Что такое вериги?

Цепи, пластины из кованого железа, железные колпаки на голову, железные тапочки….Слово верига на старославянском значит цепь. Но вариантов вериг, что раньше носили подвижники на себе, было много. Раньше, потому что сейчас вериги уже не носят. По крайней мере, известных фактов нет. В Томском краеведческом музее есть вериги, которые носил юродивый, живший в начале прошлого века при Богородице-Алексиевском монастыре.

«История одной вещи» — совместный проект с Томским краеведческим музеем.

Эти вериги были найдены на колокольне церкви Богородице-Алексиевского мужского монастыря после его ликвидации в 1929 году. По легенде, устно передаваемой от хранителя к экскурсоводу, принадлежали они юродивому по имени Константин. Он жил при монастыре и носил эти вериги.

«Носили вериги на голом теле «для умерщвления плоти и укрепления духа». Носили их не снимая. Кто-то говорит, может, какие-то ватные прокладки были. Нет, это тоже самое, что крест носить поверх свитера и показывать всем что ты верующий. Крест носили поближе к душе. И вериги носили на голое тело. К тому же, они очень тяжелые» — рассказывает старший научный сотрудник музея Елена Малофиенко.

Каково это — носить вериги — решил испытать на себе наш оператор Александр Сакалов. Но эксперимент был не чистым: во-первых, надел он их всего на пару минут, а во-вторых, не на голое тело. Но даже этих минут хватило, чтобы ощутить всю их тяжесть.

Сейчас в Богородице-Алексиевском монастыре живут 16 монахов. Никто из них вериг не носит.

Рассказывает насельник Томского Богородице-Алексиевского монастыря иеромонах Иов:

– Раньше многие подвижники, в особенности монахи, накладывали на себя либо более строгий пост, либо иные аскетические подвиги, в том числе носили вериги. Они носили их постоянно, всю жизнь. Эти вериги доставляли им и боль и тяжесть. Но так они очищали души от греховных страстей.

– А сейчас вериги монахи носят?

– Никто никогда из настоящих подвижников не афиширует, что он носит вериги. Духовные правила требуют, чтобы человек прибегал к подвигам с благословения своего духовника. Поэтому, если кто-то из монахов и носит вериги, то делает он это в тайне и об этом другим не говорит. Сам я вериги только на фотографиях видел, а так же, например, видел в Киево-Печерской лавре. Но в руках не держал. И если говорить честно, то у нас в монастыре я не видел, что бы кто-то носил вериги.

– Если вериги перестали носить, то почему?

– Раньше люди были крепче и сильнее, чем сейчас, и поэтому, чтобы смирить свои страсти, свое тело, им требовались большие труды и телесные подвиги, чем сейчас, поэтому люди раньше носили вериги. Сейчас этими веригами служат те скорби, которые на человека находят: будь то болезни или скорби, связанные со взаимоотношениями между люди, обиды, которые без всяких вериг смиряют душу человека.

Варианты вериг:

В следующей серии рубрики «История одной вещи» загадочная перчатка с тремя пальцами, о назначении которой в музее долго спорили. Но стоило выйти на улицу, как уже через минут пятнадцать у нас был ответ. Оказывается, такой перчаткой пользуются до сих пор.

Метки: «История одной вещи», Томский краеведческий музей, Томск, вериги, Богородице-Алексиевский монастырь

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Вериги (старослав. верига — «цепь») — тяжелые цепи или любые металлические предметы (кресты, кольца, пластины, подошвы обуви), которые носили на себе подвижники для усмирения плоти по благословению духовного наставника. Ношение вериг — один из видов аскетического подвига.

Вериги преподобного Никиты Столпника
Большие вериги — тяжелые цепи с крупными звеньями. Висят возле иконы преподобного Никиты. По традиции, чтобы приложиться к ней, нужно повесить цепи себе на шею. Фото Михаила Кудрявцева

Вериги преподобного Никиты Столпника
Малые вериги — три металлических креста, соединенные цепью поменьше, лежат рядом на аналое (напольная подставка в храме для икон и святынь). Фото Михаила Кудрявцева

Преподобный Никита Столпник

Вериги преподобного Никиты Столпника

Святой жил в XII веке в Переславле-Залесском и заведовал сбором налогов. В 1152 году по приказу князя Юрия Долгорукого начали колоссальную перестройку города и на Никиту возложили миссию собирать «усиленную дань» с жителей. Добывая деньги для государства и себя лично, он иногда доводил людей до разорения. Жизнь чиновника изменилась после услышанного в храме отрывка из книги пророка Исайи: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис 1:16-17).

«Отец! Спаси погибающую душу»

Раскаявшись, Никита буквально бросился в монастырь к игумену со словами: «Отец! Спаси погибающую душу». По благословению настоятеля преподобный взял на себя сразу несколько подвигов: столпничество и ношение вериг. При этом столпничество было не вполне привычным: вместо столпа — возвышения, на котором подвижники проводили остаток своей жизни стоя, Никита вырыл глубокую яму и стоял в ней.

Смерть из-за вериг

Вериги стали причиной смерти святого. Железные цепи настолько отполировались о тело подвижника, что блестели как драгоценный металл, и люди, не верившие в покаяние Никиты, посчитали, что он тайком носит на себе сокровища. Подвижника убили, а тяжеленные цепи тащили до берега Волги, пока не поняли, что они железные. Вериги были выброшены разбойниками в реку. Через некоторое время инок Петропавловского Ярославского монастыря обрел их. По преданию, они плавали на поверхности воды, как будто были сделаны из дерева, и от них исходило дивное сияние.

Позже их опознали, как вериги Никиты, торжественно перенесли в Переславский Никитский монастырь и положили на гроб подвижника. Память преподобного Никиты Столпника Церковь празднует 23 и 24 мая.

Где находятся:

Никитский мужской монастырь

Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20.

Кто еще носил вериги

Вериги носили многие подвижники — всех перечислить невозможно. Рассказываем на примере троих известных святых Православной Церкви.

Евфросиния Полоцкая

Вериги преподобного Никиты Столпника

Ее вериги хранятся в Полоцком Свято-Ефросиниевском монастыре в дубовой раке. Вес — 7 кг.

Преподобный Феодосий Печерский

Вериги преподобного Никиты Столпника

«…Блаженный отправился в кузницу и поручил там кузнецу сковать себе железный пояс в виде цепи. Этот тесный и до крови врезавшийся в тело пояс он надел прямо на тело и с тех пор никогда уже его не снимал». («Жития святых» святителя Димитрия Ростовского).

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский

Вериги преподобного Никиты Столпника

В детстве он сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога». Так и случилось. «После старца Иринарха осталось праведных «трудов” его: сто сорок два креста медных, семь трудов плечных, железная цепь в двадцать сажен, которую он надевал на шею, железные пута ножные, восемнадцать медных и железных оковцев, которые он носил на руках и на груди, связки, которые носил на поясе, весом в один пуд, палка железная, которою он смирял свое тело». («Жития святых» святителя Димитрия Ростовского).

Интересный факт:

Вериги преподобного Никиты Столпника

29 января Православная Церковь празднует поклонение честны́ м веригам апостола Петра. Но это не те вериги, которые носили подвижники. Вериги апостола — оковы (цепи), в которые ученика Христова заковали в тюрьме. Святыня находится в храме апостола Петра в Риме.

Вы можете скачать и распечатать:

Вериги преподобного Никиты Столпника
  • Вериги Бого­слов­ско-литур­ги­че­ский сло­варь
  • Вериги В.И. Манс­ве­тов
  • Вериги Петра свящ. Кон­стан­тин Пар­хо­менко

***

Вери́ги (ста­ро­слав. верига — «цепь») – 1) желез­ные цепи, полосы, кольца, носи­мые подвиж­ни­ками на голом теле, для сми­ре­ния плоти; желез­ная шляпа, желез­ные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее и пр., кото­рые носили неко­то­рые подвиж­ники для сми­ре­ния плоти; 2) Празд­ник покло­не­ния вери­гам св. ап. Петра (29 янв.) отно­сится к тем цепям, кото­рыми был скован апо­стол в Иеру­са­лиме царем Иродом Агрип­пой I (Деян.12:1–11).

Вериги пер­во­на­чально были при­над­леж­но­стью мона­хов-аске­тов. Вот как писал о них свт. Гри­го­рий Бого­слов: «Другие изну­ряют себя желез­ными вери­гами, и, истон­че­вая плоть, истон­че­вают вместе грех». Соот­вет­ственно стро­го­сти аске­ти­че­ского идеала, иноки в самом подвиге не доволь­ство­ва­лись уже обык­но­вен­ным ана­ла­вом, как только знаком своей борьбы; воз­никло жела­ние, чтобы этот знак более чув­стви­тельно воз­дей­ство­вал на волю через воз­дей­ствие на тело. Ноше­ние вериг есть аске­ти­че­ское упраж­не­ние, име­ю­щее целью изну­ре­ние телес­ное в непре­рыв­ном усилии, по слову Апо­стола, рас­пять плоть свою со страстьми и похотьми (Гал.5:24). Оно имеет по суще­ству то же зна­че­ние, что и ноше­ние взад и вперёд боль­ших тяже­стей, камней и корзин с песком, имев­шее место для усми­ре­ния побуж­де­ний плоти у восточ­ных пустын­ни­ков первых веков хри­сти­ан­ской Церкви.

Ноше­ние вериг состав­ляло особый подвиг, тре­бу­ю­щий духов­ного рас­суж­де­ния и бла­го­сло­ве­ния опыт­ного духов­ника, — как писал свт. Фила­рет (Дроз­дов): «для … есть люди, и вре­мена, и при­чины». В насто­я­щее время вериги исполь­зу­ются крайне редко.