «множественных реальностях» и «множественных модерностях»: западная секуляризация, по его мнению, не является и не может являться единственной формой модерности. Это подтверждает опыт других стран, например, Японии, Турции или России (собственно, и Европа и Северная Америка в этом вопросе также различаются между собой). Так или иначе, секуляризация не влекла и не влечёт за собой вопрос, касающийся существования религиозной веры. Не способствует она и вытеснению религии из социальной сферы жизни человека.

Фактически секуляризация изменила положение религии в обществе, сделав светское начало автономным и превалирующим в политике, экономике и других сферах нашей жизни. Хорошо этот принцип характеризуют слова голландского юриста XVII века Гуго Гроция – «etsi Deus non daretur (как если бы Бога не было)». Но такая расстановка приоритетов никак не изолирует религию от социума и его различных сфер, будь то политика или образование.

Да, религия, а точнее Церковь не имеет власти над политическим, экономическим, образовательным и другими процессами, но это не лишает её права взаимодействия в этих сферах.

Многие исследователи отстаивают теорию секуляризации, утверждающую, что современность обязательно приведёт к упадку религии. Но эти прогнозы себя пока не оправдывают. Религия не исчезает, а лишь меняет свою структуру и роль в обществе, заняв нишу среди других областей жизни человека наряду с искусством, наукой, философией. Потому Питер Бергер, один из защитников теории секуляризации, пришел к выводу, что наш мир, за некоторыми исключениями, «столь же яростно религиозен, каким и был всегда» (см. об этом его вводную статью в книге: «The desecularization of the world: resurgent religion and world politics» 1999 года).

Секуляризация в России

В России и вправду сложилась своеобразная ситуация с секуляризацией. Постепенное «обмирщение» разных слоёв общества, окончательно случившееся в XX веке, закончилось долгим периодом тирании атеизма, которая при формальной, зафиксированной в конституции свободе слова, фактически притесняла любую религиозную организацию, создавая неравноправие между верующими и атеистами. Без сомнений, то, что было в течение этого периода – тоже секуляризация, отличившаяся радикальной атеизацией. Давать ей сейчас нравственную оценку нет смысла, можно лишь признавать факт существования такого феномена, который, кстати говоря, был не только на территории СССР. Как бы то ни было, картина переменилась в 90-х годах XX века – с тех пор российская модель секуляризации стала походить на западную, но, как сказал бы Бергер, с некоторыми исключениями.

(источник: yaplakal.com)

Стоит немного отвлечься, чтобы порассуждать, в чем заключается секуляризация на Западе, и чем от неё отличается современный вариант секулярной модели России? С учётом того, что и в западных странах секулярные процессы начались раньше, чем у нас, секуляризация на Западе получила большее развитие, что привело к индивидуализации религии. Институциональная религия приобрела меньшее значение в обществе, хотя это не означает, что она совсем вытеснена из жизни социума.

Российские современные реалии выглядят немного иначе. Пока что центральное место, вплоть до государственного уровня, в Российской Федерации занимает Русская Православная Церковь. Нужно признать, что такой статус радикально не влияет на общий секулярный «климат» страны, так как основные принципы секуляризации продолжают соблюдаться в рамках установленного законодательства.

В российском понимании секулярного прослеживается в большей степени печальный «советский» опыт, выражающийся в тенденции к атеизации, но не к равноправию. Да, невозможно в нашу современную плюралистическую эпоху требовать держаться лишь той парадигмы секуляризации, которая сформировалась на Западе, но так же трудно отрицать, что в идеале секуляризация должна заключаться, как сказал Юрген Хабермас, в «двояком и взаимодополняющем процессе обучения» между религиозной и светской частью общества, местами даже и путем взаимного самоограничения (об этом подробнее см. книгу: Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) «Диалектика секуляризации. О разуме и религии» 2006 года).

Другими словами, сосуществование религиозных и нерелигиозных слоев общества должно осуществляться в нейтралитете, с равными этическими свободами между первым и вторым типами людей.

Каждый человек, вне зависимости от его мировоззрения, имеет право вносить вклад в общественную дискуссию.

Он может быть осуществлён и в виде религиозных понятий, и в виде «перевода» с религиозного языка на общедоступный. Такой формат отношений способствует нормальному функционированию общества, поскольку в нем учитываются права и мнения в равной степени всех граждан социума, путем взаимного диалога и поиска решения проблем. Это и есть то светское государство, каким оно должно быть.

(источник: fishki.net)

Важно остановиться на двух выводах: во-первых, совершенно неправильно считать, что секуляризация – это атеизация. Ожидание того, что в светском государстве религия будет на уровне какого-то кружка по интересам, который никак не будет соприкасаться с обществом, неоправданно и неверно.

Секулярность – это не атеизм и не доминирование только светского дискурса, но равноправие религиозных и светских сторон социума. Во-вторых, признавая то, что единая и единственная модель секуляризации – это скорее химера, нужно стремиться к такой секуляризации, которая выражалась бы во взаимном образовательном процессе, который бы позволил религиозным и светским гражданам осмыслить пределы их воззрений и перспективы взаимодействия и диалога.