Детский страх

Детские страхи

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Нарисовать страх

Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

bluhterova.jpg «Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий. И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО. Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

В настоящее время проблема детских страхов обостряется и становится все более актуальной. Динамика современной жизни и повышение требований приводит к напряжению и эмоциональной нестабильности взрослых. Это находит свое отражение в повышении количества страхов у детей. Проблема страхов детей с нормальным психическим развитием является разработанной, в то время как исследований страхов детей с задержкой психического развития недостаточно.

Исследование детских страхов, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные состояния у детей влияют на нормальное протекание психических процессов и развитие личности ребенка. Страхи имеют возрастную динамику и характеризуют определенный путь развития самосознания человека. Являясь неизбежной принадлежностью нашей жизни. страхи сопровождают нас от рождения до смерти. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного .

Страхи, связанные с возрастными изменениями, здоровый ребенок переносит и перерастает. Это является важным условием для его успешного развития.Однако у ребенка с задержкой психического развития страх может стать причиной многих нарушений в психофизиологической сфере. Установлено, что у детей с задержкой психического развития (конституционального, соматогенного, психогенного и церебральногопроисхождения) эмоциональное и личностное развитиене соответствует своему возрасту. В дошкольномвозрасте у таких детей преобладаетимпульсивность, неадекватность в оценке результатов, повышенная утомляемость, раздражительность,склонность к аффективным вспышкам, конфликтам итревожно-фобическим расстройствам.

Детские страхи имеют временный характер, однако у детей с задержкой психического развития они могут сохраняться длительное время и тяжело переживаться ребенком. Причинами могут быть: нервная ослабленностьребенка, неправильное поведение родителей, конфликтные отношения в семье.Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям, поэтому очень важным является поиск эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Мы изучали динамику страхов у дошкольников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.Экспериментальную группу составили воспитанники МКДОУ №166 города Кирова – 50 человек в возрасте 3-7 лет, в составе контрольной группы было 100 воспитанников МДОУ №195 города Кирова. Всего в исследовании приняло участие 150 человек.

В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: «Опасения и страхи у детей» А.И.Захаров;»Незаконченные предложения» А.И. Захаров; тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин.

Выявление количества и содержания страхов показало различия в переживании страхов дошкольниками с нормальным психическим развитием и детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Таблица 1.

Среднее количество страхов

Возраст Дошкольники с нормальным психическим развитием Дошкольники с задержкой психического развития
3 3,25 5
4 4,35 6,2
5 5,7 8,4
6 6,8 11,1
7 7,55 12,2

У дошкольников с задержкой психического развития по сравнению с дошкольниками с нормальным психическим развитием отмечается повышенное количество страхов, особенно в старшем дошкольном возрасте. Это связано с наибольшей насыщенностью старшего дошкольного возраста страхами.

Количество страхов, приходящихся на одного дошкольника с задержкой психического развития, превосходит в 1,5 раза количество страхов, приходящихся на дошкольника с нормальным психическим развитием. Если дошкольник с нормальным психическим развитием имеет до 8 страхов, то у дошкольника с задержкой психического развития эта цифра доходит до 13.Это объясняется тем, что дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения, неуверенность, чувство страха.

Анализ содержательно-динамических особенностей страхов показал, что у дошкольников с задержкой психического развития преобладают страхи свойственные детям более раннего возраста, такие как: страхи животных, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, в то время как у дошкольников с нормальнымпсихическим развитием центральное место занимаетстрах собственной смерти и смерти родителей.

Выявив отличия в количестве и содержании страхов у дошкольников с нормальным развитием и дошкольников с задержкой психического развития, мы перешли к изучению причин страхов и беспокойства ребенка. Анализ результатов показал, что у дошкольников с задержкой психического развития, по сравнению с дошкольниками с нормальнымпсихическим развитием, более высокий уровень страхов в категории «Страхи и опасения».

Рисунок 1. Соотношение уровня страхов у дошкольников с нормальным психическим развитием и дошкольников с задержкой психического развития

Также у дошкольников с задержкой психического развития отмечается повышенный уровень страхов в категориях «Отношение к детскому саду», «Отношение к отцу», «Отношение к матери». Это связано с сильной зависимостью детей дошкольного возраста с задержкой психического развития от взрослых. Тип взаимодействия и эмоционального отношения родителей является основным фактором, влияющим на психическое здоровье ребенка. Дошкольники с нормальным психическим развитием ведут себя более самостоятельно. Страхи в категории «Отношение к детскому саду» могут свидетельствовать о трудностях дошкольников с задержкой психического развития, испытываемых ими при посещении детского сада и связанных с обучением, общением со сверстниками и воспитателями.

В категории «Страхи и опасения» наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в который входят страхи сказочных персонажей, нападения, одиночества и смерти. Эти страхи преобладают как у дошкольников с задержкой психического развития, так и у дошкольников с нормальным психическим развитием, что позволяет нам говорить об одинаковых механизмах возникновения данных страхов.

Для дальнейшего более детального понимания причин страхов нам необходимо выявить взаимосвязь типов родительского отношения и возникновения страхов у детей дошкольного возраста, так как самая распространенная причина появления детских страхов –сложные семейные отношения и неправильное воспитание ребенка в семье.

Рисунок 2. Распределение выборочной совокупности родителей дошкольников с нормальным психическим развитием по определению типа родительского отношения к ребенку

При соотнесении полученных данных с предыдущими результатами, где нами было выявлено количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников психическим с нормальным развитием, мы получили, что типы родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник» наиболее часто встречаются у родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития с наибольшим количеством страхов. У родителей детей с задержкой психического развития с небольшим количеством страхов преобладает такой тип родительского отношения как «Кооперация», также, как и у родителей детей с нормальнымпсихическим развитием.

На рисунке 2 видно, что наиболее предпочитаемым типом родительского отношения является «Кооперация». Этот тип отмечается у родителей дошкольников с нормальнымпсихическим развитием с наименьшим количеством страхов. Второе место у типа «Авторитарная гиперсоциализация», при котором у детей отмечается большое количество страхов, также, как и у типа родительского отношения «Маленький неудачник», который находится на третьем месте. На четвертом месте тип родительского отношения «Симбиоз», который отмечается у родителей детей со средним количеством страхов. На пятом месте тип «Принятие-отвержение», при котором количество страхов у детей небольшое.

Рисунок 3. Распределение выборочной совокупности родителей дошкольников с задержкой психического развития по определению типа родительского отношения к ребенку

Рисунок 3 позволяет увидеть, что наиболее предпочитаемыми типами родительского отношения у родителей дошкольников с задержкой психического развития является «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник», при которых у детей отмечается большое количество страхов. На третьем месте тип «Кооперация». Этот тип отмечается у родителей дошкольников с задержкой психического развития с наименьшим количеством страхов. На четвертом месте тип родительского отношения «Принятие-отвержение», при котором количество страхов у детей среднее. На пятом месте тип «Симбиоз», который отмечается у родителей дошкольников с задержкой психического развития с небольшим количеством страхов.

Мы подробно изучили содержательно-динамические особенности детских страхов, а также причины их возникновения. На основе полученных в эксперименте данных нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление страхов у дошкольников с задержкой психического развития. Страхи у данной категории детей сохраняются длительное время, служат признаком эмоционального неблагополучия и негативно влияют на психическое здоровье и развитие ребенка. С помощью данной программы специалист сможет грамотно выстроить свою работу с данной категорией детей, помочь им преодолеть имеющиеся страхи, а также предупредить возникновение новых страхов.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение количества страхов у дошкольников с задержкой психического развития была опробована и явилась эффективной. Количество страхов снизилось, о чем свидетельствуют количественные данные до и после формирующего эксперимента.

Среднее количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 3 года до проведения формирующего эксперимента равно 5, после формирующего эксперимента равно 4. Больше всего сдвиг произошел относительно страха сказочных персонажей. В результате коррекционных занятий дети стали более адекватно относительно к негативным сказочным персонажам. Дети уяснили для себя, что они существуют только в сказках и в реальной жизни не могут причинить им никакого вреда. Характерными практически для всех детей, остались страхи животных и насекомых, однако уровень этих страхов снизился. Дети поняли, что если вести себя осторожно, то ничего плохого с ними не произойдет. В целом количество страхов снизилось на 24%.

Среднее количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 4 года до проведения формирующего эксперимента равно 6,2, после формирующего эксперимента равно 5,1. После проведения коррекционных занятий дети избавились от страха сказочных персонажей. Страхи страшных снов, темноты и одиночества снизились, однако почти у всех детей прослеживалась необходимость засыпать при свете ночника. Количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 4 года снизилось на 31%.

Среднее количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 5 лет до проведения формирующего эксперимента равно 8,4, после формирующего эксперимента равно 6,5. Больше всего сдвиг произошел относительно страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства. Дети поняли, что в темноте нет никаких «чудовищ», а все звуки и шорохи можно легко объяснить. Показатели страха нападения остались прежними, дети боятся незнакомых людей, которые могут напасть на них и причинить вред их здоровью. В целом количество страхов снизилось на 23%.

Среднее количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 6 лет до проведения формирующего эксперимента равно 11,1, после формирующего эксперимента равно 7,6. После проведения коррекционной программы дети смогли преодолеть страхи огня и пожара. Они поняли, что если аккуратно обращаться с огнем и делать это в присутствии взрослых, то беды не произойдет. Существенный сдвиг был отмечен относительно страха животных. Для дошкольников с задержкой психического развития это очень важно, так как этот страх является инфантильным т.е. соответствует более младшему возрасту и способствуетпсихическому неблагополучию ребёнка.Количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 6 лет снизилось на 23%.

Среднее количество страхов у дошкольников с задержкой психического развития в 7 лет до проведения формирующего эксперимента равно 12,2, после формирующего эксперимента равно 7,4. Больше всего сдвиг произошел относительно страхов войны и боли. Дети поняли, что обстановка в нашей стране спокойная и им ничего не угрожает. Однако наряду с этим, практически для всех детей характерным остался страх смерти. Как до проведения коррекционной программы, так и после, дети боятся собственной смерти и смерти родителей. Наличие данного страха можно объяснить тем, что процесс смерти является очень ярким для детей, поэтому чтобы побороть его им требуется время. В более старшем возрасте этот страх начнет снижаться.В целом количество страхов снизилось на 38%, что позволяет говорить о более высокой эффективности данной программы с дошкольниками 7 лет по сравнению с другими дошкольниками с задержкой психического развития

В результате коррекционных занятий дети научились более адекватно оценивать свое эмоциональное состояние, у детей сформировался навык релаксации. Подводя итог, можно сказать, что снижение количества страхов у дошкольников с задержкой психического развития возможно с помощью методов игровой коррекции, арттерапии и сказкотерапии.

Список литературы:

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия.СПб.: Питер, 2001. – 278с.
  2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
  3. Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями) // Медицинская психология в России, № 6, 2011. – С. 12-17.
  4. Хватова М.В., Ледовская Ж.А. О страхах у детей с ограниченными возможностями и их коррекции // Вестник ТГУ, №1, 2003. – С. 22-25.

Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, а человек, которому страх неведом, по сути дела, больной, и, соответственно, полное отсутствие страха — один из симптомов, относящихся к сфере психопатологии.

С первым появлением страха у младенцев мы сталкиваемся, когда им уже исполнилось несколько месяцев. Он проявляется в виде боязни неизвестного. Ребенок может испугаться, даже увидев незнакомое лицо.

Позднее появляется переживаемый в отсутствии родителей «сепарационный» страх, и в течение двух последующих лет репертуар детских страхов становится все богаче.

Можно говорить о конкретных страхах. Страх вызывают конкретные предметы, существа или ситуации, которые дети и в самом деле считают опасными. В 2-3 года нет никаких проявлений абстрактного страха. Существует зависимость: чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает. В процессе обучения диапазон конкретных страхов расширяется (например, в результате ассоциаций с белым халатом врача ребенок начинает пугаться парикмахера).

Примерно в возрасте 3-х лет ребенок начинает испытывать так называемые символические страхи. Наиболее часто встречается боязнь темноты. Темнота создает для ребенка ситуацию, аналогичную одиночеству, причем на его впечатления накладывает также отпечаток специфическая детская логика «Чего я вижу, того не существует».

Здесь срабатывают два механизма образования страхов:

  1. «Я остался один» — связан с боязнью потерять мать, к которой ребенок очень привязан;
  2. В воображении ребенка, умеющего образно мыслить, в темных углах комнаты рисуются различные страшные сказочные образы.

Что делать родителям?

  1. Нельзя наказывать «за трусость» ребенка, боящегося темноты, не следует и стыдить его за это. Страх не пройдет, но ребенок будет пытаться утаить его от родителей и страдать в одиночестве.
  2. Можно оставлять открытой дверь комнаты, в которой ребенок спит, но лучше всего установить маленькую, не слишком яркую лампу, до выключателя которой ребенок мог бы без труда дотянуться.
  3. Необходимо устранить конкретные причины, стоящие за символическими детскими страхами. Для этого может оказаться полезной консультация психолога, психотерапевта.

Со страхом самым непосредственным образом связано чувство, называемое тревогой, явление, родственное символическому страху. По сути – это то же чувство страха, но связанное с отдаленной во времени опасностью. Например, сидя в кресле перед стоматологом, мы испытываем конкретный страх, но если нам известно, что на следующей неделе мы должны посетить зубного врача, то в течение всей недели мы будем испытывать тревогу.

Тревога имеет прямое отношение к неспособности че­ловека принимать решения. Существует мобилизующая и расслабляющая тревожность. Первая дает действиям человека дополнительный импульс, вторая – парализует его в ответственные моменты. В основе этого явления лежат психологические аспекты воспитания, среди которых особое место занимают отно­шения между родителями и ребенком.

Если в детстве человек постоянно убеждался в собственной беспомощности, неспособности решать те или иные задачи, впоследствии в ответственные моменты он всегда будет испытывать расслабляющую тревогу – и, естественно, чело­век, для которого необходимость действовать связана с чувством успеха, переживает эту ситуацию как мобилизующую тревогу

Каким вырастет ребенок:

Будет ли он ориентироваться на избегание неудачи или же ему будет свойственна ориентация на успех – это в решающей степени определяется в детские годы?

Все это тесно связано с уровнем требований, предъявляемых к ребенку со стороны родителей. Если этот уровень превышает способности ребенка, то ребенок постоянно будет замечать, что не может соответствовать этим требованиям, и в течение всей жизни будет теряться при необходимости действовать, поскольку боится потерпеть неудачу, и тем самым поведение этого человека приобретает характерные черты тревожной личности.

Родители должны побуждать ребенка постоянно «тянуться вверх», но, вместе с тем, нельзя предъявлять ему требования, выходящие за пределы его возможностей.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в ребенке впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и очень лабильное, неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности. Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 0 до 3 лет»