Даниловский монастырь в Москве

Святыни Данилова монастыря

Монастыри издавна являлись хранителями церковных святынь. Многие из обителей и известны верующим, в первую очередь, потому что в них пребывают мощи почитаемого угодника Божия или же та или иная чудотворная икона. Но часто даже те, кто постоянно приходят на поклонение какой-либо святыне в определенный монастырь, не подозревают, что он обладает другими, не менее ценными духовными сокровищами.

«Монастырский вестник» предлагает своим читателям небольшую «экскурсию» по московскому Данилову ставропигиальному мужскому монастырю. Полагаем, что беседа журналиста Петра Селинова с заместителем главного редактора издательства Данилова монастыря Наталией Сергеевной Шапошниковой позволит узнать немало нового о хранимых в обители святынях.

Наталия Сергеевна, Вы принимали участие в подготовке и издании многих книг о старинной и новейшей истории Даниловской обители. Несмотря на разорение в ХХ веке, древний монастырь богат святынями?

В Даниловской обители множество святынь. В первую очередь святыней является само место, где расположен монастырь. На землях, где безымянный ручей (позже названный речкой Даниловкой) впадал в Москву-реку и где сегодня находится наша обитель, на протяжении многих столетий шла активная жизнь. Комплексный анализ раскопок 1980-х годов и археологических изысканий последних лет позволяют делать вывод о наличии в данном месте самого большого московского поселения. По сравнению со всеми остальными городищами и селищами Москвы Даниловское не только самое большое, но и самое древнее. Вокруг него сосредоточено большинство кладов восточных дирхемов – международной валюты конца первого тысячелетия. Здесь жили люди задолго до того, как был заселен Боровицкий холм. Видимо, именно поэтому семь столетий лет назад, в 1282 году, князь Даниил Александрович, младший сын Александра Невского, основал на этом месте «первый на Москве» монастырь.

Как известно, после смерти князя основанной им обители пришлось немало «попутешествовать»: в 1330 году по приказу Великого князя Ивана Калиты (сына князя Даниила) даниловскую братию перевели в Кремль – в храм Спаса-на-Бору. Во второй половине XV века Великий князь Иван III, пригласив в Москву итальянских мастеров для нового строительства в Кремле, перевел монастырь на Крутицкий холм, где он существует и поныне с именем Новоспасский. И лишь во времена царя Ивана Грозного началось возрождение Даниловского монастыря в прежних границах: на монастырском кладбище близ могилы святого князя Даниила началось возведение храма, получившего название Святых Отцов Cеми Вселенских Соборов.

Когда в XVII веке были обретены мощи святого князя Даниила, начались многочисленные чудеса, продолжающиеся и сегодня. В издательстве находятся несколько папок с письмами и записками верующих, которые рассказывают о чудесах, совершенных по их молитвам святому князю Даниилу. Кому-то он помог в решении квартирных вопросов, кому-то – с учебой, здоровьем, в семейных делах, и письма эти приходят регулярно…

Но мощи святого князя Даниила были утрачены…

Это так, но давайте по порядку. Мощи князя Даниила были обретены в 1652 году и, по повелению царя Алексея Михайловича, помещены в храме Святых Отцов Cеми Вселенских Соборов. Долгие годы рака находилась в арке у левого клироса, между центральной частью храма и северным приделом (приделом святого князя Даниила). У жителей Даниловской слободки, расположенной рядом с монастырем, была традиция, прежде чем начинать какое-либо дело, обязательно прийти поклониться святым мощам князя Даниила и испросить у него благословения. В 1917 году мощи святого князя были перенесены в Троицкий собор. В 1929 году рака со святыми мощами была возвращена в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В 1930 году, когда большевики решили закрыть Даниловский монастырь, святые мощи перенесли в храм Воскресения Словущего за южной стеной обители. В 1932 году мощи князя Даниила бесследно исчезли. Некоторые считали, что их увезли большевики. Но большевикам для этого не надо было ждать ночи – свои беззакония они творили днем, ничего и никого не опасаясь. Поэтому более верной считается версия, что сами монахи, опасаясь дальнейшего осквернения, тайно спрятали святые мощи князя. К сожалению, все попытки обнаружить их успехом пока не увенчались. Нам остается лишь ждать и молиться, что придет время, и мы вновь обретем святые мощи основателя Данилова монастыря подобно тому, как это произошло с мощами преподобного Серафима Саровского, которые совершенно неожиданным образом были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Тем не менее наша обитель не остается без благодати, и сегодня в Даниловом монастыре имеются частицы мощей святого князя Даниила. Их существование дает возможность предполагать, что если не все, то некоторая часть мощей святого князя была разобрана и сохранялась верующими. Не исключено, что мощи был розданы людям, близким даниловской братии, еще до закрытия монастыря и храма Воскресения Словущего.

Частица прибыла к нам из Америки: ее передал владыка Феодосий, епископ Русской Православной Церкви Заграницей. Раньше она хранилась у архиепископа Феодора (Поздеевского), последнего (перед закрытием в 1930 году) настоятеля Данилова монастыря. Ныне ковчег со святыней находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.

В 1995 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Даниловой обители частицы мощей ее основателя, долгое время находившиеся у академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Где их можно увидеть?

Возвращенные им частицы мощей были помещены в большую раку, установленную на своем историческом месте в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – под северной аркой, ведущей в придел святого князя Даниила. Над ракой, выполненной из металла, установлена резная деревянная сень, изготовленная в архитектурно-художественных мастерских Данилова монастыря, здесь постоянно горят лампады. Перед ракой с мощами каждое утро совершается братский молебен святому князю Даниилу.

Еще две частицы мощей – в иконах в Покровском храме. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), расположен на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Эта икона – одна из самых почитаемых в обители. Около нее совершаются монашеские постриги. Другая икона с частицей мощей – аналойная, небольшого размера, выносится из алтаря для поклонения верующих.

К слову сказать, у саркофага князя Даниила своя интересная история. Первый саркофаг, в котором находились мощи святого, был деревянный, потом, стараниями князя Голицына, была сделана новая деревянная рака с серебряным окладом. В 1812 году его забрали французы. Здесь, в Даниловой обители, они устроили скотобойню, а когда покидали Москву, увезли с собой много ценных вещей: серебряные потиры, церковную утварь… И в том числе серебряный оклад с раки святого князя. Впрочем, как говорила монастырская братия, своим окладом князь Даниил откупил монастырь от французов – поэтому они не взорвали и не разрушили обитель, а только разграбили. Новая серебряная вызолоченная рака для святых мощей князя была устроена по проекту Е. Кафтанникова при архимандрите Геннадии (Барановиче) в 1817 году.

Доступ в придел святого князя Даниила свободный в течение всего дня. Так что верующие имеют возможность поклониться святым мощам и иконам.

Данилов монастырь – это по сути одна большая святыня. Но к каким-то святыням обители люди приезжают из других городов, а о каких-то совсем ничего не знают. Расскажите, пожалуйста, о недостаточно, быть может, известных широкому кругу людей святынях монастыря.

Их немало. На клиросе северного придела Троицкого храма в белоснежной мраморной раке, украшенной флорентийской мозаикой, находятся мощевики с частицами мощей более двухсот (!) угодников Божиих и фрагментами православных святынь.

Еще одна редкая святыня – частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Вид нетленных мощей святителя Спиридона на острове Керкира (Корфу) в Греции никого не может оставить безучастным, они поражают с первого взгляда – Божией милостью они полностью нетленны. Эти удивительные мощи весят столько же, сколько взрослый мужчина и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. Никакими законами и силами природы нельзя объяснить нетление этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия. Несколько раз в году, в дни памяти святого, мощи вынимают из серебряной раки и полагают в иной «хрустальный» саркофаг, где они стоят вертикально. При огромном скоплении народа святые мощи проносят по улицам Керкиры, делая остановки для чтения Евангелия, ектений и коленопреклонных молитв. Чтобы увидеть эту торжественную процессию (Литанию), на остров приезжают многочисленные паломники. Мощи проносят над больными и немощными ради их исцеления.

У Данилова монастыря весьма тесные связи с Керкирой. Дважды в нашу обитель привозили десницу святителя Спиридона. Греческая братия передала в дар нашему монастырю частицу мощей и башмачок святого. В художественных мастерских Данилова монастыря была написала икона святителя Спиридона Тримифунтского.

Мощи святителя находятся в в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, а икона и бархатный, шитый золотом башмачок – в Покровском храме. В православном мире святитель Спиридон известен как «ходящий» святой – бархатные башмачки, надетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми; на подошвах башмачков находят следы песка, глины, иногда – частички травы и водорослей, как это бывает на обычной обуви. Изношенные башмачки целиком или разрезанные части как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.

Есть у нас также редкие – как я полагаю, их больше нет нигде в Москве – икона и башмачок еще одного греческого святого XVI века – Герасима Кефалонийского. Они находятся в храме Рождества Иоанна Предтечи под Троицким собором.

Древнейшая обитель Москвы в первые века своего существования была средоточием и древних святынь. К сожалению, о них сейчас ничего не известно, в советские годы монастырь разделил судьбу других православных обителей – он был безжалостно разграблен. Лишь три иконы вернулись в монастырь после его возрождения – это Владимирская икона Божией Матери (храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов), икона Божией Матери «Троеручица» (Троицкий собор) и икона Иоанна Кассиана Римлянина (Троицкий собор). Все эти годы они находились в храме Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, который никогда не закрывался. Когда Даниловский монастырь стал восстанавливаться, иконы вернулись на свои родные места.

Даниловская икона Божией Матери «Троеручица», московского письма XVII–XVIII веков вернулась в монастырь с большими повреждениями красочного слоя. При этом она сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора, которая восстанавливала икону, за время работы значительно улучшилось зрение. По распространенному преданию, «Троеручица» помогает людям, у которых проблемы с руками, и в монастыре часто можно увидеть пациентов соседней 4-й городской больницы – с травмами они приходят, чтобы помолиться перед почитаемым образом.

Владимирская икона Божией Матери с Акафистом – самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. Икона была написана для первого каменного собора обители, освященного в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов 18 мая 1561 года. Серебряный оклад иконы давно утрачен, и сейчас мы видим древний образ в его строгой первозданной красоте. В среднике иконы – Владимирский образ Божией Матери в иконографическом изводе, называемом Волоколамским. Его особенность – живописный венец над Богородичным нимбом, воспроизводящий драгоценное убранство чудотворной Владимирской иконы византийского письма XI–XII веков из Успенского собора Московского Кремля. Волоколамским извод назван по иконе, пожертвованной Малютой Скуратовым в Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь. Даниловский образ – один из ранних списков древней Волоколамской иконы, хранящейся ныне в Музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева.

На северо-западном столпе Троицкого собора находится еще одна из возвращенных святынь обители – икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Этот образ написан в середине XVIII века и пожертвован в монастырь щедрым благотворителем обители статским советником Глебом Алексеевичем Владыкиным († 1803), погребенным на монастырском кладбище. Икона написана маслом в академической манере середины XVIII века. Она особо почиталась в семье дарителя и была украшена золоченым серебряным окладом на полях и венцом с разноцветными камнями над головой преподобного. В середине позапрошлого века, когда храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов поновлялся на средства баронессы Розен, ее дочь – монахиня Митрофания (в 1861–1874 годах – игумения серпуховского Владычнего монастыря) обратила внимание на редкую икону и пожелала поместить ее в иконостасе придела святого князя Даниила. С этой целью она заказала для иконы большую раму и сама расписала ее клеймами из Жития преподобного Кассиана. Икону особенно благоговейно почитали в 1920-х годах, когда настоятелем монастыря был архиепископ Феодор (Поздеевский), защитивший в 1902 году магистерскую диссертацию на тему «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)».

В Покровском храме в уголке на южной стене висит маленькая узенькая икона с частицами мощей святителя Иоанна Суздальского. Мало кто из прихожан знает о ней, возможно, потому что икона совсем небольшая и висит не на виду. Святые мощи – теплые и зимой и летом. Коснитесь их губами, и вы сами это почувствуете.

Хочу упомянуть еще одну редкую в наших храмах икону – это икона святого Рустика Парижского. Она находится в храме Рождества Иоанна Предтечи. Рустик Парижский – французский святой, одинаково почитаемый и православными и католиками. В III веке он вместе со святителем Дионисием и диаконом Елевферием отправился в западные страны для проповеди слова Христа. Многих людей они обратили к вере, но в какой-то момент были схвачены и брошены в темницу. У исповедников требовали, чтобы они отказались от Христа, но они этого не сделали и приняли мученическую смерть – их обезглавили в Париже на Монмартре (Монмартр дословно переводится «Гора мучеников»). Икону покровителя Парижа святого Рустика Данилову монастырю преподнесло в дар Французское посольство – к 25-летию возобновления Даниловой обители. Думаю, что это единственная икона святого Рустика Парижского не только в Москве, но и в России. В православной традиции иконографии святого Рустика не существовало. Иконописцу, который написал житийный образ святого, пришлось разрабатывать всю иконографическую схему, сочетая научный подход и духовное осмысление темы, опираясь на житие святого.

Если к Вам обратится человек, который первый раз оказался в Даниловом монастыре, куда Вы посоветуете ему пойти в первую очередь? К мощам святого князя Даниила? К иконе святителя Николая Чудотворца? К «Троеручице»?..

Да они все рядом, идите ко всем, и всех искренне молите. Хотя немало верующих приезжает в Данилову обитель ради конкретной иконы, скажем, иконы святой блаженной Матроны Московской. В то же время многие даже не знают, что у нас есть такая икона. Именно в Данилов монастырь были принесены честные останки старицы Матроны после их обретения на Даниловском кладбище. После перенесения святых мощей в Покровский женский монастырь, в Покровском храме Данилова монастыря осталась частица мощей святой, укрепленная в специальном ковчежце на иконе святой угодницы Божией. А в храме преподобного Серафима Саровского находятся икона и гробик святой, в котором находились ее святые мощи до перенесения в Покровский монастырь. Блаженная Матрона Московская почитаемая святая, люди стоят в многочасовой очереди в Покровском монастыре, чтобы приложиться к ее святым мощам. В Даниловом монастыре вы можете приложиться к святым мощам в течение всего дня безо всякой очереди. Сила молитвенного предстательства праведной Матроны щедро изливается на всех, кто с верою обращается к ее помощи.

…Я еще раз задумалась над вашим вопросом: «Куда посоветовать пойти в первую очередь?» и могу сказать, что, наверное, посоветовала бы пойти на второй этаж храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в придел святого благоверного князя Даниила. Из этого придела открыт доступ к мощам святого князя Даниила, там же находятся ковчег с мощами святителя Спиридона Тримифунтского и ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. Вы можете помолиться там перед Казанской иконой Божией Матери. Необыкновенно красив иконостас в этом приделе. Для его создания была использована древняя, почти забытая техника оловянного литого узорочья XVII века. Позолоченные оловянные пластинки с тонким узором уложены на слюдяную прокладку, под которой положен цветной фон. При попадании солнечных лучей на слюду создается изысканная «игра света».

А дальше – в Покровский храм, где находится икона Матронушки с частицей святых мощей, икона Спиридона Тримифунтского, Пантелеимона целителя, Донская икона Божией Матери, созданная выдающимся русским иконописцем графом В.А. Комаровским, мощи преподобноисповедника Георгия Лаврова. Этот Даниловский святой был духовником монастырской братии в самые трудные двадцатые годы прошлого века. Там же – икона святителя Иоанна Шанхайского, а, напротив нее – образ замечательного святого и чудотворца нашего времени Луки (Войно-Ясенецкого).

Кстати, всё то, о чем я вам рассказала, верующие могут прочитать в книгах, которые продаются в книжной лавке Данилова монастыря. О Даниловом монастыре, святом князе Данииле и святынях нашей обители рассказано в книге «Хозяин Москвы». Есть прекрасная книга и о святителе Спиридоне, – она так и называется «Святитель Спиридон Тримифунтский. Житие, чудеса, акафист». Есть и замечательный альбом о даниловском некрополе.

Данилов монастырь стал местом упокоения таких выдающих деятелей культуры нашей страны как писатель Николай Гоголь и художник Василий Перов, музыкант Николай Рубинштейн, славянофилы Самарины, Языковы, А.С. Хомяков, Ю.И. Венелин, Здесь были похоронены известные купцы Ляпины, Лямины, Савины, Шестовы, Куманины. На пожертвования братьев Куманиных и братьев Шестовых был построен Троицкий собор Данилова монастыря. За Александром Алексеевичем Куманиным была замужем Александра Федоровна Нечаева, тетка Ф.М. Достоевского, крестная всех братьев и сестер Федора Михайловича, как и его самого. Александра Федоровна вместе с мужем материально помогала семье Достоевских в воспитании детей, они внесли за Ф.М. Достоевского плату при его поступлении в Инженерное училище, после смерти родителей взяли на себя заботу о племянниках. Некоторые литературоведы полагают, что Александра Федоровна Куманина явилась прообразом Антониды Васильевны Тарасевичевой, той самой «ля-бабуленьки» (la baboulinka) из романа Достоевского «Игрок».

Действительно, мы с вами говорили только об иконах и совсем забыли о могилах, которые в одних случаях являются святыней, а в других – культурной реликвией. Я так понимаю, что самое знаменитое захоронение – это могила Гоголя.

Да, Николай Васильевич Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, рядом со своими друзьями славянофилами. На могиле Николая Васильевича был установлен простой деревянный крест. Спустя некоторое время, деревянный крест был заменен на постоянный памятник, который состоял из двух мемориальных форм, – камня «Голгофы», поддерживающего крест, и саркофага. Скорее, это был отказ от памятника, основным здесь был крест. Друзья Гоголя руководствовались его завещанием, в котором он писал: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном».

31 мая 1931 года состоялось перенесение праха Николая Васильевича Гоголя. Срочно была организована комиссия по перезахоронению, среди членов комиссии присутствовали писатели. Один из них фотографировал все происходящее и оставил воспоминания, после чего по городу поползли слухи, которые стали бродячими сюжетами городских легенд.

При вскрытии гроба прах был разорен, мертвый Гоголь был обворован: некоторые брали себе на память куски материи и даже кости. Один из писателей (не буду называть его имя) не скрывал того, что взял кусочек жилета и использовал его на переплет первого издания «Мертвых душ», которое хранилось в его домашней библиотеке. Все это иначе, как святотатством, назвать нельзя.

Гроб с телом Гоголя на простой телеге был перевезен на Новодевичье кладбище и захоронен в новой могиле. Перенесли туда же и камень «Голгофу», но без креста. Камень позднее выбросили, его случайно нашла среди обломков в сарае гранильщиков вдова писателя Михаила Булгакова и установила на могиле мужа.

Сегодня в Даниловом монастыре на месте, где был похоронен великий писатель, установлен черный гранитный крест. Крест на могиле – это то, что хотел сам Николай Васильевич Гоголь.

На кладбище Данилова монастыря похоронен еще один великий, хотя и не столь известный, как Гоголь, человек. Я имею в виду святителя Никифора Феотокиса. Расскажите о нем, пожалуйста.

Вы правы, здесь находится могила знаменитого греческого и российского богослова, просветителя и педагога архиепископа Никифора Феотокиса (1731–1800). Он родился на греческом острове Керкира. Императрица Екатерина II пригласила его приехать в Россию, дабы он мог проповедовать и просвещать российских православных. В России он был архиепископом Славянским и Херсонским, потом – архиепископом Астраханским и Ставропольским; написал немало богословских трудов, наставлял пастырей, взаимодействовал со старообрядческими общинами, стремясь привести их к «единоверию». В последние годы жизни он был настоятелем Данилова монастыря, и здесь же был похоронен.

Вполне понятно стремление насельников монастыря обрести и отметить место захоронения владыки. Для поиска его могилы монастырское священноначалие в 2006 году пригласило видных российских археологов, которые, руководствуясь принципами строгой научности, осуществили аналитическую и практическую работу, позволившую найти и идентифицировать останки архипастыря.

Для даниловских прихожан обретение честных останков архиепископа Никифора связано с одним необычным природным явлением: 18 ноября (1 декабря) над монастырем в вечерних сумерках вдруг появилась яркая радуга. Многие успели ее сфотографировать, многие свидетельствовали, что наблюдали даже двойную радугу. В тот же вечер об этом событии сообщили в новостях сразу несколько телеканалов. И именно в час появления радуги, засиявшей над монастырем вопреки законам природы, в обители святого князя Даниила произошло важное духовное событие: был найден саркофаг с останками владыки. Они были перезахоронены в склепе около южной стены храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, позже над склепом был установлен памятник в виде белого мраморного креста, перед которым горит неугасимая лампада. Поклониться архиепископу Никифору в Данилов монастырь приходят не только православные России, но и специально приезжают верующие из Греции. Тем, кто захочет узнать больше об этом великом проповеднике и миссионере, я рекомендую прочитать книгу, составленную отцом экономом Данилова монастыря игуменом Иннокентием (Ольховым) «Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России».

…Обращаясь к святым иконам и чудотворным мощам, мы благодарим Господа за всё, что имеем, и признаемся в том, что ничего не можем сделать без помощи Божией и что сама жизнь без Бога теряет для нас всякий смысл.

Беседовал Петр Селинов

Публикуется с сокращениями.

Фото

7 июля 2020 Источник: «Прихожанин», интернет-журнал Данилова ставропигиального мужского монастыря

Социальные сети

Короткая ссылка:

скопировано

Свято-Данилов – один из первых монастырей в Москве, о которых в настоящее время известно историкам. Обитель основана в конце XIII века на самых опасных южных подступах к Москве. В дальнейшем обнесенный крепостными стенами, монастырь-сторожа – сильный форпост, способный принять на себя первый удар наступающих на стольный град вражеских войск. Младший сын святого благоверного князя Александра Ярославича Невского Даниил (1261-1303) получил Москву в удел и стал родоначальником княжеской династии собирателей русских земель. Около 1282 года в пяти верстах от Кремля на правом берегу Москвы-реки основана обитель с храмом в честь преподобного Даниила Столпника – тезоименитого покровителя князя. В 1300 году первая в Московском княжестве архимандрития учреждена именно в Даниловом монастыре. 17 (4 ст.ст.) марта 1303 года в возрасте 42 лет святой благоверный князь Даниил отошел ко Господу.

В летописи говорится, что Иван Калита «приведе» архимандритию в кремлевский храм Спаса на Бору, где был устроен новый монастырь – Спасский, который при Иване III переместят на Крутицкий холм и назовут Новоспасским. Два с половиной века на месте Данилова монастыря находился лишь небольшой приходской храм, и погост. Обитель возродилась чудесами и исцелением недужных, происходившими на могиле святого князя Даниила. Сохраненное в Степенной книге предание «Иже о блаженном великом князе Даниле сказания», повествует, как князь Даниил Александрович явился отроку из свиты его потомка великого князя Ивана III Васильевича. Святой упрекнул великого князя за то, что он не хранит память о своем предке. Укоренный этим Иван III устроил «соборные панихиды» и стал раздавать милостыню, дабы молились о душах его предков.

Во времена правление Василия III случилось чудо. Не вняв предупреждению местного жителя, садясь на коня, князь И.М. Шуйский попрал ногой камень, лежавший на могиле князя Даниила. Сильно занедужив, князь едва не умер и был исцелен лишь после молебна у могилы князя, который священник отслужил. Во времена правления царя Ивана IV произошло новое чудо. В столицу из Коломны приехал купец с больным сыном. Ко гробу святого Даниила он принес сынаи сталистово молиться. Здесь Господь исцелил недужного.

В середине ХVI века в Даниловой обители возобновили монашескую жизнь. Митрополит Московский Макарий освятил новый каменный храм во имя святых Отцов Семи Вселенских Соборов в 1561 году. По преданию, святой князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу и по его повелению 30 августа 1652 года патриарх Никон с собором епископов в присутствии царя вскрыл гробницу, святые мощи князя были обретены нетленными. Мощи перенесли в собор в честь св. Отцов семи Вселенских Соборов. В 1677 г. церковный Собор постановил, что святой князь Даниил заслуживает, чтобы «панихиды, и литургии служити, и милостыню творити». Историк церкви Е.Е. Голубинский полагает, что мощи князя «обретены были только в чаянии прославления их чудотворениями», празднование же святому князю установили в конце XVIII – начале XIX в. Установлены два дня памяти святого благоверного князя Даниила Московского — 17 (4) марта и 12 сентября (30 августа). Настоятель монастыря архимандрит Константин составил первую службу святому Даниилу в 1761 году, полвека спустя митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Данилов монастырь охранял южный пределы столицы.

В 1591 году во время подходе на Москву войска хана Казы-Гирея «велел государь боярам и воеводам всем полки ставитца по Москве реке на лугех под Коломенским и под Даниловским монастырем». В ночном сражении защитники обители отбили нападение неприятеля (Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1976. Т. 2. С. 81-82). В 1606 году у Данилова монастыря произошло сражение отряда Ивана Болотникова с войсками воеводы М.В. Шуйского. В 1607 году близ Данилова монастыря был казнён казацкого «царевича Петрв», Илейку Муромца, соратника Болотникова. Во время подхода на Москву войска гетмана Жолкевского казаки Тушиского Вора Лжедмитрия II сожгли монастырь в 1610 году.

В 1771 году во время эпидемии при Даниловском монастыре устроили городское кладбище для умерших от чумы, учитывая удаленность от центра. После того как зимой моровое поветрие прекратилось, кладбище засыпали, но остался обычай погребения в обители имонахов и мирян. В некрополе Данилова монастыря были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры: великий русский писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, декабристы В.М. Голицын и Д.В. Завалишин, музыкант Н.Г. Рубинштейн, славянофилы А.С. Хомяков, А.И. Кошелев и Ю.Ф. Самарин, основатель знаменитой галереи С.М. Третьяков, художник В.Г. Перов. Однако монастырь восстановили и обнесли крепостной стеной с семью башнями.

В Отечественную войну 1812 года наполеоновские захватчики украли серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила и разграбили монастырские храмы. Троицкий соборпостроенпо проекту архитектора О.И. Бове в стиле позднего русского классицизма в 1833-1836 годах. Святой митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) освятил в 1838 году главный престол храма в честь Святой Троицы. Северный придел храма освящен в честь зачатия праведной Анны, южный – преподобного Алексия, человека Божия. В 1989 году в подклете собора устроен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В этом соборе находятся: главная святыня – ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Даниила, а также чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Последний настоятель обители с 1917 года – епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский).

В 1919 году большевистские власти закрыли монастырь. Насельников и прихожан монастыря зарегистрировали как приходскую Даниловскую общину. После разорения Троице-Сергиевой лавры, Оптиной пустыни и других великих русских обителей монастырь стал духовным центром нашей страны. В 1929 году закрыли Троицкий собор и передали под склад муки Союзхлебу. В конце 1920-х гг. разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном и находились в Гарвардском университете. В 2008 году колокола возвращены монастырю. В 1930 году принято специальное постановление о закрытии монастыря и организации в нем приемника-распределителя НКВД для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей. В храме св. Отцов семи Вселенских Соборов находилась детская тюрьма, т.н. Серпуховской арестный дом. В 1931 году в монастырском дворе установлен памятник Ленину. В 1937 году по делу «Даниловского братства» были расстреляны настоятель монастыря Федор (Поздеевский) вместе с пятьюдесятью монахами. Летом 1931 года весь некрополь монастыря снесли. На Новодевичье кладбище перенесли прах Н.В. Гоголя, Хомяковых, Языкова, Рубинштейна, князей Черкасских; в Донской монастырь – захоронение В.Г. Перова. После восстановления монастыря на месте кладбища воздвигли поминальную часовню.

Накануне 1000-летия Крещения Руси Патриарх Московский и всея Руси Пимен и Свящ. Синод обратились к властям СССР с просьбой о возвращении Церкви одного из московских монастырей для создания духовно-административного центра Русской Православной Церкви. Данилов монастырь первым был возвращен Русской Православной Церкви в 1983 году. За пять лет, к 1988 году, в ознаменование 1000-летия Крещения Руси, полностью разрушенную обитель восстановили и отреставрировали.

В монастыре находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Современный Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его священно-архимандритом (настоятелем) является Патриарх Московский и всея Руси. Реставраторы и строители возвратили Данилову монастырю облик, исторически сложившийся в XVII-XIX веках. Храм Святых Отцов семи Вселенских соборов – древнейший из сооружений, включающий в себя несколько церквей. В храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм Покрова Пресвятой Богородицы. Самый большой собор монастыря — Троицкий — построен в 1838 году по проекту архитектора О. Бове, интерьер собора старались воссоздать в виде, близком к первоначальному. В Троицком соборе совершаются воскресные и праздничные богослужения. Воссозданы или построены заново церкви: надвратная преподобного Симеона Столпника (1732 г.), в честь Рождества Иоанна Предтечи, преподобного Серафима Саровского; поминальная и надкладезная часовни.

о.С

Проповедь протоиерея Сергия Звонарёва на Божественной литургии в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасху)

Проповедь протоиерея Сергия Звонарёва в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

18 мая 2019 года в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе состоялась 4-я в текущем году «Евангельская встреча»

Детская хоровая студия «Воскресение» при храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе объявляет прием детей возрастом от 5 до 15 лет. Занятия студии проходят два раза в неделю: по четвергам — в 16:30, и по субботам — в 14:30.

Работа на занятиях включает в себя освоение обихода церковного пения, вокально-хоровых навыков, сольфеджио, хоровых произведений русских и зарубежных композиторов и народной музыки. Хор студии регулярно участвует в богослужениях и концертах.
Оплата — 1500 руб. в месяц.

В нашем храме:
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам — Утреня и Литургия в 8.30, по великим праздникам — Литургия в 9.00,накануне — Всенощное бдение в 17.00.

Каждую субботу в 16.00 служится Вечерня с акафистом.

Таинство Крещения совершается каждый день по будням в 10.00, по воскресным и праздничным дням в 12.00.

В храме устроена купель для крещения взрослых (баптистерий).

Катехизаторские беседы для лиц, желающих принять Таинство Крещения, а также для родителей детей и крестных проходят по субботам в 12:00 и по воскресеньям в 13:00 в приделе святых апостолов Петра и Павла.

Таинство Венчания совершается (кроме постов) по будням (понедельник, среда, пятница) в 12.00, по воскресным и праздничным дням в 13.00.

Беседы для готовящихся вступить в церковный брак проводятся по субботам в 14.00 по предварительной записи.

Беседы проводит клирик храма протоиерей Сергий Звонарёв.

Панихида служится каждый день: по будням — в 11.00, по воскресным и праздничным дням — сразу после окончания Литургии.

Заказные молебны совершаются в дни богослужений.

Свято-Даниловский монастырь в Москве: первый на московской земле

Свято-Даниловский монастырь в Москве – один из старейших исторических и религиозных памятников мировой культуры, ему более 700 лет!

Долгая, насыщенная разными — и грустными, и радостными — событиями, история этой обители началась ещё в 13 веке, когда первый деревянный храм на этом самом месте основал Даниил, сын Александра Невского.

Разрешив миром, без военных действий, спор между двумя своими братьями, благодарный московский князь в 1282 году заложил храм в честь Даниила Столпника, которого почитал как своего небесного и всемогущего покровителя.

По древней легенде, князь Даниил позже принял постриг в монахи и завещал похоронить себя, обязательно, в основанном им самим монастыре. Что и было, конечно же, сделано.

А в 1652 году его мощи были обретены нетленными. С достойными почестями, при огромном стечении народа, по указу царя Алексея Михайловича, они были перемещены в храм Семи Вселенских Соборов, находящийся здесь же.

Забвение и возрождение обители

В 1330 году сын Даниила перевёл насельников монастыря в Кремль, на княжеский двор. Современные учёные предполагают, что сделал он это потому, что всерьёз задумывался о том, чтобы Москву сделать столицей государства. На целых 300 лет небольшая деревянная церковь и маленькое село при ней остались без должного внимания и ухода. Всё постепенно ветшало и приходило в упадок.

Только в 1650 году заброшенный храм был возрождён по решению царя Ивана Грозного. Времена были неспокойные, и монастырь всё время находился в центре разрушительных военных событий. А в 1812 году, перед вступлением в Москву войск Наполеона, был, можно сказать, эвакуирован. Его святые реликвии и казну просто вывезли из города.

Когда ситуация стала более-менее спокойной, всё вернулось на круги своя. Монастырь зажил обычной жизнью. Постепенно он принимал вид существующий и поныне.

Известно, что с начала 19 века в нём размещался приют для пожилых священнослужителей и престарелых женщин, их вдов.

Страницы истории. Это тоже было

В 1918 году монастырь прекратил своё существование, но только формально. На самом же деле, жизнь там продолжалась. Но это не продлилось долго, и в 1929 году начались глобальные изменения. Новая власть приказала колокольню Даниловского монастыря разобрать, а колокола отправить на переплавку.

По документам всё так и было сделано. Но в жизни этого не случилось. Американский дипломат Чарльз Крейн чудом сумел их увезти в Гарвардский университет, где они и находились до 2007 года. Первым был возвращён на родину колокол под названием «Будничный».

Даже покойникам было неспокойно в то время. Монастырское кладбище, существовавшее там, было разорено, а после и совсем уничтожено. Особо знаменитых людей: Гоголя, Языкова и некоторых других перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

В 1930 году на святой земле монастыря находился изолятор для детей, так называемых, врагов народа. В основном это были дети людей, расстрелянных на Бутовском полигоне НКВД. «Русской Голгофой» назвал этот страшный полигон Алексий-2 — Патриарх Московский и Всея Руси. Более 20000 человек были расстреляны там.

А их детей собирали в детприёмник на территории Свято-Троицкого Данилова монастыря. Естественно, ни о каких нормальных условиях не могло быть и речи. Дети там болели и умирали. У одной из монастырских стен обнаружено место с многочисленными детскими останками.

В память о всех, похороненных на землях Свято-Даниловского монастыря за всю его историю, здесь установлена поминальная часовня.

С 1983 года монастырский комплекс на Тульской стал возрождаться. Сейчас он носит гордое название «ставропигиальный», то есть, Настоятелем Даниловского монастыря является только сам правящий епископ Москвы (Патриарх всея Руси). Кроме того, на его территории размещается Отдел внешних церковных связей и здание, где проводятся заседания Священного Синода.

В 2007 году под одной из галерей храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов случайно был обнаружен склеп из белого камня. Предполагают, что там был когда-то захоронен архиепископ Никифор Феотокис — греческий просветитель. Недалеко от этого места сейчас установлен памятный крест из белого мрамора.

В подклете больничного корпуса, в настоящий момент, размещается храм Серафима Саровского, В здании резиденции Патриарха — церковь во имя Всех святых, о земле Российской просивших.

Территория Данилова монастыря

Колокола. От большого к малому

В настоящее время восстановлена колокольня с находящимся там храмом преподобного Симеона Столпника. Её колокола заслуживают особого рассказа.

Более 200 лет создавался колокольный ансамбль Данилова монастыря, и сегодня он состоит из 18 колоколов самых разных размеров и тональностей.

Главенствующий здесь, «Большой» колокол, весит почти 12 тонн! Его, в память о своём муже, на собственные деньги заказала купчиха Захарова. Второй колокол «Полиелейный» весит около 6 тонн. Ещё один «Будничный» колокол весит 2 с половиной тонны.

Дальше идут 10 подзвонных колоколов, поменьше весом — от 30 до 500 килограмм. Один из них был отлит в 1682 году. Он был подарен монастырю царём Феодором Алексеевичем.

Следующие, 4 зазвонных колокола ещё меньше, они весят от 10 до 16 килограмм. Получается, что в создании колокольной мелодии участвуют 17 колоколов. «Постовой» колокол всегда звучит отдельно от других, При своём весе в 2300 кг он сам создаёт своё собственное, неповторимое звучание. Что не всегда возможно у таких больших колоколов.

Большинство этих звонких раритетов отлито на московском заводе Финляндского на рубеже 19-20 веков. И до сих пор, их перезвоны, мелодии, которые они создают, восхищают даже музыкальных гурманов.

Храмы и часовни монастыря

В 1988 году в центре монастырского двора была воздвигнута ещё одна часовня. Её появление посвящено знаковому событию: 1000-летию Крещения Руси.

Когда-то на этом месте стоял памятник В.И. Ленину. Его решено было перевезти в другое место, но когда скульптуру перемещали с помощью крана что-то пошло не так, и памятник разбился. Теперь же здесь выстроена восхитительная надкладезная часовня.

Самый древний храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов изначально построенный ещё в 1555 году. Он был освящён в царственном присутствии Иоанна Грозного.

В 17 веке рядом с храмом был возведён Покровский собор с приделом.

Со временем старый храм разобрали, а новый стал уже вторым ярусом над храмом Покрова Даниловского монастыря. Намного позже, в следующем веке к этому, верхнему храму были пристроены ещё два придела. В одном из них, северном сейчас хранятся мощи благоверного князя Даниила.

В третьем ярусе храма в 18 веке построили ещё одну церковь во имя святого преподобного Даниила Столпника. Получилась достаточно сложная конструкция, в которой одно здание объединяет в себе несколько разных церквей.

Троицкий собор — самый большой на земле Данилова монастыря в Москве.

Он был воздвигнут в 1833-1838 годах, его проектировал О.И.Бове. С 3-х сторон он окружен колоннами.

Центральный престол освящен в честь Святой Троицы. Есть еще два: в честь зачатия праведной Анны и преп. Алексия, человека Божьего.

Сейчас в Троицком Соборе находятся такие чудотворные иконы, как икона Божией Матери «Троеручица» и икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.

Даниловская обитель окружена мощными крепостными стенами.

Вечерами они очень красиво подсвечиваются, и их белоснежные башенки с бойницами совсем не выглядят угрожающими.

Внутри, в стенах бывшей крепости тоже есть переходы по крепостным стенам. Но для посетителей они закрыты. А жаль. Например, в Ростовском Кремле мы получили огромное удовольствие, бродя по старинным стенам.

Монастырская территория не очень большая. И не смотря на то, что здесь достаточно много каменных строений и храмов, чувствуется какой-то простор.

Вокруг сделаны аккуратные дорожки, установлены красивые фонари, есть много лавочек.

Это все как-то очень располагает к тому, чтобы остановиться, побыть в этом моменте жизни, вспомнить о себе и Боге, спокойно поразмышлять о своей жизни.

Почитаемые святые и святыни

Житие святого Спиридона Тримифунтского

Многочисленные святыни с большим почётом и уважением хранятся в стенах Данилова монастыря. В 2007 году там появилась ещё одна уникальная реликвия: в застеклённом киоте Покровского храма Даниловского монастыря вверху находится икона Спиридона Тримифунтского, а ниже — его башмачок.

С первого взгляда туфелька выглядит как новая, но если хорошенько приглядеться, то можно заметить на ней потёртости.

Жил Спиридон более полуторы тысячи лет назад, но, несмотря на это, известно много фактов из его жизни. Семья его была далеко не бедной, и после смерти родителей Спиридон получил в наследство много денег и земли. Со временем он стал епископом кипрского города Тримифунты.

Земляки не боялись обращаться к богатому, но доброму Спиридону, часто брали у него деньги в долг. «Когда сможешь, тогда и отдашь», — так всегда говорил Спиридон. Но вот случилось горе в его семье: умерла жена, которую он очень любил. Раздав всё бедным и оставив себе лишь посох и одежду, Спиридон начал жизнь скитальца.

Чудеса кипрского святого

Много чудес совершил он в тех местах, где бывал. Говорят, что однажды к нему мать принесла тело недавно утонувшей дочери. Видя горе и слёзы женщины, Спиридон смог оживить девушку. От нахлынувших чувств и такого потрясения мать тут же скончалась. Пришлось Спиридону воскресить и её.

Это только одна из тысячи историй помощи святого людям. Об этом свидетельствуют и рассказы прихожан Покровского храма и в наше время. Так, две женщины задолжали большую сумму. Возвращаясь домой после молитвы святому Спиридону, они неожиданно нашли на земле конверт с большой суммой денег.

При жизни святой совершил множество чудес, но невероятным является и то, что чудеса продолжаются и после земной жизни. Его тело, хранящееся на острове Корфу, до сих пор нетленно и, мало того, поддерживает постоянную нормальную для человека температуру!

По существующей легенде он до сих пор «ходит» по земле и помогает нуждающимся. Этот удивительный факт подтверждают его башмачки, которые чудесным образом изнашиваются до такой степени, что их приходится менять. А изношенную обувь дарят во все церкви и монастыри всего мира! Вот такие чудеса!

Спиридон Тримифунтский помогает в вопросах финансов

Спиридон Тримифунтский помогает, в основном, в денежных делах, во всём, что связано с деньгами. Поэтому здесь часто можно встретить и различных знаменитостей, окружённых людьми в чёрном (охраной), и крутых бизнесменов, даже здесь не расстающихся с мобильными телефонами (хоть здесь это и запрещено). Да даже просто по правилам приличия телефоны в храме рекомендуется отключать.

Но, тем не менее, все стоят у застеклённого ящичка со святым бархатным башмачком и тихонько молятся каждый о своём. Может быть, он и поможет богатому человеку открыть ещё один долларовый счёт со многими нулями. Но если кому-то действительно нужна помощь, то обратившись к Спиридону Тримифунтскому, он её обязательно получит.

А ещё святой Спиридон помогает людям, находящимся в дальней дороге и путешественникам. Так что, теперь и мы будем обращаться и к нему!

Чем живет обитель сегодня

Современная насыщенная монастырская жизнь

Много лет славится монастырский Патриарший мужской хор. В его состав входит 16 талантливых певцов. Принимая участие в воскресных и всех праздничных богослужениях, часто бывая на гастролях в разных городах, хор Данилова монастыря приобрёл известность далеко за пределами своей обители.

Братия Данилова монастыря совершает благотворительные, милосердные дела в лечебных и детских учреждениях, проводят уроки в школах и других образовательных учреждениях.

В монастыре существует своё издательство, интернет-магазин, есть здесь воскресная школа, разнообразные мастерские, например, иконописная. Также работает здесь «Телефон доверия».

Для людей, страдающих алкогольной и другими зависимостями, в монастыре специально создан Центр помощи под названием «Метанойя». Уникальная программа «Православный интернет-курс» (ПИК) для дистанционного обучения людей, желающих подробнее узнать о православии, укрепить свою веру в Бога, ответить себе на волнующие вопросы создан сотрудниками Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи Свято-Даниловского монастыря.

Существует здесь и волонтёрское служение. Так как волонтёры часто бывают в детских школах, больницах, интернатах, то им очень важно знать и уметь применять основные правила общения с детьми. А когда общение проходит вперемежку с играми, то знакомство и совместное времяпрепровождение становится более интересным и полезным для всех. Всему этому, да и не только этому, учат в «Мастерской игрового моделирования» при Даниловом монастыре.

Позвонив по телефону +7 495 958 11 07, вы сможете подробнее узнать обо всём этом, а также узнать расписание богослужений, как правильно подавать требы, время работы монастыря, часы его работы для посетителей и всю интересующую вас информацию.

В монастыре осуществляется круглосуточная охрана его казаками. Фотографировать в храмах здесь нельзя, это здешнее строгое правило. Есть здесь и церковная, монастырская лавка, где можно приобрести полезную религиозную литературу и другие важные атрибуты. Также недалеко расположена парковка и гостиница с уютными номерами (о ней подробнее я расскажу чуть ниже в этой статье).

В магазине, расположенном тут же, можно купить и попробовать произведённую на здешней пекарне собственную продукцию: очень свежую и вкусную выпечку! Также можно купить молочную продукцию, привезенную из более дальних монастырей.

В общем, перед входом можно найти много всего интересного и полезного.

У входа на территорию монастыря есть специальный шкафчик с женскими платками и юбками. Отсутствие у женщины головного платка или очень короткое платье здесь не приветствуются. Впрочем, как и во всех церковных учреждениях.

Московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь хранит много чудесного и прекрасного, такого величественного, что эмоции просто переполняют! Приходите, вы сможете убедиться в этом сами!

Если вы хотите посетить службы, потрудиться в монастыре, ну или просто задержаться в этом замечательном месте на несколько дней, то можете воспользоваться услугами гостиницы «Даниловская», которая расположена в непосредственной близости от православной обители.

Вполне себе современное здание отеля. Но очень необычно, что и на улице, и внутри везде встречаются иконы, картины с библейскими и евангельскими сюжетами.

Номера достаточно простые,

и внутри есть все необходимые удобства: кровать, тумбочки, стол, холодильник, телевизор.

Но самое главное достоинство гостиницы «Даниловская» — это восхитительный вид из окна на Свято-Данилов монастырь

и Воскресенскую церковь, стоящую отдельно. Этот храм более известен под названием Храм Воскресения Словущего в Даниловской Слободе.

Как же это чудесно просыпаться утром под чудесные переливы колокольного звона! Правда, некоторые жители отеля именно это событие считали главным недостатком. Все люди разные, поэтому сами выбирайте, нравится ли вам будильник в виде перезвонов колоколов или нет. ??

Во дворе гостинице разбит красивый парк. Есть даже пруд с фонтаном и скульптурами.

На территории располагается красивая беседка, в которой с удовольствием фотографируются молодожены.

А какая красивая подсветка здесь вечером! Мне кажется, что можно бесконечно смотреть на красоту Свято-Даниловского монастыря

и окружающей территории.

Где находится, время работы

Свято-Данилов монастырь находится всего в 650 метрах от метро «Тульская», по адресу: город Москва, Даниловский вал, 22.

Как добраться на метро? Выходите на станции «Тульская» (это серая ветка) по направлению к Даниловскому рынку. Рядом будет огромный магазин «Ереван-Плаза». Если к нему встать спиной, то впереди и слева (через дорогу) можно увидеть небольшой парк и часовню.

Идите по направлению к ней, а далее следуйте по улице Даниловский Вал. Когда увидите крепостные стены, то поймете, что это и есть главная цель. Можно также доехать одну остановку на общественном транспорте, она будет сразу за часовней.

На карте Вы можете определить точное местонахождение (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

Координаты Даниловского монастыря (вход): 55.71159, 37.63058.

Богослужения проводятся здесь ежедневно:

  • в 6.00 начинается братский молебен и Полунощница;
  • в 7.00 читаются часы и служится Божественная Литургия;
  • в 17.00 начинается вечернее богослужение.
  • В субботу и воскресенье совершается 2 Литургии:

    • в 6.45 ранняя (служится в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов);
    • в 8.45 поздняя (служится в соборе Святой Троицы).
    • Заказные молебны, акафисты и панихиды совершаются ежедневно в Покровском храме в 9.00 и 13.30.

      Моя поездка состоялась 29 апреля 2019 года. Накануне я посетила Покровский женский монастырь, где сейчас находятся мощи блаженной Матроны Московской. А еще побывала на Даниловском кладбище, где похоронено много знаменитых людей, и куда до сих пор приходят люди на могилки матушки Матронушки и старца Аристоклия.

      Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от станции метро Тульская. Это была гостиница «Даниловская», расположенная на территории монастыря. Есть более бюджетный вариант отеля «Серпуховской Двор», который расположен чуть дальше от метро, но здесь очень комфортное проживание с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

      На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

      Поделитесь в комментариях внизу, а какие монастыри вы посещали и какие из них произвели самое большое впечатление.

    Главная / Москва / Монастыри Москвы / Даниловский монастырь

    Его возрождение началось в преддверии празднования тысячелетия крещения Руси. Этот монастырь — Свято-Данилов.

    Возле Даниловского монастыря находится памятник святому благоверному князю Даниилу. Он изображён здесь так, как изображали князей на древних фресках — с мечом и изображением храма.

    Если направиться к монастырю от станции метро «Тульская», то по пути в обитель можно увидеть изящную часовню, украшенную замысловатым керамическим декором и мозаичными изображениями русских святых, которые имеют непосредственное отношение к истории князя Даниила и отчасти к истории Свято-Данилова монастыря.

    • свято-данилов монастырь
    • даниловский монастырь
    • фото даниловского монастыря
    • даниловский монастырь в москве
    • свято-даниловский монастырь
    • даниловский монастырь в москве фото
    • расписание богослужений даниловского монастыря
    • официальный сайт даниловского монастыря
    • даниловский монастырь в москве адрес

    Святой благоверный князь Даниил родился во Владимире на Клязьме — столице северо-восточной Руси в семье Александра Невского и праведной Вассы. Оба его родителя были прославлены. Даниил был младшим из четырёх сыновей. Дата его рождения известна точно — это 1261 год, в следующем году его отец отправился в известную последнюю свою поездку в Золотую Орду. На пути из Орды он скончался в 1263 году, когда маленькому Даниилу не было ещё двух лет.

    В 1272 году он как наследник получает в удел скромное Московское княжество — удел младшего сына, с которого началось объединение русских земель и началось строительство российской государственности.

    Князь Даниил основал в Москве три иноческие обители — монастырь Свято-Данилов, в 1296 году Богоявленский монастырь, поблизости от детинца на территории нынешнего Китай-города, и, согласно некоторым данным, храм Петра и Павла на Крутицах. Самым первым по времени основания является именно Даниловский монастырь, точная дата его основания неизвестна, общепринята дата 1282 год, хотя также называют и 1272 год.

    Монастырь возник как ктиторский (княжий) монастырь, существовал он на средства, которые выделял сам благоверный князь. Монастырь был основан в удивительно удобном месте, по тем временам здесь были очень удобные пути сообщения до Кремля (детинца), находившегося на Боровицком холме, расстояние здесь 5 вёрст по прямой. С другой стороны, это место тихое и уединённое.

    Незадолго до смерти князь Даниил принял в этом монастыре иноческий постриг.

    При восстановлении храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов, здесь удалось воспроизвести интерьеры, близкие к оригинальным. От прежнего убранства ничего не осталось. Когда восстанавливали Свято-Данилов монастырь, это было огромным событием в церковной жизни — это был первый монастырь, который восстанавливался после десятилетий советской власти. Сюда несли всё, начиная от бытовых предметов, необходимых первым насельникам и строителям, заканчивая пожертвованиями уникальных святынь, которые возвращались сюда, в эту обитель. Помогали приходы, помогали высшие учебные заведения Русской православной церкви. Своды и стены храма расписывал довольно известный иконописец Сергей Фёдоров — ученик иконописца архимандрита Зенона.

    Расписание богослужений в Даниловском монастыре

    С понедельника по пятницу — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов 6:00 братский молебен, полунощница (совершаются, если служба накануне не является всенощным бдением). 7:00 3-й и 6-й часы, Божественная литургия. 7:00 9-й час, вечерня, утреня, 1-й час. (Великим постом с понедельника по четверг начало вечернего Богослужения в 16:30).

    В субботу: 6:45 3-й и 6-й часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 3-й и 6-й часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе. 16:45 Всенощное бдение в Троицком соборе.

    В воскресенье: 6:30 3-й и 6-й часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 3-й и 6-й часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе. 17:00 9-й час, вечерня, утреня. 1-й час — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

    В дни больших праздников: Накануне праздничного дня в 16:45 в Троицком соборе — Всенощное бдение. В день праздника одна или две литургии — это указано в отдельном расписании праздничных богослужений. Братский молебен и полунощница в день праздника не совершаются.

    Официальный сайт Даниловского монастыря

    Адрес

    Москва, ул. Даниловский Вал, 22
    +7 (495) 961-14-80

    Среди настоятелей, возглавлявших даниловскую братию в XIX столетии, несомненно выделяется фигура архимандрита Амфилохия Казанского-Сергиевского — это очень образованный человек, который на равных общался с выдающимися представителями гуманитарной российской науки того времени. Охоту к древностям, уважение и любовь к археологии будущему отцу Амфилохию привил его добрый знакомый — граф Уваров, министр народного просвещения при Николае I и один из основоположников отечественной археологии.

    События наполеоновского нашествия не обошли стороной Даниловский монастырь, но тем не менее он пострадал не очень сильно — здания остались целыми, ризница и казна были вывезены в Вологду.

    В 20-е годы XX века Даниловский монастырь играл огромную роль в церковной жизни Москвы. Настоятелем монастыря был епископ Фёдор Поздеевский — ярчайшая личность, в прошлом — ректор Московской духовной академии, изгнанный из академии либерально настроенной профессурой и студенчеством в мае 1917 года. Вступив в конфликт с профессурой он был вынужден оставить академию и поселился здесь с благословения патриарха Тихона, который назначил его даниловским настоятелем.

    Некрополь Свято-Данилова монастыря

    Одна из невосполнимых утрат советского периода истории Даниловского монастыря — утрата монастырского некрополя. Кладбище существовало здесь ещё при жизни святого князя Даниила, здесь он и был похоронен среди простых иноческих захоронений, там же были обретены его мощи. Со временем монастырь разросся и стал занимать значительную часть монастырской территории — здесь были уникальные памятники, похоронены здесь были лучшие сыны России, это представители славных дворянский родов — Мещерские, Волконские, Урусовы и многие другие. Ещё монастырское Даниловское кладбище называли некрополем славянофилов — так получилось, что здесь возникли несколько семейных погребений славянофилов, поскольку многие из них были в родстве друг с другом — это захоронения Хомяковых, Самариных. Здесь был погребён Н.В. Гоголь, впоследствии перезахороненный на Новодевичьем кладбище.

    После официального закрытия Даниловского монастыря в Москве, после того, как братию выселили из привычных монастырских келий, жизнь монастыря ещё некоторое время теплилась возле храма Воскресения Словущего, построенного архитектором Шестаковым в стиле позднего классицизма или ампира. Этот храм перекликался своими архитектурными формами с Троицким собором монастыря. Сюда была перенесена рака с мощами благоверного князя Даниила, и до 1932 года монастырская община продолжала существовать до так называемого «даниловского дела», когда была арестована вся старшая братия.

    Данилов монастырь последним прекратил существование в столице — уже был арестован и отбывал сроки епископ Фёдор Поздеевский, возглавлявший даниловскую братию, периодически арестовывали кого-то из живших здесь епископов, уже священники не ходили по улицам в присущих сану облачениях, потому что это грозило административным преследованием как форма религиозной агитации, уже с внешних стен московских храмов снимали иконы, уже сбросили колокола с московских церквей, а Данилов монастырь всё продолжал своё существование.

    В сознании москвичей старшего и среднего поколения строения разорённого Данилова монастыря прочно ассоциировались с приёмником-распределителем для беспризорных детей и для несовершеннолетних правонарушителей. Обосновалось это учреждение здесь ещё в 1928 году.

    Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на территории монастыря напоминает о торжествах тысячелетия крещения Руси, именно с приближением этой даты правительство Советского союза разрешило открыть на территории Данилова монастыря Духовно-административный центр Русской православной церкви. Предполагалось, что прибудут иностранные делегации, где-то будет надо их принять, показать с выгодной стороны прекрасную картину церковно-государственных отношений, свободы религии в Советском союзе, хотя предполагалось, что торжества пройдут исключительно в рамках узкоцерковных мероприятий. На месте этого памятника при советской власти находился памятник Ленину.