Чудесные истории из жизни

Письмо из Небесной канцелярии
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»
(Мф. 7, 7).
Стол с нехитрой закуской, горящая свеча посередине. Пятеро за поминальной трапезой девятого дня. После первых традиционных тостов кто-то из сидящих просит рассказать подробнее о жизни человека, уже перешедшего в вечность. И вот что мы слышим…
— Моя мама осиротела, когда ей было два с половиной года. Дед мой, ее отец, хотел в приступе ярости порубить все иконы. Мама рассказывала, что у нас были большие старинные иконы в серебряных окладах. Несколько из них маме удалось спасти. Она, трехлетняя кроха, стала перетаскивать их на берег реки и опускать в воду. Потом стояла и смотрела, как их медленно уносило течение. Вскоре дед мой привел сожительницу. Мачеха стала требовать: «Убери детей. Девай их куда хочешь». И вот как-то ночью маму разбудила кошка, дико мяукнув и оцарапав ей руку. Проснувшись, она закричала брату: «Колька, бежим, папка нас зарубить хочет». Дед мой от неожиданности выронил топор, который был уже занесен над ними спящими. Дети убежали. Вот почему мама так кошек любила. За спасение жизни.
Спустя какое-то время дед зарубил топором сожительницу за измену и сам пошел и сдался властям. Его осудили на двенадцать лет и выслали. Мама с братом остались совсем одни.
Мне сейчас даже страшно представить, как она, четырехлетний ребенок, ходила босиком по снегу и собирала милостыню в Георгети. Видно, это тоже было нужно. Несмотря на суровое детство и юность, мама была редкий жизнелюб, никогда сама не унывала и нам этого не позволяла, говорила: «Ничего, Господь не оставит».
Потом маму взяла на воспитание одна раба Божья, хотя и сама бедствовала. Затем маму удочерила одна грузинская семья. Я до сих пор поминаю этих людей как дедушку и бабушку. Их, конечно, давно нет. Они дали ей свою фамилию. Отправили учиться в техникум.
Вскоре пришел с фронта брат отца и забрал ее в Тбилиси, в ФЗУ при Трикотажке. С теткой, дядиной женой, отношения не сложились, и ей пришлось перейти в общежитие.
Господь, как и каждого сироту, ее незримо вел и оберегал. Как-то в минуту отчаяния, в девятнадцать лет, она взмолилась: «Господи, если Ты есть, дай мне счастье!»
И в ту же ночь Он пришел к ней во сне и сказал: «Исправь свои грехи, тогда получишь счастье».
Проснувшись, первое, что она сделала, бросила в печку карты (до того она прекрасно гадала). И пошла в церковь. Стала молиться, исповедоваться.
Есть в Александро-Невской церкви большая старинная икона Божией Матери «Смоленская». Мама молилась перед ней, чтобы Пресвятая Богородица устроила ее жизнь. Вскоре она познакомилась с моим отцом. Потом поженились. Папа, только демобилизовавшись, устроился на Трикотажку учеником мастера, туда, где мама уже работала прядильщицей. Она проработала на комбинате сорок лет. Кто знает эту профессию, поймет, что это за цифра. Это были послевоенные годы. Всем было трудно, а моим родителям тем более, ведь им пришлось все начинать с нуля. Поначалу кушали на подоконнике, спали на полу. Тут возникла новая проблема. У них три года не было детей. Перед той же иконой мама вымаливала ребенка. И как-то увидела сон, будто стучится к нам в общежитскую квартиру (там было четыре комнаты, в каждой жило по семье) старец в белом подряснике и зовет маму:
«Вам письмо из Небесной канцелярии!» — и подает ей лист бумаги.
— Но я ничего не понимаю, — отвечает мама.
— Вам его прочтут на втором этаже, — отвечает старец и исчезает.
А мама видит, как с неба опускается звезда — и прямо к ней в руки.
Проснувшись, мама задумалась и вспомнила, что на втором этаже нашего общежития жила монахиня с дочерью, и пошла к ним за разъяснением. Монахиня выслушала все это и сказала: «Это значит, что молитва твоя услышана и скоро у тебя будет ребенок. Скорее всего, девочка».

И правда, вскоре родилась я, грешная, — улыбается рассказчица. — Кто был этот старец, мама узнала потом, когда меня Господь призвал к вере и мы всей семьей воцерковились, стали держать посты, исповедоваться и причащаться. Как-то на иконе она узнала этого старца. Это был Преподобный Серафим Саровский. Жили мы очень скудно. Даже хлеба не было вдоволь. Из своего детства я помню макароны и яблоки, которыми мы в основном питались. Но мама никогда не жаловалась. Как-то раз стучится к нам в общую дверь священник. Вышли все четыре хозяйки, у всех интерес: «К кому пришли?» А он смотрит на маму и говорит: «Я к вам».
Мама, конечно, пригласила его войти. Он говорит: «Дай мне кусочек хлеба и стакан воды». Мама достала двести граммов хлеба — однодневную норму, больше не было. Священник стал молиться, потом сказал: «Хлеб у тебя всегда будет». И поспешил уйти. Когда она выбежала следом, чтобы поблагодарить его, спросить, почему он зашел именно к нам, нашего гостя уже нигде не было. Обегала четыре этажа, спрашивала у всех, но, выяснилось, что его никто не видел. Рассказывая этот случай, мама всегда плакала: «Кто это был? Почему исчез? Может, это Господь посетил меня?» Вскоре после этого события папиных друзей-летчиков перевели в Вазиани, и они стали часто бывать у нас. Настелят шинели на пол и ночуют. Часто отдавали нам свои военные пайки. Как-то постепенно жизнь наладилась. Когда мне исполнилось двенадцать лет, мои родители обвенчались. Все эти годы они по копейкам собирали деньги на кольца. Оба очень хотели принять это Таинство. Мама была на редкость любвеобильным и мудрым человеком. За всю жизнь я не помню, чтобы она о ком-то отозвалась плохо. Я, наверное, никогда не дойду до ее уровня любви к людям и ко всему живому. Даже будучи парализованной, вы все видели, как она радовалась всем вам и как безропотно несла крест болезни. Ей было открыто, что болезнь ее — за грехи отца.
Царство ей Небесное, вечный покой.
Пусть мамочка, если имеет дерзновение перед Господом, помолится о всех нас, чтобы и у нас была бы та же любовь к людям и безропотность к несению своего креста.
— Аминь! — сказали и перекрестились сидевшие за столом.
Рассказано 14 мая 1998 г.

Церковные Таинства
«Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»
(Мк. 11, 17).
«Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа», — разъясняется в «Законе Божием». Церковные Таинства многие верующие, не говоря уж об атеистах, воспринимают как просто догматическую традицию. Мало кто ждет чуда от крещения или миропомазания. А чудеса — это всегда неожиданность. Вот некоторые из них, рассказанные разными людьми.

7 января 1999 года несколько человек собрались отметить Рождество. После праздничных тостов речь за столом зашла о том, как кто пришел к Церкви.
— Меня послушайте, — говорит М., пожилая женщина с волевыми манерами. — В церковь я пришла случайно. Точнее, случайного-то, как я теперь знаю, ничего нет, а есть Промысл Божий. Дело было так. Иду я примерно год назад по Руставели мимо Кашвети. На церкви я в жизни никогда не смотрела и вообще ярая атеистка была, все на партсобраниях выступала. Сама я из Курска, подрывницей в шахте работала. А тут иду я, и вдруг мне как в голову стукнуло, дай, думаю, зайду, погляжу, что там внутри. Ни в России, ни здесь никогда в церкви не была, а тут захотелось. Ну я грудь вперед и пошла, как на приступ. Без платка, конечно. Да попробовал бы мне кто что сказать: нельзя, мол, — в два счета бы на место посадила. Характер у меня такой решительный… Захожу, в общем. Темновато, свечки горят, поют что-то протяжно. А посередине очередь. Я как советский человек инстинкт имею: где очередь, так подойти в конец и спросить, «кто крайний», а уж потом разобраться. Стала я, значит, в очередь и подвигаюсь медленно к алтарю. Все, смотрю, руки на груди крестом сложили, и я, как обезьяна, так же. Дошла до священника. Он имя
спрашивает. Я назвалась.
— Рот открой, — он говорит.
Открыла. А он мне туда ложку с чем-то, и объявляет: «Причащается раба Божия…». Потом губы мне отер и дает Чашу целовать. Я, как автомат, поцеловала и вышла на улицу. Какую я благодать ощутила, и описать не могу. Иду, ног под собой не чую. И солнце мне по-другому светит, и люди навстречу улыбаются. Все какое-то необыкновенное. Неделю я как в раю жила, все удивлялась, насколько же мне хорошо и ни с кем ругаться не хочется. Потом задумалась — отчего же это? Снова пошла в церковь, стала вникать, интересоваться, что это было и когда снова будет. Так постепенно, постепенно к вере пришла. Сейчас стараюсь ни одной службы не пропустить. Сколько раз я потом после этого причащалась, все по правилам, пост непременно, правило вычитываю, а благодати, такой, как в первый раз, не ощущала. Почему так, не объяснишь. На то оно и Таинство.

В 97-ом совсем в иной обстановке другой человек такого же возраста, социального положения и со схожим прямолинейным характером рассказал следующее:
— Вот сектантов этих расплодилось — жуть. Бегают и всем книжки свои суют: читай — не хочу. Я хоть в религии человек темный, да только точно знаю, что все эти секты — это несерьезно. Я сама бывшая молоканка. У нас в Ульяновке (молоканская деревня недалеко от Тбилиси) все верующие, и пресвитер хороший. Только с церковью все равно не сравнишь. Там что-то такое, что ни в одной секте не найдешь. Вот со мной случай был лет двадцать пять назад. Я тогда работала на Трикотажке прядильщицей. Подруга с мужем попросили их ребенка крестить.
— Я же некрещеная, — говорю. — Мне вроде нельзя по-вашему.
— Да ладно тебе, — ее муж говорит. — Никто и не узнает. Мы же тоже ничего не соблюдаем. Твое дело маленькое: стой рядом и ребенка держи, а мой друг крест покупает и все оплачивает. Священнику ты и сто лет не нужна. — В общем, уломали они меня. Пошли мы с кумом в назначенный день в Александро-Невскую церковь.
Я косынку даже надела. Не годится как-то без косынки-то.
Зашли туда, где крестят. Я ребенка развернула, держу на руках. Батюшка начал чего-то читать над водой. Мы с кумом стоим без понятия, смотрим. Вдруг подходит священник не к ребенку, а ко мне и начинает меня водой кропить. Меня как кипятком внутри обдало. Неужели, — думаю, — узнал? Еще хорошо, кум выручил, сказал: «Вы, батюшка, не ту крестить начали, мы же из-за ребенка пришли».
— А, — говорит старичок, — извините.
И начал крестить мальчика…
Еле я дождалась, пока он закончил. Выскочила во двор и давай кума чихвостить.
— Все ты, — кричу, — да дружок твой виноваты, меня в грех ввели. Из-за вас священника обманула.
А кум мой и сам не рад, что так вышло, стоит оправдывается:
— Да откуда же я знал, что так получится? Думал, ему только деньги дай.
Потом меня долго совесть мучила из-за того случая. Спустя какое-то время я сама крестилась, и мои сыновья тоже. В церковь я захожу от случая к случаю, свечки ставлю, когда тяжело. А остальное, что в церкви делается, — не знаю. Слыхала, что исповедоваться надо. Да все как-то смелости пока не хватает.

Эту историю рассказал священник. Как-то к нему обратилась женщина с просьбой отслужить панихиду о муже. Священник подошел к Распятию и начал разжигать кадило. Сделав несколько неудачных попыток и увидев, что ладан не зажигается, он спросил:
— Не о живом ли вы панихиду заказываете?
Оглянулся, а женщину как ветром сдуло. Видно, предположение оказалось правильным.

В октябре 95-го собрались вместе несколько человек. Встреча была редкая и знаменательная. Одному из присутствующих пришла в голову мысль: разрезать по такому случаю освященное яйцо, которое лежало с Пасхи в святом углу перед иконами.
— Да оно испортилось давно. Сколько времени прошло! — засомневались остальные.
— Оно освященное. Посмотрим. Пусть нам будет сегодня Пасхальная радость!
Разрезали.
— Вот это да! — вырвалось у кого-то.
Яйцо оказалось свежим, будто вчера сваренным, не только на вид, но и на вкус.
Записано в июне 2000 г.
«Не на свадьбу прошу…»
«Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня»
(Мк. 9, 37).
— Ну, как съездили? — спрашиваю я свою знакомую после поездки в Россию.
— Да, слава Богу. Так все получилось, что я и не ожидала. Я, как получила телеграмму, что моя невестка погибла, брат в тюрьме, а их четверо детей сами себе предоставлены, так вообще себя не помнила. Пожар в голове. Как такое могло случиться? Поговорила я с мужем: что, мол, делать? Ты же знаешь, у него и характер сложный, и здоровье не то уже (на один глаз слепой), да плюс ко всему возраст — 68 лет, не мальчик. Оба мы инвалиды. Он говорит: «Надо забирать детей». Одолжили мы сто долларов и поехали. Сперва на автобусе, потом на поезде, потом опять пересадка. Это не шутка — ехать из Тбилиси в российскую глушь через десять границ (кто их только понаставил?!). Причем едем и не знаем, на какие деньги будем оттуда возвращаться. Приехали. Брат в КПЗ, в райцентре. Невестку уже похоронили. Убили в драке алкаши. Ей всего двадцать девять лет было. Царство Небесное, вечный покой… Дети запуганные, травмированные, старшему десять, остальным девчонкам восемь, шесть и три года. Надо срочно ехать. Выяснила я, что брат мой, перед тем как всему этому случиться, заработал на ферме два миллиона русскими деньгами (старыми). Пошла в кассу. Ответ известный: «Денег нет. Весь Ивановский район уже полгода не получал ни зарплат, ни пенсий». Я им говорю:
— А для меня деньги найдите. Я с вами не через дорогу живу. Вон откуда приехала! Мне сирот надо вывозить. Я у вас не на свадьбу прошу!
И чего я им такое сравнение привела — сама не знаю. Видимо, Бог меня надоумил. Только смотрю, кассиры зашушукались и говорят мне потихоньку: «Приходите завтра, выдадим».
Пришла я на другой день, деньги получила и пошла детей собирать в дорогу. Уезжаем, слышим, в сельсовете гвалт. В деревне все-таки узнали, что мне деньги выдали. Приехал главбух и ругает кассиров: зачем два миллиона отдали? Оказывается, дочка у нее скоро замуж выходит, вот она и спрятала эту сумму дочке на свадьбу. А я, когда случайно про свадьбу сказала, кассиры решили, что я все знаю, перетрусили и потому дали. Я хоть в религии особо не разбираюсь, только слышала, что сиротам Бог помогает. Теперь думаю, это правда… Год назад, ты знаешь, я умирала и выжила. Все говорили — чудо. А теперь понятно, почему. Ради них вот — она кивнула на девочек — мне была жизнь продлена. Я всю жизнь мечтала иметь ребенка, и не дано было, а сейчас вот в пятьдесят лет двоих получила (двух других родственники забрали). И еще, знаешь, не перестаю удивляться. Ехала сюда и думала, во что же я их одену. Так понабежали мои подруги, как узнали, что случилось, сумками нанесли тряпок — некуда складывать. И деньги у нас появились. Правда, работает мой муж как каторжный, без выходных. Главное, не бедствуем. А я этого очень боялась. Светка-трехлетка нас называет мама и папа…
Случилось в сентябре 1996 г.

Мария Сараджишвили Рис. Валерия Спиридонова 10.02.2006

Вначале беременность протекала без осложнений, пока у Петры не открылось сильное кровотечение. После осмотра в отделении неотложной помощи, нам сообщили о предлежании плаценты (состояние, при котором плацента располагается слишком низко, блокирует шейку матки и зачастую отделяется от стенки матки). Габриэль родился 14 июня, на 32 неделе беременности.

Роды оказались непростыми как для матери, так и для ребенка. В тот день она потеряла около 3 литров крови, а нашего новорожденного сына Габриэля нужно было реанимировать из-за очень слабого сердцебиения. На следующий день врачи многопрофильной больницы словенского города Целе обследовали нашего мальчика и провели несколько тестов. После оценки результатов доктора диагностировали у него две различные болезни сердца.

Больница в Целе не располагала достаточными ресурсами для лечения столь серьезных сердечных заболеваний, поэтому наш сын был переправлен вертолетом скорой помощи в более крупный медицинский центр в Любляне.

Новость о состоянии Габриэля глубоко потрясла меня. После того, как он еле выжил после рождения, мы знали, что существует риск, что что-то пойдет не так. Однако было ужасно услышать, что это действительно произошло. Я никогда не забуду этот момент.

С той минуты, когда нам сообщили диагноз, и до момента выздоровления, наша жизнь была похожа на американские горки с постоянными эмоциональными перепадами. Врачи в Любляне занимались лечением Габриэля и стабилизировали его состояние в краткосрочной перспективе. Однако для полного излечения ему была необходима сложная операция.

Одним из тяжелых испытаний оказался тревожный период ожидания решения о том, как и где осуществить эту операцию. Это было непросто, прежде всего потому, что мы, родители Габриэля, не участвовали в процессе принятия решений о спасении его жизни и чувствовали себя беспомощными. Мы знали, что существуют несколько вариантов, и что время не на нашей стороне.

Впоследствии мы узнали, что один очень хороший врач из детской больницы в Любляне, доктор Гросек, был ответственным за доставку Габриэля в Израиль. От всего сердца я благодарю доктора Гросека за оказанную помощь.

Сайт Горловской и Славянской епархии

Есть ли место для чудес в жизни современного человека, или же они закончились в евангельские времена? Для чего даётся чудо, и нужно ли искать его специально?

О своём личном опыте встречи с чудом и отношении к нему рассказывают священники Горловской епархии.

Протоиерей Николай Мельничук

Самое большое чудо — выход из самоизоляции внутри своих грехов и страхов

Христианство — это всё чудо, потому что не поддаётся логике: приходится только верить. Я воспитан в сдержанном отношении к чудесам. Но в своё время на меня произвели впечатление костыли возле иконы Божией Матери в Почаеве: их там две пары. Люди пришли на костылях, а ушли без них…

Есть личные чудеса — кто-то исцеляется от болезни, кому-то Господь открывается через чудо. Но верующему человеку, думаю, достаточно тех чудес, о которых рассказано в Евангелии. Это очень большие чудеса. День Святой Троицы — тоже чудо. С человеком нецерковным сложно говорить о Боговоплощении, Воскресении, Вознесении Спасителя, но рассказать о Пятидесятнице людям, которые хотя бы немного знают историю, я думаю, возможно.

В этот день Господь из рыбаков сделал премудрых людей. До этого дня ученики Христовы были в своего рода самоизоляции: они прятались и боялись за свою жизнь. Но в этот день они исполнились благодатной силы и ощутили премудрость, мужество и желание поделиться правдой о Боге с теми людьми, к которым Господь их посылал.

Искать чудес специально не надо. Господь укорял людей, говоря, что род лукавый и прелюбодейный ищет знамений (Мф. 12:39; 16:4). У всех церковных людей на слуху предание о том, что когда придёт антихрист, он будет совершать чудеса. Мы должны сдержанно относиться к чудесам, без каких-либо восторгов — так учат святые отцы.

Конечно, все хотят избавиться от болезней, каких-то проблем. Но по-настоящему церковные люди не ищут чудес. Я стараюсь и своих прихожан предостерегать от этой погони за чудом.

Самое большое чудо — это когда человек кается, побеждает какой-то грех, приближается к Богу. От этого радуется Небо. Один из прихожан однажды подошёл и спросил меня: какое самое большое чудо? Я подумал и ответил: «Покаяние человека». Если мы имеем милость Божию принять таинство Исповеди, покаяться, причаститься Тела и Крови Спасителя — это большое для нас чудо: Господь среди нас и даёт нам возможность выйти из греховной жизни и приблизиться к Себе. Хотя мне приходилось видеть и мироточение икон, но самое большое чудо — это когда человек приходит к Богу, кается и борется со своими грехами.

«Он исповедался, причастился, и болезнь отступила»

Лет шесть назад меня впечатлило, когда ко мне на исповедь подвели молодого парня. Он весь трясся, а его вели под руки. Что с ним было — Бог знает. Он исповедался, на следующий день причастился, и болезнь его отпустила. Он начал ходить в храм. Ходил — и ему было хорошо. Он стал здоров и… перестал приходить. Прошло какое-то время — опять его ведут. И снова всё повторилось: когда всё прошло, больше он в храм не пришёл.

Я его видел на Радоницу, он поминал своих родственников на кладбище. Подошёл к нему, поговорил, спросил, почему не приходит в храм. Он ответил: «Да вот, недосуг, вы знаете, суета». Он принял чудо от Бога, но дальше никаких шагов не сделал. Больше я его не встречал. Есть такое выражение: гром не грянет — мужик не перекрестится. Хотя у нас сейчас и война, и эпидемия, куда уже больше бедствий… Есть те, кто в это трудное время в первый раз приходит в храм, к Богу.

Протоиерей Николай Марковский

«Мы пересдавали анализы четыре раза, врачи не верили, спрашивали, где лечились»

— Для начала мы должны разобраться, что такое чудо. Это некое действие, которое выходит за рамки нашего понимания. При этом надо понимать, что не всякое чудо на самом деле таковым является. Если бы человек XVI или XVII века очутился в нашем XXI, многие вещи для него показались бы чудом: автомобили, которые ездят без конской тяги, возможность одному человеку видеть и слышать другого за тысячи километров, знать, что происходит в данный момент на другом материке и возможность перелететь туда.

Я сам к чудесам отношусь довольно скептически. То, что Господь являет их иногда, это факт. Такой случай был и в моей жизни. Мы с моей женой ещё на заре нашей молодости потеряли ребёнка, и после этой трагедии была выявлена болезнь, из-за которой моя жена не могла иметь детей. Лечение было дорогостоящим, и наша молодая семья не могла себе его позволить.

Однажды в Горловку привезли мощи врача безмездного Агапита Печерского. Мы с женой поздно вечером приехали в Николаевский архиерейский собор, довольно долго перед этими мощами молились, и через короткое время моя супруга смогла забеременеть, а обследование показало, что она полностью здорова. Мы пересдавали анализы четыре раза, врачи не верили, спрашивали, где мы лечились. Господь через Своего святого угодника Агапита Печерского явил для нашей семьи чудо.

Церковь — не фабрика чудес

Господь являет чудеса, но это бывает довольно редко и происходит только по вере человека. Господь говорит: «По вере вашей будет вам» (Мф. 9:29). Как верите, так и получите. Когда Спаситель был на Кресте, иудеи подходили и просили у Него чуда. Они говорили: «Сойди со Креста, и мы уверуем в Тебя». Почему Господь не сошёл со Креста? Пусть каждый задумается об этом.

Однажды мой знакомый тоже сказал мне: «Покажи чудо, и я уверую». Я спросил его: «Ты точно уверуешь?» Он ответил: «Сто процентов уверую, только чудо мне покажи». Я ответил: «Хорошо. Пойдём в любой храм, закажем водосвятный молебен». Он говорит: «И что будет?» — «На твоих глазах водопроводная вода станет святой». Он: «Нет, ну про святую воду все знают». Я говорю: «Подожди. Каждый день в каждом храме и у себя дома мы можем наблюдать, по сути, чудо. Обычная вода, которая без освящения через три дня зацветёт, приобретает особые свойства. И, обрати внимание, священник далеко не всегда окунает в неё серебряный крест. Но вода меняет свои свойства».

Люди постоянно ищут чуда. Они приходят в церковь не к Богу, не чтобы исправить свою жизнь, а в ожидании чуда: «Вот я пришёл, быстренько мне дай здоровье, материальное благосостояние…» Но Церковь — это не фабрика чудес. Это лестница на Небо, по которой довольно тяжело идти. Вся наша жизнь — это подъём на Небо. А если мы ищем чуда — нам нужно не в церковь, а в цирк: там фокусники вам его покажут. Но в Церковь мы приходим не за чудом, а для того, чтобы она нам указала ту дорогу, которая ведёт в Царствие Небесное.

А чудо — это не фокус

Часто люди просят не чуда. Им нужен фокус. Христианин не просит у Бога чуда: ему это не нужно. То, что совершается во время Святой Евхаристии — уже чудо. То, что Господь стал Человеком — чудо. Чудес просят люди, которые жаждут зрелищ. Но верующий человек осознаёт своё недостоинство перед Богом. Просить чуда — по сути, провоцировать Бога, искушать Его. Кто я такой, что делаю это? Могу ли я позволить себе искушать Бога? Молиться, просить Его помощи я могу и должен. Каяться перед Ним, разговаривать с Ним в своих молитвах — моя обязанность. Но просить чуда — это дерзость.

Когда придёт антихрист, он будет соблазнять людей чудесами. Например, в Священном Писании сказано, что он явит знамения, которые можно будет увидеть по всей земле. Раньше это тяжело было понять, но сегодня, в век интернета, это просто и понятно.

Диавол — это «карикатура Бога», лжец и обманщик. Все его чудеса подобны тем, которые делают иллюзионисты. Разница между настоящим чудом, которое являет Бог, и тем, что может продемонстрировать диавол, это разница между картиной-шедевром и шаржем на эту картину. Диаволу главное произвести впечатление, удивить. Как фокуснику и магу в цирке.

Господь даёт какое-либо чудо для вразумления, для того чтобы ты изменил свою жизнь. То чудо, которое произошло в моей семье, сделало это. Я перестал жить так, как жил, и повернулся лицом к Богу. То же самое произошло с моей супругой. Благодаря тому, что случилось, сегодня я священник и стою перед престолом Божиим. Если бы этого в моей жизни не было, я не знаю, где бы я был сейчас.

Священник Виталий Ворона

Не всякому чуду можно верить

— Говорят, что сегодня стало мало чудес по сравнению со временем первых христиан. Но на самом деле, чудес много. Например, мне в вайбере как минимум два-три раза в день кто-нибудь присылает сообщение о каком-то чуде. Происходят исцеления у святынь, мироточение и кровоточение икон. А чудо изгнания бесов, чудо таинства Крещения, когда благодать Духа Святаго касается сердца крещаемого…

Не всякому сообщению о чуде можно верить. То якобы в пустыне потекла река из песка, то пешеход чудесным образом избежал столкновения с автомобилем… Но на поверку оказывается, что в пустыне прошёл ливень, а видеорегистратор автомобиля не все моменты зафиксировал…

По моему глубокому убеждению, настоящие чудеса происходят настолько незаметно, что кажутся обычным делом. И сегодня есть иконы чудотворные, мощи. Но они ведь не всем помогают. Хотя вот они, лежат в храме и доступны всем. А помогают тем, кто готов вместить благодать Божию и принять эту помощь.

В мире происходит и много разных обольстительных чудес. Так называемые экстрасенсы, ясновидящие тоже могут совершать, на первый взгляд, сверхъестественное — чтобы обольстить людей, увести их от Господа. Некоторые из них открыто показывают, что связаны они далеко не с Богом. Но часто они прикрываются иконами и православными молитвами. Апостол нас предупреждал о том, что нечистая сила может являться даже в образе ангела света (2 Кор. 11:14). Поэтому наша задача — относиться к чудесам бесстрастно, с разумением, испытывая, рождает ли это чудо в нашей душе покаянное чувство, которое делает её способной к принятию благодати Божией.

Чудо от Бога всегда назидательно. Оно происходит, чтобы кто-то встретился с Богом, кто-то укрепился в вере. Это ступенька, которая помогает человеку подняться и познать Господа. Я уверен, что в жизни каждого человека тихо, незаметно, но обязательно совершается такое чудо.

Операция прошла успешно, опухоль оказалась доброкачественной

И в моей жизни был такой случай, с которого начался мой путь к храму и престолу Божию. У моего близкого родственника была очень страшная болезнь — опухоль головного мозга. Этот человек обладал довольно серьёзными возможностями и положением в обществе. Но эта болезнь показала, что все эти возможности и достижения совершенно ничего не значат. Операция подобного рода стоила таких баснословных денег, каких найти было невозможно. Оставалась только одна надежда — на Бога.

В то время все наши знания о Нём заключались в представлении о Троице как о Спасителе, Божией Матери и Николае Угоднике. Но по рекомендации одного знакомого мы поехали в Крым, Топловский монастырь, где был источник святого Георгия Победоносца. Я не могу сказать, была ли у нас вера в то, что это поможет. Мы приехали, поставили свечи в храме и окунулись в источник. Вода холодная — всего шесть градусов, вокруг сорок градусов жары. Когда окунаешься, дышать невозможно, а потом появляется чувство, будто ты умер и воскрес, начал жить заново.

Буквально через несколько дней после нашего возвращения всё начало само собой устраиваться: нашёлся врач, который взялся сделать эту операцию, средства для этого, место, где остановиться. На фоне того, что был тупик и совершенно ничего не получалось, это казалось невероятным. А самое главное — операция прошла успешно и опухоль оказалась доброкачественной. С тех пор прошло уже больше десяти лет. Мой родственник жив и здоров, а я теперь священник.

В преклонных годах мы снова стали молодыми родителями!

Конечно, это не единственное чудо в моей жизни. Тогда у нас как бы пелена упала с глаз: не было в жизни Бога, и вдруг Он здесь, так близко, и не нужно никаких доказательств. Мы всей семьёй начали ходить в храм. Я купил икону святого великомученика Георгия Победоносца, очень простую, бумажную. Она висела в рамочке у нас дома. Мы к ней привыкли и даже как-то забыли о ней. И тут вдруг я её заметил. А у меня было давнее желание вновь побывать в Крыму у святого источника, только теперь уже со своей супругой и ставшими почти взрослыми детьми. Они ещё никогда не видели моря. Средств на поездку всё время не хватало. И вот я обратился с молитвой к святому: «Великомученик Георгий! Сподоби нас посетить Крым! Я так хочу снова побывать там!»

Помолился и забыл. А через день или два моя супруга говорит: «Наш профсоюз выбрал тех, кто дольше всех работал, и дал нам путёвку в Крым на двоих». Всё было включено, даже проезд. Оставалось только доплатить за детей. Мы посчитали — накопленных на ремонт средств как раз хватало. И мы поехали. Что такое ремонт на кухне по сравнению с мечтой!

Конечно же, посетили источник святого Георгия. Я был несказанно рад — ведь дети почти выросли, мы уже даже готовились ждать внуков, и наконец они увидели море. А через несколько месяцев у нас родился сын Георгий. По всем подсчётам, этого не могло быть. Мы снова стали молодыми родителями! По медицинским показаниям, моей супруге вообще нельзя было рожать ни одного ребёнка. А у нас, слава Богу, трое детей. Причём последние роды оказались самыми лёгкими.

Чудес вокруг нас очень много. Каждую литургию мы становимся сопричастниками чуда, когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы, и мы видим, что есть люди, которые приступают к Ним с радостью и сокрушенным сердцем. После таинства Венчания пары, которые не могли иметь детей, становятся многодетными.

К сожалению, яркость декораций современного мира, информационный даже не шум, а крик, все эти спецэффекты ослепляют наше зрение, и мы не способны разглядеть чудо. А чудеса есть и всегда будут. Надо их просто замечать. Господь никогда не оставляет нас без Своего попечения, тихого и незаметного.

Протоиерей Николай Николенко

Вся наша жизнь — чудо

— Чудеса — вокруг нас. Рождение ребёнка: разве можно объяснить его простой физиологией? Когда дети растут — это разве не чудо? Каждый день реки текут в море, но оно не переполняется. Когда мы ложимся спать, мы не задумываемся, что это чудо. Просыпаемся с утра — это тоже чудо: сколько людей заснули и не проснулись! Когда человек ощущает себя в руках Божиих, ему даётся понимание, что каждый день его жизни — это чудо.

В православном мире знают много чудес: река Иордан, которая поворачивает вспять на Крещение, Благодатный огонь на Пасху, облако на Фаворе, которое появляется в день Преображения каждый год. Есть они и в жизни каждого верующего человека. Кто-то скажет — просто совпадение, но ты понимаешь, что это было чудо.

Навстречу нам шла толпа хулиганов. Остановились и говорят: «И здесь никого нет…»

Когда-то, в молодости, я занимался восточными единоборствами. Чёрный пояс по каратэ мне не достался только потому что я не ездил на соревнования. Тогда я ещё только встречался со своей будущей супругой. Мы гуляли в парке вечером. Были девяностые годы. Навстречу нам шла толпа хулиганов — искали, кого побить. Я понимаю: ну троих, ну пятерых… А остальные нас сметут. И я начинаю молиться. А рядом стоял памятник Коцюбинскому. Мы стояли за ним. Они доходят до памятника и говорят: «И здесь никого нет». Разворачиваются и уходят.

Как бы ты ни был физически развит, каким бы ни был мастером единоборств, всегда есть силы, которые окажутся сильнее тебя. Главное — вовремя перестать надеяться на свои силы и вспомнить о Боге.

«Скажите, он будет жить?»

Как священник я видел много случаев, когда Господь исцелял человека, которого я соборовал уже на смертном одре. О судьбе одного из них я узнал только через пятнадцать лет: меня позвали совершать панихиду по умершему. Я сразу вспомнил его дочь: много лет назад она спрашивала меня: «Скажите, он будет жить?» — и я отвечал: «На всё воля Божия». Она говорит: «Вот, мой папа сорок дней как умер. А после того, как Вы его пособоровали, он встал, и даже в больницу не стал обращаться. Почти пятнадцать лет он всё делал сам и не нуждался ни в каком уходе».

Чуда от Бога не нужно ждать. «Этот род ждёт чуда, но не дастся ему», — говорил Господь в Евангелии. Потому что в этом случае человек не Бога ждёт. Надо ждать Бога, общаться с Ним. А ждать чуда — потребительское отношение: «Ты мне чудо, а я вот это…» Господь, если захочет, даст. Если это будет полезно для нашего спасения. Чудеса есть, но мы их не видим. Они каждый день совершаются, но мы неспособны их разглядеть: наши сердца окаменели.

Чудо Божие — не фокус. В основе фокуса лежит обман. В основе чуда лежит вера. Мы верим в то, что Бог может нарушить законы естества. Он Творец, это всё Его, и Он может распоряжаться законами этого мира. Когда придёт антихрист, он не совершит ни одного настоящего чуда. Это будет обман, фокус. Так происходит и в различных языческих культах. Согласно церковным преданиям, Симон-волхв, о котором лишь вкратце упоминает книга Деяний апостольских, обольщал людей тем, что летал над землёй. Но по молитве апостолов люди увидели, что это бесы его несут. Все подобные чудеса имеют цель «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). Когда человек ждёт чудес, он попадается на это.

Мы, православные, самые «избалованные» чудесами. Для нас забежать на секундочку в церковь и поклониться мироточивой иконе или взять святой воды — обычное дело. А что она потом годами не портится, нас уже не удивляет. Мы привыкаем и считаем, что так и надо.

Протоиерей Вадим Морозов

Избавление от рабства и тюрьмы

— Случаи и события в нашей жизни, которые нам трудно или невозможно объяснить, мы называем чудом. Это слово мы слышим с детства, как и рассказы о чудесах. Есть категория людей, в жизни которых чудес случается намного больше, чем в жизни других — это люди верующие. Почему в их жизни необычайного больше? Потому что, по слову пророка Исаии, у нашего Бога даже одно из имён — Чудный (Ис. 9:6).

Мне было 29 лет, и поехал я на заработки в Грецию. Вышел на центральной площади Афин, закрылись за мной двери автобуса, на часах полночь, и я один без знания языка в чужой стране, с шестьюдесятью долларами в кармане. Без понимания, куда идти и как обратиться к людям. Было ощущение, как будто попал на другую планету. Но мне удалось найти ночлежку, и так я провёл первую ночь.

Вторая ночь была уже на полуострове Пелопонес в конюшне, с одним долларом в кармане. Нанялся я собирать апельсины, и нас, работников, повезли на полуостров. За окном — бескрайние сады апельсинов. Солнце садится, а всё проезжаем сады. Уже ночью привезли нас в какое-то помещение. Открываются двери, в них появляется огромный двухметровый негр и говорит на чистом греческом языке: «Кали спера!», что означает «Добрый вечер!» и улыбается. Негр оказался родом из Египта, его звали Мухаммед. Утром просыпаюсь — а это конюшня.

Слава Богу, что не отдал свои документы работодателям, как они просили, якобы для оформления. Так бы я с вами сейчас не разговаривал. Держали нас на положении рабов. Спали мы на бетонном полу. Денег нам не давали.

Я никогда не знал, что такое апельсины. Чем моложе дерево, тем больше на нём шипы. Длина их — до десяти сантиметров. Ухватиться за дерево, чтобы забраться на него, невозможно. Одними ногами нужно держаться на лестнице, а руками собирать апельсины. Первые пара деревьев — и руки уже порезаны. Руки были в струпьях, но это не освобождало от работы на следующий день.

Мы попадали под дожди, сушить одежду было негде. В три часа ночи начиналась лихорадка — озноб из-за холода. Был март месяц. Так, как я там молился, наверное, молиться не буду нигде и никогда. Там мы жили 23 дня. И произошло чудо: нам удалось оттуда убежать.

Приехал я в Афины и пришёл в православный храм — приход, где служат на русском языке. Нашёл жильё — квартиру с хозяевами — и за всё время, пока жил в Афинах, сменил целых четыре места работы. Однажды я попросил священника об исповеди. Он мне назначил время. И вот я собираюсь в храм, и тут соседи по квартире — дончанки, которые жили в одной из комнат, — задают мне вопрос о Боге. Это было неожиданно, потому что никогда раньше они таких разговоров не вели. Я стал им отвечать и так увлёкся, что, оказалось, уже сильно опаздывал. Попрощался и пошёл в храм.

По дороге обратил внимание, что на автостанции, куда съезжаются все нелегалы, никого нет. Такого не могло быть! Там всегда полно народа. Я исповедался и вернулся. Затем товарищ пригласил меня к знакомым.

Я прихожу к ним, а там по телевизору идёт репортаж о задержании нелегальных иммигрантов. В Афинах должны были проходить Олимпийские игры. Власти решили очистить город от нелегалов. В репортаже показывают автобусы, в них вбегают полицейские и всех не греков выводят. Десять тысяч задержанных. И время съёмки: как раз то самое, когда я говорил с женщинами о Боге. Если бы я не задержался, то был бы тоже арестован. У меня была виза на три месяца, и к этому моменту как раз закончился её срок.

Всех, кто был без визы, поместили на стадион и держали там несколько дней. Потом арестованных вывезли на границу с Болгарией, которая тоже их не приняла. Все эти люди оказались в безвыходном положении. Я захотел очистить свою душу на исповеди — и Бог спас меня. Это лишь один эпизод из моей жизни. Но чудес Божиих в ней было очень много.

Людям нужны чудеса. Из темноты греховной пропасти невозможно выбраться, если в жизни человека не произойдёт чудо встречи с Господом Иисусом Христом. Сегодня очень много ложных чудес и знамений, фокусов и иллюминаций. Поэтому не стоит коллекционировать и распространять интернетные чудеса. В Евангелии мы видим, что все чудеса Христа — это проявление Его милосердия и любви к людям. Здесь неуместно селфи, из этого не сделаешь шоу. Чудеса Божии вплетаются в нашу повседневную жизнь с её горестями и радостями. Они не проходят и не заканчиваются, потому что, по слову апостола, «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки тот же» (Евр. 13:8). Главное же Чудо, причастником Которого делается человек в таинстве Крещения — Сам Христос.

pic_4d98f8f0c39ac67_700x3000_1.jpg

Непридуманные рассказы. Свидетельства очевидцев о Промысле Божием. Лидия Запарина

Непридуманные рассказы» знакомы многим по православному самиздату, по публикациям в печатной периодике и в Интернете под псевдонимом «Л. Шостэ» и без подписи. Их автором, а точнее, собирателем, литературным редактором и распространителем (в былые советские времена), была москвичка Лидия Сергеевна Запарина (1903 — 1996), Все рассказы, вошедшие в сборник, за некоторым исключением, или услышаны ей непосредственно от очевидцев описанных событий, или их участником была она сама.

Матронушка

В военные годы

Помощник

Книга

В последний час

Ступеньки

Прощение

Отвергнутая молитва

На именинах

Родительская часть

Сон

Скупое сердце

Долг платежом красен

В неделю жен-мироносиц

Таратайка

Вопрос

В крестильной

На всякий случай

Встреча на тихой улице

Непонятая молитва

Рассказы матери Арсении

Каверны

Неизлечимая болезнь

Детское горе

Обет

Земля отцов

Бабушка

Рубашка

Просьба

Молитва

Тетушкин помянник

Разговор на выставке картин П. Д. Корина

Заметки об отце Петре С.

Соколиная гора

Просфора

Начало

Счастье

Вексель

Нечаянная радость

Предсмертное желание

Исповедь

Последняя заутреня

Паломничество в Лурд

Псалтирь

Леонид Леонидович

Ордер

Из рассказов отца Сергия С.

Старичок

Крестный

О храме Христа Спасителя

pic_cdc1ad97134b5c3_700x3000_1.png