Десятинный монастырь

Славная Десятинная церковь св. Владимира, начало и венец всех священных храмов Старого Киева, прежде всех сооруженная благоверным князем, претерпевшая все беды, напасти, гонения и разрушения, и ныне воздвигаемая, из малого уцелевшего основания. Просветитель Руси, святой равноапостольный князь Владимир, принявший крещение в Корсуне и крестивший Русь в 988 г., не пощадил трудов и сокровищ для сооружения достойного храма Господу, просветившему его духовную и телесную тьму и на следующее «лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, – записано в «Повести временных лет», – и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами». Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят к 996 году. В 996-м году церковь освятил второй митрополит Киевский Леонтий.Владимир посвятил её Пречистей Деве, празднуя честный собор Ея, на другой день спасительного Рождества Сына Ея и Бога, и определил десятую часть своих доходов, на поддержание нового храма, от чего и сохранилось ему название Десятинного.Туда перенес он блаженные останки своей бабки, великой княгини Ольги, от которой почерпнул первые начатки христианства, они были перенесены в Десятинный храм из Вышгорода; там похоронил и благоверную супругу Анну, греческую царевну, утверждавшую его на пути спасения, и сам упокоился наконец под сению той же церкви. Сын его Ярослав, движимый благочестием к памяти усопших, вырыл кости дядей своих Ярополка и Олега, убиенных ещё в язычестве и окрестив торжественно, положив в церкви Десятинной, где опочил и великий отец; а сам отошел на смертный покой, под сень собственного храма Софийского.В 1240 году надвинулась туча монгольская на святую Русь. Долго ходит она по небосклону отчизны и наконец, страшно разражается над Киевом. Грозный завоеватель не оставил никакой надежды на мир или пощаду; одна неминуемая гибель, и она постигла Киев. Батый приблизился с своими несметными полчищами и разрушил столицу. От всего Десятинного храма остался только один южный придел, святителя Николая, с частью церковной стены. В таком ужасном запустении были священные развалины, в течении четырех веков, тяжких для Киева, под игом татарским и литовским, доколе не явился наконец обновитель. Ревностный митрополит, Петр Могила, не вынес зрелища развалин престольного своего города, и начались раскопки руин храма. В 1636-м году митрополит Петр Могила решил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». Все, что только могла восстановить рука его, в краткое его правление, — восстановила.Там стало опять совершаться богослужение, прерванное четырьмя веками запустения; прочая же часть обширных развалин оставалась под землею до 1823 года. Еще прежде сооружения церкви, митрополит, имевший обычай посещать каждую субботу разные храмы своей паствы, пришел помолится и над остатками Десятинной церкви, в убогом её приделе святителя Николая. Когда же, по выходе из храма, обозревал его окружности, он нечаянно увидел в близком расстоянии, небольшую яму и приказал глубже её разрыть; но сколь велико было утешение благочестивого пастыря, когда он открыл два мраморные гроба и узнал по их надписям, что в них покоился св. Владимир и его супруга.Протекло ещё два столетия после первого благоговейного обновления церкви Десятинной, и вот уже в ХІХ веке Митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви и в 1824 году раскрыто было под землею обширное основание и опять явился на свет древний чертеж внутренних и внешних стен храма, с тремя полукружиями алтаря, из которых средний резко выдавался вперед, и с двумя приделами в трапезе, где выкладены были, диким камнем, места для гробниц.2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви, которое доверили петербургскому архитектору В. П. Стасову. Новое здание сооружено по возможности в византийском вкусе, с двумя приделами, во имя св.Владимира и чудотворца Николая, и хотя оно несходно с прежним чертежом Десятинной церкви, однако было драгоценно для каждого русского, как воспоминание древнего святилища, воскресшего из развалин на то время. Его строительство обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 новую Десятинную церковь успения Богородицы освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Простоял он до 1936-го года. Именно тогда церковь разобрали на кирпичи. В 1938—39 научная группа Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальные исследования всех частей остатков Десятинной церкви. Во время раскопок снова были найдены фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы, остатка фундаментов и т.д. Кроме Десятинной церкви были найдены руины княжеских палат и боярских жилищ, а также мастерские ремесленников и многочисленные захоронения IX—X века. В июле 2005 года сотрудники Института археологии НАН Украины начали археологические раскопки возле фундамента Десятинной церкви. Исследователи поставили перед собой цель профессионально раскрыть фундамент старинного сооружения, который в ближайшее время планируется реставрировать.

За последние три года после аннексии Крыма и войны в Донбассе уровень неудовольствия деятельностью Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) в Украине заметно вырос. Последний всплеск возмущения в социальных сетях произошел в начале января и был вызван инцидентом в Запорожье, где священник УПЦ МП отказался отпевать трагически погибшего ребенка из-за того, что он был крещен в церкви Киевского патриархата.

А в конце января о Московском патриархате заговорили в Киеве в связи со скандалом вокруг здания церкви, возведенной на охраняемой законом территории в историческом центре города. Культовое сооружение УПЦ МП появилось рядом с фундаментом Десятинной церкви — первой каменной церкви Киевской Руси — еще в 2006 году. Однако только в начале февраля 2018 министерство культуры Украины заявило о его незаконности. Минкульт назвал здание «малой архитектурной формой» (МАФ) и отметил, что оно незаконно размещено на земельном участке, единственным законным распорядителем которого является Национальный музей истории Украины. Министерство намерено предъявить соответствующие судебные иски.

Как пояснил DW народный депутат Игорь Луценко, возглавляющий подкомитет по вопросам взаимодействия с гражданским обществом в парламентском комитете по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, ответчиком по этому делу выступит религиозная община, на которую зарегистрирована сооружение. Решение суда следует ожидать через 2-3 месяца.

От палатки до каменного храма

Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы — так называется здание, из-за которого разгорелся конфликт — расположен в пределах охранной зоны объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Святая София», всего в нескольких десятках метров от входа в Музей истории Украины. Начиная с 2006 года, монастырь прошел стадии трансформации от палатки к деревянному вагончику и, наконец, к каменной постройке с кованым забором вокруг нее.

Игорь Луценко

Игорь Луценко

Несмотря на проверки различных комиссий и ведомств, которые в течение нескольких последних лет констатировали самопроизвольность застройки, и недовольство общественности, монастырь продолжает функционировать. В УПЦ МП заявляют, что он действует на законных основаниях, ссылаясь на решение Шевченковского районного суда Киева от 2012 года о передаче в собственность религиозной общине трех киосков площадью 60 кв. метров. Тогда на суде представители Музея истории и Киевской горадминистрации заверили, что признание права собственности на движимое имущество не повредит правам музея как распорядителя земли.
Однако в 2013 году эти три киоска достраивают и облицовывают кирпичом. После чего государственный регистратор министерства юстиции вносит это сооружение уже как объект недвижимости площадью более 100 кв. метров в государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Чиновники боятся анафемы?

В течение десяти последних лет ни одно правительство и ни одна власть в городе не спешили решить этот конфликт. Возведение храма началось фактически еще во времена президента Виктора Ющенко, который, по мнению кандидата политических наук Александра Палия, только «вяло созерцал развертывание коррупционных схем в стране».

Период капитального строительства и попытки легализовать сооружение приходится на президентство Виктора Януковича, который лично покровительствовал УПЦ МП и поэтому «не мог и не хотел сносить эту часовню». Что касается нынешней власти, то ее главные силы были «брошены на проведение АТО», объясняет Палий. Кроме того, она не хотела создавать в столице еще одну точку напряжения, которую «Россия использовала бы как очередное пропагандистское мероприятие», предполагает эксперт.

Однако Игорь Луценко уверяет: нынешние чиновники затягивают окончательное решением по этому делу потому, что боятся. «В неформальных разговорах они мне откровенно так и говорят, что боятся анафемы, проклятий и угроз церковников, ведь представители этой так называемой религиозной общины уже угрожали физической расправой директору Музея истории», — рассказал он.

На правосудие будут оказывать давление

Вспомнить о незаконной постройке в историческом центре Киева общественность и власть заставили двое киевских архитекторов Александр Горбань и Алексей Шемотюк, которые ночью 25 января попытались поджечь монастырь. За это они были задержаны и арестованы на 2 месяца решением суда, но впоследствии были освобождены из-под стражи на поруки. Эта акция, а также петиция на сайте Киеврады с требованием снести здание возле фундамента Десятинной церкви, набравшая более десяти тысяч голосов киевлян, похоже, вывели конфликт на завершающий этап. Теперь точку в нем должен поставить суд.

Все юридические обстоятельства этого дела дают основания утверждать, что оно будет рассмотрена судом «в пользу киевлян», убеждена депутат Киеврады, член постоянной комиссии по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования Ольга Балицкая. Однако она не исключает, что в ходе рассмотрения дела «на правосудие и общество будет оказываться давление». «Я желаю выдержки судье, который будет избран для рассмотрения этого дела, и силы руководителям нашего государства в обеспечении независимости судебной власти», — сказала DW депутат.

В случае, если суд признает Десятинный монастырь незаконной МАФ, соответствующие службы будут должны его снести. По словам Балицкой, скорее всего эту функцию возложат на киевский Департамент городского благоустройства. Однако готовы ли церковники принять такое решение суда?

Нужны неофициальные договоренности

Спикер УПЦ МП владыка Климент заявил, что ему «не хочется и думать, что кто-то из чиновников осмелится разрушить святыню, внутри которой находится Святой Престол, чудотворная икона Пресвятой Богородицы и мощи святых». «Ни один верующий человек не в состоянии спокойно созерцать такое святотатство», — сказал церковнослужитель.

Действие закона одинаково для всех, и принадлежность храма к определенной религиозной конфессии не играет здесь никакой роли, убеждены опрошенные DW эксперты. Однако они соглашаются, что в случае, если суд примет решение о демонтаже здания Десятинного монастыря, реализовывать его будет нелегко, поскольку это породит политические спекуляции и выгодные картинки для российских СМИ.

Руководитель Центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко в беседе с DW посоветовал «умеренным политикам и администраторам спокойно и неофициально пообщаться с представителями УПЦ МП» и предложить им, например, «оставить на этом месте какой-то памятный знак, но уйти оттуда тихо, без конфликта и перенести свой монастырь в другое место».

Установить законно, но в другом месте

Игорь Луценко скептически настроен по поводу положительного результата таких переговоров. На вопрос DW, чувствует ли он готовность представителей Московского патриархата искать компромисс, политик ответил: «Никто ни на какие компромиссы идти не будет, потому что они чувствуют, что у них есть влияние в стране и что никто не осмелится их трогать».

После соответствующего судебного решения демонтаж должен состояться «быстро, четко, в рамках украинского законодательства, однако самым мягким образом, с проявлением понимания к обеим сторонам», считает Ольга Балицкая. Она заверила, что в городе работают соответствующие службы, которые смогут это сделать. «Но лучше, если бы служители церкви просто вышли к верующим и сказали, что Богу все равно, где именно стоит церковь, вместе помолились за здоровье всех украинцев и оставили это место», — сказала депутат и отметила, что в Киеве есть немало участков , где религиозные общины могут законно устанавливать свои храмы.

  • Транспарант с лозунгом, флаги и участники акции протеста

    Какие требования Майдана выполнены на Украине спустя три года?

    Украина — это Европа

    21 ноября 2013 года украинцы вышли на Майдан, протестуя против политики тогдашнего президента Виктора Януковича, отказавшегося подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Протесты закончились сменой власти, и Киев в марте 2014 года подписал политическую часть соглашения об ассоциации, а в июне — экономическую. Но из-за позиции Нидерландов процесс ратификации документа оказался заблокирован.

  • Участники акции протеста на Майдане с плакатом против присоединения Украины к Таможенному союзу

    Таежному союзу — нет

    Протестующие в центре Киева требовали от Януковича отказаться от интеграции страны в Таможенный союз ЕврАзЭс. Туда Украину активно приглашал президент России Путин. После победы Майдана новые власти в Киеве вообще отказались от этой идеи, но, по данным соцопроса группы «Рейтинг, проведенного в сентябре-октября 2016 года, 19% украинцев до сих пор выступают за Таможенный союз.

  • Участник акции протеста с плакатом на Майдане

    Лозунг «Банду — вон» по-прежнему актуален

    Во время протестов на Майдане украинцы объединились, требуя «перезагрузки власти», которая погрязла в коррупционных скандалах и разного рода преступных махинациях. Частично это требование было удовлетворено. Власть в стране сменилась, но и новых чиновников и политиков на Украине продолжают обвинять и уличать в коррупции.

  • Участники акции протеста на фоне лозунга с требованием проведения выборов

    Досрочные выборы состоялись

    Больше всего претензий у майдановцев было к тогдашнему президенту Януковичу и его так называемой «семье». Их обвиняли в разворовывании госсобственности и в узурпации власти. Во время протестов звучали требования импичмента президента и роспуска парламента. Они были полностью удовлетворены. После бегства из страны Януковича на Украине прошли досрочные президентские и парламентские выборы.

  • Участник акции протеста с плакатом, на котором написано Свободу политзаключенным

    Своих не бросать

    В ходе столкновений на Майдане силовики задержали более двухсот протестовавших. В отношении большинства из них были открыты уголовные дела, которые в судах заканчивались обвинительными приговорами. Соратники задержанных добивались их освобождения, протестуя под стенами СИЗО и защищая их в судах. После победы Майдан все эти лица были отпущены на свободу.

  • Участники акции простеста с плакатами

    Правоохранительные органы поставлены под контроль

    Майдановцы также добивались контроля над правоохранительными органами и расформирования спецподразделения «Беркут». После смены власти «Беркут» распустили. Ряд его бывших руководителей задержаны, против них возбуждены уголовные дела. Украинскую милицию переименовали в полицию, многие ее сотрудники были уволены. С нуля была создана патрульная полиция, которой сейчас доверяют более 40% украинцев.

  • Участник акции протеста на Майдане с плакатом

    Системных изменений в стране пока не произошло

    На Майдане звучали требования системных перемен в стране. После смены власти под давлением международных партнеров на Украине начались реформы. Прогресс достигнут в создании структур, призванных бороться с коррупцией, в проведении гостендеров, децентрализации власти, контроле над правоохранительными орагнами. Но до сих пор не проведена судебная и медицинская реформа, коррупция все еще процветает.

    Лилия Ржеутская, Киев

Первый каменный христианский храм на Руси, построенный в Киеве в 989-996 годах.

Создан по за­ка­зу Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча ви­зан­тий­ски­ми, ве­ро­ят­но сто­лич­ны­ми, мас­те­ра­ми на мес­те язы­че­ско­го кур­ган­но­го мо­гиль­ни­ка. До ос­вя­ще­ния Со­фий­ско­го со­бо­ра (1037) — ка­фед­раль­ный со­бор. На­зва­ние по­лу­чи­ла от де­ся­ти­ны, на­зна­чен­ной князем Вла­ди­ми­ром на её со­дер­жа­ние.

Из­на­чаль­ный про­ект Десятинной церкви в про­цес­се за­ло­же­ния фун­да­мен­тов был из­ме­нён: вме­сто ку­поль­ной ба­зи­ли­ки был со­ору­жён трёх­не­фный кре­сто­во-ку­поль­ный храм (42 × 34 м) с боль­шим под­ку­поль­ным квад­ра­том (7 × 6,5 м) и нар­тек­сом, ок­ру­жён­ный от­кры­ты­ми двухъ­я­рус­ны­ми га­ле­рея­ми. В XI веке га­ле­реи бы­ли за­кры­ты плин­фой, в XII веке, по­сле зем­ле­тря­се­ния, пе­ре­ло­же­ны отдельные уча­ст­ки фун­да­мен­тов и стен, при­стро­ен но­вый при­твор.

Ин­терь­ер Десятинной церкви ук­ра­ша­ли мо­за­ич­ные кар­ти­ны и фре­ски, ка­мен­ные рез­ные пли­ты, мра­мор­ные ко­лон­ны, фраг­мент релье­фа с из­об­ра­же­ни­ем Бо­го­ма­те­ри с Хрис­том (хра­нят­ся в Му­зее ис­то­рии Ук­раи­ны и за­по­вед­ни­ке «Со­фия Ки­ев­ская»). Пол по­кры­ва­ли мо­заи­ки из мра­мо­ра и смаль­ты, мра­мор­ные и пи­ро­фи­ли­то­вые пли­ты, в га­ле­ре­ях — по­лив­ные плит­ки. Сна­ру­жи сте­ны Десятинной церкви бы­ли ош­ту­ка­ту­ре­ны, име­ли греческие над­пи­си; кры­шу по­кры­ва­ли лис­ты свин­ца, су­ще­ст­во­ва­ли ке­ра­мические во­до­сто­ки. Ут­варь, де­та­ли уб­ран­ст­ва церк­ви, мо­щи святого Кли­мен­та I бы­ли дос­тав­ле­ны из Ви­зан­тии и ча­стью вы­ве­зе­ны ки­ев­ским князем Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем из Хар­со­на (Хер­со­не­са). В Десятинной церкви на­хо­ди­лись мра­мор­ные сар­ко­фа­ги Вла­ди­ми­ра и его же­ны Ан­ны, бы­ли пе­ре­не­се­ны ос­тан­ки князей Оль­ги, Яро­пол­ка Свя­то­сла­ви­ча, Оле­га Свя­то­сла­ви­ча, позд­нее по­хо­ро­не­ны кня­зья Изя­слав Яро­сла­вич и Рос­ти­слав Мсти­сла­вич (ки­ев­ский князь в 1159-1161, 1161-1167).

В 1240 году, во вре­мя штур­ма Кие­ва вой­ска­ми Ба­тыя, Десятинная церковь ста­ла по­след­ним убе­жи­щем ки­ев­лян, не вы­дер­жа­ла ско­п­ле­ния лю­дей на вто­ром яру­се и рух­ну­ла. На мес­те Дестяинной церкви бы­ла по­став­ле­на де­ревянная церковь «Ни­ко­лы Де­ся­тин­но­го», ра­зо­бран­ная в 1636 году по рас­по­ря­же­нию митрополита Пет­ра Мо­ги­лы. В 1654 году ос­вя­щён но­вый ка­мен­ный храм Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ен­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­хра­нив­шей­ся юго-западной час­ти Десятинной церкви, в 1828 году ра­зо­бран при строи­тель­ст­ве но­вой Десятинной церкви в «рус­ско-ви­зан­тий­ском» сти­ле по про­ек­ту В.П. Ста­со­ва (1828-1842; про­су­ще­ст­во­ва­ла до 1936).

Современные пред­став­ле­ния о древнерусской Десятинной церкви сфор­ми­ро­ва­ны в основном на ос­но­ва­нии ар­хео­ло­гических ис­сле­до­ва­ний митрополита Ев­ге­ния (Бол­хо­ви­ти­но­ва), К.А. Лох­виц­ко­го, Н.Е. Ефи­мо­ва (1823-1826), Д.В. Ми­лее­ва (1908-1914), М.К. Кар­ге­ра (1938-1939), Г.Ю. Ива­ки­на и О.М. Ио­ан­не­ся­на (2005-2006). Со­стоя­ние ос­тат­ков фун­да­мен­тов не­удов­ле­тво­ри­тель­но для вос­соз­да­ния точ­но­го ар­хитектурного об­ли­ка церк­ви.