Детские фантазии

Все дети любят фантазировать. Иногда, фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где, в таком случае, заканчивается фантазия и начинается ложь?
Сразу определим, что ложь очень многолика. Самая распространенная ее разновидность – ложь как вредная привычка. Чаще всего такой тип лжи формируется у ребенка под влиянием различных факторов. Например, обман ребенка вызвал у взрослых смех и улыбку, т.е. послужил сигналом одобрения. После нескольких подобных подкреплений безобидная фантазия может превратиться во вредную привычку.
Вторая разновидности лжи связана с характерологическими особенностями ребенка. Недостаток внимания, неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувство одиночества и незащищенности ребенок прячет под маской обмана. Обычно эта ложь побуждается фантазией и направлена на поддержку внутренней гармонии малыша. Подключив фантазию, одинокий ребенок становится душой компанией; напуганный – самым смелым; нерешительный – отважным.
Не менее распространенной является ложь, связанная со страхом ребенка сказать правду по какой-либо причине. Подобная психологическая защита подкрепляется его желанием избежать неприятную для себя ситуацию. Другого способа избавиться от страха он не знает, поэтому ложь, как волшебная палочка-выручалочка, оказывается тут как тут.
Есть еще один вид лжи – ложь как средство достижения выгоды (в том числе экономии времени). Получение какого-либо блага, интереса для себя переплетается с желанием человека избавить себя и окружающих от необходимости длительных, пусть и правдивых, объяснений. Это наиболее распространенный вид лжи у взрослых, который крайне редко встречается у детей, поскольку мало связан с фантазией и воображением.
Следует помнить, что детская ложь сама по себе не появляется – так же как и всему остальному, ребенок учится ей при взаимодействии с окружающим миром. Говорить о том, что ложь это плохо, нужно именно в тот момент, когда Вы столкнулись с ней впервые.
Есть некоторые правила поведения взрослых, которые снизят риск появления обмана у ребенка:
1.В семье существуют единые требования к ребенку, которые разделяются всеми. Нарушая это правило, Вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, ЧТО нужно сказать папе, если мама запретила что-то.
2.Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.
3.Будьте искренни. Первоначально ребенок копирует манеру общения, поведение, стиль взрослого, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков малышу не ясен, зато он отчетливо воспринимает Ваше настроение.
4.Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.
5.Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям. Пожалуй, это правило в отдельных комментариях не нуждается.
Если же факт лжи уже стал проявлять себя, то желательно использовать следующие правила:
1.Каждый раз старайтесь разобраться, почему ребенок солгал. При этом важно помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок редко ставит цель солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребенок сказал неправду.
2.Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В противном случае Вы можете больше никогда не услышать от ребенка правды. Не стоит использовать такие фразы, как: «Ты что, хочешь вырасти лгуном?» или «Ты еще такой маленький, а уже врешь!». Лучшего эффекта, Вы добьетесь, сказав: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты такой честный у меня!?».
3.Ребенок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: пусть вернет то, что взял без спроса; извиниться за свой обман, и т.п. Главное в этом правиле, чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.
Что касается мира фантазии, то для гармоничного развития ребенку можно и нужно фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребенка не был закрытой областью для взрослого – ведь общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте на здоровье! Помните, что главное отличие фантазии и лжи в том, что ложь причиняет боль, а фантазия позволяет сделать мир лучше. Или найти свой профессиональный путь, став настоящим писателем.

Психолог Татьяна Ананьева

Мир детских фантазий: рисунки расскажут всеНе каждый родитель может попасть в мир детских фантазий, страхов, иллюзий. А ведь очень часто они мешают ребенку жить, развиваться, общаться с окружающим миром.

Как побороть детские страхи

Задача взрослых заключается в том, чтобы предложить ребенку визуализировать свои страхи, изобразив их на бумаге. Если нужно, это можно сделать с помощью взрослого. После этого страхи можно нейтрализовать путем сознательной трансформации.

Страшному монстру:

  • пририсуем милый хвостик, смешной нос или пятачок,
  • повяжем роскошный бант,
  • можем даже примерить очки.

Поверьте, как правило, ребенку подобного упражнения достаточно, чтобы страх ушел.

Кроме того, с помощью детских рисунков родители всегда смогут хотя бы приблизительно составить представление о внутреннем мире малыша, мире детских фантазий. Можно попытаться вникнуть в него, если что-то настораживает. А также это поможет лучше понять малыша.

Чтобы это значило?

Ваш малыш занят творчеством? Замечательно! Внимательно изучите изображение. Знайте: все, что на рисунке будет изображено, всегда крайне важно для малыша.

Полотна на заказ

Мир детских фантазий скрыт, но мы его раскроемПопросите ребенка изобразить вашу семью. В процесс не вторгайтесь — пусть рисует сам, проявит фантазию. Обязательно предоставьте малышу хороший выбор цветов и материалов.

Вслушайтесь, комментирует ли малыш процесс работы:

  • если ребенок вслух озвучивает свои действия, он психически стабилен;
  • если же к каждому штриху ему необходимо одобрение, есть вероятность, что малыш страдает от неуверенности в себе.

Старайтесь уделять ему чуть больше времени, чаще поощряйте и поддерживайте его.

Когда малыш категорически отказывается рисовать, подумайте, есть ли тому разумное объяснение. Возможно, ребенок голоден или утомлен, а может быть – это попытка избежать трудностей.

…Голубым и зеленым…

Психологи утверждают, что цветовые предпочтения во многом характеризуют личность юного художника. А именно:

  • холодные и бледные оттенки используют в рисунках спокойные мечтатели;
  • яркие и теплые — предпочтут активные непоседы;
  • все варианты зеленого нравятся уравновешенным и независимым детям,
  • красного – ярым активистам;
  • выраженное предпочтение фиолетового — объясняется детской эмоционально-интеллектуальной незрелостью и бурной фантазией;
  • монохромные рисунки изображают те, кто не сумел справиться с каким-то внутренним конфликтом.

Немаловажно и то, в каком цвете автор выполнил изображение самого себя. И, учтите, что самого дорогого для себя человека он изобразит той же краской.

О чем расскажет холст?

Не заостряйте внимания на мелочах в детских рисунках – это работа для специалистов. Родители же должны воспринять картину целостно.

  • На первом плане всегда будут важнейшие для малыша субъекты. Если один из них значительно превосходит всех в росте, значит, он для него самый авторитетный. Взгляните, как изображены родители: рядом или врозь?
  • Занята ли семья общим делом или каждый занимается чем-то своим?
  • Иногда ребенок вообще не рисует братьев или сестер, объясняя это тем, что они ушли на прогулку.
  • Или же, дорисовывает несуществующего младшего, в таком случае, малышу нужно чаще играть с ровесниками.
  • Когда ребенок вовсе не нарисовал себя, он, возможно, страдает от одиночества.
  • Бывает так, что все персонажи изображены неестественно мелко — это может говорить о том, что у ребенка отсутствует вера в себя, и он ощущает себя слабым, возможно по причине того, что родные с ним излишне строги.

Таким образом, из внимательного отношения к детским рисункам можно многое узнать о ребенке: о его страхах и предпочтениях, фантазиях и мечтах, чем, кстати, можно корыстно воспользоваться в преддверии праздника.

Попросите малыша нарисовать то, что ему очень хотелось бы, будь то семейный пикник или же новая игрушка. В этом случае родители почти наверняка смогут исполнить маленькую мечту родного человечка к предстоящему событию.

Автор статьи: Лозунова (Швец) Яна

Сказка "Фантазия"Жизнь скучна и неинтересна, если в ней нет места фантазии. Этого никак не мог понять писатель Бумагин, мечтавший прославиться. Но однажды писатель очутился в одном необычном месте, где девочка по имени Элеонора подсказала Бумагину, что ему следует сделать…

Сказка «Фантазия»
Ева П.

В одном небольшом городке жил писатель. Звали писателя Валерий Иванович Бумагин. Валерий Иванович был серьёзным, представительным мужчиной, всегда одетым в костюм, а на носу у него красовались большие круглые очки. С ребятами Валерий Иванович общаться не любил, а если видел, то всегда строго отчитывал за проказы. Писал он глубокие, философские книги для взрослых. И ребята, в конце концов, невзлюбили его за его сухой характер.

Однажды Валерий Иванович, как всегда, сидел в своей комнате, попивая кофе, и довольно смотрел на экран компьютера. Только что он написал новую главу своей книги под названием «Один день из жизни обычного человека». Рассказывал он в этой книге про то, как некий Дмитрий Петрович ходил на работу, ругался с начальником, обедал с семьёй, гулял с детьми… И занимался другими совершенно обыденными делами. Он планировал потом отнести свой труд в издательство и прославиться.

Внезапно раздался подозрительный скрип. Валерий Иванович прислушался. Он мог бы предположить, что это был питомец, но питомца у него не было. Сейчас он об этом пожалел — ведь тогда можно было бы хоть чем-то оправдать таинственный звук.

Валерий Иванович встал из-за стола и прошёл на кухню, чтобы сделать себе для успокоения ещё кофе. Как ни в чём не бывало, он собирался уже было поставить кофеварку, но вдруг что-то грохнуло, и он застыл на месте, не в силах пошевелиться.

Одним глазком Валерий Иванович взглянул на окрестности. И обомлел. Вокруг вместо кухни расстилалась, казалось, бескрайняя степь…

Сзади раздались мягкие шаги. Валерий Иванович попробовал обернуться, и, к его удивлению, у него это получилось.

В нескольких метрах от него стояла невысокая светловолосая девочка лет тринадцати. Она задумчиво смотрела вдаль.

Сохраняя самообладание, писатель как можно спокойнее представился:

— Добрый вечер, мадемуазель. Меня зовут Валерий Иванович. А каково ваше имя, юная леди?

Кажется, девочка только сейчас заметила его. Она улыбнулась:

— Я Элеонора. Можно просто Эля.

— Эм-м… вы не знаете, где мы находимся, Элеонора? — Валерий Иванович привык называть всех полным именем.

— Конечно, знаю, — кивнула Эля. — В твоём воображении.

Валерий Иванович так удивился, что даже забыл обругать девочку, что она так невоспитанно и вульгарно назвала его на «ты».

— Я знаю о тебе всё, — продолжила она. — Знаю, что ты писатель. Ты очень скучно пишешь, Валерий. Твою книгу никто не будет читать. Разве ж кому-то интересно читать про обычную жизнь?

Валерий Иванович даже не успел энергично возразить Элеоноре, как она закончила:

— А ведь у тебя есть талант. Ты можешь писать хорошо и интересно. Просто используй фантазию, Валерий!

Ошарашенный писатель не стал возражать — да и не смог бы. Неожиданно он понял, что снова находится на собственной кухне с открытыми глазами.

— И что это было? — вслух спросил он себя. — Сон? Да, сон!

В итоге ему удалось убедить себя в том, что это действительно был сон. Хотя реальности мы никогда не узнаем…

— Так! — вдруг приободрился Валерий Иванович. — Почему бы не попробовать написать такой рассказ, как просила эта девочка? Глядишь, это будет интересный эксперимент!

И, прихватив кофе, он почти бегом побежал за компьютер — писать новый рассказ…

***

Прошел месяц. Валерий Иванович написал целый сборник небольших сказок, которые всё-таки отнёс в издательство. Редакторы обещали скоро издать этот сборник. А до этого он однажды пришёл на площадку, где сидели ребята, и прочитал им одну из своих сказок. Конечно, сначала они насторожились, но спустя несколько дней привыкли и вскоре полюбили Валерия Ивановича. Он даже стал позволять им называть себя «дядя Валера». А ещё он, по старой юношеской мечте, завёл себе маленького весёлого щенка…

А произошло это всё из-за самого лучшего, что есть на свете — из-за фантазии.

Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец!

Часто дети придумывают и рассказывают такие небылицы, что совершенно невозможно определить, что произошло на самом деле. Нужно ли переживать, если фантазий стало слишком много, и как отыскать среди них правду, рассказывает клинический психолог Ольга Грузберг.

Вопрос. Детское воображение и ложь. Как разграничить и где искать правду?

Ответ. Воображение — это тренировка абстрактного и символического мышления. Дети до десяти лет часто воображают прямо вслух: придумывают свои истории, продолжения к любимым сказкам и мультфильмам.

От вранья это отличается тем, что враньё всегда преследует цель — попытку скрыть правду от взрослого. Если вы не можете придумать, какую правду пытается скрыть от вас ребёнок, то переживать, скорее всего, не стоит. Можно подключиться и задавать наводящие вопросы — смотреть, как будет развиваться его воображение, и делать выводы.

Чем старше ребёнок, тем больше его фанатазия уходить внутрь. Он начинает рисовать, писать рассказы и сказки. Если ребёнок после десяти лет продолжает фантазировать вслух, требует внимания и включения в процесс — это своеобразный признак эмоциональной незрелости. Нужно понять, почему так происходит.

Если ребёнок фантазирует вне дома — в школе или во дворе — следует поговорить с ним про реакцию других людей на его истории. Обычно к школьному возрасту дети умеют рефлексировать момент, когда фантазия уместна, а когда чрезмерна. Но если, например, в школе ребёнок, отвечая на вопрос учительницы, развивает некую фантастическую историю, задача взрослого — объяснить, что сейчас — время урока, когда фантазии неуместны и никому не удобны, и лучше продолжить на перемене. Или в гостях он начинает фантазировать за столом, а родителям неловко. В такие моменты можно предложить ребёнку нарисовать свою фантазию.

Если фантазия вызывает ощущение чего-то нездорового — например, если она носит сексуальный характер в дошкольном возрасте — это явный признак неблагополучия. Возможно, у него случилась перегрузка информацией или даже были какие-то попытки нарушить его физическую целостность. С этим нужно разбираться серьёзно.

Или фантазии на тему смерти — когда этого много, тоже стоит насторожиться и попробовать понять, про что ребёнок говорит. Возможно, есть психологическая травма или у ребёнка много тревоги и страха, и он не может с этим справиться.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).