Дихотомия, что это?

ДИХОТОМИЯ (греч. διχοτομία – сечение на два) – 1) название одной из апорий Зенона Элейского; 2) метод классификации делением объема понятия (класса, множества – totum divisum) на два соподчиненных его вида (membra divisionis) по схеме «противоречивой противоположности». При этом одним из видовых отличий (differentia) служит само основание деления (fundamentum divisionis), а другим – его логическое дополнение. Т.о., при дихотомии члены деления не только исключают друг друга, но и логически несовместимы. Очевидно, что дихотомия является исчерпывающим делением и обладает идеальным «запасом прочности» – любой новый объект из объема делимого понятия не может фальсифицировать классификацию, а ее логический характер исключает ошибки, возможные при других видах деления: неполный охват универсума, деление по разным основаниям, совместимость соподчиненных видов деления и пр. В общем случае результат дихотомии имеет вид «лестницы», где каждая ступенька несет в точности одну единицу информации о принадлежности объекта к соответствующему классу деления. Поэтому дихотомическая классификация обеспечивает сравнительно простой информационный поиск (идентификацию объектов). От дихотомии следует отличать родственную ей двучленную политомию, в которой признаки соподчиненных классов, вообще говоря, логически не противоречат друг другу. Такой тип классификации (ввиду аналогии «деление на два») называют иногда псевдодихотомическим. С точки зрения результатов оба типа деления могут совпадать, и их различие в ряде случаев обусловлено характером принимаемых допущений. Так, в рамках принципа двузначности (в двузначной логике) псевдодихотомическое деление высказываний на истинные и ложные (основание деления – истинностное значение высказывания) равносильно их дихотомическому делению (видовые отличия «истинно – неистинно»). Но если принцип двузначности не принимать, то с точки зрения результата эти два типа деления также различны: в универсуме высказываний могут оказаться и неразрешимые высказывания (которые нет оснований считать истинными или ложными). Очевидно, что в дихотомии один из соподчиненных видов определяется всегда только отрицательно (отрицательным признаком), а в псевдодихотомии оба вида определены положительно. Но заменить отрицательное определение положительным не всегда возможно. Поэтому не всякую дихотомию можно преобразовать в псевдодихотомию, тогда как обратное преобразование mutatis mutandis всегда возможно.

M.M.Новосёлов

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-02/ Дата публикации: 1.05.2017 № 2 (26). С. 7-11. УДК 001.6: 001.51

Дихотомический метод уменьшения информационной неопределенности

Статья описывает метод уменьшения информационной неопределенности. Раскрывается содержание информационной неопределенности. Описаны принципы метода дихотомического деления. Показано снятие информационной неопределенности на практическом примере. Показана возможность оценки сложности структуры сложной системы на основе дихотомического метода. Даются рекомендации по дальнейшему развитию метода.

Ключевые слова: информация, философия информации, информационная неопределенность, дихотомический анализ, дерево разбора, оценка сложности системы

В. К. Раев

Perspectives of Science & Education. 2017. 2 (26)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-02/ Accepted: 1 March 2017 Published: 1 May 2017

N°. 2 (26). pp. 7-11.V. K. Raev

Dichotomous method of reducing information uncertainty

Введение

ри исследовании и описании окружающего мира возникает дихотомия «простое -сложное» . Эта дихотомия дает основание конструировать сложные объекты из простых или конструировать структуры простых объектов путем декомпозиции сложных объектов. Все это делается для получения различных описаний. Дихотомический метод широко применяется в практической деятельности. Две стороны одного явления, две точки зрения — типичные примеры дихотомии. «Дихотомия (греч. б1хотоща: б0х®, «надвое» + тоцп, «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой» . Для дихотомии необходима общность категорий объектов деления. Два подкласса всегда связаны между собой

через общий класс. Дихотомия подразумевает одновременно различие и общность. Общность существует через косвенные (неявные) признаки, различие выражается через явные признаки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Информационная неопределенность

Одной из проблем при обработке информации и управлении является информационная неопределенность . Информационная неопределенность в простейшем понимании может быть рассмотрена как не информированность, то есть полное отсутствие сведений об объекте исследования. В более детальном рассмотрении информационная неопределенность может быть рассмотрена как недостаточная информированность об объекте исследования или как неполная информированность для решения задач, включая управление.

В системном анализе информационная неопределенность является признаком невозможности описать систему и все ее системные признаки. В аспекте неявного знания информационная неопределенность создает неявное (неполное) знание . У сложной системы или у неявного знания должны быть обязательные признаки. Исключение информации хотя бы об одном признаке переводит описание такой системы в «не систему», а явное знание в неявное знание. Это доказывает актуальность уменьшения или полного снятия информационной неопределенности. Дихотомический подход является одним из инструментов снятия информационной неопределенности.

_Дихотомия ка процесс деления целого

В широком смысле слова дихотомия это деление объекта исследования на две разные части, которые принадлежат одному объекту, в рамках одной категории . Дихотомическое деление — это деление на разные части по характерным признакам, в рамках одного общего класса или объекта.

Степень различия может быть разной, включая и непересекающиеся понятия. Но для существования дихотомии необходима связь между объектами дихотомического деления. Пример, «явное знание» — «неявное знание», «полное знание» — «неполное знание», «целостность- нецелостность». Рекурсивное деление может быть дихотомией (парадокс Зенона Элейского). Дихотомическое деление моделируется тринитарной конструкцией.

ект — не объект». Следует подчеркнуть, что в результате дихотомического деления всегда присутствует фактор, связывающий дихотомическую пару.

Недостатком анализа при сравнении по принципу «Да — Нет» является неоднозначность или множественность вариантов. Поэтому при дихотомическом анализе любого объекта выбирается категория, к которой относится данный объект. Внутри данной категории производят анализ «не объекта». Это обуславливает однозначность связи и практическое значение результата анализа. Анализ направлен на получение новых знаний об объекте исследования.

Пример дихотомического деления на классы

На рис.2 приведено исходное множество М, которое представляет собой информационную неопределенность. м

чтшшшшшш&л шшшшшшж

шшшшшшшш шшшшшшшш

Рис.2. Исходное множество, содержащее неопределенность

А

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Оппозиционный треугольник

Подобная триада образуется при дихотомическом анализе, который задает три компонента: А — пропозиция, В — объект, С- оппозиция. Два элемента А, С задают оппозицию, все три задают триаду. Такая тринитарная система или триада может отображаться в виде функции Tr(A,B, C, RAB, RBC, RCA), где RAB, RBC, — отношения части и целого. RCA или RAC — отношения дихотомии или оппозиционные отношения.

Методика дихотомического анализа заключается в сравнении двух понятий, на основе выбранного критерия сравнения. В простейшем виде этот анализ применяет парадигмы: «объ-

Предварительно выбирают аспект рассмотрения и критерий анализа. На первом этапе выбирается некое критериальное качество, свойство, признак, характеристика или параметр Р. Например, можно выбрать признаки принадлежности элементов множества М к трем подмножествам: А, В, С.

Исходное условие М(х, у, z); хеА; уеВ; ze С.

На рис.3 приведен метод деления и результата деления множества М.

Формальная запись результат деления примет вид

М=F(А, В, С) (1)

Вполне возможно, что первичные подмножества (или подмножества первого уровня) А, В, С, как результат первичного деления пересекаются. Считаем, что информационная неопределенность устраняется, когда образованы не пересекающиеся классы множества М. Для этого необходимо продолжать дихотомическое деление и найти элементы подмножеств и сами подмножества, которые будут образованы пересечениями

D = А П С; F = А П В; Е = В П С; Н = А П С П В; (2)

Рис.3. Процесс первичного дихотомического деления и результат

В результате анализа, в соответствии со схемой на рисунке 2, результат деления примет вид приведенный на рис.3.

Рис.4. Полное дихотомическое деление множества на независимые классы.

Схема, приведенная на рис. 4 позволяет решать много задач. Например, если критерием деления будет структура, то для сложной системы параметры, входящие в выражение (1), предстанут как структурные элементы системы. На рис.5 приведено «чистое» разделение классов.

Формальная запись полного деления будет иметь два вида: иерархический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M=F(A Н], В^,Е, Н], С^, Е, Н]) (3) И классификационный M=F(A, В, С, Е, ^ ^ Н) (4)

Левые части рисунков 3 и 4 представляют собой информационные конструкции. Для информационной конструкции при структурном анализе параметры, входящие в выражение (4),

Рис.5. Разделение исходного множества на непересекающиеся классы

предстанут как структурные информационные единицы . Для информационной конструкции при семантическом анализе параметры, входящие в выражение (4), предстанут как семантические информационные единицы.

Дихотомический анализ позволяет не только выявить системные признаки объекта исследования, но и оценить его сложность . Согласно дихотомии объекты можно разделять на группы «простые — сложные» Простым назовем объект, описание которого соответствует выражению (1), то есть он имеет одноуровневое описание. Параметры, входящие в выражение (1) называют первичными. Описание простого объекта получается линейным прохождением дерева разбора. Сложным назовем объект, первичные параметры которого включают вторичные параметры. Вложенность параметров определяет уровень сложности. Для примера на рисунке и в выражении (3) уровень сложности равен 3. Это обусловлено тем, что подмножество находится на третьем уровне иерарахии.

Дихотомический анализ дает возможность формализовать дихотомические понятия «простой» — «сложный» и оценить уровень сложности. На рис. 6 приведены результаты дихотомического деления объекта по характерным признакам в соответствии с выбранным критерием деления.

Рис.6. Пример дихотомического построения «сложного» объекта уровня N

Уровень сложности определяется максимальной вложенностью элементов деления. На ри-

сунке 6 это уровень N. Это означает наличие вложенности в первичные элементы деления еще N элементов. Такую оценку дает «специалист». Однако, говоря о сложности, необходимо принимать во внимание критерий делимости объекта. Критерии тоже могут быть простые и сложные.

Когда один человек говорит «это просто», а второй «это сложно» в отношении одного и того же объекта или процесса, необходимо принять во внимание те критерии, которые они используют для деления и оценки. Чем меньше знает человек, тем чаще он склонен «упрощать» ситуацию до схемы на рис.3. Иногда когнитивные возможности человека не позволяют ему понять сложность процесса и явления и адекватно оценить ее.

Следует отметить, что дихотомическое деление и последующее дихотомическое описание возможно не только для объекта, но и для процесса, информационной ситуации, сложной организационно технической системы и т.д.

Современное состояние в области дихотомического анализа показывает, что теория существенно отстает от практического применения этого анализа. На практике во многих случаях применение дихотомического анализа проводят упрощенно.

_Выводы

Дихотомический анализ является инструментом снятия информационной неопределенности путем деления и классификации частей объектов деления. Этот подход дает возмож-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ность определить части объекта или структурную вложенность. Дихотомический анализ является инструментом снятия информационной неопределенности путем определения иерархии между частями объекта. Дихотомический анализ является инструментом снятия информационной неопределенности путем оценки сложности структуры объекта. Дихотомический анализ является инструментом снятия информационной

неопределенности путем нахождения системных свойств объекта исследования и ответа на вопрос «является ли данный объект сложной системой или нет?». Дихотомический анализ дает возможность оценить свойства системы на основе дерева разбора и тем самым также снимает информационную неопределенность. В целом этот метод требует дальнейших исследований и написания содержательной теории.

ЛИТЕРАТУРА

1.Амосов А. А., Дубинский Ю. А., Копченова Н. П. Вычислительные методы для инженеров. — М.: Мир, 1998.

2.Универсальный русско-английский словарь. http://universal_ru_en.academic.ru/3008948/ Date Views: 25.02.2014.

3.Цветков В.Я. Информационная неопределенность и определенность в науках об информации // Информационные технологии. — 2015. — №1. — с.3-7

Моисеенко В. В., Яцкевич В. В. Информационная неопределенность и проблема оптимального выбора //Кибернетика и системный анализ. — 1998. — №. 4. — С. 152-158.

Сигов А. С., Цветков В.Я. Неявное знание: оппозиционный логический анализ и типологизация // Вестник Российской Академии Наук, 2015, том 85, № 9, — с.800-804. DOI: 10.7868/S0869587315080319.

Чешко В. Ф., Беспалов Ю. Г., Носов К. В. Технологии управляемой эволюции и дихотомия научного знания (опыт концептуального моделирования)/В. Чешко //Практична фiлософiя. — 2008. — №. 1. — С. 16-25.

Федуленкова Т. Н. Фразеологическая метафора: двойная дихотомия содержания и смысла //Когнитивная семантика: Сб. материалов второй международной школы-семинара.-Ч. — Т. 2. — С. 146-148.

9.Цветков В.Я. Триада как интерпретирующая система. // Перспективы науки и образования. — 2015. — №6. — с.18-23.

10.Левченко И. В. Реализация структурных элементов урока при использовании компьютера //Информатика и образование. — 2002. — №. 3. — С. 32-35.

11.Кудж С.А. Тринитарные информационные единицы // Славянский форум, 2016. -4(14). — с.137-143.

12.Ozhereleva T. А. Systematics for information units // European Researcher. Series A. 2014, Vol.(86), № 11/1, pp. 1894-1900.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Кириченко К. Д. Верхняя оценка сложности полиномиальных нормальных форм булевых функций //Дискретная математика. — 2005. — Т. 17. — №. 3. — С. 80-88.

14.Кудж С.А. Многоаспектность рассмотрения сложных систем // Перспективы науки и образования- 2014. — №1. — с38-43

Информация об автореInformation about the author

Раев Вячеслав КонстантиновичRaev V.K

Профессор, д.т.н.Prof. Dr. Профессор кафедры инструментального и Professor of Chair of Instrumental and Application

прикладного программного обеспеченияsoftware

Института информационных технологийInstitute of Information Technology

Московский технологический университет (МИРЭА)Moscow Technologies University (MIReA)

Осипова Л.И. ©

Доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и общего языкознания, Московский городской педагогический университет

К ВОПРОСУ О ДИХОТОМИИ «ЯЗЫК-РЕЧЬ»

Аннотация

В статье рассмотрены грамматические категории времени и числа, а также такие единицы, как слово, словосочетание, предложение в свете названной дихотомии, систематизированы данные, полученные лингвистами в результате исследования соотношения язык-речь, рассмотрены инварианты (язык) и варианты (речь) в семантической структуре полисемантического слова на примере русского и немецких языков.

Ключевые слова: язык, речь, сознание, единицы языка, единицы речи. Keywords: language, speech, consciousness, units of language, unit of speech

Естественно, что объектом науки о языке является язык. Слово «язык» многозначно, мы ограничимся одним значением: «система словесного выражения мыслей, служащая для общения в человеческом обществе». Представляется возможным выделить три понятия «язык», соотносимых с этим значением:

1)Язык — достояние всего человечества, важнейшее средство человеческого общения вообще;

2)Конкретный язык присущ тому или иному социальному (обычно — этническому) коллективу; он служит средством общения в этом коллективе, отражает его историю, его жизнь;

3)Каждый человек является носителем языка, отдельный человек, индивидуум сохраняет свой язык и будучи оторванным от языкового коллектива.

Итак, язык существует для общения, он существует в коллективе, но вместе с тем язык существует в каждом отдельном его носителе.

Все три основные формы существования языка могут быть охарактеризованы следующим образом: язык есть система знаков, представляющая собой важнейшее средство человеческого общения. Общение между людьми происходит путем передачи некоторых сообщений от одного носителя языка другому или нескольким носителям языка. Всякое словесное сообщение можно рассматривать как текст. Но все разновидности естественных текстов, независимо от того, когда, для какой цели, для какого адресата, в какой форме, на каком языке они возникли, имеют одно общее свойство: они представляют собой продукты речевой деятельности. Речь есть процесс производства текста.

Таким образом, язык как объект изучения имеет двойственный характер, и необходимо различать язык и речь. Это различие впервые ввел В. фон Гумбольдт, величайший языковед, основоположник общего языкознания. В своей работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода» (1836 — 40 гг.) он писал, что язык следует понимать не только как ergon — продукт, результат, opus, Werk, но и как energeia — процесс, деятельность, labor, Arbeit .

Ergon примерно соответствует термину язык, energеia — речь (обратим внимание, что корень один — erg).

К сожалению, идеи Гумбольдта были скоро забыты маладограмматиками, и только в начале XX в. выдающийся швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр вызвал их снова к жизни. В известной книге «Курс общей лингвистики» (1916, пер. в 1933 г.) Соссюр уже проводит четкую грань между la langue — язык и la parole (речь), которые оба входят как компоненты в речевую деятельность (la langage).

Разграничение языка и речи Ф. де Соссюр осуществил путем бинарных (двучленных) противопоставлений их отличительных признаков, образующих известные дихотомии или антиномии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1)язык — явление психическое, речь — явление психофизическое;

2)язык — система знаков, отложенная в сознании, он статичен, речь — отражение, манифестация этой системы, движение, процесс;

3)язык — социальное явление, речь — явление индивидуальное .

© Осипова Л.И., 2012 г.

Рассмотрим первую антиномию. Язык — это явление психическое, так как он хранится в сознании коллектива в виде системы значений, звуковых образов, моделей. Язык связан с сознанием, т.е. высшей, присущей только человеку формой отражения реального мира. Сознание — способность высокоорганизованной материи мыслить, отражать материальную действительность. А мышление -процесс этого отражения. Думается, логичней формула «язык и сознание». «Язык так же древен, как и сознание» .

А речь — явление физическое. Это акустическое воплощение языка, связанное с мышлением, которое является активным процессом отражения объективной реальности (не способностью, не свойством отражать, как сознание, а самим процессом отражения).

Итак

язык (психическое) <-

речь (физическое)

сознание

мышление

область психического

Язык в каждый данный момент в сознании говорящего и слушающего неподвижен, иначе не было бы общения. Приблизительное представление об этой неподвижности дают словарь и грамматика.

Обратимся ко второй антиномии: язык — система знаков, речь — отражение этой системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можем ли мы утверждать, что речь просто воспроизводит факт языка? Возьмем обычные слова: осень, пора, первоначальный, короткий, день, хрустальный, вечер. Ф. Тютчев их воспроизвел:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Воспроизвел ли? Тютчев создал, произвел текст так, как это может сделать гениальный поэт.

Следовательно, речь — это не воспроизводство, только воспроизводя уже готовое, созданное, общаться нельзя.

Используя созданное, надо производить нечто новое. Будем считать, что воспроизводимое, повторяющееся — это принадлежность языка, а производимое, вновь возникающее — свойство речи.

С этой точки зрения рассмотрим некоторые известные нам категории. Например, категория времени. Наличие ее у глагола — языковая категория, а выбор зависит от цели общения (но в нем., англ. яз. — в придаточной части такого выбора нет).

Категория числа — наличие ее у существительных — языковая категория, выбор формы числа обусловлен целью, который ставит говорящий.

Предложение — единица языка или речи?

Мы извлекаем его готовым из сознания, как законченную единицу, или производим его,

говоря?

Конечно, предложение обычно производится, создается в процессе речи. Однако есть и воспроизводимые предложения: пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения: цыплят по осени считают, нет дыма без огня, шила в мешке не утаишь и т.п.

Ну а слова? Уже тот факт, что они находятся в словаре, говорит о том, что это единицы языка, мы их воспроизводим, берем готовыми, когда строим из них предложения. Исключение составляют так называемые окказионализмы, авторские неологизмы, создающиеся автором с той или иной целью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается словосочетаний, то одно и то же словосочетание может быть воспроизводимым, будучи несвободным (собаку съесть в предложении Они в этом деле собаку съели) и так называемым свободным сочетанием (собаку съесть во фразе: Они были так голодны, что готовы были хоть собаку съесть).

Рассмотрим сочетаемость глагола бить

бить

живое (человека, ребенка

собаку) хрупкое (стаканы, чашки)

тревогу, отбой

аклуши

нем. schlagen

das Signal zur Aufregung geben

Живое, хрупкое — инварианты, включающие множество вариантов; тревогу, отбой -инвариант, включающий только 2 варианта; баклуши — инвариант, имеющий только один вариант.

Наличие инварианта есть воспроизводимое, факт языка, а выбор варианта в пределах инварианта есть производимое речевое явление.

Таким образом, в понятии речь объединяются такие разные явления, как составление предложений, производство новых слов, выбор вариантов из комбинационных инвариантов. Что касается грамматики, то она, в общем, относится к языку.

Из изложенного выше ясно, что ни язык без речи, ни речь без языка существовать не могут. Отметим два важных аспекта этой взаимосвязи:

1.Язык скрыт за речью и извлекается из нее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Развитие языка обусловлено изменениями, происходящими в речи.

В языке нет ничего такого, чего не было бы в речи, — утверждал Ф. де Соссюр.

В послесоссюровском языкознании появилось огромное количество интерпретаций дихотомии язык — речь. Ограничимся перечнем основных признаков, присущих языку и речи .

ЯзыкРечь

Абстрактен и воспроизводим

Потенциален Отвлечен от пространственно-временной реализации

Конечен Формален (совокупность различительных и общих признаков) Пассивен и статичен Относительно стабилен Иерархическая уровневая организация Объективен Обязателен

Фиксирует опыт коллектива Независим от контекста Инвариантен

Образуется регулярными чертами единиц и отношений между ними

Конкретна и неповторима

Актуальна Развертывается во времени и реализуется в пространстве

Бесконечна Материальна (совокупность артикулируемых звуков)

Активна и динамична

Подвижна Линейная последовательность

Субъективна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Произвольна Отражает опыт индивида Контекстно обусловлена Вариативна

Допускает элементы случайного и неупорядоченного

Языковеды, которые придерживаются дихотомии «язык — речь» различают факты языка и факты речи.

Единицы языка — это результат обобщения и типизации однородных речевых единиц. Так, например, корневые части слов и словоформ друг, друзья, дружба представляют одну и ту же единицу языка — морфему друг, но являются ее морфами, а точнее — алломорфами.

В современном языкознании выделяют следующие единицы речи и соотносимые с ними единицы языка .

Единицы речиЕдиницы языка

фон (звук)фонема

морф (корень, суффикс и т.д.)морфема

лекс (словоформа)лексема

дериват

грамма

синтакса

дериватема

граммема

синтаксема

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— словосочетание

модель словосочетания модель предложения

— предложение

Основные свойства единиц речи

1.Результат комбинирования единиц языка.

2.Образование в речевых актах (производимость).

Основные свойства единиц языка

1.Инвариантность (устойчивость).

2.Воспроизводимость в речи.

Единицы языка реализуются в единицах речи: фонемы — в звуках, морфемы — в морфах и т.д. Единицы языка «извлекаются» из речи путем обобщения и типизации единиц речи.

Литература

1.Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. -М.:Академия, -2010, -384 с.

2.Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и их влиянии на духовное развитие человеческого рода // В.А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. -М. -1960. -Ч. 1. -405 с.

3.Лингвистический энциклопедический словарь. -М. -1990. -683 с.

4.Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. -М.:Прогресс. -1977. -695 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Философский словарь. -М. -1983. -588 с.