Чувства, это что?

Читать в полной версии

Эмоциональный интеллект в два раза важнее hard skills и IQ для успеха в карьере. Вместе с доктором психологии Викторией Шиманской рассказываем, откуда берутся эмоции, как ими управлять и лучше понимать других людей

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Что такое эмоциональный интеллект и как он поможет вашей карьере

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пытается выяснить, почему мы не проявляем сострадание чаще и как это изменит нашу жизнь

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

  • Осознанность

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

  • Самоконтроль

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

  1. Я чувствую…

  2. Потому что…

  3. Я хотел бы…

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

  • Социальная компетентность

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

  1. Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

  2. Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

  3. Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

  • Управление отношениями

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла. При этом у вас еще много сил, поэтому уровень энергии будет 7 баллов. Так вы попадаете в красный квадрат «беспокоюсь». В таком состоянии лучше заняться активной работой, которая не требует эмоционального настроя: прибраться в доме, вынести мусор, приготовить еду.

В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки.

В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма. Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем.

В синем квадрате мало энергии и нет настроения. Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать.

Квадрант эмоций поможет направить свободные ресурсы на подходящие задачи. Вы сможете грамотно расставлять приоритеты и давать четкие распоряжения сотрудникам.

Как определить уровень развития эмоционального интеллекта?

Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ:

  1. Осознаете свои чувства и эмоции.

  2. Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.

  3. Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.

  4. Используете критику как возможность что-то улучшить.

  5. Придерживаетесь своих ценностей и принципов.

  6. Умеете сочувствовать.

  7. Хвалите и вдохновляете других.

  8. Даете полезную обратную связь.

  9. Извиняетесь и признаете ошибки.

  10. Прощаете и забываете.

  11. Выполняете свои обязательства.

  12. Помогаете другим.

  13. Защищаете себя от эмоционального саботажа.

Виктория Шиманская добавляет один универсальный, но субъективный критерий — степень удовлетворения собственной жизнью. В EQ важнее собственное ощущение, чем показатель развития навыка. Если вы несколько лет не можете попросить прибавку к зарплате или страшно злитесь, когда убираете квартиру — присмотритесь к работе со своими эмоциями.

Как справиться с трудностями и применять это в жизни

Самое трудное в развитии эмоционального интеллекта — начать. Непонятно, в какой момент появляется опыт, который позволяет дальше развивать EQ-навыки. Начинайте внимательно прислушиваться к себе и отлавливать эмоцию: называть, осознавать, размышлять, вслушиваться в свои ощущения. Без этого упражнения никакие книги не приблизят вас к ощущению счастья, преодолению страхов, обузданию гнева и другим задачам, которые мы хотим решить с помощью управления эмоциями.

Эмоциональный интеллект живет на стыке смыслов и тела. Только связав знания с физическими ощущениями, можно его включить и настроить свой эмоциональный аппарат. Значит, наш путь — отрабатывать связку тела и сознания. Делать — фиксировать, ощущать — осмыслять.

Чтобы развить эмоциональный интеллект

  1. Учитесь осознавать свои эмоции и называть их. Произносите вслух что вы чувствуете.
  2. Принимайте эмоции и старайтесь проживать их без ущерба для себя и окружающих.
  3. Научитесь отделять эмоции от себя. Вы всегда больше, чем одна эмоция.
  4. Ищите и понимайте причину эмоции.
  5. Согласовывайте эмоции с актуальной жизненной целью. Подумайте, как они могут вам помочь и направьте себе на пользу.
  6. Попробуйте применить инструменты EQ к другим людям.
  7. Пройдите специальную диагностику, чтобы определить уровень развития эмоционального интеллекта. Выберите тренинги, курсы, книги, которые помогут лучше прокачать навык.

Любовь, как известно, это сначала химия, потом биология, психология, философия и, наконец, история. Но как объединить все грани данной науки в единое целое и сохранить до конца? Как понять, где любовь, а где влюбленность, привычка и зрелое чувство? Как научиться доверять сердцу и сделать брак прочным? Большинство не знает, что такое любовь, и где та грань между дружеской заботой и истинным глубоким чувством…

Выходить или не выходить замуж?

Одна моя знакомая в свои 35 так и не поняла, что такое любовь. Брак длился 9 лет, муж был безупречен: не пил, не курил и цветы, как говорится… И зарабатывал много. Но как-то не по пути им оказалось:

– Я знаю, что от добра добра не ищут, – говорит Алена, – но не могла больше с ним. Нет любви, не будет жизни. Многие говорят: дай человеку свободу, и он даст тебе счастье. Это верно, конечно, потому что контроль и тотальное сопровождение никому не понравится. Но я за то, чтоб хотелось эту свободу друг с другом делить, что ли. Чтоб хотелось вместе идти в баню, ну или там чем-то другим заниматься. Чтоб это именно друг с другом было интереснее всего делать. Пусть и еще кто-то в компании будет, но чтоб хотелось рядом человека ощущать. Мы доверяли и принимали друг друга такими, какие есть. Никто из нас 9 лет не изменял, хотя была полная свобода действий. Но это тоже тяжело, когда никто ничего никому не должен, создается впечатление, что одному наплевать на другого. У нас были разные интересы. У него – охота и рыбалка, у меня – тусовки с фотографами и музыкантами, поездки по городам, так сказать, богемный образ жизни. И к чему это привело? К дежурным фразам: «Как дела на работе?» А ведь когда-то я была рада, что выхожу за него. Вот и думаю: где граница между плюющими друг на друга свободными людьми и безусловной внутренней любовью?

После развода Алена несколько раз влюблялась. Поначалу мучилась по поводу отношений без продолжения. Любовь больше походила на безудержную страсть («ни спать, ни есть не могла, все мысли о нем»). Но ни к чему хорошему это не привело. Они просто «дружили», и эти отношения она считает «самой отвратительная формой любви». Год назад любовь сама нашла девушку. И парень к душе пришелся, но как теперь понять настоящая это любовь или нет?

– Не знаю, есть ли у него харизма, – размышляет Алена, – у меня такое ощущение, что нас прибило друг к другу, как корни утопленных деревьев морским прибоем. Он музыкант, но песен, чтоб только мне одной, не пел. А недавно вдруг взял гитару и запел. Исполнил, так сказать, долг менестреля. Серенада зачтена! Написал эсэмэску и признался в любви. Как-то неопределенно начал говорить о будущем, проникновенно смотрел в глаза. Странный молодой человек – то он, значит, в чувствах не силен, а планы строить – всегда пожалуйста. Наши души как будто совпали, это трудно объяснить словами. Это живет где-то внутри, можно только почувствовать. Я за любовь, однозначно, но возникает вопрос: выходить замуж или не выходить, и кому это нужно? Сложное это понятие – любовь. Он мне очень дорог сейчас. Той страсти, что была недавно к другому, у меня нет. Но, может, любовь – это вовсе и не страсть?

Понять любовь

Стоит только заговорить на тему любви, как всплывает несколько клише. Мурашки по коже, бабочки в животе, сердце рвется в груди, не могу заснуть и т.д. Но основная часть людей на земле, на самом деле, не знает, что такое любовь, и путает ее с принятием, поддержкой, увлечением. И откуда бы им знать, если в жизни их никто никогда не любил. Очень мало людей выросло в семьях с открытыми, легкими отношениями и безвозмездной отдачей. Остальные могут об этом только мечтать, им предстоит самим учиться выстраивать отношения, осознавать чувства, выражать эмоции.

Чтобы научиться любить по-настоящему нужно избавиться от «раны нелюбви», которая есть в душе почти каждого. Она возникает тогда, когда изначально открытый ребенок не находит понимания и поддержки у окружающих родных людей. Все дети рождаются открытыми, и им нужен какой-то пример для подражания. Но по мере взросления они не видят моделей доверительного отношения к миру, когда все чувства понятны, и их можно выражать свободно. Ребенок начинает замыкаться, сердце закрывается на замок, «рана нелюбви» затягивается и начинает болеть всякий раз, когда он дает волю эмоциям. «Рана нелюбви» – отделение человека от своей собственной природы.

Американский психотерапевт, автор нескольких книг Джон Уэлвуд, изучивший влияние восточной и западной культуры на личность, приблизился к разгадке феномена любви. Он обнаружил привлекательность учений Востока, и на их фоне несостоятельность психологии и медицины Запада, которые лишь описали и проанализировали невротическое поведение человека, обусловленное периодом детства и семейными перипетиями. А также выработали несколько психотерапевтических методов избавления человека от рабства своего прошлого. Традиции Востока гласят о том, что источник здоровья находится внутри каждого из нас, надо только суметь его открыть, не прибегая к лекарствам. Основной проблемой цивилизованного общества остается закрытость человека, порой даже перед самим собой. Дело не в жизни в социуме, а в Эго, в том, что «Я» каждого человека чувствует свою отделенность от мира. Большинство людей любит относительной любовью, замыкая абсолютную где-то глубоко внутри.

Распознать и прочувствовать абсолютную любовь сможет каждый тогда, когда излечит «рану нелюбви» и по-настоящему откроет свое сердце. Для этого мало детской привязанности, многолетней привычки или свободных отношений. Чтобы познать истинную любовь, нужно возвести ее в категорию духовности. Но как пробудить сердце? Далеко не каждый, мучающийся гонениями любви, раскроет душу даже перед опытным психотерапевтом. Терапевтическая встреча врача и пациента подобна интимным отношениям. Рассказать всю правду о себе мешает гордое «Я», Эго, сформировавшееся в строгих условиях цивилизации.

На помощь приходит медитация – глубокое погружение человека внутрь себя. Это состояние, когда засыпает ум, и Эго обезоружено. Состояние полной открытости, позволяющее свободно выражать любые эмоции и чувства. Испаряется ложь, слетают маски, человек предстает в первозданном виде. Как человек, занимающийся медитацией, с полной уверенностью могу сказать, что постмедитативное состояние можно сравнить разве что с какими-то детскими ощущениями, когда бежишь к маме и чувствуешь себя властелином мира. А разве психотерапевт не к таким отношениям стремится? Объединив восточную духовную практику и работу с телом с достижениями психотерапии Запада, можно достичь хороших результатов по обретению человеком самого себя. Пробудить сердце здесь и сейчас.

Человек часто находится в состоянии скрытой разорванности, когда не может быть тем, кем хочет, его чувства и мысли причиняют боль и гоняют по кругу неудовлетворенности и бесконечных страхов. Он не знает, кто он такой. Заложенное воспитание никак не согласуется с его чувствами, инстинктами и потребностями, с тем, что даровано природой. Медитация позволяет систематизировать разноречивые устремления и выразить истинные чувства. Человек открывает для других доступ внутрь себя, и сам как будто выходит наружу, чтобы встретиться с другими открытыми сердцами во всей полноте. И на этой волне широкого раскрытия по отношению к миру, очень легко почувствовать и понять, какая любовь тобой движет, абсолютная или относительная.

Брак должен стать духовным

По мнению Д. Уэлвуда в современном мире для сохранения качественного брака, мало удовольствия, чувства защищенности или финансовой составляющей. Нужна более глубинная, духовная цель. Поэтому необходимо расти и развиваться, придавая отношениям новый и новый смысл. Любое чувство – это открытость реальности, а значит, и открытость партнеру. Любовь перестает быть духовной, когда сердца закрыты.

Человек состоит из двух видов деятельности: абсолютное «Я» и индивидуальное «Я». Когда мужчина и женщина обнимают другу друга, они не думают о своей половой принадлежности, социальном статусе или материальной основе. Они принимают другу друга душой, независимо от обстоятельств. И это называется проявлением абсолютного «Я». Деятельность индивидуального «Я» начинает проявляться, когда пара прожила несколько лет. Мужчина считает себя центром вселенской тяжести, а женщина – себя. И каждый стремится отстоять свои права, активизируя работу Эго. Но на земле каждая вещь имеет свой центр тяжести: это и стол, и кружка, и цветок, и птица на дереве. Однако ни птица, ни цветок не оспаривают свое первенство, поскольку лишены сознания. Человек, как мыслящее существо, должен прийти к осмыслению того, что существенное свойство личности – это ее объединяющая интегративная функция. Прийти к постижению этой функции на обычном языке означает познать себя. Абсолютное «Я» всегда, не зависимо от обстоятельств, есть и живет внутри каждого. Мужчина, глядя на женщину, должен осознавать, что он уже проявляет себя как объединяющая интегративная функция и переживает силу абсолютного «Я» вместе с женщиной. Но, не растворив индивидуального «Я», человек не научится чувствовать объединяющую интегративную функцию. Без абсолютного переживания, внутренней открытости неизбежно возникнут конфликты, и любовь перестанет быть духовной.

С буддийской точки зрения каждый человек должен увидеть, как он собран в одно целое и что удерживает его в этом состоянии. С осознанием своей природы он почувствует уважение к себе и ко всему окружающему. Необходимо в равной мере уважать любую самую малую вещь и даже камень. Так как каждая вещь, в том числе и другой человек, такой же центр тяжести, как и он сам. Тогда, когда двое влюбленных заключают друг друга в объятья, нет нужды утверждать свое «Я» и оспаривать значимость. Такое состояние называется абсолютным центром тяжести. Истинная любовь есть осуществление абсолютного центра тяжести. Она проявляется, когда мы смотрим на красивый цветок или играем с любимой собакой. Неосознанно работает абсолютное «Я», осознанное индивидуальное «Я» при этом растворено. Достигнув этого состояния, человек чувствует спокойствие, умиротворение, чувства говорят сами за себя, страсти молчат. Ощутив совпадение душ, двое заключают союз.

Конфликты в браке – такая же необходимая вещь, как взаимопонимание, если они учат расти духовно. Выплескивая боль, гнев, обиду, раздражение и другие эмоции, человек живет и являет самого себя. Когда все негативные проявления будут восприняты партнером с такой же радостью, как позитивные, отношения будут похожи на живой сосуд, способный трансформировать чувства. Семья – это единое целое. Во время конфликта целое рушится или дает трещину. Разрешение ссоры – это каждый раз выстраивание по частям новой картины целого, но немного под другим углом. Такое строительство, постоянное обновление и открытость отношений делают брак духовным. Открываясь партнеру полностью, человек может открыться всему миру и принять его во всем разнообразии.

Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить,что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами.

Эмоции — это адаптивный механизм, который заложен в нас природой, для оценки ситуации. Ведь не всегда у человека есть время, когда он может верно и точно оценить что же с ним происходит. Допустим в ситуации опасности… А тут раз — чего-то почувствовал и есть ощущение, что либо «нравится» либо «не нравится».

Тем более,что эмоциональная оценка она наиболее верная — природа не может обманывать. Эмоциональная оценка происходит очень быстро и здесь не «примешивается» разум и логика. Ведь логически можно объяснить все,что угодно и привести кучу всяких рациональных доводов.

Наблюдая за людьми (и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают. Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное решение.

В обычной жизни это может проявиться в том,что игнорируя или вытесняя свои эмоции, человек может создать себе неверное убеждение. К примеру, если жена игнорирует/не осознает или не хочет признавать свою злость в отношении мужа, она может выплеснуть свое раздражение на другого человека или детей, в совершенно другой ситуации.

Или, у меня была клиентка, которая имела такое убеждение: «я не могу обидеть человека, расстроить его». Как оказалось, если человек разозлится, то она испытает чувство вины, с которым не хотела встречаться.

На своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с эмоциональной сферой. Однажды заметил, что людям порой бывает очень не просто сказать, что же они на самом деле чувствуют или какую эмоцию сейчас испытывают. Даже если человек осознает,что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно сказать это в словах, назвать его.

Одна из моих клиенток так мне и заявила: «я чувствую ХОРОШЕЕ чувство, но я не знаю, как это называется..».

И я решил восполнить этот пробел на страницах своего сайта. Ниже представлен список эмоций и чувств, которые мне удалось найти, надеюсь, что прочитав его, можно значительно пополнить осознание того, что может с Вами происходить.

И, кстати, можно проверить себя: перед тем как ознакомиться со списком предлагаю Вам самостоятельно составить его, а потом сравнить, насколько Ваш список полон…

В словаре Ожегова

ЧУВСТВО, -а, ср. 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутье, интуиция). 2. (мн. в одном знач. с ед.). Состояние, в к-ром человек способен сознавать, воспринимать окружающее. Лишиться чувств (упасть в обморок, впасть в бессознательное состояние). Привести, прийти в ч. Без чувств кто-н. (без сознания). 3. чего. Эмоция, переживание. Ч. радости. Ч. огорчения. 4. Осознанное отношение к чему-н. Ч. собственного достоинства (самоуважение). Ч. юмора (способность видеть и понимать смешное). Ч. долга. Ч. ответственности. Ч. нового. 5. То же, что любовь (в 1 знач.). Первое ч. Большое ч. Нежное ч.

В словаре Ефремовой

Ударение: чу́вство ср.

  1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления.
  2. Самый процесс ощущения, восприятия чего-л.
    1. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает.
    2. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни.

    4)

    1. разг. Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л.
    2. Волнение, душевный подъем, порыв.

В словаре Фасмера Макса

чу́вство
чу́вствовать, русск.-цслав. чувьство αἴσθησις, ст.-слав. чоувьствиѥ (Еuсh. Sin.), диал. у-чува́ть «услышать, заметить», цслав. по-чувати, болг. чу́вам «слышу», сербохорв. чу́вати, чу̑ва̑м «охранять, стеречь», словен. čúvati «бодрствовать, стеречь», связано с чу́ю, чуть, чу́ять; см. Бернекер I, 162; Преобр., Труды I, 83.

В словаре Д.Н. Ушакова

ЧУ́ВСТВО, чувства, ср.
1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Органы чувств. «…Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение…» Ленин.
2. преим. мн., ед. в том же ·знач., что мн. состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. Лишиться чувств (от какого-нибудь потрясения). Привести кого-нибудь в чувство. Прийти в чувство. Упасть без чувств. «Он покачнулся и без чувств повалился на ступени.» Чехов. *****
Чувство жизни ни когда не покидает его (·т.е. он всегда чувствует жизнь). Чувство жизни вечно ново. К.Аксаков. Он обладал редкой способностью чувства новизны (умел чувствовать новое).
4. чего и какое. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. Чувство голода. Чувство сытости. Чувство холода. Чувство боли.
| Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в его душевной жизни. Чувство любви. Чувство жалости. Чувство гордости. Чувство собственного достоинства. Чувство злобы. Чувство зависти. «Чувство скуки ему незнакомо.» Чехов. «В душе твоей кроткой и нежной злое чувство проснулося вдруг.» Некрасов. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.» Пушкин.
5. Любовь, испытываемая кем-нибудь к кому-нибудь (·разг. ). «Выдумал это, чтоб испытать ее, узнать, есть ли в ней чувство к нему.» Гончаров.
6. преим. мн. Способность деятельно переживать что-нибудь, *****

В словаре Синонимов

чувствование, ощущение, впечатление, вкус, смак, эмоция, наитие, вчувствование, пять чувств: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух; отношение, душевный порыв, переживание, страсть, эрос, нежное чувство, нежная страсть, сердечная склонность, чувствие, душа, влюбленность, любовь, влечение, любовь-морковь, прогоны, переживания, увлечение, настроение, сознание, сентимент, такт

В словаре Синонимов 2

сущ1. эмоция2. ощущение

В словаре Синонимы 4

вкус, влечение, впечатление, душа, зрение, любовь, обоняние, осязание, отношение, ощущение, переживание, сентимент, слух, смак, сознание, страсть, такт, чувствие, чувствование, эмоция

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

чу́вство,
чу́вства,
чу́вства,
чу́вств,
чу́вству,
чу́вствам,
чу́вство,
чу́вства,
чу́вством,
чу́вствами,
чу́встве,
чу́вствах

logo