Деист, это кто?

Понятие пантеизма и деизма

Определение 1

Пантеизм – это философское течение, в котором Бог, то есть идеальное начало, и природа, то есть материальное начало, отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

Пантеизм сформировался в эпоху Возрождения, его идеи поддерживали и развивались Николаем Кузанским, Джордано Бруно, а в Новое время идеи пантеизма поддерживались Шеллингом, Гегелем, Соловьевым По данной теме мы уже выполнили реферат Соловьев В.С. и др.

Пантеизм в качестве религиозно-философского направления особенно характерен для индийских систем мысли. На Западе пантеизм был представлен в разных формах в зависимости от мыслителей, которые его рассматривали, например, Спиноза, Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Георг Вильгельм Фридрих Гегель , Шлейермахер.

В России пантеизм примитивно был развит в работах Льва Толстого По данной теме мы уже выполнили реферат философия толстого . Он ставил на место Бога «разумение жизни», которое является любовью. Религиозная жизнь – это жизнь, благо которой заключено в подавлении внутри себя животных порывов. Живущий по этим правилам имеет в себе Бога, являясь сыном Бога. Смертью сын Божий возвращается в лоно Отца, в котором исчезает. То есть, Толстой считал, что личного Бога нет, также как нет личного бессмертия, а значит и реального смысла жизни. Пантеизмом отрицается свобода воли людей. Как и деизм, пантеизм не дает оснований для живого и личного отношения человека к богу, поэтому религия по своему существу становится невозможной. Она появляется тогда, когда безличное начало превращается в личное Божество, например, Кришна.

Определение 2

Деизм – это философское направление, в котором Бога признают творцом мира, но полагают, что он при создании мира вложил в него определенные законы, и больше не вмешивается в течение дел: мир существует в соответствии со своими законами.

В соответствии со взглядами деистов, сотворенный мир схож с совершенным часовым механизмом, который мастер изготовил и предоставил самому себе. Поэтому человек автономен. Для его душевной и телесной жизни не нужно общение с Богом, не нужны молитвы, богослужения и т.д. То есть религия не имеет никакого смысла. Церковь признается не просто бессмысленной, а даже вредной.

Иными словами, в деизме признается существование Бога, но полностью отвергается его необходимость для человеческой жизни.

Деизм не был случайным плодом грязной мысли. Его психологические корни идут от первых людей, которые хотели стать, как Бог и начать новую жизнь в новом мире. Такая наследственная «самость» и является полным атрофированием духовной стороны человеческой жизни, породившей массу трудных аберраций ума и сердца человека: деизма, атеизма, материализма, сатанизма и пр.

Иными словами, деизм является особой разновидностью объективного идеализма, но вместе с тем он же выступает в качестве переходного этапа на пути от объективного идеализма к материализму. Деизм сформировался в XVII веке и особенно распространился в эпоху Просвещения. Истоки деизма идут из работ Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии , Ньютона, Локка По данной теме мы уже выполнили реферат Теория познания Д. Локка , а также величайшими деистами считаются Вольтер, Руссо, Кант, Ломоносов.

Метафизика Нового времени

Определение 3

Метафизика – это философское учение о неизменных, недоступных опыту началах мира, которое рассматривает явления без учета их взаимосвязей, движения, развития и изменений.

В буквальном смысле метафизика означает «после физики». Изначально под метафизикой подразумевали философию Аристотеля, а в Средневековье начали называть метафизикой всю философию. Также под метафизикой в Новое время понимали философское учение, которое отрицало развитие мира как бесконечное развитие, то есть, учение, противоположное диалектике.

Итак, классическое представление о метафизике Нового времени начинается работами Рене Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта . Сама Декартова философская система является ярким примером рационалистического метода познания, так как любое философское утверждение выводится им рационально-дедуктивным методом из единственного основоположения, из мыслящего субъекта. Центральное понятие рационалистической метафизики – субстанция. Исходное выражение «я мыслю, а, следовательно, существую» является соединением двух идей: «Я мыслю» и «Я существую». Из положения «Я мыслю» следует, что «Я» — это что-то мыслящее, духовное или душа. Душа По данной теме мы уже выполнили реферат Душа человека является некоторой непротяженной сущностью или субстанцией. Собственная человеческая душа – это и есть первый предмет его познания. Душа содержит идеи, одни из которых человек приобретает в процессе своей жизни, а другие идеи – врожденные. Декарт считал, что основные разумные идеи принадлежат душе, а главная из них – это идея Бога и она врожденная, а не приобретенная. Так как у человека есть идея Бога, то и предмет этой идеи существует.

Принципы эмпиризма противоположны рационализму Декарта, основой знания и познания в них выступает опыт, который был провозглашен Ф. Бэконом, а дальнейшее развитие они получили в работах материалиста Томаса Гоббса По данной теме мы уже выполнили эссе Схоластическое аспекты политического проекта Томаса Гоббса . Гоббс был классическим представителем номинализма. В соответствии с его учением, реально существующими являются только единичные вещи, а общие понятия – это только имена вещей. Именно поэтому источник любого знания – опыт. По Гоббсу только один род опыта – это восприятие, то есть первичное знание, а другой – знание об именах вещей. Источником такого второго опыта выступает ум, сведенные к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Предмет философии по Гоббсу – тело, возникновение которого может быть постигнуто посредством научных понятий. Касательно духовной субстанции, даже если бы она существовала, она была бы непознаваема.

Лейбниц – один из первых философов Нового времени, который поддерживал принципы деизма. Деизм отвергал идею повсеместного и повседневного вмешательства бога в человеческую и общественную жизнь, при этом он не отрицал существование бога. Но бога он рассматривал только в качестве первопричины, творца мира, сообщавшего миру законы, работающие в дальнейшем самостоятельно. В соответствии со взглядами Лейбница По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жизнь и научная деятельность Лейбница , бог, после сотворения мира и установления в нем изначальной гармонии множества существующих субстанций – монад, больше не вмешивался в течение дел в этом мире, которые не от этого не терял своего совершенства.

В Викиданных есть лексема деист (L104012).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. деи́ст деи́сты
Р. деи́ста деи́стов
Д. деи́сту деи́стам
В. деи́ста деи́стов
Тв. деи́стом деи́стами
Пр. деи́сте деи́стах

де-и́ст

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -де-; суффикс: -ист .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. приверженец деизма ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. представитель деизма ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

  1. приверженец
  2. представитель

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

ЭтимологияПравить

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      4. Деизм

      Отказавшись от древних представлений о пантеистической силе, растворенной в мире, наука Нового времени стала рассматривать его в качестве огромного механизма, а мировое совершенство – объяснять неизменными законами, действующими во Вселенной. Однако при таком взгляде на мироздание естественно возникает вопрос – откуда взялись эти законы, почему они именно такие, а не другие, в силу чего они неизменны. И вообще – каким образом появился грандиозный механизм мира, что было его причиной? Не мог же он возникнуть из ничего. Ведь если он существует, значит откуда-то он взялся, так как все, что существует происходит из какой-либо предшествующей причины. Естествознание Нового времени не могло не отвечать на вопрос о происхождении мира. Но отвечало оно на него очень кратко, формально, – более для того, чтобы отделаться от этого вопроса, а не для того, чтобы действительно решать его.

      Таким ответом был деизм (лат. deus – Бог). Это представление, по которому мир создан Богом. Однако после создания грандиозного мирового механизма и наделения его всеми необходимыми законами, говорят деисты, Бог самоустранился. Мир существует, с точки зрения деизма, сам по себе, он управляется своими естественными законами, без божественного вмешательства. Механические законы вечны, неизменны и всегда будут поддерживать мироздание в одном и том же состоянии. Мир, управляемый этими законами самодостаточен, то есть – для его существования никто и ничто не требуется. Это в Средние века считалось, что материальный, физический мир без ежесекундного контроля потустороннего, или внешнего по отношению к нему Бога рассыпется в прах, превратится в хаос, поэтому Бог постоянно держит в своих руках несовершенное мироздание, не позволяя ему погибнуть. Но если мир – это совершенный и безупречный механизм, как считалось в Новое время, тогда его не надо контролировать и оберегать. Точно так же, как и часовой механизм, он работает сам по себе точно и безупречно безо всякого вмешательства «часовщика» – Бога.

      Причем вселенческий механизм не может сломаться или испортиться, или дать хоть малейший какой-нибудь сбой, потому что он создан совершенным Богом, и поэтому – навеки совершенен. В деизме Бог представляет собой полную противоположность теистическому пониманию божества. Теизм (греч. theos – Бог) – это такое представление о Боге, по которому он является надприродной всемогущей личностью, Творцом мироздания. Все начинается с него и им заканчивается. Он находится в центре наших мыслей и чувств, в центре нашего внимания, незримо присутствуя во всем, что нас окружает и руководя всем, что мы делаем. И, наоборот, в деизме Бог превращается в формальную безличную первопричину мира, исходную точку существования, после декларации (то есть – после заявления) которой мы напрочь о нем забываем и далее интересуемся только естественным миром и его законами, а не причиной его появления. Понятие о Боге нужно деизму только для того чтобы один раз ответить на один единственный вопрос: «Откуда взялся мир?» «Создан Богом» – отвечает деизм и забывает о Боге, идея которого деизму, как видим, фактически не нужна. Следовательно, возможно утверждать, что в деизме почти нет Бога, и поэтому данное воззрение очень близко к атеизму – представлению, по которому Бога вообще нигде, никак и никогда нет.

      История донесла до нас эпизод из беседы Наполеона с известным французским астрономом и математиком 18 в. Пьером Лапласом. «Почему в своих сочинениях, – спросил его Наполеон, – вы ни в одном месте не упоминаете о Боге?» «Я не нуждался в этой гипотезе», – гордо ответил ученый. Слова Лапласа можно понимать так. Если для объяснения мира мне потребовалось бы представление о сверхъестественном и всемогущем существе, если я никак не смог бы объяснить мироздание без этого представления, тогда, конечно же, мне пришлось бы говорить о Боге. Но если я вполне могу описать мир одними только естественными причинами, если я в состоянии постичь происходящее без ссылки на высшие и таинственные силы, якобы управляющие мирозданием, тогда представление о Боге мне совсем ни к чему. Приблизительно то же самое утверждал деизм, все дальше уводя человеческую мысль от бездоказательной веры, умозрительных утверждений, фантазий и вымыслов, заставляя ее экспериментировать и доказывать.

      Данный текст является ознакомительным фрагментом.

      Продолжение на Litres.ru

      А) Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

      Б) Растворению Бога в природе

      В) Признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе

      Г) Утверждении о наличии у Бога двух ипостасей

      25. Представитель философии Французского Просвещения

      А) Ж.-Ж. Руссо

      Б) Б. Спиноза

      В) Г. Лейбниц

      Г) Т. Кампанелла

      26. «Человек рожден быть свободным, – а между тем везде он в оковах», – утверждал

      А) Ж.-Ж. Руссо

      Б) К. Гельвеций

      В) Ж. Ламетри

      Г) Вольтер

      27. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

      А) Собственность

      Б) Власть

      В) Наследственность

      Г) Воспитание

      28. Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

      А) Англия

      Б) Германия

      В) Россия

      Г) Франция

      29. Идея правового государства включает в себя положение о

      А) Разделении властей

      Б) Пагубности частной собственности

      В) Недопустимости эксплуатации человека человеком

      Г) Приоритете общечеловеческих ценностей

      30. Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

      А) Гельвеций

      Б) Фихте

      В) Гоббс

      Г) Паскаль

      Д) Вольтер

      Тема 6. Классическая немецкая философия

      Темы докладов, рефератов

      1. Классическая немецкая философия: культурно-исторические предпосылки, основные проблемы.

      2. Особенности немецкого Просвеще­ния.

      3. И.Кант: «коперниковский переворот» в гносеологии, крити­ческий метод, учения о «чистом разуме», «практическом разуме» и «способности суждения».

      4. Категорический императив И.Канта.

      5. Проблема субъекта и объекта в философских системах И.Г.Фихте и Ф.В.Шеллинга.

      6. Абсолютно-идеалистическая система и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля.

      7. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

      8. Критика рели­гии и «этика любви» в философии Л.Фейербаха.

      Задания для самостоятельной работы:

      · Прочитать отрывок из произведения Г.В.Ф.Гегеля «Феноменология духа» и ответить на вопросы преподавателя.

      · Ответить на вопросы теста.

      · Составить картотеку журнальных статей по теме за последние 3 года.

      Вопросы для дискуссии

      1. Почему философию Канта называют «коперниковским переворотом» в философии?

      2. Какое основание для «критики чистого разума» обнаруживает И. Кант в самом разуме и философии?

      3. К каким конечным результатам должна привести, по мнению И. Канта, эта критика?

      4. Каким образом будут, с точки зрения И. Канта, соотноситься «докритическая» и «критическая» философии?

      5. В чем состоит, по Канту, регулятивная функция разума по отношению к рассудку? Перечислите кантовские «регулятивные идеи».

      6. Почему И. Кант считает, что разум сам по себе не способен дать исчерпывающее знание об окружающем нас мире?

      7. Какова формулировка «категорического императива» Канта?

      8. Раскройте суть диалектического метода Гегеля?

      9. Чем субъективный идеализм отличается от объективного идеализма?

      10. В чем суть антропологического принципа, сформулированного Л.Фейербахом?

      11. В чём различие между учениями Маркса и Фейербаха в понимании человека и его истории?