Чудеса Богородицы

Образ, переданный церкви д. Рожковка майором Хербстом. Фото с сайта sb.by

В дни, когда святой Андрей увидел в храме Пресвятую Богородицу, со слезами молящуюся за людей и распростершую над ними свой покров, Константинополь был спасен от осады (VII в.). В предании эти два события связали друг с другом: Матерь Божия спасла и помогла.

Но чего еще, кроме любви и помощи, можно ждать от Матери Христа? Только бы сам человек прибегал к ней и верил, а Пречистая всегда слышит.

Русский идет на русского — Богоматерь плачет

Перенесение Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирскую Богородецкую церковь. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV век. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Проходит всего два с половиной столетья, и вот уже Богородица является не в Константинополе, спасая город от наступающих на него русских, а в самой гуще междоусобной борьбы, в Новгороде, у стен которого стоит войско владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого князей во главе с Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского. 1170 год – битва новгородцев с суздальцами.

Летопись сообщает об этом событии много страшных деталей. Говорит о том, как испуганные новгородцы, узнав о приближении войска, строили вокруг города острог, надеясь защититься от вторжения. Как плакали и молились, понимая, что обречены на гибель: ведь враги уже заранее поделили добычу, определив, кто и какую улицу города будет грабить. Как укрывались от дождя из стрел, и готовились умереть, но не сдать город.

«Вид Новгорода Великаго во время осады онаго в 1170 году ратию князя Андрея Боголюбскаго», Вельтман А. Ф. «О Господине Новгороде Великом с приложением вида Новгорода в 12 столетии и плана окрестностей», 1834. Из фонда Государственной публичной исторической библиотеки, shpl.ru

Тогда Новгород спасло только чудо: во вторую ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн молился, он услышал голос: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов».

Пройдя крестным ходом по укреплениям, новгородцы увидели, как Божья матерь отвернулась от нападавших, обратив свой лик к городу, и заплакала. А потом все объяла тьма, и суздальское войско ослепло, победа осталась за новгородцами.

Спастись новгородцам помог образ Богородицы «Знамение», а события, описанные в летописи, позднее были изображены на отдельной иконе.

Люди молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

Московский Сретенский монастырь. Фото с сайта monastery.ru

В 1395 году Тамерлан шел на Москву. Остановившись в 350 километрах от города, в Ельце, грозный завоеватель неожиданно повернул вспять. Для москвичей это было настоящим чудом, наслышанные о зверствах тюркского правителя, складывавшего курганы из голов покоренных народов, они ждали страшной смерти.

Уберегла город совместная молитва перед образом Владимирской Божьей матери, которую доставили в Москву из Владимира.

Десять дней величественным крестным ходом несли икону в столицу, и вдоль всего пути люди выходили навстречу и, опускаясь на колени, молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!»

Сейчас на месте, где крестный ход встречал икону, стоит Сретенский монастырь.

Сражение на реке Угре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в. Памятник «Стояние на Угре 1480». Фото с сайта ru.wikipedia.org

С заступничеством Владимирской иконы Божьей матери связывают и успех русских войск на реке Угре в 1480 году. Эту дату принято считать концом монголо-татарского ига: хан Ахмат, пытавшийся принудить Москву и ее великого князя Ивана III к повиновению и выплате дани, был вынужден развернуть войска.

Угрозу, исходившую от хана, русские люди ощущали очень остро. Боялись не только смерти и разорения – угрозы своей вере.

«Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше», — пишет летописец о тех событиях.

Русские и татарские войска стояли друг напротив друга на разных берегах Угры с 8 октября до 11 ноября, больше месяца. У русских воинов были с собой списки с Владимирской иконы, и сама Владимирская была с русским войском.

«Предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость»

В. Савинский. «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского», 1882 год. Фото с сайта museum.ru

И в Смутные времена опять помогла Богородица.

Может быть, ополченцы могли бы победить поляков даже на год ранее, и на Красной площади сейчас стоял бы памятник совсем другим людям, а не Минину и Пожарскому.

Патриарх Гермоген благословил освободителей Отечества Казанским образом Божией Матери и повелел отправить список иконы казакам первого ополчения под предводительством Прокопия Ляпунова.

Вот только казаки встретили икону не слишком почтительно, и вскоре их наступление потерпело неудачу, а Ляпунов погиб.

Князь Дмитрий Пожарский этой ошибки не повторил. Находясь с войсками в Ярославле в преддверие наступления на Москву, он просит находившихся здесь же жителей Казани о том, чтобы ему отдали чудотворную икону. С ней Пожарский идет на Москву.

Перед тем, как идти на приступ Кремля, Пожарский объявил в своем войске трехдневный пост и сугубую молитву перед образом Казанской Божьей Матери, а когда победил – совершил с иконой благодарственный крестный ход по освобожденному городу.

В некоторых исторических источниках есть свидетельство о чудесном заступничестве Богородицы и о том, что в те дни действительно решалась судьба нашей страны. В момент осады в Кремле находился архиепископ Арсений, которому в ночь перед штурмом явился преподобный Сергий Радонежский.

По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

Как подчиненный Геринга послушался Богородицу и спас деревню

Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер разговаривает с крестьянами во время инспекционной поездки по Белоруссии. Минская область, Белоруссия, СССР, 15.08.1941. Фото с сайта waralbum.ru

Когда читаешь обо всех этих чудесах, может показаться, что все это – о прошлом, а в наше время ничего удивительного быть не может. Это не так, случаи заступничества Богородицы известны и сейчас, и в недавнем XX веке.

О том, как Матерь Божия спасала людей во время Великой отечественной войны, есть масса свидетельств, но большинство из них – устные предания. Мы хотим рассказать о задокументированном случае, которому нашлось множество свидетелей.

В Белоруссии, недалеко от Беловежской пущи, есть деревня Рожковка. Сейчас она почти не обитаема – живут здесь в основном старики, а в 40-х годах 20 века здесь было 600 жителей. Вскоре после начала войны деревня была оккупирована немцами. В 1942 году поступил приказ расстрелять все взрослое население за пособничество партизанам. Местные старожилы даже запомнили дату назначенного расстрела – 28 сентября.

Когда рожковцы уже стояли под дулами автоматов у края собственноручно выкопанной братской могилы, недалеко от населенного пункта сел немецкий легкомоторный самолет, из него выскочил офицер и кинулся к палачам.

Вскоре переводчик объявил жителям Рожковки, что казнь откладывается на два часа. Люди стали молиться о спасении, и оно пришло – через обещанное время уже упомянутый офицер вновь появился с бумагой от начальства, отменявшей расстрел.

Когда все успокоились, немецкий офицер пояснил, почему он вдруг прилетел в Рожковку.

Офицера звали Эмиль Альберт Генрих Пауль Хербст, в Белоруссии он оказался по личному распоряжению Геринга. Хербст не разделял мнения своих начальников о том, что для подавления сопротивления и борьбы с партизанами нужно проводить карательные операции, считал, что действовать нужно точечно, наказывая лишь виновных, разбираясь в каждом деле.

В день, на который был назначен расстрел жителей Рожковки, Хербст летел в Берлин. Вдруг прямо в небе, рядом со своим самолетом он увидел женскую фигуру в голубом одеянии с младенцем на руках.

Немец узнал Деву Марию: она показала куда-то вниз, и делала запрещающий жест. Совершив посадку, Хербст остановил казнь.

А спустя несколько месяцев, к празднику Покрова, Хербст вновь появился в Рожковке и привез с собой икону – вернее то, как он ее понимал.

По просьбе Хербста и с его слов другой немецкий солдат вырезал из дерева выпуклый барельеф, изображающий Мать с Младенцем на руках.

Сейчас икона Богоматери Рожковской храниться в местном храме – его открыли в 1943 году еще во время немецкой оккупации и не закрывали с тех пор никогда. На месте ямы, в которой должны были быть похоронены расстрелянные жители деревни, установили памятный крест.

Чума возвращалась трижды, но отступала по молитвам Пресвятой Богородице

Чумной бунт. Акварель Эрнеста Лисснера, 1930-е годы. Фото с сайта pravoslavie.ru

Случается, что враг незаметен, а урона от него не меньше, чем от войн и разорений. Речь, конечно, об эпидемиях, которые в прошлом были делом обычным. Богородицу издавна считали заступницей при «моровой язве» и «поверии» — так на Руси называли чуму.

«Черная смерть» нанесла нашей стране не такой сильный урон, как в Европе, но вспышки, в том числе с большим числом жертв, происходили и у нас. Первая – в Киеве в 1090 году, а затем – в XIV, XVII, XVIII веках.

Особенно сильной была эпидемия чумы в 1654 году. С этим периодом связаны чудеса сразу двух богородичных икон, которые помогли остановить мор.

В городе Шуя была написана икона Шуйско-Смоленская: одному горожанину пришла мысль написать икону и он объявил всенародный сбор на новый образ.

Нашли иконописца, но когда мастер нанес на доску прорись, собираясь скопировать Смоленский образ, вдруг заметил, что положение ручек и ножек Младенца чудесным образом изменилось.

Когда икона была завершена, перед ней молились все жители Шуи, и чума отступила.

А история помощи Богоматери через ее икону «Седмиозерная» в наше нелегкое время звучит особенно утешительно. В том же 1654 и последующих годах она спасала города Поволжья от чумы несколько раз. Эпидемия возвращалась вновь и вновь, но ее вновь и вновь удавалось победить по заступничеству Пресвятой Девы. Спаслись Казань, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород и другие города.

А.И. Черный. Портрет графа Григория Григорьевича Орлова, 1770-е годы. Фото с сайта gallerix.ru

В царствование Екатерины II, после победы на Турцией, с южных рубежей страны стали возвращаться солдаты, с ними в Москву хлынули трофеи. 1771 год – год страшного чумного бунта. Усмирял бунт Григорий Орлов.

Чума из Москвы пришла в соседний Владимир, но здесь все обошлось без бунта и без большого числа жертв. Есть свидетельства, что в это время Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы икона с Ее изображением, которую все называли Боголюбская, была перенесена из Боголюбского монастыря во Владимир. Как только это произошло, распространение болезни остановилось совершенно.

Икона, подаренная Петром I, спустя столетие остановила холеру

Въезд императора Николая I в Москву во время холеры 1831 года. Гравюра первой половины ХIХ века

В 30-х годах 19 века в Россию опять пришла холера. Принимались строгие меры, устанавливали карантины. Именно в такой карантин попал в 1831 году Пушкин в Болдине. Народ считал все карантинные меры «заговором правительства».

И вот однажды в Новгороде, во время службы в Спасо-Преображенской церкви, в нише храма отслоился толстый слой штукатурки, и под ним явилось изображение Богородицы. В храме и возле него собралась огромное число людей, и через некоторое время после общей молитвы холера оставила город. С открывшегося изображения сделали список, его иногда так и называют — Новгородским холерным.

Случались чудеса и совсем рядом с Москвой. В селе Косино (современный район Выхино) в храме с начала XVIII века находилась икона Богородицы, названная Моденской. Ее местному храму подарил сам Петр I, а Моденским образ назвали потому, что приобрели его в Италии, в городе Модена.

Празднование Косинской (Моденской) иконы Божией Матери в 2019 году. Фото из официальной группы Храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино г. Москва vk.com

Образ оказался чудотворным – было множество свидетельств о случаях исцеления людей с самыми разными болезнями. А в 1848 году молитвами перед этим образом остановилась эпидемия холеры.

Моденскую икону специально выносили из храма, чтобы при большом стечении народа молиться Богородице об избавлении от эпидемии, объезжали с ней окрестные села, и болезнь отступала.

Все эти истории, когда бы они ни происходили, об одном – что в любое время и в любом месте мы остаемся под святым покровом Пресвятой Богородицы.

Первым свидетелем этого явления стала местная жительница Антонина Джаннасо, у изголовья кровати которой и установили этот образ. Девушка была в положении, причем беременность проходила сложно — из-за токсикоза и вызванных им конвульсий она время от времени теряла зрение. Антонина по рекомендации докторов была вынуждена постоянно лежать и проводила время в молитвах, посвященных Деве Марии. В то утро спазмы длились дольше обычного, после этого у нее вновь пропала способность видеть, но едва она прозрела, как увидела слезы, текущие из глаз Мадонны.

Пресвятая Богородица плакала вплоть до 1 сентября. Молва об этом разнеслась по всей Италии, и к дому семьи Джаннасо потекли толпы паломников. Церковный суд провел экспертизу жидкости, взятой с гипсовой плиты, и ее состав оказался идентичен человеческой слезе. Говорят, что кусочки хлопка, которые напитали слезами Мадонны, смогли исцелить многих людей по всему миру. А первой их эффект испытала сама Антонина — у нее сразу прошел токсикоз и в день Рождества Христова (по католическому календарю — 25 декабря) она благополучно родила здорового сына. В 1954 году чудо в Сиракузах признал Папа Римский Пий XII. А в 1994 году в этом городе открыли удивительный по красоте 75-метровый храм в виде волана, где одновременно собираются до 10 тысяч верующих.

Между тем, христиане знают множество других чудес, связанных с Богородицей. Широко известны ее явления преподобным Серафиму Саровскому и Сергию Радонежскому, святому Андрею Юродивому, благоверному князю Андрею Боголюбскому, основателю ордена доминиканцев проповеднику Доминику, католической святой Бернадетте в Лувре и многим другим.

«РГ» выбрала 5 самых резонансных, на наш взгляд, чудес Пресвятой Марии, с которыми столкнулись верующие в XX веке.

1916-1917 годы, село Фатима, Португалия

Три маленьких португальских пастушка — Франсишку, Жасинта и Лусия — прославились на весь мир после нескольких явлений некой «дамы, окруженной необычным сиянием». Дети утверждали, что женщина передает им сообщения о покаянии, молитвах и вере. И вскоре в никому не известную Фатиму для встречи с Богородицей потянулись тысячи паломников.

В хронике того времени есть абсолютно поразительный случай. После проливного дождя небо внезапно озарилось, люди увидели над головой серебристый диск, а мокрые одежды тут же стали сухими. Почти 13 лет католическая церковь расследовала это явление и в итоге признала его истинным: «Этот феномен, не зарегистрированный ни одной астрономической обсерваторией и, следовательно, не имеющий естественного происхождения, наблюдался людьми разных категорий и разных социальных групп, верующими и неверующими, журналистами португальских газет и даже людьми, находившимися в нескольких километрах от этого места. Это исключает любое объяснение феномена как факта коллективной иллюзии».

Интересно, что некоторые пророчества Марии, сказанные ею Лусии (впоследствии она стала монашкой-кармелиткой), касались нашей страны, которая должна была обратиться к Богу ради наступления периода мира.

И еще одна история в тему. Папе Римскому Иоанну Павлу II удалось выжить после покушения на него в Ватикане в мае 1981 года. Гражданин Турции Мехмет Али Агджи трижды выстрелил в понтифика из пистолета, но лишь ранил его в грудную клетку и руку. Сам Папа утверждал, что его спасло чудо — в какой-то момент он повернулся к девочке, которая держала в толпе образ Фатимской Богоматери.

1961-1965, деревня Сан Себастьян де Гарабандал, Испания

Как и в Фатиме, в Гарабандале свидетелями явления Девы Марии стали дети. Четыре школьницы — Кончита, Мария Круз, Жасинта и Мари Лоли — признались, что не раз видели архангела Михаила, а затем и саму Богородицу. Летом 1965 года ангел передал через девочек, что встретить Марию могут и другие местные жители. По такому случаю в указанное им место и время собрались не только они, но и соседи из окрестных деревень. И Пречистая Дева явилась — в белом платье, голубой мантии и короне из звезд.

Впрочем, видели Богородицу только девочки, но все заметили, как четверо школьниц в этот миг преобразились. Они утверждали, что Архангел Михаил дал им Святое Причастие, и окружающим были хорошо видны соответствующие движения губ и языка детей. А еще есть почти 80 кадров документальной съемки, на которых у Кончиты на языке неожиданно проявились Святые Дары. В тот раз Богородица выполнила просьбу девочки сделать их видимыми для людей. Снимавший это чудо предприниматель из Барселоны передал копию фильма местному епископу. Католическая церковь, правда, до сих пор не признала Гарабандальское явление истинным, хотя и разрешила священникам и всем желающим организовывать паломничество в это местечко.

Верующие и не ждут официальной резолюции — им достаточно многочисленных свидетельств об исцелениях и разнообразных благодатях. Их получили те, чьи крестики и другие предметы освятил поцелуй Богородицы во время ее последнего явления в Гарабандале 13 ноября 1965 года.

1968-1971, пригород Каира, Египет

Удивительно, но одни из самых известных явлений Богородицы в течение трех лет происходили в мусульманской стране. Эти места, впрочем, христиане издревле считали святыми. По преданию, в пригороде египетской столицы, Зейтуне, Мария, Иосиф и младенец Иисус, убегавшие от жестокого Ирода, отдыхали под смоковницей после длительного путешествия. В честь этого события Коптская Православная церковь в первой половине XX века основала храм Пресвятой Девы. Именно над его куполом с апреля 1968 года по ночам стал появляться светящийся образ. Свидетелями чуда стали миллионы — и православные, и католики, и иудеи, и, естественно, мусульмане.

Патриарх Александрийский Кирилл VI долгое время сомневался в истинности обсуждаемых в народе событий. Но Богородица, как утверждают верующие, сама смогла убедить и его, явившись к священнику лично. В итоге и патриархия Коптской Православной Церкви, и Коптский католический патриарх Стефан I, и даже египетское правительство выступили с признанием зейтунских чудес.

Многие паломники получали здесь исцеления (от физических увечий, слепоты и даже рака), которые официально фиксировали врачи, и не удивительно, что тысячи мусульман в тот период обратились в христианство. Интересен случай с фоторепортером крупнейшей египетской газеты «Аль-Ахрам» Вагихом Ризком, который неожиданно для себя сделал снимок Пречистой Девы с помощью левой руки, которая до этого более года была обездвижена после ДТП. Десятки его качественных снимков Богородицы с младенцем Иисусом на руках, перед крестом и с ангелом прошли тщательную экспертизу, которая признала их подлинными.

Кстати, Богородица проявляла себя в Египте и позже. В 1986 году, как писала авторитетная «Вашингтон Пост», ее образ видели в городке Терра Гулакия на севере от Каира, в 2000-м — во время празднования Преображения Господня в Асьюте, а в 2002-м — в Омрании (округ Гиза). Здесь свидетелями очередного чуда стали тысячи простых граждан и десятки охранявших общественный порядок полицейских.

1981-2013, селение Меджугорье, Босния и Герцеговина

Еще одно непризнанное пока православной и католической церквями явление Богородицы. Поначалу ее видели на горе в местечке Меджугорье под боснийским Мостаром тысячи паломников, однако затем Дева Мария стала открываться только группе ребят от 10 до 16 лет, через которых она пообещала передать миру 10 тайн.

Девочкам Вицке, Иванке, Мирьяне и Марии и мальчикам Якову и Ивану — пришлось пережить немало — их регулярно забирали в милицию, заставляли проходить психиатрическую экспертизу. У врачей не нашлось повода усомниться в чьем-либо здоровье, но власти социалистической Югославии делали все, чтобы развеять культ Марии, который тут же сформировался у местных жителей. А как могли реагировать люди, когда на их глазах солнце изменялось в размерах, на небе появлялось слово «мир», из-под земли вырывался столб огня, а паломники исцелялись от болезней? Сотни боснийцев в тот период вышли из коммунистической партии и стали верующими.

А в ответ на репрессивные меры, в частности, запрет появляться в этих местах, Богородицу стали видеть и в других местах — например, в доме приходского священника, хранилище церковной утвари и на хорах местного храма.

Интересно, что эта самая церковь устояла в ходе бомбардировок во время войны в Югославии, в то время как окрестности сильно пострадали от авианалетов. Сейчас сюда со всей Европы в надежде на встречу с Девой Марией стекаются до миллиона паломников в год. А она по-прежнему периодически общается с уже ставшими взрослыми Иванкой, Мирьяной и их друзьями детства.

1995 год, Буденновск, Россия

Маленький городок в Ставропольском крае в 1995 году стал известным на весь мир — банда Шамиля Басаева захватила заложников в местной больнице. Среди них были дети, старики, беременные женщины — всего более полутора тысяч человек. Но насколько хитроумным был план бандитов, настолько же и бесперспективным. Буденновск недаром до революции носил имя Святой Крест, а сама ЦРБ находилась на месте старого монастыря. И на помощь заложникам в те страшные дни пришла Богородица, образ которой в городе видели многие, в том числе и террористы. Мария, вся в черном и в скорбной позе, стояла рядом с крестом из облаков. Некоторые заметили странные небесные явления и накануне ночью, и в тот день, когда захватчики покидали город. Есть мнение, что для Басаева именно эти эпизоды стали призывом любой ценой оставить в покое заложников и Буденновск, поскольку большая часть бандитов была деморализована ликом Пречистой Девы.

Молившийся все эти дни митрополит Ставропольский Гедеон, сразу же поручил местному батюшке исповедовать тех, кто утверждал, что видел Богородицу. Убедившись в искренности их рассказов, владыка к сороковому дню поминовения 129 жертв трагедии повелел написать Свято-Крестовскую икону Божией Матери. Она хранится в местном храме Казанской Богоматери и напоминает о чуде, которое помогло спасти многих жителей Буденновска.

Казань постепенно становилась христианским городом с множеством храмов и несколькими монастырями. Однако магометанство оказывало упорное сопротивление, в Казани и ее окрестностях оставались тысячи мусульман и язычников. Необходима была чудесная помощь свыше, и она была явлена через Казанскую икону Божией Матери.

Повествование о явлении этой иконы и последовавших от нее чудесных знамениях было составлено митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, принявший мученическую кончину в 1612 г.). Через 15 лет, в 1594 г., он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». Сохранился подлинный текст этого повествования, в котором рассказывается как трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди мусульман и язычников и как способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 г. чудотворной иконы Божией Матери.

Ермоген повествует, что 28 июня 1579 г. страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, уничтожил большую часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного.

Пожар произошел и доме купца Дмитрия Онучина. После пожара его девятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица, которая повелела девочке достать на пепелище икону Божией Матери, зарытую при мусульманском господстве тайными исповедниками православия. По преданию, Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону.

Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Богородицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным.

Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову и та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. По церковным летописям, явление иконы сопровождалось «многими чудотворениями».

На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия. Архиепископ распорядился звонить во всех уцелевших от пожара храмах и совершил Крестный ход с новоявленной иконой к ближайшему храму во имя святителя Николая, где пред иконой был отслужен первый молебен. Затем икону торжественно перенесли в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.

С чудотворной иконы, по указанию архиепископа Иеремии, был сделан список и отослан в том же 1579 г. вместе с описанием явления и чудес в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел на месте обретения святыни построить храм и основать женский монастырь (в честь иконы Божией Матери Одигитрии) для сорока инокинь, в котором и поставили новоявленную икону.

В 1595 г. царь Феодор Иоаннович повелел на месте явления иконы, где прежде была деревянная церковь, построить каменную, а также женский Богородицкий монастырь, в котором Матрона Онучина и ее мать приняли иноческий постриг. Матрена (в иночестве Мавра) стала его первой настоятельницей.

Чудотворная Казанская икона Божией Матери до 1612 г. была местночтимой, празднование в честь нее совершалось в день обретения, 8 июля. Но вскоре она стала всенародной святыней для русских православных христиан.

Подлинник иконы находился в Казанском Богородицком монастыре до начала ХХ в. В 1904 г. монастырь был разорен, а икона была украдена. И хотя грабители были найдены, икона пропала бесследно. По признанию грабителей в ходе следствия и суда, она была порублена и сожжена, а украшавший ее богатый оклад разорен и продан по частям.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Бескрайние просторы Пермской земли щедро наделены благодатными дарами — монастырями, храмами, часовнями, святыми источниками, памятными урочищами.
Церковные предания хранят немало историй о явлении Божией Матери самым разным людям: святым старцам и простым крестьянам, подвижникам благочестия и грешникам, во сне и наяву.
Так и история Иконы Божией Матери «Обвинской», произошедшая более трёхсот лет назад, рассказывает о чудесном явлении Пресвятой Богородицы, единственном на пермской земле.
По преданию, Пресвятая Богородица явилась обычному крестьянину Родиону Новикову, после его внезапной встречи с тремя страшными, отвратительными существами (ими были падучая болезнь, лихорадка и падёж). Богородица строго наказала распространить весть по храмам не браниться, не курить и не пьянствовать, любить друг друга и молиться об искуплении грехов.
Позднее здесь возник Верх-Язьвинский (Обвинский) мужской монастырь, главной святыней которого являлась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. По прошествии восьмидесяти лет обитель Указом Екатерины II была упразднена. Славное ее возрождение пришлось на начало двадцатого века — более ста насельниц проживало в монастыре, подвизаясь неустанною молитвой и трудом. В иноческой обители появилась в то время еще одна святыня — Иверская икона Божией Матери.
И вот уже много лет по завету Пресвятой Богородицы с 26 по 28 августа совершается Крестный ход, во главе с Иверской иконой, в ознаменование праздника Успения.
Богородице молятся об исцелении нашего народа от грехов срамословия, пьянства и табакокурения, тяжкой зависимости.
В эти выходные приложиться к этой святыне, помолиться ей, можно в Духовном центре выставки.
Подробнее о выставке «Православная Русь. Медовый Спас» на сайте www.pravoslav.expoperm.ru

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алексия

Предисловие от редакции к русскому изданию книги

Книга, кото­рую Вы, доро­гой чита­тель, дер­жите в руках, состав­лена из мно­го­чис­лен­ных источ­ни­ков, напи­сан­ных рядом совре­мен­ных гре­че­ских авто­ров. Ее тема в самом широ­ком смысле — чудес­ные явле­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы пра­во­слав­ным гре­кам, начи­ная от глу­бо­кой древ­но­сти и вплоть до конца XX века. Книга пред­став­ляет собой собра­ние сви­де­тельств, про­ни­зан­ных бла­го­го­вей­ным чув­ством бла­го­дар­но­сти Божией Матери. Эти корот­кие исто­рии — словно с любо­вью выпи­сан­ные мини­а­тюры; или же их можно упо­до­бить клей­мам иконы, окру­жа­ю­щим Боже­ствен­ный лик Пре­свя­той Девы. Сбор­ник вполне совре­ме­нен: немало рас­ска­зов в нем опи­сы­вают чудеса, слу­чив­ши­еся во время Вто­рой миро­вой войны, когда Бого­ма­терь, вме­ши­ва­ясь в ход исто­рии, засту­па­лась за почи­та­ю­щих Ее пра­во­слав­ных гре­че­ских вои­нов; в книге есть и доку­мен­таль­ные сюжеты из 1980‑х годов. Но при этом книга как бы про­дол­жает тра­ди­цию древ­ней гре­че­ской пись­мен­но­сти — тра­ди­цию пате­ри­ков, Про­лога, Лав­са­ика, житий святых…

Мы знаем пока не слиш­ком много о пра­во­слав­ной Гре­ции, стране вели­ких хри­сти­ан­ских свя­тынь; лишь еди­ни­цам уда­ется посе­тить эту пре­крас­ную землю. Читая книгу, словно воочию видишь перед собой вели­че­ствен­ную, а на взгляд чело­века севера — даже экзо­ти­че­скую при­роду, созер­ца­ешь непри­выч­ные для рус­ского архи­тек­тур­ные формы хра­мов и мона­сты­рей, слы­шишь странно зву­ча­щие имена… Рус­ский чело­век непре­менно отме­тит осо­бую жиз­не­ра­дост­ность гре­че­ского народа; в самом деле, для нас странно, что можно петь весе­лые песни и даже тан­це­вать в честь Божией Матери, как это делают греки… Но с дру­гой сто­роны, зна­ко­мясь с почи­та­нием Бого­ро­дицы на гре­че­ской земле, посто­янно ощу­ща­ешь глу­бо­чай­шую духов­ную бли­зость Гре­че­ской и Рус­ской пра­во­слав­ных Церк­вей. Речь идет даже не о Церк­вах-сест­рах, но о еди­ном Все­лен­ском Пра­во­сла­вии: гре­че­ское бла­го­че­стие, духом кото­рого про­ни­зана книга, цели­ком созвучцо настрою рус­ской пра­во­слав­ной души. И, быть может, именно в любви к Бого­ро­дице, в почи­та­нии Ее, рус­ский и грек даже и без слов пой­мут друг друга.

Совре­мен­ная Гре­ция — одна из немно­гих стран мира, где Пра­во­сла­вие явля­ется госу­дар­ствен­ной рели­гией, где Цер­ковь не «отде­лена от госу­дар­ства», И так было все­гда на про­тя­же­нии исто­рии хри­сти­ан­ской Эллады. Бла­го­даря этому, несмотря на все резон­ные «но», хри­сти­ан­ский дух там про­ни­кает в самые раз­ные обла­сти народ­ной жизни: ведь икона, вися­щая на стене любой класс­ной ком­наты в гре­че­ских шко­лах, навсе­гда запе­чат­ле­ется — если не в созна­ние, то уж в под­со­зна­ние-то навер­няка, — каж­дого малень­кого граж­да­нина Гре­ции. Пра­во­слав­ные греки, кото­рых мы встре­чаем на стра­ни­цах сбор­ника — не про­сто люди вне про­стран­ства и вре­мени, но под­дан­ные и граж­дане своей страны — моряки, зем­ле­дельцы, рыбаки… Осо­бое вни­ма­ние при­вле­кает бла­го­че­стие и глу­бо­кая вера гре­че­ских вои­нов: воис­тину «хри­сто­лю­би­вое воин­ство» про­ти­во­сто­яло как искон­ным вра­гам гре­ков — тур­кам, так и немец­ким и ита­льян­ским фаши­стам. Не в этой ли «про­хри­сто­ван­но­сти», воцер­ко­в­лен­но­сти гре­че­ской нации — при­чина как воен­ных побед, так и всех ее дости­же­ний в мир­ное время?.. Во вся­ком слу­чае, у гре­ков есть мно­гое, чему рус­ским не грех поучиться.

Пред­ла­га­е­мая рус­скому чита­телю книга и ста­вит перед собой эту цель — помочь сбли­же­нию двух вели­ких хри­сти­ан­ских наро­дов, двух древ­них пра­во­слав­ных Церк­вей — Гре­че­ской и Российской.

Изда­тели бла­го­да­рят архи­манд­рита Тимо­фея, игу­мена мона­стыря «Парак­литу», обла­да­ю­щего автор­ским пра­вом на книгу, за раз­ре­ше­ние пере­вода и изда­ния ее в Рос­сии. Мона­стырь «Парак­литу» изве­стен сво­ими дав­ними свя­зями с Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, и неод­но­кратно ока­зы­вал ей помощь сво­ими печат­ными изда­ни­ями. Сам отец Тимо­фей, кото­рый хорошо знает рус­ский, пере­вел и издал в Гре­ции мно­же­ство книг, явля­ю­щихся памят­ни­ками рус­ской духов­но­сти. Также бла­го­даря его уси­лиям в Гре­ции узнали о мно­гих рус­ских свя­тых. Он, напри­мер, открыл для Гре­ции пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, кото­рый стал одним из самых люби­мых свя­тых совре­мен­ных греков.

Предисловие к греческому изданию

Пре­свя­тая Дева Мария, пре­выс­шая всех свя­тых, была «пре­ду­ка­зана про­ро­ками» и «избрана от всех родов» для соуча­стия в таин­стве вопло­ще­ния Бога Слова.

Имя «Мария», дан­ное Бого­ро­дице по Про­мыслу и воле Божией, озна­чает «Гос­пожа». Свя­той Нико­дим Свя­то­го­рец дает этому имени тро­я­кое тол­ко­ва­ние: «гос­пожа», «оза­ре­ние» и «море», что, соот­вет­ственно, выра­жает силу, муд­рость и бла­гость Бого­ма­тери. От Бога Отца Она при­няла силу, дабы, как Мать, на земле тво­рить то, что Бог, как Отец, тво­рит на небе. От Бога Сына, как Его зем­ная Мать, Прис­но­дева при­няла муд­рость, дабы при­ми­рить чело­века с Богом. Нако­нец, от Духа Свя­того, как Его Неве­ста, Дева Мария при­няла бла­гость, чтобы пре­по­да­вать духов­ные дары вся­кой твари.

От самого рож­де­ния свя­тая жизнь Бого­ро­дицы была испол­нена чудес­ными собы­ти­ями и исклю­чи­тель­ными бла­го­сло­ве­ни­ями. Из всех жен Она един­ствен­ная, кто родился по обе­то­ва­нию, то есть после ангель­ского предсказания.

По про­ше­ствии трех лет, Боже­ствен­ною волею Пре­б­ла­гая Дева была пре­про­вож­дена во Свя­тая Свя­тых как «трех­лет­няя юница», где, по слову свя­того Иоанна Дамас­кина, «вскорм­лен­ная и Духом рас­тво­рен­ная, якоже мас­лина пло­до­ви­тая, вся­кой доб­ро­де­тели при­я­те­ли­щем стала». Здесь Пре­свя­тая Дева пре­бы­вала на про­тя­же­нии целых две­на­дцати лет и сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом была вскарм­ли­ва­ема небес­ной пищей. Так Бог гото­вил Ее для высо­кой уча­сти в домо­стро­и­тель­стве вопло­ще­ния, дабы сде­лать Ее «бла­го­дат­ною», то есть укра­шен­ною всеми дарами Свя­того Духа.

С наступ­ле­нием пол­ноты вре­мени к Деве Марии посы­ла­ется Ангел Гос­по­день, кото­рый бла­го­вест­вует Ей о зача­тии Сына Божия. Прис­но­дева со сми­ре­нием и покор­но­стью при­ни­мает эту высо­чай­шую честь и, «испол­нив­шись Духа Свя­того», отве­чает: «Вели­чит душа моя Гос­пода, и воз­ра­до­вался дух Мой о Боге, Спа­си­теле Моем, что при­з­рел Он на сми­ре­ние Рабы Своей».

Ника­кой дру­гой доб­ро­де­те­лью Бого­ро­дица не стя­жала столько бла­го­во­ле­ния Божи­его, как Своим смирением.

Сми­рив­ший Себя до крест­ной смерти нуж­дался именно в такой сми­рен­ной Матери. Это необы­чай­ное сми­ре­ние, согласно свя­тому Нико­диму, не только было уко­ре­нено в глу­бине Ее сердца, но изли­ва­лось оттуда, било клю­чом и рас­те­ка­лось по Ее непо­роч­ному телу. Оно выра­жа­лось в Ее дви­же­ниях, оде­я­нии, дей­ствиях и словах.