Дети дворян

Методы воспитания в дворянских семьях были ориентированы на определенный идеал, сущностью «нормативного воспитания», применяемого к детям дворянского происхождения, было формирование личностных качеств соответственно конкретному образу. В основу этого образа входили такие качества как: честность, благородство, утонченность и прочие.

Определение 1

Понятие «дворянское воспитание» представляется не как педагогическая система, методика или свод правил, а как образ жизни, стиль поведения, усваиваемый ребенком через осознанное и бессознательное формирование привычки посредством подражания. Традиции в процессе воспитания дворянских детей не подлежали обсуждению, а неукоснительно соблюдались. Ввиду чего важность имело применение реальных принципов проявляющихся в условиях повседневной жизни, общении, поведении, но не теоретические предписания.

Отношение к детям в дворянских семьях

Отношение к детям дворянского происхождения внутри семьи отличалось высокой требовательностью, строгостью и даже жестокостью, что диктовалось нормами, определенными в традициях, в дворянском кодексе чести. Образование и воспитание детей, как правило, происходило в домашней обстановке, согласно строгому расписанию. Подъем был довольно ранний, после завтрака следовали уроки и другие разнообразные занятия. За соблюдением расписания пристально следили гувернеры. Любые проступки строго наказывались с использованием следующих мер:

  • Оставление без сладкого.
  • Запрет прогулки.
  • Простаивание в углу или на коленях.
  • Удары розгами.

Несмотря на строгость и требовательность, к детям в дворянских семьях относились со всей теплотой, любовью и заботой. Даже если требования педагогов и воспитателей были высокими, то обучение происходило в доброжелательной и веселой обстановке, благодаря чему легче переносились лишения и обязанности.

Помимо обучения манерам дворянские дети осваивали иностранные языки. Так, в первой половине 18 века обязательным для изучения был немецкий, позже – французский язык, а во второй половине 18 века повсеместно внедрялось изучение немецкого и английского, реже – польского и итальянского.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Финансовая сторона образования дворянских детей

Образование и воспитание дворянских детей осуществлялось в соответствии с достатком семьи.

Мелкопоместные дворяне имели не большой материальный достаток, что отражалось и на качестве образования младшего поколения. В таких семьях обучение и воспитание проходило дома при участии родителей и более старших детей. В связи с чем, уровень грамотности в мелко дворянских семьях был невысок, выросшие на такой системе воспитания дети были малограмотные или неграмотны вовсе.

В 19 веке воспитанию детей стало уделяться больше внимания, и родители старались нанимать специалистов извне. Предпочтение отдавалось иностранцам – носителям разнообразных профессий, таких как актеры, лакеи, ремесленники, парикмахеры и прочее. Подобная тенденция диктовалась и острым недостатком местных высокообразованных педагогов. Из-за отсутствия учителей не практиковалось обучение русской грамоте и Закону Божьему.

В семьях состоятельных дворян дети обучались разнообразным наукам, в которые могли входить:

  • Французский язык.
  • Мифология.
  • История.
  • География.

Образование и воспитание девочек

Дискриминация по гендерному признаку присутствовала не только на западе, но и в России. В связи с чем, до 18 века женскому образованию практически не уделялось внимания. И только в начале столетия девочек аристократического происхождения стали обучать соответственно требованиям, продиктованным обществом той современности. В качестве просветительских направлений отдавалось предпочтение:

  • Иностранным языкам.
  • Светскому этикету.
  • Танцам.
  • Игре на музыкальных инструментах.
  • Пению.
  • Элементарным навыкам письма.

Процесс обучения, как правило, проходил дома при участии педагогов. В некоторых случаях отдавалось предпочтение специальным институтам благородных девиц, которые на тот момент были открыты в Петербурге и Москве. Позднее подобные заведения распахнули свои двери в Казани, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде и других крупных городах.

Замечание 1

В основу воспитания состоятельных девушек того поколения вкладывалось умение вести себя в обществе. Их учили выглядеть привлекательно и нравится мужчинам. Менее состоятельные обучались навыкам ведения домашнего хозяйства. И тем и другим, без исключения, с рождения внушались нормы морали, объяснялось что прилично или неприлично.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДВОРЯНСКИХ ДЕТЕЙ Суренская Марина Сергеевна — аспирантка Тамбовского Государственного Университета

им Г.Р. Державина

Аннотация: в данной статье описывается воспитание и обучение дворянских детей, которое осуществлялось в России первой половины XIX века главным образом в домашних условиях. Обучением в основном занимались старшие братья и сестры, а также специально приглашенные учителя, которые нередко являлись иностранцами.

Ключевые слова: домашнее обучение, домашнее воспитание, гувернеры, гувернантки.

Образование и воспитание дворянских детей так же, как и жизнь их родителей, зависело от многих причин и прежде всего от имущественного состояния семьи, знатности и, наконец, пола ребенка. Мальчики в большинстве случаев обучались или домашними учителями, или в военноучебных заведениях. Некоторая часть училась в частных пансионах. Сыновья особо знатных семей имели возможность поступить в привилегированные закрытые заведения-Пажеский корпус и Царскосельский лицей в Петербурге, Ришельевский- лицей — в Одессе.

Девочки могли учиться дома или в закрытых институтах благородных девиц: в Петербурге — Смольный и Патриотический, в Москве -Екатерининский. Во второй четверти XIX в. институты благородных девиц были открыты в Казани, Харькове, Нижнем Новгороде, Одессе, Киеве, Оренбурге и других городах.

Но следует отметить, что и домашнее обучение было широко распространено в дворянской среде первой половины XIX в. У мелкопоместных бедных дворян часто не хватало средств на обучение детей в частных платных пансионах или в государственных гимназиях, иногда этому препятствовала и удаленность поместья от городских центров. В таких семьях детей обучали старшие сестры, братья или родители. Подобное образование, естественно, было незначительным. Самые бедные дворяне порой по уровню развития мало отличались от крестьян, да и более состоятельные, но получившие такое домашнее деревенское воспитание, также оставались малограмотными. Нередки были случаи, когда такие «представители -высшего сословия» оставались вообще неграмотными. Так, например, современник вспоминал, что в одной «деревне Ивашевке было много дворян и дворянок, и по всей деревне был только один грамотник, дворовый человек одной из барынь Федька, который писал за всех письма…».

Но все же с начала XIX в., когда образованию дворян начали придавать большее значение, нередко стали приглашать к детям учителей. «50 лет тому назад, — писал мемуарист, — в помещичьих семьях средней руки начали уже серьезно помышлять о воспитании детей и старались дать им по возможности средства к образованию, хотя и не желали тратить на этот предмет слишком много». Однако выбор преподавателей редко бывал удачным. Можно было «…найти учителей, учительниц, гувернеров и гувернанток, разумеется, иностранцев, большей частью знавших лишь свой язык, что не мешало им принимать на себя преподавание всевозможных предметов. Найти хорошего учителя или учительницу было тогда очень трудно, ибо контингент педагогов наших отечественных был крайне ограничен…».

Вследствии того обстоятельства, что русских учителей было ограниченное количество, среди воспитателей и учителей дворянских детей оказывались иностранцы, которые, к сожалению, часто бывали людьми несоответствующих профессий — актерами, солдатами, иногда даже лакеями, кучерами и парикмахерами. Большинство из них оставили плохие воспоминания у своих учеников. Так, например, когда к детям одного помещика наняли домашнего учителя, то первый, немец, оказался плохим учителем, но хорошим переплетчиком, другой «был великий охотник играть на флейте и делать сыр». Наконец, третий, был «человек грубый, можно сказать, жестокий, дозволял себе бить их линейкой по рукам, щипать уши, драть за волосы… Ему было лет 60, он любил пунш, а еще более — пиво».

Естестественно, такие люди, не обладавшие педагогическими навыками и, часто даже необходимыми знаниями, мало чему могли научить своих воспитанников. Но даже, если иностранные учителя и были достаточно образованными людьми, тем не менее отсутствие профессиональных знаний сказывалось на преподавании. Конечно, среди иностранных,учителей были и прекрасные педагоги, но их было незначительное меньшинство.

В целом при таком положении дел детей в основном учили «во-первых, по-французски, потом мифологии (предмет необходимый), наконец, немного истории и географии (на французском языке). Под историей разумелась только древняя, а средней и новейшей и помину не

было… Русской грамматике и Закону Божьему совсем не учили, потому что для этих двух предметов не было учителей. Домашние учителя грамматики не знали, а сельские священники знали только практику церковной службы, по навыку…».

Безусловно, домашнее обучение в доме малообразованных родителей, к тому же не уделявших детям заботы и внимания, консервировало невежественность, присущую значительным слоям провинциального дворянства. Случаи действительно прекрасного домашнего обучения, которые имели место в просвещенных и состоятельных семьях, были сравнительно редким явлением.

Что касается домашнего образования молодых дворянок то оно, можно сказать, было большей частью поверхностным. В состоятельных семьях для девочек нанимали гувернанток, иногда даже учителей, в менее состоятельных — их учила мать или старшие сестры. «Русскому языку, т.е грамматике, учила мать, арифметике, географии и истории — отец», — вспоминала М. К. Цебрикова . Обычно данное обучение ограничивалось навыками бытового разговора на одном или двух иностранных языках — чаще, французском и немецком, элементарной грамотности, четырьмя правилами арифметики, начальными и большей частью отрывочными сведениями по истории, географии. Обязательным для молодой дворянки считалось приобретение навыков игры на каком-либо инструменте, рисования, пения, умение грациозно танцевать. Однако учили всему этому для того, чтобы молодая девушка могла быть приятной в обществе. Большое внимание обращалось на «умение вести себя», хорошие манеры считались обязательными для девушек из дворянских семей. Нарушение этикета, немного свободное поведение пресекались и строго наказывались.

Но наряду с вышесказанным следует сказать и о том, что бывали случаи отличного домашнего обучения девушек в помещичьих семьях. Такой, например, была семья пушкинских соседей по Михайловскому, Осиповых-Вульфов, в которой дочери, выросшие в Псковской губернии, были очень образованными, прекрасно знающими литературу и иностранные языки . Также могло быть блестящим и образование юных аристократок. Если дочерей в таких семьях не отправляли на воспитание в Смольный институт благородных девиц, а обучали дома, то, для них приглашали лучших учителей, или давали образование за границей.

Однако, необходимо отметить тот факт, что в основном целью женского образования была подготовка богатых девушек к тому, чтобы хорошо выглядеть и вести себя на балах, а также нравиться противоположному полу, менее состоятельных — быть хорошими хозяйками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если говорить о воспитании детей в дворянских семьях, то в первой половине XIX в ему не уделялось большого внимания. То обстоятельство, что дети не составляли тогда «преобладающего элемента» в семье, отмечали многие мемуаристы. Часто бывало, как писала М.

З.Цебрикова, что дети были «нумером последним»: «Детей забивали в самую маленькую и неудобную комнату, подальше от парадной половины, пропитанную кухонным чадом и всякими миазмами. Дети надоедали шумом, мешали занимать гостей». Родители, занятые своими делами мало вникали в детскую жизнь: «отцы большую часть времени, были заняты службой, по вечерам был нужен преферанс; матери отдавали много времени гостям или чтению французских романов…» . Такое положение было характерно как для среднего дворянства, так и для аристократических семей.

Но необходимо отметить, что наряду с этим существовавшее в сознании родителей убеждение в привилегированности своего положения, естественно, передавалось и детям, которое откладывалось в детском сознании совершенно произвольно. Безусловно, воспитание детей в условиях крепостного строя уже само по себе наносило моральный ущерб подрастающему поколению, но воздействие этого неизмеримо возрастало в семье малообразованных или не уделяющих внимания детям родителей, к тому же высоко ставивших свою сословную принадлежность свое право распоряжаться судьбой других людей. Такие условия порождали у детей неограниченйый эгоизм, барскую спесь, неумение и нежелание трудиться, «Мои старшие сестры — писала Е. А. Сабанеева, — не умели сами обуваться, пили утренний чай в постелях, и прежде второго часа не выходили из своих комнат. И какие дикие предрассудки были им привиты мамушками и нянюшками: ворожба, гадания, боязнь дурного глаза — все это сильно расстроило их нервы» .

Воспитанию девушек придавалось в семье большее значение, чем воспитание юношей. Конечно дворянским девицам внущались и общие нравственные нормы: религиозность, почитание императора и царствующей фамилии, уважение к старшим, послушание. Но наряду с этим существовали обязательные правила поведения для молодых дворянок. В этом плане вся жизнь

делилась на то, что «прилично» и на то, что «неприлично». Так, например, неприличным считалось барышне одной выйти на улицу, там можно было появляться только в сопровождении гувернантки, старшей родственницы или лакея; неприлично громко говорить и смеяться, вступать в разговор с незнакомым человеком, особенно «не своего круга» и т.д.

Таким образом, строго соблюдая эти правила, которые нередко доходили до обсурда, родители и, особенно, родительницы порой портили жизнь своих дочерей. Так, например, у богатой московской барыни Е. А. Бибиковой «дочери без ее позволения не смели, даже в деревне, идти в сад, а когда получали позволение, которое редко решались просить, то не могли иначе выходить, как со своими гувернантками и в сопровождении двух лакеев в ливреях. Такие прогулки не могли нравиться молодым девушкам, и они пользовались ими раза два в лето» . Или, например, вдова псковского губернатора, живя с двумя немолодыми дочерьми, не разрешала им выходить без ее позволения «и то не иначе, как с дамами, ей хорошо знакомыми… не пускала их смотреть парады, считая, что «не совсем прилично ехать смотреть на маршировку множества мужчин» ее дочерям, младшей из которых было за 50″ .

Таким образом, из всего вышеизложенного следует вывод, о том, что многое в домашнем воспитании и образовании дворянских детей зависило прежде всего от материального положения семьи, образованности самих родителей, а также от общего настроя семьи. Домашнее воспитание достигало хороших результатов лишь в тех семьях, где достаточно просвещенные родители, обладавшие высокими моральными качествами, проявляли заботу о хорошем обучении и нравственном формировании своих детей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти.//. — М.: «Мысль», 1869. — 356 с.

2.Головачев Г.Ф. Отрывки из воспоминаний.// Русский вестник, 1880. Т.149, № 10 — С. 719

3.Протасьев С. Страницы из дневника.//Исторический вестник, 1887. Т.30, № 11 — С. 423

4.Цебрикова М.К. Страницы из истории нашего женского домашнего образования.// Русская школа, 1893. т. 1, № 5/6 — С. 28

5.Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. Быт и традиции.//. — СПб.: «Лань», 1997. — 158 с.

6.Сабанеева Е.А. Воспоминания о былом//Русский архив, 1900. Т. 82, № 11 — С. 431

7.Раевская Е.И. Воспоминания. // Русский архив, 1883. Кн. 2, № 3. с. 356

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Дельвиг А.И. Полвека русской жизни. Воспоминания.//. — М-Л.: «Наука», 1930. — 421 с.

4.7 (93.75%) 224 votes

В наше время дворянское воспитание кажется практически идеальным. Дворяне отличались благородством, честностью, образованностью и храбростью. Но достигалось это не просто воспитанием, а формировалось с детства как определенный образ жизни, стиль поведения.

Дворянские дети воспитывались согласно идеологии: «Кому много дано, с того много и спросится». Другими словами, своих отпрысков дворяне ориентировали на то, что их положение в обществе обязывает быть образцом нравственности. Ребенок стремился стать идеалом, потому что он родился дворянином и ему с детства многое дано.

Отношение к детям

В то время детей рождалось довольно много. Так, в одной дворянской семье, могло быть от 10 до 15 отпрысков. Однако и смертность была очень высока. Малыши погибали при тяжелых родах, в результате несчастных случаев, от детских болезней. Если из 15 достигали совершеннолетия хотя бы пятеро, это уже считалось благословением свыше.

дворянское воспитание детей

Сразу после рождения малышей отдавали в руки кормилиц и нянечек. Хотя и материнской заботы они не были лишены. В качестве примера можно привести княгиню Евдокию Мещерскую, которая вела специальную тетрадь «Беседы с моей дочерью». Начиная с 10-летнего возраста её дочери Анастасии, она записывала туда успехи и неудачи княжны. Когда Анастасии исполнилось 11 лет, княгиня выделила ей отдельную комнату, прислугу и немного денег, чтобы девочка научилась вести хозяйство.

Даже царские отпрыски не были обделены материнским вниманием. Так, императрица Александра Федоровна лично составляла учебные программы для своих детей, отбирала учителей и проводила занятия по языкам и рукоделию.

Проживали дворянские дети отдельно от родителей. Их спальни находились в другой части дома, как можно дальше от кабинета отца, чтобы не отвлекать того от работы. Это специально учитывалось при постройке дома. Детей держали в строгости, показывая, что это они созданы для родителей, а не наоборот.

Особенности питания

Питание у молодых дворян было хорошее, но без излишеств. На завтрак они получали бульон с хлебом, молоко либо сладкий суп с овсянкой и сухофруктами («габер-суп»). Обед состоял из супа, рыбного или мясного блюда и сладкого десерта. На ужин было опять молоко либо каша.

Кроме того, на столе всегда были варенные овощи, масло, яйца, пироги и творог. Летом ассортимент пополнялся свежими фруктами и ягодами. Для здоровья считались полезными различные травяные сборы, отвар лопуха и сыворотка.

как дворяне воспитывали детей

Еда подавалась в точно установленное время. Завтрак начинался в 8 часов утра, обед – с 12 до часу дня, полдник – около четырёх, ужин – часов в восемь вечера. Между основными приемами пищи перекусов не разрешалось.

Строгость воспитания

Основным девизом дворянского воспитания было: «Любить Отечество свое и верою ему служить». И касалось это не только мальчиков, но и благородных девиц. Юные дворяне с малых лет проходили серьезную физическую подготовку, которая воспитывала в них силу и выносливость. Девочки же должны были следить за осанкой и фигурой, что считалось залогом здоровья.

В воспоминаниях Анны Керн, гувернантка заставляла её лежать на голом полу, чтобы спина была ровной, а одежда была настолько простой и лёгкой, что девочка постоянно мерзла в карете.

В семейной жизни дворянки должны были уметь вести хозяйство и поддерживать уют в доме. Княгиня Мещерская писала своей дочери: «Знание хозяйства и наблюдение в оном порядка — необходимое условие семейной жизни. От женщины зависит порядок и тишина в доме. Следует избегать долгов. Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже в нужном, чем войти в долг.»

Главной в жизни дворянина была государственная служба, довольно часто военная.

воспитание дворянских мальчиков

В Царскосельском лицее общеобразовательные занятия чередовались с физическими упражнениями. Помимо разнообразных наук, мальчиков обучали фехтованию, верховой езде, гребле и плаванью. Лицеисты вставали в 7 утра и в любую погоду совершали прогулки на свежем воздухе.

Ничего удивительного, что при таком воспитании дворяне с детства очень хорошо владели собой и превозмогали страх в любых ситуациях. Пушкин писал: «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству.»

Домашнее образование

Не все дворяне могли позволить себе отправить ребенка в общеобразовательное учреждение, поэтому домашнее обучение было очень популярным. Но даже в домашних условиях жизнь дворянских детей не была праздной:

  • послушание родителям;
  • жесткий распорядок дня;
  • строгая дисциплина;
  • взаимосвязь этикета и морали.

Утро начиналось с раннего подъема, обливания холодной водой для закалки и молитвы. Затем следовали уроки, прогулки на свежем воздухе и бесчисленные занятия. Особое внимание в дворянских семьях уделялось религии. С малых лет дети начинали и заканчивали свой день утренней и вечерней молитвой. А по праздникам и воскресеньям было обязательное посещение литургии с родителями.

Молодые дворяне усердно корпели над:

  • основными языками – греческий, латынь, французский;
  • дополнительными – английский, немецкий или итальянский;
  • историей;
  • физикой;
  • географией;
  • астрономией;
  • математикой;
  • письменностью;
  • музыкой;
  • рисованием;
  • танцами.

Со средины XVIII века стали также обучать искусству и литературе. Это было вызвано скорее необходимостью, чем расширением кругозора. Мелким помещикам довольно часто приходилось заниматься строительными и ремонтными работами в своей усадьбе и не всегда они могли позволить себе архитектора. Поэтому молодой дворянин должен был уметь начертить план постройки, составить смету расходов и контролировать ход строительных работ.

Обучение девочек было более поверхностным. Им было достаточно знать два языка, уметь музицировать и красиво рисовать. Владение третьим языком говорило о высоком уровне образованности барышни.

воспитание дворянских девочек

Этическая составляющая

Хорошее воспитание тесно переплеталось с этическими нормами, которые проявлялись в поведении молодых дворян. Основой служило безоговорочное послушание родителям и уважение старших. Авторитет отца был непререкаем, а его слова не подвергались обсуждению.

Главной добродетелью считалась дворянская честь. Она диктовала поведение дворянина и безоговорочно преобладала над любыми другими соображениями. При этом, согласно дворянской этике, честь не давала абсолютно никаких преимуществ, а, наоборот, делала человека только более уязвимым. Нарушивший данное слово мог навсегда загубить свою репутацию, поэтому надежность честного слова была поистине безграничной.

дворянское воспитание

Этика у дворян тесно переплеталась с этикетом. Так, демонстрировать определенные чувства было не только недостойно, но и не прилично. Обязательной чертой воспитанного человека было умение скрывать мелкие огорчения и неприятности. Кроме того, непристойной в дворянском обществе считалась и неприкрытая демонстрация богатства.

Особое внимание уделялось нравственности. В первую очередь это относилось к барышням, которые должны были отличатся целомудрием, скромностью, послушанием и религиозностью. Очень важной была репутация девушки, которую берегли с подросткового возраста. Благородные девицы не могли оставаться один на один с мужчиной, даже если он в весьма почтенном возрасте. Они не должны были появляться без сопровождения в общественных местах, да и просто выходить на улицу. Вопрос о браке решался до 18 лет, а после 23 не сумевшая выйти замуж девушка считалась старой девой.

Дворянское воспитание в наше время

С ранних лет прививая детям определенные принципы, даже сегодня можно воспитать настоящую княжну или графа. Какие же ценности никогда не утратят своего значения?

Скромность

Скромность – это не стеснительность или зажатость, как считают многие, а сдержанное отношение к себе. Считалось плохим тоном встревать в ходе беседы со своими советами и комментариями. В своих письмах граф Честерфилд советует не говорить долго, дабы не утомить слушателей.

Храбрость

Дворяне тренировали храбрость путем волевых усилий, ведь трусость довольно плохо сочетается с благородством. Юноши отправлялись служить в армию и на флот, чтобы заслужить уважение выполняя сложные задания. Да и у девушек трусость не была в чести и с ней упорно боролись.

Самообладание

Это поистине аристократическое качество, которое было визитной карточкой дворянского сословия. Дворян с детства тренировали стойко воспринимать любые удары судьбы и не падать духом. Жалобы и слёзы были за рамками этикета.

Не лишним это качество будет и сейчас. Во-первых, не стоит навязывать свои беды окружающим, ведь, по сути, им нет до них никакого дела. Во-вторых, демонстрируя свои эмоции, вы становитесь более уязвимым.

Умение нравиться

Сейчас в фаворе принцип – любите меня таким какой я есть. Ранее же, люди старались понравится друг другу. И это было вовсе не подхалимство, а требование этикета. Нужно было вести себя так, чтобы ваше общество было приятно окружающим, тогда и вам будет приятно в таком обществе.

Физическая сила

Быть храбрым и физически слабым довольно сложно, поэтому дворянские дети постоянно занимались физическими упражнениями. Особенно строгие требования были в военных училищах. Да и популярные в то время развлечения требовали силы и ловкости – верховая езда, охота.

Внешний вид

Среди дворян царил культ прекрасного, который требовал ухоженных волос, полированных ногтей и простых, но изысканных на вид, одежд. Дети из дворянских семей должны были хорошо выглядеть, но не для демонстрации богатства, а чтобы проявить уважение к окружающим.

Вежливая речь

Высокие требования предъявлялись не только к письменной, но и к устной речи. Все дворяне соблюдали два негласных правила:

  1. Дворянин может наговорить гадостей другому дворянину, но только в абсолютно вежливой форме. А это, знаете ли, требовало довольно виртуозного владения языком и знания светских клише.
  2. Речь аристократа должна быть уместной. Другими словами, если он общается с крестьянами, те должные его понимать. До хамства никто не опускался, а вот простодушные шутки вполне позволялись.

Чтобы приобщится к дворянскому воспитанию одного лишь соблюдения правил поведения будет явно недостаточно. Это стиль жизни, который юные дворяне впитывали с малых лет. Но стремится к идеалу конечно же нужно, и может быть тогда в мире станет намного больше образованных и воспитанных людей.

Воспитает ли няня дворянина?

Не зря говорят «С кем поведёшься, того наберёшься». Ребёнок впитывает всё, как губка. Обратите внимание — дети буквально копируют манеру поведения, жесты и речь родителей или других людей, с которыми проводят большую часть времени. Если вы намерены воспитать аристократа, то любая, пускай и хорошая в общем понимании няня, не подойдёт. Особенно, если вы ищите няню с проживанием у вас дома или ту, которая будет проводить с ребёнком по несколько часов каждый день.

Хорошая новость в том, что среди нескольких тысяч кандидатов на должность няни в нашей базе есть именно те, кто нужен Вам. И если для Вас важно воспитывать детей в лучших традициях современной аристократии, мы предоставим Вам выбор нянь, которые выросли на классике и воспитали не одну леди и не одного джентльмена.