Что такое сион?

Вопрос:

Уважаемый рав!

Я нередко встречаю цитаты из Танаха, где речь идет о Сионе, но не могу до конца разобраться, о чем именно идет речь. Является ли Сион какой-то определенной горой? И, кроме того, если это обозначение географического объекта, то кто такие «дочери Сиона»?

Ответ:

Само ивритское название Цион (ציון), или Сион, как его обычно переводят на другие языки, встречается в Танахе не менее 157 раз. В различных стихах упоминаются и «гора Сион»,1 и «дочь Сиона»,2 и «дева Сиона»,3 а часто и просто — «Сион».

Помимо того, что он пользуется популярностью в Священном Писании, мы знаем, что Сион описывается как нечто (или некто) весьма обожаемое Всемогущим, как, например, сказано в Теилим: «Избрал же Он колено Йеуды и гору Сион, которую возлюбил»4 или «Любит Господь врата Сиона больше всех обителей Яакова».5

Что же это такое?

Первые несколько раз, когда мы видим упоминание о Сионе, стихи Танаха подразумевают его весьма определенную идентификацию: это крепость, «город Давида»,6 то есть та область Иерусалима, где царь Давид основал свое царство.

В других местах говорится о Божественном присутствии в Святом Храме в Иерусалиме,7 как, например, в стихе: «Гора Сион, на которой обитаешь Ты».8 То же самое можно понять и из другого отрывка: «Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима — слово Господа».9 Идея Торы, исходящей из Сиона, является отсылкой на Сангедрин, еврейский Верховный Суд, который заседал в одной из комнат при Храме.

Однако, как правило, слово «Сион» используется как синоним Иерусалима10 или относится ко всей Земле Израиля,11 а так же периодически Сионом называется еврейский народ. Так, например, в книге пророка Йешаяу мы видим, что Бог говорит: «Я вложил слова Мои в уста твои, и в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы устроить небеса, и основать землю, и сказать Сиону: «Ты народ Мой!»».12

То же самое относится и к выражению «дочь Сиона», являющемуся проявлением особой нежности, которое Бог использует в отношении Иерусалима и еврейского народа, жителей земли Сиона. По аналогии с этим в другом источнике13 еврейский народ упоминается как «сыны Сиона».14

Внутренний смысл

Вообще слово Сион, Цион (ציון), можно перевести с иврита как «метка» или «маркировка».

И, например, Любавичский ребе, объясняя этот аспект, делает вывод, что еврейский народ называется Сионом благодаря свойственной ему особенности глубоко погружаться в изучение святых текстов и стремиться исполнять Божественные заповеди. Это именно то, что выделяет евреев из других народов мира и отмечает их уникальность. Как говорится в еврейском законодательстве: «Когда какой-либо физический объект имеет отличительный знак, маркировку, это позволяет разыскать его владельцев в случае его утери».

То же самое можно сказать и о еврейском народе. Имея свою уникальную особенность, несмотря на годы изгнания и рассеяния по всему миру, евреи не теряются среди остальных народов и всегда возвращаются к своему Владельцу.15

Сноски

  1. Например, Теилим, 48:3, Овадия, 1:17, и Йоэль, 3:5.
  2. Например, Миха, 4:8, Зехария, 9:9, и Ирмияу, 4:31.
  3. Например, Млахим II, 19:21.
  4. Теилим, 78:68.
  5. Теилим, 87:2.
  6. Шмуэль II, 5:7, Млахим I, 8:1
  7. В византийскую эпоху холм к югу от Старого города Иерусалима был ошибочно идентифицирован как гора Сион, и с тех пор это имя продолжает использоваться до сегодняшнего дня. Как уже упоминалось выше, во всем Танахе под горой Сион подразумевается гора Мория, где был построен Храм.
  8. Теилим, 74:2.
  9. Йешаяу, 2:3.
  10. Например, «Любит Господь врата Сиона больше всех обителей Яакова» (Теилим, 87:2), что означает, что Бог любит город Иерусалим больше, чем любое другое место в остальной части «также возлюбленной» Земли Израиля — наследстве потомков Яакова. См. также Йешаяу, 1:8.
  11. Например, Теилим, 137:1–6.
  12. Йешаяу, 51:16.
  13. Мегилат Эйха, 4:2.
  14. См. Зоар, 3:35a, где слово «Сион» относится как к еврейскому народу физически, так и к коллективному божественному источнику еврейских душ, называемому в Каббале «Кнессет Исраэль» и «Шхина».
  15. См. Цион бе-Мишпахат Типаде, 5748, и др. Для дальнейшего раскрытия темы альтернативных употреблениях терминов «Сион» и «дочь Сиона» в отношении еврейского народа, см. Тора Ор, Микец, 37б.

Клиника Валер, основанная в 1920 году и присоединившаяся к сети Swiss Medical Network в 2013-м, находится в центре столицы горнолыжного кантона Вале – городе Сион. Сион привлекает любителей старины развалинами построенного в 13 веке замка Турбийон и пятисолетним органом, который можно послушать в замке Валер.
На этом фоне особенно молодо выглядит клиника Валер — недавно реконструированная, оснащенная современным оборудованием.
Основными специализациями клиники являются ортопедия, кардиология, общая хирургия, а также урология и гинекология.
Отличительной оссобенностью клиника является тот факт, что она признана Швейцарской ассоциацией изучения патологического ожирения (SMOB) одним из ведущих центров Швейцарии в этой области.
Избыточный вес и ожирение опасны прежде всего не лишними килограммами, а болезнями, к которым эти килограммы приводят — так называемые болезни-спутники ожирения: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, синдром апноэ сна, сахарный диабет, гипертриглицеридемия и гиперхолестеринемия.
Клиника Валер предлагает полномасштабное, качественное лечение пациентам, страдающим от заболеваний, связанных с избыточным весом — одной из главных проблем нашего поколения по определению Всемирной организации здравоохранения.
Основные данные:
• 46 койко-мест
• 52 врача
• 158 сотрудников
• 3 165 операций в год
Ведущие специализации:
•Ортопедия
•Интервенционная кардиология
•Электрофизическая кардиология
•Общая хирургия
•Урология
•Гинекология
Clinique de Valère Rue Pré-Fleuri 16, CH-1950 Sion