Дары волхвов Иисусу

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

foto-darov-volhvov

Дары волхвов — это золото, ладан и смирна, которые волхвы принесли в дар новорожденному Младенцу Христу.

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни — история волхвов и их даров.

Символизм:

Дары волхвов имеют символическое и пророческое значение:

  • Золото — как дар Царю,
  • Ладан — как дар Первосвященнику и Богу,
  • Смирна — как дар смертному Человеку.
Золото — царский дар в виде дани или подати. Золото в древние времена считалось самым ценным металлом, из которого изготавливались разные украшения и предметы быта для царей и влиятельных людей.
Золото — царский дар в виде дани или подати. Золото в древние времена считалось самым ценным металлом, из которого изготавливались разные украшения и предметы быта для царей и влиятельных людей.
Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. Как и сейчас, в ветхозаветные времена использовался за богослужением. Каждение ладаном символически выражает благоговение человека перед Богом.
Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. Как и сейчас, в ветхозаветные времена использовался за богослужением. Каждение ладаном символически выражает благоговение человека перед Богом.
Смирна — смола, получаемая от африканских и индийских деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом. В еврейской традиции использовалась для помазания умерших.
Смирна — смола, получаемая от африканских и индийских деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом. В еврейской традиции использовалась для помазания умерших.

История:

О волхвах пишет евангелист Матфей:

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1–2).

Не узнав ничего от Ирода, волхвы пошли дальше за звездой, которая привела их в Вифлеем: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11).

Поклонение волхвов. Джотто ди Бондоне. Между 1305 и 1313
Поклонение волхвов. Джотто ди Бондоне. Между 1305 и 1313

Кто такие волхвы:

В оригинале Нового Завета волхвы названы как μάγοι, то есть маги. В древнегреческом языке это слово обозначает персидских (иранских) жрецов, астрологов и астрономов, которые обладали особыми знаниями.

От слова «волхв» образовано русское слово «волшебник».

Евангелие не уточняет количество волхвов и их имена, но церковное предание называет троих: Каспар, Бальтазар и Мельхиор.

Согласно тому же преданию, все они впоследствии стали христианами и приняли крещение от апостола Фомы. Западное предание говорит о том, что апостол рукоположил волхвов в епископов. Их мощи были обретены святой царицей Еленой и сегодня находятся в Кельнском соборе (Германия).

Фото BDKJ DV Hildesheim /Flickr/ CC BY-NC 2.0
Фото BDKJ DV Hildesheim /Flickr/ CC BY-NC 2.0

Почитание волхвов в западной традиции или «три короля”

В некоторых европейских странах святых Каспара, Бальтазара и Мельхиора особенно почитают и называют «тремя королями”. 6 января по улицам Кельна и других немецких городов ходят дети в коронах и с посохами, символизируя собой волхвов. Они стучатся в дома, поздравляют жителей и получают взамен сладости или мелкие деньги. На дверях таких гостеприимных хозяев появляется надпись «В+С+М” — начальные буквы имен волхвов на латинском алфавите. Это делается в знак того, что жилище посетили сами «три короля” и благословили его.

Монастырь св. Павла на Афоне. Фото с сайта afonua.com
Монастырь св. Павла на Афоне. Фото с сайта afonua.com

История даров после Успения Богородицы

Божия Матерь бережно хранила дары и перед своим Успением передала их Иерусалимской Церкви, где они находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес дары в константинопольский храм Святой Софии. После захвата Константинополя турками-османами, в 1470 году дары волхвов передала сербскому монастырю святого Павла на Горе Афон вдова турецкого султана Мурата II Мария, дочь правителя Сербии (она не приняла ислам и до конца жизни оставалась христианкой).

Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами ее остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители.

Дары волхвов по сей день хранятся в 10 специальных ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре святого Павла.

0_f6289_965f9681_xxxl

Как дары выглядят сейчас:

Золото представляет собой 28 пластинок различной геометрической формы с разными узорами, которые ни разу не повторяются. Смирну и ладан соединили вместе, сейчас это около 70-ти темных шариков, похожих по форме на маслины. Они нанизаны на серебряную нить, которая крепится к золотым пластинам.

Соединенные ладан и смирна также несут символическое значение: соединившись, они напоминают о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой.

Интересный факт:

В январе 2014 года дары волхвов впервые были привезены в пределы Русской Православной Церкви для благословения и поклонения верующих. За 30 дней пребывания на канонической территории РПЦ святыне поклонились 1,6 млн человек.

  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей

В Москву принесены дары волхвов. Это древняя святыня, отсылающая нас к событиям РождестваСпасителя. Перепись по всей империи,велением кесаря. Жалкий хлев в Вифлееме.Пастухи, первыми пришедшие на светЗвезды. И три царя с Востока, принесшихБогомладенцу золото — как царю всегосотворенного мира, ладан — как егоПервосвященнику, и смирну — как тому,кто как агнец пойдет на заклание, взявна себя грехи мира, кто принесет за нас жертву, не убоявшись даже смерти.

Золотои ладан напоминают нам о том, что каждомухристианину даровано «царственноесвященство» по образу Христа — призваниебыть светом миру, служить Богу всейсвоей жизнью. А смирна — свидетельствотого, что каждый из нас должен быть верендо смерти, должен быть готов и к смертиради Христа и веры.

Хотя для наших днейактуальнее смирна (если сомневаетесь,то вспомните, что фанатики-людоедыделают с монахами сирийских православныхмонастырей), но сохранилось, разумеется, золото, перекованное византийскимимастерами в три изящнейшие подвески. Согласно преданию, Дева Мария сохранялаподнесенное волхвами золото всю своюземную жизнь, а перед успением оставилаих иерусалимской церковной общине. Тамдары хранились до начала Vвека, когда византийский императорАркадий перенес их в Константинополь.

Еще в 1200 году новгородский боярин ДобрыняЯдрейкович, позднее прославившийся каксвятой архиепископ Антоний Новгородский,описал свое паломничество в Царьгради упомянул среди святынь СофииКонстантинопольской «пелены Христовыи дароносивые сосуды златыи, иже принесошаХристу дары». Однако вскоре Константинопольподвергся двум разгромам и разграблениямкрестоносцами, а затем турками. МараБранкович, дочь последнего сербскогогосударя Георгия Бранковича, была однойиз жен султана Мурада II.Ее личные владения были освобожденысултаном не только от налогов, но дажеот присутствия мусульман. Она ипожертвовала афонскому монастырю Святого Павла реликвию Рождества.

Такчто речь идет о древней, очень важнойхристианской святыне, позволяющей намприкоснуться и к историческому событиюРождества, когда Бог действительно сталчеловеком из плоти и крови и через этоспас мир и нас с вами, и к двухтысячелетнейистории христианской святости иблагочестия.

Появление в нашем пространстветех или иных христианских святыньнеизменно вызывает две полярные реакции.Массовый энтузиазм большинства людей,готовых выстаивать многочасовые неуютныеочереди, чтобы воздать поклонениечудотворному образу или древнейхристианской реликвии, с одной стороны.И поток брани и глумления со стороныпредставителей пресловутого «креативногокласса», порой вызывающий подозрениев бесноватости. То «суеверные бабкизаполонили першпективу со Стрелки», то»мешают проезду по набережной», то»привезли какие-то тряпки». Не думаю,что исключением станет и реакция напринесение с Афона даров волхвов. Покаогромное число людей притечет к храму,чтобы прославить Рождество Спасителя,некоторые будут глумиться, некоторыес умным видом рассуждать о «фетишизмеи неоязычестве», некоторые жаловатьсяна «неудобства».

Современный мирбазируется на глумлении над святынейкак на универсальном культурном коде,средстве распознавания своих и чужих.Что поделать, одно из «слабых» местхристиан в современном мире — это наличиесвятынь. Мы во что-то верим, для нас естьчто-то святое, значит, над этим святымможно поизгаляться. И здесь нам поможетдар смирны. Память о смерти и мученичестве.Каждый христианин призван к мученичествуи исповедничеству. И выносить глумлениеи насмешки, не прятать свою веру, несмотряна них, — это одна из форм мученическогоподвига, ведь и над Христом насмехалисьи оплевывали его. Особая миссия в этомпринадлежит христианской интеллигенции.Здесь нужны такое знание, такая глубина,такая эрудиция, чтобы именно из них ичерез них веровать «верой бретонскойкрестьянки». И как раз умение воздаватьпоклонение материальным святыням —реликвиям и святым мощам — этосвидетельство такой веры.

Здесь очень важнопревозмочь навязанное нам уравнение:»Христианство = духовность= бесплотность». Чем абстрактней, чембестелесней, тем якобы более подобающе христианской религии. Это, разумеется,полная чушь. И здесь нам поможет другойдар волхвов — ладан, символ священства.

Христианство — это религия Воплощения,о чем свидетельствует праздник Рождества. Христианство — это религия Причастия, причастия Плоти и Крови Спасителя.Православное Христианство — это религия иконопочитания, то есть веры в то, чтоБог не «где-то там», а являет Себя здесьи сейчас в материи и видимых образах.Разница между христианством и язычествомне в том, что язычество материально, а христианство «духовно». А в том, что христиане воздают славу, честь ипоклонение Богу и Творцу всего сущего,а язычество поклоняется твари вместоТворца, а зачастую и бесам вместо Бога.И когда фетишисты, покупающие на аукционахтрусики Мадонны, обвиняют в «фетишизме»христиан, почитавших Ризу Богоматери— это, право же, смешно.

Ну и, наконец, третьеобвинение, что богопочитание христиан мешает их сиятельствам кататься вдольКропоткинской набережной. Любаясильная религия всегда кому-то мешает.Она напоминает о себе и заставляет ссобой считаться. Будучи вторжением в мирскую жизнь иного порядка вещей, религия, есливоспринимать ее всерьез, должна бытьименно источником не только радости,но и неудобств и некоторого дискомфортадля окружающих. В последние годы мы ужестолкнулись с тем, что влиятельнаямировая религия и ее приверженцы занялинаши площади и улицы и приносят свои жертвы прямо на них. И, похоже, большинствотех, кто пытается поглумиться надхристианами, этот факт не сильнобеспокоит.

И здесь нам поможет еще одиндар волхвов — золото. Символ царственности.Россия — страна, созданная православнымихристианами. Москва — город, основанныйи построенный православными христианами.Собирающиеся у храмов в дни принесениясвятынь люди — свидетельство того, чтоэто и по сей день так. «Пусть узнаютраспутники и развратники, что христиане— хранители, защитники, правители иучители города», — восклицал в одной изсвоих проповедей святитель ИоаннЗлатоуст. На мой вкус, я приносил бы вМоскву святыни, достойные массовогопоклонения людей, почаще. С тем чтобыпростую истину: христиане в этом городене в гостях и не на приставном стульчике —усвоил каждый.

А пока — с Рождеством!Пусть каждый обретет достойные и самыенужные ему дары!

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

— (Мф. 2:9—11)

У доброй традиции дарить друг другу подарки на Рождество — евангельские корни. Да, чаще всего в эти дни мы вспоминаем и чтим образ Святого Николая, который стал прототипом сказочного героя Санта-Клауса (в русской традиции — Деда Мороза), но первыми «подарками на Рождество» были дары волхвов.

Дары волхвов: что это было?

Как и было сказано в Евангелии, новорожденному Младенцу Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. Этими мудрецами были волхвы, так называли язычников-колдунов, которые обладали тайными знаниями и по звёздам могли предсказывать судьбы. Господь так милостив, что даже язычников хотел призвать к Себе. Звезда взошедшая на Востоке привела их к яслям Младенца Христа, позже все три волхва стали христианами. Волхвы принеси Мессии дары:

  • золото,
  • ладан,
  • смирну.

Почему именно эти дары вручили волхвы Каспар, Вальтасар и Мельхиор?

Дары волхвов: золото

Золото символизировало дары Царю земному. Ладан — это дар Царю Небесному, Богу. Смирна — это символ будущих страданий Христа, и Его смерти на Кресте за грехи человечества. Маслами, смешанными со смирной в те времена помазывали умерших.

Христиане почитают волхвов за то что те были первыми людьми, которые увидели божественную природу Христа. Волхвы не принадлежали к избранному народу Израиля, не были иудеями, тем не менее, именно они в числе первых пришли ко Христу и признали его Мессией. Дары волхвов — это дары подданных своему правителю. Золотом уже тогда украшали самые роскошные и дорогие вещи в царском дворце, но и в храме оно было символом Божественной славы Так золотыми были многие священные реликвии — херувимы на Ковчеге Завета в иерусалимском храме, золотыми пишут нимбы на иконах, изображая лики Святых. Этот металл — символ мудрости и вечности, золото не теряет своих свойств со временем.

Все это дает глубокое понимание того, за Кого Волхвы почитали Христа. Они увидели что перед ними Царь царей. Тот, Кто имеет Небесную власть, которая выше любой земной.

Дары волхвов: ладан

Ладан — это ароматическая смола, ее всегда использовали в храме. Обычно это делал Первосвященник. Ладан был благовонием для каждения, которое совершает священнослужитель. В дарах волхвов он символизировал благоговение человека перед Господом. Каждение — это напоминание о том, что всюду веет Святой Дух, ипостась Бога Троицы.

Дары волхвов: смирна

Смирна — это погребальное благовоние. Волхвы вручили его Христу, Тому, Кто умрет за людей и примет на себя их грехи. Мы не знаем точно, ведали ли волхвы то, какой будет земная судьба Мессии. Знали ли, что он потерпит гонения и страдания, взойдет на Крест и отдаст жизнь для избавления людей от смерти. Но по тому, что они следовали за Ним, отправились в долгое и опасное путешествие, чтобы принести свои дары, мы можем судить, что волхвы поняли: за смертью Христа последует Воскрешение и Спасение для всего человечества.

В январе 2014 года дары волхвов впервые были привезены в пределы Русской Православной Церкви для благословения и поклонения верующих. За 30 дней пребывания на канонической территории РПЦ святыне поклонились 1,6 млн человек.

  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей
  • Дары волхвов. Суть вещей

– В Святом Евангелии «волхвами» названы мудрецы-ученые, которые занимались наблюдением за небесными светилами, — говорит отец Василий. — Им было известно древнее пророчество о предстоящем рождении Бого-человека, которое должно быть отмечено появлением на небе новой яркой звезды. Когда такое небесное светило вдруг обнаружилось, мудрецы отправились в путь, чтобы увидеть родившегося Сына Божия и поклониться ему. Куда им следует идти, волхвы определяли просто: они шли «на свет звезды».

Хотя ни одно каноническое Евангелие не упоминает о количестве волхвов, однако в других раннехристианских источниках можно найти эту информацию. Пришедших на поклонение новорожденному Иисусу волхвов было трое. Причем они были разного возраста и разных рас: темнокожий «безбородый юноша» африканец Балтазар, европеец зрелого возраста Мельхиор и весьма пожилой представитель азиатской расы Каспар. Такая «раскладка» весьма символична. Свое почитание только что пришедшему на Землю Сыну Божьему показали в лице этих троих народы всех основных континентов.

В церковной литературе можно найти упоминания и о последующей судьбе волхвов. По преданию, позднее все трое были крещены апостолом Фомой и приняли муки за проповедь христианства в восточных странах. Впоследствии волхвы причислены к лику Святых, их мощи были найдены Святой Равноапостольной императрицей Еленой и привезены в Константинополь. Там они хранились вплоть до V века. Потом перенесены были сперва в Милан, а позднее – в германские княжества и с той поры хранятся в Кельнском соборе.

Теперь о дарах. Их тоже три – по числу волхвов. Подарки Младенцу-Христу также имеют глубокий смысл. Волхвы принесли ему золото, ладан и смирну.

Золото – классический «царский подарок», дань, которую платят подданные своему властелину. Он указывал на то, что Младенец рожден, чтобы быть Царем.

Ладан – ценная древесная ароматическая смола, традиционно используемая в христианских обрядах при каждении, являлся подарком Христу-Богу.

А смирна – еще одно тоже очень дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, принесено Христу, как будущему Спасителю рода человеческого, которому предсказаны «многие страдания и погребение».

Согласно преданиям, полученные от волхвов Дары, Богородица долгое время хранила у себя, а незадолго до своего Успения передала христианской общине Иерусалима. В последствии их перенесли в храм Святой Софии в Константинополе. Когда этот город в XV веке был завоеван турками, одна из жен султана Мурада – дочь сербского князя Мария Бранкович (она, даже выйдя замуж за турецкого владыку, не отреклась от христианской веры) – перевезла Дары волхвов на Афон, где они уже более 500 лет хранятся в монастыре Святого Павла.

Первоначально принесенные волхвами золотые Дары представляли собой небольшие сосуды из драгоценного металла. Ладан и смирна были принесены волхвами раздельно.

В XVI веке, когда Дары уже находились в монастыре на Афоне тамошние монахи решили придать реликвии более символический вид, соответствующий представлениям того времени. Дары стали выглядеть, как подвески. Это 28 небольших пластин в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных разнообразным орнаментом. К золотым подвескам прикреплены темные бусины из смеси двух смол: ладана и смирны. Такое объединение очень символично. Ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы – Божественная и человеческая.

Сейчас эти святые реликвии хранятся в десяти ковчежцах. Согласно устоявшейся традиции, после торжественного ночного богослужения Дары выносят из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, этим ароматом наполняется вся церковь.