День Дмитрия солунского

ib3789Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но вместо этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия
Почитание христианского святого и великомученика Димитрия Солунского совершается 26 октября. Икону святого Димитрия вы увидите практически в каждой кипрской церкви. И почти в каждой кипрской семье в одном из поколений обнаружится мужчина, носящий имя Димитриос.

Образ великомученика
Димитрия Солунского.
Болгарская икона, 1824 год

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯТОГО
Святой великомученик Димитрий происходил из города Солуни. Отец его, будучи воеводою города, веровал в Иисуса Христа, но, боясь страшных угроз язычников, не осмеливался явно исповедовать пресвятое Его имя. Когда сын его Димитрий подрос, родители ввели его в тайный храм, где были святые иконы, и научили его заповедям Христовым. С этого времени Димитрий познал истину и всей душой уверовал в Господа.
Когда умер отец Димитрия, царь Максимиан призвал к себе сына воеводы и назначил правителем всей Солунской области. Поручая ему такую должность, он сказал: «Сохраняй родной твой город и очисти его от нечестивых христиан, предавай смерти каждого, кто только призовет имя Распятого».
Димитрий же, возвратясь в родной город, тотчас пред народом своим начал исповедовать и прославлять Иисуса Христа, поучал заповедям Христовым, обращал язычников к святой вере и искоренял многобожие. Зная о неизбежности царского гнева, Димитрий начал молиться и поститься, готовясь к венцу мученическому, а своему слуге Луппу приказал раздать бедным все свое имущество.
Когда царь, прибыв в Солуни, вызвал к себе Димитрия, тот бестрепетно выступил пред ним и исповедал себя христианином. Царь заключил Димитрия в темницу, а сам тем временем устроил игры и стал забавляться зрелищами. Приказав построить высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел на то, как его борец Лий борется со своими противниками христианами и, низвергая их с высоты на копья, предает мучительной смерти. Среди зрителей находился один юноша по имени Нестор, друг Димитрия. Видя, что Лий губит христиан, которых насильно заставляли вступать с ним в бой, юноша пожелал сразиться с царским борцом.
Получив благословение на то у Димитрия, Нестор вступил в бой с Лием и одолел царского прислужника. Гибель Лия сильно опечалила царя, и он приказал предать смертной казни блаженного Нестора. А узнав, что Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению Димитрия, царь повелел и святого великомученика пронзить копьями.
Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины. Они застали святого мужа стоящим на молитве. Тут же они устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу.
ИСТОРИЯ МОЩЕЙ
Согласно житию, тело казненного Димитрия было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь – базилика святого Димитрия.
Спустя сто лет, примерно в 412 году, некий вельможа Леонтий начал перестраивать базилику в большую церковь. Алтарная часть уже построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при ее строительстве были обретены мощи святого Димитрия.
Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые. Первое письменное сообщение об их мироточении появилось в 1040 году. Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы. Но миро мощей Димитрия почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.
КРОВЬ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ

Мученичество Димитрия Солунского.
Фреска письма
Феофана Критского.
1535-1541. Афон.
Великая Лавра

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период. Согласно преданию, на месте кончины святого великомученика Димитрия находился его верный раб Лупп, который благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Ризою и перстнем Димитрия Лупп сотворил много чудес, исцеляя всякие болезни и изгоняя духов.
При раскопках в алтаре базилики святого Димитрия в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается, что под алтарем изначально была расположена гробница святого Димитрия, в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью.
Сегодня мощевики с кровью великомученника хранятся в Великой Лавре Афона, в Ватопедском монастыре Афона, а также в Британском музее.
ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО
Интересно, что в старинных русских стихах великомученик Димитрий представлен помощником русских в борьбе с Мамаем. Оказывается, была даже попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению славянин. В русских летописях имя Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого. По словам русских летописцев, свое поражение враги приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют «отечестволюбцем» славянских народов.
Русские христиане издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички мощей Димитрия, его одежды, мира или даже частицы от его гроба. Этим объясняется наличие практически во всех древних монастырях и церквях, среди частиц мощей различных святых, частиц мощей или мира от святого Димитрия.
Русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого, тем самым выражая особое почтение к памяти Димитрия. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича.
КАНОНЫ ИКОНОГРАФИИ
Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах, но поскольку, согласно житию, святой Димитрий был воин и правитель Солуни, то с IX века он стал изображаться в военном облачении, с копьем и мечом. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».
Согласно канонам, он должен изображаться молодым и безбородым. С развитием почитания Димитрия как святого воина-защитника начинают появляться его изображения вместе со святым Георгием Победоносцем и прочими святыми воинами. На таких иконах Димитрий, как и Георгий, изображается верхом, поражающим копьем болгарского царя Калояна, осаждавшего Салоники в 1207 году.
ЦЕРКВИ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ НА КИПРЕ

Базилика Святого Димитрия.
Греция, Салоники.

Недалеко от Пафоса находится деревня Agios Dimitrianos, в центре которой построена церковь, посвященная этому святому.
Паралимни. Недалеко от центра города на улице, носящей имя святого (Agiou Dimitriou), находится церковь святого Димитрия.
Хирокития. Неподалеку от раскопок древнего поселения есть церковь, посвященная святому.
Никосия. Район больницы Макариу. На светофоре с левой стороны расположена большая церковь святого Димитрия.
Церковь, посвященную святому, вы ынайдете также в горах Троодоса, в Платресе.

На иконах с таким названием изображается чудо великомученика Димитрия Солунского, связанное с оказанием помощи осажденным жителям города Фессалоники, самое раннее упоминание о котором сохранилось в Собрании Чудес второй половины XIII века, составленное Иоанном Ставракием, дьяконом храма великомученика Димитрия Солунского.

В этом тексте рассказывается о царе Иване Калояне (Иван Асень I), который, являясь правителем Болгарии с 1197 по 1207 год, вел успешную борьбу с Византией, а впоследствии с основанной на ее территории Латинской империей, в результате которой была признана независимость Болгарии. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и большую часть Македонии. Иван Калоян получил от современников прозвище «Ромеоктена», то есть «губителя ромеев» (византийцев). В 1207 году он осадил город Фессалоники, но неожиданно умер или был убит. Осада города была прекращена. Появились многочисленные истолкования скоропостижной смерти царя, по одному из которых ночью в палатку к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил Болгарского царя копьем в сердце.

Изображения этого чуда появились во второй половине XIII века. На них представлен великомученик Димитрий в воинском облачении пеший или на коне с копьем в руке, которым он убивает поверженного на землю царя Калояна, как правило, на фоне стилизованного изображения Фессалоник. Самое раннее изображение подобного рода сохранилось в росписях церкви в Крокеэсе в Лаонии 1286 года (Греция). Изображения чуда о царе Калояне получило распространение в поствизантийском искусстве на Балканах, поскольку великомученик Димитрий пользовался особым почитанием у славян.

В древнерусском искусстве этот сюжет встречается в клеймах житийных икон с конца XV века, а с XVI века – в средниках житийных икон и на отдельных иконах. Однако используется иной вариант изображения чуда о царе Калояне. В этом варианте великомученик Димитрий представлен на темном коне, как правило, на фоне условного изображения города Фессалоники. Подлетающий ангел его венчает мученическим венцом, святой поражает копьем царя Калояна, скачущего на белом коне. Подобную композицию можно увидеть на иконе «Чудо великомученика Димитрия о царе Калояне» первой половины XVI века из собрания Череповецкого Музейного Объединения. В композиции некоторых икон встречается изображение двух дев на фоне города, которые по преданию попали в плен, но после того как вышили образ Димитрия Солунского, были возвращены святым домой. Подобные композиции напоминают иконографию «Чуда великомученика Георгия о змие». На некоторых иконах царь Калоян именуется Максимианом, Люем или даже Мамаем, вероятно, в память о победе Дмитрия Донского в Куликовской битве, патрональным святым которого был Димитрий Солунский.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Иванова О.В., Турилов А.А., Лукашевич А.А., Преображенский А.С. Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. Том XV. М., 2007. С. 155–195.

2. Лазарев В.Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве // Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М., 1970.

3. Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990.

4. Корина О.А. Дмитрий Солунский // Государственная Третьяковская Галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Том 1, № 2, № 14. М., 1995.

5. Саенкова Е.М., Герасименко Н.В. Иконы святых воинов. М., 2008.

6. Калоян // Советская историческая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е.М. Жукова. 1973 – 1982. Интернет-ресурс «Словари и энциклопедии на Академике»

7. Калоян // Интернет-ресурс «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия»

Житие и страдания Святого Славного Великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого

Святой великомученик Димитрий родился в городе Солунь . По преданию, его род имел славянское происхождение. Отец Димитрия был проконсулом Фессалоникийской области и в то время, когда нечестивые цари Диоклетиан и Максимиан воздвигли на христиан жестокое гонение. Тайно веруя в Господа нашего Иисуса Христа и исполняя Его заповеди, он не осмеливался открыто исповедовать Его Пресвятое имя.

В своих палатах, в сокровенной горнице, служивший ему домовым храмом, он хранил две святые иконы, украшенные золотом и драгоценными камнями. На одной из них было изображение Спасителя, а на другой — Пресвятой Богородицы. Перед этими иконами он возжигал свечи и воскурял фимиам. В этом храме он вместе со своей женой часто молился Истинному Богу, в вышних живущему, и Пренепорочной Владычице. Благочестивые супруги щедро раздавали нищим милостыню и никогда не отказывали нуждающимся людям.

Одно лишь сильно огорчало супругов: у них не было детей. Они усердно просили Господа, чтобы Он даровал им наследника. Всевышний внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Велико было их ликование. Вся Солунь разделяла радость своего проконсула; отец младенца устроил трапезу для горожан, где он особенно постарался накормить убогих. Когда отрок подрос, родители ввели его в храм, где были святые иконы, и, указывая на них, сказали:

— Вот изображение Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю, а это — образ Пресвятой Богородицы.

Они рассказали ему все, что знали о Господе нашем Иисусе Христе, научили святым заповедям Христовым и объяснили, насколько суетна и пагубна вера в языческих богов. С этого времени наставляемый своими родителями и особенно свыше Духом Святым Димитрий всей душой уверовал в Господа и с благоговением поклонялся святым иконам. Родители Димитрия, призвали священника, в присутствии нескольких христиан в своём потаённом храме крестили отрока во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и Божья Благодать сошла на него. Восприняв святое крещение, Димитрий поднимался все выше и выше по лестнице добродетелей. Преподав своему сыну пример богоугодной жизни, его родители закончили свой жизненный путь и оставили его наследником всего имения. К этому времени юноша уже достиг совершеннолетия.

Император Галерий Максимиан вызвал к себе Димитрия после смерти его отца и, убедившись в образованности и военно-административных способностях юноши, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Основные обязанности, возложенные на молодого стратега, состояли в обороне города от варваров и истреблении христиан. Поручая ему должность проконсула, император сказал:

— Береги свой родной город и очисти его от христиан, предавая смерти каждого, кто только призовёт имя Распятого.

Приняв назначение, Димитрий возвратился домой и с почестями бы встречен жителями Солуни. Уже давно он скорбел, видя, как многие горожане поклоняются бездушным идолам, и желал утвердить в городе истинную веру. Теперь, по прибытии в Солунь, он стал открыто исповедовать Иисуса Христа, поучать Его заповедям, обращая язычников в истинную веру; словом, он был для солунян вторым апостолом Павлом.

Скоро слух об этом дошел до самого Максимиана. Император сильно разгневался, узнав, что Димитрий – христианин и многих римских подданных, увлеченных его примером, уже обратил в свою веру. Как раз в то самое время император возвращался с Сарматской войны из Причерноморья. Намереваясь расправится с солунскими христианами, он решил вести армию через Фессалоникийскую область.

Ещё до прибытия Максимиана в город Димитрий поручил своему верному слуге по имени Лупп, раздать бедным и нуждающимся все доставшееся ему после смерти родителей: золото, серебро, драгоценные камни, одежды и другое имущество.

— Раздели земное богатство между ними, — прибавил святой, — а мы будем искать себе небесного богатства.

Святой Димитрий стал молиться и поститься, готовясь к мученическому венцу. По прибытии в Солунь император начал проверять, правдивы ли дошедшие до него слухи о Димитрии. Смело выступив перед царём, святой Димитрий объявил себя христианином и стар порицать языческое многобожие. Злой мучитель тотчас приказал заключить в темницу исповедника истинной веры. В темнице святой молился словами пророка Давида: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне!» (Пс. 69, 2). «Ибо Ты — надежда моя, Господи Боже, упование моё от юности моей. На Тебе утверждался я от утробы; Ты извёл меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет. Радуйся уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою» (Пс. 70, 5, 6, 23, 24).

Как в светлом чертоге святой Димитрий сидел в темнице, хваля и прославляя Бога. Дьявол, желая устрашить его, обратился в скорпиона и хотел ужалить святого в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно наступил на скорпиона, произнося слова: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90, 13).

В темнице святой удостоился посещения ангела Божьего; в ярком свете предстал перед ним небесный посланник с прекрасным райским венцом и сказал:

— Мир тебе, страдалец Христов, мужайся и крепись!

Святой Димитрий отвечал:

— Радуюсь о Господе и веселюсь о Боге Спасителе моем!

Явление ангела ободрило святого страдальца; ещё сильнее возжелал он запечатлеть своей кровью исповедание истинной веры Христовой.

Между тем император устроил гладиаторские игры и стал забавляться зрелищами. Был у него один любимый силач, выдающийся борец по имени Лий, родом вандал. Приказав построить для него высокие подмостки, Максимиан с большим удовольствием смотрел, как Лий борется со своими противниками и предаёт их мучительной смерти, низвергая на копья. В числе погибших было много христиан, которых насильно заставляли вступать в бой.

Среди зрителей находился один юноша – христианин, по имени Нестор. Узы духовной дружбы соединяли его со святым Димитрием, его наставником в вере. Нестор с негодованием смотрел на это побоище и пожелал сам сразится с царским борцом. Но прежде нежели вступить в бой, он отправился в темницу к святому Димитрию. Здесь Нестор рассказал ему обо всем содеянном Лием, сообщил о своём желании вступить в борьбу с этим жестоким губителем христиан и просил у святого благословения и молитв. Осенив Нестора крестным знамением, святой Димитрий предсказал:

— Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!

Подойдя к месту зрелища, Нестор во всеуслышание воскликнул:

— Боже Димитрия! Помоги мне в борьбе с моим противником!

Затем, вступив в единоборство с Лием, он по молитва святого угодника одолел свирепого варвара и сбросил его с помоста на острые копья. Гибель Лия сильно опечалила Максимиана; он тотчас приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила Максимиана, весь день и всю ночь он жалел о смерти Лия. Узнав, что святой мученик Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению святого Димитрия, император повелел пронзить святого Димитрия копьями.

Беззаконный мучитель думал: раз Лий был низвергнут рукой Нестора на острия копий, такою же смертью должен умереть и Димитрий, погубивший нашего любимого борца Лия. Но безумный мучитель заблуждался, полагая, что смерть праведника и грешника одинакова, ибо сказано: смерть грешников люта, а кончина святых честна перед очами Господа. (Пс. 33, 22 и Пс. 115, 6).

Лишь только забрезжило утро 26 октября 306 года, в темницу вошли воины; они заставили святого мужа стоящим на молитве и тут же пронзили святого Димитрия копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, предал в руки Создателя свою честную и святую душу.

Ночью христиане тайно взяли тело святого и благоговейно его погребли. На месте блаженной кончины святого великомученика находился его верный слуга Лупп; он снял с пальца святого Димитрия императорский перстень, знак высокого сана, благоговейно взял ризу своего господина, обагрённую его честною кровью, и омочил в ней перстень. От этой ризы и перстня совершилось множество чудес: исцелялись различные болезни и изгонялись злые духи.

Слухи об этих чудесах разнёсся по всей Солуни, и многие больные стали стекаться к Лупу. Этот слух дошел и до Максимиана. Император приказал взять блаженного Луппа и отрубить ему голову. Так святой мученик Лупп последовал за своим господином, святым Димитрием, в обители небесные.

Когда гонения на христиан прекратились, над гробом святого Димитрия был воздвигнут небольшой храм, в котором совершалось много чудес и исцелений от всяких недугов и болезней. Один иллирийский знатный вельможа по имени Леонтий впал в тяжкий, неизлечимый недуг. Слыша о чудесах святого страстотерпца, он с верою обратился к святому великомученику Димитрию. Когда его внесли в храм и положили на том месте, где были погребены мощи святого, он тотчас получил исцеление и стал совершенно здоровым.

В знак благодарности за исцеление Леонтий захотел выстроить в честь святого славного Димитрия Солунского величественный храм. Прежний небольшой храм, был разобран, и когда стали копать ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого.

На это духовное торжество собралось много народа. С великим благоговением святые мощи были взяты с земли, причём множество больных получало исцеление через помазание истекавшим миром. Леонтий радовался не столько о своём исцелении, сколько об открытии святых мощей. Скоро окончил он начатое дело и построил на том месте прекрасный храм во имя святого Димитрия. Здесь, в ковчеге, окованном золотом и серебром, украшенном драгоценными камнями, и были положены честные мощи великомученика. Но заботы Леонтия простирались и далее: он купил села и виноградники и отдал их на содержание служащих при этой церкви.

Когда пришло время Леонтию возвратится на родину, он задумал взять некоторую часть мощей святого, чтобы и в своём городе построить церковь во имя великомученика Димитрия. Но святой, явившись, запретил ему отделять какую бы то ни было часть мощей. Тогда он взял только обагрённую кровью святого плащаницу и, вложив её в золотой ковчег, отправился к себе в Иллирию. Во время путешествия по молитвам святого от плащаницы произошло много чудес. Однажды Леонтию понадобилось переправится через реку Дунай, которая сильно разлилась и грозно бушевала; страх и ужас охватили его, но вдруг перед ним предстал святой Димитрий и сказал:

— Возьми в руки ковчег с плащаницей и без страха переправляйся на другой берег.

Леонтий поступил так, как велел ему святой: и сам он, и бывшие с ним все благополучно переправились. Когда он возвратился к себе на родину, то прежде всего построил прекрасный храм во имя святого великомученика Димитрия. Призывая с верою его имя, Леонтий по молитвам святого творил чудеса. Правитель Иллирии был сильно болен: гной и струпья покрывали все его тело от головы до ног. Обратившись с молитвой к святому Димитрию, Леонтий избавил болящего от тяжкого недуга. Также дивно исцелил он одного кровоточивого, уврачевал беснующегося; много и других чудес совершилось там по молитвам святого. Но особенно много было чудес в Солуни, где почивали мощи великомученика Димитрия.

Однажды в храме, посвящённом святому, произошёл пожар. От сильного огня расплавилась серебряная сень над мощами святого. Архиепископом Солуни в то время был Евсевий, который хотел восстановить серебряную сень. Но у него, былослишком мало серебра. В этом храме находился серебряный трон, оставшийся совершенно неповреждённым во время пожара. Архиепископ решил перелить трон на сень для гроба святого, но пока ещё не сообщал никому о своем намерении. В то же самое время при храме был один благочестивый пресвитер по имени Димитрий. Святой великомученик явился ему и сказал:

— Иди и скажи епископу города: не переливать трон, который находится в моем храме.

Димитрий тотчас же отправился к Евсевию и передал ему указание святого. Архиепископ сначала был поражен словами пресвитера, но потом, полагая, что пресвитер мог узнать о его плане, перестал удивляться и даже сделал выговор этому священнику. По прошествии нескольких дней архиепископ приказал явиться мастерам. И снова к Евсевию пришел пресвитер Димитрий и сказал:

— Святой великомученик опять явился мне грешному в сонном видении и приказал сказать тебе: ради любви к святому не переливай трон.

Архиепископ сурово принял пресвитера, но, однако пока не велел переливать трон. Через некоторое время он в третий раз хотел было отдать трон, но святой Димитрий снова явился пресвитеру и сказал:

— Не унывай, я сам позабочусь о моем храме и городе, предоставьте мне самому попечение о них.

Узнав об этом, архиепископ уже не мог воздержаться от слез и сказал всем окружающим:

— Подождите немного, братья, ибо нам обещал свою помощь сам угодник Божий.

Архиепископ не успел договорить эти слова, как пришел один солунский гражданин, по имени Мина, и принёс с собой 75 фунтов серебра.

— Часто святой Димитрий, — говорил Мина, — избавлял меня от опасностей и даже спасал от смерти. Я уже давно хотел сделать пожертвование в храм моего милостивого покровителя и дивного заступника. Ныне с самого утра какой-то голос побуждал меня:

— Ступай и сделай то, что намеревался давно сделать.

Отдавая серебро, Мина пожелал, чтобы это серебро было истрачено для сени над гробом святого. Затем явились и другие граждане Солуни, которые также принесли серебро. Из пожертвований была сделана прекрасная сень к гробнице великомученика Димитрия.

В царствование императора Маврикия авары потребовали большую дань от жителей Византии, но Маврикий отказался её платить. Тогда авары собрали громадное войско и решили взять Солунь, отличавшуюся своей обширной торговлей и великими богатствами. Император Маврикий прислал в город войско, но свирепствовавшая незадолго перед тем моровая язва сильно уменьшила число солунских жителей, а неприятельское войско было громадно: оно простиралось до ста тысяч человек. Ещё дней за десять до прибытия врага святой Димитрий явился архиепископу Евсевию и предупредил о грозившей опасности. Но солуняне думали, что неприятельское войско приблизится к городу ещё не скоро.

Вдруг, вопреки ожиданию, неприятель показался недалеко от городских стен. Он мог беспрепятственно войти ночью в город, но могущественная десница Всевышнего по молитвам святого Димитрия дивным образом остановила страшных врагов недалеко от города. Враги приняли один из укреплённых монастырей, находившихся вне города, за саму Солунь и простояли там целую ночь. Утром они заметили свою ошибку и устремились на город. При виде огромного вражеского войска отчаяние стало овладевать даже самыми храбрыми горожанами. Сначала казалось, что гибель города неизбежна. Неприятельские отряды прямо пошли на приступ, но тут на городской стене на глазах у всех появился святой Димитрий в виде вооружённого воина. Святой Димитрий поразил копьём и сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, он увлёк за собой других наступавших. Ужас овладел врагами, и они отступили.

Видя покровительство дивного заступника и бегство врага, жители ободрились и стали уповать, что защитник Солуни, святой Димитрий, не оставит своего родного города и не допустит, чтобы он достался врагам. А между тем неприятель опомнился и снова осадил город, придвинул орудия и стал потрясать основания городских стен; тучи стрел и камней, пущенных из метательных орудий, застилали дневной свет — вся надежда оставалась на помощь свыше, и толпы народа наполняли храм святого Димитрия.

В то время в городе был один богобоязненный и весьма добродетельный человек по имени Иллюстрий. Придя ночью к церкви святого великомученика Димитрия, он в церковном притворе горячо молился Богу и Его славному угоднику об избавлении города от врага и вдруг сподобился узреть дивное видение: перед ним предстали два ангела в виде светоносных юношей, похожих на царских телохранителей. Двери храма сами распахнулись перед ними, и они вошли в него. Иллюстрий последовал за ангелами, желая посмотреть, что будет. Войдя в храм, они громогласно спросили:

— Где находится господин, живущий здесь?

Тогда явился третий ангел, похожий на слугу, и ответил им:

— Для чего он нужен вам?

— Господь послал нас к нему.

Указав на гроб святого, третий ангел воскликнул: «Вот он!» — поднял завесу, и оттуда вышел святой Димитрий. Он был таким, как его изображают на иконах; от него исходил яркий свет, подобный солнечному. От страха и ослепительного блеска Иллюстрий не мог смотреть на святого. Пришедшие юноши приветствовали Димитрия.

— Благодать да будет с вами, — ответил святой, — что побудило вас посетить меня?

Они же отвечали ему:

— Владыка послал нас, повелевая тебе оставить город, ибо Он хочет предать город в руки врага.

Услышав это, святой преклонил голову и молчал, проливая горькие слезы. А юноша — слуга сказал пришедшим:

— Если бы я знал, что ваше появление огорчит моего господина, я не сообщил бы ему о вас.

Тогда сам святой сказал:

— Такова ли воля Господа моего Владыки, чтобы город, искупленный честною кровью Христовою, предать в руки врага, который не верует в Него и не чтит Его святого имени?

На это пришедшие отвечали:

— Если бы не хотел этого Владыка наш, то не послал бы Он нас к тебе!

Тогда Димитрий сказал:

— Ступайте, братья, передайте Владыке моему, что раб Его Димитрий говорит так: «Знаю я щедроты Твои, человеколюбивый Владыка Господи; даже беззакония всего мира не могут превзойти милосердия Твоего; ради грешников Ты пролил Свою святую кровь, Ты положил за нас душу Свою; прояви же ныне милость Свою на этом городе и не повелевай мне оставлять его. Ты сам поставил меня стражем этого города; позволь мне подражать Тебе, моему Владыке: дай и мне положить душу свою за жителей этого города, и если им суждено погибнуть, то пусть погибну и я вместе с ними; не погуби же, Господи, города, где все взывают к Твоему святому имени; если люди эти и согрешили, они все-таки не отступили от Тебя; ведь Ты Бог кающихся».

Пришедшие юноши спросили Димитрия:

— Так ли отвечать нам пославшему нас Владыке?

— Да, отвечайте так, — сказал он, — ибо я знаю, что: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается и не во век негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам…» (Пс. 102, 8-10).

Сказав так, святой вошёл в гробницу и священный ковчег затворился, а беседовавшие с ним ангелы стали невидимы. Вот что сподобился узреть Иллюстрий в чудесном и страшном видении. Придя в себя, он упал на землю и стал благодарить святого, вознося ему хвалу за то, что он молил Владыку не предавать жителей города Солуни в руки врагов. Утром Иллюстрий рассказал обо всем виденном согражданам и ободрял их мужественно бороться с неприятелем. Услышав рассказ Иллюстрия, все со слезами просили Господа, чтобы Он ниспослал им милость, и призывали на помощь святого Димитрия.

Хранимый славным угодником Божьим, город остался цел: на седьмой день осады враги отступили от его стен с великим стыдом. Они без всякой видимой причины обратились в беспорядочное бегство, побросав свои палатки и метательные орудия. На следующий день после отступления некоторые из врагов, взятые в плен, рассказали следующее:

— С самого первого дня осады мы видели у вас такое множество защитников, которое значительно превосходило наше войско. Мы решили, что воинство ваше скрывается за стенами города. А вчера оно вдруг устремилось на нас, и мы побежали. Мы также видели огненного сияющего мужа на белом коне в белоснежной одежде во главе вашего войска.

Граждане Солуни поняли, кто обратил врагов в бегство. Так святой Димитрий защитил свой город.

Вскоре после того, как неприятель отступил от Солуни, другое бедствие обрушилось на город. Враги опустошили во время осады все хлебные запасы, так что во всем городе начался великий голод: люди умирали от недостатка пищи. Видя, как его родной город гибнет от голода, святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь, и таким образом избавил от голода свой город15.

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил великолепный храм в Константинополе во имя Софии-Премудрости Божией, он послал в Солунь честных мужей, чтобы они принесли оттуда некоторую часть мощей святого великомученика Димитрия на украшение и освящение вновь воздвигнутого храма. Придя в Солунь, посланные приблизились к священному ковчегу, где почивали мощи великомученика, дабы исполнить царское повеление; вдруг из ковчега вырвался столп пламени, осыпав всех целым снопом искр, и из огня послышался голос:

— Стойте и не осмеливайтесь прикасаться ко мне.

Все присутствовавшие при этом упали на землю, объятые страхом; затем посланные, взяв лишь немного земли у того места, где находились мощи, возвратились к царю и рассказали ему обо всем случившемся с ними. Все слушавшие их рассказ были поражены. Половину взятой земли посланные передали царю, а остальную часть положили в церковную сосудохранительницу.

Не позволял святой Димитрий расхищать пожертвования, сделанные его храму. Одной из обязанностей юноши Онисифора было зажигать свечи и оправлять лампады в церкви святого Димитрия. По наущению дьявола юноша стал красть свечи и тайно продавать их, а деньги, вырученные от продажи, присваивал себе. Святой Димитрий не потерпел такого святотатства в храме: он явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением стал обличать его:

— Брат Онисифор, мне неприятно, что ты крадёшь свечи; этим ты обижаешь тех, кто жертвует их; не менее ты вредишь и самому себе; вспомни, что людей, поступающих подобно тебе, ждёт осуждение; оставь это злое дело и покайся.

Онисифор, проснувшись, почувствовал стыд и страх, но спустя некоторое время он забыл повеление святого и стал, как и раньше, красть свечи — наказание скоро постигло его. Однажды некий благочестивый человек, встав рано утром, пришел в церковь святого Димитрия и принёс несколько больших свечей. Он зажёг их, поставил у гроба великомученика и, помолившись, ушёл из храма. Подойдя к свечам, Онисифор протянул свою руку, чтобы взять их, как вдруг из гроба раздался голос святого:

— Опять ты делаешь это!

Поражённый, как громом, голосом святого Онисифор тотчас рухнул на землю и лежал, как мертвец, до тех пор, пока не пришел один из клириков. Он поднял юношу, объятого страхом. Как только Онисифор пришел в себя, он рассказал всем о своей греховной страсти, о явлении ему во сне святого и о повторном обличении Димитрия. И тогда великий трепет объял всех, слышавших этот рассказ.

Известно также множество случаев помощи святого великомученика Димитрия по освобождению от уз плена у неверных. Так один епископ был взят в плен варварами и закован в цепи. Святой явился ему, освободил от оков, и епископ, хранимый святым, благополучно прибыл в Солунь. В другой раз варвары забрали в плен много жителей города. Между пленниками находились две прекрасные девицы; они умели искусно вышивать на пяльцах и изображать на ткани разные цветы, деревья, птиц, зверей и человеческие лица. Варвары увели их в свою землю и отдали в дар князю. Узнав о высочайшем мастерстве девиц, князь сказал им:

— Мне известно, что в вашей земле есть великий бог Димитрий, который творит дивные чудеса; вышейте на полотне его изображение, и я поклонюсь ему.

Девицы отвечали:

— Нет, князь, Димитрий не Бог, а только великий слуга Божий. Твоего требования мы не исполним, ибо знаем, что ты хочешь не поклониться святому, а надругаться над его изображением.

— В моей власти, — отвечал им князь, — ваша жизнь и смерть, выбирайте: сделайте то, что я требую от вас, тогда будете живы, а если не исполните моего приказания, вас немедленно казнят.

Боясь погибнуть, пленницы стали вышивать изображение святого Димитрия. В ночь на 26 октября, перед самым днём празднования памяти святого, девицы окончили работу и начали плакать, склонившись над вышитым ими образом:

— Не прогневайся на нас, мученик Христов, — говорили они. — Князь варваров хочет посмеяться над твоим изображением; призываем тебя в свидетели: мы не хотели вышивать твоего образа для него, нас заставили сделать это под угрозой смерти.

Плача так над образом святого, они заснули. Во время их сна святой Димитрий, как некогда ангел Аввакума, перенёс девиц вместе с вышитым ими образом в Солунь на свой праздник во время всенощного бдения и поставил их в храме у своих мощей. Присутствовавшие на службе в церкви возрадовались чудесному возвращению из плена девиц.

Пробудившись, девицы долго не могли прийти в себя от удивления и думали, что все происходит с ними во сне. Наконец они убедились, что действительно находятся в Солуни, видят пред собою гробницу святого в его храме, где присутствует множество молящегося народа. Тогда во всеуслышание они стали благодарить своего заступника, святого Димитрия и рассказали о всем случившемся с ними. Жители Солуни, обрадованные таким дивным чудом, с великим ликованием праздновали день памяти святого Димитрия, а вышитый образ поставили над алтарём, и много чудес совершалось от него во славу Бога, Единого в Троице.

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем отечестве. По предуказанию Божьему в самых древних русских летописях имя святого великомученика Димитрия упомянуто прежде, чем имена других святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побеждённые великим князем Олегом под Константинополем в 907 г., приписывали своё поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым собственным сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому». Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Сербы и болгары с древнейших времён чтят великомученика Димитрия как патрона славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстаёт русским по происхождению.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, мира или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или мира от святого великомученика Димитрия.

В начале 70-х годов XI столетия основан Димитриевский монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Димитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80 годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор с приделом святого великомученика Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным великим князем Дмитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.

В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам патриарх в присутствии государя. Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьём и мечом в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родного города:

— Господи, не погуби град и людей. Если град спасёшь и людей – с ними и я спасён буду, если погубишь — с ними и я погибну.

Об особом почитании на Руси святого великомученика Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской был ревностным почитателем святого великомученика Димитрия. После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Дмитрия Донского.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного Сергия Радонежского чудотворца русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание земли русской, за что Богу нашему, дивному во святых Своих, слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Солунь — славянское название города Фессалоники, ныне именуемого Салоники.

Император Гай Аврелий Галерий Диоклитиан занял престол в 284 г. и оставил его в 305 г.

Император Максимиан II Галерий — зять и соправитель императора Диоклетиана в восточной половине Римской империи и затем его преемник с 305 г.

Сарматами назывались племена, населявшие юг России, отчасти Германию и Австрию.

Вандалы — народ германского происхождения, живший главным образом по берегам Балтийского моря.

Мученическая кончина святого Нестора Солунского последовала в 300 г. День его памяти 27 октября по церковному календарю или 9 ноября по новому стилю.

Мученическая кончина святого Димитрия Солунского последовала в 306 г. День его памяти 26 октября по церковному календарю, или 9 ноября по новому стилю.

Мученическая кончина святого Лупа последовала в 306 г. День его памяти соединён с днём памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

Леонтий занимал видную должность в Иллирии, которой принадлежала в те времена Солунь.

Одним из самых дивных чудотворений, которым Бог благоволил прославить Своего великого угодника, было истечение мира от его честных мощей. Это истечение – знамение благодати Божьей. Целый ряд писателей и историков свидетельствуют об этом непостижимом явлении. Приведём свидетельство Дмитрия Хризолога писателя, жившего во второй половине XIVвека: «Оно (то есть миро) по свойству своему не вода, но гуще её и не походит ни на одно из тел на земле не из жидких, не из твердых и ни на одно из приготовленных искусственно… оно удивительнее всех благовоний, не только приготовленных искусственно, но и по естеству созданных Богом.» Много исцелений произошло через помазание этим миром; даже народы, не верующие во Христа, дорожили этим дивным истечением. Так при разорении Солуни турками в 1429 г. наиболее благоразумные из врагов намеревались взять с собой некоторое количество мира, о целебной силе которого они там много слышали. Святая церковь, именуя святого Димитрия Мироточивым, так восхваляет святого подвижника: «Мира благовонна и честна, Димитрие, отверзенный источниче… твоего проливаются мира источницы приснотекущие…» (Канон, глас 8).

Честные и многоцелебные мощи святого великомученика Димитрия и ныне там почивают.

Иллирия, восточная часть побережья Адриатического моря, первоначально названная по населявшему её индогерманскому народу — иллирийцам, которые в 35 г. до Рождества Христова были совершенно побеждены римлянами, и страна под именем Иллирии сделалась римской провинцией.

Император Маврикий царствовал с 582 до 602 гг.

Авары жили на Дону у Каспийского моря.

Это чудо произошло в 547 г.

Император Юстиниан II царствовал с 527 до 565 гг.

Святой равноапостольный Константин в 326г. построил первый в Константинополе храм, посвящённый «Премудрости Божьей», два раза сгоревший при его преемниках. Император Юстиниан поручил постройку нового храма знаменитым архитекторам Анфимию из Траллеса и Исидору Милетскому. Это величественное здание сохранилось и поныне.

Славянское происхождение святого Димитрия Солунского обосновывается в статье «Святой великомученик Димитрий и солунские славяне» епископа Филарета в журнале «Чтения общества истории и древностей российских» за 1848 г., №6.

Ныне эта чудотворная икона находится в Третьяковской галерее. Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублёвым.

Одним из самых любимых святых образов в христианстве считается божественное изображение Великомученика. Его приговорили к казни сразу как только он прилюдно сказал, что исповедует православную веру. В нашей статье вы можете ознакомиться с кратким житием Мученика, а еще узнать какую роль в христианстве играет икона Святого, и в каких случаях перед ней просят помощи. Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Выподпишитесь на нашу группу вконтакте, там Вы найдете еще больше молитв, икони прочей интересной информации, вот адрес ссылка — православная группа! Также рады напомнить, что на страницахнашего православногомагазина Вы можете найти все возможные православные товары!

Житие Святого Дмитрия

Божий Угодник появился на свет в солнечной Греции в маленьком городке Солуни, в годы правления язычников – богоборцев Диоклетиана и Максимиана.
Отец и мать его в течении долгого времени не могли зачать ребенка. Его родители были скрытыми сторонниками православия, и они непрерывно читали молитвы перед образом Всевышнего о послании им ребенка. Всевышний внял их мольбам и мать вскоре забеременела. Когда мальчик немного повзрослел, его мать и отец под покровом ночи привели в дом святого отца, чтобы провести обряд крещения.
В течении всего своего мирского жития родители учили своего сына христианству. Отец мальчика работал в промагистром. Когда он достиг совершеннолетия его отец скончался. Правитель Греции Максимиан издал указ, назначающий Дмитрия предводителем карателей православных верующих. По ходу своей деятельности Святой обязан был обеспечивать защиту Фессалонийского региона и истреблять христианских верующих. Но на самом деле Подвижник стал обращать язычников в православие.
Когда все это дошло до Максимиана, он приказал бросить его в темницу. Но пребывая в заточении Великомученик не отказался от своей приверженности к христианству, а вместо этого стал еще яростнее восхвалять Иисуса Христа. В годы правления императора Максимиана были распространены такие развлечения: как цирк и гладиаторские бои. Но во время одного поединка погибает любимый гладиатор императора, и Максимиан приходит в ярость, и отдает приказ убить победителя.
Но и это не удовлетворило императора, и он приказывает казнить Дмитрия. На рассвете двадцать шестого октября в 306 году солдаты пришли за заключенным дабы отвести Великомученика на казнь. Но зайдя в камеру застали Святого молящим Господу, и тогда воины немедленно его закололи.
Тело его выбросили на поедания зверям, но его сторонники забрали тело и схоронили. После чего слуга Святого Лупп забрал окровавленную одежду и кольцо и дарил исцеления от болезней всем немощным, за такую деятельность его также казнили.
Спустя тридцать два года после смерти Дмитрия над его местом погребения был возведен собор, в котором многие верующие обретали избавления от всех страданий. Через некоторое время нашли и святые останки Великомученика. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что купить икону Дмитрия Солунского легко и недорого у нас в каталоге икон!

Значение иконы

Этот святой образ считается сильнейшим талисманом всех, кто имеет отношение к военному делу. Фигура Великомученика Солунского играла огромную роль в становлении христианства в Киевской Руси наравне со святым образом Дмитрия Донского. Эти две святыне считаются атрибутом мужественности и смелости. В летописях сохранилось упоминание о том, что при совершении Литургии перед ликом Праведника в храме был и царь.
После Куликовского сражения в честь всех бойцов, сложивших голову в этой битве с целью проведения совместной панихиды установили Дмитриевскую родительскую субботу. С того дня и стали восхвалять лик Великомученика в родительскую субботу и двадцать шестого октября, когда произошло обретение останков Святого. В первый раз такую службу провели двадцатого октября в конце тринадцатого века.

В чем помогает икона Дмитрия Солунского

В современном мире части останков Святого Дмитрия хранятся во многих государств мира, так одна шестая часть мощей хранится в храмах Рима. Возле останков и перед образами Великомученика обычно просят об:
• избавлении от глазных болезней,
• избавлении от страшных недугов,
• отваги,
• выдержке,
• храбрости.

Молитва Дмитрию Солунскому текст читать онлайн

Святой и преславный великомученик Господний Димитрий, быстрый помощник и милосердный защитник с надежной к тебе обращаемся! Представ со смелостью перед Небесным Владыкой, умоли Его даровать прощение грехов наших и об избавлении от лукавых соблазнов, трусости, воды, пожара, войны и вечных страданий. Умоли Небесное Сиятельство, ниспослать благ на город этот, на этот монастырь и любую державу православную.
«Умоли Господа Нашего даровать победу православных христиан над врагами, всякой стране христианской лад, спокойствие, непоколебимую веру и преуспеяние в праведности; нам же, восхваляющим святое имя твое, попроси благословение на совершении дел благих и праведных, Спасителю нашему Иисусу Христу делами на земле совершаемые, удостоимся мольбами твоими наследовать Царствие Господнее для вечного восхваления Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»


Разновидности икон Святого и их описание
Самой любимой иконой христиан является образ, на котором Великомученик Солунский запечатлен в седле. Данный образ изображает чудесное деяние, которое описывается в сказании Дмитрия Донского. Согласно преданию, в начале двенадцатого столетия войско, возглавляемое императором Калояном пытались захватить город Солунь. Но Праведник появился в лагере захватчиков и казнил царя:
• На образе он закалывает захватчика, и он уходит под землю.
• На воротах града изображаются воины и обычные люди, держащие в руках лик Подвижника
• В небе появляется небесный посланник Господа, который возлагает на голову Праведника венец.
• А слева с Небес Господь дарует свое благословение святому защитнику.
Еще одной довольно известной иконой считается лик Святого двенадцатого века, в наше время эта святыня хранится в Третьяковской галерее. Считается, что данный лик был написан в двенадцатом веке и хранился во граде Дмитрове в храме, но после окончании революции икону забрали и отдали в музей. В начале двадцатых годов иконописцы соскребли верхнее изображение, написанное поверх древнего. Иконописцы увидели лик, на котором Великомученик сидит на троне на голове корона, держащий в руках меч. Несомненно, в Небесном Царствии нет необходимости в защите, это атрибут того, что при мирском житие он был вооружен Святым Словом. Считается что это символ отваги и храбрости.
Народный защитник
Принято считать, что лик Великомученика исцеляет тех, кто мучается недугами главы и очей. Кроме того, Угодник является защитником военных. Останки Великомученика при нахождении излили большое количества ароматного масла, именно поэтому его назвали мироточивым. Христиане применяют благоуханное масло для избавления от всех хворей. В Киевской Руси Праведник пользовался таким почитание, что его считали русским по рождению. Даже царские вельможи очень часто нарекали своих сыновей честь Святого Воина, наверное, этим и объясняется распространённость его имени, которая сохранилась и в наши дни.