Дьенеша логические блоки

Логические блоки ДьенешаЛогические блоки Дьенеша – название не всем знакомое. В последнее время появилось столько всевозможных развивающих методик, что родители порой не успевают уследить за всеми новшествами. Блоки Дьенеша – волшебным образом вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры для маленьких математиков. Так в чём же их привлекательность и польза?

Нам поможет небольшой экскурс в историю. Золтан Дьенеш — известный венгерский педагог и математик, придерживался мнения, что лучший способ учиться – не сидя чинно за партой, а свободно развиваясь в игре. При этом Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети могут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Он-то и придумал теорию «новой математики» и логические блоки.

Научиться понимать язык абстрактных символов Дьенеш считал одной из сложнейших задач, она решается только на заключительной стадии формирования математического мышления. Это неоспоримый факт. Посмотрите на первоклассника, который пытается разрешить задачку при помощи проб на практике и на абитуриента, который с легкостью оперирует абстрактными знаками и символами. Но не стоит считать, что математическое мышление пригодится вашему ребенку только на уроках математики, а затем алгебры в школе, в житейском плане умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – важнейшее условия успеха в профессиональной и личностной сфере.

Так что же из себя представляют эти знаменитые логические блоки Дьенеша? Какую пользу принесёт ребенка игра с ними? Развивающая игра Блоки Дьенеша рассчитана на широкую возрастную аудиторию, начинать осваивать игру могут малыши 2-3 лет и продолжать совершенствоваться вплоть до перехода в среднюю школу (9-10 лет).

Главная задача и цель игрушки – сформировать у ребенка умение выполнять простейшие логические операции. А ведь именно это умение и является базовым для дальнейшего изучения математических дисциплин. Играя с логическими блоками малыш постепенно научится делить объекты на группы в зависимости от их свойств, сравнивать, находить различия и обобщать, строить простейшие классификации и т.п. При помощи блоков ребенку будет проще познакомиться с различными признаками предметов (размером, цветом, формой). Игрушка способствует развитию пространственного воображения и логического мышления, речи, дает навыки моделирования и конструирования, вырабатывает у малыша самостоятельность и способность действовать произвольно.

Естественно, что возраст игроков будет вносить коррективы в занятия с блоками, но уникальность методики венгерского педагога в том, что с его пособием можно легко составлять задания и придумывать игры для математиков разных возрастов, опираясь на тот уровень информации, который будет понятен ребёнку на том или ином этапе.

Таким образом, логические блоки Дьенеша станут верным другом Вашего малыша на много лет, и будут «расти» вместе с ним.

В состав игрового набора входит 48 элементов разных цветов (синие, желтые, красные), форм (прямоугольные, круглые, квадратные и треугольные детали), размеров (большие и маленькие) и толщины (тонкие и толстые).

Каждая фигура при всей общей похожести абсолютно уникальна, благодаря особому соотношению этих четырех признаков. При игре с логическими блоками часто используют карточки с символическим изображением – 11 карточек, подтверждающих наличие у предмета того или иного свойства (например, красный), и еще 11 карточек указывающих на отрицание того или иного свойства (например, не – квадратный).

Как начинать игру в логические блоки?
И как правильно выбрать уровень сложности задания для двулетнего карапуза, четырехлетнего непоседы или серьезного первоклассника?

Двигаясь от простых заданий к более сложным, получим следующий нарастающий ряд дидактических задач:

  • учимся видеть различные свойства предметов;
  • по выявленным свойствам сравниваем различные предметы;
  • после того как логическая операция сравнения освоена, переходим к обобщениям и классификациям разного рода;
  • знакомимся с языком символов, осваиваем принципы работы простейших логически операций.

Варианты занятий и игр с Блоками Дьенеша.

Блоки Дьешена для самых маленьких Можно строго соответствовать этому плану и малышам давать задания только первой категории, а деткам постарше – последней. Но практика показывает, что наибольший успех приносят личностно-ориентированные задания и игры. Присмотритесь, что именно интереснее всего ребенку на данном этапе развития. Не торопитесь, добиваясь от ребенка немедленного и резкого прогресса, повторяйте более простые игры пока Вы вместе с растущим логиком успешно не выполните все поставленные в игровом задании цели – к примеру, научитесь безошибочно разделять блоки набора по определенным признакам. Для малышей 2-4 лет задачи можно слегка приукрасить «сказочными» мотивами, предложите ему не просто разобрать элементы по цветам, а собрать цветочки или грибочки в разные корзинки. Если Вы строите цепочку, пусть это будет мостик через речку или овраг.

Знакомство со свойствами.

  1. Каждый элемент блоков имеет в коробке свое место. Поэтому для самых маленьких исследователей набор выполняет функцию вкладышей. Предложите карапузу сложить каждый блок в свой домик, для него это станет интересным и занимательным заданием.
  2. «Отыщи не глядя». Перемешаем разные элементы логических блоков и сложим их в мешочек. А теперь попросим малыша засунуть туда ручку и на ощупь, не подглядывая найти блок заказываемой формы.
  3. «Сортировка по признаку». Все блоки складываем в общую кучку, а потом просим малыша достать оттуда все предметы красного цвета, затем все квадраты и так далее.
  4. «Отыщи такой же». Показываем ребёнку блок, а затем даем задание найти такой же (параметры могут быть любые на Ваш выбор от цвета до толщины). Такой же предмет малыш отыскивает легко и уверенно, тогда попросите его найти – совсем не такой. Можно усложнить задание и искать «такие же предметы» не по одному, а по некоей совокупности признаков (например, блок такой же толщины и цвета). К примеру, попросить найти все тонкие блоки красного цвета.
    По мере совершенствования логического аппарата усложняем критерии поиска: пусть ребенок отыщет в наборе блоки, похожие по двум параметрам, но и отличающиеся от исходного по одному из свойств. То есть, к примеру, теперь он не просто выберет все тонкие детали красного цвета, а обратит внимание на и отличия по размеру.
  5. «Найди лишнего». Предварительно отбираем несколько блоков и раскладываем их перед ребенком. В ряду элементов должен был затеряться один лишний. Он может отличаться от всех остальных цветом или формой. Пусть малыш догадается, какой именно блок должен отправиться в коробку и не забудьте уточнить почему.

Сравнение по свойствам

  1. Эта игра особенно понравится маленьким принцессам. Представьте, что блоки Дьенеша – это кукольное угощение, а теперь предложим ребятам правильно разделить лакомства среди игрушек. Плюшевому зайчику должна достаться морковка (договоримся, что это будут все блоки красного цвета), а медвежонок ждёт сладости из меда (пускай это будут все желтые элементы). Теперь складываем все элементы набора в кучу и начинаем выбирать нужные. Раскладывать по цветам получается хорошо, можем поработать с формами.
    Можно взять не 2, а 4 игрушки, пусть они будут отличаться друг от друга размерами, например – медведь и медвежонок, заяц и зайчонок. Тогда задача малыша усложняется: для медведя нужно будет выбрать все большие «бочонки с медом», а мишутке наоборот подойдут маленькие. После того как угощения разложены, проверяем корзинки и проговариваем различия в свойствах элементов, спрашиваем: какие фигуры достались медведю-папе, а какие зайчишке-сынишке?
  2. «Кто быстрей?» Можно придать игре с блоками дух соревнования. Предложите малышу посоревноваться с командой родителей: кто за заранее обговоренное время соберет больше кружков или синих деталей. Можно выбрать для каждого из игроков свой признак и выявить, кто первый закончит выбирать из общей кучи элементы «своей» формы или цвета. Задание можно усложнить, если помимо соответствие одному из признаков элементы придется проверять еще и на исключение другого (допустим, нужно собрать все желтые блоки, кроме круглых).
  3. «Цепочки». В этой игре малышу предстоит выложить определенную последовательность из фигур, объединенных одним признаком. Сначала можем построить цепочку из различных элементов красного цвета, потом собираем вместе все детали одного размера. Затем строительными кирпичиками могут стать блоки одинакового цвета, но разной толщины.
    Можно усложнить задачу – зададим условие: в цепочке все элементы, соседствующие между собой, должны обладать одним общим признаком. Если строительство цепочки началось с красного квадрата, то следующий элемент должен быть либо неквадратный элемент красного цвета, либо квадрат, но не красный. Решили положить квадрат. Выбрали синий квадрат. Следующим звеном может стать синий круг и т.п.
    Можно несколько модифицировать условия игры и попросить, чтобы каждое следующее звено цепочки совершенно отличалось от предыдущего по всем 4 признакам.
    Если Ваш малыш любит головоломки, можно предложить ему цепочку с известным началом и концом и пропущенной серединкой. Это задание будет интересным, если начальный и конечный элемент будут совершенно не похожи друг на друга. К примеру, в начале ставим толстый красный прямоугольник, а в конце – тонкий желтый круг. Теперь, изменяя с каждой новой деталью последовательности одно из свойств, малыш должен восстановить разрушенную цепочку.
  4. «Не-свойство». Выбираем элемент из набора и даем задание описать его свойства. Хитрость в том, что описывать можно только при помощи частицы «не». Предположим, что Ваш выбор пал на толстый синий треугольник. Тогда малыш опишет его следующим образом – это не-жёлтый, не-тонкий, не-маленький не-квадрат. Можно дополнить это задание, попросив найти другие подобные не-блоки – все не-желтые или не-квадратные элементы.
  5. «Угадай». Выбираем водящего (лучше, если в начале это будет взрослый). Он незаметно для другого игрока прячет какой-либо из блоков в непрозрачный мешочек. Задавая наводящие вопросы, ребенок должен догадаться, что именно спрятано в мешке. Вопросы должны строиться так, чтобы Вы могли ответить на них «да» или «нет». Эта фигура красная? Это треугольник? и т.д. После того как фигура угадано меняемся ролями.

Классификация

Логические блоки Дьенеша для малышей Когда простейшие логические операции освоены, можно переходить к классификациям и более сложным логическим задачам. Выбрав произвольное количество блоков Дьенеша, задаем ребенку вопрос: в этой куче больше элементов красного цвета или треугольников? Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, малышу придется найти все имеющиеся в стопке треугольники, затем детали красного цвета, посчитать их и сравнить результаты. Это игровое задание учит малыша делить предметы на классы сравнивать.

  1. «Игра с областями». Берем 2-3 веревки и выкладываем из них на полу непересекающиеся друг с другом окружности, можно нарисовать фигуры на бумаге. Внутрь первого предлагаем сложить все элементы синего цвета, во второй – желтого, а в третий красного. Проговариваем разницу между понятиями «внутри» и «снаружи».
    Усложняем задание. Теперь рабочей поверхностью станет только одна из окружностей. Предлагаем малышу все треугольники сложить в круг, а квадраты расположить за его пределами.
    После этого можно попробовать выложить или нарисовать 2 пересекающиеся окружности. Будем выбирать 3 вида разных блоков. Все красные элементы предлагаем расположить в правом кругу, все квадраты – в левом. А в области пересечения кругов собираем все красные квадратные детали. Все остальные блоки можно предложить расположить за пределами окружности (не-красные и не-квадратные). При кажущейся простоте, это задание очень важно для формирования навыка деления множества предметов на различные классы.Если Ваш малыш пока не готов самостоятельно справиться с заданием, попробуйте пойти наоборот. Выполните все условия задачи сами, а ребенка попросите рассказать, где и какие блоки лежат. Когда Вы увидите, что механизм раскладывания стал для него более понятным, вернитесь к описанным выше заданиям.
  2. «Чертеж». Чтобы сыграть в эту игру Вам понадобятся карточки «свойств»\ «не-свойств» предметов. Заранее подготовим чертежи домика или дворца, где каждому «архитектурному» элементу будет соответствовать определенное свойство, обозначаемое карточкой. Начнем с фундамента – это будут не-красные прямоугольники, сверху устанавливаем не-треугольные, не-синие блоки, затем не-тонкие и не-круглые красные, и, наконец, крыша из не-синих треугольны элементов. Задача малыша — по этому чертежу (при необходимости добавляйте устные пояснения) построить задуманный Вами дворец. Можно усложнить эту задачу: нарисуйте чертежи друг для друга, а потом посоревнуйтесь, кто быстрее, а кроме этого и правильно построит замок по проекту.

Игр и самых разнообразных заданий с логическими блоками Дьенеша существует очень много. Да и сами родители без труда могут придумывать новые варианты по аналогии. Эти волшебные кубики и треугольники научат Вашего малыша конструировать и моделировать, разовьют его воображение и память, будут способствовать обогащению речи, познакомят с принципами решения задач на логику. В какой-то момент вы всё же почувствовали, что стандартного набора блоков Вам и Вашему ребенку уже не хватает? Тогда обратите внимание на разнообразные дополнительные материалы и пособия, специально разработанные для успешной и продуктивной развивающей игры с блоками. Чаще всего они направлены на выработку отдельных навыков и умений у ребят разных возрастов. Приятных Вам занятий!

Купить Блоки Дьенеша>>

блоки дьенеша

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
  • Развития творческих способностей.

Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания.

Набор «Давайте вместе поиграем» содержит:

  • 9 комплектов логических фигур, плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей)
  • 2 комплекта карточек с символами свойств
  • 1 комплект логических кубиков.

Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с блоками Дьенеша. В описании раскрыты возможности использования их не только как дополнительного материала к блокам Дьенеша, но и для самостоятельных игр, а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми. Кроме этого в комплект «Давайте вместе поиграем» входят иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами (Для игр с подгруппой детей желательно иметь 2 комплекта блоков Дьенеша). Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша. Рекомендуемая последовательность использования игр в педагогическом процессе:

Игры для младшего дошкольного возраста (3-5 лет): Логические фигуры, Угощение для медвежат, Художники, Магазин

Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет): Логические кубики, Украсим елку бусами, Архитекторы (детская площадка), Карточки — символы свойств, Логический поезд, Мозаика цифр.

Логические фигуры

Описание материала: В наборе «Давайте вместе поиграем» 9 комплектов логических фигур для работы с подгруппой детей. В каждом комплекте 24 фигуры ( 6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, 6 кругов), отличающихся цветом (красный, синий, желтый) и размером (большой, маленький). Логические фигуры представляют собой плоский вариант блоков Дьенеша.

Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при:

  • ознакомлении детей с эталонами форм
  • обучении действиям с эталонами
  • развитии восприятия, памяти, внимания, воображения
  • развитии способности к логическим операциям и т. д.

Работу с комплектом можно начинать с раннего возраста, начиная с ознакомления с одним, двумя, а затем тремя свойствами.

Материал «Логические фигуры» можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Приводим описание игры «Сколько?» (идея Метлиной Л. С.)

Материал: логические фигуры.

Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.

Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько…». За каждый правильный вопрос — фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

Пособия к блокам Дьенеша

Карточки с символами свойств.

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире «мемори».

Игра «найди пару»

Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт.

Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.

Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.

Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные — показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки… и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

Пособия к блокам Дьенеша

Логические кубики

Материал: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3-8)

Педагогические возможности материала: Логические кубики, как и карточки — символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков — возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

Варианты игр с логическими кубиками и блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша — прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком блюдом для пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр. Пусть, например, мы решили поиграть в «Садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории… Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

Угощение для медвежат.

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры:

  • развитие умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам
  • понимание слов: «разные», «одинаковые»
  • подведение к пониманию отрицания свойств.

Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата — сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры — отличие печенья по двум признакам — цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случаеиспользуются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

2 вариант с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.

  • Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх
  • Ребенок вынимает из стопки любую карточку
  • Находит «печенье» с таким же свойством
  • Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством
  • Угощает мишку
  • «Записывает», как угощал мишку. Ребенок выбрал. Например: выбрана карточка «большой» ребёнок выбрал логическую фигуру: большой, красный треугольник; второе печенье: маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.
  • В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша
  • В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых
  • В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

Художники.

Материал: «Эскизы картин» — листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.

Цель игры:

  • развитие умения анализировать форму предметов
  • развитие умения сравнивать по их свойствам
  • развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).

Описание игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) — выбирается тонкий блок, если деталь окрашена — толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Пособия к блокам Дьенеша

Магазин.

Материал: Товар (карточки с изображением предметов ), Логические фигуры.

Цель игры:

  • развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
  • развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор

Описание игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Украсим елку бусами.

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Цель:

  • развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
  • умение «читать схему»
  • закрепление навыков порядкового счета

Описание игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленькийжелтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Архитекторы (детская площадка)

Материал: Алгоритмы №№ 1, 2, Блоки Дьенеша

Описание игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки; выбрать необходимый строительный материал; построить объекты детской площадки. Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал»? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.

Пособия к блокам Дьенеша

Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово «начало» подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме). В ромбе вопрос: «красный наш блок?» — Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: «круглый наш блок?» — Нет и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве. Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос «красный?» Отвечаем «да» и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос»красный?» Отвечаем «нет» и двигаемся вправо. На вопрос «круглый?» Отвечаем «да» и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким.

Таким образом весь наш строительный материал будет, т. е. некрасным и некруглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты. Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2. (Идея игр принадлежит О.Финкельштейну).

Логический поезд.

Пособия к блокам Дьенеша

Материал:

  • Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).
  • На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.
  • 4 вагона
  • Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами
  • Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.

Цель игры:

  • развитие способности к логическим действиям и операциям
  • умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке
  • умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке
  • умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами

Описание игры:

Пособия к блокам Дьенеша

В игре может участвовать вся подгруппа детей 9-12 человек. Педагог, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

Последовательность действий.

  • Распределение команд по поездам. Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, находит число, обозначенное * — это 3 , значит его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)
  • Перевозка груза Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне( от головы поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета — наш груз маленький синий прямоугольник.
  • Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания.
  • Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.
  • Один из вариантов дальнейшего развития игры: выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т. д.) Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид, шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 1 — 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).

Мозаика цифр.

Материал:

  • 48 карточек с изображением символов и примеров.
  • 12 числовых карточек.
  • Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина)
  • 15 предметных карточек
  • Блоки Дьенеша

Цель игры:

Пособия к блокам Дьенеша

  • Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке
  • Умение выбирать блоки по заданным свойствам
  • Закрепление навыков вычислительной деятельности.

Описание игры: Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4), следовательно блок он должен взять красный, круглый, маленький, тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.

Купить Блоки Дьенеша>>

Авторы:

Авторы: Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б

Источник: 2X5= домашняя страничка Юлы

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Интересные факты

— Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш.

— Блоки Дьенеша развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение.

— Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму)

— Занятия с блоками можно проводить как произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам.

Отзыв родителей

1. Логические блоки Дьенеша — мощное оружие в борьбе с детским ничегоНЕделанием и ничегоНЕхотением! 48 пластмассовых деталек, отличающихся по 4 признакам (цвет, форма, толщина, величина). Развивает в детской головке всё, что можно развить. Рекомендуем всем.

2. Если у вас есть желание заниматься со своим ребенком, развивая в нем логическое мышление, умение обосновывать свой выбор, то смело рекомендую вам это учебно-игровое пособие.

Но учтите, для его освоения и вам самим придется немного «попотеть», да к тому же соблюдать систематичность и последовательность, что при нынешних условиях катастрофической нехватки времени может оказаться вполне проблематичным.

Как вариант — можете приобрести подобные блоки для занятий математикой в детском саду. Как правило, многие воспитатели неплохо владеют данной методикой.

3. Вполне неплохое для обучения деток логике и мышлению. Причем стоит набор очень недорого.

Полезный совет

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

  • попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

  • попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Игры с блоками Дьенеша можно предлагать детям в следующей последовательности:

  • конструирование и моделирование;

  • изучение цвета;

  • изучение форм;

  • изучение свойств;

  • сравнение, классификация и обобщение;

  • работа с карточками свойств;

  • выполнение логических заданий и построение алгоритмов.

Всё это производится в игровой форме, непринуждённо и с интересом!

Для уточнения подробностей и заказа обращайтесь в группу ВК https://vk.com/clubuchsnab или по телефонам 8(3012) 455-212, 455-774.

Купить блоки Дьенеша>>

Блоки ДьенешаЛогические блоки Дьенеша – что это такое? Еще одна популярная на сегодня «развивалка»? Простой конструктор, по неведомым причинам столь популярный среди родителей, интересующихся ранним развитием?

«Волшебная» игра для юных математиков? Пожалуй, всего понемножку.

Золтан Дьенеш, изобретатель логических блоков – венгерский математик и педагог, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами.

Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык – одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления. Что же, с этим не поспоришь! Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями. (Да и в обычной жизни умение видеть взаимосвязи и причинно-следственные цепочки между предметами, объектами, событиями, умение мыслить системно – один из залогов успеха. Так что развитие у ребенка логического мышления полезно не только для школы, но и для «большой» жизни)

Что же такое знаменитые логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим деткам? Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет.

Основная цель и задача — помочь детям научиться выполнять логические операции ( то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики!) – разбивать объекты по свойством, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.

Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность!

Разумеется, что на каждом возрастном этапе — свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить.

Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.

Набор состоит из 48 логических блоков разных:

  • цветов ( красные, желтые синие)
  • форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)
  • размеров (большие и маленькие)
  • толщиной (толстые и тонкие)

В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.

При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки — с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств (желтый) и 11 – с отрицанием свойств ( не-круглый)

С чего же начать?

Чему можно и нужно учить двухлеток, что будет интересно детям 4-х или 6-летнего возраста?

Формально можно разделить цели на последовательную цепочку:

  • сначала учим детей выявлять свойства
  • затем сравнивать предметы по найденным свойствам
  • переходим к классификации, обобщению
  • осваиваем логические операции и язык символов.

Варианты занятий и игр с Блоками Дьенеша.

Как играть?

Теоретически самые простые, первые варианты подходят для самых маленьких, и последние – для детей старше. Практически не обязательно привязываться к возрасту. Лучше ориентироваться на то, что может и хочет именно ваш ребенок. Важно не заставлять его решать задачи «высокого» уровня сразу и снова и снова играть в более легкие и простые игры, пока вы совместно не добьетесь заданной цели – например, познакомиться со свойствами предметов или научиться разделять блоки по определенному признаку. Для малышей 2-4 лет занятия лучше «обыгрывать» в сказочной форме – скажем, мы не просто разбираем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. При игре в «цепочку», описанной ниже, можно не просто собирать эту последовательность блоков, а выстраивать «мостики» для мышки через речку.

Знакомство со свойствами.

1. Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам – то есть игра выступает аналогом вкладышей.

2. «Не глядя». Кладем разные блоки в мешочек и просим, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы.

3. «Сортируем по признаку». Выкладываем в общую кучу все блоки и просим отделить все круги. Затем – все синие предметы и т. д.

4. «Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем – «не такой же».

Более сложный вариант этой игры — показываем блоки и предлагаем найти «такие же, как этот, блоки» по уже двум свойствам (размер – цвет, например) То есть найди такие же, как этот, блоки – все синие и квадратные.
Еще одна «ступенька вверх» — усложнение критериев поиска. Просим найти все блоки, такие же, как этот, с двумя аналогичными свойствами и одним отличающимися. То есть, например – найти блоки такие же по форме и цвету, но другого размера.

5. «Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, что – лишнее и обязательно спрашиваем, почему?

Игры к блокам Дьенеша

Сравнение по свойствам

1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед ( прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.

Более сложный вариант игры – взять 4 игрушки — 2 пары похожих, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького и двух медведей, большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но бОльшего размера, маленькому – меньшего. Тоже самое и с зайками.

После раскладывания фигур у малыша можно спросить – какие фигуры достались большому медведю? Большие желтые (или большие прямоугольники). А маленькому зайчику?

2. «Кто быстрей?» Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями – кто быстрее соберет больше красных блоков? Или кто быстрее соберет блоки своего цвета (вы собираете все желтые, малыш — все синие)

Более сложный вариант: собрать скорость все блоки одного цвета, но, за исключением, например, треугольных. Или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки одного общего признака, но и исключить из них часть «неподходящих».

3. «Цепочки» — выстраивание цепочек, последовательностей блоков ( фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.

Более сложный вариант – просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, ребенок кладет желтый круг, следующей фигурой может быть или желтый, но не круг, или круг, но не желтый. Скажем, синий квадрат. Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д.

Другой вариант игры – выстраиваем цепочку, когда каждый следующий блок отличается от другого всеми 4-мя свойствами.

Для любителей решать головоломки можно предложить цепочку, где есть начало — один блок – и конец – абсолютно другой. Например, вы ставите желтый тонкий прямоугольный блок и синий толстый большой круглый. Это — начало и конец. Малыш выстраивает цепочку так, чтобы новый блок отличался от предыдущего одним свойством. Соответственно, предпоследний блок должен отличаться от последнего (положенного вами) всего на одно свойство.

4. «Не-свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Не-красный, не-квадратный, не-тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не-блоки» — все «не-синие» или «не-треугольные».

5. «Угадайка». Для этой игры вам нужны логические блоки и мешочек. Ведущий (например, вы) берет один блок и, чтобы второй игрок не видел, прячет его в мешок. Второй игрок ( ребенок) должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура – желтая?», «Она – прямоугольник?»

Классификация, логические операции

Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д. и спрашиваем – чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом, ребенок учится разделению на классы и сравнению.

1. Игра с областями. Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки 2-3 (можем начать с двух) не пересекающихся пространства (например, круга). Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, внутрь второго – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этим понятиями.

Следующее задание. Работаем только с один кругом. Освобождаем пространство и просим положить внутрь одного все квадратные блоки, а все треугольные, например – вне его.

Следующее. Рисуем (выкладываем) уже два пересекающихся круга. Берем три вида логических блоков — например, разного цвета. Просим все синие блоки расположитьв левом кругу. Все блоки квадратного цвета – в правом. А все синие квадратные — в двух кругах одновременно (то есть в области, где два круга пересекаются). Задание можно дополнить – все не-синие и неквадратные блоки (какие – мы не называем) располагаются вне обоих кругов. Это задание – тренировка на разбиение множеств по классам – не так–то просто, между прочим!

Если ребенку тяжело по началу справляться с этим заданием самому, можно начать «с другого конца» — вы раскладываете блоки по областям самостоятельно, а ребенку предлагает назвать, блоки с какими свойствами лежат внутри первого круга, второго, внутри двух кругов одновременно, вне их. Когда малыш поймет, о чем идет речь, можно попробовать вернуться к предыдущим заданиям.

2. «Чертеж». Для этого игры желательны карточки с обозначением свойств и «не-свойств». Предварительно рисуем чертеж, например, домика или замка, где каждый элемент обозначен свойством (карточкой). Например, основа – два не-желтых прямоугольных блока, на них стоят некруглые, не-синие блоки, затем — желтые не-треугольные, не-тонкие, вершит все не-квадратная красная крыша. Малыш должен построить замок согласно вашему письменному чертежу (или устным указаниям). Можно устроить соревнование – вы одновременно рисуете чертежи друг для друга и строите замки на скорость – правильность исполнения тоже учитывается при оценке.

Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции — все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники». А, если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самого разного возраста. Удачи!

Купить блоки Дьенеша>>